- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общественные отношения, возникающие в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности в России и во Франции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006386 |
Тема: | Общественные отношения, возникающие в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности в России и во Франции |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………...…………………………………………………………….…..3 1. Общие положения о банковской системе……………………………………..…7 1.1. История возникновения и развития банковской системы………………...….7 1.2. Банковская система: понятие и общая характеристика …………………....11 1.3. Источники правового регулирования банковской системы РФ……………..15 2. Центральный Банк Российской Федерации как первый уровень банковской системы…………………………………………………………..……19 2.1. Правовой статус ЦБ РФ …………………………………………………..….19 2.2. Функции Центрального банка Российской Федерации…..………………...30 2.3.Контрольно-надзорная деятельность Центрального банка Российской Федерации за банковской системой……………………………………………...37 3. Кредитные организации как второй уровень банковской системы…………..53 3.1. Банковские кредитные организации ……………………………………......53 3.2. Небанковские кредитные организации…………………………………..…..60 Заключение………………………………………………………………………...66 Библиографический список используемых источников………………….…75 Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность изучения вопросов финансово-правового регулирования банковской деятельности в сравнительно-правовом аспекте обусловлена внутригосударственными и внешними факторами. Внутригосударственные факторы связаны с необходимостью совершенствования финансового законодательства и правоприменительной практики в области государственного регулирования банковской деятельности. Продолжающаяся в Российской Федерации реформа банковского законодательства, отсутствие последовательности в принятии государственных решений, касающихся банковской системы и их законодательного закрепления, а также необходимость установления новых методов взаимодействия государства и банковской системы на современном этапе обусловливают потребность анализа с научно-теоретических позиций вопросов заявленной темы. Внешним фактором является объективная необходимость обеспечения корреляции российского национального права с иностранными и международными правовыми системами в связи с закреплением положения России на международно-правовой арене и ее полноправным вхождением в международные финансовые институты. Глобализация и отход от протекционистских методов в экономике в связи со становлением ее рыночного характера ведут к неизбежной унификации основополагающих финансово-правовых принципов построения национальных финансовых и банковских систем. Цель исследования состоит в комплексном теоретико-правовом анализе проблем совершенствования государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации и выявлении положительных аспектов банковской деятельности. Задачами данного исследования являются: изучить историю возникновения и развития банковской системы; охарактеризовать банковскую систему: понятие и общую характеристику; рассмотреть источники правового регулирования банковской системы Российской Федерации; проанализировать правовой статус Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - ЦБ РФ); выявить функции ЦБ РФ; анализировать контрольно-надзорную деятельность ЦБ РФ за банковской системой; характеризовать банковские кредитные организации; выявить небанковские кредитные организации. Объект диссертационного исследования — общественные отношения, возникающие в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности в России и во Франции. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации норм права, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации и во Французской Республике, изучаемые в целях совершенствования банковского законодательства, а также научно-теоретические и практические вопросы государственного регулирования банковской деятельности, законодательная регламентация банковской деятельности и нормотворчество Банка России, международно-правовая документация. Научная разработанность проблемы исследования. Основу исследования составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем общей теории права, конституционного права, административного права, финансового, банковского, гражданского права, и иных отраслей права, в том числе касающейся банковской сферы, таких как М.М. Агар ков, А.Ю. Викулин, Я.А.Гейвандов, Л.Г. Ефимова, Е.Ф. Жуков, Д.С. Кидуэлл, Ю.В. Кудрявцев, К.Д. Лубченко, В.В. Масленников, Л.А. Новоселова, О.М. Олейник, Г.В. Петрова, М.В. Пучкова, Ю.Л. Родзинский, С.В. Рыбакова, О.Н. Садиков, Г.Н. Старилов, Б.Н. Топорнин, Г.А. Тосунян, А.В. Турбанов, О.Е. Фомина, НЛО. Хаманева, Н.И: Химичева, В.Е. Чиркищ А.Е. Шерстобитов, Ю.Л. Шульженко, A.M. Экмалян, Н.Д. Эриашвили, А.Ю. Якимов и др. Проблемы банковского права, его места и роль в структуре отечественной- правовой системы подробно освещались- в трудах российских правоведов, среди которых можно назвать В.Д. Плагоц, С.А. Голубева, А.Г. Гузнова, А.С. Емельянова, Ю.В. Кучера, В.О. Ли, А.В. Напольнова, В.В. Недорезкова, Т. Оксюк, Е.Н. Пастушенко, Р.Л. Петерсон, С. Пыхтим, Ю.Л. Родзинского, С.В. Рыбакову, К.Ю: Сальникова, О.С. Соколову, А. Сперанского, В.А. Тарачева, B.C. Черникова, Е.В. Черникову и др. Несмотря на большое внимание, уделяемое изучению банковских правоотношений, существует необходимость в комплексном исследовании финансово-правового регулирования банковской деятельности на современном этапе развития. Методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов познания. Для анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, обобщения проблем, формулирования определений, предложений и выводов применялись основные общенаучные методы: системный подход, научный анализ фактических данных, формально-логический метод, метод сравнительно-исторического анализа, историко-правовой метод, а также специальные правовые методы - сравнительно-правовой, формально-юридический, нормативно-логический и другие. Правовую и эмпирическую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Банка России. В рамках сравнительного исследования рассмотрены нормы иных отраслей законодательства, определяющих правовую природу банковской деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке соответствующих актов российского финансового законодательства. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены в ходе дальнейшего совершенствования положений нормативных правовых актов в сфере банковского и финансового законодательства, принятия иных актов законодательства в исследуемой сфере. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по финансовому и банковскому праву, а также в преподавании курсов административного, финансового и банковского права. Апробация результатов исследования. Основные положения, материалы и результаты настоящего исследования изложены в опубликованных работах автора, в том числе, в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссии ( далее ВАК). Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в работе, используются в преподавании дисциплин «Финансовое право», «Административное право» и применяются профессорско-преподавательским составом университета при чтении лекций, проведении семинарских занятий, а также рекомендованы для проведения научно-исследовательской и методической работы преподавателей, аспирантов и студентов. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 1.1. История возникновения и развития банковской системы Считается, что зарождение банковского дела началось с деятельности средневековых менял Италии, а точнее, Северной Италии. Понятие «банк» происходит от итальянского слова «Banco» (скамья менялы, денежный стол). Очевидно, что их деятельность была востребована в связи с появлением торговых отношений. Менялы сидели за столом на площадях и в иных многолюдных местах. Перед ними в мешках и сосудах были разложены монеты разных мест и стран. Они производили обмен денег одного государства на другие и брали себе соответствующую комиссию. В 1917 г. все банки были национализированы, а затем ликвидированы. Их активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению, которое должно было постепенно ликвидировать пассивы и активы по перешедшим к нему операциям. С переходом к Новой экономической политике ( далее НЭП) постепенно стала складываться новая кредитная система. В период с 1922 по 1932 г. банки могли быть государственными, смешанными и частными. Наиболее распространенной организационно-правовой формой кредитной организации в указанный период являлось акционерное общество с постоянным или переменным капиталом. Общества взаимного кредита создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью. Вся банковская система находилась под надзором Народного Комиссара финансов (далее НКФ)Союза Советских Социалистических Республик ( далее СССР), НКФ союзных республик и местных финансовых органов. Кредитная реформа 1931 – 1933 гг. положила начало новому этапу развития банковской системы СССР. Период с 1933 по 1987 г. характеризуется введением государственной монополии на банковское дело. Коммерческое кредитование было запрещено и заменено прямым банковским. В мае 1932 г. в системе Наркомфина СССР были организованы специальные банки: Сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк), Банк финансирования коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и Банк финансирования капитального строительства, промышленности, транспорта и связи (Промбанк). В апреле 1959 г. банки долгосрочных вложений были упразднены, а их функции переданы Промбанку СССР, переименованному во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). С 1961 г. он стал непосредственно подчиняться Совету Министров СССР, а не Министерству финансов (НКФ) СССР, как было ранее. С этого момента правовое положение Госбанка СССР и Стройбанка СССР стало практически одинаковым. Различие между указанными банками могло проводиться исключительно с учетом их специализации. Современная банковская система России начала складываться в связи с вступлением в силу ЗаконаРоссийской Федерации от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г.и Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 05 февраля 1996 г. (далее – Закон о банках и банковской деятельности). В результате сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой занимает Центральный банк Российской Федерации, а второй – кредитные организации: банки и другие небанковские кредитные организации. Проблема улучшения банковской системы появилась одновременно с возникновением первой волны кредитных организаций. Процесс становления банковской системы происходил спонтанно. В июле 1987 года жестко централизованная банковская система в СССР (Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк) была несколько реорганизована и пополнилась пятью специализированными банками - Внешэкономбанком, Промстройбанком, Агропромбанком, Жилсоцбанком, Сбербанком. Тем самым происходило дозированное внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику. Однако государственная монополия в банковской системе сохранялась. Поэтому о начале реформ в банковской системе можно говорить лишь с принятием в декабре 1990 года Законов СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Новая правовая система предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам государства. Госбанк СССР и центральные банки республик были выведены из подчинения соответственно союзного и республиканского правительств и стали подотчетны Верховным Советам. Банковская система претерпела серьезную ломку в связи с распадом Союза, и поэтому функционирование в «рублевой зоне» наряду с российским еще четырнадцати центральных банков новых суверенных государств резко снизило эффективность денежно-кредитного регулирования, осложнило налаживание связей как между Центральным банком и кредитными организациями, так и между самими кредитными организациями. Если в августе 1990 года в России действовало 3 специализированных и 202 коммерческих банка, то к октябрю 1992 года число коммерческих банков превышало 1600, а количество их филиалов приближалось к 2800, причем на долю 70 процентов (по количеству) коммерческих банков приходилось только 17 процентов суммарной величины объявленного уставного фонда. В настоящее время, согласно статистическим данным с каждым годом количество кредитных организаций в России сокращается. Так, если на 01.01.2010 было зарегистрировано 1176 кредитных организаций, то на 19 марта 2012 года, по данным официального сайта Банка России, их осталось 1095. Опыт развития банковских систем большинства современных стран с высоким уровнем организации банковской инфраструктуры показал, что ни одна из них не прошла этап появления банков с особыми организаторскими функциями, которые так или иначе наделяются государством рядом дополнительных полномочий. Такие банки получили название центральных или национальных банков соответствующих государств. Их возникновение – закономерный результат исторического развития банковской системы любой страны, однако способы образования таких банков могут быть различными. Они определяются национальными особенностями каждого государства. Таким образом, история возникновения и развития банковской системы в том виде, в котором она существует сегодня, обусловлена наличием необходимости в обеспечении экономического развития государств за счет усложнения механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Появление центральных банков на фоне обычных кредитных организаций с указанными выше функциями привело к новому качественному скачку в развитии банковского дела. Оно положило начало интеграционным процессам: разрозненные кредитные организации начали объединяться в систему. Банковская система – это внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных организаций конкретного государства. Она складывается только тогда, когда наряду с обычными банками появляются центральные банки, выполняющие ряд организационно-управленческих функций. В последнее время, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации выбывают с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами. Назрела необходимость в улучшении инфраструктуры российских банков таким образом, чтобы все они были поставлены в равные условия конкуренции. 1.2. Банковская система: понятие и общая характеристика Как известно, согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Данное легальное определение банковской системы не является собственно определением, а лишь перечисляет элементы соответствующей системы. Под кредитной организацией понимается коммерческая организация в форме хозяйственного общества, действующего на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (далее ЦБ РФ) и осуществляющего банковские операции. Все кредитные организации подразделяются: - на банки; - на небанковские кредитные организации. Основным отличием банка от небанковской кредитной организации является объем разрешенных банковских операций. Так, банк вправе осуществлять привлечение во вклады денежных средств; размещение их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности и платности, а также ведение банковских счетов. В свою очередь, небанковская кредитная организация имеет право лишь осуществлять отдельные банковские операции. Их допустимое сочетание устанавливается Банком России. В настоящее время можно выделить: - небанковские депозитно-кредитные кредитные организации, которые осуществляют привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, а также расчетные небанковские кредитные организации (открытие и ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств); - небанковские кредитные организации инкассации (инкассация денежных средств, ценных бумаг и иных ценностей). Вместе с тем в сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые не входят в банковскую систему Российской Федерации. Отдельно следует остановиться на государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее – Внешэкономбанк)», правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития», созданной вместо Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Следует отметить, что к числу элементов банковской системы на сегодняшний день исследователи зачастую относят не только указанные в Законе о банках субъекты, но и организации банковской инфраструктуры, а также рынок банковских услуг. К организациям банковской инфраструктуры в юридической литературе относят организации, «функционирование которых непосредственно направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом». При этом согласно данной позиции в число элементов банковской системы входят «органы, которые регулируют или обслуживают деятельность банковской системы и сами не могут совершать банковских операций». Нельзя также забывать, что среди субъектов, осуществляющих банковскую деятельность, также можно выделить те, для кого эта деятельность будет основной (кредитные организации) и будет носить универсальный характер (банки), а также те субъекты, которые вправе осуществлять отдельные операции, тем не менее составляющие суть банковской деятельности. К последним можно отнести микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы и др. Все они так или иначе осуществляют отдельные операции, которые можно причислить к банковским. Это и расчеты, и кредитование. Закономерно возникает вопрос: где проходит граница, позволяющая отграничить субъекты банковской системы от иных субъектов, которые также осуществляют, по сути, банковскую деятельность, но не испытывают на себе управляющего воздействия регулятора и не формируют саму банковскую систему. Учитывая существующие тенденции развития банковской системы, предлагается остановиться на рассмотрении правового положения субъектов, роль которых в банковской системе усиливается с каждым годом, предполагается изменение и их правового положения, однако их место в банковской системе до конца не определено. Рассмотрим основные особенности банковской системы России. Прежде всего, следует подчеркнуть специфику правового положения центрального кредитного учреждения – Банка России. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой – обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Иными словами, Банк России не является органом государственной власти, более того, независим от этих органов в своей деятельности, но вместе с тем наделен государственно-властными полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора. Иных надзорных органов в данной сфере не предусмотрено. Как было сказано ранее, банковская система России является двухуровневой системой, на первом уровне которой находится Банк России, на втором – остальные субъекты банковской системы. Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале, которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, Россельхозбанк. Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Подчеркнем, что данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации. Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Они также выступают кредитором государства путем приобретения государственных долговых обязательств. Таким образом, банковская система России состоит из двух уровней: Центральный банк на первом уровне и банковские и небанковские кредитные организации на втором. Следует отметить, что сущность банковской системы охватывается не только ее формально-юридическим, но и экономическим понятием, в связи с чем не поименованные в законе, однако фактически осуществляющие банковские операции организации, безусловно, занимают в ней свою нишу. 1.3. Источники правового регулирования банковской системы Российской Федерации Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы Российской Федерации. Она тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права. В теории права под источником права с формально-юридической точки зрения понимается способ выражения вовне юридических правил поведения. Основным источником права в российской правовой системе права является нормативно-правовой акт. В кодифицированных нормативных правовых актах (Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации), а также в законодательных актах в сфере регулирования создания и функционирования хозяйственных товариществ и обществ, а также заключения, исполнения и прекращения гражданско-правовых договоров содержатся общие положения, распространяющиеся на всех хозяйствующих субъектов, в том числе и на кредитные организации, зарегистрированные в Российской Федерации. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» осуществляет регулирование вопросов функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, а также права и обязанности, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов, порядок выплат по вкладам. К предмету его ведения также относят отношения между банками, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации. В целях защиты интересов вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов и укрепления доверия к банковской системе, принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который устанавливает порядок обращения физических лиц и осуществления им выплат в случае признания кредитных организаций банкротами. Принят и действует также ряд законов, оформляющих указанные выше законодательные изменения относительно других нормативных актов. Понятие, виды и формы сделок устанавливаются Гражданским кодексом РФ. Законодательством определено, что сделки могут быть устными либо письменными. Письменные, в свою очередь, подразделяются: простая письменная форма сделки и форма, требующая нотариального заверения. Что такое сделка Понятие и формы сделок определены в Гражданском кодексе России. Под таковыми подразумеваются все операции юридических или физических лиц, итогом которых становится возникновение или прекращение обязанностей и прав граждан, а также их изменение. При этом формы сделок в гражданском праве, законодательстве различны. Сделки следует отличать от административных актов. Если первые вызывают некоторые права и обязанности у персон, их совершающих, то вторые создают обязанности для подчиненных лиц независимо от их воли. В сделках заключается воля ее участников, которая может быть внутренняя, то есть та, которая соответствует настоящим намерениям участника, и внешняя, выражающаяся в словах, действиях. Очень сложно определить истинное внутреннее содержание воли человека, поэтому о ней судят по его внешним поступкам. Вместе с тем гораздо большее значение придается именно внутренним намерениям человека. Если будет доказано их расхождение с внешними проявлениями воли, то договор вполне вероятно признают недействительным. Так, например, пожилой человек желает продать свою квартиру, но в силу юридической неграмотности или обмана со стороны контрагентов подписывает договор дарения. Если в суде будут представлены доказательства его действительных намерений, сделка будет отменена. форма сделки Примечательно, что термин сделка обществом воспринимается негативно. Но придание такого отрицательного смысла этому слову не соответствует действительному его юридическому содержанию. Сделки по критерию правомерности отличны от неправомерных действий. Последние ведут к причинению вреда и ущерба третьим лицам. И хотя такие незаконные действия влекут гражданские права и обязанности, заключающиеся в необходимости возмещения ущерба, они создаются не из сделки. Такие права и обязанности возникают из факта причинения вреда (деликта). Для того чтобы сделка была правомерна, совсем не обязательно, чтобы она была прямо учтена законом. Главное, чтобы она ему не противоречила и не нарушала установленных запретов. Основная суть сделок это волеизъявление ее участников, поэтому не допускается их совершение недееспособными гражданами. Виды сделок Виды и формы сделок бывают различны. ГК РФ предусматривает, что сторон при сделке может быть несколько (более двух), может быть две (двухсторонние сделки) или, вообще, только одна (односторонняя сделка). Характерны для сделок следующие признаки: Сделки всегда преследуют определенный результат с правовой точки зрения. Сопровождаются волевыми действиями сторон. Совершаются дееспособными лицами. Отвечают всем требованиям законодательства. понятие виды и формы сделок Необязательно совершение сделки именно тем лицом, права и обязанности которого образуются или кончаются. Законом предусмотрено, что такие лица могут выдавать доверенности на сделки третьим лицам. Кроме того, сделку в отношении кого-то могут совершать и на основании законодательных или иных актов. Например, совершение сделки родителями в отношении малолетних детей либо опекуном в пользу его подопечного. Сделка, совершаемая одной стороной Односторонней сделкой будут признаны действия, для выполнения которых достаточно воли одного человека. К примеру, таковой будет признано завещание или отказ от какого-то права, прекращение ранее выданной доверенности. Особенностью таких сделок является то, что они, как правило, воздействуют на права лица, ее совершающего. На других лиц они не могут возложить какие-то обязанности. Вместе с тем права на третьих лиц односторонние сделки наложить все-таки могут, причем о них эти лица могут даже не знать. При составлении того же завещания будущий наследник может даже о нем не подозревать. Очень часто такие сделки вызывают обязательства, при которых лица, их совершающие, становятся должниками. Такие обязательства возникают при выдаче простого векселя. Могут такие сделки и прекращать обязательства третьих лиц. Например, при прощении долга. Двухсторонние и многосторонние сделки Остальные виды мероприятий, нацеленных на изменение прав и обязанностей, при которых участвуют две и более сторон, обычно называются договорами. На практике такие договоры могут именоваться по-разному: соглашения, контракты и прочее. К таким видам сделок относятся договоры поставки, дарения, соглашения об определении долей в общем имуществе и множество других. Некоторые виды двухсторонних сделок следует отличать от односторонних. Для того чтобы сделка стала именно договором, необходимо не только получение нужного результата, нужно, чтобы действия всех сторон были согласованы между собой. Так, например, при заключении договора дарения одна сторона желает подарить что-то второму участнику, а тот должен этот дар принять. Здесь действия первой стороны принимаются и одобряются второй стороной, следовательно, сделка будет двухсторонней. Если же, например, одним гражданином составляется завещание, а после его смерти другой, указанный в этом документе, принимает наследство, получив соответствующее свидетельство у нотариуса, то это будет не договор, а несколько последовательных односторонних сделок, несмотря на то что полученный результат (переход имущества к наследнику) соответствовал воле обеих сторон. форма договора Вместе с тем для договора характерно два односторонних действия его участников предложение о его заключении от первого, принятие данного предложения от второго. Законодательством РФ такие действия именуются соответственно офертой и акцептом. Договоры могут подразделяться на каузальные и абстрактные. Различия между этими видами следующие. Каузальные сделки полностью зависят от основания, в целях которого она заключалась. Примером может служить случай, когда покупатель вносит предоплату в магазин за приобретаемый товар. Если эта продукция не будет поставлена приобретателю, то у магазина отпадает право на использование внесенных денежных средств. У абстрактных сделок, наоборот, их действительность не зависит от оснований. Обычно к таким сделкам относятся действия по передаче ценных бумаг, их выдаче, банковские гарантии, векселя и тому подобные. Заключение сделок под условием Условие, если говорить о сделках, может иметь не одно значение. Во-первых, условием могут быть определены права и обязанности сторон. Во-вторых, условие это обстоятельство, от наступления которого возникнут права и обязанности. Если сделка совершается с указанием обстоятельства, которое должно произойти, то она будет называться условной. Например, участники договорились о купле-продаже автомобиля, если его владелец переедет жить в другой город. Условием в этом договоре будет переезд или не переезд собственника автомобиля. В рассматриваемых сделках условие должно быть реализовано в будущем, так как в том случае, если оно произошло до совершения сделки, оно не может повлиять на соглашение сторон. форма сделок в гражданском праве Стороны сами определяют, какие условия поставить. Это может быть и явление природы, и поведение третьих лиц, и поступки самих участников. Однако условием нельзя ставить неправомерное или незаконное действие. Еще условие может делиться на положительное или отрицательное. То есть к положительному может быть отнесено следующее условие подрядчик выполнит ремонт помещения, если сможет найти необходимый материал в торговых организациях. Отрицательное подрядчик произведет ремонт кровли дома в необходимый срок, если не пойдет дождь. Кроме этого, условные сделки делятся еще и на совершенные под отменительным либо отлагательным условием. Первое устанавливает полномочия и обязательства сторон не в момент их заключения, а в момент наступления оговоренного условия. Второе, напротив, устанавливает права и круг обязанностей участников во время совершения договора, но действуют они только до наступления условия. Сделки и их формы Для того чтобы действия сторон приобрели свое юридическое значение и вызвали последствия, их необходимо обличить в формы совершения сделок, установленные законодательством. Если сделка совершается путем переговоров, то она будет считаться устной. К устным относятся и такие сделки, для совершения которых хватает совершения определенных действий либо просто молчания. Однако это должно быть либо прямо установлено законодательством, либо соглашением между сторонами. Законодательством России определены случаи, когда должна быть применена простая форма сделки или нотариальная. А вот для устных сделок таких прямых указаний нет. Поэтому считается, что сделка может быть совершена устно, если законом или соглашением ее участников не предусмотрена для нее письменная форма. нотариальная форма сделки Устная форма сделки предполагает исполнение при самом ее совершении. То есть если стороны договорились произвести куплю-продажу какой-то вещи, то и передача ее, и оплата должны совершаться одномоментно. Если же оплата производится с рассрочкой или в кредит, то для этого нужно заключать письменный договор. Любые изменения, прекращение сделок, как правило, должны быть оформлены в той же форме, что и она сама. Однако бывают исключения. Так, если договор займа составляется в письменной форме путем составления расписки, то его исполнение может быть также оформлено письменно либо устно путем возврата расписки должнику. В таком случае дополнительного оформления прекращения прав и обязанностей не требуется. Письменные формы сделок Необходимо более подробно рассмотреть случаи, когда применяются письменные формы сделок. В гражданском праве такая форма сделки установлена законодателем для того чтобы в необходимых спорных случаях более достоверно подтвердить содержание сделки и вообще ее наличие. Это, в свою очередь, обеспечит более качественную и надежную защиту сторон. Обязательна такая форма сделки для договоров, заключаемых в процессе предпринимательской деятельности, даже если один из ее участников таковой не занимается. Также для определения необходимости соблюдения письменной формы заключения сделок имеет значение сумма. При превышении определенной цены договора сделка должна быть письменно оформлена. Гра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Нормативно-правового регулирования банковской системы России с зарубежными странами, исторические этапы развития нормативно-правового регулирования
- Общественные отношения, складываемые в сфере обязательного страхования
- Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере института предъявления обвинения