VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально- психологическая помощь средствами иппотерапии для дошкольников с РАС.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016759
Тема: Социально- психологическая помощь средствами иппотерапии для дошкольников с РАС.
Содержание
Социально- психологическая помощь средствами иппотерапии для дошкольников с РАС
     
     Содержание
     Введение
     Глава 1. Теоретически основы развития социально–психологической помощи средствами иппотерапии для дошкольников с РАС
     1.1. Понятие иппотерапии в практической психологии
     1.2.  Особенности развития дошкольников с РАС
     1.3.  Использование средств иппотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с РАС
Вывод по 1 главе
     Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития дошкольников с РАС
     2.1. Характеристика базы и выборки исследования
     2.2. Анализ результатов исследования
     2.3. Программа социально–психологической помощи средствами иппотерапии для дошкольников  с РАС
     2.4. Результаты контрольного эксперимента
     Вывод по 2 главе
     Заключение
     Список литературы
     Приложение
     
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     
     Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий). Его основные симптомы - это отрешённость и погружение в себя. 
     Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдает около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже. За последние два десятилетия случаи подобных нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становиться более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, «шизофрения»). 
     Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии довольно часто диагностируются у детей. В данном случае крайне важно вовремя определить наличие проблемы, ведь чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем большей будет возможность успешной коррекции. Диагноз РАС ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром. 
     Актуальность темы неоспорима. В настоящее время острым является вопрос об эффективности в воспитании и развитии личности при нехватке разработанных условий, методов и средств на все этапах обучения детей с РАС. 
     Психическое развитие детей с расстройством аутистического спектра очень искажено, поэтому методы работы с другими нарушениями не подходят, и проблема разработки способов коррекции остается актуальной в настоящее время. 
     Сложность искаженного развития откладывает отпечаток на все сферы и познавательные процессы ребенка с РАС. Поэтому важным является подбор методов традиционного и нетрадиционного характера, которые помогут ребенку социализироваться в социуме, овладеть практическим опытом в социально – бытовой среде, в учебной деятельности и пр.
     Проблемой иппотерапии при рассройствах аутистического спектра занимались как российские, так и зарубежные ученые Дж. Бикнелл,  П.Т. Гурвич, И.В. Карпенкова, И.Штраус  и др.
     Цель исследования: изучение социально – психологической помощи дошкольникам с РАС в ходе иппотерапии
       Объект исследования — особенности использования традиционных и нетрадиционных методовработы с детьми с РАС 
Предмет исследования — психомоторное развитие навыков у детей с РАС в ходе иппотерапии
Гипотеза состоит в предположении, что при использовании различных методов работы с детьми с РАС, их развитии будет протекать наиболее эффективней. 
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать основы развития социально – психологической помощи средствами иппотерапии для дошкольников с РАС 
     2. Определить психические и социальные особенности развития детей с РАС
     3. Выделить особенности использования средств иппотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с РАС
     4. Провести  экспериментальное исследование дошкольников с РАС
     5. Разработать и апробировать программу социально – психологической помощи средствами иппотерапии для дошкольников  с РАС
     6. Выявить эффективность проведенной работы, сделать выводы
     Методы исследования:
     теоретические:  анализ психолого-педагогической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; 
     эмпирические: наблюдение; эксперимент
     База исследования: конный комплекс
     В эксперименте участвовали две группы детей. Первую (контрольную) группу составляли 25 детей в  возрасте от 6-7 лет с нормальным психофизическим развитием. Вторая (экспериментальная) группа была сформирована в количестве 25дошкольников этого же возраста с РАС. Таким образом,  в эксперименте приняли участие 50 детей.
     Структура работы:  Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


     Глава 1. Теоретически основы развития социально – психологической помощи средствами иппотерапии для дошкольников с РАС
     
     1.1. Понятие иппотерапии в психолого – педагогической литературе
     
      Иппотерапия - это метод кинезиотерапии,  применяющийся в качестве лечебного воздействия с помощью лошади [5]. В  ходе выполнения сеансов иппотерапии человек занимается под  управлением инструктора.  При этом выполняет различного рода упражнения сидя верхом на лошади. Лошадь ведет коновод или либо занимающийся человек управляет ей без помощи других.
