VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016114
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и педагогики
Центр дополнительного образования
Программа профессиональной переподготовки 
«Воспитатель дошкольной образовательной организации»



Допущена к защите в ИАК
«____»____________ 2018г.
Зав. кафедрой психологии и педагогики детства, к.п.н.
_________О.В. Огороднова


Леонтьева Татьяна Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 

Итоговая аттестационная работа



Работа защищена 
на оценку «___________________»
Председатель ИАК
_______________ Н.В. Гребенкина
Научный руководитель:
_____________________________
(должность)
_____________________________
(ФИО)
_____________________________
(подпись)

Рецензент:
_____________________________
(должность)
_____________________________
(ФИО)



Тюмень 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

     СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ	3
      ВВЕДЕНИЕ	4
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	8
      1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогических исследованиях	8
      1.2 Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе	10
      1.3 Использования нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики	13
      ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ	19
      ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ	21
      2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики в средних группах детского сада	21
      2.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста	28
      2.3 Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики в средней дошкольной группе детского сада	36
      ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ	39
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ	41
      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	42
      ПРИЛОЖЕНИЕ 1	48
      ПРИЛОЖЕНИЕ 2	53
      ПРИЛОЖЕНИЕ 3	58
     ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………73
     ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………..106
     
     



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

     Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; термин применяют чаще к движениям, обусловленным сокращением гладкой мышечной ткани стенок полых органов.
     Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы [10].
     Мелкая моторика определяется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которая имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
      Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
     Рисование – искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы [7, 175].
     Рисунок – что – либо нарисованное, образ, изображение в чертах, в очертаниях [4,527].
     Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканной бумагой, ниточками, ладошками, пальчиками, восковыми мелками, сухими листьями, свечой и т.д. 
     Дошкольный возраст – это психическое развития ребенка в диапазоне от 3 до 7 лет. 
     
     

     
     

      
      
ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при подготовке детей к школе. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 
     Актуальность темы. Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. 
     Мелкая моторика -  способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети у которых плохо развита мелкая моторика неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
     Начинать развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, застегивание и расстегивание молний. 
      Одной из эффективных форм развития мелкой моторики является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить,  как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Все это будет ему хорошим помощником в школе. 
      Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
     Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). 
     Ценность использования в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования состоит в том, что дети быстрее достигают желаемого результата, чем при традиционном рисовании.
     Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима
     Проблема исследования – выявление наиболее эффективных приемов и способов развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
     Объект исследования -  процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
     Предмет исследования - нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
     Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
     2. Выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
     3. Разработать и апробировать блок занятий по развитию мелкой моторики, у детей среднего дошкольного возраста используя нетрадиционные техники рисования.
     Гипотеза исследования: при использовании нетрадиционных техник рисования в условиях детского сада развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста будет более успешным.
     Методики, используемые для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей средней дошкольной группы:
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Упражнение «Посолим суп». 
• Упражнение «Вилка».
     Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Исследования состоит в создании программы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. 
     База исследования: МАДОУ детский сад № 185, г.Тюмень, корпус №2 «Шустренок». 
     Структура ВКР определена в соответствии с ее целями и задачами. Работа включает в себя: введение, две главы (теоретическая и практическая), список литературы и приложения. 
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогических исследованиях
     Моторика (лат. motor приводящий в движение) — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; термин применяют чаще к движениям, обусловленным сокращением гладкой мышечной ткани стенок полых органов.
     Общая моторика развивается с первого года жизни, и к младшему школьному возрасту, ребенок овладевает уже довольно сложными движениями - бегом, прыжками в длину и в высоту, метанием на расстояние и в цель, способностью сохранять статическое равновесие и т. п. К основным характеристикам общемоторных действий относят точность, быстроту, силовые возможности, гибкость, равновесие. Вслед за общей у ребенка постепенно развивается и мелкая ручная моторика: способность владеть ножницами, иглой, карандашом, кисточкой и т. п. [24]. 
     Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Ее совершенствование помогает ребенку лучше познавать мир. Для развития используют различные простые упражнения, которые не только развивают и улучшают детскую моторику, но и расслабляют многие мышцы организма. Разнообразные движения малыша в своем сочетании предопределяет правильное развитие мышления, речи, вычисления, чтения. При совершенствовании мелкой моторики улучшается логика, сообразительность. Развить мелкую моторику помогают игры, в которых принимают участие руки.
     К мелкой моторике относится большое количество движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
     Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов,  Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д.
     Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы [10].
     Рассмотрим несколько определений, которые предлагают ученые. Под мелкой моторикой С. А. Челышева понимает совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которая имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [21].
     Е.А. Стребелева пишет, что мелкая моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку [75]. 
     Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
     Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [20].
     Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и не скоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [13]. 
     В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков, манипулирование мелкими предметами, держание столовых приборов, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
     	Таким образом, мы в своей работе будем придерживаться определения С. А. Челышевой, а именно, мелкая моторика определяется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которая имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
     1.2 Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
     Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. И.Кант писал: «Рука - вышедший наружу мозг» [60].
     Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.
     С точки зрения физиологов, рассматривая анатомически кору головного мозга,  третья часть площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, которая располагается достаточно близко от речевой зоны. 
       Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику [53].
     М.М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 
     Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. 
     Поскольку учеными (Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом [55]. 
     Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган [44].
     И. Эллнеби очень подробно изучала онтогенез мелкомоторного развития ребенка и выделяет несколько этапов развития моторики руки [23]:
     1) Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца); 
     2) Локтево - ладонная хватка (3 месяца); 
     3) Радиально-ладонная хватка (6 месяцев); 
     4) Хватка с помощью пальцев (8 месяцев); 
     5) Щипающая хватка (11-12 месяцев); 
     6) Верхняя хватка (1 и 2 года); 
     7) Хватка крест-накрест (2 года); 
     8) Хватка щетки (3 и 4 года);
      9) Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет); 
     10) Противостояние большого пальца (5 лет); 
     11) Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет).
     Прежде всего, нас интересует средний дошкольный возраст, поэтому рассмотрим подробнее этапы, касающиеся детей 4-5 лет.
     Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется руками, чтобы удержать предмет. В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Начинает ловить мяч, образуя руками «чашечку», наливать воду в кружку одной рукой, часто знает, какая рука доминирует. 
     Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте около 5 лет. Движение теперь становится все более ограниченным и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка [18]. 
     Противостояние большого пальца. Такое движение пальцев развивается последним, примерно в 5-летнем возрасте. Большой палец должен быть в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачивается, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами" [23]. 
     Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Именно в процессе игры наиболее эффективно развивать мелкую моторику [31].	
     Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. А в дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. 
     Очень важно формировать мелкую моторику уже в дошкольном возрасте применяя, различные техники и приемы ведущих видов деятельности: продуктивная и игровая.	
     1.3 Использования нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики
     Благодаря продуктивным видам деятельности, а именно рисование, лепка, конструирование, у ребенка развиваются на ряду с важнейшими психическими процессами (мышление, память, внимание), мелкая моторика. 
     Изобразительная деятельность, является одной из ведущих и любимых детьми. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. 
     Актуальным вопросом на сегодняшний день является организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации Основной образовательной программы ДО. Согласно ФГОС ДО, профессиональная деятельность воспитателя должна быть ориентирована на поддержание детской инициативы. Сегодня на первый план выходят интересы и образовательные потребности ребенка. Чтобы их удовлетворить воспитатель должен обладать рядом педагогических компетенций согласно Профессиональному стандарту педагога дошкольного образования, принятого 01 января 2017г.
     Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.
     Г.Н. Давыдова говорила, что в процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать [19].
     При взаимосвязи обучения и творчества, по мнению Т.С. Комаровой ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, на связывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта [32].
     Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
     По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться "не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет".
     Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно, держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования - достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может [32].
     Развитие мелкой моторики у дошкольников является одной из главных задач дошкольной организации. Совершенствуя ловкость рук, происходит развитие ребенка во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие [23].
     Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д).
      Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
      Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так  кHYPERLINK "http://ds82.ru/doshkolnik/1306-.html"ак педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. 
     Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
     Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.
     Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества.
     	Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения [60].
     В.Ю. Рузанова утверждала, что термин нетрадиционный можно рассмотреть как не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работ [56].
     Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать ,экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу.
     Так, Комарова Т.С. в работе "Обучение детей технике рисования пишет: Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти - размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью [33].
     А.А. Белобрыкина отмечает: "Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике". Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы "Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству" [11].
     Другой педагог-психолог И.А.Лыкова разработала программу "Цветные ладошки", в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам [38].
     В современных журналах по дошкольному образованию " Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ", "Дошкольная педагогика" "Старший воспитатель", "Обруч", "Современное дошкольное образование"и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание нетрадиционных техник, а также предлагаются конспекты занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник.
     Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Мы обозначаем нетрадиционные техники как современные. А современность той или иной техники мы будем рассматривать по критерию применения, использования в работе с дошкольниками, в настоящее время. Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений [71].
     Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, формированию логического и абстрактного мышления, фантазии, наблюдательности, внимания, но и развивает мелкую моторику. 
     Дети среднего дошкольного возраста знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому у них развит интерес к рисованию. Изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок пытается изобразить. Ведущий мотив изобразительной деятельности – потребность пережить значимые для него стороны действительности, потребность вернуться к тем явлениям, событиям, которые заинтересовали ребенка в жизни. Наиболее ярко это проявляется в процессе ее выполнения [57].
      Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу самому необходимо верить, что изобразительное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Можно учить детей рисовать с помощью жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, ладошками, пальчиками и т.д.  Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваться в окружающий мир,  учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения [21].
     	Таким образом, нетрадиционные техники можно применять во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке. Техники изобразительного творчества развивают у детей и уверенность в себе.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
     Под мелкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которая имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики происходит с самого раннего возраста и продолжается весь дошкольный период. 
     Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий.
     В среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. В данный период происходит активное противопоставление большого пальца и начинает развиваться синхронизированное движение обеими руками, что является важнейшим периодом развития мелкой моторики рук.  Для развития мелкой моторики детей среднего возраста эфективными являются нетрадиционные техники рисования.
      Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей. Техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. 
     Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники всегда привлекают и удерживают детское внимание, ведь каждому ребенку интересно все новое и необычное. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
     2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики в средних группах детского сада
     Для подтверждения гипотезы, на констатирующем этапе была проведена диагностика для, выявления уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 185 общеразвивающего вида города Тюмени. 
     Выявление уровня развития мелкой моторики проводилось у детей 4-5 лет, всего было 25 детей (см. приложение 1) из эксперементальной группы и 25 детей (см. приложение 2) из контрольной группы. 
     Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными на основе анализа научной литературы, являлись:
1. Уровень развития точности движений 
2. Уровень развития координации движений руки ребенка
3. Навыки работы с карандашом
4. Сформированность внимания и контроль за собственными действиями
5. Манипуляции с предметами
Таблица 1 – Диагностическая карта изучения уровня мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Критерии
Показатели
Диагностические задания
Уровень развития точности движений, уровень развития координации движений руки ребенка
Умение одновременно вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
Упражнение « Вилка»
Манипуляции с предметам
Наблюдения за действиями ребенка, умение посолить воображаемый суп, при этом растирая комочек соли.
Упражнение « Посолим суп»
Навыки работы с карандашом, сформированность внимания и контроль за собственными действиями

Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, умения выполнять штриховку в разных направлениях.
Методика «Дорожки»
     
     В зависимости от качества выполнения заданий были выделены следующие уровни:
     низкий уровень – тонкие движения пальцев рук не координированы, движения сквозные, отсутствует точность, ловкость движений, к концу выполнения задания пальцы становятся неловкими и напряженными. Дети не умеют правильно держать карандаш, линии при рисование прерывистые, ломанные.
     средний уровень – мелкая моторика развита недостаточно, дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операциях. Тонкие движения рук не достаточно координированы, уверены, дети не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме. 
     высокий уровень – мелкая моторика развита хорошо. Хорошо развита координация движений, движения пальцев и кистей рук точные, быст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44