- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно-правовые акты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000082 |
Тема: | Нормативно-правовые акты |
Содержание
Федеральное агентство по образованию Санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов Юридический факультет (Кафедра Теории и Истории Государства и Права) Нормативно-правовые акты. Их особенности и отличия от других источников права Дипломная работа Студентки вечернего отделения Научный руководитель Д.Ю.Н., ДОЦЕНТ К защите допускаю: Зав. кафедрой__________ «___» ____________ 2014г. Санкт-Петербург 2014 год ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ стр. 2-5 Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ стр. 6 1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта стр. 6-12 1.2.История формирования нормативного правового акта как источника права стр. 12-17 Глава 2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ стр. 18 2.1. Понятие, виды законов стр. 18-27 2.2. Понятие, виды подзаконных актов стр. 27-41 Глава 3. ОТЛИЧИЕ НОМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА стр. 42 3.1. Правовой обычай, как источник права. Его отличие от нормативно-правового акта. стр. 42-50 3.2. Общая характеристика судебного прецедента, его отличие от нормативно-правового акта стр. 50-61 3.3. Договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт, их сходства и отличия стр. 61-66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 67-68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 69-73 ВВЕДЕНИЕ Понятие «нормативно-правовой акт» (нормативный правовой акт, нормативный юридический акт) относится к числу основных и наиболее изученных понятий юридической науки. В России на протяжении многих лет нормативно-правовой акт являлся главным, если не единственным, источником права и сейчас играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. Это предопределяет интерес правоведов к исследованию понятия «нормативно-правовой акт» и признаков таких актов. Однако анализ научных работ и юридической практики свидетельствует об отсутствии единства мнений по вопросу о содержании и объеме данного понятия. Термин «нормативно-правовой акт» получил широкое применение в советской юридической науке. Его появление стало необходимым следствием усложнения системы законодательства, развития» его иерархической структуры, увеличения числа правотворческих органов и видов подзаконных актов. В таких условиях очевидно неудобство использования распространенного до революции обозначения всей совокупности актов правотворчества терминами «закон» и «законодательство», применяемыми одновременно и для обозначения одного из видов таких актов — актов, обладающих высшей юридической силой. Конечно, введение нового термина не привело к запрету использования понятий «закон» и «законодательство» «в широком смысле» наряду с понятиями «закон» и «законодательство» «вязком смысле», подобное применение данных терминов распространено и в настоящее время. Следует отметить, что такой подход имеет определенные недостатки. Использование единого термина для обозначения как законов, так и законов вместе с подзаконными актами, нивелирует различия между ними и негативно влияет на практику их применения. Употребление термина «нормативно-правовой акт» в большей степени соответствует стремлению к четкости формулировок и однозначности правовых понятий. И в то же время, существует неопределенность в том, какие именно акты охватываются понятием «нормативно-правовой акт», включают ли они акты толкования; локальные документы организаций, акты органов местного самоуправления. Понятие нормативно-правового акта охватывает большое число разнообразных документов, принимаемых органами различных ветвей власти, разных уровней правовой системы. Это затрудняет выработку единого определения нормативно-правового акта, делает невозможным единообразную регламентацию всех подобных актов. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации осуществляется целостной системой источников права, состоящей из неоднородных элементов. Интенсивное развитие законодательства последних лет, не всегда сопровождающееся устранением пробелов и противоречий, приводит к вопросу о том, может ли нормативно-правовой акт быть единственным источником права и какой должна быть сфера действия иных источников права. В системе права Российской Федерации, ведущее значение среди источников права занимают нормативно-правовые акты.1 Сказанное однозначно явно обуславливает актуальность предложенной темы. Нормативно-правовому акту посвящено множество исследований, следующих авторов: С.С. Алексеева, Р.Ф. Васильева, С.Л. Зивса, В.Н. Козлова, Н.М. Коркунова, Г.В. Мальцева, Л.И. Петражицкого, В.И. Сергеевича, Ю.А. Тихомирова, А.Г. Хабибуллина, А.Ф. Шебанова и др. Дореволюционные юристы исследовали проблемы, связанные с особенностями законов как источников права, виды законов, их соотношение с другими источниками права и нормами права, порядок их принятия, вступления с силу и действия. Данные вопросы рассматриваются в работах М.Ф. Владимирского-Буданова, Н. Дювернуа, И.А. Ильина, Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого, А. Рейца, Ф.М. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, Д.Я. Самоквасова, Шершеневича и др. Однако система источников современного им права еще не приобрела черты, свойственные ныне существующей, а потому многие актуальные для настоящего времени проблемы дореволюционными учеными не исследовались. В советский период учеными (С.С. Алексеев, М.Т. Баймаханов, Д.А. Керимов, Е.А. Лукьянова, А.С. Пиголкин, СВ. Поленина, И.Н. Рожко, И.С. Самощенко, Н.В. Сильченко, Ю.