- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Николай Михеев Лирический герой и поэтический мир
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004128 |
Тема: | Николай Михеев Лирический герой и поэтический мир |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет Кафедра русского языка, литературы и журналистики Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование Профиль: Русский язык и литература Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа студентки очной формы обучения, 5 курса, группы ОБ (РЛ)-53 Ярмоленко Дарьи Сергеевны на тему: «Николай Михеев Лирический герой и поэтический мир.» Допустить к защите: Руководитель ВКР: зав. кафедрой 000 д. филол. н., профессор _______________ И. П. Карпов _______________ Е. П. Карташова «___»__________ 2017 г. Рецензент: к0000 _______________ 000 Студентка: _______________ Д. С. Ярмоленко Йошкар-Ола 2017 Введение В наше время развитие литературы не останавливается ни на минуту. С появлением интернета возможностей для самовыражения становится все больше, но в то же время, в великом разнообразии контента теряются действительно интересные вещи, как например, творчество наших современников. В связи с растущими возможностями регионы стали больше внимания уделять исследованию работ своих соотечественников по малой Родине. Например, в апреле 2017 года в Кирове прошел Всероссийский семинар «Региональная литература: проблемы изучения и функционирования», на котором были широко представлены ученые из многих ВУЗов Российской Федерации. Таким образом, Вятский Государственный Университет претендует на лидерство в исследовании региональной литературы. Местная литература - объект многолетних исследований ученых ВятГУ. Это нашло воплощение в антологии вятской литературы, которая выпущена более чем в десяти томах. Другой центр исследования региональной литературы – Магнитогорский Государственный Университет, ученые которого пишут не только монографии о творчестве местных писателей, но и учебные пособия. Это явление: повышенный интерес к региональной литературе - наблюдается повсеместно, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Мы подключаемся к данному общероссийскому литературоведческому направлению. Это тем значимее, что исследование нашей русской литературы в Марий Эл только начинается, хотя марийский литературовед Ким Васин уже давно опубликовал краткий очерк «Русские писатели Марийской АССР» и в расширенном виде представил его под названием «Русской слово Марий Эл». Одним из организаторов и ярким представителем русской литературы Марий Эл последней трети XX и начала XXI веков был Николай Иванович Михеев (1959 – 2002). Это достаточно интересный и талантливый человек, ставший основателем литературного объединения «Поиск», которое стало отправной точкой для большого количества одаренных писателей марийского края. В ходе подготовки к исследовательской работе был выявлен крайне низкий уровень информации о Николае Михееве, на просторах Интернета можно найти лишь пару стихотворных сборников автора. Критическую литературу по этому писателю удалось найти только в библиотеке, а также по совету научного руководителя. Самое удивительное, что у автора, создавшего литературное объединение и написавшего немалое количество произведений, нет даже статьи в Википедии. Нет никаких объединенных сведений о жизни и творчестве Николая Михеева, которые бы любой желающий мог получить посредством интернет сети. Соответственно нет не только биографических сведений, но и информации относительно направленности творчества писателя, его литературном мире и лирическом герое. Несколько иначе дело обстоит с книжными и журнальными публикациями, хотя и в них мы имеем дело всего-навсего с двумя-тремя авторами, писавшими о Николае Михееве. В соответствии с выше изложенным, тема, заявленная названием дипломной работы, представляет определенный культурный, литературный и практический интерес. Актуальность нашей работы прежде всего связана с обращением к почти не исследованной русской региональной литературе, а также с дефицитом информации по творчеству Николая Михеева. Предметом исследования стали лирические произведения писателя, которые были изданы в двух сборниках и публиковались во многих газетах, сборниках и журналах Республики Марий Эл. Цель настоящего дипломного исследования заключается в рассмотрении творчества Николая Михеева в контексте русской литературы Марий Эл с акцентом на проблемах поэтического мира писателя и лирического героя его произведений. Задачи нашего исследования состоят: • изучение теоретической литературы с целью выработки необходимого для исследования понятийного аппарата, • знакомство с критическими работами по истории русской литературы в Марий Эл и творчеству Николая Ивановича, • изучение жизненного и творческого пути автора, • анализ творчества поэта, а именно поэтического мира и лирического героя, • обобщение и публикация всего собранного материала в статье для энциклопедии «Википедия». Теоретической основой исследования послужили труды российских и советских литературоведов по проблеме автора, поэтического мира, лирического героя, структуры стихотворного текста и методике его анализа – работы М.Н Бахтина, В.Е. Хализева, Ежи Фарино, Б.О. Кормана, Н.Т. Рымаря и В.П. Скобелева, И.П. Карпова, Л.В. Чернец, В.В. Прозорова, М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова, А.Я. Эсалнек, А.Б. Есина, Д.М. Магомедовой, Н.А. Николиной. Не вдаваясь в многочисленные и многоаспектные исследования, проблемы автора, лирического героя и поэтического мира, мы уясняем для себя основное содержание используемых нами понятий в практических целях анализа творчества конкретного поэта. Основной теоретической темой нашего исследования является автор и такие формы присутствия автора в тексте, как поэтический мир и лирический герой. Вслед за М.М Бахтиным, Б.О. Корманом, Рымарем и Скобелевым, Н.В. Драгомерецкой и И.П. Карповым мы понимаем автора как субъекта литературно-художественной деятельности, воплощением которой является всё литературно-художественное произведение. М.М. Бахтин писал: «Автор произведения присутствует только в целом произведения, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. Он находится в том невыделенном моменте его, где содержание и форма неразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме». Оперирование понятием «автор» требует разграничения следующих смыслов понятия: 1) автор как субъект деятельности, объективирующий свои внутренние (экзистенциальные) силы во всей структуре литературно-художественного произведения; 2) образ автора – персонаж, именуемый в литературно-художественном произведении «автором», выступающий в литературно-художественном произведении – во внутренней сфере поэтической реальности – равным другим персонажам (например, образ автора в “Евгении Онегине”); 3) субъект речи (повествователь); 4) автор биографический – писатель (См.: Б.О. Корман). И.П. Карпов понимает автора как на субъект деятельности, давая следующею дефиниция: «Автор (лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) – субъект специальной – литературно-художественной деятельности, являющейся одной из форм общей человеческой деятельности; субъект литературно-художественной деятельности, результатом которой является литературно-художественное высказывание (произведение), в котором – в образно-знаковой форме – объективируются видение, понимание и эмоциональное восприятие мира и человека автором». По структуре поэтического текста и его анализа мы использовали книги М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова, Д.М. Магомедовой, А.Я. Эсалнек. «Поэтический мир» - это понятие сегодня широко используется, но пока оно не дефиницировано, т.е. не дано его научного определения. Его нет в современных словарях и энциклопедиях. Хотя уже Б.О. Корман рассматривал поэтический мир как одну из форм выражения авторского сознания в лирике: «Существуют…….», т. е. наиболее близкой поэту сфере жизни и особом характере поэтического видения. Это аспект проблемы мы будем именовать интенциальным содержанием авторского сознания. Сложную концепцию поэтического мира как поэтической реальности разработал В. В. Федоров. С его точки зрения ЛХП является не только реалией нашей жизни, не только имеет свою внешнюю форму – структуру, но является объектом литературоведческого анализа, т. е. как таковое обладает внутренней формой, именуемой поэтической реальностью или поэтическим миром. Поэтическая реальность – объект литературоведческого исследования (что наиболее основательно доказано в книге В. В. Федорова, основные моменты которой – в применении к проблеме автора! – пересказываются далее). Лирического героя мы будем понимать как ….» (Б.О. Корман). Частные проблемы понятийного аппарата будут нами оговариваться в соответствующих частях работы. Критических Работ мало микрорецензия Петров (Герман Пирогов, ред лит страниц в газете Призыв, Сернур) Щеглов - заметка о кончине Карпов Научная новизна определяется тем, что в работе впервые анализируются основные поэтические тексты Николая Михеева в аспектах поэтического мира и лирического героя. Практическая значимость исследуемой проблемы определяется, прежде всего, возможностью использования материала при создании истории русской литературы в Марий Эл, а также на уроках по регионоведению и в лекциях в университете. Более того это поможет структурировать информацию о творчестве выбранного писателя и создать статью об авторе для «Википедии». В исследовании использованы принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного и семантико-стилистического методов. Структура работы подчинена реализации ее целей. Она состоит из введения, двух глав, первая из которых посвящена жизни и творчеству Николая Михеева, а вторая – конкретному анализу его лирики в аспекте поэтического мира и лирического героя. Глава 1. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ МИХЕЕВА В этой главе рассматривается жизненный и творческий путь поэта Николая Михеева. Его семейное окружение, друзья, которые были рядом на протяжении всей жизни, оказывали поддержку и содействие в развитии творческого таланта писателя. Информационной базой для нас послужили труды самого Николая Ивановича. При жизни Николая Михеева бал издан только 1 его сборник стихов «земной черед» (Йошкар-Ола 1991). Второй итоговый сборник «На исходе мгновения» вышел вскоре после смерти Николая Михеева. Эти сборники являются основным текстуальным источником нашего исследования, но мы будем учитывать и многочисленные издания стихов поэта в литературных страницах газеты «За коммунизм» (вестник района), «Молодой коммунист» (молодежный курьер), Йошкар-Ола, литературно-художественный журнал «Дружба», самодеятельные брошюры, выпускаемые под маркой «Колибри», самодеятельная газета «безнадежное дело», редакторство: книги Сагировой «Я придумала тебя», Бахтина «Этот поезд ночной». Информационной базой относительно жизненного пути поэта для нас послужили следующие источники: «Справочник писатели Марий эл», работы И.П. Карпова, а именно предисловие к сборнику «На исходе мгновения», статья «Любящее сердце поэта», статьи «Время «Поиска»» размещенные в 1 и 2 выпусках журнала Литера от 2013 года. 1.1. Личность и жизненный пусть автора. АВТОБИОГРАФИЯ Я, Михеев Николай Иванович, родился в селе Масканур Ново-Торъяльского района тогда еще Марийской АССР 13 января 1959 года. Но осознавать себя начал уже в поселке Алексеевский, Советского района, куда переехала моя семья. По бабушкам-дедушкам происхожу из крестьян, отец, вначале плотничавший и токаривший, тоже бороздил поля госплемзавода "Алексеевский" на комбайне, пока 46-ти лет от роду не скончался от рака; здесь же начальником почтового отделения проработала до пенсии моя мама. Собственно и я прожил всю свою сознательную жизнь в этом небольшом поселке, где -- по основным предметам -- окончил Алексеевскую среднюю школу на дому; где главный толчок развитию моей личности дала талантливый педагог, преподаватель русского языка и литературы Римма Николаевна Труновская; где я потратил много лет в поисках возможностей делать хоть что-то полезное для людей (сегодня, во времена восторжествовавшей идеологии индивидуализма, это и звучит-то как-то неестественно, а тогда было насущной душевной потребностью для многих, -- согласен, -- несколько идеализировавших действительность людей: среди инвалидов с детства, к числу которых я принадлежу, таких раньше было сколько угодно): мастерил какие-то художественные вещи, которые тут же раздаривал, бесплатно чинил и переплетал книги знакомым и для библиотек, занимался досугом детей в лагере труда и отдыха, активно сотрудничал с прессой, участвовал в тщетных попытках оживить заформализованный комсомол, куда меня внезапно позвали аж в возрасте 26 лет, и даже выступал с антиалкогольными лекциями... Разумеется, не обошлось без некоторой наивности и ошибок, но я благодарен тому времени за возможность заниматься всем этим бескорыстно, даже и не помышляя о деньгах, благодарен за то, что мое поколение могло в молодости всерьез думать о высоких вещах, презирая стяжательство и потребительский образ жизни. В начале 80-х судьба подарила мне встречу с ровесниками, увлеченными литературным творчеством, результатом чего стало создание нами в пос. Алексеевский, а точнее -- у меня на квартире -- литературного клуба "Поиск", который оправдал свое название тем, что собирал пишущую молодежь со всей республики и сыграл заметную роль в развитии молодой русской литературы в Марий Эл. С первых же минут своего существования "Поиск" противопоставил казенной литературе социального заказа искренность чувств и честность мыслей. Наши почти ежемесячные встречи были наполнены не только обсуждением написанного, но и постоянными спорами о будущем страны. Два-три раза в год мы собираемся и сейчас. В 1991-м году вышел сборник моих стихов "Земной черед". С 1990-го по 1996-й годы я редактировал "Литературные страницы" республиканской газеты "Молодежный курьер" (В то время, кстати, мы поддерживали постоянные контакты с десятками поэтов из разных уголков СССР, и "Литстраницы" рассылались нами в 70 адресов за пределами республики. С некоторыми из собратьев по перу дружеские отношения сохраняются по сию пору). Параллельно я вел "Литстраницы" в недолго просуществовавшей газете "Республика", года два составлял "Литстраницы" для газеты "Йошкар-Ола". В середине 90-х также несколько лет делал для "Вестника района" (п. Советский) юмористическую страницу "Старик Михеич приглашает"... Золотое время, когда пресса охотно и обильно печатала литературные произведения, увы, миновало, но за отпущенный нам срок расцвели таланты Алевтины Сагировой, Геннадия Смирнова, Алексея Бахтина, Сергея Щеглова, Александра Токарева, Рашиды Апатеевой, Сергея Суркова, Владимира Марышева, Валерия Николаева, а главное -- с нами поднялось и новое поколение -- великолепная пятерка смелых и оригинальных поэтов: Игорь Петров (ныне постоянный автор знаменитого "Континента"), Александр Коковихин, Светлана Турий, Константин Ситников и Татьяна Сазонова. Есть в этом и доля моего труда. Поскольку пишу я мало, то окололитературная деятельность остается основным моим времяпрепровождением (не пишу работой: работа, кажется, должна предполагать хоть какой-то заработок). Занимаюсь редактированием и макетированием книг своих друзей. С прошлой осени совместно с Санкт-Петербургским издательством "Четверг" начал выпускать серию миниатюрных книг "Колибри" -- самых маленьких в России (40х60мм). К сожалению, поэтам российской провинции приходится нынче ужимать свое желание напечататься до миниатюрных размеров. Есть у меня и кое-какие литературные замыслы, но... "не говори "гоп", пока не перепрыгнешь". Поживем -- увидим, что получится. Н. Михеев, п. Алексеевский, 5.02.1999 г.1 1.2 На пути к творчеству. Глава 2. ПОЭЗИЯ НИКОЛАЯ МИХЕЕВА: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР Поэтический мир, лирический герой- есть выражение внутреннего мира поэта, то что поэт имеет внутри себя, т.е. в мыслях, в эмоциях, в самом видении мира, то он и объективирует в своем творчестве. Наше разделение понятий поэтический мир и лирический герой несколько условно, потому объективация и есть целостный процесс. 2.1. Автор и поэтический мир Нужно помнить: планета Земля – Россия – Йошкар-Ола – поселок Алексеевский. Слева – удлиненный одноэтажный поселковый дом (на два семейства), справа – сарай, посередине – площадка и цветник. Обычно у окна, у входа, или у куста пионов, где-нибудь – наш Николай Иванович в своей коляске. Улыбка, радость – “С ясным солнышком во взоре, / С белой ваткой на носу”. Рядом бабушка и мама – его забота, помощь. В этом поселке – Николай Михеев, навеки теперь, потому что, как писал он сам, все здесь его помнит. И каждый из нас, любящий поэзию Николая Ивановича Михеева, вчитываясь в его стихи, будет помнить и понимать, что вот этот шиповник, эта липа, эта калина – частица его души, его “край и место”, развернутые поэтическим сознанием и любящим сердцем до масштабов Вселенной. Расцветет у ДК шиповник, Я его лепестков коснусь, Он давно здесь, он много помнит, Он мою освещает грусть. Помнит липа, калина помнит И береза забыть не даст, Что не скажешь при посторонних, Что свои-то поймут не в раз.2 Недалеко – районный центр, большой поселок – Советский, именно о нем – воспоминания детства поэта. Детства маленькая столица, Где стоял деревянный дом, Как из сказки забытой птица Покрывала меня крылом. Там у бабушки знойным летом, Словно радуга, был цветник, Там рассказано было дедом Столько сказок чудных и книг.3 И кажется, что именно эта кровная связь с землей, с народом, с малой родиной и определила существо личности Николая Ивановича. И жизнь его, и поэзия – это свидетельство того, что он принадлежит к людям, которые у русских называются праведниками – к тем людям, которые терпеливо несут свой крест, вся жизнь которых заключается в труде и заботе о ближнем, основные чувства, наполняющие такого человека, – сострадание, внимание и любовь к человеку. Таких людей не развратить –ни демократическим, ни коммунистическим режимам, их не сбить с толку ложью, словоблудием, рекламой. Эти люди выращены и воспитаны самой жизнью – русской, противоречивой, мозолистой, трудовой, но все же цельной в своей устремленности к добру, свету, Богу. Свет и солнце – одни из самых ярких, часто повторяющихся образов в поэзии Николая Ивановича Михеева. От шутливых фраз о себе: “С ясным солнышком во взоре” – до стихов самых последних лет жизни, таких как: “Пусть нас пронизывает свет, / И выхода из света нет…” (“Вся жизнь, увы, черновики…”), “Ты – солнце у дельфина на спине…” (“Обыденность пронизана тобой…”). Это вовсе не значит, что Николай Иванович был человеком беззаботным, легко воспринимал жизнь. Радость общения с людьми побеждала в нем тяжелое внутреннее состояние, он никогда и никому себя не навязывал, даже наоборот – всегда в центр своего ли внимания, общей ли беседы ставил другого. Поэтому близким и друзьям, да и просто знакомым с ним было легко, к нему многие несли свои беды и заботы. Сегодня, когда мы перечитываем все, что написал Николай Иванович Михеев, когда вспоминаем его дела, становится удивительно, сколько человек смог сделать за свою недолгую жизнь. Прежде всего – это сотни стихов, хотя писал он нерегулярно, чаще, особенно в последние годы, читал, правил, издавал других. На встречах свои стихи он если и читал, то как все, – понемногу. Он годами редактировал литературные страницы в республиканских газетах. И еще. Более трех десятков поэтических книжек “Колибри” (это сбор материалов, их редактирование и подготовка оригинал-макета), выпуск в свет вместе с издательством “Четверг” (Санкт-Петербург). Газета “Безнадежное дело” (одна страница формата А4), размножаемая нередко за свой счет. Маленьких сборников из серии “Книга на листе”. Переписка с авторами – поэтами из многих городов, поселков и деревень бескрайней России. А для себя? Одна собственная книга (“официально” изданная), да несколько самодельных книжек “на листе”. Но все же вместе с ним зрели таланты его товарищей, он помогал молодым поэтам обрести собственный голос, каждому – издать книги… Счастье и радость различны для разных людей. Для Николая Ивановича – это новые стихи друга… Алевтина Сагирова, Геннадий Смирнов, Игорь Петров, Александр Коковихин, Валерий Николаев, Алексей Бахтин, Татьяна Сазонова и многие-многие живут и будут жить до конца дней со светлой памятью о нашем замечательном поэте – Николае Ивановиче Михееве. Первый сборник “Земной черед”, Изданный в 1991 году в Йошкар-Оле – итог многолетнего поэтического напряжения. Последним мощным подъемом творческих сил была зима 2001–2002 годов. В этом десятилетии сосредоточились эволюция, продолжение себя, и новое – в темах, слове, образности. “Земной черед” – определение нравственной, философской, поэтической стратегии поэта; воплощение его собственного оригинального мировидения. Главное для Николая Ивановича – человек, его стойкость, его верность себе и своей совести. Пока несправедливость есть на свете (А я не доживу до тех времен, Когда ее никто уже не встретит), Да будет тот, кто борется, силен. Да будет добр и окружен друзьями, Не обделен талантом и умом, Да будет чистым поднятое знамя, Да будет слава добрая о нем. Но коль судьба его обделит слепо, Не дав таланта, силы и друзей, А жизнь придет, обыденна, нелепа, – Да не предаст он совести своей.4 Судьба не дала ему здоровья, но дала сосредоточенность на главном в жизни – на любви к людям и любви к русскому слову. Никогда в своих стихах он не пожаловался на судьбу, но особенность его образа жизни воплотилась в массе деталей, в выборе темы, предмета изображения и его художественном осмыслении. Так, после лета, обычно праздничного встречами с друзьями, осень воспринимается с особой грустью. …Вот осень. Изменились времена. Теперь ничьих не жду я посещений По будням – опустивши стремена, Свободный пленник средь ее владений.5 Николай обладал необходимейшим для поэта свойствам – умением замечать мимолетное, ярко-бытовое, буднично-характерное, из чего и складывается жизнь, но мимо чего обыкновенный – суетный – человек проходит не замечая. В сборнике “Земной черед”: Всего лишь световым пятном на раме Заходит солнце в эту пору в дом.6 И позднее: лес, дружеский пикник, дождь, все заняты друг другом, а он видит иное… Серебристый жемчуг дождевой, Что усыпал серый свитер твой: …Мы тебя под елью мокрой ждем, Ты одна танцуешь под дождем. Полукругом руки – к облакам, Как привет далеким берегам, В стороне от общего костра Ты танцуешь, осени сестра.7 * * * Есть одна особенность поэзии, которая говорит о многом – о внутреннем мире поэта, о широте или узости его видения жизни, об оценке жизни. Особенность эта может быть непосредственно не названа, не представлена предметно, она – внутри текста, в отдельном ли слове, в интонации ли. Это – эмоциональный комплекс поэта, воплощаемый в каждой клеточке его творения. В стихах Николая – целая гамма настроений, неисчислимое количество интонационных оттенков. Любую тему, будь то политика, природа, бытовая жизнь, любовь… – он решает в эмоциональной амплитуде: от шутки (порой с горестным оттенком) – до трагического выражения боли. Это может быть выражено в теме “народ – государство”. В доме кончилось вино, И копейки на исходе. Свищет ветер: “Все равно-о-о!..” Во саду ли в огороде. Сыплет листьев шелухой – Обесцененной монетой. Жить в России нелегко, И не все умеют это. Государство скажет: “Жди”. Осень в небе вскроет вены. И пойдут студить дожди Дали нашей ойкумены.8 Из другого стихотворения: Слишком утлый выстроен ковчег Для волны российского размаха. Выжидая, двадцать первый век Смотрит хищно, словно росомаха.9 Это может быть воплощено в чувстве любви к женщине. Ну, что она – любовь? Зеленая лягушка!10 Многие стихи последних лет жизни, часто не опубликованные, может быть, никому и не прочитанные, открывают нам сегодня человека мужественного – мужественно переносящего и муки разума, ищущего правду, и муки сердца. “Мой друг, поехали в Семеновку…”, т. е. в психиатрическую больницу, – поехать, чтобы заглушить тоску, чтобы, размахивая рукавами “всего сто тысяч раз”, “полетов новый стиль” явить. Мой друг, нам будут аплодировать И пить за нас не по одной. Поедем славу репетировать, Нам психбольница – дом родной! Что по ночам без сна ворочаться, Давясь, как яблоком, луной! Уже ль тебе совсем не хочется, Мой друг, в Семеновку со мной?11 Это написано 16 октября 2001 года, а через четыре дня – вновь образ Семеновки, но уже больше и прямее о себе. Семеновка помнит, Семеновка знает, Где ее сын в облаках пролетает, Где он конкретно, привязанный к койке, Будет орать, как коты на помойке. Это, увы, не больней, чем спуститься С неба туда, где судьба колосится. Вот она, вот она, вот она всюду! Как убирать урожаище буду! Мама-Семеновка, встань надо мной, Мне рукава затяни за спиной.12 (20.10.01, на рассвете) Постоянна в поэзии Николая иная тональность – строгого, может быть, даже сухого размышления о смысле жизни и сожаление о зря прожитом, прожитом впустую, волнение: велика и ценна жизнь человека, и прожита она должна быть достойна. Смотри, как много времени уходит На чепуху за здорово живешь, На быт, на вроде-жизнь, что быта вроде, А ты все будто дня и часа ждешь. Какого часа? Нет вестей оттуда – Из будущего срока твоего. Он истечет, но не случится чуда, И ты замрешь на краешке Всего…13 Полнота эмоционального отклика на мир выразилась в многочисленных посланиях друзьям, эпиграммах, детских стихах, использовании игровых поэтических масок (Старик Михеич, Анри Зеро), сборники, выходящие под этими именами, иногда писались совместно с друзьями (юмористические стихи – с Александром Коковихиным). * * * Николай – поэт по преимуществу лирический, политическая тематика в его ранних стихах осмыслена скорее публицистически, нежели художественно, но в период зрелости он достигает единства мысли и образа, чувства личного и гражданского, эмоционального переживания себя и думы о Родине. Я когда-нибудь светом вернусь, Если будет куда возвращаться, Если будет планета вращаться, Если в мире останется Русь.14 Это единство позволяет ему воспринимать и конкретные политические события как часть судьбы Родины, часть личной судьбы. В стране, где от ума одни несчастья, А совестливому – вдвойне, Скорее времени, а не пространства часть я, Как перекур не на своей войне, Где дезертиров любят журналисты, Где шрифт газет безжалостней огня, Где за спиной горит Кавказ гористый И без любви взирает на меня…15 Жизнь небольшого поселка, казалось бы, неподвижна, но это внешне, при поверхностном рассмотрении. На самом деле поселок – всегда на дороге, и сознание человека, живущего в поселке, включает в себя много других пространств. Тем более это у поэта, раздвигающего горизонты своего внутреннего видения до масштабов всей земли, всего, чем живет Родина. Я живу на дороге, и, сердце, дразня, По шоссе проезжают не только друзья. Пролетает любимая, светом луны Обращаясь к живущим: а вы – влюблены?16 Так может сказать поэт в связи с конкретным событием – “проезжает любимая”, но если присмотреться к стихам поэта, не деля их ни тематически, ни каким другим образом, то мы перенесемся вместе с поэтом в иные художественные, политические, государственные миры. Мы вспомним вместе с поэтом и гриновскую Ассоль, и философов (Канта, Шопенгауэра, Артсега), и Китеж, Древнюю Русь, и Петрарку, и Данте, и Бродского, и дождливый Париж, и сегодня гордящуюся своей силой Америку. Облака – один из любимых образов – метафора поэтического воображения, преодоление пространств. И в тихий поселок к утру облака Доставят дразнящее слово… “Пока!” Иль ты совсем не веришь мне, На облаке летя?17 * * * Пожалуй, наиболее глубоко, интимно, разносторонне лирический герой в поэзии Николая раскрывается в любви. В центре авторского восприятия женщины – возвышенное, трепетное, какое-то юношески бережливое чувство. Ожидание ее прихода, молчание во время встречи, прикосновение руки, выразительность взгляда при прощании… И вновь – ожидание, готовность до конца мира молчать в телефонную трубку, только слышать любимый голос… Желание быть шмелем, чтобы перстнем сесть к ней на палец, желание раствориться в воздухе, в котором – и ее дыхание. Голос твой нежный… Свет мой безбрежный…18 Стихи становятся сродни заклинанию, но не магическому, не на порабощение другого человека направленные, а светлые, внешне порой сказочные, но все более откровенные. Двадцать восемь. Ноль семь. Ноль один, – Дай мне лампу твою, Алладин: Я хочу в эту ночь, в этот дом – Лунным светом, прохладой, котом – Все равно – лишь бы мне увидать, Как она прилегла, но – не спать, Как мерцали глаза в тишине, Улыбаясь незримому мне.19 В стихах последнего года – особенно сильные чувства, и уже не взаимопроникновение разных настроений, а их контрастность: – радость – тоска. Я на молитве плакал о тебе. О том, что я тобой внезапно брошен, И не пойму – на сутки? Навсегда? И ночь, и день мне подтверждали: да – Теряешь ты сокровище, дороже Которого не ведал никогда… Я ждал, молясь, я плакал о тебе: “Господь, Твоей принадлежу рабе…”20 И, наконец, может быть, самое тяжелое, когда любовь или нелюбовь осмыслены как “быть или не быть”. Быть? А зачем? – когда ни для чего Единственному сердцу не пригоден. Не быть статистом, цифрой “итого”, Фигурою, одетой по погоде. Но раствориться в дымке городской, В которой и твое живет дыханье, Быть воздухом – твоим! – а не тоской, Не веткою, а ветки колыханьем.21 Весь путь любовного счастья и любовного страдания прошел поэт, но, думается, и в конце жизни Николай не отказался бы от своих слов, сказанных за несколько лет до смерти: Любовь сгорает. Память остается. Ее как звукозапись не стереть. Спасибо, Господи, за то, что нам дается Простое счастье жить и умереть.22 * * * Эта книга, включающая все основное, написанное Николаем Михеевым, – для чтения медленного, долгого, даже не для чтения – для жизни, потому что в этих стихах – вселенная души поэта. 2.2. Автор и его лирический герой Заключение Список использованных источников и литературы Приложение Оглавление Введение 2 Глава 1. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ МИХЕЕВА 7 1.1. Личность и жизненный пусть автора. 7 1.2 На пути к творчеству. 10 Глава 2. ПОЭЗИЯ НИКОЛАЯ МИХЕЕВА: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР 11 2.1. Автор и поэтический мир 11 2.2. Автор и его лирический герой 11 Заключение 12 Список использованных источников и литературы 13 Приложение 14 1 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 2 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 3 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 4 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 5 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 6 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 7 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 8 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 9 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 10 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 11 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 12 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 13 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 14 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 15 16 17 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 18 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 19 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 20 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 21 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) 22 Михеев Н.И. На исходе мгновения (Книга стихов) / Ред. К.И. Ситников; Сост. В.В. Николаев; Вступ. статья И.П. Карпова. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003. – С. 12 – 13 (234 с.) --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: