VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы экологического образования детей младшего школьного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001270
Тема: Теоретические основы экологического образования детей младшего школьного возраста.
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Изменения в природе происходят стихийно, как результат производcтвенной деятельности людей. Сегодня вся биосфера охвачена человечеcкой активностью.Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьников. В проекте Федерального закона «Об экологической культуре» подчеркивается, что в дошкольном, а затем и в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. 
     Сложившиеся в младшей школе отношения к окружающей природе, впоследствии включатся в мир жизненных ценностей подростков. Целью экологического образования младших школьников является воспитание экологической культуры, то есть выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней. В сознании ребенка должны с ранних школьных лет закрепляться экологические правила построения мира, ведь тогда, в дальнейшем, ему легче будет понимать различные природные явления. Формирование начальных оcнов экологической культуры у детей младшего школьного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
     Проблема взаимодействия человека и окружающей среды с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории развития экологии как дисциплины. В связи с актуализацией идей воспитания экологической культуры младших школьников особое значение приобретают сегодня идеи природосообразности и культуросообразности воспитания. Истоки этих идей можно проследить в трудах таких великих педагогов, как Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и В. А. Сухомлинского.
     Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное и духовное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с самого раннего детства, как только ребенок начнет осознавать все то, что его окружает.
     Многолетнее изучение проблем экологического образования младших и старших школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды.
     Так, Д. В. Владышевский связывает сущность экологической культуры с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного и неграмотного использования ресурсов планеты, и особенно тех ресурсов, которые природа не способна или не успевает возобновить.
     Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает, что усиление экологической направленности курса природоведения – это наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы.
     Из вышесказанного можно сделать вывод, что экологическое воспитание младших школьников актуально и в наши дни.
     Проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, влияющие на процесс экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
     Цель исследования: определение эффективности внедрения методики экологического воспитания у младших школьников в процессе проведения уроков окружающего мира.
     Объект исследования: процесс формирования экологических понятий у детей младшего школьного возраста.
     Предмет исследования: реализация модели формирования у младших школьников экологических понятий.
     Задачи исследования:
     - провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «экология», «воспитание», «экологическое воспитание»;
     - раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания;
     - определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни эффективности программы в процесс экологического воспитания младших школьников;
     - исследовать формирование экологического сознания младших школьников, обучающихся по традиционной системе обучения и по программе, учитывающей специальные педагогические условия.
     Гипотеза исследования: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит повысить уровень экологического воспитания младших школьников.
     Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных; обработка числовых данных, построение диаграмм, таблиц; формулировка выводов.
     База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №14».В эксперименте приминали участие учащиеся 3-Б (экспериментальный класс, учитель В. В. Гузенко) и 3-А (контрольный класс, учитель Г. В. Давыдова).
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.
     Практическая значимость исследования заключается в направленности ее результатов на совершенствование образовательного процесса; материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе; модель формирования экологических понятий, может быть применена при организации образовательного процесса для формирования экологической культуры младших школьников.
     


ГЛАВА 1
Теоретические основы экологического образования детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность экологического воспитания младших  школьников
     При определении понятия «экологическое воспитание» следует понимать, что такое само понятие «воспитание».  Воспитание в широком значении является целеустремленным, организованным процессом, который обеспечит всестороннее формирование личности. Рассматривая «воспитание» как понятие узкого значения, можно отнести его к определению «воспитательная деятельность», процесс протекания которой создает убеждения, нормы высоконравственного поведения, а так же особенности нрава. В случае если воспитание в широком осмысливании подключает и процесс знания реальности, и создание дела к ней, то воспитание в ограниченном представлении включает только лишь сферу взаимоотношений и действия[20].
     Разбирая понятие «экологическое воспитание» можно отметить, что это педагогическая деятельность, нацеленная на формирование у подрастающего поколения качеств личности, нужных для установления гармонии при взаимодействии с природой. Рассматриваемое понятие возникло в конце 19 века, но длительный период сохранялось как сугубо биологическая наука, которой занимались лишь ученые. Лишь в середине 20-го века экология получила обширную известность среди обыкновенных людей. Она явилась такой наукой, которая помогла бы людям выжить, сделав их среду обитания пригодной для жизни. В наше время, когда мир находится на грани природной катастрофы и грозит опасность будущему всего человечества, никто не будет отрицать, что экологическое образование и воспитание – это одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня. Одно из новейших направлений в педагогике – экологическое воспитание, которое отличается от традиционно  сформировавшегося «знакомства детей с окружающей средой». Оно предполагает создание у ребят экологического сознания как совокупности знаний, чувств, мышления, воли и готовности к активной природоохранной деятельности. Все это помогает понять окружающий мир как среду для обитания и как эстетическое совершенство, требующую бережное отношение к ней, позволяющее заблаговременно предупредить отрицательные последствия промышленного освоения богатств природы [5].
     Эколическое воспитание младших школьников считается обязательной состовляющей в развитии личности. В процессе воспитания прямую роль играют не только родители, но и стремительно трудятся учителя в школе. Так как уже в начальных классах начинается изучение окружающего мира, на уроках которого огромный интерес уделяется охране окружающей среды. Существенную роль принимает на себя общение с ровесниками, изучение детской литературы, а так же просмотр мультипликационных кинофильмов. Из всего этого ребенок усваивает информацию об окружающей среде и отношениях человека с природой, избирает для себя идеал, которому пытается соответствовать [18].
     На создание экологического сознания оказывают воздействие экологические убеждения и знания. Экологические представления создаются на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
     Природоохранное поведение формируется из отдельных поступков (конкретных действий, навыков и умений, комплекс состояний) и отношения личности к действиям, на которые оказывают воздействие его цели и мотивы (мотивы в своем формировании предполагают следующие этапы: появление, наполнение содержанием, удовлетворение) [21].
     Экологическая культура изучается учеными как культура объединения природы и человека, гармоничного слияния общественных потребностей людей с естественным развитием и существованием природы. Индивид, овладевший природной культурой, подчиняет все виды собственной деятельности потребностям оптимального природопользования, беспокоится о совершенствовании окружающей среды, не допуская ее уничтожения и загрязнения. Исходя из этого, ему нужно овладеть научными познаниями, изучить нравственные ценностные ориентации в отношении природы, а также выработать практические умения и навыки для сохранения благоприятных условий среды. Таким образом, понятие «экологическая культура» многогранное [28].
     В начальной школе формируется основа экологической культуры. Экологическая культура – это свойство личности, элементами которой являются: познания о природе и методах ее охраны; интерес к природе;  эстетические и моральные чувства в отношении природы; экологически грамотная активность сообразно отношению к окружающей среде; мотивы, которые определяют поведение личности в естественном окружении [3].
     На данном этапе развития населения земли обращение к природным наукам связано с все большим экологическим кризисом и поисками выхода из него, потребностью в экологическом образовании  включая ранний возраст.
     Экологическое воспитание представляет собой единство природоведческого сознания и действия, слаженного с природой. При формировании экологического сознания важную роль играют природоохранные познания и взгляды. Природоохранные взгляды закладываются на уроках окружающего мира.
     Цель экологического воспитания подразумевает выполнение моральных и экологических способов природопользования и распространение идей по его оптимизации, интенсивную работу по исследованию и защите природы данной местности. Теоретический аспект морально-экологического воспитания базируется на разрешении трех компонентов в их единстве: развитие, воспитание и обучение. Аспектом сформированности безопасного взаимоотношения с природой является моральная забота о будущем поколении. Грамотно применяя разные способы воспитания, педагог способен создать экологически компетентную и вежливую личность ученика.
     Когда развитие экологического сознания проходит на уроке, то в таком случае общепризнанные установки экологического поведения фиксируются деятельности, созданной во внеклассной работе.
     Добросовестное отношение к экологии – непростая характеристика личности. Она представляет собой знание законов природы, которые определяют жизнь людей, выражается в следовании моральным и правовым категориям природопользования, в интенсивной творческой деятельности по защите природы, пропаганде мыслей верного природопользования , противоборствуя всему тому, что пагубно отображается на окружающей действительности.
     Условием подобного образования является создание взаимодополняемой морально-экологической деятельности обучающихся, сосредоточенной на исследовании и улучшении взаимодействий между экологией и людьми.
     Цель природоохранного воспитания достигается при решении таких задач:
     1. образовательных – формирует концепцию познаний о природных вопросах нашего времени и методе их решения;
     2. воспитательных – развитие целей, потребностей и манер экологично правильного действия, здорового образа жизни;
     3. развивающих – разработка концепции умственных и практических умений согласно исследованию, оцениванию положения и модернизации природной среды своего региона.
     Сущность экологического воспитания содержит в себе концепцию норм, следующих из морально-ценностных ориентиров. Совокупность ценностей отталкивается от осмысления особенности и ценности окружающей среды. Исходя из данного контекста человек является частью природы, а характеризуя природу, выделяется ее многогранная ценность для людей.
     Содержание экологического образования понимается обучающимися в разнообразной деятельности. Любая из форм учебного процесса активизирует различные типы познавательной работы учащихся: самостоятельная индивидуальная работа с информацией позволяет раскрыть суть проблемы; игра создает навык принятия правильных решений, дает возможность привнести вклад в исследование экосистем.
     Необходимо говорить о создании природной культуры, как социально нужного высоконравственного свойства личности.
     Целью экологического воспитания является развитие ответственного отношения к окружающей действительности, которое лежит в основе экологического сознания [15].
     Определяя сущность природоохранного воспитания  ученые выделяют, во-первых, некоторые особые черты данного процесса:
     1)ступенчатый характер (создание экологических представлений, формирование природных чувств и сознания, создание убеждений в необходимости природной активности, выработка привычек и навыков действий в природе, преодолевание в характере обучающихся потребительского отношения к окружающей среде);
     2)продолжительность;
     3)трудность;
     4)неравномерность;
     5)активность;
     во-вторых, большую роль психологического аспекта, который несет в себе:
     1)формирование экологического сознания;
     2)развитие природосообразных нужд, установок и мотивов индивида;
     3)выработку моральных, эстетических чувств, привычек и навыков;
     4)развитие устойчивой воли;
     5)развитие важных целей природной деятельности [29].
     Экологическое воспитание в начальном курсе школы подразумевает полные знания об окружающем мире, природоохранный образ мышления и серьезное отношение к природе, способность регулировать экологические проблемы, осуществлять прямое содействие в охране природы. Потому к формированию экологического поведения и сознания нужно приступать с младшего школьного возраста, сочетая их в единстве [7].
     Формирование личности, которая способна свободно ориентироваться в природе, а также развитие экологического мышления и сознания является главной целью экологического воспитания. Предпосылкой для развития природного сознания и мышления являются экологические познания, из которых в целом выливается экологическое миропонимание личности.
     В ходе экологического воспитания создается определенная система экологических ценностей, определяющих бережное отношение индивида к природе, побуждающих ее к разрешению проблемы глобального природного кризиса. Оно включает в себя умение исполнять рядом с охраной природы также и разумное природопользование, а не только создание убеждений и готовности личности к конкретным действиям [13].

1.2  Методы и приемы формирования экологических представлений у младших школьников
     В раннем возрасте у детей явно начинает выражаться интерес к явлениям и объектам живой природы. Воспитание у младших школьников экологической культуры происходит с учетом трех ключевых принципов: систематичности, непрерывности и междисциплинарности. Результат данной работы непосредственно находится в зависимости от правильной организации занятий. При помощи таких методов как пример и поощрение педагог стремится задеть эмоциональную сферу школьников, показывая непревлекательность безответственных действий. В данном случае наказание является крайней, исключительной степенью воздействия на обучающихся.
