VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Налоговые льготы сущность, признаки, особенности правового регулирования на современном этапе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002281
Тема: Налоговые льготы сущность, признаки, особенности правового регулирования на современном этапе
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Омская юридическая академия»

Кафедра административного и финансового права
        





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Налоговые льготы: сущность, признаки, особенности правового регулирования на современном этапе.»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки налогово-правовой
    

Выполнил
Плотицина Валентина Александровна 
студент 2013 года набора
очная форма обучения







Руководитель выпускной квалификационной работы 
Старший преподаватель Бурнышева Л.В












Регистрационный № ________



Дата регистрации ___________



Дата защиты _______________ 



 Оценка ____________________
                 


Омск 2017
СОДЕРЖАНИЕ


      Введение	2
        ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ	4
§ 1.1.  История развития налоговой льготы в период становления российского налогового законодательства (с 1918 года по настоящее время)	4
§ 2.1.	Налоговые льготы: понятие, сущность и признаки	8
§ 2.2.	Виды налоговых льгот	16
        ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ	20
§ 2. Особенности правового регулирования налоговых льгот по некоторым видам налогов	20
2.1.1. Налоговые льготы по НДФЛ	20
2.1.2. Налоговые льготы по НДС	37
2.1.3. Налоговые льготы по транспортному налогу	50
§ 2.2 Налоговые льготы в рамках налогового законодательства зарубежных стран	56
        Заключение	61
        Список использованной литературы	64