     Иппотерапия применяется для приобретениявначалеотсутствовавших либо утраченных психомоторныхспособностей у человека, что провоцирует процесс развития и упрощает социализацию детей и взрослых. Процесс приобретения либо восстановления утраченных психомоторных способностей в процессе иппотерапии обеспечивается мобилизацией психологического и физического потенциала человека, который высвобождается и активируется в процессе езды и чувственного контакта с лошадью. Иппотерапию можно считать самостоятельным способом психотерапии.
     На сегодняшний день отсутствует четко разработанной, систематизированной и структурированной терминологической базы в отношении различных методик и приемов лечения людей  с помощью лошади. Поэтому российским специалистам приходится детально расшифровывать используемую терминологию, чтобы коллеги верно и без разночтений понимали, о чем речь идет в том или ином материале, статье и т.д.
     Но, невзирая на такие трудности, практическая работа в области иппотерапии ведется довольно удачно. К огорчению, данные достижения не являются системными в государствах СНГ, а скорее принадлежат каждому определенному преподавателю, но все таки это лучше, чем ничего, так как благодаря этой определенной работе нарабатывается материал для следующей классификации, объединения и выделения его из общего раздела физиотерапии либо целебной физической культуры в некоторую медицинскую специализацию под названием иппотерапия.
     В странах Запада (США, Западная и Северная Европа) иппотерапия проработана детально и освещена с разных сторон. Кроме того, в США и Европе все, что касается иппотерапии, систематизируется и оценивается профессионалами и в других областях медицины, что позволяет производить более действенные и неопасные подходы к лечению  разных заболеваний и нарушений с помощью лошади. Потому, чтобы получить знания и иметь представления об иппотерапии,  необходимо читать специализированную литературу западных ученых. В их работах можно узнать обоснования и механизмы лечебного воздействия, а также разработанные конкретные методики, применяющиеся при различных заболеваниях, и виды лошадей, подходящих для иппотерапии, и т.д.
     Кроме того, в США и Европе иппотерапия уже достаточно давно отдельной специализацией для врача-физиотерапевта или специалиста по лечебной физкультуре (также с врачебным образованием).
     Иппотерапия основывается на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: биохимического и психогенного.
     Под биомеханическим фактором предполагается обоюдное действие биоритмов наездника и лошади во время верховой езды, и колебаний, идущих от спины передвигающейся лошадки в 3-х взаимно перпендикулярных направлениях (ввысь-вниз, вперед-назад и вправо-влево). Эти колебания провоцируют рефлекторные сокращения, и расслабление, фактически всех мускул его тела, нужные для сохранения равновесия и защиты от падения. При всем этом в активную работу подключаются как здоровые, так и пораженные заболеванием мускулы, чем обеспечивается улучшение кровоснабжения и питания всей мускулатуры, а с ними и сердечно - сосудистой, дыхательной и остальных систем организма пациента, что способствует  положительным физиологическим сдвигам. Это тепло, исходящее от тела лошади, температура которой в норме на 1,5-2 градуса выше температуры человека, а при езде без седла массивные мускулы спины лошади активно прогревают, массируют и активизируют кровообращение в пораженных мышцах пациента. Это и верный стабильный ритм шага лошадки, снимающий паталогическое возбуждение у пациентов с тревожной, неустойчивой психикой либострахами и успокаивает их. А также, ритмические свойства шага лошадкисхожичертамчеловеческого шага и делают у «неходячих» пациентов иллюзию самостоятельной ходьбы.
