- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно-правовые акты как источники права
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009111 |
Тема: | Нормативно-правовые акты как источники права |
Содержание
Глава 3: Нормативно-правовые акты как источники права 1. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов. Под нормативно-правовым актом( далее в данной работе для обозначения нормативно-правового акта будет использоваться аббревиатура «НПА») , как правило, подразумевается документ, принятый органами государственной власти в рамках их компетенции, которые выражены в письменной форме и благодаря которым происходит установление, изменение или отмена правовых норм. (Венгеров)В определении «нормативно-правовой акт» воедино объединены два понятия: «нормативный акт» и «правовой акт». В теории права чаще всего принято употреблять именно составное понятие «нормативно-правовой акт», так как между отдельно взятыми понятиями «нормативный акт» и «правовой акт» существует некоторое различие. Приведем в пример инструкции, содержащие правила обращения с бытовыми приборами: эти нормы являются техническими, они не содержат в себе норм правового характера, поэтому подобные акты приятно называть не нормативно-правовыми, а просто нормативными. А правовой акт(или же «индивидуальный акт», как его иногда называют) не содержит в себе норм права, является результатом применения права, устанавливает определенные меры ответственности за нарушение норм права; правовые акты не рассчитаны на многократное применение и не распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, а наоборот утрачивают свое действие, когда прекращается регулируемое им конкретное правоотношение. Основываясь на таких юридических тонкостях в различии данных понятий, в теории права закрепилось именно определение «нормативно-правовой акт». (Марченко) Более подробно раскрыть сущность НПА можно через его признаки, присущие ему как источнику права. Во-первых, природа НПА- правотворческая: он создает, отменяет правовые нормы, вносит в них коррективы. Во-вторых, нормативно-правовой акт содержит в себе нормы права, которые направлены на регулирование поведения и отношений людей внутри конкретного общества. Нормативно-правовым актом регулируется большой спектр общественных отношений; он не теряет силы и продолжает сове действие независимо от существования или несуществования в определенный момент времени регулируемых им отношений , применение НПА носит многократный характер. Еще одной особенностью данных актов является то, что право их принятия и издания закреплено за уполномоченными на это органами государственной власти, а в правовых системах некоторых стран данную функцию могут осуществлять общественные объединения и организации. (Вопленко стр36)из всех признаков НПА можно выделить два отличительных признака. Под первым признаком подразумевается государственная обязательность соблюдения, исполнения норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Обязательность данных норм объясняется тем, что в них выражается непосредственная воля государства, так как они направлены на регулирование ключевых для общества сфер жизни и общественных отношений. За неисполнение данных норм следуют немедленные государственные санкции. Государство, чаще всего в лице правоохранительных органов, следит за соблюдением и надлежащим исполнением норм, закрепленных в нормативно-правовых актах. Второй отличительный признак- закрепление нормативно-правовых актов в четко определенных формах. В правовых системах разных государств- разные формы закрепления данных актов. НПА могут закрепляться в форме законов, указов, постановлений, приказов и многих других формах. Также важно отметить, что нормативно-правовые акты- это письменные документы, им присуща особенная структура. Кроме того, каждый нормативно-правовой акт обладает особой юридической силой, система НПА государства строится иерархически: в данной иерархии у каждого акта есть собственное особое место. Акты, занимающие более низкую ступень в этой иерархии, не должны противоречить актам, находящимся на более высокой позиции, то есть актам, обладающим большей юридической силы. Существует множество критериев, на основании которых осуществляют классификацию нормативно-правовых актов. По сроку действия систему НПА делится на акты неопределенно-длительного и временного действия. По субъектам правотворчества(по субъектам, которые инициировали принятие данного нормативно-правового акта) выделяют нормативно-правовые акты государственных органов, акты, инициаторами которых стали различные общественные организации, например товарищества, профсоюзы и другие, а также нормативно-правовые акты, принятые населением страны на референдуме. В федеративных государствах, в число которых входит и Российская Федерация, можно совершить деление НПА в зависимости от их сферы действия: общефедеральные акты( акты, которые имеют юридическую силу на всей территории государства, в федеративных государствах они распространяют свое действие на все субъекты федерации), НПА субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также акты различных организаций. Однако основной классификацией в теории права принято считать классификацию НПА по их юридической силе: по этому критерию все нормативно-правовые акты можно разделить на законы и подзаконные акты, которые будут рассмотрены в двух последующих параграфах. 2.Закон как источник права( понятие, признаки, классификация) Под законом понимается нормативно-правовой акт, который издается в особом порядке представительным органом власти, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее значимые общественные отношения. Рассмотрим черты, присущие законам как нормативно-правовым актам. Шершеневич(Общая ТП, с.381) писал, что «закон есть норма, т.е. общее право, рассчитанное на неограниченное число случаев». Из этого определения вытекают два признака закона: первый признак- его нормативный характер, второй признак- многократность применения закона. Одной особенностей законов является то, что прерогатива их принятия и издания принадлежит представительным органам власти, депутаты(члены)которых в юридическом смысле являются представителями всего народа государства, или же всенародным референдумам. Однако данный признак характерен не для всех правовых систем. (Марченко)Закон стоит в основе романо-германской правовой системы, однако в странах англосаксонской системы права(например, в Англии и США) законотворчество входит в компетенцию высших судебных органов, закон приобретает свой юридический смысл именно посредством его применения в суде. Также не всегда референдум признается конституционным способом принятия законов, например, в некоторых государствах референдум носит лишь совещательный характер. Таким образом, субъекты и способы принятия законов во многом зависят от особенностей правовой системы государства и от места закона как нормативно-правового источника в ней. В различных правовых системах существуют разные понимания роли и места закона в системе источников права. В романо-германской системе, в частности в правовой системе Российской Федерации, признается верховенство и главенствующая роль закона. А если обратиться к системе права Великобритании и некоторых других стран с похожей правовой системой, то можно отметить, что в этих странах основным источником права долгое время был и остается судебная практика(несмотря на укрепление позиции закона в последние несколько десятилетий). Законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений: это могут быть, например, отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, компетенции государственных органов и должностных лиц, избирательной системы государства и многие другие. Еще один важный признак закона- особая процедура принятия. В различных государствах- различные процедуры приняти, однако, как правило, закон в большинстве государств все равно проходит через схожие стадии законотворчества. Такая особая, многоэтапная процедура принятия законов является отличительным признаком данного вида нормативно-правового акта(Вопленко), так как такая «формализованная процедура «изготовления» закона» не присуща ни одному другому источнику права. Существует ряд оснований, по которым законы можно классифицировать. В теории права в зависимости от значимости норм и общественных отношений, регулируемых законом, выделяют основные законы( это, как правило, конституции, их назначение- регулирование основ общественной жизни и государственного строя государства, они служат базой всего законодательства);конституционные законы, которые закрепляют порядок изменения, внесения поправок в основной закон; органические законы( они представляют собой дополнения к основному закону по отдельным,указанным в нем положениям); ординарные законы( все остальные законы, принятые компетентным органом в рамках текущего законодательства). Процедура принятия закона зависит от его юридической силы и значимости среди нормативно-правовых актов: чем выше юридическая сила закона, тем сложнее процедура его принятия. В федеративном государстве можно провести деление законов на общефедеральные законы и законы субъектов федерации. Общефедеральные законы издаются высшими органами государственной власти, они имеют действие на всей территории страны, в том числе и во всех субъектах федерации. Законы субъектов федерации издают высшие органами власти субъектов федерации, они обязательны для исполнения только на территории данных субъектов. Законы субъектов федерации не должны противоречить обшефедеральным законам. Существует множество других оснований для классификации законов: например, объем регулирования(выделяют общие и специальные законы), субъектам правотворчества(законы,принятые законодательным органам или народом на референдуме) и другие. 3. Общая характеристика подзаконных актов, их основные виды( на примере Российской Федерации) Под подзаконными актами принято понимать нормативно-правовые акты, принимаемые органами, чаще всего, исполнительной власти. В Российской Федерации к подзаконным актам относятся указы Президента РФ( хотя он формально не относится ни к одной из ветвей власти), акты Правительства, министерств, ведомств, органов исполнительной власти субъектов федерации. (Вопленко,с42)Подзаконным актам присущи следующие черты: во-первых, они содержат в себе нормы права, то есть носят нормативный характер. Во-вторых, нормы права направлены на то, чтобы конкретизировать государственную волю, закрепленную им в законах. Как и законам, подзаконным актам присуща определенная форма закрепления, а также они подлежат официальному опубликованию. На примере Российской Федерации рассмотрим основные виды подзаконных актов. В иерархии подзаконных актов Российской Федерации высшую позицию занимают указы Президента РФ. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) Президент РФ может издавать указы по вопросам собственной компетенции, своего правового положения как главы государства( ст.90 Конституции РФ). У Президента РФ также есть право издавать индивидуальные указы(например, указы о награждении граждан, о присвоении воинских званий и другие). За указами в иерархии подзаконных актов Российской Федерации следуют постановления Правительства. Данные подзаконные акты направлены на установление основных начал управленческой деятельности Правительства в различных сферах общественной жизни.Правительство РФ также издает распоряжения(по вопросам индивидуального правового регулирования). Постановления Правительства не должны противоречит Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. В случае наличия такого противоречия у Президента РФ есть особое право отменить данные постановления(распоряжения). У министерств, государственных комитетов, федеральных агенств и служб есть право издавать приказы и и инструкции, которые чаще всего предназначены для регулирования деятельности внутри данного ведомства. (Морозова,с200)Однако некоторые приказы и инструкции данных органов(например, министерства финансов, Центрального банка и других) имеют более масштабный характер, затрагивая права и обязанности многих граждан. Следующими в данной иерархии идут акты органов исполнительной власти субъектов РФ. В Российской Федерации субъекты могут иметь собственные конституции, издавать законы, у глав субъектов есть право издавать указы, у правительств- постановления, распоряжения, у министерств- приказы и инструкции. В общем система законов и подзаконных актов субъектов пропорциональна общефедеральной системе законов и подзаконных актов. Однако законы и подзаконные акты субъектов имеют юридическую силу только на территории данного субъекта, а также не должны противоречить общефедеральным нормативно-правовым актам. Также к категории актов субъектов РФ следует отнести акты органов местного управление, а также локальные нормативно-правовые акты(акты, которые издают руководители государственных или общественных предприятий).(Вопленко,с46) 3. Нормативно-правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц Ограничения по времени, по пространству и по кругу лиц, на которых распространяет действие тот или иной акт, присущи всем нормативно-правовым актам, такие ограничения способствуют надлежащему правовому регулированию общественных отношений. Рассмотрим действие нормативно-правовых актов во времени. Шершеневич(ОТП с397) писал, что «закон имеет начальный и конечный моменты своего действия». Единого срока вступления нормативно-правовых актов в силу не существует. Большинство нормативно-правовых актов вступают в силу на следующий день после их опубликования. Также существуют нормативно-правовые акты, момент вступления в силу которых зависит от даты их принятия, утверждения, существуют акты, которые вступают в силу по прошествии нескольких дней со дня их опубликования. В некоторых случаях момент вступления нормативно-правового акта в силу указывается либо в самом акте, либо в каком-либо другом нормативом акте. Как правило, чем юридически важнее нормативно-правовой акт, тем более большим является срок его вступления в силу. Что касается прекращения действия нормативно-правового акта, то тут можно несколько обстоятельств, в результате которых он может утратить свою силу. Во-первых, нормативно-правовой акт прекращает свое действие, в случае если в данном акте указан срок его действия и этот срок подошел к концу(временные нормативно-правовые акты). Во-вторых, отмена нормативно-правового акта может осуществляться при издании компетентным органом нового нормативно-правового акта или же изданием акта, вводящего новые правила в ту сферу(область)общественных отношений, которая регулировалась прежним нормативно-правовым актом. Следует обратить внимание и на такое понятие, как «обратаня сила закона». Можно говорить, что закон имеет обратную силу, когда он распространяет свое действие на общественные отношения, имевшие место до его вступления в силу. На сегодняшнем этапе в большинстве стран мире соблюдается принцип того, что закон обратной силы не имеет. Однако существуют исключения:например, в отношении уголовного закона(в случаях мягчения(отмены) ответственности за какие-либо деяния. Также можно выделить несколько основных видов нормативно-правовых актов по их действию в пространстве. Так, первой категорией нормативно-правовых актов по данному критерию являются нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всю территорию государства(например, в Российской Федерации это Конституция, федеральные законы, указы Президента и все другие нормативно-правовые акты, которые издают федеральные органы государственной власти). В федеративных государствах можно выделить категорию нормативно-правовых актов субъектов федерации, которые издаются органами государственной власти субъектов и имеют силу только на территории определенного субъекта. Также существуют нормативно-правовые акты, которые действуют не только на территории государства, но и за его пределами(например, нормы международного права в правовой системе Российской Федерации рассматриваются как источник права). ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: