VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование финансового регулирования экономики России на современном этапе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001283
Тема: Исследование финансового регулирования экономики России на современном этапе
Содержание
Содержание

Введение …………………………………………………………………….……… 3
    1. Теоретические основы финансового регулирования экономики …. 5
      1.1. Теоретические концепции финансового 
              регулирования экономики …………………………………………… 5
1.2. Система финансового регулирования экономики: экономическая сущность и основные элементы ………………………………….… 12
      1.3. Нормативно-правовое обеспечение финансового 
        регулирования экономики ……………………………………….. 17
    2. Исследование финансового регулирования экономики России на современном этапе …………………………………………………………….…. 21
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России ………………………………………………… 21
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики …………………………………………28
2.3. Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста ………………………………………….…. 33
3. Развитие системы финансового регулирования экономики ………...…38
3.1. Перспективные направления бюджетной политики ………...…. 38
3.2. Совершенствование инструментов
денежно-кредитного регулирования экономики ……………….. 42
3.3. Моделирование механизма налогового регулирования 
экономики………………………………………………………..... 45
Заключение …………………………………………………………………..……. 47
Список использованных источников ………………………………...………….. 48




Введение
    
    Государство во все времена в какой-либо форме вмешивалось в экономическую жизнь. Такое вмешательство не было регулярным, постоянным, поскольку государство стремилось в первую очередь увеличить сбор налогов и платежей для роста поступлений в казну либо протекционистскими методами защитить национальный рынок. Лишь в конце XIX — начале ХХ столетия государство начинает активно использовать процесс экономического регулирования в своих интересах. Вмешательство государства в экономику является необходимостью для любого правительства, независимо от типа экономики — рыночной или планово-распределительной. 
    В плановой, централизованной экономике все функции, связанные с производством и распределением товаров, услуг принимает на себя государство, поэтому регулировать по сути нечего. В условиях рыночного хозяйства государство не может свободно распоряжаться капиталом, ресурсами частных товаропроизводителей, оно не является непосредственным организатором производства и распределения ресурсов. Однако в этих условиях исключительную роль начинают приобретать регулирующие функции. Развитие общества, усложнение хозяйственных связей меняет формы и объем деятельности государства в сфере экономики. Для обеспечения эффективного формирования рыночных отношений такое воздействие на социально-экономические процессы осуществляется с помощью определенных рычагов и методов. 
    Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально-экономической жизни, включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции. 
    В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики — это целенаправленное воздействие на макро- и микроэкономические процессы развития экономики для поддержания ее стабильности либо изменения в нужном для общества направлении.
    Без вмешательства государства в экономику невозможно развитие самой рыночной системы. Исходя из этого, государство принимает на себя активную регулирующую роль в целях обеспечения экономической стабильности, сглаживания циклических колебаний в экономике, достижения макроэкономического равновесия, ограничения монополизма и развития конкуренции, поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечения правовой основы и благоприятного социального климата.
    Всем вышеперечисленным и обусловлена актуальность вопроса исследования. 
    Цель работы заключается в изучении развития системы финансового регулирования нашей страны. 
    Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
   1. Перечислить и дать характеристику теоретическим концепциям финансового регулирования;
   2. Выявить экономическую сущность системы финансового регулирования, указав при этом основные ее элементы;
   3. Рассмотреть нормативно-правовую базу финансового регулирования экономики РФ;
   4. Исследовать бюджетную, денежно-кредитную и налоговую политику РФ;
   5. Указать направления совершенствования системы финансового регулирования экономики, а именно: бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики.  
    В работе были использованы нормативно-правовые акты, касаемые государственного финансового регулирования РФ, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансовых и                денежно-кредитных методов регулирования экономики. 
    