     Воздействие биоритмов на изменение психологического состояния встречается на каждом из уровней ритмической организации организма, начиная с ритма биения сердца и заканчивая дневными, месячными и годичными ритмами. Специалистами Медицинской  Академии г. Тбилиси под управлением доктора Д.М. Цверавы было подтверждено, что изменения частоты сердечных сокращений наездника и лошади во время верховой езды взаимосвязаны. В итоге различных научных проб доктор пришел к выводу, что «достижение более высочайшего результата сопровождается синхронными переменами частоты сердечных сокращенийнаездникаи лошадипри наличии ихсовместимости, где наездник играет роль лидера». Он назвал это феноменом «Кентавра». Очередной фактор, без которого нереально представить занятия на лошади – это ритмическая организация двигательной активности. Роль двигательной активности в развитии и становлении психики человека, непременно, чрезвычайно велика. Новые нейропсихологические методики основываются на том, что действие на сенсомоторный (лат. sensus- чувство, чувство + motor-действие, движение) уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Корректировка всех познавательных функций (внимания, памяти, мышления и речи) должны начинаться с развития конкретно сенсомоторного уровня.
     Занятия по иппотерапииочень насыщенны сенсорной информацией. Во время верховой езды, в особенности без седла, когда движущееся тело лошади оказывает на тело наездника тепловое и массирующее действие, формирует новые тактильные и мышечно-суставные ощущения, оказывая 
     * вестибулярная чувствительность, которая связана непосредственно  с формированием и развитием равновесия; 
     * зрительные ощущения связаны с необычным ракурсом, открывающийся наезднику с высоты лошади; 
     * слуховое восприятие обогащается за счет ритмичных звуковых сигналов, исходящих от копыт лошади, ее фырканья; 
     * обонятельные чувства более остры на конюшне, потому уход за лошадью – это отдельный терапевтический процесс. 
     В итоге этих действий, дети начинают контролировать все процессы, которые ранее не поддавались контролю, ребенок начинает их чувствовать, у неговозникает возможность  управлять ими.
     Психогенным фактором является воздействие сразу 2 – х мотиваций – желания оказаться верхом на лошади, управлять ею и воздействия инстинкта самосохранения, который происходит из – за страха падения и страха самого  большого и мощного животного.  Реализация данного фактора помогает раскрывать возможности больного, он перебарывает себя, свою неуверенность, свой страх при овладении верховой езды. Также езда помогает бороться с имеющимися вторичными нарушениями (спастичность, недоразвитие двигательной сферы, трудности  моторики и пр.) с помощью лошади.
     В первый раз, оказавшись верхом на лошади, человек испытывает смешанные чувства. Он опасается  упасть,  в связи с тем, что он лишился  обычной точки опоры, при всем этом его переполняет чувство восторга – он сидит верхом. Этому способствуют:
     *действие архетипических символов, которые связаны с образом лошади – «Смелый всадник», «Кентавр», «Ковбой»; 
     *желания испытать новые мощные чувства и ощущения, достигнуть нового знания, научиться управлять лошадью, стать лучше; 
     * желание отлично смотреться в глазах окружающих (не показать себя неловким, неудачником и т.п.). Возникающие страхи и опасения и в тоже время прогнозируемые положительные стороны от данного процесса заставляют человека (ребенка) быть участником коррекционной работы. Страх и одновременно желание приводят к интенсивному содействую возникающей разно-уровневой мотивации, настолько необходимой для детей с РАС. Так как у них она полностью отсутствует. 
     В Российской Федерации в текущее время термин "иппотерапия" может употребляться в 2-ух значениях. Обычно, под иппотерапией предполагают  любое направление  с внедрением лошади. В подобном ситуации термин чрезвычайно общий, так как не обозначает сферу деятельности. , Цели, задачи, методы действия и определенные способы по смыслу более соответственный германскому "TherapeutischesReiten". В более редких вариантах термин "иппотерапия" употребляется для обозначения способа лечениятяжело больных или маленьких детей.
     Кроме иппотерапии также имеется направление райттерапии, выделяемое в некоторую дисциплину и представляет собой  лечебную верховую езду (ЛВЕ) с реализацией элементов вольтижировки, конкура и выездки. Это направление присуще только странам СНГ и нескольким азиатским странам и, на самом деле, является комбинацией разных элементов иппотерапии в осознании немецкоязычных и английских государств.
     Иппотерапия как психотерапевтический способ в Российской Федерации начала свое восхождение  только в 1991 году. Сейчас центры иппотерапии работают на территории всего государства [4].
     Лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это форма иппотерапии, главным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.
     Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными (персональными), так и групповыми.
     Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с разными упражнениями сидя на лошади; поэтапное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью,  внедрение различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.
     Во время ЛВЕ у человека задействовано сразу и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия фактически  все группы мышц.
     Занятия иппотерапией содержат в себе кроме езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от  лишней тревожности и напряжения, избавиться от  стресса и минимизировать его результаты. Так же ЛВЕ помогает развить такие качества как чуткость, бдительность,  способности работать в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в собственных силах, преодоление разных фобий.
     ЛВЕ оказывает биомеханическое действие на человеческий организм. Прогуливаясь пешком, лошадь передает наезднику  двигательные импульсы, которые соответствуют движениям человека при ходьбе. Тело всадника во время верховой езды, подвергается тепловому и массирующему воздействию, в результате чего  формируется новые тактильные и мышечно – суставные чувства,  которые оказывают влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие;  зрительные и обонятельные ощущения [2].
     Возможности коррекционной работы значительно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения,  большое значение приобретают  вспомогательные средства, которые были разработаны  специально для занятий по иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с  3-4 ступенями для высадки на лошадь), специальные стремена.
     В иппотерапии кроме  последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, нужно применять  средовые факторы воздействия, привлекаемые при помощи лошади.
     ЛВЕ решает следующие задачи в процессеиппотерапевтических занятий:
1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
2. Развитие соматогностических функций (способности управления своим  телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
3. Расширение представлений об окружающей действительности.
4. Развитие познавательной сферы(мнестическая деятельность, восприятие, внимание, мышление, речь).
     Верховая езда – оказывается мощным, оказывающим сильный оздоравливающий эффективный метод. Дети, занимающиеся ЛВЕ,в  возрасте от 5 до 12 лет всесторонне развиваются, становятся ловкими, крепкими.
     Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.
     К главным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:
     - нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);
     - искривление осанки;
     - поражения анализаторных систем– слепота, глухота;
     - нарушение интеллекта, которое возникло в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);
     - нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;
     - восстановление после стресса, бессонница, депрессия.
     Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:
     1. Сердечно – сосудистые болезни.
     2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.
     3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.
     4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.
     5. Эпилептиформные синдромы.
     6. Сахарный диабет [3].
     Воздействие иппотерапии на человеческий организм можно поделить на  медицинский и социальный критерийК медицинским аспектам относятся: укрепление и тренировка мускул тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным  аспектам можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение состязаний по конному спорту в числе лиц с чертами развития содействует увеличению уровня оценки клиентами самих себя, собственных возможностей и собственного потенциала; улучшение продуктивности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых способностей по уходу за животными.
     При лечении неврозов, детских церебральных параличей, интеллектуальной отсталости и раннего детского аутизма главным рычагом действия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают нездоровому, который страдает неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].
     Достигнуть всех этих итогов можно лишьнеоднократным повторением простых упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия преобразуются в тяжкий и изматывающий труд. С иной стороны, ЛВЕ несет клиентам удовлетворенность и чувственный подъем, не считая того подменяет обычную физкультуру [7].
     Лечение проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная  гимнастика, иппотерапия и массаж.
     Внедрение разных начальных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность действенного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, со своей стороны, является неповторимым для реабилитационной практики моментом, присущим лишь ЛВЕ.
     
     1.2.	 Особенности развития дошкольников с РАС
     
     Расстройства аутистического спектра (РАС) определяются как гетерогенная группа нарушений развития нервной системы,  имеющая различные причины, но характеризующаяся общими признаками, связанными с нарушениями социального взаимодействия, коммуникации и поведения (в частности, стереотипность и ограниченность действий или интересов). 
     На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезадаптация, нежелание играться со ровесниками, нежелание разговаривать со взрослыми, беспричинный страх, произвольные либонепреднамеренные крики, чувственнаявозбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и цикличных движений.И,  все же, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.
     РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.
     РАС характеризуются недостатком  социального взаимодействия, сложностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (цикличным действиям, схемам). 
     Детский аутизм – это искаженный тип нарушения психического развития, характеризующееся проявлением нарушения развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не объясняется просто сниженным уровнем когнитивного развития ребенка [40].
