VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы и приемы экологического образования детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003723
Тема: Методы и приемы экологического образования детей дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

МАКАРЕНКО ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКАХ
(бакалаврская работа)

Квалификация – бакалавр
Направление подготовки – 44.03.01. Педагогическое образование
Направленность (профиль) – Дошкольное образование
Форма обучения – очная



РУКОВОДИТЕЛЬ ________________         В.А. Зебзеева_________________
подпись                           И.О. Фамилия
«_____» _________2017 г.

Нормоконтроль пройден ________        Г.Б. Сармутдинова __________
подпись                            И.О. Фамилия
«____» _____________ 2017г.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

зав. кафедрой _____педагогики дошкольного и начального образования_____
наименование кафедры
____________ ________Н.В. Литвиненко
подпись                      И.О. Фамилия

«_______» _____________ 2017г.



Оренбург, 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Экологическое образование детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования …………………………
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста………….……...
1.2. Прогулка как форма экологического образования детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………
1.3. Методы и приемы экологического образования детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………..
Глава 2. Практика работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на прогулках …………………………..
2.1.Диагностика уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста …………………………………..………………….…
2.2.Формирование экологических представлений, отношения и поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулках ………..
Заключение……………………………………………………………….……
Список литературы………………………………..…………………………
Приложение …………………………………………………………………...
Приложение 1. Перспективный план работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на прогулках….........
3

7

7

15

21

29


35

35
42
53
56

59



     
     
     
     
     Введение

     На современном этапе становления общества вопрос экологического образования получает особую остроту. Основная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим нужно больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни. Очень важную роль сыграли работы учёных, в центре внимания которых было накопление, уточнение и расширение знаний о природе (А. Ф. Мазурина, А. М. Низова, З. Д. Сизенко).
     Именно на данном периоде развития детям необходимо донести всю сущность экологических проблем, связанных с ухудшением окружающей среды. Целью экологического образования дошкольников является, научить ребенка развивать свои знания о законах живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. 
     Очень важно, чтобы уже с самого раннего дошкольного возраста ребенок получил экологические знания, так как эти знания, останутся в его сознании на всю жизнь. 
     Дошкольный возраст является начальным этапом в формировании личности, и развитии его доброжелательного отношения к окружающему миру. Дети в данный возрастной период наиболее активны, любознательны, с лёгкостью взаимодействуют с воспитателем.
     Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжовой.
     Результатом экологического образования детей дошкольного возраста является личность со сформированной экологической культурой, а это значит, что у ребёнка должны присутствовать элементарные знания и представления о природе и умение их использовать в различной деятельности: в играх, труде или быту. 
     В современной педагогической литературе (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова), особый интерес уделяют проведению занятий, игр экологического содержания, разрабатываются технологии экологического образования, которые в основном включают специально созданные занятия, отодвигая прогулки на задний план, а ведь именно этот метод имеет огромный воспитательно-образовательный смысл.
     Так, прогулки обеспечивают конкретное обращение детей с природой в различные сезоны, подразумевают активную деятельность, конкретно на прогулке педагог имеет возможность представить детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что содействует формированию определенных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека. Не стоит забывать, что прогулки не зависимо от их вида, доставляют ребятам удовольствие, оставляя при этом нередко незабываемый отпечаток в их сознании, а на основе впечатлений, приобретенных в процессе наблюдений, у детей воспитывается любовь к родной природе, что особенно ценно в современном мире. Именно этот аспект, а еще утрата интереса к изучаемой проблеме в современном образовании и подтолкнули нас на выбор данной темы.
     Проблема исследования заключается в выделении содержания, методов и приемов на прогулках, обеспечивающих эффективность экологического образования.
     Актуальность проблемы исследования обусловила выбор нами темы исследования: «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на прогулках». 
     Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс на прогулках.
     Предмет исследования: формирование экологических представлений, отношения и поведения у детей старшего дошкольного возраста.
     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования прогулок в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: формирование у детей экологических представлений, отношений и поведения в природе будет эффективным, если в прогулку будут включаться: наблюдения, которые способствуют выделению признаков природных объектов, подвижные игры, обеспечивающие закрепление представлений о природе, труд, способствующий воспитанию бережного, ответственного отношения к природе, индивидуальная работа с детьми, направленная на формирование исследовательских умений и самостоятельные игры детей. 
     Задачи исследования:
     1.	Провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста.
     2.	Разработать перспективный план работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на прогулках.
     Теоретическую основу исследования составили современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
     Исследование проводилось в несколько этапов.
     На первом этапе исследования изучались теоретические основы проблемы экологического образования, проводился анализ психолого-педагогической литературы, определялись объект, предмет, гипотеза, методы исследования, отбирался понятийный аппарат исследования, определялись формы, методы, приемы, содержание, экологического образования и дана их характеристика.
     На втором этапе исследования были подобраны диагностические методики, изучен уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и поведения в природе, разработан перспективный план работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на прогулках, проведен формирующий эксперимент. 
     На третьем этапе исследования подводились итоги, проводился контрольный эксперимент, подводились итоги, обобщались и сопоставлялись результаты исследования.
     Методы исследования: в процессе  исследования использовались, теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
     База исследования: исследование проводилось на базе МДОАУ "Центр развития ребенка – детский сад №199" города Оренбурга. В нем участвовали дети старшей группы, в количестве 10 человек 
     Уровень исследования: теоретическое обоснование проблемы и описание способов ее решения.
     Практическая значимость исследования: выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций при построении педагогического процесса.
     Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования были опубликованы в материалах Международной научно-практической конференции «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» (26 апреля 2016 г.), Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Форум молодых ученых» (23 – 24 сентября 2016 г.) тема «Использование наблюдения в экологическом образовании дошкольников», 
     Структура бакалаврской работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Глава 1. Экологическое образование детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста

     Взаимодействие человека с природой – очень важная проблема нашего времени. Народы и государства планеты Земля со всей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно применять ее природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался оповестить: «Не будем, однако, очень обольщаться нашими победами над природой. За любую эту победу она нам мстит». 
     Экологическое образование считается одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего становления ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осмысленного отношения к ней. 
     В исследованиях С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу обязаны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше выяснить о потребностях живых созданий, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру собственных сил принимать участие в охране природы в целом [20, с.24 - 26].
     В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях С.Н. Николаевой разработаны формы и методы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста: «…это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии игровые обучающие ситуации с внедрением игрушек и литературных персонажей. Указанные формы и методы эффективны для обеих возрастных групп» [28, с.39].
     Метод с точки зрения экологического воспитания, отмечает С.Н. Николаева, способ общей деятельности педагога и детей, в ходе которого исполняется формирование экологических знаний, умений и навыков, а еще образование отношения к находящемуся вокруг миру [26, с.124].
     Метод (от греч. m?thodos - путь изучения либо познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического, или теоретического освоения реальности, подчинённых решению определенной задачи [30, с.237].
     Таким образом, понятие «метод» охарактеризовывает содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма означает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отображает характер связи участников педагогического процесса. 
     Форма «есть внутренняя организация содержания». Это метод организации воспитательного процесса. Слово forma в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного изучения и воспитания вероятна лишь при знании и умелом применении различных форм организации педагогического процесса [30, с.331].
     Одна и та же форма имеет возможность использоваться в разных методах изучения, и наоборот. Важный нюанс в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – воспитание людей в области окружающей среды, экологическое образование всего населения, включая и растущее поколение. Для такого, чтоб общедоступно и ясно дать детям все знания в области экологии нужно учесть главные принципы изучения детей дошкольного возраста. 
     Так, Н. А. Рыжова выделяет ряд общепедагогических принципов экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности), и принципы, характерные конкретно экологическому образованию дошкольников (конструктивизм, регионализм) [31, с.54 - 55].
     В дошкольной педагогике проводились изучения по отбору и систематизации природоведческих знаний, отображающих ведущие закономерности живой и неживой природы. А.М. Федотовой установлено, что дошкольникам проще усваивать обобщенные представления о группах неродственных животных, живущих на одной местности и имеющих морфофункциональную схожесть, чем понятия о систематических единицах. Благодаря этим работам было положено начало экологическому подходу в ознакомлении дошкольников с окружающим миром [41, с.47 - 51].
     Период дошкольного детства – это время, в которое закладываются все основные знания, а конкретно осмысленное отношение к окружающей реальности, накапливаются яркие чувственные эмоции, которые надолго (а иногда и на всю жизнь) остаются в памяти человека. Это и станет считаться началом формирования экологической направленности личности. Таким образом, размышления об экологической проблеме, о смысле экологического сознания и культуры имеют конкретное отношение к практике дошкольного воспитания. Итак, активизировать экологическое образование нужно с раннего возраста, учитывая наглядно-действенное мышление детей данного возраста. Знакомство с окружающей средой обязано включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в легкодоступной форме необходимо показать ребенку, что все в природе располагается в конкретной взаимосвязи, зависимости. Для этого нужно применять разные методы и приемы.
      Как подтверждено психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы главные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным способом (путем запечатления настоящих объектов и событий находящегося вокруг мира). 
     В программе экологического образования дошкольников главной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активируются мыслительные процессы, развивается речь. Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новейших впечатлений, любознательность, постоянное рвение следить и проводить эксперимент, без помощи других находить новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важные черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Конкретно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое формирование ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
     Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских способов обучения предпринимались с давних пор, но это не привело к их широкому применению в практике. Сопротивление традиционного обучения и исследовательского длится много лет.
     Известный отечественный педагог И.Ф. Свадковский еще в начале 20 в. отмечал: чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая бездна отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению, только исследовательские способы обучения дают веру на то, что данная проблема все-таки будет разрешена. Экологическим образованием называют постоянный процесс обучения, воспитания и становления личности, направленный на создание системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих серьезное отношение человека к находящейся вокруг социально-природной среде [34, с.63].
     Главными составляющими содержания экологического образования детей являются отношение, представление и поведение их в природе. Экологическое отношение к природе считается компонентом экологической культуры, оно интегративно по сущности и как психическое воспитание включает 3 составляющие: эмоционально-чувственный либо перцептивно-аффективный (эмоции, чувства к природе), когнитивный (познавательный энтузиазм к природе на базе ценностных представлений) и практически-деятельностный (расположение к не прагматическому взаимодействию с природой на базе общественно важных тем) компоненты.
     Процесс экологического образования ориентирован, на перевод во внутренний план ребенка важных социальных экологических ориентиров; знаний, умений, ценностных характеристик и эталонов, основ и правил отношения сообщества к находящейся вокруг природе. Окончательным итогом экологического образования выступает экологическая обязанность каждого человека за состояние находящейся вокруг среды, которая основана на высоконравственно-ценностном отношении к природе, людям и возможности к самоограничению.
     Фундамент серьезного отношения к находящейся вокруг среде закладывается уже в дошкольном возрасте, потому успех экологического образования во многом находится в зависимости от первого этапа обучения дошкольников.
     Содержание экологического образования обязано содействовать еще формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое образование обязано представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью создание мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой. Первая задача - формирование у дошкольников адекватных экологических представлений– подразумевает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует действовать с точки зрения экологической целесообразности. Учитывая, что в дошкольном возрасте доминируют наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, следует предположить, что только специально отобранные и адекватные возрасту сведения о природе имеют все шансы обеспечить понимание и усвоение дошкольниками экологических понятий. 
     Второй задачей экологического образования считается формирование у ребенка субъективного отношения к природе. Принципиальным педагогическим ориентиром при решении данной задачи считается необходимость достигать того, чтобы природные объекты имели возможность выступать для ребенка полноправным партнером по общению и совместной деятельности. Отношение к природе тесно связано с содержанием осваиваемых ребенком представлений о ней. Характерно, что для системы представлений дошкольников приемлемо, к примеру, отсутствие взаимосвязи понятий «животное» и «природа». «природа» в их представлениях – это деревья, озеро, «все что за городом». А животные – это собака, кошка, лиса, которые как бы «сами по себе». Отсюда и отношение к животным это что-то другое, чем отношение к природе. Потому принципиально сформировывать обобщенное отношение к миру природы, то есть, положительное отношение не только к отдельным «привлекательным» природным объектам, но и к миру природы в целом. 
     Третья задача – создание у дошкольников практических навыков и умений различной деятельности в природе - подразумевает конкретно природоохранный и не прагматический характер деятельности, который создается через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации предоставленной задачи воспитанники овладевают следующими навыками и умениями: эстетического поведения к природе; взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; природопользования в естественной среде; природоохранной деятельности.
     В основе построения современных курсов с экологической тенденцией лежат следующие целевые установки: создание целостного представления о естественном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; формирование умения принимать находящийся вокруг мир посредством органов чувств и познавательного интереса, и возможности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений находящейся вокруг действительности; обучение дошкольников способам познания, находящегося вокруг мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в согласовании с общепризнанными мерками морали.
     Экологическое воспитание подразумевает формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; создание познавательных действий, развитие сознания; формирование воображения и творческой энергичности; создание первоначальных представлений о себе, остальных людях, объектах находящегося вокруг мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, расцветке, объеме, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, перемещении и покое, причинах и следствиях), о маленькой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как едином доме людей, о необыкновенности ее природы, обилии стран и народов мира.
     В итоге экологическое образование у детей создает простые представления о имеющихся в природе связях и на основе данных представлений — умение прогнозировать собственные действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (основные составляющие оптимального применения ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном воспитании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается обучением у детей привычки и умения рассчитывать ежедневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать собственные желания, если они имеют все шансы нанести ущерб природе. 
     Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы по формированию основ экологической культуры у дошкольников, показал, что экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным, планомерно и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, имеет определенные цели и задачи, направленные на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
  
1.2. Прогулка как форма экологического образования детей дошкольного возраста

     Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Если сформулировать само понятие формы обучения подробнее, то это «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного режима поведения».
     Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и детей, соответствующей различным условиям ее проведения и осуществляемой в определенном порядке и режиме.
     В теории и практике экологического образования детей используются такие формы как занятие, экскурсия, целевая прогулка, работа в уголке природы, работа на участке, праздники.
     Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях, закрепляются в повседневной жизни.
     На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны разные формы экологического обучения. Их можно классифицировать на: массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке. К групповым - кинолектории; экскурсии; прогулки; туристические походы по исследованию природы; экологический практикум. Индивидуальные формы подразумевают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепка.
     Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой обширно применяются прогулки. Они имеют огромный воспитательно-образовательный смысл: обеспечивают непосредственное общение детей с природой в различные сезоны, динамичную детскую деятельность. Педагог имеет возможность продемонстрировать детям предметы и явления природы в настоящих условиях, во всем их обилии и взаимосвязях, создавать определенные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, сберегающего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это содействует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. 
     Прогулки доставляют воспитанникам огромное удовольствие, оставляя нередко неизгладимый отпечаток в их сознании. На основе воспоминаний, приобретенных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе и заботу о ней. Педагог знакомит воспитанников с ежедневными переменами природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями. У дошкольников увеличивается чувственный навык, воспитывается любознательность, наблюдательность. 
     Прогулки помогают ребятам получить удовольствие и наслаждение от общения с природой, также помогают ощутить ее красоту. На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых имеют все шансы сформировываться только в течение долгого времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за переменами погоды в различные сезоны целесообразнее осуществить на прогулках. При этом детей знакомят с ежедневными переменами природы, например, таянием снега, набуханием почек. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений   на прогулках. Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах складываются поочередно. 
     Начиная с первой младшей группы на основе чувственного навыка должно проходить накопление определенных представлений о любом сезоне, но лишь только в средней группе, уже можно подвести детей к первичному обобщению их знаний о свойственных признаках сезона. В старшей группе дошкольники имеют все шансы завладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще в значительной степени не полны, и их следует уточнять и укреплять в подготовительной к школе группе. 
     Для ознакомления детей с природой обширно применяются прогулки. Здесь воспитатель имеет возможность познакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются довольно длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы. Здесь же возможно осуществить различные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети получают наслаждение от общения с природой [5, с.82].
     Каждодневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их необходимо продумывать заблаговременно. При этом следует использовать различные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках применяются для ознакомления детей с яркими сезонными переменами, с трудом взрослых. Наблюдения могут проводиться и с маленькими группами детей (рассматривание расцветающего растения, появившихся всходов, насекомых). На прогулке также проводится и индивидуальная работа. Огромную работу во время прогулки возможно выполнить в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Данную работу намечают выполнить утром и вечером. Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни поручения они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах вероятна организация дежурств на участке весной и летом [9, с.183 - 184].
     Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отображают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отображают труд людей. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство великолепия. Лишь только в том случае у дошкольников разовьется чувство прекрасного, если взрослые будут обучать ребят любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простотой полей. Он полнее узнает находящийся вокруг него мир, станет радоваться красоте. 
     Знакомя детей с природой, педагог обязан говорить им не только об определенных знаниях, но и вызывать в душе любого воспитанника эмоциональный отклик, пробуждать эстетические ощущения. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком лишь только за то время, когда заметил красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение и восторг окружающей красотой. С этого самого времени мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует огромных воспитательных усилий» [38, с.64].
     Любой объект природы, броский или же воздержанный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится устанавливать свое отношение к природе, воспроизводить его в рассказах, рисунках. Дети, живущие на территории сельской местности, имеют большие возможности наблюдать «чудное приволье». Встречи с природой возбуждают воображение ребенка, содействуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. 
     По содержанию прогулки подразделяются на две группы: природоведческие (познавательные: в лес, на реку, луг, в парк); экскурсии, связанные с ознакомлением с трудом взрослых (поле, сад, огород, птицеферма). Экскурсии можно проводить на одном и том же месте, в разные сезоны, чтобы дети смогли осознать пользу труда во все времена года. Основными частями прогулки являются наблюдение, подвижные игры, труд в природе, индивидуальная работа с воспитанниками и самостоятельные игры детей.
     Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания стойкого и основательного внимания к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к предстоящей трудовой деятельности во благо Родины. Великолепие родной природы открывает, и красоту труда человека, рождает намерение сделать свой край еще прекраснее. Вследствие этого принципиально продемонстрировать дошкольникам, как человек бережет и множит природные богатства, сколько труда вносит, чтобы восхищала всех красота леса и озера, поля и реки. 
     Знакомя дошкольников с природой, педагог обязан применять во внимание возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми способностями и умениями. Работа по ознакомлению дошкольников с природой длится и зимой. На участке с детьми наблюдают различные явления природы (снегопад, теплую погоду, как идет снег: иголочками? звездочками? хлопьями? Где и почему образовались сосульки?) по срезу снега считают количество снегопадов. Данный этап необходимо применить для того, чтобы дети усвоили знания об охране животных и растений. 
     Каждодневные прогулки обширно применяются для ознакомления детей всех групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за природой, сезонными переменами в жизни растений и животных. 
     На прогулках воспитатель организует игры с внедрением натурального материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, которые двигаются при ветре, водой в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, узнают всевозможные свойства предметов природы. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки, игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, чистят дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения. 
     На прогулках можно следить за погодой, небо (движение туч, радугу, заход солнца), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и листков, листопад, прилет и отлет птиц). Предположим на протяжении зимы дети должны освоить различие вороны от галки по наружному облику, питанию, технике передвижения, по их следам на снегу. 
     На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с применением вопросов в помощь детям, устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе. Например, стало холодно-завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы. На ежедневных прогулках по улице, скверу педагог привлекает внимание воспитанников к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дает им возможность рассмотреть деревья, сопоставить их; демонстрирует, что на елях снег лежит толстым слоем, а на голых ветках лиственных деревьев его практически нет. 
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе воспитательно-образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные способности для всестороннего и гармоничного становления личности ребенка. При верном планировании и организации, на прогулке в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с находящимся вокруг миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем успешнее проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки предоставляют возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения разума впечатлениями, а душа ребенка — красотой и светлыми эмоциями. 
     
1.3. Методы и приемы экологического образования детей дошкольного возраста, их виды и характеристика

     Метод обучения - это способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на достижение заданных целей. Главной задачей педагога является оптимальный выбор методов обучения, обеспечивающий экологическое образование, воспитание и развитие детей.
     Приори.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44