VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Научная деятельность как объект государственно-правового регулирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000131
Тема: Научная деятельность как объект государственно-правового регулирования
Содержание
1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ (ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ).

     Понятие научная (научно- исследовательская) деятельность» с юридической точки зрения  является одной  из важных основ для сферы науки и законодательства о науке.
     По мнению известного юриста-науковеда В.А. Рассудовского: «Научная деятельность - это целенаправленный результативный научный поиск, это теоретические и экспериментальные исследования в фундаментальных или прикладных областях знания».
     В Федеральном законе от 23 августа 1996 г №127-ФЗ научная (научно-исследовательская) деятельность  (далее - научная деятельность) определяется как  деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные исследования- экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
     прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
     поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
     Как объект управления, т.е.  регулирования, научная деятельность отличается от других объектов управления, следующими особенностями: невещественность научной продукции, ее нерасходуемость, неприсвояемость, уникальность научного труда1. Со свойством невещественности связано то обстоятельство, что для расширения сферы использования конкретного знания обычно не нужно новых дополнительных затрат трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, знания могут выступать как бесплатный продукт. В частности, авторское право, отражая свойство невещественности, устанавливает тот или иной предельный срок действия патентов и изобретений, после чего они становятся общественным достоянием. Неприсвояемость - одна из важнейших причин ограниченного применения в сфере науки стоимостных отношений. Уникальность научно-исследовательских работ создает большие трудности для прогнозирования затрат и сроков их проведения, для разработки каких-либо нормативов. Научная деятельность связана со значительной неопределенностью сроков завершения работ, многостадийностью2.
     Творческий характер научного труда обусловлен интеллектуальными процессами, происходящими в человеческом сознании. Поэтому при получении научных результатов особое значение имеют способности, подготовка, активность самого научного работника, то есть личностный фактор.
     В России научная деятельность осуществляется в основном в научных организациях и вузах. В нормативных правовых актах советского периода под термином «научные организации» понимались все виды организаций, ведущие исследования и (или) разработки, включая организации, занимающиеся почти исключительно разработками (конструкторские бюро, проектно-конструкторские организации и т. д.). Их правовой статус регламентировался такими нормативными правовыми актами, как Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24 сентября 1968 г. № 760 «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники»3 и Общее положение о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях4.
     В настоящее время научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную деятельность и (или) научно- техническую деятельность, подготовку научных кадров и действующие в соответствии с учредительными документами (ст. 5 ФЗ «О науке...»). Научные организации подразделяются на научно-исследовательскиеорганизации, научные организации образовательных учреждений высшегопрофессионального образования, опытно-конструкторские, проектно- конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную деятельность и (или) научно-техническую деятельность. Однако вызывает сомнение такой широкий подход к данному определению. Очевидно, что для проектно-конструкторских, опытно- конструкторских, проектно-технологических организаций основным видом деятельности является проектирование. Проектирование, конструирование, безусловно, являются творческими видами деятельности. Однако им вряд ли присущи вышеназванные особенности, характерные для научныхорганизаций, осуществляющих научную деятельность.
     В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1991 г. № 228 «Об организации Российской академии наук»5 Российская академия наук (РАН) названа высшим научным учреждением России. В ее состав входят институты, лаборатории, предприятия и организации, ведущие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Она представляет собой некоммерческую самоуправляемую организацию, действующую на основании законодательства РФ и собственного устава. Статус РАН и статус отраслевых академий наук закреплен в ст. 6 ФЗ «О науке...».
     Новой формой организации науки, появившейся в постсоветский период, стали государственные научные центры РФ (ГНЦ). Их образование было предусмотрено Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации»6, а также ФЗ «О науке...» (ст. 5). ГНЦ создавались на базе академических и ведомственных научно-исследовательских, научно-производственных организаций, обладавших значительным научным потенциалом, уникальной приборной базой и получивших международное признание. Их спектр постоянно увеличивается: организованы федеральные государственные научные центры7, инновационные центры8.