Введение
     Актуальность темы исследования. Вопрос использования и правового регулирования налоговых льгот всегда находится в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов, является очень значимым для государства в целом. Налоги существуют ещё со времен Древнерусского государства, установление каких-либо преимуществ всегда было эффективным для дальнейшего развития налоговой системы. Каждый раз вносятся поправки, изменения в действующие законодательство, которые также приводят к изменению жизнедеятельности социума. Актуальность темы возрастает из-за отсутствия законченного правового учения о налоговых льготах, которое помогло бы правильно охарактеризовать понятие и сущность данного элемента, закрепить виды налоговых льгот в Налоговом кодексе.
     Налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение, а также занимают важное место в налоговом планировании. Наряду с объектом налогообложения, налоговой ставкой, налоговой базой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроком уплаты, налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения. Теоретически это одно из средств государственного стимулирования, которое должным образом направлено на развитие различных сфер деятельности, необходимых государству в меру их социальной значимости.
      Уменьшая величину налоговых платежей, с помощью налоговых льгот, есть возможность улучшить материальное положение физических лиц или организаций, однако чрезмерно благоприятный налоговый режим может вызвать уменьшение доходов бюджета. Таким образом, налоговые льготы влияют на интересы всех налогоплательщиков. 
     Методологической основой исследования в выпускной квалификационной работе явились научные труды выдающихся правоведов, таких как: С.В. Барулин, В.И. Гуреева, Ю.А. Крохина, И.А. Майбуров, С.Г. Пепеляев, Черкашина О.А.; публикации о налоговых льготах, а также основной законодательный документ по налогам и сборам в РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
     Отмечая безусловную значимость проведенных научных исследований, полагаем, что данная тема до конца не исследована. Развитие научных знаний в области налогового права, качественные изменения в обществе, создают необходимость обращения к данной теме с целью дополнения и совершенствования.
     Цели и задачи исследования. Целью является изучение понятия и сущности налоговой льготы, определение ее видов, а также анализ правового регулирования.
     Исходя из указанной цели, можно выделить следующие основные задачи:
     * рассмотреть и определить понятие налоговой льготы и выделить из него основные признаки;
     * дать характеристику различным видам налоговых льгот в системе налогового права;
     * рассмотреть особенности правового регулирования налоговых льгот как в России, так и в зарубежных странах.
     Структура и объем работы. Структура выпускной квалификационной работы предопределена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
§ 1.1.  История развития налоговой льготы в период становления российского налогового законодательства (с 1918 года по настоящее время)
        Анализируя историю формирования российского налогового права в рассматриваемых временных периодах также можно отследить развитие института налоговой льготы. 
     Одним из первых послереволюционных законодательных актов был Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 30 октября 1918 года, который вводил единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Данный налог в основном облагал доходы богатой части городского населения и богатых крестьян, в свою очередь полностью освободив городскую и деревенскую бедноту от уплаты установленного налога. Средние слои населения облагались по невысоким ставкам, к ним применялись налоговые льготы. 
     В 1918-1919 гг. неоднократно ставился вопрос о снижении чрезвычайного революционного налога с крестьян среднего и ниже среднего достатка. 9 апреля 1919 года на заседании ВЦИК был принят Декрет «О льготах крестьянам - середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога»1 
     Для крестьянских хозяйств чрезвычайный революционный налог был заменен системой продразверстки, которая предусматривала обязательную сдачу всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов государству. 
     Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года действовавшая в эпоху «военного коммунизма» продразверстка была заменена продналогом, который уплачивали крестьянские хозяйства. Крестьяне, уплатившие продналог в полном объеме, были наделены правом оставлять все излишки хлеба и другие сельскохозяйственные продукты у себя. Позже продналог устанавливался на всю сельскохозяйственную продукцию, обложение было прогрессивным, крестьянам, увеличившим производительность хозяйства, предоставлялись льготы. 
     Декретом ВЦИК и СНК от 17.03.1922 года на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Размер налога устанавливался дифференцированно для разных по мощности хозяйств в соответствии с количеством пашни и сенокоса, а также едоков в хозяйстве, учитывалась и средняя урожайность в районе. Предусматривались налоговые льготы для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев.2 
     В 20-30е гг. в России чаще всего предоставлялись льготы по введенным на тот момент налогам военнослужащим, лицам, награжденным орденами Союза, героям труда, пенсионерам. 
     В послевоенный период от уплаты подоходного налога освобождались герои Советского Союза и лица, награжденные орденами Славы. В свою очередь к полностью освободившимися от налогообложения по подоходному налогу также считались: 
      военнослужащие и их супруги;
      граждане, которые «потеряли» детей во время Великой Отечественной войны; 
     студенты, как учащиеся в средне специальных, так и высших учебных заведениях (до 25-ти лет);
      инвалиды I и II групп. 
     В Советской России в 60-70е гг. также налоговые преференции преимущественно предоставлялись военнослужащим (солдаты, матросы, сержанты), участникам Великой отечественной войны, инвалидам ВОВ, студентам, аспирантам, Героям Советского Союза, Социалистического Труда.
     С принятием Закона РФ от 27.12.1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» формирование налоговой системы России было завершено.
     В статье 10 Закона приводится перечень льгот по налогам, которые могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательством:
     •	необлагаемый минимум объекта налога;
     •	изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
     •	освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
     •	понижение налоговых ставок;
     •	вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
     •	целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
     •	прочие налоговые льготы. 3
     Кроме того, в вышеуказанной статье говорилось о запрете предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.
     С 1 января 1999 года данная статья утратила силу, на тот момент государственная политика была направлена на сокращение налоговых льгот, считая, что налоговые льготы разрушают принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени, который подразумевает под собой равное и справедливое распределение обязанности уплачивать налоги в государственную казну без установления привилегий для отдельных категорий налогоплательщиков.
     В первой редакции части первой Налогового кодекса от 31.07.1998 N 146-ФЗ снова была введена статья, посвященная налоговым льготам. В сравнении с современной трактовкой статьи 56 Налогового кодекса, утратившая силу норма предусматривала индивидуальную льготу для налогоплательщика по федеральным, региональным и местным налогам.
     Изучив исторические данные указанного периода, можно сделать вывод, что налоговые льготы играли важнейшую роль в жизни государства и общества. Чаще всего льготы предоставлялись средним слоям населения, городская и деревенская беднота полностью освобождалась от налогообложения, а в послевоенные годы большая часть была направлена на «льготников» (пенсионеры, участники ВОВ, инвалиды ВОВ, Герои Социалистического труда и т.д.).
     
