- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Научно-методические основы организации виртуальной образовательной среды
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002291 |
Тема: | Научно-методические основы организации виртуальной образовательной среды |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА имени Ш. ЕСЕНОВА УДК Марат?ызы Айгерім Научно-методические основы организации виртуальной образовательной среды 6M070300-Информационные системы Диссертация на соискание академической степени магистра технических наук Научный руководитель (консультант) ____ к.п.н., доцент Бегаришева Г.Г._ Допущена к защите: Зав. кафедрой «Информационные системы и энергетика» ______ к.п.н., доцент________ _________ _Бегаришева Г.Г.__ «_____»_________________ 20__ г. Актау, 2016 Работа выполнена в РГКП «Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова» Научный руководитель __ к.п.н., доцент Бегаришева Г.Г.______________ (Ф.И.О., ученая степень, должность и место работы) Рецензент _Казиев А.К. магистр технических наук, НИШ ХБН г.Актау___ (Ф.И.О., ученая степень, должность и место работы) Защита состоится _________________________________ в ________часов на заседании государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации в «Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова» по адресу _____________________________ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7 1.1 Виртуальная образовательная среда и ее функции 7 1.2 Преимущества виртуальной образовательной среды 8 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20 2.1 Образовательная платформа Edmodo 23 2.2 Образовательная среда Moodle 25 2.4 Анкета «ИКТ-компетентность педагога» 27 3 ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ 34 3.1 Процесс установки Moodle 34 3.2 Установка Moodle на хостинг 36 3.3 Возможности Open Source СДО Moodle 41 3.4 Проектирование элементов курса Open Source СДО Moodle 49 3.4.1 Проектирование главной страницы 51 4 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 58 ВЫВОД 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы Концепция устойчивого развития показывает, что существует возможность не только адекватно объяснять окружающий нас социально-природный мир, но и целенаправленно его изменять, проектировать его развитие, не нарушая фундаментальных законов природы, а, наоборот, активно их используя. Каждый будущий специалист должен знать, понимать и уметь использовать открываемые наукой возможности для перехода к устойчивому развитию общества в неразрывной связи с окружающей Человека средой. Образование есть тот ключевой фактор, без которого этот переход невозможен. Забота живущих поколений о поколениях будущих состоит в том, чтобы помочь образованию людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во благо людей. Высшее образование преследует цель предоставить студенту возможность стать квалифицированным специалистом, привить ему ощущение ответственности за судьбу страны. Именно этой цели служит система виртуального образования, позволяющая удаленно но в то же время полно изучить научных основ проектирования устойчивого развития в системе природа—общество—человек. Один из наиболее передовых подходов к использованию новых технологий в области виртуального образования — Интернет. Это весьма амбициозная попытка связать студентов из различных частей мира с преподавателями, находящимися где-то в другом месте. Она может осуществляться в форме как асинхронного, так и синхронного (реального времени) режимов. Интернет, более чем любая другая технология, открывает новые возможности для виртуального образования. С его помощью классные комнаты могут быть соединены с исследовательскими центрами, а учащиеся — с действующими учёными. Помимо этого интернет - это отличная площадка для рекламы и продвижения курсов обучения и самой системы виртуального образования. Цель Целью исследования является реализация технологий виртуального образования. Задачи Исследование теоретико-методологических основ проектного управления устойчивым инновационным развитием и теоретико-методологических основ организациивиртуальной образовательной среды. Объектом исследования является образование в области устойчивого инновационного развития. Предметом исследования является организация виртуальной образовательной среды в области устойчивого инновационного развития. Практическая значимость исследований Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть полезны и использованы, во-первых, при написании трудов, посвященных вопросам создания виртуальной образовательной среды; во-вторых, преподавателями, магистрантам, студентами для повышения качества образования; в-третьих, для подготовки и повышения квалификации кадров. Классические формы получения образование в той или иной степени сейчас переживают кризис: неспособность обеспечить всех желающих возможностью получения необходимого образования (территориальность); отставание получаемых знаний от уровня развития знаний и технологий (консерватизм); низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность); специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность); не весь перечень специальностей может быть предоставлен на конкретной территории региональными вузами (ограниченность). И как один из путей выхода из подобного кризиса явилось открытое образование, всемерное и максимальное использование новых информационных и педагогических технологий в обучении. Реальными шагами в решении этих проблем можно назвать: создание единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам средствами виртуальной образовательной среды. Виртуальная образовательная среда — информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников. Методика обучения является важнейшей составляющей подготовки учителя, непосредственно обеспечивающей успешность и эффективность его профессиональной деятельности. В последние годы активнейшими темпами идет становление и развитие виртуальной модели образования с использованием виртуальной образовательной среды. Как отмечает В.П. Тихомиров, такая среда гармонично интегрирует в себе систему дистанционного образования и очную форму обучения. Различие двух этих форм образования в такой среде происходит на сетевом уровне и практически незаметно (с точностью до временных отклонений) для обучаемого. Все обучаемые осуществляют образование по единым учебным программам. Дистанционные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных обучающихся, преподавателей, специалистов, а также информационных массивов и, что особенно специфично, виртуальных образовательных объектов. В ходе исследования по теме магистерской диссертации были исследованы несколько программ, которые используются для организации виртуальной образовательной среды. Такие, как Moodle, Edmodo и д.р.Была проведена анкета для определения ИКТ-компетентности педагогов. Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений. Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности. Актуальность исследования связана также с тем, что повышение профессиональной квалификации преподавателей должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Виртуальная образовательная среда и ее функции Виртуальное образовательное пространство - пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальныеспособности. Виртуальная образовательнаясреда: - включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательногопроцесса; - создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательногопроцесса; - отличающаяся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно –«глаза-в-глаза». Виртуальная образовательная среда,параметры: - наличие обратной связи (уровеньинтерактивности); - многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера; - языковое многообразие (средствавыражения); - персональнаянаправленность. Виртуальная образовательная среда (с технологической точки зрения), ? информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникациюучастников. Виртуальная образовательная среда (в организационно- коммуникативном аспекте) - сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебногопроцесса. Виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, котораяобъединяет: 1) инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуальногообучения; 2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы ит.п.; 3) современные программные средства: программные оболочки, средства электроннойкоммуникации. Виртуальная образовательная среда, еефункции: - информационно-обучающая (представлена в самых разных формах учебнаяинформация); - коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебногопроцесса); - контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков иадминистрированию). Виртуальная образовательная среда, роль преподавателякак: - организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет-консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения идр.); - автора и разработчика электронного учебногокурса; - консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения и послекурсовойподготовки; - виртуального психолога, который создает комфортные условия для обучения; - проектировщика (проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формыобучения); - коллеги и сотрудника (ярко выражена при ориентированном на профессионалов-учителей обучении инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательнойсреды); - обучающегося в ходе педагогического процесса, поскольку самообучение и взаимообучение преподавателя и обучающегося является атрибутивной особенностью инновационного обучения в рамках открытой модели непрерывногообразования[1]. 1.2 Преимущества виртуальной образовательной среды Виртуальная образовательная среда, ее преимущества. Гибкость. Обучаемый имеетвозможность: - заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий. Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до университета не является препятствием для эффективного образовательногопроцесса; - заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой - поздноночью; - заниматься в своем собственном темпе иритме; - корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную дидактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранённым материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже время использовать виртуальные встречи собучающим; - сконцентрироваться на определённых разделах, уделять каждому разделу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получает возможность сэкономить время, занимаясь быстрее; - взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной образовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании. Модульность. Обучаемый имеетвозможность: - из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опыта, уровня квалификации, квалификационных потребностейучителей. Экономическаяэффективность. - снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и техническихсредств. Новая роль преподавателя. Новыефункции: - подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательнойсреды; - проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться ит.д.; - обучение в среде будущей профессиональной деятельности- обучение в средеобучения; - отслеживание эффективности усвоения обучающимися материаловкурса; - проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной работеобучающихся; - участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах web-квестах; - подведение итогов дискуссий, ответы на возникающиевопросы; - общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype ит.