     Аутизм – это болезненное состояние психики, характеризующееся сконцентрированностью на собственных внутренних переживаниях, уходом от настоящего окружающего мира. Термин «аутизм» ввел в 1912г. Э.Блейлер для обозначения особенного вида мышления, регулируемое чувственными потребностями человека и не зависящее от настоящей реальности.
     Особенностью РДА (по Каннеру) является особенный асинхронный тип задержки развития, проявляющийся в нарушении иерархии психического, речевого моторного, эмоционального созревания, нарушении физиологического феномена вытеснения простых функций, трудными  как это характерно для нормального развития детей, т.е. в синдроме «переслаивания» примитивных функций сложными (В.М. Башина) [4].
      На сегодня РАС представляют собой одну из более животрепещущих  проблем нейропедиатрии и реабилитологии.  Ежегодно  число пациентов, которые страдают РАС, вырастает во всем мире. В соответствии с последними данным распространенность  заболеванийэтой группы составляет приблизительно 1:50 детей.
     Целями лечения и реабилитация детей с РАС является предупреждение формирования у пациентов тяжелой социальной дезадаптации и инвалидизации. Наличие в семье ребенка с РАС, приводит к глубочайшему дистрессу родителей, существенному понижению качества жизни членов семьи. Не считая того пациенты с РАС требуют значимых денежных издержек со стороны государства.
     Дети с РАС требуют менее физического эмоционального напряжения со стороны специалиста и имеют более благоприятный прогноз на будущее по сравнению с детьми, которые страдают РДА (ранним детским аутизмом), они быстрее адаптируются в детском саду и на игровых площадках.
     Наиболее яркими проявлениями аутизма обобщенными и клиническими аспектами являются:
      - «экстремальное» одиночество ребенка, снижение возможности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Свойственны сложности установления глазного контакта, сотрудничествовзором, мимикой, жестом, интонацией. Обыкновенны трудности в выражении ребенком собственных чувственных состояний и осознании им состояний остальных людей. Сложности контакта, установления чувственных связей появляются даже в отношениях с близкими, но в большей мере аутизм нарушает развитие отношений со ровесниками
     Недоразвитие высших психических функций является одной из причин плохой ориентации в окружающем, восприятии его как целостного и поэтому в значительной мере непонятного.
     Сенсорная и эмоциональная гиперестезия является наиболее значимой причиной основных нарушений аффективной сферы, проявляющихся в общей тревожности с готовностью к диффузным страхам. 
     В максимальной степени страдает аффективный контакт с людьми. Человек является наиболее сильным раздражителем окружающей среды. Его взгляд, самый концентрированный представитель аффективного отношения к окружающему, вызывает у аутичного ребёнка особую тревогу. Эти первичные расстройства относятся к кругу болезненных, продуктивных симптомов. 
     В другую группу входят вторичные образования тесно связанные с первичными, но относящиеся к проявлениям специфического аутистического дизонтогенеза. 
     Так, суммация нарушений произвольных, гибких форм адаптации к окружающему, патологической пресыщаемости - с одной стороны, с особым эмоциональным фоном, характеризующимся резкой сензитивностью, насыщаемостью тревогой и страхом - с другой, скорее всего, обуславливает и сам аутизм - малая переносимость контактов со средой и людьми, вынужденная самоизоляция в условиях недостаточно понятного  и пугающего внешнего мира. 
     Таким образом, за видимыми установками максимальной изоляции стоят нарушения самой возможности взаимодействия в связи с патологической слабостью психического тонуса и аффективным дискомфортом. Возникает гиперкомпенсаторное сужение форм взаимодействия за счёт их жёсткой стереотипизации, как будто преодолевающей неопределённость окружающего мира.
     Используя в адаптации к окружающему миру готовые поведенческие штампы, аутичный ребёнок не может точно адресовать свои реакции конкретным условием контакта. В наибольшей степени эта недостаточность проявляется в трудности диалога. Условия аффективной и сенсорной депривации являются почвой, на которой формируется особая гиперкомпенсаторная активность, направленная на аутосимуляцию тонуса, сенсорной и аффективной сфер.