     В России наука традиционно делилась на сектора: академическая, отраслевая (заводская), а также вузовская наука. Каждый из этих секторов имеет свою специфику, организационные особенности, отличается по субъектам и объектам деятельности, что учитывалось и учитывается сейчас при осуществлении правового регулирования их деятельности. Внутри каждого сектора выделяются фундаментальные и прикладные научные исследования. Их правовое регулирование имеет различия. Отраслевая наука занималась в основном исследованиями прикладного характера. Научная деятельность в вузах охватывает и область фундаментальных, и область прикладных исследований. Ее направленность, как правило, зависит от заказчика работы, возможностей кадрового потенциала и приборной базы вуза. Для вузовской науки характерны контакты с академическими и отраслевыми институтами, промышленными предприятиями. Особенностью организации научных исследований в вузах является их взаимосвязь с учебным процессом, однако четкое нормативное правовое регулирование в этой области отсутствует, в том числе в ФЗ «О науке...». Академическая наука сосредоточена в академиях наук, имеющих государственный статус. Это Российская академия наук и отраслевые академии наук: Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. В академических научных организациях выполняется основной объем фундаментальных исследований. Здесь сосредоточены высококвалифицированные научные кадры и высокотехнологичная приборная база.
     К числу субъектов научной деятельности, кроме юридических лиц (при условии, если научная деятельность предусмотрена их учредительными документами), ФЗ «О науке...» относит граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах прав, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п.1 ст. 3). Главным носителем научных знаний и субъектом, осуществляющим творческий процесс, выступает научный работник. Поэтому в диссертационной работе ему уделено основное внимание.
     Первым нормативным актом Советской России, содержащим официальное определение «научный работник», было Положение о высших учебных заведениях (1922г.)9. Лица, занятые какого бы тони было рода научной работой в вузах, были названы научными работниками. Ими считались профессора, преподаватели, научные сотрудники. В обязанности научных сотрудников входило оказание помощи профессорам и преподавателям, подготовка к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности. В другом документе - Положении о научных работниках вузов (1924 г.)10 - научными работниками признавались все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, ученой степенью или ученым званием. В их число включали и ректора11. В последующих нормативных правовых актах работники, ведущие научно-административную работу12 изанимающие научно-организационные должности , относились также к научным работникам.
     Перечень лиц, которых государство относило к числу научных работников, был приведен в Инструкции о порядке учета научных учреждений и научных работников (1985 г.)13. В него вошли: 1) академики; 2) действительные члены и члены-корреспонденты Академии наук СССР и других академий наук; 3) лица, имеющие ученую степень или ученое звание независимо от их места и характера работы; 4) лица, ведущие научно- исследовательскую работу в научных учреждениях и научную, научно- педагогическую работу в вузах (независимо от наличия у них ученой степени или ученого звания). Главным критерием учета было выполнение работниками специфической трудовой (научной) функции, причем научными сотрудниками считались и работники вспомогательных служб.
     В юридической литературе определение понятия «научный работник»трактовалось более радикально. В 1928 г. в публикации И.Н. Ананова впервые к научным работникам были отнесены все лица, ведущие самостоятельно научно-исследовательскую или научно-педагогическую работу и зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых. Позднее, в 1958 г., известный юрист-науковед Г.И.Федькин14 уточнил это понятие, признав за научными работниками лиц, обладающих необходимой квалификацией для ведения научно-исследовательской работы и выполняющих эту работу в научно-исследовательских учреждениях, в высших учебных заведениях, а также конструкторских бюро, лабораториях министерств и ведомств. По его мнению, научными работниками также следовало бы признавать работников промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий и учреждений, имеющих необходимую для работы квалификацию и сочетающих практическую работу с научно- исследовательской деятельностью. Таким образом, при определении круга лиц, относящихся к научным работникам, учитывались особый характер не только подготовки и деятельности самого работника, но и специфика организации науки. Однако на практике, пользуясь указанным выше определением, сложно было их выделить из числа других категорий работников.