     
     
     









§ 2.1.	Налоговые льготы: понятие, сущность и признаки
     В настоящее время вопрос о том какое место занимают налоговые льготы в налоговой системе является достаточно дискуссионным, кроме того все еще не сложилось четко определенного подхода для общего понимания всей сущности налоговой льготы. Налоговые льготы являются одним из важнейших элементов налогообложения, так как выполняют стимулирующую функцию государства в целях развития производственной, предпринимательской, благотворительной и иной деятельности. 
     Для того чтобы наиболее полно понять всю сущность налоговых льгот, необходимо прежде всего остановиться на общей характеристике определения «льгота». В Толковом словаре С. И. Ожегова говорится, что «льгота – это преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь. как исключение из общих правил. 4
     Несмотря на то, что в литературе можно встретить различные подходы к характеристике льготы, следует согласиться с Д.Н. Бахрахом, что «юридическая наука пока не дала четкого определения этого очень распространенного явления»5. 
     Если одни ученые-юристы под правовой льготой обычно понимают разновидность специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения, более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем, то другие - поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей.6 
     Оба вышеизложенных подхода позволяют утверждать, что налоговая льгота выступает как юридическое облегчение для граждан. Следует заметить, что облегчить положение субъекта можно не только за счет уменьшения количества обязанностей, но и за счет увеличения дополнительных прав, преимуществ. 
     Справедливо обращают внимание на то, что между понятиями «льгота» и «привилегия» есть немало общего.
     Привилегия - это исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо (государственному органу или должностному лицу).
     По мнению А.В. Малько и И.С. Морозовой, привилегии есть специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и, в первую очередь, для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.7 
     Как уже отмечалось выше данные понятие имеют определенные сходства, они выступают как стимулирующие средства, побуждающие к определенному поведению, предоставляют правомерные облегчения, под средством которых субъект имеет право на удовлетворение своих интересов в большем объеме, чем другие, а также выступают формами регулирования общественных отношений.
     Исходя из того, что эти понятия нельзя отождествлять, следует выделить основные различия между ними.
     Во-первых, если льготы представляют собой некоторые преимущества для субъектов, облегчая их положение (например, освобождение от уплаты налог), то привилегии предоставляются органам и должностным лицам, осуществляющим власть (субсидии на улучшение жилищных условий).
     Во-вторых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами субъектов (принадлежат конкретным лицам), выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, льгота же как юридическое средство осуществляет дифференцированное воздействие на общественные отношения.
     Как показывает история, легальное определение налоговой льготы появилось относительно недавно, до вступления в силу части первой НК РФ решения Конституционного Суда Российской Федерации раскрывали их назначение, принципы установления и порядок применения. Нельзя не согласиться и с тем, что масштабные исследования всей сущности данного института начались после законодательного закрепления дефиниции «налоговая льгота».   
            В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги и сбор либо уплачивать их в меньшем размере».8
             Исходя из смысла законодательного определения налоговой льготы можно сказать, что оно не раскрывает всей сути данного института, а только указывает на преимущества отдельных категорий налогоплательщиков.
      Основными критериями в определении понятия налоговой льготы являются:
     - предоставление налоговым законодательством преимущества одной категории налогоплательщиков перед другими. Причем у налогоплательщика появляется право использовать или не использовать это преимущество;
     - наличие у налогоплательщика оснований получения налоговых льгот;
     - наличие у налогоплательщика соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот.
     Многие определения, существующие в научной и учебной литературе и отличающиеся от законодательной формулировки, исходят из нее и, по сути, являются перефразированными ее вариантами. Например, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые позволяют им сократить размер своих налоговых обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками.9
     Следует признать, что законодательная формулировка не полностью определяет понятие и сущность налоговой льготы, что является основанием вносить изменения или предлагать свои определения данного понятия.
      По мнению С.В. Барулина, А.В. Макрушина «Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов».10 Они считают, что налоговые льготы являются эффективным инструментом регулирования налоговой политики государства. Учитывая тот факт, что льгота является формой реализации функций налогов ее можно признать важнейшим инструментом налогового регулирования.
      С точки зрения В.И. Гуреева, налоговая льгота - это установленная законом составная часть системы налогообложения, обеспечивающая финансово-экономическое стимулирование предпринимательской деятельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обязанностей.11 Следует заметить, что вышеизложенное определение налоговой льготы отражает стимулирование субъектов предпринимательской деятельности, игнорируя такую категорию налогоплательщиков, как физические лица.
     Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 N 37-О указал, что "льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения... льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях". Становится более очевидным, если налоговая льгота не относится к обязательным элементам налогам, то и установление на каждом уровне налоговой системы зависит от усмотрения законодателя.
     Другой точки зрения придерживался C.B. Барулин, он напротив, относит налоговые льготы к основным элементам налогообложения, говоря о том, что элементы структуры налога должны быть четко определены налоговым законодательством, считает, что в случае не определения или нечеткого определения хотя бы одного из них нельзя считать окончательным правовой факт установления обязательства для налогоплательщика по уплате налога.   В налоговом законодательстве должны быть четко определены элементы структуры налога, то есть все основные внутренние составляющие условия и правила его взимания. Нельзя не согласиться и с тем, что неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения от уплаты налога налогоплательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. 
     Основная цель льгот, обусловленная социально-экономической функцией налога, основана на согласовании интересов личности, социальных групп, государства, обоснованная тем, что, связывая и гармонизируя различные интересы, льготы направлены на их удовлетворение, призваны распределять социальные блага и содействовать развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.12
     Особо следует отметить то обстоятельство, что налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.
     Кроме всего прочего, одни авторы признают налоговыми льготами снижение размера налогового бремени, другие напротив полагают, что налоговые льготы — это любое преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков.
      Равным образом многие критикуют понятие "категории налогоплательщиков". В Налоговом кодексе РФ не представлено данного понятия, поэтому каждый имеет свою точку зрения на определение понятия "категории налогоплательщиков" при исследовании налоговой льготы. Рассмотрев установленные НК РФ налоговые льготы, можно определить понятие «категории налогоплательщиков». Любой плательщик налогов и сборов, у которого имеются обстоятельства, указанные в "льготных" нормах, вправе считать, что ему предоставлена льгота.
     Анализируя вторую часть Налогового Кодекса можно сделать вывод о том, что там вообще отсутствуют налоговые льготы, потому что законодатель не именует «льготные» статьи в качестве таковых, хотя предусматривает в них преимущества для налогоплательщиков. Для того чтобы тот или иной механизм снижения налогового бремени отнести к налоговым льготам следует выделить общие признаки данного определения.
     К признакам налоговых льгот можно отнести:
     •	налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер – предоставляются всем налогоплательщикам на общих основаниях, не предусматривается отдельный порядок предоставления для конкретного лица или организации;
     •	налоговая льгота представляет собой исключение из общих правил – согласно ст. 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы….»13
     •	налоговая льгота устанавливает преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков - освобождаются от уплаты в бюджет налога на имущество религиозные организации, в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
     •	добровольность применения налоговых льгот – налогоплательщик может отказаться от применения налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов;
     •	налоговая льгота может быть закреплена только актом законодательства о налогах и сборах – налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, другие нормы «неналоговых» законов, устанавливающие налоговые преимущества, применению не подлежат, потому что не имеют юридической силы.
     В.М. Зарипов вместо признаков налоговой льготы выделяет ее элементы, при наличии которых в законе льгота считается установленной:
     основание использования льготы, объект льготирования, категория налогоплательщиков, условия использования налоговой льготы, порядок использования налоговой льготы, размер льготирования.14
     Основаниями для предоставления налоговых льгот являются:
     •	социальное, семейное положение граждан
     •	особые заслуги граждан перед Отечеством
     •	необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны
     •	материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщиков и пр.
         Так же, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
     Все вышеизложенное позволяет утверждать, что институт налогового льготирования в России начал развитие ещё со времен Древнерусского государства, активное развитие началось в послереволюционный период. По моему мнению наивысшей точкой развития налоговой льготы в рассматриваемых временных рамках работы является закрепление отдельной статьи в налоговом законодательстве, содержащей положения о налоговой льготе. Кроме того, следует признать, что законодатель недостаточно проработал само понятие «налоговая льгота» и ее идентифицирующие признаки, а также не уточнил, что является преимуществом для отдельных категорий налогоплательщиков.













§ 2.2.	Виды налоговых льгот
     Помимо основных определяющих признаков налоговых льгот в современном российском налоговом законодательстве также отсутствует их классификация, что приводит к трудностям собираемости налогов. Этот недостаток играет важнейшую роль в налоговой системе государства, заключающуюся в том, что законодатель никак не ограничивает налоговую льготу от иных механизмов, не признанных таковыми. Определенная трудность возникает и у налогоплательщиков при исчислении налога, так как из-за отсутствия классификации налоговых льгот у них часто возникают споры с налоговыми органами. 
     Во время существования Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118 - 1 «Об основах налоговой системы» ст. 10 содержала открытый перечень налоговых льгот:
     - необлагаемый минимум объекта налога;
     - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
     - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
     - понижение налоговых ставок;
     - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
     - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
     - прочие налоговые льготы.15
     	Особо следует отметить то обстоятельство, что, не установив закрытого перечня льгот, государство само позволило устанавливать на региональном и местном уровне льготы не предусмотренные законом. Не много позже данная статья утратит силу, потому что государство не смогло должным образом регулировать применение льгот, что способствовало уклонению от уплаты налогов.
     Действующее законодательство вообще не предлагает никакой классификации льгот, поэтому большинство ученых классифицируют их по -разному исходя из присущих им признаков.
     В практике налогообложения большинство авторов применяют следующие налоговые льготы: налоговые освобождения, налоговые изъятия, налоговые скидки, налоговые кредиты. 
     В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).16
     Налоговые освобождения – вид льготы, которая предусматривает полное или частичное освобождение от налогообложения, чаще всего предоставляется отдельным налогоплательщикам (например: участникам ВОВ), иногда возможность освобождения от налогообложения возникает у юридических лиц (например: если у организации или ИП выручка за три предшествующие месяца без учета НДС меньше, чем 2 000 000 рублей). Частичным освобождением считается понижение общей ставки налога.
     Налоговые изъятия – льгота, при которой выделяются отдельные составные части из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога. 
     Исходя из смысла определения, налоговая льгота в виде изъятия из-под налогообложения предоставляется организациям, получающим прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности, производства продуктов детского питания и др. 
     Налоговые скидки (вычеты) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Налоговые скидки являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Как правило налоговая база уменьшается на расходы, понесенные налогоплательщиком.
     В свою очередь налоговые скидки можно разделить на две группы: лимитированные (размер, предоставляемого вычета ограничен) и нелимитированные (вся сумма понесенных расходов налогоплательщиком может быть представлена к вычету из налоговой базы)
     Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на изменения срока исполнения налогового обязательства. Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды: отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога.
     Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
     Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      > причинение ущерба в результате стихийного бедствия, непреодолимой силы;
      > нарушение сроков финансирования расходов лица из бюджета или оплаты выполненного этим лицом госзаказа;
      > угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
      > имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
      > сезонный характер работы;
      > наличие оснований, предусмотренных таможенным законодательством, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза. (П: быстрая порча товаров).
     Возврат ранее уплаченного налога – уплаченный НДС при импорте на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
     Зачет ранее уплаченного платежа – этот вид налогового кредита применяется в целях избегания двойного налогообложения.
     Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
     1) личные и для юридических лиц;
     2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
     3) безусловные и условные налоговые льготы;
     4) общеэкономические и социальные налоговые льгот.
     Хотя эта классификация достаточна проста, она является самой удачной, потому что любой выше перечисленный вид налоговых льгот (изъятия, скидки, освобождения и т.д.) можно отнести к одной из групп.
     Делая выводы, стоит заметить, что огромное количество льгот (насчитывается около 200) без должного законодательного оформления приводит к неэффективности налоговой системы, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю. Из–за недостаточной направленности налоговых льгот развивается такое явление, как теневая экономика, налогоплательщики всяким образом пытаются избежать налогообложения, тем самым нанося серьезный удар устойчивому развитию экономики. 
     
