VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормативно-правовое регулирование отношений банковской системы России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001868
Тема: Нормативно-правовое регулирование отношений банковской системы России
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование отношений банковской системы России……………………………………………………………………5
     1.1 Понятие банковской системы, ее структура и институты…………...5
     1.2 Роль Центрального Банка в функционировании платежных систем……………………………………………………………………………...8
     1.3 Коммерческие банки………………………………………………….11
Глава 2 Банковская система российской федерации на современном этапе………………………………………………………………………………14
     2.1 Исторические этапы развития банковской системы России……….14
     2.2 Анализ современного состояния банковской системы России в 2014-2017 годах………………………………………………………………….16
     2.3 Проблемы и перспективы развития банковского сектора РФ……..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложения……………………………………………………………………...28


ВВЕДЕНИЕ
     
     Банковская система — это основной и необходимый элемент рыночной экономики. Формирование и развитие банков, а также товарного производства и обращения, исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
     На сегодняшний день, при учете развитых товарных и финансовых рынков, состав всей банковской системы становится сложнее в несколько раз, и изучение банковской системы и ее структуры является одним из сложнейших вопросов российской экономики. Банки – неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются основным фундаментом экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Но это не значит, что можно забывать о проблемах и потребностях банков, которые нужно решать. Важнейшая и чрезвычайно сложная задача, которая стоит перед современной Россией – разработка, а так же создание устойчивой, наиболее гибкой и максимально эффективной банковской инфраструктуры. Решение данной задачи – это шаг к созданию наиболее благоприятных условий развития и деятельности банков, которые являются незаменимым компонентом  для эффективной деятельности рыночного механизма. Появление новых видов финансовых учреждений, кредитных инструментов, методов обслуживания клиентов – доказательство перехода от административно-управляемой высокомонополизированной государственной банковской системы к динамичной и гибкой, ориентиром которого является получение прибыли и коммерческих успехов.
     Современная банковская система является сферой многообразных услуг: от традиционных расчётно-кассовых и депозитно-ссудных операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм финансовых и денежно-кредитных инструментов, которые используют банковские структуры (траст, лизинг, факторинг и пр.).
     В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
     Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших и сложных задач экономической реформы в России.
     Становление современной отечественной банковской системы предопределяет практика зарубежных банков в развитых странах. Кроме того, она помогает приблизить отечественную банковскую структуру к международным стандартам и вывести российские банки на мировой уровень.
     Цель курсовой работы — изучение банковской системы современной Росси, ее проблемы и перспектив решения.
     Предмет исследования банковская система РФ.
     Объект исследования — банковские организации.
     Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие, структуру и функции банковской системы;
2. Рассмотреть банковскую систему Российской Федерации на современном этапе;
3. Выявить проблемы современной банковской системы России и пути их решения;


ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

     1.1 Понятие банковской системы, ее структура и институты
     С развитием рыночной экономики возникает потребность в создании адекватной финансовой инфраструктуры, включающей финансовые рынки. С развитием промышленности и торговли, финансовой системы получает развитие банковская система общества, которая осуществляет свои операции на банковском рынке (прежде всего торговля кредитными ресурсами).
     Понятие «система» используется для определения кредитных отношений, банков и организации их деятельности. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. По содержанию термин «система» определяет не только состав элементов, но и:
* совокупность элементов;
* достаточность элементов, образующих определенную целостность;
* взаимодействие элементов.
   Банковская система - целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие.
Как совокупность элементов ее можно определить как:
1. Фундаментальный блок:
* банк как денежно-кредитный институт;
* правила банковской деятельности.
2. Организационный блок:
* виды банков и небанковских кредитных организаций;
* основы банковской деятельности;
* организационная основа банковской деятельности;
* банковская инфраструктура.
3. Регулирующий блок:
* государственное регулирование банковской деятельности;
* банковское законодательство;
* нормативные положения центрального банка;
* инструктивные материалы коммерческих банков.
     Банковскую систему определяют также как совокупность участников денежно-кредитного рынка — коммерческих и специализированных банков, небанковских институтов, выполняющих депозитные, ссудные и расчетные операции и действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
Блоки и элементы образуют единство, отражая специфику целого и выступая носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:
* имеет специфические свойства;
* действует как единое целое;
* является динамичной;
* выступает как система закрытого типа;
* обладает характером саморегулирующейся системы;
* является управляемой системой.
