VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Николай Дементьев

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009194
Тема: Николай Дементьев
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет гуманитарных наук
Программа подготовки бакалавров по направлению
45.03.01 «Филология»


КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: 
«Николай Дементьев. Миф о поэте»
«Nikolaj Dementjev. The Myth about a poet» 

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета Гуманитарных наук
 Направление: Филология 
Группа: 16Фил2 
Гугунава Полина

Научный руководитель:
Старший преподаватель НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде /
 Департамент литературы и межкультурной коммуникации
Большухин Леонид Юрьевич

Нижний Новгород, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мифологизация как феномен художественной литературы……...6
1.1. Понятие «мифа» и «мифологизации»……………………………………6
1.2. Процесс мифологизации и его особенности…………………………….9
Глава 2. Дементьев – герой своей эпохи……………………………………..11
2.1. Краткая биография Николая Дементьева………………………………..11
2.2. Основные мотивы в лирике поэта. Значение личности Н. Дементьева для современников………………………………………………………………….14
Глава 3. Анализ фигуры Дементьева, его значимости и роли в  произведениях Б. Пастернака и Э. Багрицкого………………………………………………..17
3.1. Николай Дементьев в стихотворении Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Дементьевым»……..…………………………………….……17
3.2. Оценка Борисом Пастернаком значимости Н. Дементьева в стихотворении «Безвременно умершему»…………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….25









ВВЕДЕНИЕ

     Многие поэты и писатели оставляют глубокий след в отечественной и мировой культуре. Их имена известны каждому образованному и заинтересованному человеку. Их произведения переиздаются из года в год, цитируются и учатся наизусть. 
     Однако есть и такие, что не вызывают никаких ассоциаций у большинства потомков. Справедливо или нет – забытые, они, тем не менее, интересовали современников, благодаря чему появлялись на страницах действительно великих творцов.
     Для исследователя же большую ценность имеет то, благодаря чему поэты второго и третьего ряда становились героями литературных произведений. Значит, в них что-то есть, значит, они были важны для своей эпохи. 
     Такой личностью является и советский поэт 20-х, 30-х годов XX века - Николай Иванович Дементьев. Молодой поэт, покончивший жизнь самоубийством, остается в памяти в основном благодаря двум стихотворениям: «Разговор с комсомольцем Дементьевым» Эдуарда Багрицкого и «Безвременно умершему» Бориса Пастернака. 
     Обращение к художественному материалу текстов двух великих поэтов – Б. Пастернака и Э. Багрицкого в рамках нашего исследования обусловлено тем, что характерной особенностью двух стихотворений является изображение нового героя советских годов времен первой пятилетки – Николая Дементьева, личность и биография которого мифологизировалась и вызывала огромный интерес современников.
     Актуальность исследования определяется недостаточной степенью исследованности жизни и творчества советского поэта Николая Дементьева, а также массовой тенденцией к демифологизации различных людей, зачастую невольно ставшими объектами повышенного внимания современников, что повышает их историческую значимость. Помимо этого, стоит отметить наиважнейшую функцию литературы по сохранению и передаче фундаментальных культурных ценностей, что особенно актуально сегодня в условиях глобального кризиса.
     К основной цели данной работы можно отнести прослеживание истории и механизма художественной интерпретации личности на основе двух вышеперечисленных текстов. 
     В связи с целью можно выделить следующие задачи:
     1. Проанализировать понятие «мифа» и «мифологизации».
     2. Рассмотреть процесс мифологизации и его особенности.
     3. Осветить краткую биографию Николая Дементьева. 
     4. Выявить основные мотивы в лирике поэта. Определить значение личности Н. Дементьева для современников.
     5. Проанализировать роль Николая Дементьева в стихотворении Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Дементьевым».
     6. Рассмотреть мнение Бориса Пастернака касательно значимости Н. Дементьева в стихотворении «Безвременно умершему».
     Объект исследования – личность и творчество Николая Дементьева.
     Предмет исследования - истории и механизма художественной интерпретации личности на основе стихотворений «Разговор с комсомольцем Дементьевым» Эдуарда Багрицкого и «Безвременно умершему» Бориса Пастернака.
     Несмотря на то, что эта тема мало изучена, она являет собой большой интерес для филолога, открывает новые возможности для будущих исследований. Она важна не только для раскрытия Н. И. Дементьева как  поэта и человека, но и для более глубокого осознания творчества Б. Пастернака и Э. Багрицкого, а также для общего понимания поэзии 20 - 30-х  годов ХХ века. 
     Творчеству и жизни данного поэта посвящено достаточно мало публикаций. Зачастую это не специальные исследования, а лишь небольшие отрывки в энциклопедиях и книги воспоминаний его родственников и друзей, а также журнальные публикации. Монографий и полноценных исследований о поэте, к сожалению, нет, по сей день его творчество остается не до конца исследованным. 
     Практическое значение работы в том, что основные положения курсовой работы перспективны для дальнейшего изучения творчества Николая Дементьева в контексте русской культуры ХХ века, а также как ярчайшего примера мифологизации личности.
     Новизна данной работы заключается в том, что впервые будет проведено качественное исследование личности Николая Дементьева в контексте мифологизации его образа современниками.
     В процессе работы будут задействованы материалы из Библиографического словаря в двух частях «Русские поэты, ХХ век», из Литературной энциклопедии в 11 томах, из работ Игоря Поступальского, В. Шаламова, Натальи Громовой,  а также других исследователей. Также будут использованы воспоминания его жены, Надежды Августиновны Надеждиной, и других его современников. 
     В работе были использованы такие методы исследования, как сопоставительный анализ критических работ по творчеству Николая Дементьева, в ходе которого были изучены и обобщены наблюдения над особенностями его творчества, а также анализ литературы, посвященной изучению приемов и подходов к созданию мифологизации личности в контексте истории. При анализе художественных текстов использован структурный анализ. Также были использованы в работе следующие методы исследования – мифопоэтический и контекстный.
     Структура курсовой работы подчинена реализации ее целей. Она состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
     
     

ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие «мифа» и «мифологизации»
     
     На рубеже XIX-XX веков, а затем в 20-30-е годы XX века – в период НЭПа и первых пятилеток, наблюдался достаточно серьезный переходный момент не только в истории России, но и в культуре. В это время большое внимание уделялось идее перехода человека в новое состояние, его преображения. Прежде всего, здесь стоит упомянуть сверхчеловека Ницше, философские идеи Соловьева, оказавшие значительное влияние на представителей Серебряного века в России, в особенности на символистов. 
     В период культурно-исторического перехода происходит разрушение прежней системы ценностей, служившей длительное время ориентиром и опорой, благодаря которым человек выстраивал свои отношения с миром.  В связи с распадом подобной системы общество испытывает возникает потребность в формировании новой этической концепции, вследствие чего происходит обращение к сфере бессознательного, содержащего в себе фундаментальные архетипы. Отсюда прослеживается интерес к такому явлению как миф. 
     По словарю Ожегова термин «миф» имеет несколько значений, но в контексте нашего исследования необходимо отметить два значения:
     1. Недостоверный рассказ, выдумка. 
     2. То же, что вымысел1.
     В философско-культурологическом контексте миф выступает как способ мировоззрения. То есть миф – это некая интерпретация реальности, способ осмысления жизни, но при этом, ему характерен элемент вымысла и недостоверности. Миф, в основе которого лежит принцип бинарных оппозиций, подмеченный Леви-Стросом2, стремится к упорядочению мира. Ведь главная миссия мифа – это объяснить каждое явление с точки зрения рациональности, т.е. обожествление и одушевление тех вещей, который человек не может объяснить и до конца понять. Здесь миф выступает, как предшествующее науке и религии, первичное мировоззрение.
      Кроме того, опираясь на исследования К.Г. Юнга, его теорию архетипов, следует отметить, что мифологичность сознания не является исключительной прерогативой первобытного человека, но также присуще человеку любой эпохи. Также необходимо отметить, что о мифологическом сознании много размышляли философы рубежа 19-20 вв., - П. Флоренский, Вл. Ильин, Д. Мережковский и др. - полагая, что в его основе лежит над-мировая, или трансцендентная память, когда человек наследует мифологемы не в виде культурной информации, а выступая органом мистической памяти Бога. 
     Следует отметить, что пространство художественных произведений, созданных в переходные периоды, обладает мифологическими чертами.  Сюжеты многих произведений советской литературы, как среди прозы, так и поэзии, построены на принципе мифологизации. «Мифологизация — это процесс образования мифа»3.
     Таким образом, основываясь на принципах мифологизации сюжет выходит за границы реальной действительности. В художественных произведениях это проявляется в наличии нескольких пластов реальности, сосуществовании нескольких миров. Такую тенденцию можно проследить, обратившись к творчеству русских символистов. Они верили в существование сверхреальности, которую нельзя постичь чувственным восприятием или разумом, но лишь особой интуицией при помощи средств искусства. В их произведениях прослеживается особое взаимопроникновение мира реального, чувственного и мира сверхреального, трансцендентного, как например, в «Незнакомке» А. Блока.
     В мифе диалектика как выражение основного жизненного противоречия воплощена не в системе абстракций, а в наглядно-чувственной форме4. То есть миф всегда окрашен эмоциями, он развивает воображение, способствуя более тонкой и четкой визуализации придуманных образов олицетворения стихий и сил природы.
     В конце XIX - начале XX веков многие европейские и русские философы, такие как Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А. Белый и др., чутко улавливали процессы угасания традиционной духовности и осознавали глобальность надвигающегося перелома в культуре5. Виктор Ерофеев в своем эссе «Поминки по советской литературе» первом этапе становления советской литературы говорит так: «Советская литература есть порождение соцреалистической концепции, помноженной на слабость человеческой личности писателя, мечтающего о куске хлеба, славе и статус-кво с властями»6. Неудивительно, что именно мифологизация выступает как необходимый элемент создания необходимого образа «героя своего времени», что и произошло с Николаем Дементьевым. Данный принцип мифологизации можно увидеть на основе стихотворений «Разговор с комсомольцем Дементьевым» Эдуарда Багрицкого и «Безвременно умершему» Бориса Пастернака.
     Таким образом, можно отметить, что миф выступает как некая выдумка, касательно жизни и творчества определенных людей, призванная посредством мифиологизации истории (биографии исторически значимого человека) объяснить происходящие события и социокультурные изменения в обществе посредством наделения биографии человека мифологическими (то есть, не присущими ему) чертами. Мифотворчество – это всего лишь попытка диалектического взгляда на мир, попытка осознания себя в этом мире.
     1.2. Процесс мифологизации и его особенности
     
     В эпоху краха «больших нарративов»7 история становится релятивной, возникают сомнения касательно многих исторических событий и персонажей, которые в свое время активно мифологизировались. История мифологизируется, пересматривается и переосмысливается авторами, в результате чего появляются произведения, в основе которых лежат эти, искусственно созданные самим автором исторические мифы.
     Сам процесс мифологизации почти закономерен, ведь история всегда переосмысливается и подвергается сомнению. Также существует вероятность обнаружить новый документ или мемуары, освещающие известное историческое событие совершенно, с другой стороны. Поэтому факт мифологизации можно обнаружить не сразу, а спустя какое-то время, в ходе новых исследований.
     То есть, исторический миф, который, в том числе затрагивает и биографии знаменитых людей (в данном случае – Николая Дементьева), выступает как попытка разобраться в самой истории, но не с точки зрения историографии и науки, а со стороны литературы и авторской интерпретации.
     При мифологизации биографии человека, происходит некая интерпретация не только его творчества, но и его жизненного пути, возникает «а особая модификация, в форме которой личность занимает свое место в сознании биографа, есть модификация личности в ее развитии»8.
     Переосмысляется не только история и роль личности в этой истории, но и сама окружающая действительность. Получается, что «текущая социальная действительность есть внешний матерьял биографии, а личность в ее развитии — та предметная форма, к которой этот матерьял соотносится»9.
     Происходит мифологизация реальности с целью построения определенной модели мира. Миф выступает «основным способом осмысления мира и разрешения противоречий»10, особым типом мышления. Известный российский мифолог, Владимир Николаевич Топоров, опираясь в своей статье на предшествующие исследования К. Леви-Строса, М. Элиада, Г. Франкфорта и др., в качестве одного из трех типов схем, лежащих в основе мифа, выделяет схему «мифоисторической традиции».  Получается, что миф, как и мифологизированное «историческое» предание, совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего).».11 
     При этом, очень важно в процессе мифологизации обладать подлинно-художническим проникновением, «с каким жизненно-одаренная личность умеет открывать значительное под незаметной внешностью или отличать глубокое и содержательное от поверхностного и малоценного»12. 
     Таким образом, можно отметить, что в контексте исследования особенностей советской литературы процесс мифологизации характеризуется как новый виток эволюции культуры и искусства, как яркая литературная тенденция к стремлению понять, переосмыслить существую действительность. Мифологизация истории и исторических личностей приобретает все большую популярность, что обусловлено стремлением экспериментировать с историческим прошлым создавая на основе исторического сюжета (мифа) совершенно новую историю, вписывая ее в современный контекст.
     
     ГЛАВА 2. ДЕМЕНТЬЕВ – ГЕРОЙ СВОЕЙ ЭПОХИ
     2.1. Краткая биография Николая Дементьева
     
     Дементьев Николай Иванович (1907—1935) — советский поэт, комсомолец. Произошел из интеллигентной семьи, что его весьма тревожило.
     В период 1925—1928 Дементьев состоял в ВЛКСМ.
      Проходил обучение в ВЛХИ, а также на литератором отделении в МГУ. 
     Начал публиковаться с 1924 (в «Октябре», «Красной нови», «Молодой гвардии», «Комсомольской правде», «Новом мире» и др.). 
     Постепенно Дементьев приходит к большой поэтической победе - к рассказам в стихах «Закон», «Пастух», «Таня»,  «Новый метод», «Мать»13.
     До 1928 Дементьев принимал участие в литературной группе  «Перевал», затем проявлял симпатии к РАППу. 
     При этом, можно отметить, что Дементьев «прошел серьезную выучку у мастеров Лефа (Пастернак, отчасти Асеев)»14.
     Будучи в тяжелом материальном положении Николай Дементьев решил заняться журналистикой. Писал статьи для журнала «Юный натуралист». Затем получил диплом слесаря-лекальщика в Центральном институте труда, которым руководил поэт А. Гастев15.
     Был близким другом Э. Багрицкого, который в свою очередь считал Дементьева своим преемником.
      Так, в воспоминаниях «Дементьев идет об руку именно с Багрицким, — об их дружбе, дружбе старшего с младшим, тогда уже ходили слухи в кругах литературного молодняка»16.
     Багрицкий посвятил другу стихотворение «Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» и часто выступал с ним на различных литературных мероприятиях,  чем очень сильно смущал молодого Дементьева, который «краснея, бледнея, волновался всячески, приглаживая белокурые, густые волосы»17. 
     Вскоре Дементьев женился на Надежде Надеждиной и для улучшения материального положения был вынужден устроиться на работу «в Бобриковский (ныне Новомосковский) химкомбинат, где он работал журналистом и создавал научно-популярные книги»18.
     Работаю на химкомбинате, Дементьев он писал статьи для местной газеты и зачастую для иностранцев. Для преодоления словесного барьера, Дементьев постепенно изучал английский язык, и проживая в одной гостинице с американцем, помогал ему в изучении русского языка.
     В 9134 году случилось непредвиденное – Дементьев совершил попытку самоубийства, вскрыв вену на руке и перерезав себе горло.
     После данного инцидента он был помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко.  Жена недоумевала, как абсолютно здоровый человек может решиться на самоубийство.
     После выписки из сумасшедшего дома состояние Дементьева лишь ухудшилась. А в 1935 году он совершил вторую попытку самоубийства, выбросившись с 6 этажа. На это раз, попытка была удачной, Дементьев скончался.
     Его смерть вызвала общественный резонанс. Многие, не знавшие его люди, начали интересоваться личностью Дементьева, Общественный интерес перерос в многочисленные сплетни, суть которых сводилась к тому, что «Дементьева вербовали работники ОГПУ», при этом якобы на него собирались завести дело о «вредительстве» на химкомбинате, а Дементьев «ушел» от следователей? «решив покончить с собой»19.
     Многие не верили в версию самоубийства, отмечая, что все это проделки властей, которые решили «убрать» ненужного им человека.
     Так, Игорь Поступальский отмечал: «Вот самоубийство Дементьева. Теперь заявляют, что он больной. А как он жил? Под Дементьевым ходит еще сто человек, потенциально готовых к самоубийству. И какое это самоубийство? Это самое настоящее убийство. Союз – это отвратительная канцелярия бездушных людей, где заботятся о верхушке в десять человек, а молодежь гибнет» (на собрании от 1.XI.35 г.)»20.
     Таким образом, болезнь, а затем и гибель, создали вокруг Дементьева ореол таинственности, чем не преминули воспользоваться люди, попытавшиеся мифологизировать его личность. 
     Так, Борис Пастернак написал на его смерть стихотворение «Безвременно умершему», вышедшее как пронзительный некролог, удививший многих в то время.
     Таким образом, можно отметить, что жизнь Николая Дементьева не была исключительно интересной и яркой, заслуживающей пристального внимания общественности. Тем не менее, именно его смерть дала новый импульс мифологизировать его личность, приукрашивая его биографию практически детективными элементами с погонями и фабрикацией дела. При этом, сам факт преследования Дементьева ОГПУ не доказан, что ставит под сомнение его правдоподобность. Ведь нельзя отмести факт психического заболевания, изменившего Дементьева до неузнаваемости.
     
     
     2.2. Основные мотивы в лирике поэта. Значение личности Н. Дементьева для современников
     
     Николай Дементьев – это уникальный феномен советского поэтического мира. За короткую жизнь он оставил поклонникам наследие в сотни замечательных, ни с чем несравнимых стихов. Его творчество самобытно и целостно. Он не пытается открыто кому-то подражать, хотя и отмечается его любовь к творчеству Пастернака, и не заискивает перед цензурой. Он просто такой, какой есть, с обнаженным сердцем и чуткой душой.
     «В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь — блеск веселых глаз...», 1926, и др.)»21.
     Дементьев считал себя поэтом «нового времени», поэтом первых пятилеток и НЭПа, обязанностью которого было воспеть новые индустриальные возможности, отмечать важность механизации и автоматизации на новом этапе «построения счастливого советского будущего». 
     По воспоминаниям жены Дементьева, «в его стихах влюбленные обменивались первым поцелуем на Красной площади («Начало романа»). В стихотворении «Монолог горожанина» поэт готов был отдать:
     ...Леса, закаты, звезды, птичий свист,
     Моря и реки, сердце и природу –
              За эту скорость, за такую жизнь»22.
     Дементьев был романтиком, хотя и не хотел этого признавать, как например, в стихотворении «Ответ Эдуарду»23, написанному на стихотворение «Разговор с комсомольцем Дементьевым» Эдуарда Багрицкого. При этом, по мнению Натали Громовой24, есть в этом стихотворении что-то нервное, словно Дементьев хотел доказать, что он борец за новый мир, мир комсомольцев и первых пятилеток и для него не приемлема военная романтика:
     «Вы правы в одном, фантазер Эдуард,
     романтики старой приемыш и бард»25.
     При этом, было в творчестве Дементьева, как  и в самой его личности что-то наивное и максималистское. Так, в воспоминаниях его жены: «Коля - мальчишеская наивность - собирался спорить со Сталиным о политике»26. Тем не менее, Дементьева любили и уважали многие творческие люди, так М.А. Светлов хвалит Дементьева, отмечая, что «Алтаузен слабее. Он надрывался, а Николай Дементьев говорил. Своим голосом. Искусство – это беседа. Это Пушкин, который с вами разговаривает. Не надо кричать. Читатель не глухой»27.
     Дементьев публично любил читать, как правило, не свои стихи, а произведения своих друзей и любимых поэтов - Сельвинского, Багрицкого. При этом, по мнению современников, «Дементьевский же выбор был не очень богат, вкус не очень тонок»28.
     Таким образом, можно отметить, что основными мотивами в лирике поэта было воспевание природы, нежных чувств и пропаганда новой «индустриальной» романистики, связанной с механизацией и автоматизацией всех сфер жизни.  Значение личности Н. Дементьева для современников было достаточно велико, его воспринимали как поэта «нового времени», пытающегося воспеть перспективы, которые открываются перед советскими людьми в «новом мире» НЭПовской реальности, что и привело к мифологизации его биографии и творческих исканий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИГУРЫ ДЕМЕНТЬЕВА, ЕГО ЗНАЧИМОСТИ И РОЛИ В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. ПАСТЕРНАКА И Э. БАГРИЦКОГО
     3.1. Николай Дементьев в стихотворении Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Дементьевым»
     
     Эдуард Багрицкий ценил и уважал своего друга – Николая Дементьева и в стихотворении «Разговор с комсомольцем Дементьевым» заметна на роль, которую Багрицкий отводит Дементьеву в построении нового советского мира, считая молодого поэта не просто своим другом, но и соратником в общем деле воспевания романтики нового советского строя:
     Я - военспецом,
       Военкомом - вы...29.
     То есть, Дементьев с Багрицким – по одну линию литературного фронта, по одну сторону баррикад, борющихся со старым строям «крестьянской» России.
     Для Багрицкого Дементьев-поэт – это не просто человек, это «певец своего времени», это «зеркало эпохи», это одно живое бьющееся сердце, способное не только понимать, но и воспевать красоту новорожденного и еще только рождающегося на их глазах мира (имеется в виду период НЭПа и первых пятилеток).
     Поэзия – это сложный многослойный вид художественного искусства. За внешним слоем – пейзажа и общего мотива стихотворения скрывается внутренний слой – слой многозначных образов, воплощенных метафорами и эпитетами.
     Такой яркой метафорой является ассоциация голоса Дементьева поэта, который слышится в его стихах с громким призывом «поэтического рога», в который «трубит» Дементьев, прославляя начало новой жизни и отрыв от старых традиций и самой истории, по мнению самого Дементьева, тормозящей прогресс и развитие России:
     «Повернитесь, встаньте-ка,
     затрубите в рог...»
     (Старая романтика,
     черное перо!) 
     При этом, Багрицкий считает Дементьева неким проводником, способным объединить разные эпохи, ведь помимо прославления активной индустриализации и написания стихов для нужд советского «просвещения», например, «Велосипед», Дементьев был способен понимать и любить тонкую и чуткую поэзию, такого спорного в то время поэта? как Пастернак.
     А в походной сумке -
       Спички и табак,
       Тихонов,
       Сельвинский,
       Пастернак...
     Воспеваемый в стихотворении Багрицкого Дементьев как творец новой эпохи, певец нового времени, Дементьева смущала предназначенная ему роль и то внимание, которое было к нему обращено после этих строк.
     Противясь мифологизации своей личности и биографии, Дементьев в ответном стихотворении дезавуирует романтический пыл Багрицкого «на волне некоей моды. Вся ихняя романтика вышла, как известно, из Гумилева, и это не давало молодым спокойно спать»30.
     Но стихотворение Багрицкого сделало свое дело и личность Дементьева была замечена и оценена по достоинствам его мифологизированной личности.
     Но «постепенно романтика гражданской войны после дискуссии и знаменитого диалога Э. Багрицкого и Н. Дементьева («Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым» — «Ответ Эдуарду») стала превращаться в романтику буден»31. 
     Именно поэтому повышенный интерес к Дементьеву был именно со стороны его современников, тогда как в более позднее время его имя было практически забыто.
     Таким образом, можно отметить, что Николай Дементьев в стихотворении Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Дементьевым» выступает в роли фактически «легендарной» личности, борющейся со старым режимом и сами дореволюционным российским мировоззрением. Мифологизированная личность Дементьева была как пример борца за новый мир и новый порядок, как авторитет для тех, кто хотел построить новое светлое советское будущее, начавшееся (еще в детстве Дементьева) под стягом революции.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     3.2. Оценка Борисом Пастернаком значимости Н. Дементьева в стихотворении «Безвременно умершему»
     
     Советский литературный мир 20-30-х годов сотряс ряд самоубийств, начало которым положил Владимир Маяковский. Николай Дементьев лишь продолжил этот список.
     Пастернака достаточно сильно впечатлило это событие, в результате чего им было написано в 1936 стихотворение-некролог «Безвременно умершему», где, как отмечает Громова, «самоубийство поэта вновь рифмуется с его собственными размышлениями на эту тему»32.
     Стихотворение начинается словами «Немые индивиды»33, что ярко иллюстрирует взгляды относительно царившего советского режима и только пускающего корни в советское идеологическое сознание тоталитаризма. Пастернак одним из первых понял, что нарождающийся и постепенно укрепляющийся тоталитаризм режим вряд ли «сулит что-то хорошее», иллюзии по этому поводу «постепенно уходили» 34. 
     Пастернак возмущен смертью Дементьева, он возвеличивает как самого героя своего стихотворения, так и его гибель, открыто говоря, что это не просто поступок сумасшедшего, это трагическая плата творческой свободомыслящей личности жестокой и безжалостной «тоталитарной машины».
     Пастернак буквально кричит с первых строк:
     Немые индивиды,
     И небо, как в степи.
     Не кайся, не завидуй,
              Покойся с миром, спи.
     Но что он подразумевает под словами «немые индивиды»? Новую комсомольскую молодежь, вынужденную воспевать только то, что прикажет партия или людей, списавших гибель Дементьева на чистую случайность – поступок сумасшедшего?
     Так или иначе, Пастернак не хочет молчать и громко заявляет, что по его мнению смерть Дементьева не случайна – это лишь попытка «сбежать» от системы, выбраться из порочного круга бесконечного надзора и жесткой цензуры:
     Побег не обезлиствел,
     Зарубка зарастет.
     Так вот в самоубийстве ль
              Спасенье и исход?
     Не зря поэт употребляет слово» побег» точно и четко передающее взгляды писателя на загадочную смерть Дементьева.
     Пастернак линь подогрел интерес к личности Дементьева и довольно скоро заговорили о том, «что самоубийство было политическим протестом, поэт не мог смириться с нарастающими репрессиями, с набирающей силу цензурой»35.
     Мифологизация биографии и самой личности Дементьева здесь была предопределена, так как внешние обстоятельства способствовали тому, что он после смерти стал «героем», жертвой системы, что лишний раз доказывало реалистичность подозрений Пастернака и его соратников в  надвигающейся катастрофе, которая вскоре вылилась в жестокий террор.
     Судьба личности Дементьева формировалась под действием внешней силы, ведь, по словам Винокура, личность рождается «в ее как бы единоборстве с неумолимой внешней силой»36. 
     Мифологизация личности Дементьева позволила Пастернаку обнаружить некую связь его гибели с самим революционным мышлением, которое толкает людей на такие поступки, которые сложно понять, не видя картины в целом.
     Пастернак осознает, что Дементьев – лишь одна из первых жертв, грядут новые жестокости и жертвы тоталитарной машины, но при этом, революционный дух в сердцах людей не гаснет, наоборот:
     Эпохи революций
     Bозобновляют жизнь..
     Пастернак мифологизирует личность Дементьева, пытаясь упорядочить сове понимание того мира, который, как ему казалось он начинает понимать  принимать, но позднее приходит понимание, что тщетности совиз попыток донести людям всю правду грядущих перемен:
     Затем-то мы и тянем,
     Что до скончанья дней
     Идем вторым изданьем,
     Душой и телом в ней.
     В связи с этим необходимо упомянуть точку зрения Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву37, диалектика в форме мифа есть выражение отношений человека с миром. Миф стремится преодолеть основное противоречия человеческой жизни, бытие-небытие, или иными словами, решить проблему человеческой экзистенции. В связи с этим происходит обращение современного человека к мифологическому сознанию. В рассказах Пелевина это проявляется в конструировании новой реальности.
     В мифотворческом мировосприятии диалектика выступает как метод познания мира, как способ видения, при этом, сама диалектика выражает стремление человека упорядочить мир, «приручить» его, приобщиться к таинствам бытия и «вечной жизни»38.
     В этом контексте мифологизированный образ Дементьева – это та же попытка диалектически взглянуть на мир, используя современные приемы своеобразного художественного мифотворчества в русле эстетической гносеологии Пастернака, призванной постичь и понять этот мир.
     Таким образом, можно отметить, что оценка Борисом Пастернаком значимости Н. Дементьева в стихотворении «Безвременно умершему» весьма высока, но поэт отмечает не заслуги – личные или творческие Дементьева, а его роль и значение его смерти в контексте назревающих трагических событий, связанных с усилением цензуры и гонениями против ярчайших представителей литературного мира.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что миф выступает как некая выдумка, касательно жизни и творчества определенных людей, призванная посредством мифиологизации объяснить происходящие события и социокультурные изменения в обществе посредством наделения биографии человека мифологическими) чертами. При этом, сам процесс мифологизации характеризуется как новый виток эволюции культуры и искусства, как яркая литературная тенденция к стремлению понять, переосмыслить существую действительность. 
     Жизнь Николая Дементьева не была исключительно интересной и яркой, заслуживающей пристального внимания общественности. Тем не менее, именно его смерть дала новый импульс мифологизировать его личность, приукрашивая его биографию практически детективными элементами с погонями и фабрикацией дела. 
     Основными мотивами в лирике поэта было воспевание природы, нежных чувств и пропаганда новой «индустриальной» романистики, связанной с механизацией и автоматизацией всех сфер жизни.  Значение личности Н. Дементьева для современников было достаточно велико, его воспринимали как поэта «нового времени», пытающегося воспеть перспективы, которые открываются перед советскими людьми в «новом мире» НЭПовской реальности, что и привело к мифологизации его биографии и творческих исканий.
     Николай Дементьев в стихотворении Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Дементьевым» выступает в роли фактически «легендарной» личности, борющейся со старым режимом и сами дореволюционным российским мировоззрением. Оценка Борисом Пастернаком значимости Н. Дементьева в стихотворении «Безвременно умершему» весьма высока, поэт отмечает роль Дементьева и значение его смерти в контексте усиления тоталитарного режима и связанного с ним контроля и цензуры.
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     
1. Э. Багрицкий. Стихотворения. «Сов. писатель», 1956. 
2. Г. О. Винокур. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. - 186 с. 
3. Наталья Громова. Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы. Из литературного быта конца 20-х–30-х годов. М.: Эллис Лак, 2006. - 720 с.
4. Дементьев // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 196.
5. Н. Дементьев. Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959.
6. Демин В.Г. ИСТОРИЧЕСКИЙ МИФ И МИФ ОБ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ РОМАНЕ. Автореферат дисс. на соис. ученой степени канд. филолог. наук: 10.01.01, 10.01.03. Москва — 2012
7. Виктор Ерофеев. Поминки по советской литературе» // «Литературная газета», 4 июля 1990 г.
8. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия.  М.: 2000. — 672 с.
9. Либединская Л. Ты помнишь, товарищ… Воспоминания о Михаиле Светлове. Изд. СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. 1973. 
10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, 2014, 316 с.
11. Лымарь А.А. Миф и мифологизация: история и проблемы концептуализации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №10 С.68-75.
12. Надеждина Н. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.