     В последующие годы были предложены иные подходы. В основу определения одни авторы закладывали только признак квалификации, другие - признак занятости в сфере науки, третьи - использовали несколько признаков одновременно15.
Так, Б.Д. Лебин с соавторами отнес к числу научных работников:
1) лиц как имеющих, так и не имеющих ученое звание и/или степень и ведущих научно-исследовательскую работу в научных учреждениях;
2) научно-педагогических работников высших учебных заведений;
3) специалистов, не имеющих ученой степени, ученого звания, но систематически выполняющих научную работу на предприятиях, в проектных организациях по утвержденному в установленном порядке тематическому плану научных работ; 
4) лиц, занимающих административные должности в научных организациях. При этом под научными организациями подразумевались организации,накоторые распространялось действие Общего положения о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях16. Г.А. Журкиным было предложено относить к научным работникам также аспирантов, стажеров-исследователей и соискателей .
     Существует также международная практика принятия документов,которые не имеют обязательной юридической силы, но представляютбольшое значение в создании правовых «ориентиров» для национальногозаконодательства любой страны. Таким документом является Декларацияправ научного работника, принятая Всемирной федерацией научных работников в1968 г. . Вэтом документе научным работником считается тот, кто имеет необходимую квалификацию (то есть высшее либо специальное образование, наличие ученого звания или степени), занимается на профессиональной основе естественными, техническими или общественными науками, фундаментальными или прикладными исследованиями либо ведет педагогическую работу и подготовку научных кадров. Другой документ - Рекомендация о статусе научных работников17 - определяет научных работников как лиц, занимающихся исследованиями и разработками в конкретной области науки или техники.
     В законодательстве Российской Федерации официально принятое определение содержится в ФЗ «О науке...» (п.1 ст. 4), согласно которому «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью». Впервые в законе не только нормативно закреплено данное понятие, а также понятие «специалист», но и введено понятие «работник сферы научного обслуживания», хотя дальнейшая его проработка отсутствует. Вместе с тем установлены основы правового положения (статуса) не любых субъектов научной деятельности (физических лиц), а лишь тех из них, которые работают в научной организации на основании трудового договора, что следует из названия самой статьи.
     Однако, с нашей точки зрения, указанное выше определение нуждается в доработке. Оно было бы более четким, если бы формулировалось так: «научным работником является работник, обладающий ...» либо «научным работником научной организации является гражданин, обладающий...».
     Кроме того, остался не разработанным вопрос, можно ли относить к научным работникам, например, педагогических работников вузов, занимающихся наряду с педагогической деятельностью также научной деятельностью и подготовкой научных кадров.
     Определенную сложность вносит различное понимание понятия«научный работник», под которым часто подразумевают работника вопределенной должности. Действительно, ранее имелась должность«научный работник». В настоящее время есть должность «научный сотрудник». В некоторых законах и иных нормативных правовых актах употребляется термин «научно-педагогические работники», когда имеются в виду педагогические работники (профессорско-преподавательский состав вуза) , а в других - он относится как к педагогическим работникам (профессорско-преподавательскому составу вуза), так и к научным сотрудникам вузов18.
     Очевидно, для разработки правового статуса субъектов научной деятельности необходимо иметь унифицированное определение юридического понятия «научный работник». Однако вопрос о том, чем следует руководствоваться, пока остается дискуссионным, поэтому требует специального углубленного исследования.
     На наш взгляд, обсуждаемое понятие следует уточнить таким образом, чтобы можно было его применять ко всем работникам, осуществляющим научную деятельность. Предлагается такое определение: «Научный работник - это работник, имеющий необходимую квалификацию и повышающий свой профессиональный (квалификационный) уровень, в том числе через аспирантуру, докторантуру, соискательство, и профессионально занимающийся научной деятельностью, включая научное руководство (подготовку научных кадров)».
     Мы различаем следующие категории научных работников: а) научные работники научных организаций и вузов, занимающие должности научных сотрудников и осуществляющие научную деятельность, а в ряде случаев научное руководство; б) педагогические работники вузов, занимающие преподавательские должности и ведущие научную деятельность, научное руководство; в) руководящие работники научных организаций и вузов, занимающие должности руководителей и выполняющие не только административные обязанности, но и участвующие в научных исследованиях, научном руководстве. Достаточно полный перечень должностей научных работников приведен в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)19.
     К научным работникам можно, очевидно, отнести аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней, если рассматривать их как лиц, повышающих свою научную квалификацию путем осуществления (совершенствования) научной деятельности. Результатами их труда (научной деятельности) являются новые научные знания, научная продукция. К тому же время пребывания в аспирантуре и докторантуре засчитывается в стажнаучной (научно-педагогической) работы.
     Предложенное определение понятия «научный работник», по нашему мнению, более точно выделяет и полнее учитывает субъекты научной деятельности - физические лица (то есть работников). Все они имеют те или иные права и обязанности, предоставленные им в связи с научной деятельностью и определяющие особенности их правового статуса. Кроме того, к ним могут предъявляться конкретные требования к профессиональному уровню и квалификации, необходимые для занятия научной деятельностью.
     Под квалификацией понимается наличие у гражданина высшего либо специального образования, а также присужденной ему ученой степени или присвоенного ученого звания, подтвержденные соответствующими дипломами, иными документами. Формами повышения профессионального уровня могут быть обучение в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, прохождение стажировок, подготовка и защита диссертаций, участие в работе семинаров. Научным руководством считается руководство научными исследованиями студентов, аспирантов, соискателей научных степеней в рамках подготовки научных кадров, а также научное консультирование, научное руководство научным коллективом.
     Уточняя определение юридического понятия «научный работник», автор исходил из того, что для педагогических работников вузов предусмотрено обязательное выполнение научной работы, которая учитывается в их учебной (общей) нагрузке, что сложилось исторически. В соответствии с новыми нормативными правовыми актами в учебную нагрузку (нормы рабочего времени) также включается научная работа20.
     В Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 приведен перечень видов трудовой деятельности и выделено несколько групп специалистов, в трудовые обязанности которых входит выполнение научных исследований. В основу классификации занятий положены квалификация и профессиональная специализация работников. Анализируя данный документ, следует признать, что к научным работникам могут быть отнесены лишь те работники, труд которых является преимущественно научным, то есть содержащим элементы творчества и новизны.
     В диссертационной работе научным работникам уделено основное внимание как субъектам научной деятельности, требующим особой правовой защиты в связи со спецификой их труда, результаты которого в известной мере определяют развитие российской науки.
     В диссертации используется также термин «ученый», применяемый в научной среде, однако не имеющий законодательного определения. На законодательном уровне оно употреблялось в царской России. Лица, получавшие ученые степени доктора, магистра, кандидата и действительногостудента, относились к ученым . В диссертационной работе при употреблении термина «ученый» подразумевается научный работник.
     Для целей диссертационного исследования следует также определить, что понимается под управлением научной деятельностью. В юридической литературе встречаются два понятия: «управление наукой» и «управление научной деятельностью». Это связано с тем, что авторы понимают под термином «наука»21. Первое понятие является более широким. В частности, В.А. Рассудовский включил в него такие элементы, как организация структуры науки, управление кадрами, управление научной деятельностью научных организаций и непосредственно научным трудом22. Управление научной деятельностью рассматривается как управление научными исследованиями и разработками, а также внедрением результатов научной деятельности в производство23.
     В то же время нет четкости в применении понятия «управление» 24. Иногда его употребляют как одну из форм руководства. «Регулирование» рассматривают как функцию управления и форму руководства25. В работе К.А. Ланге под управлением научными исследованиями подразумеваются «организованные действия, обусловленные потребностями развития общества, а также саморазвитием и саморегуляцией науки»26. По мнению М.П. Ринг, понятие «управление» считается общим по отношению к отдельным понятиям: планирование, обеспечение ресурсами, стимулирование27.
     Содержание понятия «управление», его сущность и функции подробно рассматривались О.М. Гвишиани28.
     Принято считать, что государственное управление научной деятельностью включает многие элементы, принципы, функции, которыми определяется его содержание и направленность. Управление осуществляется посредством: а) постановки целей, б) определения организационных форм и структур, в) разграничения сфер компетенции и ответственности, г) распределения финансовых ресурсов, д) выработки критериев эффективности и перспективности научных исследований, е) формулировании государственной научно-технической политики.
     ФЗ «О науке...» также применил понятие «управление научной деятельностью». Однако, по мнению юристов - науковедов H.A. Гордеевой и М.М. Филь, это понятие использовано не вполне удачно. Авторы ссылаются на то, что в Конституции РФ при характеристике полномочий органов государственной власти (ст. 71, ст. 114) оно применяется лишь по отношению к государственной собственности. В настоящее время сферу научной деятельности представляют не только государственные, но и негосударственные организации, управлять которыми государство не вправе. Реально полномочия федеральных органов исполнительной власти в подведомственной им сфере науки включают помимо управления такие функции, как координация и регулирование, в том числе нормативно- правовое. Поэтому, чтобы максимально охватить содержание ст. 7 ФЗ «О науке...», авторы предложили использовать понятие «руководство» сферой научной деятельности 29.
     В настоящее время государственное управление рассматривается как важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан (физических лиц) и их ассоциаций в рамках действующего законодательства.30 Проводимая административная реформа направлена на то, чтобы разграничить функции регулирования, надзора и контроля в организации государственного управления и усовершенствовать правовое регулирование деятельности государственных органов31. Действует принцип разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления32.
     В диссертационной работе понятие «управление» научной деятельностью употребляется в широком смысле, поскольку в совокупности своих функций государство оказывает управленческое влияние (оно организует и само гарантирует предоставляемые им же права и в том их объеме, в каком считает достаточным) на субъекты правоотношений как государственного, так и негосударственного сектора. Здесь можно говорить об изменении характера государственного управления научной деятельностью в историческом аспекте. Кроме того, применение данного понятия, по мнению автора настоящей работы, облегчает проведение исторического анализа роли государства в развитии науки и дает возможность провести необходимые сопоставления.
     
     
     
     
     
     1.2. 	ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
     
     Вопросы управления научной деятельностью в различных аспектах и связанные с этим проблемы неоднократно поднимались в юридической литературе . Анализ имеющегося фактического материала советского и постсоветского периодов истории России дает возможность сделать следующие обобщения.
     Государственное управление научной деятельностью в России, начиная с первых лет советской власти, претерпевало ряд изменений, что отражалось в формулировании государственной научно-технической политики и его правовом сопровождении. Соответственно с этим сфера науки как объект управления изменялась. Государство неоднократно предпринимало меры по реформированию сферы науки, обусловленные политическим курсом и существующими экономическими, политическими, социальными условиями в стране.
     Основные функции Советского государства закреплялись в положениях конституций. Для сферы науки они были впервые конкретизированы в Конституции (Основной Закон) РСФСР (1978 г.). Конституция отнесла к ним: а) обеспечение планомерного развития науки и подготовку научных кадров; б) организацию внедрения результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни (ст. 26); в) создание необходимых условий для проявления свободы научного творчества; г) охрану интеллектуальной собственности (ст. 60). Некоторые из этих функций сохраняются в формулировках статей ныне действующей Конституции РФ (1993 г.) (например, ст. 7, п. 1 ст. 44, ст. 71).
     Основная масса нормативных правовых актов по управлению научной деятельностью в СССР состояла из постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ведомственных актов.