д.; - анализ результатов выполнениязаданий; - профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения идр. Практическое использование инновационного потенциала виртуальной образовательнойсреды: - для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; обратной связи между преподавателем и обучаемым; обмена управленческой информацией внутри системы обучения; выхода в международные информационные сети, для общения, осуществления профессиональной педагогической поддержки, контроля усвоения информации; - виртуальная образовательная среда становится, прежде всего, средой работы и инновационной педагогической деятельности: «Leaming by doing!» - «Обучение на собственном опыте!» (принцип Дьюи, ХIХ в.); построение собственного опыта в ходе реальной практическойдеятельности; - помещение учителя в ситуацию достижения, поскольку ему предоставляется возможность применить умение, изученное ноу-хау, и оперативно оценить результаты собственной деятельности и ощутить преимущества подготовки с использованием современных средств итехнологий. Интерактивность - адаптация к новой форме обучения и понимание процессов использования инновационного потенциала виртуальной образовательной среды в профессии в процессе постоянного общения обучающихся с преподавателями, тьюторами, администраторами; - опора на обмен информацией, который осуществляется между обучающимся и системой вцелом; - реализация системы мультинаправленноговзаимодействия. Продуктивность иэффективность Определяется самостоятельным и сознательным выбором учителем учебного курса, руководствуясь собственной оценкой своей профессиональной компетентности, а также ориентируясь на реальную потребность в конкретных профессиональных знаниях, умениях и навыках, которые будет применять в педагогической практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастаетпосравнениюсдругимиформамиобучения. Индивидуализация Поскольку для учителей с образованием или без, обладающих большим или незначительным опытом педагогической деятельности, имеющих или нет навыков работы в виртуальной образовательной среде, разработаны разные модели обучения, то все обучение оказывается сориентировано на учет уровня базовой подготовки и потребностей обучающихся. Такой подход также позволяет обучающимся совмещать обучение с основной профессиональной деятельностью. Мотивированность Так как при педагогическом взаимодействии в виртуальной образовательной среде обучающийся может быть физически изолирован от учебного заведения и находится вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы слушатель был исключительно мотивирован, обладал самодисциплиной, трудолюбием, умением и желанием работать самостоятельно. Поскольку обучающиеся - учителя, ощущающие потребность в повышении профессиональной компетенции, их собственной мотивации и желания освоить инновационный потенциал виртуальной образовательной среды достаточно для обеспечения эффективностиобучения. Поскольку виртуальная образовательная среда насыщена информацией, она представляет своегородапедагогический потенциал, посредством использования которого тьютор создает и поддерживает надежду, сначала пытаясь предполагать, устремлениятого, кто изучает, затем «подбрасывая» ему информацию, за счет которой его мотивация находит пищу, усиливается истимулируется. Активностьобучаемого Условия обучения в виртуальной образовательной среде благоприятствуют активному и динамичному, умственному и эмоциональному участию обучаемого в педагогическом процессе, задействуя насколько возможно все чувства, провоцируя реакции, опрашивая, спрашивая, предлагая выбор, заставляя анализировать, обобщать, отмечать, наблюдать и т.д., генерируя активное участие в обучении посредством осуществления разнообразной и хорошо отобраннойдеятельностью. Виртуальная образовательная среда, процессуальные аспектыобучения. - технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании возможностей Интернета: посредством Web-ресурса vosmgou (учебной оболочки) слушатели обеспечиваются учебно- методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с администратором, тьютором и педагогом в виртуальной образовательнойсреде; - обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса vosmgou (учебнойоболочки); - основными участниками образовательного процесса являются преподаватель в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевойадминистратор. Виртуальная учебная среда (согласно А.Ю. Уварову) - является «открытой учебной архитектурой» с подвижными целями, содержанием, методами и организационными формами, состоящей из коммуникационного, информационного и физическогопространства. Видеоконференции – формасетевогопедагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участникамипедагогического процесса посредством сетевых аудиовидеотехнологий. Видеоконференции позволяют приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия преподавателя иучителя. Видеоконференция, особенности организации видеообщения: - режим «точка-точка» (когда транслируемая видеосвязь возможна только с одним участником) – реализуется программами Messenger и Skype (интегрированный вариант: видео – с помощью программы Messenger, аудио – с помощью программы Skype) или VideoPort и VzoChat; - режим «точка-многоточие» (когда транслируемая видеосвязь возможна с несколькими участниками) – реализуется программами VideoPort или VzoChat. Технологии систем VideoPort и VzoChat; обеспечивают качество видеосвязи на низкоскоростных и нестабильных линиях, включаяИнтернет. Видеоконференция,преимущества: - универсальность — не требуют специализированного оборудования; - доступность — реальная стоимость организуемой связи (регистрация в системе