1. Теоретические основы финансового регулирования экономики 

    1.1. Теоретические концепции финансового регулирования экономики 
    
    Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, применяемых государством в целях воздействия на экономическую жизнь общества. Проблема необходимости вмешательства государства в экономику является актуальной на протяжении вот уже нескольких сотен лет. Мнение о необходимости активного участия государства в экономической жизни общества находит множество как приверженцев, так и противников.
    Активное участие государства в регулировании экономики начало проявляться в XV-XVII веках, когда в экономической мысли господствовали идеи меркантилизма. Основным показателем могущества государства представители меркантилистской школы считали количество денег (золота и серебра), которыми оно располагает. По мнению меркантилистов, богатство страны создавалось в сфере торговли [26, с. 15], поэтому представители данной школы «выступали за активную государственную политику, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт» [26, с. 15]. 
    Причем акцент делался именно на внешней торговле, так как торговля внутри страны не способствует увеличению богатства государства, а лишь приводит к перемещению денег из рук в руки. 
    Следующей экономической школой, рассматривающей вопросы вмешательства государства в экономику, была физиократия, которая зародилась во второй половине XVIII века. Представители этой школы в своих исследованиях также ставили целью достижение благосостояния общества и могущества государства. 
    Однако деньги, по мнению физиократов, не являются богатством, а лишь опосредуют обмен товарами. В отличие от меркантилистов, физиократы не отводили торговле главенствующую роль в достижении поставленной цели, так как она не создает добавочный («чистый») продукт. Главным источником богатства страны представители физиократии считали производство. В связи с тем, что источником прибавочного продукта называлась земля и приложенный к ней труд, промышленность, как и торговля, считалась «бесплодной». Под производством подразумевалось сельское хозяйство, а производительным трудом признавалось только земледелие [26, с. 21]. 
    В противоположность меркантилистам, физиократы отстаивали идею свободной торговли. Представители школы физиократов считали, что максимальное удовлетворение потребностей общества будет достигнуто, есликаждому члену общества позволят действовать в своих личных интересах. Поэтому основным постулатом физиократов являлось предоставление человеку полной свободы действий [26, с. 22]. 
    По мнению представителей школы физиократии, государство должно обеспечивать свободу торговых отношений с другими странами, отказаться от обложения товарооборота с другими странами налогами и пошлинами, бороться с государственными монополиями, обеспечивать равные права для всех субъектов хозяйствования, гарантировать защиту прав собственности             [26, с. 22]. 
    Таким образом, физиократы отстаивали идею невмешательства государства в экономические процессы и обеспечения соблюдения в стране «естественного порядка». Идею невмешательства государства в экономику поддерживали также представители классической школы политической экономии, господствовавшей в экономической мысли XVIII-XIX веков. 
    Один из основателей данной школы А. Смит считал, что рынку присуща склонность к саморегулированию на основе внутренних механизмов, а не внешнего (государственного) управления [26, с. 23]. Смит А. сформулировал принцип «невидимой руки», под которой понимал рыночный механизм, способствующий достижению равновесия между спросом и предложением. 
    Согласно этому принципу, поведение людей в соответствии с концепцией «экономического человека» (когда их действия направлены на достижение максимальной выгоды для себя) приводит к достижению максимального благосостояния общества. 
    Таким образом, преследуя собственные цели, человек часто больше служит интересам общества, чем сознательно стремясь к этому. 
    В отличие от физикоратов, считавших внешнюю торговлю «терпимым злом», А. Смит признает ее выгодной для государства [28, с. 31]. 
    Основную роль в развитии рынка классики отводили частной собственности, предпринимательству и конкуренции. По их мнению, государство не должно вмешиваться в процессы ценообразования и установления заработной платы, проводить активную валютную и денежно-кредитную политику. Роль государства заключается в поддержке крупных торговых, промышленных и финансовых предприятий, функционирование которых обеспечивает занятость населения, поступление доходов в государственный бюджет. 
    На основе классических идей во второй половине XIX века возникло новое течение, называемое неоклассическим. Представители данного направления разделяли взгляды классиков о возможности саморегулирования рынка и роли государства как «стороннего наблюдателя». Неоклассики утверждали, что государство не должно вмешиваться в экономику посредством манипулирования налогообложением, бюджетными дотациями и процентной ставкой. 
    Представители неоклассического течения выступали за отмену всех ограничений во внешней торговле, приватизацию и обеспечение повышения конкуренции в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях [28, с. 37]. 
    В ходе «Великой депрессии» 1929-1933 годов стало очевидно, что рынок не в состоянии самостоятельно справиться с кризисными явлениями в экономике, обеспечить стабильный экономический рост и решение социальных проблем. Появляется теория Дж.М. Кейнса – кейнсианство, – в соответствии с которой ведущая роль в регулировании экономики должна принадлежать государству. При этом степень вмешательства государства должна усиливаться в периоды экономических кризисов [28, с. 37]. 
    Следует отметить, что Дж.М. Кейнс выступал за вмешательство государства только в те вопросы, которые не могут быть решены членами общества самостоятельно. Государство, по мнению Кейнса, должно выполнять те функции, которые индивиды выполнять не в состоянии, либо выполнение которых им не выгодно. В отличие от представителей классической экономической теории, Дж.М. Кейнс основное внимание в своем анализе уделял макроэкономическим проблемам и показателям, рассматривая экономику с позиции всего общества, а не отдельных экономических субъектов [28, с. 38]. 
    Кейнс считал достижение полной занятости без вмешательства государства невозможным вследствие склонности человека к сбережениям, что уменьшает совокупный спрос и не позволяет увеличивать количество рабочих мест. В противовес классической теории Кейнс утверждал, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а совокупный спрос определяет совокупное предложение. Поэтому ученый предлагал посредством сокращения безработицы за счет активной бюджетной и денежно-кредитной политики стимулировать совокупный спрос.
    Стимулирование совокупного спроса, по мнению Дж.М. Кейнса, обеспечивает реализацию произведенной экономикой продукции и предотвращает перепроизводство товаров, которое и стало основной причиной кризиса 1929-1933 годов. Ученый выдвинул концепцию эффективного, то есть платежеспособного спроса, который позволит увеличивать доходы и населения, и предприятий. 
    Государство посредством повышения уровня занятости населения, снижения ставок по кредитам, государственных закупок и расходов на социальные цели способно стимулировать эффективный совокупный спрос         [26, с. 41]. Отношения к кейнсианству среди ученых-экономистов до сих пор неоднозначное. Несмотря на действенность предложенной Дж.М. Кейнсом модели государственного регулирования экономики, нельзя не отметить некоторые имеющиеся в ней изъяны. 
    Так, традиционной ошибкой кейнсианской теории признают ее ориентированность на закрытую модель экономики и на краткосрочную перспективу. Также критику кейнсианства подкрепляют кривой Лаффера, которая показывает негативные последствия чрезмерногоповышения налоговых ставок. Кроме того, кейнсианский подход не учитывает возможность одновременного существования инфляции и высокого уровня безработицы (стагфляции), так как такого явления на время научной активности Дж.М. Кейнса не существовало. Параллельно с кейнсианством развивалась школа неолиберализма, которая также появилась как реакция на кризис 1929-1933 годов. 
    Неолиберализм, как и классический либерализм, основывался на идеях         А. Смита и выступал за невмешательство государства в экономику, однако в отдельных случаях признавал необходимость такого вмешательства. Наиболее яркими представителями неолиберализма являются В. Ойкен,  Ф. Бем, В. Репке, А. Мюллер-Армак и др. 
    Неолибералы видели причины кризисов не в недостатке совокупного спроса, как считал Дж.М. Кейнс, а в несовершенстве экономического строя, в котором отсутствует совершенная конкуренция и наблюдается монополизация хозяйственной деятельности. Под монополизацией В. Ойкен понимал любые отклонения от модели совершенной конкуренции, которые в случае пассивного поведения государства провоцируются олигополиями и монополиями. В этом В. Ойкен видел социальные издержки капитализма, которые может устранить только государства путем своего непосредственного вмешательства в экономику [26, с. 41-42]. 
    В отличие от либералов-классиков, неолибералы оценивали не только микро-, но и макроэкономические процессы, однако делали это с позиций частных предпринимателей. Ойкен В. полагал, что в государстве может сложиться два основных типа экономического строя: «центрально-управляемое хозяйство», или тоталитарное, и «хозяйство общения», или свободное открытое рыночное хозяйство, которое подразумевает наличие политической демократии. При втором типе экономического строя государство выполняет роль арбитра, который следит за выполнением установленных обществом правил игры [26, с. 42]. Неолиберализм лег в основу экономической политики многих государств, и, по мнению некоторых современных ученых, стал причиной мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. 