     Остановимся на кратком анализе основных этапов организации системы государственного управления научной деятельностью и отдельных исторических событиях, которые являются, на наш взгляд, определяющими, и помогают понять некоторые современные проблемы в сфере научной деятельности. При этом приведем наиболее важные нормативные правовые акты, отражающие научно-техническую политику Советского государства, для сравнительного анализа с ныне действующей законодательной базой реформирования научной сферы.
Учитывая предлагаемую в научных публикациях периодизацию, мы, однако, выделяем следующие этапы	организации	системы государственного управления научной деятельностью (частично не совпадающие по времени с периодами развития науки). Первый — этап формирования в СССР системы государственного управления сферой науки и методов управления (с 1917 г. по 1986 г.). Второй - этап поиска путей совершенствования методов государственного управления, связанный с кризисными явлениями в сферах науки и производства (с 1986 г. по 1991 г.). Третий — период распада СССР, кризиса управления традиционной системой организации науки (с 1991 г. по 1996 г.) и четвертый, длящийся по настоящее время, - этап формирования новой системы организации и методов государственного управления сферой научной деятельности. Время окончания каждого из этапов связывается с изменением направленности как политических, так и экономических условий в стране, иными задачами и целями управленческой деятельности.
     В диссертации не рассматривается период управления научной деятельностью в царской России, хотя именно тогда были созданы Российская академия наук, Петербургская морская академия, Московский и Петербургский государственные университеты, а также другие научные учреждения, но они еще не представляли собой системы научных организаций.
     В развитии российской науки, начиная с 1917 года, можно аналогично выделить несколько периодов: а) период становления советской науки и организационной системы научных организаций (1917 г. - конец 30-х годов); б) период экстенсивного развития сферы науки (конец 30-х годов — начало 80-х годов); в) период интенсивного развития сферы науки (до 90-х годов); г) период кризиса и реформирования научной сферы (с начала 90-х годов по настоящее время).
     Следует признать, что такое разделение носит несколько условный характер, поскольку изменения в сферах науки, экономики и производства, а также методах и формах государственного управления ими происходили постепенно, а кризисные явления стали проявляться задолго до окончания советского периода истории России.
     Одной из первоочередных задач Советского государства после Октябрьской революции было создание управляемой системы научных организаций. Открывались новые вузы, рабфаки, новые научные учреждения. Только в 1918-1919 годах было открыто 33 института. В соответствии с «Наброском плана научно-технических работ» В.И. Ленина наука была нацелена на изучение природных ресурсов страны. Проведение научных исследований признавалось важнейшим государственным делом. Поэтому, несмотря на дефицит денежных средств, государство финансировало науку, принимало все необходимые меры к развитию научной сети. Наука была поставлена под непосредственный государственный (точнее, партийный) контроль. Работа по подготовке новых квалифицированных кадров была активизирована, потому что для строительства нового общества требовались грамотные люди, специалисты, способные заменить «буржуазную интеллигенцию». В постановлениях правительства, партийных и иных документах определялись основные направления развития науки, формулировались предъявляемые к ней требования, указывались общие направления научных исследований, методологические требования к науке, методы управления. Так, 22 января 1925 г. Наркомпросом было утверждено Положение о научно-исследовательских институтах и ассоциациях, в котором были определены их функции, права и обязанности, система управления и подчиненности. ЦК ВКП (б) принял 27 мая 1929 г. Постановление «О мероприятиях по укреплению научных работ», а 26 июня 1929 г. - Постановление «О научных кадрах». Первым актом советской власти, установившим социалистические формы охраны прав изобретателей, было Постановление СНК РСФСР от 30 июня 1919 г. «Об изобретениях».
     Характерной особенностью следующего периода (конец 30-х годов - начало 80-х годов), так называемого экстенсивного периода развития науки, было создание разветвленной сети научных организаций и усиление функций государственного управления наукой. Организационные вопросы тогда решались исходя из задач политических (время противостояния двух систем - капиталистического и социалистического лагерей), а затем экономики и потребностей общества. Система управления наукой формировалась как трехуровневая в соответствии с разделением научных организаций на сферы: академическую, отраслевую и вузовскую. В зависимости от принадлежности к той или другой сфере деятельности государственное управление ими и правовое их регулирование было дифференцированно. После создания в 30-х годах наркоматов по отраслям промышленности правовое регулирование деятельности отраслевых научных и технических организаций осуществлялось преимущественно ведомственными нормативными актами. Так создавалась их ведомственная обособленность. После ликвидации в 1957 г. большинства промышленных министерств и перехода к территориальному управлению промышленностью по экономическим районам часть отраслевых научных организаций была подчинена совнархозам, часть осталась в ведении отдельных министерств, а ряд крупных научных организаций было подчинено Госплану СССР. Система отраслевой науки оказалась раздробленной между отраслевыми и территориальными ведомствами (совнархозами), что создавало определенные трудности в ее управлении и усиливало раздробленность науки. Единое отраслевое управление научными исследованиями было восстановлено в 1963 г. . Позднее, уже в послевоенные годы, общегосударственную систему управления наукой и научно-техническим прогрессом возглавили Государственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ СССР), Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий, научно-технические управления в министерствах. Особое место в этой системе занимала Академия наук СССР, возглавлявшая академическую науку и осуществлявшая координацию всей науки страны.
     На ГКНТ СССР были возложены: функция главного координатора отраслевой науки, проведение научно-технической политики и обеспечение научно-технического контроля в стране, выработка предложений по выбору направлений развития науки и техники, обеспечение научно-технической информацией, контроль за внедрением достижений науки в практику . Другие надведомственные органы, например, Госплан СССР, наряду с выполнением своих непосредственных функций также участвовали в разработке научно-технических прогнозов и планировании работ по внедрению научных достижений. Управление наукой частично выполняли Госснаб СССР, Госкомитет по стандартам и другие государственные органы управления. Поскольку управление научной деятельностью осуществлялось по отраслевому принципу, то механизм, позволяющий воздействовать на научные организации различной ведомственной подчиненности, отсутствовал. Так, ГКНТ СССР, отвечающий за развитие отраслевой науки, не имел права решающего голоса в вопросах этой сферы , хотя был вправе принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми органами и организациями по вопросам всей науки.
     В целом, научные организации, относящиеся к отраслевой науке, подчинялись министерствам, ведомствам, промышленным объединениям, отдельным предприятиям. Вузовская наука подчинялась Государственному комитету по народному образованию СССР, а затем Министерству высшего образования СССР и т. д. При этом ряд вузов находилось в непосредственном ведении отдельных отраслевых министерств, например, сельскохозяйственная наука подчинялась Министерству сельского хозяйства СССР. До 1987 г. ведущая роль в управлении системой научных организаций и стратегия развития направлений научной деятельности в масштабах страны принадлежала отделу по науке ЦК КПСС.
     Вместе с тем, сама система научных организаций постоянно претерпевала изменения. Имеются в виду многочисленные передачи научных организаций из одной отрасли в другую, их слияние и разделение и другие мероприятия, что препятствовало эффективному управлению ими, возникали проблемы при планировании и координации научных работ, другие проблемы, из которых главной была проблема внедрения в производство достижений науки и техники. К их решению постоянно приходилось возвращаться в постановлениях партии и правительства .
     Что касается государственной научной политики, то отмечено следующее. В конце 60-х годов стратегия в области государственного управления научными организациями стала меняться в сторону предоставления большей самостоятельности учреждениям, организациям и предприятиям в решении организационных вопросов, расширения их прав и обязанностей, усиления ответственности за выполняемую работу.
     В 1968 г. были расширены права и повышена ответственность самих органов управления наукой . Так, министерствам и ведомствам было разрешено оставлять в своем распоряжении не.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%