     На начальных стадиях наиболее применимы методы, которые анализируют, а так же корректируют образовавшиеся у школьников экологические ценностные ориентиры, интересы и потребности. Применяя их навык исследований и природоохранительной работы, педагог в процессе беседы с помощью фактов, чисел, взглядов порождает эмоциональные реакции обучающихся, стараясь сформировать у них индивидуальный подход к решению проблемы. 
     На стадии создания экологической проблемы особенную значимость обретают методы, побуждающие учащихся к самостоятельной деятельности. Задачи и задания ориентированы на обнаружение противоречий при взаимодействии социума и природы, на создание проблемы и появление идей о способе ее решения, учитывая концепцию изучаемого предмета. Применение дискуссий способствует активизации учебной деятельности, развивая тем самым индивидуальный подход каждого из учащихся к проблемам, ознакомлению с действительными местными природными условиями, а так же поиску возможностей для их решения.
     На стадии абстрактного объяснения способов согласованного влияния общества и природы учитель использует рассказ, который дает возможность вообразить научные природоохранные принципы в обширных и многогранных взаимосвязях, учитывая факторы массового, регионального и частного уровней. Когнитивная деятельность активизирует моделирование природных ситуаций нравственного выбора, обобщающих умения принятия решений, сформировывают ценностные ориентиры, развивают потребности и круг интересов младших школьников. Активируется необходимость в проявлении эстетических чувств и переживаний, используя творческие средства такие, как стихи, рассказ, рисунки. Искусство  позволяет восполнить доминирующее количество логичных компонентов познания. Характерный для искусства синтетический аспект действительности, эмоциональность в особенности являются значимыми при формировании мотивов исследования и защиты природы.
     В реальных природных ситуациях орудием психологической подготовки учащихся являются ролевые игры. Они избираются учитывая своеобразные цели и задачи предмета. Осуществление задач природного характера нуждается в пересмотре методов и форм обучения. Большая часть учителей, трудящихся в начальных классах, используют в своей практике преимущественно формы, а так же методические приемы обучения, выдвинутые Л. С. Квасцовой и Н. А. Фроловой:
     1. стимулирование обучающихся к непрерывному получению знаний об окружающей действительности. Для получения данной цели на уроках используются сюжетно-ролевые игры, викторины, доклады учащихся, беседы на экологическую тематику;
     2. формирование креативного мышления, способности предугадать вероятные результаты природообразующей деятельности людей. В данном случае уместно использовать методы, обеспечивающие развитие умственных умений: синтез, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, лабораторная работа, наблюдение – классические методы;
     3. формирование научных умений, способностей принимать с точки зрения экологии подходящие решения и самостоятельно накапливать новые знания. Данная категория предусматривает проблемный подход к процессу обучения;
     4. привлечение обучающихся к практической деятельности по разрешению проблем природной среды регионального уровня (обнаружение редких и исчезающих видов, создание экологической тропы, охрана природы – возобновление леса, популяризация экологических знаний: баннеры, лекции, беседы).
     Формирование экологических понятий у школьников в начальных классах происходит при использовании экологически направленных заданий. Применяемые на уроках задания раскрывают не только взаимосвязи организмов со сферой обитания, но и нормативно-ценностные и деятельностно-практические установки человека в отношении социальной экологической среды. В последствии обучающиеся больше станут вести самостоятельный поиск, научаться прогнозировать результаты деятельности в природной среде, накопят практические умения, а так же примут участие в творческом деле.
     В настоящий период значительную известность обретает обучение, проводимое в игровой форме, представленные в виде сценок и театрализованных представлений. Виды экологического воспитания школьников делятся на: индивидуальные (подготовка докладов, рефератов о растительном и животном мире, рисование), групповые (посещение специальных кружков и секций, экскурсии, туристические поездки), массовые (деятельность по благоустройству помещений, создание фестивалей, праздников и конференций). 
     В экологическом воспитании учащихся начальной школы имеет значение хорошо составленный непрерывный процесс комплекса занятий по исследованию, сохранению и улучшению экологической среды, а не единичные мероприятия. Нетрадиционным формам организации деятельности на уроках можно придать экологический окрас. Примерами таких уроков могут быть тематические уроки и праздники (Праздник лесной долины, Карнавал полей, Береги природу). Сущность природоведческих праздников возможна различна, однако, основы их организации в основном являются общими. Тема того или иного праздника не является главной, важно то, чтобы он был ориентирован на всесторонне развитие личности школьника, формировал их активную позицию, а также гражданскую ответственность за состояние родной природы. Основная идея каждого учащегося должна гласить: «Защита природы –  призвание каждого».
     Значительной известностью у детей пользуются состязания и турниры. Игровые турниры являются комплексными, они несут в себе пласт классических викторин, различных состязаний, докладов. Конкурс докладов на тему «Удивительный мир природы» (участники состязания представляют рассказы о представителях флоры и фауны). Для состязания можно выбрать и такие темы, как «Дивный уголок моего края», «Красная книга природы».
     Успешным сочетанием учебной и игровой деятельности младших школьников считаются игры-экскурсии. Задача педагога тщательно подготовить экскурсию и наметить подробный проект подготовки. Примером плана может послужить следующий:
     1. Определить тему. Предпочтительно, чтобы тема несла в себе эмоционально-проблемную окраску, что позволит заинтересовать учащихся.
2. Выявить цель и задачи, наметить план экскурсии.
     3. Подобрать место проведения экскурсии, предварительно его посетить, продумать маршрут. Предвидеть территорию для подвижных игр, наблюдений, выбора природного материала.
     4. Конкретизировать сущность познавательного и воспитательного материала, подготовить игры, загадки, стихи, турниры.
5. Обдумать методические аспекты экскурсии.
     6. Организовать формы деятельности ребят, распределить обязанности между группами или отдельно.
     7. Подвести младших школьников к выводам экскурсионного занятия, оценить их дисциплинированность.
     Учителя советуют предлагать школьникам выучить для экскурсии стихотворение природного характера. Для решения данного аспекта предлагаются стихи Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина. Для экскурсии можно воспользоваться загадками С. Я. Маршака и Е. В. Серовой. Уместно перед экскурсией предложить ребят индивидуально или разбив их на подгруппы разного характера задания, предполагающие наблюдение за растениями и животными. Важным является умение уделить необходимое внимание увеличению познавательного интереса обучающихся во время экскурсии.
     Игровая деятельность учащихся является универсальной и включает в себя множество разноплановых видов деятельности. В особенности важным является то, что дети добровольно изъявляют желание участвовать в играх. Педагогически грамотно организованная игровая деятельность помогает увеличить круг интересов школьников, привлечь к природоохранной деятельности большее количество детей, а также способствовать формированию у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды.
     
 1.3 Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир»
     Размышляя над ролью окружающего мира в нашей жизни, можно сделать вывод, что главное наше богатство – не только лишь заключительный результат промышленной идеи, обустроенный быт, но и чистейшее воздушное пространство, прозрачная вода, богатый растительный и животный мир, а кроме того ценнейший результат – земля.
     Перед современным социальным миром стоит важная проблема экологического образования и воспитания. В настоящее время возможно отметить, что большая часть людей в мире не обладает достаточным количеством природоохранных знаний и способностей. Древнейшее общество в данном аспекте было более подготовлено своими действиями. Они правильнее взаимодействовали с природой. Истребляя свою среду обитания, общество тем самым вынуждает себя размышлять над несложными вопросами жизни (чем питаться, что одевать), и над сложными проблемами (как сберечь природу?). Для того чтобы дать правильный ответ на данные вопросы необходима экологическая грамотность всего населения. 