     В систему нельзя включать другие субъекты, которые работают на рынке и подчинены выполнению других целей. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними. Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.
     Типы банковских систем:
* распределительная централизованная банковская система;
* рыночная банковская система;
* система переходного периода.
     До 1999 г. в Японии, Германии, Франции, Англии, Италии и других странах действовала банковская система с независимым центральным банком. Система федерального резерва использовалась только в США. Однако при стремлении сделать свою национальную валюту резервной система федерального резерва является более конкурентоспособной, оперативной и устойчивой. Банковские системы развитых стран имеют двухуровневый характер (некоторые авторы определяют трехуровневую банковскую систему). Первый уровень — центральный банк или аналогичный орган регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй уровень — кредитные и финансовые институты, удовлетворяющие потребности экономических субъектов в банковском обслуживании (финансовые посредники). Система банковского надзора также относится рядом авторов к признакам банковской системы. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур:
* надзор осуществляет центральный банк;
* надзор осуществляют другие органы, которым государство делегировало эти полномочия;
* надзор осуществляет центральный банк совместно с другими органами.
     Банковская система представляет собой многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные банки связаны таким образом, что могут при необходимости заменять друг друга. Система находится в движении, дополняется новыми компонентами, совершенствуется. Внутри системы постоянно возникают новые связи. Банковская система закрыта в той мере, в которой она должна соблюдать банковскую тайну. Саморегулируемость системы означает, что на нее влияют изменения экономической конъюнктуры, политической ситуации. Система является управляемой, поскольку центральный банк проводит независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен только парламенту либо органу исполнительной власти. Деятельность коммерческих банков (деловых банков) регулируется общим и специальным банковским законодательством, экономическими нормативами. Функционирует надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны центрального банка или других специализированных государственных органов.
     1.2 Роль Центрального Банка в функционировании платежных систем
     Эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Поэтому центральный банк обычно принимает на себя функцию лицензирования и наблюдения за важными платежными системами, чтобы защитить финансовую систему страны от угрозы дестабилизации вследствие сбоев в функционировании какой-либо из действующих платежных и расчетных систем.
     В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 
     Обычно Центральный банк исполняет несколько функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ.
     Посредством соблюдения зарегистрированными системами своих обязательств центральный банк стремится защитить монетарную и финансовую системы страны от возможных катаклизмов, связанных с выходом из строя какой-либо важной платежной системы. Наблюдение за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка номер один. При этом цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений.
     Текущее состояние нормативного регулирования со стороны Центрального банка можно охарактеризовать следующими особенностями:
* регулированием форм расчетов (Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации») с точки зрения документов, которыми оформляются операции; 
* отсутствием единых принципов в отношении различных технологий. Нормы Положения № 2-П ориентированы на использование расчетных документов на бумажных носителях. Нормы, касающиеся электронных технологий, содержатся в других нормативных актах Банка России (Положение Банка России от 12.03.98 № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», Положение Банка России от 10.02.98 № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями», Положение Банка России от 09.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»), которые слабо связаны с общими принципами; 
* использованием общепринятых в международной практике понятий (в первую очередь «перевод денежных средств») только в случае операции перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»). В остальных случаях роль банков сводится к перенаправлению (переоформлению) расчетных документов клиентов; 
* отсутствием в нормативных актах Банка России упоминания о платежных системах (Банка России и частных платежных системах), их участниках, критериях доступа, правилах платежных систем и их статусе, а также особенностях осуществления расчетов через платежные системы. Так, в части II Положения № 2-П содержится указание об осуществлении расчетов на валовой основе, но в привязке к корреспондентскому счету, а не платежной системе; 
* регулированием межбанковских операций в привязке к соответствующему типу счета (корреспондентского счета в Банке России, корреспондентского счета в другой кредитной организации (счета «лоро»--«ностро»), счета МФР) и с точки зрения порядка приема и исполнения расчетных документов. [9]
   Учитывая, что платежная система Банка России является в настоящее время единственной из системно-значимых платежных систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы. 
     Из этого определения ясно, что ответственность за наблюдение возлагается на центральный банк в силу важности надежного функционирования платежных и расчетных систем. Центральный банк предназначен для поддержания финансовой стабильности и определения и реализации монетарной политики, способствуя надежности и эффективности работы финансовой системы. В свою очередь денежная политика дает импульс для всей экономики. 
     К компетенции центральных банков, как правило, относится также управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в:
* применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
* контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
* разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
* создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации с платежными инструкциями и обращающихся платежных инструментов.
     Отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы.
     
     1.3 Коммерческие банки
     Коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования национальной экономики крайне ограничены.
     Основные функции коммерческих банков – это:
* брокерская (посредническая) функция банков. Осуществляя посредничество между заемщиком и кредитором, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам экономических агентов. Эта функция реализуется банками путем выдачи кредита; эмиссии и посредничества в предложении ценных бумаг на рынке; доверительного управления, а также путем оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга;
* функция качественной трансформации активов состоит в том, что, осуществляя посредничество на денежно-кредитном рынке, банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за их счет кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики. Если бы не было банков и других финансовых посредников, то экономический агент, желающий получить финансирование под какой-либо проект, должен был бы сам найти себе контрагента, согласного предоставить финансирование и держать на своем балансе финансовое требование, по всем характеристикам соответствующее финансируемому активу. Очевидно, что это связано с массой неудобств для контрагента и на практике слабо реализуемо. Трансформационная функция представляет традиционную основу банковского бизнеса;
* функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах проявляется в том, что банки обеспечивают функционирование платежной системы;
* функция передачи экономике импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка. В условиях неразменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики Центрального банка.
     Деятельность коммерческого банка базируется на определенных принципах.
     1 принцип (основополагающий): работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам и экономическим субъектам кредиты в пределах остатка средств на корреспондентских счетах.
     2 принцип: полная экономическая самостоятельность, которая подразумевает и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает: свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами; свободный выбор клиентов и вкладчиков; свободное распоряжение доходами банка.
     3 принцип: взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.
     4 принцип: государство может осуществлять регулирование деятельности коммерческого банка только экономическими методами, а не прямыми приказами, т.е. без вмешательства в оперативную деятельность.
     Основная цель коммерческого банка заключается в том, чтобы получать прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не ставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам.



ГЛАВА 2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    2.1 Исторические этапы развития банковской системы России 
     История становления и развития банковской системы России кратко можно представить следующим образом:
     Первая попытка создания в России учреждения, подобного банку, была предпринята в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным.
     Предшественницей банков в России явилась Монетная канцелярия, основанная в 1773 г. в Петербурге и предназначенная и предназначенная для выдачи ссуд под залог золота и серебра с уплатой 8% годовых.
     Первые банки, являвшиеся государственными, были учреждены Елизаветой Петровной на основе проектов графа П.И. Шувалова. Это были Петербургский и Московский государственные банки для дворянства, Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества, Медный банк, Артиллерийский банк. Первыми же эмиссионным банками можно назвать Санкт-Петербургский и Московской ассигнационные банки, учрежденные Екатериной II в 1769 г.
     Далее банковская система России успешно и устойчиво развивалась, в 18 в. ее структура включала большое количество разнообразных кредитных учреждений, государственных и частных.
     К моменту революции 1917 г. Россия пришла с развитой двухуровневой банковской системой. Однако в результате национализации, были конфискованы акционерные капиталы частных банков, перешедшие в государственную собственность, что в свою очередь привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию и, в конце концов, запрещены операции с ценными бумагами.
     В СССР сложилась банковская система, состоящая из трех банков (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и системы сберкасс, подчиненных центральному банку страны.
     На этапе перестройки экономических отношений в СССР была реализована попытка создания банковской системы нового типа. В результате в июле 1987 г. в стране существовали Госбанк СССР и 5 специализированных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Началось формирование первых коммерческих банков, и к концу 1990 г., помимо специализированных банков, в стране существовало уже 1357 банков.
     Становление и развитие банковской системы Российской Федерации условно можно разделить на три этапа:
* 1 этап - зарождение, для которого было характерно практически неконтролируемое создание коммерческих банков, он продлился до 1991 г.;
* 2 этап – становление - с 1991 г. и завершившийся кризисом 1998 года. Характерно формирование рыночной двухуровневой банковской системы, нормативно-правового комплекса, системы банковского регулирования и надзора;
* 3 этап – после кризисного восстановления и дальнейшего развития.
     В настоящее время банковская система России включает ЦБ РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков на ее территории. Организация банковской системы и правовое регулирование банковской деятельности осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.
     
     
     2.2 Анализ современного состояния банковской системы России в 2014-2017 годах
     В условиях санкций почти все звенья финансовой системы России оказались в затруднительном положении. Банковская система, пережив шок после принятия санкций в отношении России, приспособилась работать в новых экономических условиях. Банковский сектор является неотъемлемой частью экономической системы страны и в значительной мере отражает основные тенденции ее развития в современных условиях. 2014-2016 гг. ? время введения секторальных санкций по отношению к России со стороны США, ЕС и их союзников, и ответные санкции России. Данные действия специалисты нередко трактуют как санкционный кризис. Сложная ситуация на банковском рынке дает основания экспертам характеризовать ее как системный банковский кризис. В 2014 году в «черный список» попали не только ВТБ, Россельхозбанк, ВЭБ, но и подконтрольный ЦБ РФ Сбербанк, а также Газпромбанк. 
     После данных мероприятий ЦБ выпустил специальное заявление, в котором выразил готовность оказать поддержку и предоставить ликвидность пострадавшим от санкций банкам в случае необходимости. Как известно, 16 декабря 2014 г. ЦБ РФ на внеочередном заседании совета директоров поднял ключевую ставку до 17 % годовых, руководствуясь «необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски», возникшие в результате быстрого падения цен на нефть, финансовых санкций, при одновременной необходимости осуществить выплаты по внешним долгам. Серьезной проблемой в 2015 г. стало ухудшение качества кредитов. По данным Объединённого кредитного бюро, с начала 2014 г. просроченная задолженность населения увеличилась на 52,8 % и достигла 671,5 млрд. руб. Банки показали самые масштабные убытки за всю новейшую историю. В декабре 2014 г. они составили 191,6 млрд. руб., а в январе 2015 г. — 23,6 млрд. руб. В декабре 2015 г. Банк России опубликовал параметры шокового сценария макроэкономического развития. При цене на нефть на уровне около 35 долл. за баррель падение ВВП в 2016 г. составило 2-3 %, а инфляция ? около 7 %. В этих условиях ЦБ РФ пришлось проводить более жесткую денежно-кредитную политику. В 2015 г. ситуация была сложной, в том числе для крупных банков. Из 810 кредитных организаций по итогам I квартала 2015 года убыточными оказались 206 (или 25,4 % от общего их числа), то есть каждый четвертый банк. Общая сумма убытков составила 158 млрд. рублей. Таким образом, число убыточных банков по сравнению с аналогичным периодом 2014 года выросло на 14 %, а размер убытков ? в 9,5 раза.
     Запрет для крупных банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) осуществлять внешние заимствования на американском и европейском финансовых рынках оказал прямое влияние международных санкций на российские банки на макроэкономическом уровне. Но попавшие под санкции госбанки нашли способ привлекать валюту на Западе. Так, например, Сбербанк через европейскую дочернюю компанию Sberbank Europe AG с июля 2014 г. привлекает средства в депозиты в Германии. Этот проект оказался «очень своевременным». Работать с физическими лицами в Европе по такой модели первым начал ВТБ. VTB Direct — онлайн-банк, ориентированный на привлечение депозитов частных лиц, работает в Германии и во Франции с конца 2011 года. За санкционный 2014 год банк привлек 1,4 млрд. евро.
     Банковская система России смогла преодолеть негативные последствия экономических санкций, введенных против нашей страны Западом. Выделение Правительством РФ 1 трлн. руб. на поддержку банковского сектора страны, как антикризисная мера, имело также большое стабилизирующее значение. Укрепилось доверие населения к отечественным банкам, объемы депозитных вкладов россиян ежегодно увеличиваются на 10-15 %. Если в 2015 году прибыль банков России составляла 192 млрд. руб., то в 2016-м уже к осени она достигла 537 млрд. руб. В сентябре 2016 года был озвучен прогноз Банка России, согласно которому влияние санкций на российскую экономику будет снижаться. Центральный банк сообщил, что по итогам I и II кварталов 2016 года санкции ЕС и США все меньше воздействуют на корпоративный сектор. Согласно сообщению Центрального Банка, российские компании и банки успешно рефинансировали существенную долю внешней задолженности и сократили иностранные обязательства в меньшем объеме, чем предполагал график выплат по внешнему долгу. Действительно, многие эксперты рынка утверждают, что два года — это немалый срок для финансово-экономической системы и за это время предприятия и банки более или менее приспособились к новым условиям. Можно отметить, что на фоне других региональных банковских структур выделяется деятельность финансового лидера Краснодарского края ? банка «Кубань Кредит». 
     В настоящее время по своим основным показателям «Кубань Кредит» стал прочно входить в первую сотню российских банков. В первом полугодии 2016 года банком выдано 20,6 млрд. руб. кредитов, что на 25 % выше прошлогодних показателей. Финансовые проблемы нашей страны, вызванные глобальным экономическим кризисом, а именно падением цен на нефть, введенными против России экономическими санкциями, потребовали экстренного наведения порядка в российском банковском секторе. Это и было сделано: за три последних года Банк России прекратил деятельность 170 банков, ориентированных не на финансовую деятельность, а на различные сомнительные операции, предлагавшим клиентам размещение вкладов под большие проценты и не выполнявшим своих обязательств. Количество банков на 2016 год составило 733, то есть за 2015 год сократилось на 101 банк. А количество банков, начиная с 2008 г. сократилось уже на 403 банков, что составляет 35,5 %, и что самое неприятное ? быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам. Только в Крымском федеральном округе наблюдается прирост количества банков, так как это новый регион России. Количества действующих банков в России на 01.10.2016 года составило 649. Итак, только за девять месяцев 2016 года лицензии были отозваны у 84-х банков, например: 
     – ООО КБ «Эл банк» (рег. № 1025, дата регистрации ? 29.11.1990 г., Самарская область, г. Тольятти) с 05.05.2016 г.; 
     – КБ «ДС-Банк» ООО (рег. № 3439, дата регистрации ? 08.07.2003 г., г. Москва) с 12.05.2016 г.; 
     – АКБ «ВЕК» АО (рег. № 2299, дата регистрации ? 16.04.1993 г., г. Москва) с 12.05.2016 г.; 
     – АКБ «Мострансбанк» ОАО (рег. № 2258, дата регистрации ? 29.01.1993 г., г. Москва) с 05.05.2016 г. 
     Одновременно с отзывами лицензий была произведена санация ряда банковских структур. В 2016 году Центробанк добился монополии на санацию банков — их акции будет покупать его фонд, но в управлении им будут участвовать правительство и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Процедуру санации можно рассмотреть на примере банка «Траст». В конце 2014 года НБ «Траст» объявил о повышении банковских ставок практически по всем вкладам. К концу декабря того же года появляются данные о недостаточности капитала банка для удовлетворения заявок вкладчиков на снятие денег. Рейтинг банка стал стремительно снижаться. Для того чтобы избежать банкротства была начата санация, в рамках которой Центробанк выделил 30 млрд. руб. Можно выделить некоторые причины возникшей ситуации:
     – во-первых, банк увлекся выдачей потребительских кредитов, а пришедший финансовый кризис обусловил резкое уменьшение возвратов долга; 
     – во-вторых, данный банк имел большое количество долгов, полученных в валюте у других организаций, в том числе и иностранных. А в сложившейся ситуации при росте курса доллара и евро эти задолженности увеличились практически вдвое. 
     Таким образом, была создана программа оздоровления «Траста». Были определены инвесторы, принимающие участие в санации. Ими стали «Открытие», а также банки МДМ, «Промсвязь». 
     Негативное влияние санкций, безусловно, сказалось на темпах роста ВВП, стабильности финансовых рынков, волатильности валютного курса рубля, финансовой блокаде российских банков со стороны Запада. Но есть и позитивные последствия санкций как на микроуровне, так и на макроуровне национальной экономики. Введенные против России экономические санкции в банковской сфере привели к исчезновению долгосрочного западного кредитования, что заставило российские банки перейти на собственное, кредитование, сократить внутренние издержки. При этом требовалось добиваться постоянного улучшения качества обслуживания клиентов. В результате в России наметилось повышение индекса потребительской уверенности, стали сокращаться темпы роста инфляции. Вследствие санкций российская финансовая система была вынуждена создавать для себя резервную систему в платежной части. Ярким примером в данном случае является создание национальной платежной системы «Мир», которая заработала в России с 1 апреля 2015 года. Необходимость ее создания возникла летом 2014 года, когда международные платежные системы Visa и MasterCard, которые являлись на тот момент ключевыми игроками российского рынка, из-за санкций прекратили обслуживать карты ряда российских банков (СМП Банка, ИнвестКапиталБанка, банка «РОССИЯ» и Собинбанка). Согласно данным, обнародованным пресс-службой Национальной системы платежных карт (НСПК), количество выпущенных российских платежных карт «Мир» по состоянию на середину октября 2016 года превысило миллион единиц. 
     В 2016 году ЦБ РФ обнародовал официальный рейтинг надежности российских банков и денежных вкладов в них. В список вошли наиболее значимые кредитно-финансовые учреждения России, а значит, и наиболее крупные. В первую десятку вошли те, которые занимают свыше 60 % российского кредитно-банковского рынка. Эти банки имеют наибольшую величину собственного капитала, что способствует их максимальной надежности. Величина этого норматива должна составлять не менее 10-11 %. Если у какого-либо банка этот показатель снижается и достигает всего 2-3 % от общих активов, тогда Центральный Банк России назначает проверку эффективности деятельности такой компании, и в дальнейшем может отозвать лицензию.
     Специалисты отмечают ряд изменений, которые могут вскоре произойти в банковской системе России. В нашей стране планируется создать специальный фонд, средства которого в случае необходимости будут направляться на финансовое оздоровление кредитных организаций. При Банке России можно ожидать появления единого реестра банковских гарантий. Данное мероприятие должно повысить доверие коммерческих предприятий и населения к банкам. Все финансисты надеются на скорое создание фиксированного списка документов, запрашиваемых в ходе инспекторских проверок, это снизит административную нагрузку на банки .
     Как известно, сейчас ключевая ставка Центробанка составляет 10 %, а инфляция 5,8 %. Достигнутая стабилизация финансовой сферы страны уже в ближайшее время может позволить снизить этот показатель. Тогда и предприятия, и рядовые граждане смогут получать кредиты на более выгодных условиях. Все это позволяет сделать вывод о том, что негативные последствия экономических санкций Запада банковская система России смогла успешно преодолеть.
     
     2.3 Проблемы и перспективы развития банковского сектора РФ
     Главной проблемой для российских банков является наличие высокой конкуренции с другими банками, обладающие большой долей иностранного капитала и имеющие вполне стабильное положение и репутацию на мировом рынке банковских услуг, тем самым, это позволяет им диктовать свои условия и предложения в изменение банковской деятельности в своих интересах.
     Для того чтобы решить данную проблему нашему государству необходимо повлиять на создание новых банков или усовершенствовать уже имеющиеся для выгодных условий нашей страны, а также ограничить деятельность иностранных конкурентов, которые мешают развиваться российской банковской системе, диктуя свои условия не на пользу нашим.
     Следующая немаловажная проблема отечественных банков связана со всевозможными банковскими рисками. Сюда вошли в первую очередь кредитные риски, по которым происходит снижение платежеспособности, так как заёмщики не справляются с высокой ставкой по кредитам и средства возвращаются в виде имущества, с взысканием которого тоже является проблематичной. Это связано со временем, так как для изъятия имущества необходимо получить решение суда, а потом его надо ещё и реализовать. И, опять же, возникают трудности, связанные со судебными издержками, а также на оплату услуг коллекторских компаний и реализацию.
     В России существует проблемы, связанные со снижением возможности оплачивать кредиты и это касается как населения, так и компаний, так как инфляция растет намного быстрее, чем номинальные доходы. Преобладает, так сказать, долларизация экономики, связанная со снижением уровня доверия к национальному финансовому сектору и сокращением сбережений. В этом случае уменьшение доходов экономических агентов приведут к замедлению притока денежных средств юридических лиц и физических лиц страны во вклады и банковские счета. Со стороны государства сокращается бюджет страны и параллельно повышается «запрос» на бюджетные денежные средства со стороны различных сфер экономики.
     К наиболее общим проблемам банков в России относится низкая капитализация банковской системы. В решении данной проблемы нужн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.