- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно - правовые акты их особенности и отличие от других источников права
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011800 |
Тема: | Нормативно - правовые акты их особенности и отличие от других источников права |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ Факультет юридический Кафедра государственно-правовых дисциплин Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине « Теория государства и права » На тему «Нормативно - правовые акты: их особенности и отличие от других источников права» Студента Смитюк Екатерины Николаевны Автор работы: ЮРк5711, Смитюк Е.Н. ___________________ (группа, ФИО) (подпись) Научный руководитель: к.полит.н., доцент Алексеев Р.А. ___________________ (ученая степень, звание, ФИО) (подпись) Дата сдачи: «____»______________20__г. Дата защиты: «____»_____________20__г. Оценка: __________________ Киров 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 7 1.1 Понятие и признаки нормативно - правовых актов 7 1.2 Отличия нормативно-правовых актов от других источников права 9 1.3 Виды нормативно - правовых актов 13 ГЛАВА 2 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 17 2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени 17 2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 19 2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28 ВВЕДЕНИЕ Право как концепция общеобязательных правил для того, чтобы стать действительным регулятором социальных взаимоотношений, обязано приобрести какое-то наружное выражение. В правовой теории методы, с помощью каковых национальная воля стает юридической нормой, классифицируются условным термином "источники (формы) права". Понятие источника права крайне образно объединяют с емкостью, в какую заключены юридические нормы. Для мирового юридического пространства, где уживаются и обоюдно влияют друг на друга разные правовые организации, свойственно многообразие источников права. Они отличаются в зависимости от того, каким методом тому либо иному предписанию придается нормативный, обязательный вид. Отталкиваясь из особенности данного метода отличают следующие ключевые источники (формы) права: правовой обычай; нормативный правовой документ; арбитражный прецедент; соглашение нормативного содержания; единые основы права; идеи и теории; религиозные тексты. Каждая концепция права допускает, как правило, одновременно несколько источников права. Тем не менее, их роль в любой данный период может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках полномочия применительно в определенном государстве имеет возможность изменяться в зависимости от различных исторических шагов, от специфических качеств любой из законных конструкций, от специфик государственного права в рамках общей правовой семьи, в том числе и от области права, в отношении каковой вопрос определен. В одни исторические этапы и в одних государствах доминирует в качестве источника права нормативный документ, в прочие периоды и в иных государствах - судебная практика в виде так называемого судебного прецедента, в третьих странах - правовой обычай и т.д. В системе права, функционирующей в Российской Федерации, основное значение из числа источников права захватывают нормативно-правовые акты. Минюстом России подготовлен проект Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", но данный закон до сих пор не внесен в Государственную думу Федерального Собрания РФ. Данный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов. Главная практическая цель данного законопроекта — упорядочение системы нормативных правовых актов в Российской Федерации, урегулирование всего "жизненного" цикла нормативных правовых актов — от их проектирования до прекращения их действия, совершенствование юридического качества нормативных правовых актов. Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что нормативно-правовой акт является одним из ключевых источников полномочия современного государства. В нем проявляется большая часть правовых, норм, что регулируют более значимые с точки зрения персоны, ее интересов и потребностей социальные взаимоотношения. Нормативные акты как модель (источники) права начинают выпускаться с установлением централизованного государства, увеличения его значимости. С его поддержкой устанавливаются, изменяются либо отменяются нормы права. Нормативно-правовой акт - это официальный акт. Как и каждый документ, он представляется носителем данных, а собственно информации о нормах права. Как правовой документ, он владеет юридической силой и обязателен для абсолютно всех лиц, каковым адресован. Это акт правотворчества, итог работы компетентных государственных органов, а потому документ властный. С поддержкой нормативных актов веления государства становятся общеобязательными. Нормативные акты составляют общую иерархическую концепцию. Она отображает иерархическую концепцию государственных организаций. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по взаимоотношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы. Все вместе взятые нормативные акты оформляют систему законодательства в широком значении данного слова. В тесном значении под законодательством подразумевается только лишь концепция законов. Нормативные акты, принятые за пределами компетенции либо в нарушение поставленной операции (системы), не являются правомочными, не имеют юридической силой, т. е. никак не обязательны для их адресатов. Нормативные акты разделяются в две ключевые категории: законы и подзаконные акты. Нормативный документ - это правовой документ, включающий в себя нормы права. С поддержкой нормативного акта устанавливаются, меняются и прерываются нормы права. К нормативным актам принадлежат конституции, законы, кодексы и др. Под источниками права понимаются источники права в материальном и внешнем значении. Под основой права в формальном значении подразумевается наружная форма формулирования и укрепления норм права. Методологическую основу исследования составляют методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения. В работе использовались приемы и методы исследования такие, как: Грамматический метод — применение правил грамматики, определение значений терминов, осуществление синтаксического и стилистического анализа текста нормативного акта. Логический метод — выявление содержания юридических и иных понятий, выведение нормативных суждений из общих норм права, уяснение смысла неясных нормативно-правовых предписаний. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез — объединение составных частей в единое органическое целое. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета. Сравнение. Способствует установлению сходств, различий явлений, предметов. Сравнение устанавливает сходства предметов, определяет их различия, выявляет общее, повторяющееся. Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод. Объектом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, их особенности и их отличия от других источников права. Предмет исследования: нормативно-правовые акты и специальная литература, в которой затрагивается тема курсовой работы. Цель работы – уяснение понятия и особенностей нормативно–правового акта. Выявление его отличий от других источников права. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: - Изучить нормативно - правовые акты, как источник права; - Рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Структура работы представляет собой введение, две главы, разделённые на параграфы, заключение и список использованных источников. ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 1.1. Понятие и признаки нормативно - правовых актов Из числа множественных источников права существенное положение занимают нормативные правовые акты государственных органов. Огромная роль нормативных правовых актов по сопоставлению с иными источниками права сопряжена с повышением роли страны в регулировке наиболее важных социальных взаимоотношений. Помимо этого, нормативный правовой акт отличает умение стремительно реагировать на перемены потребностей социального развития, а документально-письменная модель дает возможность напрямую и быстро ознакомляться с его содержанием. Наиболее отличительным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Право на издание нормативных правовых актов имеют управомоченные государством субъекты правотворчества. Первоначально лишь, к ним причисляются законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом любой аппарат способен публиковать акты только лишь установленного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только лишь по вопросам, входящим в его зону ответственности. Юридическая сила нормативных актов находится в зависимости от места органа, издавшего документ, в государственном механизме. Нормативно-правовые акты как источники права имеют некоторые организационно-технические и другие преимущества пред иными источниками права. В чем они проявляются? – во-первых, в том, что издающие их государственные аппараты имеют значительно большие координационные способности, нежели другие нормотворческие учреждения для раскрытия и отображения в праве не только лишь групповых, классовых, персональных, однако и общих интересов; – во-вторых, что в силу конкретных условий, обычно сформировавшихся правил изложения собственного содержания нормативно-правовой акт является наилучшим методом оформления устоявшихся норм; – в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу собственной четкости и определенности наиболее легкий «в обращении», нежели прочие формы права. На него легко и просто опираться при разрешении дел, добавлять требуемые коррективы, осуществлять контроль его исполнение. Нормативный правовой акт – это: 1. выраженные в письменной фигуре решения компетентных государственных органов, в которых включаются нормы права (Марченко). 2. официальный акт, принимаемый от имени государства в режиме поставленной государством процедуры, содержащий принципы поведения общего характера (норму права), регулятивно-охранительное влияние каковых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. 3. официальный правительственный документ, в коем содержатся нормы права. 4. акт правотворческих органов страны, что включает нормы права, принимается в особенном режиме, в определенной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с иными актами. Это акты правотворчества, с поддержкой каковых и благодаря каковым устанавливаются либо же откладываются правовые нормы. Особая юридическая значимость нормативного правового акта обусловливается вблизи признаков: 1) принимается от имени государства в режиме предустановленной законодательством процедуры; 2) является итогом правотворческой работы компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (аппараты местного самоуправления и т.