     Уничтожение экологической среды зашло настолько далеко и четко видно ее жителям, что беспокойство и боязнь делают его наиболее чувствительным к данным природоохранных вопросов.
     Важнейшей задачей нынешней школы считается повышения уровня экологической грамотности учащихся, снабжение их навыками бережного пользования экологическими благами, формирования гуманного отношения к природе, иными словами экологическое воспитание младших школьников.
     Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования личности, целью которого является создание системы умений и знаний, ценностных ориентаций и нравственных взаимоотношений. Данная система обеспечит  экологическую ответственность личности за состояние и усовершенствование социоприродной сферы.
     В процессе обучения экологическое образование требуется наполнить последовательностью и непрерывностью изучения экологических проблем и научных основ для их решения. Такую последовательность можно выразить в несколько этапов:
     1.	обнаружение ценностных качеств и свойств компонентов природной среды, состояние которых порождает тревогу;
     2.	выявление экологической трудности как представление настоящего противоречия при взаимодействии сообщества и природы;
     3.	продвижение научных, моральных, финансовых, научно-технических идей оптимизации общения социума и природы;
     4.	оценка реальных успехов при разрешении природоохранных вопросов на интернациональном, муниципальном, региональном уровнях;
     5.	практическая работа учащихся в оценивании состояния природы своей местности, решению городских экологических проблем, усвоение правил и норм ответственного отношения к биосфере.
     Значительную роль в системе экологического воспитания и обучения охватывает ступень начальной школы, где целенаправленно формируются истоки экологической культуры ребенка. Действительной перспективой в решении задач экологического воспитания в начальных классах является самостоятельный предмет «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова. Главная цель курса – увеличение представлений детей об объектах и явлениях природы и общественной жизни, обогащения их высоконравственного опыта, развития бережливого взаимоотношения с богатствами природной среды, способностей правильного поведения в экологической и социальной среде.
     Программа курса «Ознакомление с окружающим миром» несет в себе экологическое воспитание младших школьников. В курсе представлены доступные пониманию детей взаимосвязи в природе и окружающей среде. Концепция «все связано со всем», как бы соединяющая всевозможные элементы содержания, так же решает важные задачи экологического образования.
     В курс «Окружающий мир» входят такие темы: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных и человека», «Загрязнение воздуха и воды» и др. Анализируя данные темы на уроке, обучающиеся знакомятся не только с естественными явлениями, но так же и с другими составляющими природы, влиянием деятельности человека на развитие определенного компонента природы.
     Экологическое образование и воспитание обучающихся происходит в урочной и внеурочной деятельности. Классная форма обучения обладает большим количеством научной информации, а внеурочная работа является наиболее увлекательной для школьников, так как она происходит в свободной непринужденной форме. С целью заинтересованности обучающихся, стоит добиться оригинальности классных уроков, сделать их более разнообразными и увлекательными. Как правило, в своей педагогической практике учитель использует разнообразные методы и формы проведения уроков. Необходимо добиваться того, что бы на уроке ребята не просто являлись пассивными слушателями и запоминали определенную информацию, но и лично активно участвовали в проведении урока.
     Рассматривая понятие «воспитание» в широком смысле, можно сказать, что это процесс и одновременно результат развития личности под влиянием целенаправленного воспитания и обучения. Что касается обучения, то это процесс, при котором происходит взаимодействие учителя и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование личности. На уроке, как правило,  решаются три основные задачи: воспитательная, образовательная и развивающая. Таким образом урок имеет больше возможности для формирования у младших школьников новейшего гуманного отношения к природе. Формируемое экологическое сознание является некой «почвой» для воспитания экологической культуры ребенка. Экологически образованная личность имеет твердые убеждения природоохранного характера, что позволяет ей твердо заявлять о наличии норм и правил экологического поведения.
     Таким образом, из всего выше описанного возникает вопрос: какова сущность экологического воспитания в начальной школе и какие понятия являются доступными для понимания младшими школьниками? Исследования психологов и педагогов дают возможность понять, что уже у детей старшего дошкольного возраста могут быть развиты обобщенные представления об окружающем мире, о взаимосвязях между объектами и явлениями природы. Такие представления хорошо формируются у обучающихся первого класса в курсе ознакомления с окружающим миром.
     Развитие экологических понятий у школьников базируется на основании увеличения природоохранных взглядов, их точности, иллюстрирования существенным количеством красочных, общедоступных образцов.
     С первых уроков темы «Человек», «Природа» и «Общество» разбираются в их единстве. Все это дает возможность на этапе начального обучения формировать у ребят комплексные морально-экологические взгляды об окружающей среде и о месте в нем людей.
     На уроках «Окружающий мир» дети знакомятся с природными изменениями, протекающих из-за воздействия человека, удостоверяются в потребности защиты природы, привлекаются в возможную природоохранную работу. Далее происходит развитие знаний об объектах природы. Ребята приобретают определенные познания о флоре и фауне. В то же время на понятном уровне для учащихся выявляются образовавшиеся противоречия среди природы и общества, способы его решения. Младшие школьники выясняют наличие конкретных проблем экологического характера. Изучение курса «Окружающий мир» формирует у детей понятие экологии, экологические цепочки, экологические проблемы и катастрофы.
     Особый интерес уделяется выявлению различных природных связей. На доступном для ребят уровне раскрываются связи между объектами живой и неживой природы, между природой и человеком. Через такой вид познания учащиеся изучают окружающий нас мир. Исследование дает возможность обучающимся усвоить основы диалектико-реалистического миропонимания, содействует формированию логического мышления, воображения, памяти и речи.
     Непрерывный интерес педагога к выявлению природоохранных взаимосвязей существенно увеличивает внимание обучающихся к объекту. Если при рассматривании курса выявляются довольно непростые взаимосвязи, имеющиеся в природе, абстрактный уровень материала увеличивается, познавательные цели, установленные перед учащимся, усложняются, что содействует формированию заинтересованности.
     В курсе изучения природы можно выделить три этапа. Первый этап представляет собой изучение объектов природы и рассматривание их в отдельности, не анализируя их взаимосвязи. Данный этап является базовым и несет в себе предпосылки для изучения последующих этапов. Второй этап изучения предполагает рассмотрение взаимосвязей объектов природы. Например, предлагается изучить характеристики различных животных, построить цепи питания. На третьей стадии представлены уже не просто природные объекты, а именно процессы. Предыдущие этапы, в отличии от данного, изучали природные предметы, а третий этап показывает изменения, протекающие в них. Прежде всего, рассматриваются сезонные изменения, в основе которых заложено действие факторов природы. Далее изучаются изменения, порождаемые деятельностью человека. Такие процессы возникают благодаря факторам, передающимся по цепочке уже существующих взаимосвязей.  
     На третьем этапе изучения природы обучающиеся учатся анализировать и предугадывать явления природы на основе уже имеющихся у них экологических знаний. Изучение всех трех стадий необходимо для полноценного экологического воспитания. Большое значение имеет анализирование взаимосвязей между человеком и природой. При этом рассмотрение человека происходит как части природы, потому что он существует внутри природы и неразрывен с ней. 
     Взаимосвязь человека и природы проявляется, во-первых, в том многообразии мест, которые природа занимает в духовной и материальной жизни общества. Во-вторых, такая взаимосвязь проявляется в обратном воздействии человека на природу, которое несет в себе положительные качества, такие как охрана природы, или отрицательные – это загрязнение воды, воздуха, уничтожение растений и истребление животных. Тем самым воздействие людей на экологию может быть прямым, например, сбор растений на букеты, истребление животных во время охоты, а также косвенным, когда происходит нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение такого положения живой или неживой природы, кото.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44