    Так, Г.В. Колодко считает, что неизбежен крах неолиберальной модели. По мнению ученого, неолиберализм способствовал созданию своеобразной «экономики казино», при которой происходит отрыв финансового сектора от реального сектора экономики. Именно ослабление института государства и необоснованный уход от регулирования экономики привели к нарастанию негативных явлений в экономике, результатом которых и стал кризис                     [26, с. 43]. 
    Еще одна экономическая школа – монетаризм – зародилась в начале XX века. Представители данной школы выступали против активного вмешательства государства в экономику, так как считали рынок устойчивой, саморегулирующейся системой, способной обеспечить высокую эффективность производствПик популярности концепции монетаризма пришелся на 70-е годы XX века, когда стало ясно, что использование исключительно кейнсианского подхода к регулированию экономики недостаточно для поддержания стабильного экономического роста.
     Наиболее яркими представителями монетаризма являлись М. Фридман, Э. Фелпс, К. Брукнер, А. Мельцер и другие. Ведущий теоретик монетаризма М. Фридман считал недопустимой передачу государству любой функции, которая могла быть выполнена в процессе рыночных отношений, поскольку добровольное сотрудничество при этом заменяется принуждением, а расширение полномочий государства создает угрозу свободе в других областях. Влияние государства на экономику должно быть минимальным [26, с. 45]. 
    Фридман М. считал государство главным виновником инфляции. Ученый отмечал, что инфляция является денежным явлением и ответственность за контроль над ней лежит на правительстве. Вмешательство государства в ценообразование и установление потолка роста заработной платы не устраняют инфляцию, а в лучшем случае подавляют ее. А подавленная инфляция несет в себе еще большую опасность, чем открытая [28, с. 41]. 
    Монетаристы во главе с М. Фридманом считали, что ключевое место в системе макроэкономических показателей занимает денежная масса, находящаяся в обращении. И перед государством стоит единственная важная задача – регулирование денежного обращения [28, с. 41-42]. 
    Экономическая теория предложения сформировалась в конце 1970-х годов. Как и монетаристы, приверженцы данной теории выступали за снижение участия государства в экономике. Наиболее известными представителями этого направления экономической мысли являются М. Боскин, М. Фелдстайн, М. Эванс и А. Лаффер [28, c. 42]. 
    Центральное место в теории предложения отводится утверждению о том, что для увеличения национального производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде основное значение имеют эффективное использование и аллокация ресурсов. 
    Так, представители экономической теории предложения придерживались мнения о необходимости регулирования не совокупного спроса, а совокупного предложения факторов производства на рынке. 
    Таким образом, представители практически всех основных экономических школ и направлений выступали за вмешательство государства в деятельности рынка, менялся лишь охват вопросов и проблем, в решении которых оно должно принимать участие. Концепция «невидимой руки» и основанное на ней представление о вреде вмешательства государства в экономику постепенно теряли актуальность, так как они возникли в те времена, когда промышленность была на стадии зарождения, имеющиеся транспортные средства и средства связи не позволяли быстро передавать информацию, а крупные компании не могли полностью монополизировать рынок. 
    В начале XX века, сразвитием железнодорожного и морского сообщения, появлением автомобилей и самолетов, изобретением телеграфа появились компании, которые монополизировали большую часть производственных и торговых операций, лишая рынок возможности как находиться в состоянии свободной конкуренции, так и решать возникающие проблемы в виде спадов и кризисов. 
    Кроме того, предприниматели любого уровня в большинстве случаев действуют в личных интересах, не учитывая интересы общества. В погоне за прибылью хозяйствующие субъекты пренебрегают правилами честной конкуренции, требованиями по охране окружающей среды. Поэтому в на- стоящее время среди ученых обозначилось определенное единство мнений относительно роли и места государства в рыночной экономике, в соответствии с которым вмешательство государства в рыночную экономику является необходимым для обеспечения ее нормального функционирования.
    