д.) которым право на законотворчество делегировано страной); 3) включает в себя принципы поведения общего характера (нормы права), регулятивно-охранительное, влияние каковых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов; 4) реализуется в особенном процессуальном порядке; 5) содержит установленную документальную фигуру (закон, указ, постановление и т.д.); 6) ориентирован на регулирование типичных социальных взаимоотношений; 7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в этом числе государственным принуждением). В нормативных правовых актах содержится и через них преломляется государственная воля. С патологией велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и других юридических результатов. В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, необходимо назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления. 1.2. Отличия нормативно-правовых актов от других источников права С формированием общественной жизни, усложнением социальных взаимоотношений данные неотъемлемые установления становятся тормозом социального прогресса. Как подмечал в собственное время С. А. Комаров, государственная власть, призванная подкреплять и оберегать господство права, никак не может примириться с подобным положением дела. Как только лишь она достаточно укрепится и организуется, она повсюду старается установить на место неопределенных начал обыкновенного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие утверждения либо законы. Переход к общему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Сначала нормативное управление распространялось только на те области социальной жизни, что напрямую затрагивали интересы государственной власти. Личные материальные и семейные взаимоотношения долгое время оставались под влиянием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое управление расширяется, покоряя себе прочие сферы социальной жизни, и становится, подобным образом, превалирующей формой правового регулирования социальных взаимоотношений. Важной особенностью системы нормативно-правовых актов представляется ее иерархическое устройство, в согласовании с которым любой акт захватывает собственную ступеньку в иерархической лестнице и пребывает в соподчиненности с иными актами, то есть отношение действий характеризуется господством одних действий над иными. В отличие от иных источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает последующими свойствами: 1. Нормативно-правовой акт формируется в следствие правотворческой работы компетентных органов государства либо общим волеизъявлением (референдумом). Правотворческая работа предполагает собою подобную государственную деятельность, что складывается в издании норм права, а кроме того в совершенствовании и отмене устаревших законных норм. Правотворчество — это работа, направленная на подготовку, выпуск и усовершенствование нормативно-правовых актов. Она содержит две ключевые фигуры: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, что в конституционном режиме принимают либо отклоняют предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты. Государственное правотворчество проявляется в установлении, изменении либо отмене норм права в характеризуемом законом режиме. К нему прилегает кроме того нормотворчество общественных организаций, что санкционируется страной. При этом нормы, формируемые социальными организациями, обретают свойство и характеристики правовых норм, оберегаемых страной. 2. В нормативно-правовых актах находятся только лишь нормы права, то есть принципы всеобщего нрава, обладающие государственной обязательностью. Следовательно, нормативно-правовые акты следует различать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права никак не являются. Индивидуальный правовой акт расширяет собственное влияние на определенные субъекты права, что пребывают в сфере правового регулирования. Он рассчитанный на однократное использование, относится индивидуально к установленным личностям и заканчивает собственное влияние с реализацией определенного права либо обязанности (к примеру, назначение органом социального обеспечения пенсий определенному лицу, решение суда о понудительном возвращении долга обязанным лицом). Индивидуальные правовые акты являются значимым и важным орудием реализации единых предписаний правовых норм, держащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют необходимый государственный вид, их выполнение гарантируется компетентными органами государства (трибуналом, мэрией, арбитражем), тем не менее, источниками права они никак не представлены, потому как норм права никак не включают. В отличие от правовых норм их предписания принадлежат к персонифицированным лицам и определенным актуальным ситуациям. 3. От нормативно-правового акта как источника права необходимо отличать источники правоведения, либо источники нашего знания о праве. Мы черпаем данные о нормах права из разного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных адвокатов. Всегда это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. 4. Нормативно-правовой акт формируется в виде официального государственного документа, что имеет неотъемлемые свойства: название акта (закон, указ, постановление); название органа, принявшего документ (парламент, президент, правительство, местный орган власти). 5. В нормативных актах нормы права сгруппировываются по установленным структурным образованиям: разделам, главам, заметкам (к примеру, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», публикация «Досрочное исполнение обязательства»). На место нормативного акта в концепции указывает его юридическая сила — свойство акта вызывать некоторые правовые результаты. Юридическая сила действия находится в зависимости от положения органа, издавшего данный документ, в концепции органов страны и его зоны ответственности. Акты вышестоящих органов, подобным способом, обладают огромной юридической силой по взаимоотношению к актам нижестоящих организаций. Таким образом, акты нижестоящих государственных организаций обязаны отвечать актам вышестоящих органов, и не могут им противоречить. 1.3. Виды нормативно - правовых актов Классификация нормативно-правовых актов выполняется по разным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по размеру и нраву действия; субъектам, их издающим. По юридической силе всегда нормативно-правовые акты разделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов представляется более значимым показателем их систематизации. Она устанавливает их положение и важность в совокупной концепции государственного нормативного регулирования. Нормативно-правовые акты систематизируются кроме того по содержанию. Подобное деление, в известной мере, относительно. Относительность эта справедливо объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах находятся нормы однородного содержания. Присутствуют акты, которые содержат нормы только лишь одной области права (к примеру, трудовое, семейное, уголовное право). Однако наравне с отраслевыми нормативными актами функционируют и акты, имеющие совокупный вид (хозяйственное, торговое, военное, морское право). По размеру и нраву действия нормативно-правовые акты разделяются: - на акты всеобщего действия, обхватывающие целую совокупность отношений установленного типа в данной местности; - в акты ограниченного воздействия - распространяются только лишь на часть местности либо на точно определенный контингент персон; - на акты исключительного (чрезвычайного) воздействия. Их регулятивные способности реализуются только при наступлении редких обстоятельств, на что рассчитанный акт (военных действий, стихийных бедствий). По ключевым субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). Закон - это важнейший и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Признаками являются: 1) законы принимаются верховными представительными органами страны либо лично народом в результате референдума; 2) законы принимаются по ключевым, более существенным проблемам общественной жизни; 3) законы принимаются в особенном законодательном режиме, что никак не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Утверждение закона содержит в себе четыре неотъемлемые стадии: введение законопроекта в законодательный аппарат; рассмотрение законопроекта; утверждение закона; его публикация (опубликование); 4) законы никак не подлежат контролю либо утверждению со стороны какого-либо иного органа страны; 5) законы представляют собою ядро целой правовой организации. В собственную очередность, законы разделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы устанавливают ключевые начала государственного и общественного режима, законное место личности и учреждений. На основе конституционных законов основывается и уточнится все концепция нормативно-правовых актов. Обычные законы принимаются и функционируют в жестком согласовании с конституциональными актами, регламентируют некоторые и узкие области социальной жизни. Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных организаций, которые основаны на законе и никак не противоречат ему. Подзаконные акты обладают наименьшей юридической силой, нежели законы. Подзаконные акты призваны детализировать ключевые положения законов. По собственному содержанию подзаконные акты, как правило, представлены актами разных органов исполнительной власти. По субъектам издания и области распространения они разделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. 1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей зоны ответственности, влияние каковых расширяется на абсолютно всех персон в границах территории государства. К единым подзаконным актам принадлежат нормотворческие предписания высших (основных) организаций исполнительной власти, нормативные указы президента, распоряжения правительства 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты организаций представительной и исполнительной власти на местах. Это могут быть нормативные решения либо распоряжения совета, муниципалитета, мэрии, префекта по наиболее различным проблемам местного характера. 3. Ведомственные нормативно-правовые акты (распоряжения, указания). 