     К аутосимуляторным явлениям можно отнести двигательные, речевые, поведенческие стереотипии, компенсирующие дефицит положительных раздражителей извне. Эти аутосимуляторные проявления, тонизируя ребёнка, вне конфликтов со средой, дезактуализирует потребность в общении, углубляют аутистичечский барьер. 
     В структуре РДА можно выделить и третичные образования - невротические, обусловленные чувством собственной неполноценности. Неудачный опыт контактов со сверстниками и взрослыми, замечаемые аутичным ребёнком переживания близких, тяжёлая реакция при попытке помещения ребёнка в детский сад - всё это, присоединяясь к эндогенным тревоге и страхам, ещё больше подрывая веру в себя, заставляя ещё сильнее сторониться контактов, углубляет аутистическое формирование его личности [1].
     Соотношение такого рода первичных, и сложных, иерархически построенных вторичных и третичных дизонтогенетических образований может объяснить формирование аномалий психического развития при РДА именно по типу «искажённого».
     При сочетании потенциально полноценных интеллектуальных предпосылок с низким психическим тонусом, препятствующим правильному формированию высших психических функций, сенсорной и эмоциональной гиперестезией, приводящей к аутизму, психический онтогенез меняет своё направление и осуществляется преимущественно в аффективном русле, обеспечивая сиюминутные нужды аутосимуляции и перекрывая этим каналы социально направленной деятельности. Таков механизм и структура РДА.
     О. С. Никольская с соавторами' выделяет четыре основных группы детей с РАС в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой.  Нарушения аутистического спектра невероятно разнообразные. Более того, исследования недуга все еще активно продолжается, поэтому и схем классификаций существует много. Аутический спектр можно разделить на четыре группы:
      Для первой группы характерны самые глубокие и сложные нарушения. Дети с подобным диагнозом не способны обслуживать себя, у них полностью отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими. Пациенты невербальные. 
     У детей второй группы можно заметить наличие жестких ограничений в моделях поведения. Любые изменения в схеме (например, несоответствие в привычном режиме дня или обстановке) могут спровоцировать приступ агрессии и срыв. Ребенок достаточно открыт, но речь его проста, построена на эхолалии. Дети из этой группы способны воспроизводить бытовые навыки. 
     Для третьей группы характерно более сложное поведение: дети могут быть очень увлечены каким-либо предметом, выдавая потоки энциклопедических знаний при разговоре. С другой стороны, построить двусторонний диалог ребенку сложно, а знания об окружающем мире фрагментарные. 
     Дети четвертой группы уже склонны к нестандартному и даже спонтанному поведению, но в коллективе робкие и стеснительные, тяжело идут на контакт и не проявляют инициативу при общении с другими детьми. Могут испытывать трудности с концентрацией внимания (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997).
     Итак, специфика  РАС проявляется следующим образом:
     — дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РАС;
     — при всех степенях тяжести у детей с РАС наблюдается аффективнаядезадаптация;
     — недоразвитие регуляторных функций у детей с РАС проявляется в выраженных нарушениях поведения;
     — интеллектуальное и речевое развитие при РАС отличаются значительной вариабельностью и специфичностью
     Особенности психического развития у детей с РАС  в зависимости от степени тяжести аффективной патологии представлено в приложении 1.
     Итак, проблема раннего детского аутизма привлекает внимание специалистов на протяжении многих лет. На основе анализа теоретического материала мы можем сделать вывод о том, что существует множество подходов к определению этиологии и классификации данного нарушения, но механизм и структура синдрома РДА остаются практически неизменны. Основной особенностью аутичных детей дошкольного возраста является нарушение в развитии социализированных форм поведения. Мы выяснили, что характерными признаками синдрома раннего детского аутизма при всех его клинических проявлениях является отсутствие потребности в контактах с окружающими, повышенная чувствительность к слабым зрительным, слуховым и тактильным раздражителям, приверженность к сохранению неизменности окружающего, страхи. Психолого-педагогические особенности характеризуются неравномерностью развития разных компонентов психики, для детей дошкольного возраста характерны механическая память, гиперчувствительность восприятия, ограниченность мыслительных операций, специфические нарушения речи (мутизм, эхолалии). Определённые нами психолого-педагогические особенности синдрома раннего детского аутизма затрудняют или делают невозможной адаптацию к окружающему миру и, так как клиническая картина формируется к 2-3 годам, именно на семью ложится ответственность за психическое и личностное развитие аутичного ребёнка. 