    1.2. Система финансового регулирования экономики: экономическая сущность и основные элементы
    
    В современных условиях развития рыночной экономики многие экономисты сталкиваются с вопросом: насколько важно вмешательство государства при развитии экономики? 
    И ученые останавливаются на следующем выводе, что вмешательство правительства нужно для достижения определенных целей: 
    – в рыночных процессах есть свои недостатки, так называемые отрицательные эффекты, которые нужно устранять; 
    – для того, чтобы экономические процессы хорошо функционировали надо создавать финансовые, правовые и социальные предпосылки; 
    – рыночные отношения для всех субъектов экономики не всегда бывают равными, поэтому некоторые уязвимые субъекты нуждаются в социальной защите. 
    Главной задачей любого правительства является достижение стабильной экономики. И правительство, чтобы достичь цели и выполнить задачи, пользуются фискальной, кредитно-денежной политикой и другими методами.
    Основными элементами системы государственного регулирования являются фискальная и монетарная политики, о которых далее пойдет речь подробнее. 
    На рис. 1 изобразим схематично систему финансового регулирования РФ.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Рис. 1. Основные элементы системы финансового регулирования РФ
    
    Суть фискальной политики заключается в мобилизации и привлечении средств, в которых нуждается государство, а также так распределить эти средства, чтобы максимально эффективно решить существующие социально-экономические проблемы государства. 
    Для установления стабильной экономики государство использует различные методы, одним из которых является проведение фискальной политики. 
    Фискальная политика позволяет уменьшить экономические циклы, способствует устойчивому экономическому росту, а также повышает уровень занятости, следя за тем, чтобы значение инфляции сильно не возрастал. Фискальная политика ведется с помощью налогообложения, изменяя величину расходов и доходов государственного бюджета.
    