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, что издаются разными организациями с целью регламентации собственных внутренних вопросов и распространяются на членов данных учреждений. В нормативном регулировании социальных взаимоотношений основа и характеризующее положение захватывает закон. Подзаконные же акты представляют только дополнительную и детализирующую значимость. Акты судебной власти. Решения судебных организаций обретают нормативный вид в результате обобщения судебной практики, что в собственной базе вынашивает особый, правоприменительный вид. Высшие аппараты судебной власти не только рассматривают функционирующие нормы права, однако и формируют в границах собственной зоны ответственности новые законные нормы с целью управляющего разъяснения использования законодательства по проблемам, появляющимся при фактическом разрешении юридических дел (образцом подобных норм будут постановления Верховного суда). Неотъемлемая сила судебной практики складывается никак не в ней самой, а в велениях законодательной власти. ГЛАВА 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени Вступивший в силу нормативный акт начинает функционировать, то есть реализовывать регулирующее влияние на действия людей. Тем не менее, в силу собственной определенности он функционирует не повсюду и на все взаимоотношения, в точно установленных границах, определяемых временем, местом и кругом лиц. Нормативные акты функционируют четко конкретный период времени от вступления в силу и вплоть до момента потери данной силы. Нормативные акты вступают в силу: - со времени, указанного в тексте нормативного акта (оперативные нормы); - с момента опубликования. К примеру, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Был издан в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же времени заступил в силу. Подобным образом, к примеру, вступил в силу установленный ранее закон РФ от 23 апреля 1999 г.; - с момента принятия. При наличии специализированных предписаний в законе он имеет возможность войти в силу никак не с момента опубликования, а с принятия. Подобное место не вполне отвечает абстрактным положениям правотворчества, тем не менее, на практике реализуется; - со времени, введенного для любого действия особым законодательством (либо другим нормативным актом). Такой, к примеру, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; - с момента осуществления особого установленного в законе прецедента (принятия соответственного акта, объявления военного положения и т.д.). К примеру, ст.12 федерального закона РФ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение, что «Глава 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации…». Утрата юридической силы совершается при присутствии следующих факторов: - истечением времени, в случае если нормативный акт принят в конкретный период; - прямой отмены нормативного акта другим актом, установленным компетентным органом; - принятие по контролируемому актом конкретному вопросу действия наиболее высокой юридической силы; - практической отмены, или посредством принятия нового акта, изменяющего содержимое предшествующего акта; - отмены нормативного акта осведомленным органом в случае его противоречия Конституции и федеральным законодательством. Подобное право имеют Президент РФ в отношении Постановлений Правительства (п.3 ст. 115 Конституции РФ), Конституционный Процесс в отношении действий, признанных им неконституционными (п.6 ст. 125 Конституции РФ). Нормативные акты во времени функционируют только лишь «вперед», то есть на те взаимоотношения, что возникнут в последствии его вступления в силу. «Закон обратной силы не имеет», следовательно, некто никак не может регулировать взаимоотношения, имеющие место вплоть до его вступления в силу. Тем не менее, эта норма содержит исключения. В частности, обратную силу содержит уголовный закон, удаляющий наказуемость действия либо успокаивающий наказание. Тем не менее, уголовный закон, усугубляющий взыскание либо другим способом ухудшающий место лица, обратной силы никак не имеет. Данные утверждения зафиксированы в п. 1 ст. 10 Уголовного кодекса РФ. Обратную силу определенному закону может предоставить и законотворец, руководствуясь финансовыми или общественно-политическими мотивами. Наличие противоположной силы поясняется гуманистической сущностью права. Юридическая практика знает и другое положение, как бы обратное обратной силе, что обусловливается как «переживание» закона. В данном случае, закон, утративший силу, не прекращает функционировать на единичные, отмеченные в нем отношения. Это касается, основным образом, продолжающихся взаимоотношений, которые не могут быть прерваны мгновенно (к примеру, семейные взаимоотношения). 2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве В данном отношении руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его влияние расширяется на той местности, органами государственной власти которой выпущен этот акт. Принцип территориального действия объединен с принципом государственного суверенитета. Власть страны урезана его территориальными, пространственными границами и влияние его велений никак не может выбираться за данные границы. Под территорией страны понимаются всегда пространственные объекты внутри пределов страны и пребывающие под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией страны являются кроме того военные суда в открытом море и в территориальных водах иных стран, гражданские суда в открытом море, территории посольств. В пространстве нормативные правовые акты функционирую по-разному. Отдельные функционируют на всем пространстве, оказавшимся под юрисдикцией страны (к примеру, конституция, уголовный, гражданский кодексы), отдельные только на части местности (к примеру, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - к примеру, Крайнего Севера России). Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов никак не абсолютен. Отдельные из них могут иметь экстерриториальный вид. Таким образом, нормативные правовые акты, произведенные на территории одного государства, могут признаваться и функционировать на территории иного, одной административно-территориальной единицы в местности иной. Это достигается посредством решения межгосударственных соглашений, или принятием государственного законодательства, стабилизирующего проблемы коллизий между нормами разных частей государства. Принцип территориального действия нормативных правовых действий определяет и их влияние по лицам. То есть предписания нормативного законного акта распространяются на абсолютно всех отмеченных в нем субъектах, и пребывающих на территории действия акта. Из данного всеобщего правила есть исключения: 1) личности, пользующиеся правом экстерриториальности (к примеру, главы государств, дипломатические агенты и члены их семей), обязаны повиноваться праву страны пребывания, однако к ним не могут быть применены мероприятия государственного принуждения (санкции правовых норм) данной государства; 2) жители других стран и лица без гражданства никак не могут быть субъектами отдельных правоотношений (к примеру, избираться в аппараты государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов). Граждане и органы государства обязаны повиноваться в полном размере законам своего государства, в том числе и в случае если они пребывают на территории зарубежного государства (тут территориальное влияние действия сменяется воздействием по лицам). Отмеченные субъекты пребывают в то же время под пространственным воздействием иностранного права и личным воздействием собственного национального права. Тут функционирует правило - право следует за лицом. С территориальными границами влияние НПА непосредственно сопряжено их влияние по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В согласовании с единым правилом, распространяются на абсолютно всех персон, пребывающих на территории воздействия этого акта. Тем не менее, из данного правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ расширяется кроме того на граждан Российской Федерации, пребывающих за границами ее пределов. Отдельные представители зарубежных стран, пребывающие на территории Российской Федерации, к примеру, послы и руководители стран и правительств, наделяются так называемым дипломатичным иммунитетом, значащим, что же в случае совершения ими преступления проблема об их ответственности решается дипломатичным путем. 2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц Нормативно-правовые акты государства по единому правилу распространяют собственное влияние на абсолютно всех персон, пребывающих на территории этого страны. Подобным образом, под воздействием нормативно-правовых актов каждого государства подпадают жители этого государства (в этом числе и личности с двойным гражданством – бипатриды), заграничные жители и личности без гражданства, находящиеся на территории данного страны. Из данного общего правила есть исключения. Разговор идет о так называемом принципе экстерриториальности. Этот правило является одной из правовых фикции. В согласовании с ним некоторые части территории страны (здания зарубежных посольств, консульств, миссий) сознаются не находящимися на территории страны, где они фактически пребывают, а юридически являются пребывающими на территории этого государства, чье представительство располагается в этом помещении. Поэтому субъекты, пребывающие на такого рода территории, подпадают перед влияние законодательства той страны, к которой принадлежат посольства, представительства и прочие. Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие никак не исключает специфик законного положения отдельных категорий людей (молодежь, люди пенсионного возраста, инвалиды, военнослужащие и так далее), что могут владеть особыми правами, льготами, на которых могут налагаться специальные обязанности, к которым могут применяться особые мероприятия ответственности. Действие нормативно-правовых актов внутреннего воздействия, принимаемых организациями, расширяется только лишь на сотрудников (работников, служащих) данной организации. Данные бумаги, как правило, регламентируют проблемы труда, должностной деятельности, заработной платы и так далее. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц допускается расценивать вдобавок и в последующем нюансе: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, представлены физические лица, многообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) учреждения, официальные личности, государственные аппараты, страна в целом. Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, важно принципиально понять последующие положение: они не могут быть соучастниками единого ряда правоотношений, они никак не имеют этих прав и никак не несут этих обязанностей, что неотделимы от гражданства. Так, жители других стран и лица без гражданства никак не обладают избирательным правом, никак не могут быть служащими правительственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, никак не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: