VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Необходимые условия для занятия ЛВЕ и иппотерапии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008308
Тема: Необходимые условия для занятия ЛВЕ и иппотерапии
Содержание
ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»





Кафедра теории и методики плаванья, гребного и конного спорта







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

Использование вольтижировочного седла старого образца

 в занятии иппотерапии







Исполнитель: Рыбалкина Е.А.

студентка 5 курса

заочного факультета

специализации конный спорт

Научный руководитель: ст. преподаватель

Мясоедова И.Е.













Малаховка 2018

                                                                               СОДЕРЖАНИЕ



	Введение………… ………………………………………………………………..….3

	

	Глава 1. Литературный обзор 

   1.1. Развитие и совершенствование коневодства……… ………..……………. ..5

	1.2. Лечебно –верховая езда ……………………….………………..………….....8

	1.3. Иппотерапия…………….……………………………………………………13

    1.4. Влияние верховой езды на всадника…….……………   ……………....….16

    1.5. Необходимые условия для занятия ЛВЕ и иппотерапии ………… ..……21

	

	Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 

	2.1. Цель исследования……………………………………………………......…28

	2.2. Задачи исследования…..……………………  …………………….…..……28

    2.3. Методы исследования……………..…………… …………………….….…28

   2.4. Организация исследования………………..………………  …….……..…..29

	Глава 3. Результаты исследования……………………………  ………………………………..29

	Выводы……………………….…………  ………………………………………….61

Библиография…………………..……  …………………………………………….63






                                Введение

	В настоящее время в нашем «малоподвижном» обществе занятие спортом или физической культурой приобиобрели обромное значение для поддержания здоровья и профелактики различных заболеваний. Физическое и эмоциональное состояние современного общества подорвано «благами» цивилизации. Один из путей поддержания не медикаментозного здоровья ? это лечебно-верховая езда(ЛВЕ), в особых случаях иппотерапия.

	Обеспечение здоровья, в первую очередь детей, является важнейшей социальной задачей, поскольку хорошее здоровье подрастающего поколения  залог хорошего будущего нашего общества. В связи с этим разрабатывается множество програм по начальному обучению верховой езде, лечебно- верховой езде, иппотерапии. Активно подготавливаются кадры для работы в области ЛВЕ и иппотерапии. 

	Но работа в данном направлении не возможна без хорошей, а самое главное спокойной лошади. Каким бы ни был высококвалифицированным тренер, нельзя оствить без внимания роль четвероногого друга, который своей энергией и терпением поможет в достижении поставленной цели. Очень важно, что бы в первые минуты знакомства с этим величественным животным ребенок не испугался, а напротив у него возникло желание продолжить совместное путешествие в прекрасный мир лошадей. Именно поэтому помимо влияния лошади на человека в работе будет затронута тема в подготовки спокойной лошади для начального обучения детей. 

Актуальность темы состоит в том, что правильно подобранные методы и средства для реабилитации детей с ДЦП,оказывает положительное влияние на психологическое и физическое состояние человека.

Объект исследования: дети иппотерапийной группы 7-8 лет.

Предмет исследования: средства иппотерапии, направленные на коррекцию коардинационные способности детей.

Гипотеза: предполагается,что использование седла старого образца, улучшит коардинационные способности и положительно повлияет на здоровье занимающихся. 















































ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

                                    1.1.Развитие и совершенствование коневодства

	Лошадь помогала человеку на протяжении всей истории. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, они служили людям пищей и спасали жизни. А еще они объединяли пространство — без лошадей невозможно было бы возникновение древних империй. За обладание ими вели войны, их ценили и берегли больше зеницы ока и в то же время уничтожали — порой вместе с людьми… Чем была лошадь для человека — другом, боевым товарищем, кормилицей?.. И чем она стала для нас в современном мире — спортивным партнером, домашним любимцем?..["История лошади в истории человечества"  Вера Курская]

Развитию и совершенствованию коневодства с древнейших времен уделялось большое внимание, и до наших дней дошли известные сочинения Киккули и Ксенофонта по вопросам их выращивания, отбора и тренировки.

Первое упоминание о лошади, дошедшее до наших дней, было у хеттов. Хеттское царство, существовавшее в 1800–1180 годах до н. э. на территории Малой Азии и частично современной Сирии.

Именно у хеттов появилось первое в мире из дошедших до нас сочинение по подготовке лошадей — уже упоминавшийся трактат Киккули. Текст написан на хеттском языке на глиняных табличках хеттским письмом. Трактат Киккули — сочинение в высочайшей степени ценное: он отражает опыт первых ближневосточных конников по использованию лошадей в упряжной езде; также это памятник хеттского языка и, следовательно, источник специальной конной терминологии.

	Таблички с трактатом Киккули были найдены учеными в ходе раскопок 1906–1907 годов в Анатолии (территория современной Турции), которые проводились под руководством ассириолога Хьюго Уинклера. Позже, уже в 1930-е годы, во время раскопок под руководством Курта Биттеля были обнаружены и другие хеттские таблички, имевшие отношение к тренингу лошадей. В немецкой научной литературе все эти находки принято называть старыми и новыми конными сочинениями хеттов. Трактат получил название в честь своего автора — Киккули. Этот человек был, как сказали бы современные конники, берейтором (то есть он готовил лошадей, а не всадников или возниц) родом из Миттани — государства, расположенного в Северной Месопотамии и населенного семитами, говорившими по-аккадски, и хурритами. Хурритский язык предположительно является родственником языка царства Урарту. Свое имя автор называет в первой строчке первой таблички своего сочинения. Объем трактата около 1000 строк на глиняных табличках.

	В чем особенности тренинга лошадей по Киккули? Он начинался осенью и продолжался 184 дня по детально разработанному графику. Были проработаны не только режим тренировок, но и рацион лошадей, режим поения и уход за животными: предусматривались конюшенное содержание, массаж и использование попон. По окончании подготовки коней отправляли на пастбище. Сам тренинг мог проходить в разное время суток, как ранним утром, так в полдень или даже в полночь, — но очередность занятий тоже была определена заранее.[ "История лошади в истории человечества"  Вера Курская.]

	В Новое время в Европе постепенно возрождается традиция писать трактаты о верховой езде. Особенно популярны были сочинения итальянцев Федерико Гризоне («Ordini di cavalcare» — «Наставления по верховой езде») и Клаудио Корте («Каваллериццо»). Итальянские всадники считались лучшими мастерами верховой езды, а первая школа, где системно обучали этому искусству, была основана в Неаполе еще в XII веке. ["История лошади в истории человечества"  Вера Курская]

С древнейших времен вплоть до настоящего времени лошадь использовалась во всех отраслях народного хозяйства в качестве основной механической силы и средства передвижения.

Со второй половины 20-го столетия в связи с ростом механизации и электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта количество лошадей во многих странах (в основном в Европе) сократилось, затем наступил процесс стабилизации и сейчас во многих странах, в частности на американском континенте, их количество возрастает.

В развитых зарубежных странах в последнее время наблюдается резкое увеличение поголовья лошадей, особенно спортивного направления, а также в личных хозяйствах. Конный спорт считается привилегированным, королевским, спортом лордов [Агафонычев, В.И. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – нашелекарство / В.И. Агафонычев. – Санкт-Петербург: Наука и техника, 2006. – 304 с., Хамчук, Ю.Н. Анимальтерапия: домашние животныеи наше здоровье / Ю.Н. Хамчук. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 320 с.].

В настоящее врямя люди представляют лошадей на скачках, различных соревнованиях, в деревнях, но лишь не многие знают о том, что лошадь используют как уникальный живой тренажер. Именно благодаря лошадям и возник метод лечебно-верховой езды и иппотерапии, который уже много лет используют как дополнительную терапию для людей с ограниченными возможностями. 

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен. Гиппократ (в переводе с древнегреческого его имя означает «повелитель лошадей») утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и положительный психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «черных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Похожие высказывания можно встретить так же в трактатах древнеримского врача Авла Корнеля Целмса, жившего в ? веке н.э. Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести». [Мамонов, Г. Лошади лечат людей / Г. Мамонов // Коневодство и конный спорт. – 1999. –№ 4. – С. 20-21.]



                                                1.2. Лечебно-верховая езда

	Лечебная верховая езда — это форма лечебной физкультуры, а в качестве снаряда выступает лошадь. При лечебно-верховой езде (ЛВЕ) – всадник управляет лошадью самостоятельно под руководством инструктора или с минимальной его помощью.

	С начала 1950 в ряде европейских стран применяют дозированную ЛВЕ и физические упражнения на лошади для лечения некоторых хронических больных и инвалидов, а так же для профилактики заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни. В СССР ЛВЕ впервые была применена в санаториях г. Железноводска на базе Терского конного завода.

	Лошадь используемая для ЛВЕ, должна отвечать определенным требованим в отношении характера, нрава, выносливости, типа и экстерьера. Кроме того, каждая лошадь используемая для ЛВЕ проходит соответствующий тренинг для выработки необходимых качеств.

Характер животного имеет решающее значение. Для ЛВЕ подходят лошади только уравновешенного типа (к примеру, лошадей ахалтекинской, арабской и чистокровной верховой пород использовать не зекомендуется, поскольку зачастую у этих лошадей «горячий» темперамент). Лошадь должна легко контактировать с человеком, быть послушной, терпеливой, покладистой и надежной, не игривой, но и не вялой, не ленивой. Пугливая или нервная лошадь для иппотерапии не годится. Она ничего не должна бояться, в особенности всех предметов, используемых во время занятий, в том числе инвалидных колясок и костылей. Она должна терпимо относиться к ошибкам всадника, а также к различным шумам и беспорядку, создаваемому, например, детьми или другими животными. Лошадь должна быть не щекотливой, не слишком чувствительной, но в то же время хорошо отзывающейся на сигналы поводом, прикрепленным к плотно пригнанному недоуздку (это особенно важно в работе с пациентами с непроизвольными резкими движениями рук). Совершенно недопустимы такие формы поведения лошади, как шараханье от чего бы то ни было, инстинктивная агрессивная реакция на страх пациента, удары копытами или укусы, любые дурные привычки или капризы. Более того, лошадь должна быть способна преодолевать возможное чувство страха у всадника и гасить его агрессию. Все это обеспечит безопасность занятий. Как мы видим лошадь для ЛВЕ должна отвечать многим параметрам. И зачастую хорошую лошадь лучше воспитывать самому.

Для ЛВЕ более всего подходит лошадь среднего роста – от 145 до 160 сантиметров в холке (естественно, пони меньшего роста). На более высокой лошади больному всаднику может быть страшно, а помощнику труднее его страховать. У некрупной лошади, кроме того, соразмерный человеческому шаг, а, как известно, частота шага лошади, приближенная к естественному человеческому, очень важна для выработки у пациента двигательных стереотипов (при различных поражениях опорно-двигательного аппарата и нарушениях деятельности внутренних органов). По медицинским показаниям иногда требуется использовать пони с более мелким шагом. Всегда лучше подбирать лошадь, подходящую конкретному всаднику. 

Желательно, чтобы у лошади была достаточно длинная шея с высоким или средним выходом. Спина должна быть прямая, хорошо обмускуленная, не очень широкая, средней длины (короткая спина может быть неудобна для всадника, а длинная приводит к быстрой утомляемости спинных мышц). Высокая холка и выступающий хребет недопустимы. Движение шагом, которое, в основном, используется в иппотерапии, должно быть живым, ритмичным, свободным. Рысь должна быть ровной, эластичной, нетряской, с невысокой амплитудой движения спины. Обязательно умение ходить и сокращенной рысью, чтобы сопровождающий мог не бежать, а идти рядом с лошадью шагом. Еще она должна уметь двигаться ровным манежным галопом.

Возраст лошади жестко не ограничивается, хотя от молодой лошади в возрасте до 5 лет трудно ожидать хорошей способности к концентрации на работе, а также натренированности на гибкость и удержание равновесия своегои всадника. Старая же лошадь лишена необходимых для иппотерапии гибкости и мягкости.

	Постоянный санитарно-ветеринарный контроль, все необходимые предохранительные прививки, хороший уход за лошадью, регулярная расчистка копыт (лошадей лучше не подковывать), идеальная чистота – обязательные требования при проведении ЛВЕ [Балакшин, О.В. Лошадь вчера и сегодня / О.В. Балакшин // Коневодство и конный спорт. – 1996. –№ 4. – С. 2-4., Шеффер, М. Язык лошадей / М. Шеффер. – Москва: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 336 с.].



ЛВЕ применяется при:

Нарушениях опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражений центральной нервной системы (в первую очередь, детском церебральном параличе), полиомиелита, в результате травм, а также нарушениях осанки (сколиозах, кифозах)

Различных формах нарушения интеллекта, возникших в результате органических и генетических заболеваний

Нарушениях психо-эмоциональной сферы – аутизме, неврозах, шизофрении и т.п.

Поражениях органов чувств – слуха, зрения

Нарушении мозгового кровообращения по окончании острого периода

Травмах головы по прошествии острого периода

Послеоперационной реабилитации

Реабилитации после перенесенных инфарктов миокарда

В работе с социально дезадаптированными подросткам

В отличие от иппотерапии, ЛВЕ используют для людей без особых медицинских показаний. Суть ЛВЕ состоит в самом простом ? это укрепление физического и эмоционального (психологического) здоровья человека.



Противопоказанием для ЛВЕ могут служить следующие заболевания:



Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти; 

Острый период любых инфекционных заболеваний; 

Открытые раны, пролежни или порезы;

 Безудержный страх перед лошадью;

 Отслойка сетчатки;

 Повышенное внутриглазное давление; 

Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);

 Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног); 

Вывих бедра;

 Болезнь Пертеса;

 Нестабильность шейных позвонков (С1-С2); 

Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2); 

Острый период болезни Шейермана;

 Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;

 Сколиоз 3 – 4 степеней;

 Склонность к дископатии; 

Смыкание позвонков более 5 мм; 

Деформирующий спондилоартроз;

 Некроз костей (острая фаза заболевания); 

Мышечная слабость; 

Острые фазы мышечной дистрофии;

 Гемофилия; 

Острый период психических расстройств; 

Ожирение 3 – 4 степеней; 

Остеомаляция (размягчение костей); 

Ломкость костей. 



                                                   1.3. Иппотерапия

	Иппо?терапия (от др.-греч. ????? «лошадь») — одна из форм анималотерапии, лечение с помощью лошади.

	Многие считают, что лечебная верховая езда, иппотерапия и адаптивная верховая езда ? слова синонимы. Это не так. Иппотерапия ? это одно из направлений адаптивной верховой езды. Ей занимаются с самыми тяжелыми больными и со всеми начинающими. Лошадь в данном случае используется как "лечебное средство". Больной не пользуется средствами управления лошадью. А вот ЛВЕ помимо физических упражнений предполагает обучение владению средствами управления лошадью, постепенное совершенствование этих умений. Традиционно рассматривается как форма лечебной физической культуры (ЛФК).

	Суть иппотерапии заключается в выполнении пациентом комплекса физических упражнений на шагающей лошади. Качественный и количественный состав этого комплекса определяется возрастом пациента, клинической картиной заболевания и степенью исходного моторного дефицита.[ Варецкий, В. Применение верховой езды с лечебной целью / В. Варецкий, В. Никольский, И. Бобырев // Коневодство и конный спорт. – 1998. –№ 5. – С. 20-21.]

	В наше время толчком к распространению лечебной верховой езды в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел.

	Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. И тогда физиотерапевту Элизабет Бодикер и пришла в голову на первый взгляд странная идея – начать реабилитацию своей пациентки с помощью все той же верховой езды. В итоге, через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел практически выздоровела и снова стала заниматься конным спортом. В результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки она завоевала серебряную медаль.

Наверное, получая первую после болезни медаль, Лиз Хартел не подозревала, что пробудит такой интерес к использованию верховой езды для инвалидов и людей с нарушениями социальной адаптации. Но медики и околомедицинский персонал Скандинавских стран воспользовались этим опытом. [Гурвич, П.Н. Какие заболевания лечат верховой ездой / П.Н. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. –№ 1. – С. 24-25.] 

Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра ЛВЕ для детей-инвалидов. В настоящее время в 45 странах мира действуют центры лечебной верховой езды – самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами. 

Такие центры имеются почти во всех странах Европы. В соседней с нами Польше их более 60, в России – более 150. А в таких странах, как Голландия, Великобритания и Швеция, лечение верховой ездой находится под особым покровительством королевских семейств [Гурвич, П.Н. Какие заболевания лечат верховой ездой / П.Н. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. –№ 1. – С. 24-25.].

В нашей стране этот метод появился лишь в начале девяностых годов ? на 20 лет позднее, чем на Западе. Однако россияне за одно десятилетие сумели практичкски догнать своих зарубежных коллег и даже сказать своё слово, чем завоевали авторитет и уважение на международном уровне.

Осенью 1991 года в Москве был организован первый реабилитационый Центр, использующий иппотерапию, и приглашены на занятия первые пациенты. Но инструктора сразу столкнулись с тем, что в работе ежедневно возникают вопросы, на которые некому ответить. 

Приходилось по крохам собирать знания: штудировать несколько переведенных с английского книг, приглашать в Россию специалистов из Франции (Ренэ Гарриг), Великобритании (Сьюзен Адамс), которые щедро делились своими знаниями, дарили нам специальные приспособления для занятий ЛВЕ, в России не производившиеся.

В 1994 году в Москве прошла первая Всероссийская международная конференция по иппотерапии. В ней участвовали представители Франции, Великобритании, Польши, Грузии, Белоруссии. В том же году россияне заключили долгосрочный договор с Тбилисской медицинской академией, которая уже имела более чем пятилетний опыт преподавания основ иппотерапии, о последипломном обучении будущих специалистов РФ. В декабре первые 16 человек получили сертификаты международного образца по специальности «Инструктор по ЛФК и иппотерапии в системе физической реабилитации». С тех пор семь ежегодных обучающих циклов увеличили число обладателей подобных сертификатов до 122 человек!

Наконец, назрела необходимость создать организацию, которая всячески содействовала бы развитию уже существующих и появлению новых реабилитационных центров. Эта идея реализовалась на 2-й Всероссийской международной конференции в ноябре 1997 года, собравшей более 130 участников из РФ, Польши, Франции, Великобритании, Белоруссии и Грузии. Тогда и была учреждена Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта (НФ ЛВЕ ИКС). В 1999 году НФ ЛВЕ ИКС стала действительным членом Международной организации верховой езды для инвалидов (FRDI). [Ноэми РОБЕРТ, Президент НФ ЛВЕ ИКС и МБООИ "ГЕРОНТ". Конный мир №4 за 2001 г.]



                          1.4. Влияние верховой езды на всадника

Элементы движения лошади (шаг, рысь, галоп) и темпы оказывают влияние на всадника с многочисленным чередованием направлений воздействия. Передаваемые колебательные импульсы возникают вне зависимости от обусловленной темпом скорости бега и направления центробежной и центростремительной силы. Это обуславливает быстрое чередование импульсов для движения вперед-назад у всадника. Опирание лошади то на левую, то на правую пару ног передает всаднику движение из стороны в сторону. Момент поднятия и опускания пары ног передает всаднику движение вверх-вниз. Движение бедра лошади со стороны вперед обуславливает для всадника альтернативные вращательные движения. Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 многоразмерных колебательных импульсов: вверх-вниз по длине оси тела (против силы тяжести), вперед-назад по фронтально-поперечной оси тела, из стороны в сторону вокруг сагиттально-поперечной оси тела, диагональные движения по диагонали вокруг функциональной точки центра тела. Эти движения лошади переносятся на среднюю позу сидящего ребенка, его тазобедренный сустав и поясничную область позвоночного столба, имитируя и стимулируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении пациента на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку мышц тела. Это важнейшая задача иппотерапии не может быть достигнута никакими другими двигательными способами лечения [Бикнелл, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов: практическое руководство /Джоан Бикнелл, Хелен Хенн, Джун Вебб // Пер. с англ. –Москва: Аквариум, 1995. – 276 с., Юрьев, В.В. Рост и развитие. Антропометрические методы исследования / В.В. Юрьев [и др.]; под общ. ред. В.В. Юрьева. – Санкт- Петербург: Питер, 2007. – 272 с].

Кроме этого, исходя из позиции китайской медицины, на копчике и промежности находятся важнейшие энергетические центры. Обычно восточные лекари воздействовали на эти центры путем иглоукалывания. При езде верхом вместо иглы мышечное и механическое раздражение этой области достигается за счет особого ритма движения (рисунок 1). Движения таза вызывают комплекс спиральных двигательных импульсов по позвоночному столбу, которые, как по цепочке, передаютсямышцам живота, спины, шеи [Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / И. Штраус // Пер. с нем. – Москва: МККИ, 2000. – 102 с.].







Рисунок 1—Распространение импульса по телу человека



 

         

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5°. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга [Бикнелл, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов: практическое руководство /Джоан Бикнелл, Хелен Хенн, Джун Вебб // Пер. с англ. –Москва: Аквариум, 1995. – 276 с]

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать в первую очередь работу мышц спины, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются даже те мышцы, которые мало задействованы как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе занятий физическими упражнениями. Все это формирует динамический стереотип, возможность использования которого переносится с езды верхом в повседневную жизнь [Колине, Э. О верховой езде и ее действии на организм человека/ Э. Колине // Пер. с англ. – Москва: МККИ, 2000. – 32 с.].

Посадка всадника – основа движения на лошади: любое движение связано с посадкой всадника (рисунок 2). 



Рисунок 2 – Спина лошади и тазовая область всадника в положении равновесия



Место контакта между седалищными костями человека и спиной животного представляет собой общий центр массы тела (далее ОЦМТ) человека и лошади. Через эту область-опору двигательные импульсы животного передаются седоку, который, воспринимая и преобразуя их в ответные движения, снова передает их лошади. Точка опоры всадника меняется при каждом шаге. Область таза всадника воспринимает разнонаправленные колебательные движения и перемещается ритмично, в такт движениям животного. Подвижность таза – изначальное требование для непростой задачи удержания всадником равновесия – выпрямляет позвоночник и тренирует осанку. Позвоночный столб балансирует над подвижным тазом. Конечности получают двигательную стимуляцию через позвоночник; плечевой пояс и руки – через подвижно связанные грудину, ключицы, лопатки и мышечно-связочный аппарат, соединяющий лопатки с позвоночным столбом. Таз и ноги получают двигательную стимуляцию через костное тазовое кольцо, состоящее из крестца и тазовых костей. Тазовое костное кольцо может свободно двигаться, только если подвижны поясничные позвонки и в тазобедренных суставах возможны отведение/приведение, сгибание/разгибание и вращение. Состояние этой центральной части тела определяет возможность передачи двигательных импульсов от позвоночника к конечностям [Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / И. Штраус // Пер. с нем. – Москва: МККИ, 2000. – 102 с].

Во время езды на лошади функцию ног наездника берут на себя конечности лошади. Ноги всадника автоматически «выключаются» из антигравитационной системы, при этом позвоночник непосредственно контактирует со спиной лошади. Таким образом, у детей, имеющих проблемы с нижними конечностями (ДЦП), есть все шансы сесть в правильную позу всадника, т.е. принять правильную осанку, не акцентируя внимание на ноги[Климова, Е.К.Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии / Е.К. Климова, Я.В. Тарабан, Н.А. Лукьянов, А.В. Посохов // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №9. – С. 70-72.].

У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущения себя как личности – словом, то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на команды всадника [Эльтце, К. Лечебная верховая езда и конный спорт инвалидов / Катрин Эльтце // Коневодство и конный спорт. – 2005. –№ 5. – С. 29-30.].

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза, на пример, при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона [Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.].

1.5. Необходимые условия для занятия ЛВЕ и иппотерапии 



	Площадка для занятий ЛВЕ должна быть огорождена, на площадке, где проходят занятия по ЛВЕ и иппотрерапии не должно быть посторонних людей и лошадей.

	В процессе занятия участвуют: коневод (ведет лошадь под уздцы), инструктор, помощник инструктора (зачастую это один из родителей). В идеале в пределах конно-спортивного комплекса должен находиться фельдшер или медицинская сестра.

	Ещё одно из условий органузации процесса ? лошадь должна быть сытой, отлично вычищенной, снаряжение должно быть в соответствии с болезнью ребенка и выполняемыми им упражнениями.

Поскольку наши наблюдения проводильсь на базе конно-спортивного клуба, где группа иппотерапии занимает лишь малую часть от учеников школы. Данный комплекс не имеет лечащих врачей, как в крупных реабилитационных центрах. В штат сотрудников лишь входит инструктор-иппотерапевт и коневод по иппотрапии. Если возникают сомнения инструктор обращается к помощи лечащего врача данного ребёнка. Во время движения избегать резких поворотов (всадник может потерять равновесие), избегать возможных падений всадника, а также необходимо одевать на всадника страховочный шлем (каску). Ребенка садят на лошадь с левого бока по специальной лесенке. При этом коновод стоит лицом к голове лошади, одной рукой держит поводья, а другой поглаживает животное. Если всадник не может сесть на лошадь самостоятельно, ему помогают два помощника. Один с внутренней, левой, стороны подсаживает всадника, а другой с наружной стороны принимает тяжесть тела всадника, опуская его на спину лошади или на стремя (если лошадь под седлом). При ряде заболеваний занимающийся может сам садиться на лошадь. Во время посадки ребенка нельзя торопить: он начинает нервничать, что ухудшает его настроение, самочувствие, а, следовательно, и снижает эффективность занятий. Во время верховой езды ребенку полезно выполнять разные упражнения, количество и качество которых зависит от заболевания ребенка и его степени. Сами занятия проводят 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий, их количество, а так же количество и качество упражнений подбирается индивидуально.

Принципы ЛВЕ:

Принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск травмирования.

Принцип максимально оздоровительного эффекта. 

Принцип индивидуализации в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания, возраста.

Принцип непрерывности, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма. 

	Достаточная длительность применения иппотерапии, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

	Принцип динамизации, то есть постепенного наращивания нагрузки. Умеренная, но продолжительная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.

	Разнообразие и новизна в проведении занятий: 10% упражнений обновляются, а 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов.

	Принцип системного чередования нагрузки и отдыха.

Кроме того, необходим постоянный врачебный контроль за адекватностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости. Также нельзя подвергать всадника излишнему риску, опираясь на главную заповедь медицины: «Не навреди». 

В лечении больного необходимо комплексное рациональное сочетание иппотерапии и других средств и методов физической реабилитации.

	Безусловно, самым главным элементом занятия по иппотерапии является лошадь. От неё зависит эффективность и безопасность занятия. Даже непосвящённому человеку понятно, что требования к лошади для иппотерапии будут отличаться от требований, которые предъявляются к ней в спорте, прокате или где-либо ещё.

Пожалуй, самым главным критерием отбора является темперамент лошади. Для занятий требуются дружелюбные, доверчивые, спокойные, терпеливые и уравновешенные животные. Важно, чтобы при этом лошадь оставалась живой и энергичной, так как только такая лошадь может обладать подходящим терапевтическим шагом, а с вялыми и апатичными животными бывает трудно работать. Само собой разумеется, что кусающиеся, бьющие задом и проявляющие по отношению к людям агрессию лошади не могут использоваться для занятий. Следующим критерием, по которому оценивается пригодность лошади, является её экстерьер. Желателен не большой рост (145-160см. в холке), так как высокие лошади затрудняют страховку пациента. При невысоком росте лошадь должна обладать широкой, достаточно длинной спиной с хорошо развитой мускулатурой, средней или низкой холкой, ноги должны иметь правильный постав. Все эти параметры обеспечивают максимальный терапевтический эффект. Желательно отсутствие у лошади пороков экстерьера, в особенности пороков ног и спины, так как они могут отразиться на качестве её аллюров и здоровье. Лучше всего иметь несколько лошадей различных габаритов с различной интенсивностью шага, что бы была возможность подобрать лошадь максимально подходящую пациенту. Так, например, всадникам с ДЦП, имеющим сильную спастику ног, будет проще сидеть на лошади с узкой спиной. Взрослому человеку, имеющему большой вес, подойдёт массивная сильная лошадь с хорошо развитой мускулатурой. Бывают нужны и достаточно высокие лошади для высоких всадников, и довольно низкие лошадки с интенсивным ходом для маленьких детей.

	Основное терапевтическое действие оказывает шаг лошади, поэтому важно, чтобы он был правильным. Шаг должен быть ритмичным (должна отсутствовать хромота), широким (следы от задних ног должны попадать в следы от передних или перекрывать их), лошадь должна «брать на спину» (не зажимать мышцы спины) и работать от зада (подводить ноги под корпус .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44