    
    1.3. Нормативно-правовое обеспечение финансового регулирования экономики 

    Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить на следующие группы:
    1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе;
    2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики.
     В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ [1]. Очевидно, что Конституция закрепляет способы регулирования экономики и разграничение полномочий различных уровней государственной власти в самом общем виде. Более подробные нормы устанавливаются федеральным законодательством. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997      № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики [12].
    Говоря о группе нормативных актов можно отнести те, которые определяют правовой статус экономических региональных органов. Это положения о специальных экономических органах, утверждаемые обычно губернаторами. Большинство полномочий отраслевых департаментов или комитетов администрации области или аппарата правительства субъекта Федерации связано с их конкретной сферой деятельности, закреплено в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, Конституции. Среди типичных региональных законов, регулирующих конкретные экономические вопросы, таковыми являются законы «О государственной поддержке промышленных предприятий», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и др. Они содержат права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют их компетенцию в различных сферах экономической деятельности.
    Во вторую группу мер правового обеспечения экономической деятельности входит нормативно-правовое регулирование вопросов государственного программирования социально-экономического развития области, отношений собственности и бюджетных правоотношений, антимонопольное законодательство, ценообразование и защита прав потребителей. К ним относятся меры государственной поддержки экономической деятельности и отраслевое законодательство (о промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, экономической инфраструктуре, налогах и финансах и пр.).
    Значимыми являются законы «О промышленной политике», «О промышленной деятельности», которые определяют промышленные и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики. Там же действуют постановления Законодательного собрания «О выдаче кредитов» и «О предоставлении поручительства банкам» и др.
    Важное направление правового регулирования экономики - разработка, утверждение и реализация прогнозов и программ социально-экономического развития. Порядок прогнозирования и составления программ и соответствующие полномочия государственных органов в этой сфере закреплены в региональных законах, таких как: «О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», «О порядке разработки и реализации территориальных (областных) программ». Долгосрочные целевые программы должны представлять механизм комплексного управления, как в отраслевом, так и в территориальном срезе.
    Что касается образования, то основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ [8] и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа           1996 г. № 125-ФЗ  [9].
    Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от             9 октября 1992 г. № 3612-1 [13].
    На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.
    Правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от              2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [7] и ряд других законов и законодательных актов.
    Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов.
       Важное место среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности занимают Бюджетный [2] и Налоговый кодексы [3].
     За последние годы приняты законы «Об областной государственной инвестиционной политике», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Они определяют формы, объемы, источники, условия инвестирования. При этом наиболее распространенными формами являются введение для субъектов инвестиционной деятельности налоговых льгот; предоставление инвестиционного налогового кредита, обязательных государственных гарантий возврата привлекаемых для инвестиционной деятельности денежных средств; инвестирование из государственных источников финансирования.
    Таким образом, принятие нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую сферу, преследует главную цель - обеспечить экономический рост на основе сочетания целевого регулирования экономики органами власти с механизмами складывающегося рынка, привлечения инвестиций в производство и экономическую инфраструктуру, гибкой налоговой и ценовой политики, развития мелкого и среднего предпринимательства, межрегиональной интеграции и взаимодействия с федеральным центром.
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    2. Исследование финансового регулирования экономики России на современном этапе

    2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России

    Бюджетное регулирование — это совокупность операций по распределению и перераспределению средств между бюджетами разных уровней, осуществляемых для стабилизации доходов местных бюджетов, с учетом установленных государственных минимальных социальных стандартов. Установленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня — это фундамент бюджетного регулирования. Состав бюджетов может включать целевые и резервные бюджетные фонды. Эти средства могут передаваться безвозмездно из бюджетов вышестоящих уровней в бюджеты нижестоящих для реализации социальных, экономических и других целей [16, c. 120]. 
    Бюджетное регулирование — одна из ведущих функций государства, направленная на выравнивание территориальных диспропорций. Его цель — оказывать поддержку стабильности экономики, обеспечивать ее соразмерность и сбалансированность, принимать решение глобальных задач жизнедеятельности общества. В современных реалиях рыночной экономики уровень государственного вмешательства в распределение финансовых ресурсов значительно меньше, чем в нерыночной экономике, и он носит преимущественно косвенный характер.
    Регулирование экономического роста за счет регионального бюджета осуществляется по трем направлениям — с помощью нормы ссудного процента, нормы потребления и нормы прибыли [16, c. 120]. 
    Уменьшение государственных расходов — это один из инструментов бюджетного регулирования, который базируется на взаимосвязи темпов инфляции с объемами государственных расходов. Сокращение расходов бюджета предоставляет возможность снизить темпы инфляции. При этом увеличение социальных расходов значительно снижает темпы экономического роста. 
    При имеющейся значимости бюджетного обеспечения экономического роста регионов бюджетная система в России на практике не отвечает потребностям стратегии развития национальной экономики. Наблюдается необоснованно высокая степень концентрации налогово-бюджетных полномочий федерального бюджета. Вместе с тем бюджеты на местном и региональном уровнях имеют в избытке социальные и экономические обязательства, которые необходимо обеспечить соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации. 
    Однако зависимость от установления системы нормативов деления федеральных налогов не позволяет выполнить данные обязательства в полном объеме и неблагоприятным образом сказывается на темпах роста экономики в регионе. В связи с чем созревает система неофициальных источников доходов, которая отрицательно влияет на общий экономический климат региона.
    Ситуация обостряется низкой прозрачностью бюджетов регионов для контроля со стороны населения, а также неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.
    В связи с этим снижается эффективность использования финансовых ресурсов государства, объемов и качества государственных услуг, создаются препятствия для формирования конкурентоспособности национальной экономики, снижается инвестиционная привлекательность многих регионов.
    Таким образом, подтверждается необходимость бюджетного регулирования, которое заключается в том, что распределение средств государственного бюджета производится по всем направлениям их использования. К тому же бюджетные ассигнования могут выделяться в большей или меньшей мере различным отраслям, сферам, социальным группам. При этом органы государственной власти могут устанавливать дополнительные, неналоговые, платежи в бюджет. Именно таким способом возможно осуществление государственного регулирования денежного обращения и денежного накопления. Государственное регулирование включает и установление предельно допустимой величины дефицита государственного бюджета.
    Стратегия бюджетной политики — это курс по использованию ресурсов государства для обеспечения достижения долгосрочных и среднесрочных целей социально-экономического развития [25, c. 96]. 
    Государственное регулирование социально-экономической системы страны реализовывается по двум направлениям: административному и экономическому. Наиболее эффективно на социально-экономические процессы влияют экономические методы. Самыми распространенными являются бюджетные методы, при которых используется система государственных расходов и налогообложения. Бюджет — это важнейшая составная часть финансового механизма страны. Он является рычагом, при помощи которого государство влияет на процессы производства и распределения, и выполняет три функции [25, c. 96-97]: 
    1) фискальную (обеспечение ресурсами государственных расходов); 
    2) функцию регулятора экономики (использование в качестве рычага управления хозяйственной деятельностью для достижения поставленных целей экономической политики); 
    3) функцию выравнивания доходов (использование в качестве инструмента перераспределения национального дохода посредством налогов, трансфертов). 
    Бюджетная политика государства представляется одним из наиболее эффективных методов регулирования экономики. Причина тому в распределительной природе межбюджетных отношений. Ресурсы государственного бюджета являются одним из основных источников расширенного воспроизводства, что является основанием для эффективности народного хозяйства. В связи с этим можно выделить следующие направления бюджетного воздействия на темпы роста экономики [22, c. 3-4]: 
    1) централизованные ресурсы государства являются основным источником финансирования научно-технического прогресса, тем самым оказывают значительное воздействие на ускорение научно- технического прогресса; 
    2) через бюджет в процессе реализации межбюджетного регулирования перераспределяются финансовые ресурсы от одних административно-территориальных образований к другим, а также направляются на развитие определенных регионов и отраслей; 
    3) с помощью бюджетного регулирования осуществляется субсидирование затрат на воспроизводство рабочей силы.
    Важнейший элемент эффективной региональной экономики — самофинансирование региона, что означает покрытие затрат на экономическое и социальное развитие региона, которое реализуется на базе созданных в нем ресурсов. Финансовые ресурсы формируются за счет средств бюджета региона, предприятий и организаций, расположенных на данной территории, и средств населения региона. Таким образом, финансовые ресурсы региона привязаны к результатам региональной экономики.
    Важнейший фактор самофинансирования регионов — это развитие региональных и местных бюджетов, которые являются главным источником конечных результатов производства. Территориальные органы власти предоставляют комплексное социально-экономическое развитие региона, производят контроль по поводу рационального использования ресурсов. Соответствующие органы управления бюджета территории финансирует эту область, что позволяет целенаправленно воздействовать на производственную инфраструктуру территории. 
    Бюджетные ассигнования обеспечивают развитие промышленности региона, а бюджетные отчисления предприятий становятся главным источником дохода для формирования бюджетов территорий. 
    Существует несколько направлений, когда средства используются вне пределов регионов. К ним относятся государственное управление, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание государственного долга. Большая часть расходов федерального бюджета осуществляется на территориях субъектов Федерации, что можно рассматривать как одну из форм косвенной поддержки регионов [25, c. 97].
    Возможность бюджетного механизма аккумулировать государственные финансовые ресурсы отражает бюджетный потенциал, что влияет на эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики. 
    В нас.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44