А. Тихомиров, и др.) исследовалось понятие нормативно-правового акта, его отличие от актов индивидуального характера, соотношение закона и права, иерархия нормативно-правовых актов, вопросы их подготовки, оформления и т.д. Официальная советская доктрина не признавала ценности иных источников права, что сдерживало развитие исследований таких источников и их соотношения с нормативно-правовыми актами.2 В последние годы внимание юридической науки было привлечено к изучению отдельных видов источников права. Появилось немало работ, раскрывающих понятие и признаки, описывающих роль в правовом регулировании правовых обычаев (Р.З. Замбулидзе, В.Н. Козлова, Н.И. Кочетыгова, Г.В. Мальцев, А.В. Мыскин, Н.А. Некрасов, А.И. Поротиков и др.), нормативно-правовых договоров (А.В. Демин, В.В. Иванов, К.Е. Колибаб, П.А. Лаптев, А.А. Мясин, Ю.А. Тихомиров, О.А. Ширабон и др.), судебной практики (И.Ю. Богдановская, А.Н. Верещагин, Г.В. Евстегнеева, Б.Л. Зимненко, В.Д. Зорькин, В.М. Лебедев, А.В. Победкин, В.А. Сивицкий, В.В. Тарасова, Е.Ю. Терюкова, А.В. Требков, B.C. Шевцов и др.). По-прежнему, сохраняется, интерес исследователей к понятию нормативно-правового акта, его отдельным видам (законам, подзаконным актам) и классификации таких актов (С.А. Авакьян, Ю.Г. Арзамасов, О.В. Богатова, Н.Е. Егорова, Р.Н. Иванов, С.А. Иванов, В.О. Лучин, СВ. Поленина, Ю.А. Тихомиров, Е.А. Юртаева, А.Г. Хабибулин, Н.И. Хабибулина, и др.). Особо следует выделить работы ученых, в которых дается анализ всех элементов системы источников права (СВ. Бошно, Т.В. Гурова; М.Н. Марченко, В.А. Толстик, Я.Ф: Фархтдинов и др.). Несмотря на большой интерес к нормативно-правовым актам и иным источникам права, проблемы, связанные с их пониманием и применением, еще далеки от разрешения.3 Целью настоящего исследования является рассмотрение нормативно-правового акта, его отличий и особенностей, от других источников права. Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи: ? рассмотреть понятие и основные особенности нормативно-правовых актов; ? рассмотреть историческое формирование нормативно-правового акта ? рассмотреть виды нормативно-правовых актов; ? рассмотреть отличие нормативно-правовых актов от других источников права. Объектом исследования является нормативно-правовой акт как источник права. Предмет исследования нормативно-правовой акт в системе источников права. Структура работы. Рассмотрение темы произведено с разбиением на главы, в каждой из которых раскрывается какой-либо аспект предложенной темы. В первой главе рассмотрены понятие, признаки, история формирования нормативно-правовых актов. Во второй главе описываются виды законов, подзаконных нормативно-правовых актов. В третьей главе описаны отличия нормативно-правовых актов от других источников права. Актуальность темы обусловлена тем, что в общественной жизни субъекты права имеют дело с множеством актов и документов, различия между которыми почти не проводятся. Вследствие этого, возникают проблемы с выбором предметов их регулирования, использования и правовой защиты, определением юридической силы. Устранить указанные пробелы можно благодаря строгой характеристике нормативно-правовых актов и их соотношения между собой. Научная новизна исследования определяется как совокупностью изучаемых путем системного, комплексного анализа теоретических проблем нормативного правового акта как, источника права, так и собственно содержанием ряда сформулированных относительно рассматриваемого нормативного акта положений, научных определений и рекомендаций. Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта. Среди многочисленных источников (форм) права место занимают важное нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их часто называют нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. Он широко используется во всех современных правовых системах, особенно в странах романо-германской правовой семьи. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права такие как, правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют вспомогательную, частичную, или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств. Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. Нормативно-правовые акты наиболее распространенный вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.4 Все нормативно-правовые акты являются государственными по характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые гражданско-правовые и иные юридические последствия. Нормативно правовой акт - является основным источником права в Российской Федерации (далее по тексту РФ) и европейских государствах. Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Можно выявить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев. И еще одно - это вопрос о юридической силе нормативно - правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.5 Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.6 Нормативно-правовой акт является официальным правовым актом-документом, обладающим особым содержанием - нормативным. Сложность определения нормативности правового акта связана с отсутствием четких критериев ее оценки и в каждом конкретном случае требует экспертного исследования. В. зависимости от целей субъекта различные документы могут рассматриваться в качестве нормативно-правовых актов. В тех случаях, когда акт оценивается для последующего проведения экспертизы, государственной регистрации и опубликования учитывается в первую очередь влияние акта на права и обязанности неперсонифицированного круга лиц. В случае решения вопроса о проведении антикоррупционной экспертизы – возможность содержания в таких документах коррупционных факторов. Систематизация и учет предполагают оценку значимости актов, их роли среди иных нормативно-правовых актов. Для оспаривания акта в суде достаточно, чтобы заявитель считал, что акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. В качестве примеров доктринального определения нормативно-правового акта можно привести следующие, нормативные правовые акты — это «документально оформленные правовые акты уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и акты, принятые населением на референдумах, устанавливающие, изменяющие, отменяющие правовые нормы или изменяющие сферу их действия» или «выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права». Нормативно-правовые акты являются основными источниками права в Российской Федерации. На долю именно этих документов приходится наибольший объем правового регулирования, к их числу относятся акты, обладающие высокой юридической силой - конституции и законы. К нормативно-правовым актам причисляют множество документов, принимаемых различными органами государственной власти по всем вопросам общественной жизни. Никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями. Несмотря на значимость и распространенность нормативно-правовых актов, ни российским законодательством, ни юридической наукой не решены окончательно вопросы определения понятия «нормативно-правовой акт», соотношения различных его видов между собой и с другими источниками права, отграничения нормативно-правовых актов от иных, сходных с ними, документов. Между тем эти вопросы являются основополагающими для всей правовой науки, выходят далеко за рамки теории государства и права и имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Для установления содержания права, его правильного применения требуется четкое понимание того, какие документы являются нормативно-правовыми актами и каково их соотношение с другими актами и источниками права. Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, определения совокупности предметов, в отношении которых используется данный термин. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: * издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, * наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.7 Нормативно-правовые акты имеют ряд отличительных особенностей. Следует четко представлять совокупность этих особенностей (атрибутов) правового акта, составляющих его свойства. Они свойственны каждому правовому акту, но вместе с тем, обеспечиваются различный порядок и характер их действия, в зависимости от их видов. Конкретные виды актов, изданные разными органами, имеют ту форму и действуют каждый в том порядке, которые установлены именно для данного акта, чем обусловлена и степень присущей ему юридической силы. Важной особенностью правового акта является точное наименование данного акта. Это не формальность, так как в зависимости от того, какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу - Закон, указ или постановление. Необходимый признак правового акта - это издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признак является условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый орган может реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издавать свои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам, которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство не может издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками: * имеет письменную форму; * имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, – наименование акта, дату принятия, название издавшего его органа, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты); * обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа. «Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность»;8 * имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права; * имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). "Это достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения; * правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов";9 * охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.); * действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом); * входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами; * содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. «Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления "баланса актов" и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам – с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией»; подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний; Важной особенностью правового акта является точное наименование данного акта. Это не формальность, так как в зависимости от того, какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу - Закон, указ или постановление. Необходимый признак правового акта - это издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признак является условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый орган может реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издавать свои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам, которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство не может издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д. Нормативный правовой акт отличается определенностью формулирования правовых норм. То есть в акте должно быть все изложено ясно и четко, так как если нет ясности и четкости, то можно и толковать его по-разному и применять ненадлежащим образом. Общеобязательность нормативно-правовых актов или государственно-властный характер предписаний, охраняемых от нарушения государственным принуждением. Так как обязательно в правовой акт входит норма права, а нормы права обязательны для всех и поэтому этот признак распространяется и на само понятие правового акта. Общеизвестность, то есть установление и соблюдение особого порядка их (нормативных актов) опубликования, чем обеспечивается доведение актов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.15 в п.3 сказано, что законы подлежат обязательному официальному опубликованию, а неопубликованные законы вообще не могут быть применимы.10 При этом важно иметь в виду, что если нормативные правовые акты затрагивают права и свободы и обязанности гражданина и человека, то любые из них не применяются, если они не доведены до всеобщего сведения путем официального опубликования. Законы Принятые Федеральным Собранием публикуются Президентом Российской Федерации. В течение 5 дней со дня подписания закона он направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Закон или отклоняет, не подписывая его, тем самым, включая механизм его преодоления Федеральным Собранием президентского вето. Если оно преодолено, то подписание и опубликование Закона происходит в течение 7 дней независимо от точки зрения Президента на содержание Закона. Само опубликование нормативно-правового акта подчиняется определенному порядку. Обычно он публикуется после его принятия, но для наиболее важных актов установлены сроки их опубликования. Например: Законы и Указы Президента должны быть опубликованы не позже чем 7 дней после подписания их Президентом РФ. Они публикуются в особых источниках «Собрание законодательства РФ» или в «Российской газете». Это относится к законам и другим нормативным актам, чтобы адресаты могли эти акты использовать. Нормативно-правовой акт имеют особый порядок их вступления в законную силу. Этот порядок определен однозначно точно. Как правило - в самих законах, указах, постановлениях и т.д. указан срок их вступления в силу - с такого-то числа. Если же в самом акте не указан срок вступления его в силу, но нужно знать что Закон и Указ вступает в силу по истечении 10 дней после публикации, а Постановление Правительства вступает в силу через 15 дней после публикации и т.д. 1.2. История формирования нормативного правового акта как источника права. Актуальность рассмотрения истории формирования и развития нормативно-правового акта и его роли в системе источников российского права в различные периоды объясняется теоретическими и практическими задачами по повышению эффективности существующего правового регулирования. В отечественной науке развивается мысль о том, что возможности нормативно-правовых актов, являющихся основными источниками действующего права, не беспредельны, что необходимо определить оптимальные границы и условия законодательного регулирования. Решение данной проблемы требует привлечения исторического материала, рассмотрения особенностей нормативно-правового акта, выявления значения его и иных источников (форм) права в отдельные временные периоды, их соотношения (относительной силы и относительного объема). В соответствии с историческими периодами развития российского государства, предопределяющими особенности правового регулирования, выделяют древнерусское право, право централизованного Московского государства, право периода империи, советское право. Подобное деление может быть применено и к истории развития форм права, несмотря на то, что действие отдельных источников права сохраняется на протяжении нескольких перечисленных периодов, а формы права в пределах одной эпохи могут существенно эволюционировать. Важно отметить то, что в каждый из этих периодов нормативно-правовой акт приобретал особые специфические черты и каждому из них соответствует определенное соотношение источников права. Начало историческому исследованию российского законодательства было положено В.Н. Татищевым в первой-половине 18 в., когда им были найдены Судебник Ивана Васильевича и Русская Правда. Центральное место среди нормативно-правовых актов Древней Руси занимает Русская Правда. Русская Правда — памятник светского права. Она включает в себя нормы различных отраслей, но основное число норм посвящено уголовному и процессуальному праву. Русская Правда известна в нескольких редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной (из Пространной). Древнейшей редакцией признается «Краткая». Известно только два древнейших списка Краткой редакции Русской Правды: Академический и Археографический. Исследователи различают несколько составных частей в этой редакции: 1) Древнейшую Правду, Правду Ярослава, — ст. 1—18; 2) Правду Ярославичей — ст. 19—28 с дополнениями — ст. 29—41; 3) Покои вирный — ст. 42; 4) Устав мостников — ст. 43. Как целостный памятник права Краткая Правда оформилась, полагает большинство исследователей, в 1076—1093 гг., т. е. во время княжения сына Ярослава — Всеволода. Древнерусское право — право древнерусского государства, возникшее одновременно с ним, имело в качестве основного своего источника обычное право. Точное время появления права Древней Руси, как и самого древнерусского государства не установлено бесспорно. По-разному решается и вопрос о начале следующего периода развития права. (В данном параграфе в качестве древнерусского права будет рассмотрено право Киевской Руси, а также право образовавшихся после ее распада государств, то есть период с IX по XV вв.). С распадом Киевской Руси древнерусское право не перестало существовать, а продолжало действовать в землях феодально-раздробленной Киевской Руси. Возникновение централизованного Московского государства ознаменовало новый период в развитии права, для которого характерно усиление роли актов государственной власти. В Московском государстве они обеспечивали правовое единообразие ранее самостоятельных земель. Законодательная власть в Московском централизованном государстве принадлежала царю. С XVI в. усилилось значение боярской думы, наравне с царем осуществлявшей законодательные полномочия, кроме того, многие важнейшие вопросы государственной жизни решались с этого времени на земских соборах. Так, на заседании боярской думы принят Судебник 1550 года, а Соборное уложение 1649 года принято Земским собором. В рассматриваемый период созданы своды законодательства: судебники 1497г., 1550 и 1589 года, а, также Соборное уложение 1649 года. Составление Судебника 1497 года осуществлялась с целью обеспечения единства созданного в результате объединения русских земель государства, урегулирования вопросов центрального управления и суда. Судебником 1550 года обеспечена дальнейшая централизация государства. В Судебнике 1589 года и Соборном уложении 1649 года нашло отражение последующее развитие права, обеспечена систематизация разросшегося массива законодательства. Исследователи отмечают, что от Судебника 1497 года берет начало официальная письменная традиция централизованного московского государства. Вплоть до Уложения царя Алексея Михайловича при изложении законодательных актов использовались единые, примененные в Судебнике 1497 года принципы подбора и организации лексического материала. Данные принципы были нарушены лишь в Петровскую эпоху, когда законодательные тексты готовились под большим влиянием европейского права. Однако, затем национальная письменная традиция русского законодательства возродилась. Спорным является вопрос об источниках, использованных при составлении Судебника 1497 года: слишком скудны сведения о соответствующем этапе развития права. По мнению одних авторов, Судебник представляет собой сборник уставов князей, другие считают его юридическим закреплением обычного права или же актом, систематизировавшим и уставы, и обычаи. Ряд авторов отрицает самостоятельный творческий характер Судебника, признавая его лишь обобщением уже созданного нормативно-правового материала, другие же, наоборот, говорят о новаторском характере данного законодательного акта. Различные мнения высказываются по вопросу о том, вошли ли в Судебник источники права только Московского княжества или все местные источники. В период империи складывается представление о законе как о воле государя. При этом закон по своему содержанию приобретает реформаторский характер, не основывается на обычном праве. Законодательство в соответствующий период используется государственной властью в качестве инструмента преобразований и в силу этого часто не согласуется с обычным правом. В это время появляются различные виды нормативных актов, происходит их отраслевая дифференциация, акты различаются по юридической силе. Существенно совершенствуется законодательная техника, в первой половине XIX в. все нормативно-правовые акты систематизированы в Своде законов Российской империи, не имевшем аналогов в зарубежных странах. На протяжении длительного времени закон признавался единственным источником права, однако в крестьянской среде и у коренных народов правовой обычай сохранял силу. Судебная реформа второй половины XIX в. закрепила достаточно широкую сферу действия правового обычая, который до 1889 г. применялся даже в уголовном судопроизводстве. С 1864 г. с признанием творческого характера деятельности судов актуальным для России стал вопрос о существовании форм судейского права. Как и в современной юридической науке, этот вопрос вызывал дискуссии.11 Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п. В частности, первоначально Свод законов Царской России, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке, путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополнятся в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, охватывающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: “законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами”. Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов. Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения законов.12 В советский период основным источником права становится нормативно-правовой акт. В это время формируется понятие, исследуются признаки и виды таких актов. Термин «нормативно-правовой акт» введен в юридический словарь относительно недавно - в советский период. В работах российских дореволюционных юристов все нормативно-правовые акты охватывались понятием закона «в широком смысле», применяемым наряду с понятием закона «в узком смысле», под которым подразумевали закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Именно в советский период в правовой науке начинал активно применяться термин «нормативно-правовой акт», сформулировано соответствующее понятие. Все множество нормативно-правовых актов, принимаемых в советском государстве, составляло иерархически построенную систему. Место конкретного нормативно-правового акта в иерархии определялось положением органа государственной власти, его принявшего, в системе органов государственной власти. Конституции РСФСР 1937 года появляется относительно новый вид нормативного правового акта — указ. Конституции РСФСР (ст. 33) устанавливает, что Президиум Верховного Совета РСФРС издает указы, но так как пункт изложен следующим образом: «дает толкование законов РСФСР, издает указы».13 Большое внимание в СССР уделялось систематизации законодательства. Проведенная кодификация предопределила основы построения современной системы законодательства. Осуществлялась и предметная инкорпорация, хотя оперативное изменение законодательства существенно снижало эффективность данной работы. Нормативно-правовой акт рассматривался в качестве источника права, в наибольшей степени соответствующего принципу законности, позволяющего обеспечить достижение задач, стоящих перед государством. Считалось, что правовой обычай в силу своей консервативности и неопределенности не мог обеспечить перспективного развития, хотя в отдельных случаях законодательство допускало его существование. За судебной практикой не признавался т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: