VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нетрадиционные методы рисования детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002102
Тема: Нетрадиционные методы рисования детей дошкольного возраста
Содержание


Тема: «Нетрадиционные методы рисования детей дошкольного возраста"


План

• Введение.
• 1. Нетрадиционное рисование в детском саду: виды, особенности, техника используемая в рисовании с детьми
• 1.1 Нетрадиционное рисование в детском саду
• 1.2 Нетрадиционные техники используемые в рисовании с детьми
• 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста
• 2.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
• 2.3 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
• 3. Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности дошкольников
• 3.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности
• Заключение 
• Список использованной  литературы





Введение
   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют  необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В  связи  с  этим перед дошкольными учреждениями встает  важная  задача  развития  творческого потенциала   подрастающего   поколения,   что   в   свою   очередь   требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с  учетом  психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. 
    Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, что  этот психический  процесс   является   неотъемлемым   компонентом   любой   формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы  на страницах психологической и  педагогической  литературы  все  чаще  ставится вопрос о роли воображения в  умственном  развитии  ребенка,  об  определении сущности механизмов воображения.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. 


Самое  главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Цель курсовой работы - выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Предмет - приемы и средства изобразительной деятельности.
Задачи курсовой работы:
• изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
• раскрыть основные понятия по теме исследования;
• рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;
• рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы.
Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1.1Нетрадиционное рисование в детском саду.

     Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изодеятельности дошкольников. Рисование, оригинальная творческая деятельность, связанная, прежде всего, с воображением. В рисовании достаточно полно представлены все компоненты воображения – и предметная среда, и прошлый опыт, и особая внутренняя позиция.
Основное значение изобразительного искусства для развития воображения заключается в том, что оно позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу. Разнообразие материалов и способов предоставляют ребенку возможность разнообразить свое творчество. 
В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся возможности для развития творческого воображения, однако, проблема эта сложна – с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
У детей шестого года жизни активно развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, у детей седьмого год жизни, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
           Мир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  создавать.  Работа  с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка,  обеспечивает  его  раскрепощение,  развивает  воображение,  фантазию.  Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал   В.А. Сухомлинский. 
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  кружковой  работы, его высокое качество, разнообразие способов   рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что  обычными  способами  сделать  намного  сложней.  А  главное,  нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 
 Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает, как проблема организации этой деятельности. 
     Нетрадиционного рисование способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полет фантазии, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.	
     Формируются  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности,  умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ, желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового. Закрепляются и обогащаются знания детей о разных видах художественного  творчества.
     Нетрадиционное рисование в детском саду соответствует педагогическим принципам развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Идет  интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей («Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Познание»);
     Нетрадиционное рисование в дошкольном учреждении предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
     В процессе работы с нетрадиционными техниками рисования обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
     При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: Коммуникация - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи. Познание - сенсорное развитие,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений. Чтение художественной литературы - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса. Физическая культура - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки. Музыка - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Труд - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности Безопасность - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Здоровье - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук. Социализация -формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослых – ребенка».
     Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

1.2Нетрадиционные техники используемые в рисовании с детьми.
     В рисовании с детьми используются следующие нетрадиционные техники с обязательным дорисовыванием частей и элементов:рисование мыльными пузырями; рисование пальчиками; рисование ладошкой; тычок жесткой полусухой кистью; рисование; оттиск печаткой; граттаж; монотипия; кляксография.
     
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене 
И в трамвае на окне!
 Успенский

Рисование мыльными пузырями
    Способ получения изображения: ребенок берет соломинку и начинает пенить раствор шампуня с различными цветами красок(дует в трубочку чтобы пузыри поднялись в баночке). Когда пена поднялась, берет плотную бумагу и прислоняет её к мыльной пене. Или можно снять поднявшиеся пузыри ложкой и выложить на листе.Таким образом можно одним листом бумаги пройтись по всем цвтам. А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, а можно вырезать узор мыльного пузыря и использовать в аппликации.
Рисование пальчиками.
    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
     Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и ле-вой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью.
     Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бума-ге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование поролоном.
     Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
     Способ получения изображения: ребенок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Оттиск печаткой из картофеля.
     Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из картофеля в блюдце с мисочкой и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и блюдце, и печатка.
 Рисование ватными палочками.
Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на ватную палочку и наносит изображение на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и ватная палочка.
 «Граттаж»
Граттаж цветной
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Граттаж черно-белый 
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Ниткография
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия пейзажная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.


2. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста

2.2 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).
Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети - художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).
Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
• воспроизводящую (репродуктивную);
• комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.
Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая - то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.
Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.
Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.
В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Что же такое активность? Активность - это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности - важнейшее условие и фактор ее психического развития.
В основу изучения познавательной активности дошкольников входит познавательная потребность самого ребенка, его интерес к новому объекту и выступает как свободное экспериментирование, а так же решение ребенком практической задачи, поставленной взрослым. В этом случае познавательная активность подчинена практической цели. 

Выделяются три уровня познавательной активности у дошкольников:
• Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.
• Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого.
Активность направляется целью - достичь желаемого результата.
Рассмотрим особенности творческой активности. В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольника вновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
Источником активности личности являются различные потребности. Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
Потребность - это не что иное, как путь или средство ее решения.
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности дошкольника в процессе изобразительной деятельности. Ребенок, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности дошкольника, которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой. 
На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. 
Тогда определение общей активности может быть следующим: общая активность личности - это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности. Готовность к какой-либо деятельности - это непременное условие ее продуктивности. 
Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве - показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определенные цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.
Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.
Объективные условия следующие:
а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Таким образом, творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
2.3 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). 
Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно - игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор.
Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство - существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.Кольцевой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
Таким образом, в современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста, а также для развития творческой активности детей. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.

3. Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности дошкольников

3.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.
Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачами воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. 
Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо, рисовать. Возрастает интерес к процессу вып.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44