     
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 2. Особенности правового регулирования налоговых льгот по некоторым видам налогов
2.1.1. Налоговые льготы по НДФЛ
     Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в системе российского налогового права. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц с учетом льгот.    
     Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами (физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст.207 НК РФ).
     В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды налоговых льгот по НДФЛ:
     * доходы, освобожденные от налогообложения;
     * освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков;
     * налоговые вычеты.
     В соответствии со статьей 217 НК РФ перечень доходов, освобожденных от налогообложения достаточно обширен, но закрыт. Их в свою очередь следует разделить на две группы – полное освобождение и частичное.
     К доходам, полностью освобожденным от налогообложения относятся:
     1) государственные пособия, исключением является пособие по временной нетрудоспособности;
     2) пенсии, а также выплаты пенсионных накоплений;
     3) компенсационные выплаты (субсидии), связанные с предоставлением в соответствии с законодательством жилых помещений и оплатой коммунальных услуг;
     4) компенсации работникам в связи с использованием личного автомобиля в служебных целях с согласия работодателя;
     5) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
     6) алименты;
     7) материальная помощь в размере не более 50 000 рублей, выплачивается работникам в течение первого года после рождения ребенка за счет средств работодателя (на каждого ребенка);
     8) доходы от продажи объектов недвижимого и иного имущества, которое находилось в собственности три года и более (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 217.1 НК РФ);
     9) материнский капитал, за исключением израсходованного не по целевому назначению;
     10) выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджета;
     11) вознаграждения, полученные от физических лиц за оказание им услуг по присмотру и уходу за детьми, репетиторству, уборке жилых помещений.
     Доходы, полученные от членов семьи и близких родственников, являются одними из доходов, которые полностью освобождаются от налогообложения.
     В статье 208 НК РФ закреплено особое правило, доходы физического лица не признаются объектом налогообложения по НДФЛ. Приводя пример, следует сказать, что доходы, полученные от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями членов семей или близких родственников не будут признаваться объектом налогообложения. Исключением будет являться то, если эти доходы были получены одной из сторон при заключении договора гражданско-правового характера либо трудовых соглашений.         
     В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Близкими родственниками являются родители и дети; дедушка, бабушка и внуки; полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. 
     Сфера применения льготного режима налогообложения в данном случае достаточно невелика. Она ограничивается отношениями, которые регулируются брачным договором, имущественными правами ребенка, алиментными обязательствами членов семьи и т.д.17
     Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за год являются частично освобожденными от налогообложения: 
     > стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
     >  суммы материальной помощи (инвалидам общественных организаций инвалидов, действующим работникам, а также уволившимся в связи с получением статуса «пенсионера» по инвалидности или по старости) выплачиваемые работодателем; 
     > стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг); 
     > стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
     > стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных лечащим врачом возмещается работодателем (работникам, их супругам и детям, в том числе усыновленным, инвалидам, а также пенсионерам по возрасту раньше осуществлявшими трудовую деятельность в штате организации).
     Таким образом, если налогоплательщик имел возможность получить один из вышеуказанных доходов, не превышающих 4 000 рублей за календарный год, то у работодателя не возникает обязанность исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ в государственную казну.
     Если, например, полученные подарки от работодателя налогоплательщику за календарный год стоят больше 4 000 тысяч рублей, то при расчете налога стоимость подарков уменьшается на эту сумму. Налог рассчитывается по формуле:
     НДФЛ = (стоимость подарков - 4000 руб.) x ставка налога.
     Нельзя не отметить иностранных граждан, чьи доходы не подлежат налогообложению по НДФЛ, это иностранные граждане – 
     связанные с дипломатической и консульской службой, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации;
     работающие в представительствах иностранного государства, в качестве административно-технического персонала этих представительств и члены их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно;
     осуществляющие службу в представительстве иностранного государства в качестве обслуживающего персонала;
     являющиеся сотрудниками международных организаций.
     К отдельным категориям налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДФЛ относятся индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде:
     .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%