       

     1.3.Использование средств иппотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с РАС
     
     Одним из методов физической реабилитации, с успехом применяющийся у детей с РАС, является метод иппотерапии. Иппотерапия или лечебная верховая езда – это метод, который сочетает физическую и психо-эмоциональную реабилитацию с тренингом социальных, коммуникативных, когнитивных и речевых навыков. Основными механизмами позитивного влияния иппотерапии на организм ребенка, являются следующие:
      - колебания лошади в трех плоскостях усиливают интенсивность афферентных импульсов, поступающих в головной мозг от проприорецепторов; 
     - активизируются механизмы поддержания позы и равновесия, нормализуется мышечный тонус; 
     - термическое влияние тела лошади и массаж крупными мышцами тела ребенка; 
     - нормализация психо-эмоционального состояния ребенка благодаря позитивным эмоциям от общения с лошадью. 
     Метод иппотерапии безопасен для детей и не имеет побочных эффектов. Согласно унифицированному протоколу медицинской помощи и реабилитации детям с РАС метод иппотерапии не противопоказан детям с РАС может использоваться в комплексной реабилитации таких пациентов. Обращает на себя внимание тот факт, что доказательная база эффективности иппотерапии увеличивается с каждым годом – растет количество контролируемых исследований в зарубежных странах.
     Лечение при аутизме  осуществляется через посредника, в качестве которого является лошадь. Занятия проводятся в тишине, с соблюдением дистанции в бессловесном контакте, используя «язык жестов».
     Лошадь требует постоянного к себе внимания, за счет этого ребенку с РАС приходится адаптироваться, подстраиваться к реальности. Для ребенка поза «верхом на лошади» выигрышна по сравнению с терапевтом, который находится внизу. 
     Верховая езда требует концентрации внимания, умения ориентироваться в пространстве.
     На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия, которые заключаются в следующем:
      - единство места и задействованных лиц;
     - единство времени;
     - единство действий.
     Использование метода иппотреапии в реабилитации детей с РАС дает положительную динамику, а  именно:
1. Облегчает снятие заторможенности;
2. Снижает чувство тревоги;
3. Улучшает адаптацию к реальному пространству и времени;
4. Способствует достижению самостоятельности.
     Все вышеперечисленные особенности свойственны детям с РАС, поэтому иппотерапия является хорошим средством воздейстия для развития и коррекции детей дошкольного возраста с РАС.
     Сама обстановка располагает ребенка к занятиям, он не видит перед собой врача в белом халае, перед ним предстает, лошадь и инструктор, а сам процесс коррекции развития он представлет как обучение верховой езде на лошади. Во время этого процесса ребенок. Находясь в качестве всадника преодолевает свои физические и психические трудности, благодаря огромной мотивации, которая формируется в процессе езды на лошади.
     Иппотерапия развивает у детей сильную мотивацию. Дети хотя и бояться такого большого животного, они не уверены в себе, а с другой стороны – проехать верхом на нем есть у каждого ребенка, тем самым преодолеть неуверенность в себе, страх и повысить свою самооценку. Занятия проходят под присмотром коневода, инструктора и от тяжести заболевания, от возможностей здоровья ребенка – 1-2 страхующих.
     При передвижении верхом на лошади всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения, тем самым включать в работу все мышцы тела, даже те, которые обычно находятся в бездействии, причем мышцы ног и рук обеспечивают самостоятельные не зависящие друг от друга движения, заставляя работать оба полушария головного мозга. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.
     Иппотерапия помогает развитию мышления, памяти, внимания. Необходимость, при верховой езде, постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность планировать и запоминать последовательность действий активизирует психические .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44