бесплатна, клиентское приложение бесплатно, входящие звонки бесплатны); - качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек); - удобный интерфейс, не требующий специальных знаний; - многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты; - мобильность — слушатели могут устанавливать связь друг с другом из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет. Видеоконференция, типыконференций: - стандартная – конференция с участием двух пользователей –«точка-точка»; - групповая – конференция с участием нескольких пользователей одновременно – «точка -многоточие»; - вещание – сеанс вещания от одного пользователя ко многим«точка- многоточие». Диалог в виртуальной образовательной среде,правила: - передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной, не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации; - не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы; - необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющиевопросы; - в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанноеизложение; - в письменной речи всё должно быть понятно исключительно из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться на домысливание инедосказанность; - письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности. В условиях устного общения собеседник помогает регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна длячитателя. Дистанционное обучение – этосамостоятельная формаобучения, при которой взаимодействие обучающего и обучающихся, обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичнымисредствами интернет- технологий или других интерактивныхтехнологий». Дистанционное образование, этапы эволюциипонятия. ПЕРВЫЙ ЭТАП – корреспондентное образование: период с 1840 года, даты появления первого регулярного курса корреспондентного обучения стенографии Айзека Питмана (Baath, 1985, Holmberg, 1995) до апреля-мая 1929 года. Основано на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала - с помощью обычной регулярной почты, потом - электронной). Особенности в дидактике корреспондентных школ: гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося в определении его темпоральных характеристик и содержания; - связанное с этим, а вернее, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента, прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата; модульная, или тяготеющая к модульной организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности («сложения и вычитания») и, с другой стороны, облегчающая почтовуюдоставку. Корреспондентное образование сегодня - распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании кейс- технологий: наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционнымили дистанционнымспособом. ВТОРОЙ ЭТАП – модель заочного образования. Особенности: развитие дистанционного образования в особую самостоятельную форму образования; бурный рост нетрадиционных университетов; в основе обучения - печатные материалы и переписка. ТРЕТИЙ ЭТАП - британская модель (открытое образование), с 1971 год - учреждение и первый набор студентов Открытым университетом в Великобритании; разработан проект создания Открытого университета, издана Королевская Хартия о создании Британского Открытого университета (БОУ) как независимого и автономного университета, имеющего право присвоения ученых степеней. Особенности:реализуется дидактическая (технологическая) модель дистанционного образования. Традиционные аудиторные занятия (лекции и семинары), согласно этой модели, не воспроизводятся с помощью средств телекоммуникации или аудио- и видеозаписи, а заменяются другими формами: самостоятельной работой студентов, для организации и обеспечения которой готовятся специальные комплекты учебно- методических материалов; интенсивными практическими групповыми занятиями - так называемыми тьюториалами, очень мало напоминающими обычный семинар и радикально отличающимися отлекции. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - модель телеобразования (американская модель). В 90-е гг. исследования посвящены телеконференциям как абсолютно новому явлению в образовании. Телеконференцсвязь характеризуется как средство обучения нового поколения, основанное на формировании знаний и суждений в процессе групповых занятий или как новая технология в образовании, качественно отличающаяся и от обучения в классе, и от Инновационная деятельность - процесс внедрения инновационных продуктов – технологий, программ, средств, приводящий к нововведениям или усовершенствованию образовательного процесса, его обеспечению и результатов как социальнойуслуги. Инновационная деятельность, направление - организация обучения средствами виртуальной образовательной среды, которые позволяют перейти от принципа обучения на всю жизнь к принципу обучения на протяжении всейжизни. Инновационная система обучения, еепринципы: - самоообучения, для чего предоставлять посредством технологий информации и коммуникации возможность обучаемому обретать информацию, затем – знание, в его собственномритме; - моделирования, которое дает возможность обучаемому восстановить через экранное изображение модели изучаемой реальности, позволив ему понять динамичные отношения, которые существуют между элементами сложнойсистемы; - подготовки нового учителя, имеющего новое профессиональное мышление и владеющего информационными технологиями в совершенстве. Преподаватель/учитель – носитель содержания, обучающий, имеющий системный взгляд на процесс, содержание, и обучаемый, являющийся не объектом, а субъектомпроцесса. Преподаватель в виртуальной образовательной среде –преподаватель: - владеющий традиционными и инновационными технологиями в различных образовательныхсредах; - способный обеспечить педагогический процесс в виртуальной образовательной среде, адаптировать традиционные технологии к использованию в новой образовательнойсреде; - реализующий педагогическую деятельность, используя преимущества открытой модели асинхронного индивидуальногообучения; - реагирующий оперативно на нововведения в образовании и использующий их в оптимальном режиме для обучающихся ит.д. Преподаватель в виртуальной образовательной среде, приобретаемые компетенции:Умения: - проводить дистанционное обучение в виртуальной образовательнойсреде; - конструировать учебный курс в виртуальнойоболочке; - вести преподавательскую деятельность через интернет, используя современные возможности сетевогообщения; - создавать электронный учебный курс попредмету; - использовать сетевые возможности для продолжения непрерывного профессионального образования, самообразования, повышения профессиональной квалификации, обмена методическим опытом, получения информации о педагогических инновациях и т.д. Преподаватель в виртуальной образовательной среде, егороль: - в новой форме коммуникации - асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия проводится по-иному (важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний) и служит дополнительным средством для развития способности к рефлексии в общении, повышает уровень логического и абстрактного мышления обучающихся; - при использовании современных технологий (например, проектной методики) – как одного из теоретических фундаментов, важных для установки виртуальных объединений дляобучения; - при применении современных принципов обучения (индивидуализации – как приоритетного направления в обучении сегодня, практикоориентированности – как продуктивного сочетания системы непрерывного образования и профессионального развития с практическими навыками обучающихся, которые позволят каждому члену виртуального сообщества выстроить собственную траекторию для инновационнойработы); - в создании педагогической интернет-среды, учитывая технологические, административные и финансовыевозможности; - в структурировании виртуальной образовательной среды, которая должна, оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся, а это требует разработки новой концепции и методикиобучения; - в связи между виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ для направления и педагогического поддержки профессиональной деятельности этих новых виртуальных пространств. - Преподаватель в виртуальнойобразовательной среде (педагог- виртуал), отличия отдеятельности преподавателя в традиционнойсреде: - опосредованное общение приобучении; - использованием средств виртуальной образовательной среды для поиска и доставки учебных материалов, реализации обратной связи со обучающимися; - оказание поддержки, коррекции и направлением деятельности работы обучающегося; - стремление к сотрудничеству с учетом мотивации обучающихся. Преподаватель в виртуальной образовательной среде, специфические квалификационныехарактеристики: - профессиональная компетентность (компетентность в области преподаваемого курса, свободное владение учебно-методическим материалом, привлечение различных источников дополнительной информации, использование новейших разработок в процессе обучения по предмету и т.п.). Знание своего предмета является необходимым условием преподавания и основным компонентом образовательногостандарта; - стремление к постоянному непрерывному повышениюквалификации, саморазвитию и самосовершенствованию. Это очевидное требование сегодня особенно актуально, так как быстрый темп развитияинформационного общества диктует изменения в технологиях и содержании обучения. Не идя в ногу со временем, преподаватель не только отстает от своих учеников, но и в целом тормозит образовательныйпроцесс; - владение традиционными методами педагогической деятельности (диагностика, проектирование процесса обучения, целеполагание и планирование, мотивация на учебную деятельность; организация и управление взаимодействием в виртуальной образовательной среде; рефлексия, контроль ианализ); - умение организовывать контроль (разработка тестов; проведение групповых и индивидуальных форм контроля, итоговых занятий с учетом опытаобучающихся); - свободное владение технологиями информации и коммуникации (базовая компьютерная грамотность, умение работать Интернет-ресурсами, использовать свободные программные продукты для интерактивного взаимодействия обучающихся ит.п.); - профессиональное использование дистанционных технологий для организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде. От уровня мастерства педагога-виртуала напрямую зависит успешность дистанционного обученияслушателей; - владение методикой разработки интерактивных учебных курсов и обучающихпрограмм; - интериоризация педагогом-виртуалом специфических особенностей обучения в виртуальной образовательной среде. Умение правильно подбирать принципы дистанционного обучения и руководствоваться ими в процессеобучения; - демонстрация умения видеть технологические, организационные, социально-экономические, педагогические, информационные и коммуникативные возможности получения максимального педагогическогорезультата. Профессиональная педагогическая поддержка, основные функции: проведениесеминаров, лекций, экспертиз, разработкуи актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всехкатегорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя идр. Семинары асинхронные длятся не несколько часов, а, как правило, одни - двое суток, любые высказывания участников являются письменными и хранятся в течение всего времени существования курса. Таким образом, обучающиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Каждый учитель «присутствует» на семинаре в удобное для него ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: