VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006245
Тема: Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера
Содержание
2



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»





















РЕФЕРАТ

к вступительному испытанию



по специальности 12.0011 – «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная деятельность» 

на тему:



Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера: предмет и пределы 

















Выполнил абитуриент:

Тенчурин Али Дамирович















Москва, 2016 г.

Введение



Российская прокуратура стала осуществлять "надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей" у истоков своего существования, с 1722 года. Екатериной II при царствовании 07.11.1775 издан правовой акт "Учреждения для управления губерний", содержавший специальную главу "О прокурорской и стряпчей должности", устанавливавшей широкие полномочия прокуроров, в том числе по надзору за местами принудительной изоляции. Именно при Екатерине II в России практическое воплощение получила мысль о полезности исправления колодников (в 1775 году), путем учреждения для мужчин и женщин смирительных домов, предназначавшихся "для ограждения общества от великих продерзостей, добронравие повреждающих, и потому бывают нужны для общего благочестия и спокойствия семей", а также работных домов (в 1783 году), созданных для содержания лиц, осужденных за хищения. В период царствования Екатерины II, тюремное дело России проникается новыми веяниями, с учетом постановленных задач: отделять задержание подследственное от заключения под стражу, осуществлять исправление и воспитание лиц, заключенных под стражу в целях воспрепятствования в дальнейшем стать вредным для общества.

Положением о прокурорском надзоре от 28.05.1922 на прокуратуру возлагалось осуществление надзора за правильностью содержания заключенных под стражей. На протяжении всего периода существования советской прокуратуры данное направление надзора считалось одним из основных. 

Статьей 3 Закона "О прокуратуре СССР" 1979 года было установлено, что в соответствии с возложенными задачами прокуратура СССР осуществляет "надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом". В тот период наибольшую значимость и приоритет имел надзор за исполнением уголовного наказания  в виде лишения свободы, что в первую очередь было обусловлено львиной долей подобного рода приговоров от общего числа, вынесенных судами.

Реакцией на ухудшение состояния законности в рассматриваемых учреждениях, рост повторной, рецидивной преступности, преступных проявлений в исправительных учреждениях, систематические нарушения прав и законных интересов осужденных, участившиеся нападения на представителей администраций органов и учреждений УИС послужило создание в 1980-х годах в органах советской прокуратуры специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях. Данная прокурорская реформа способствовала развитию и активизации надзора за пенитенциарной системой.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22.11.1991 провозглашался приоритет международных норм, относящихся к правам человека перед отечественным законодательством, нашедший свое закрепление в Конституции РФ.

Основные положения Конституции РФ нормативно «вплетены» законодателем в Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18.12.1996. 

Новеллами указанного законодательства явились: определение его целей, задач в соотношении и взаимосвязи с международно-правовыми актами, формулировка системы принципов этой отрасли законодательства; регламентация правового статуса органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, и, содержащих под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; определение прав и обязанностей их персонала, его взаимоотношений с осужденными в процессе содержания под стражей и исполнения наказания; урегулирование основы правового положения следственно-арестованных и осужденных к различным видам наказаний.

В 1997 году продолжилось реформирование уголовно-исполнительного законодательства. Указом Президента РФ "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 08.10.1997 № 1100 поставлена задача по выполнению рекомендаций Совета Европы о передаче уголовно-исполнительной системы из МВД Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации, определены этапы передачи и ответственные за это государственные органы. Уголовно-исполнительная система (УИС) 01.09.1998 официально передана в Министерство юстиции Российской Федерации.

Современная уголовно-исполнительная система относительно прозрачна и доступна взору общественного контроля, наибольшее внимание в деятельности ее органов и учреждений уделяется соблюдению прав человека. Актуальность эти вопросы приобрели в связи с вступлением России в Совет Европы и ратификацией ряда важных международных актов, направленных на соблюдение прав и свобод осужденных, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод и дополнительных Протоколов к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и ряда других. 

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, закреплен законодателем в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 51 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

	Данная отрасль прокурорского надзора выделена законодателем главой 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в самостоятельное направление прокурорской деятельности и является важной составляющей общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах принудительной изоляции, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и иные меры уголовно-правового характера, служит одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний и обеспечении меры пресечения в виде заключения под стражу.

	Правильное определение предмета и пределов надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, имеет приоритетное значение, поскольку ориентирует усилия прокурора на наиболее актуальных аспектах, с позиции обеспечения прав заключенных, осужденных, потерпевших, общества и государства.

	

Общая характеристика надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера (предмет и пределы)



В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 17.01.1992                  № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к предмету прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу относятся:

надзор за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

надзор за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

надзор за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Пределы прокурорского надзора определяются с учетом:

перечня нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых обязан осуществлять прокурор; 

поднадзорных объектов;

полномочий прокурора.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов отнесено: 

посещение в любое время органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

получение объяснений от задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

ознакомление с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требование от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона от 17.01.1992                      № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требование объяснений от должностных лиц, внесение протестов и представлений, возбуждение производства об административных правонарушениях, приостановление действия опротестованного акта администрации учреждения, до рассмотрения протеста;

отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

При этом частью 2 статью 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» одновременно установлена и обязанность прокурора или его заместитель в немедленном освобождении каждого, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

В соответствии со статья 34 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, являются обязательными для должностных лиц вышеуказанных органов и уучреждений.

К общему предмету указанной отрасли надзора относится соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, регламентирующих процессы исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"), а также других законов, сопряженных с данными сферами правоотношений (Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ).

При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы российского государства. Таким образом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусматривает российское законодательство, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК РФ).

В этой связи прокурору следует знать не только законы Российской Федерации, регулирующие рассматриваемые сферы правоотношений, но и соответствующие нормы международного права.

Более детально предмет, задачи и методы осуществления данной отрасли прокурорского надзора конкретизированы в ныне действующем приказе Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2014 № 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений  и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с его положениями прокурорам всех уровней надлежит рассматривать данную сфере надзора, как одно из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, содержащихся на гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях, а также отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а работу организовать так, чтобы своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законов в деятельности указанных учреждений и органов.



Надзор за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.



Статья 22 Конституции РФ гарантирует, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В ст. 10 УПК РФ закреплен конституционный принцип о том, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Арест гражданина, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что лица, заключенные под стражу, осужденные могут находиться в соответствующих органах и учреждениях только на законных основаниях. В ходе проведения прокурорского надзора внимание обращается, прежде всего, на законность задержания и содержания под стражей.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше предусмотренного законом срока.

Наиболее строгая мера пресечения, закрепленная конституционными нормами, - заключение под стражу или содержание под стражей. Применить такую меру возможно только по судебному решению. Порядок заключения под стражу регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Оно в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Содержание под стражей при производстве предварительного следствия ограничено определенным сроком, не превышающим срок предварительного следствия. Поскольку мера пресечения в качестве заключения под стражу применяется не к виновным, а лишь к обвиняемым в совершении преступления, это способствует экономному распределению времени по расследованию преступления. Лицо, к которому мера пресечения в виде заключения под стражу применена до предъявления обвинения, можно содержать под стражей как подозреваемое лишь до десяти суток (с учетом времени задержания, если оно предшествовало применению меры пресечения). По истечении этого срока, если обвинение подозреваемому не предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Если обвинение предъявлено, то на это лицо распространяются общие правила о сроке содержания под стражей обвиняемого, и администрация места содержания под стражей должна быть официально уведомлена о предъявлении обвинения. В противном случае она должна освободить подозреваемого из-под стражи по его требованию, требованию защитника или представителя, по указанию прокурора.

Важный момент, связанный с содержанием по стражей, зафиксирован в ч. 3 ст. 10 УПК РФ. Так, указывается, что лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. Приказ Генерального прокурора от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" обязывает прокуроров всех уровней организовывать действенный надзор за соблюдением законодательных актов, регулирующих порядок содержания лиц, находящихся под стражей.

Поэтому прокуроры проверяют исполнения требований, отраженных в Положении о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20, Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189, Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. N 41, и других нормативно-правовых актов.

В настоящее время в Российской Федерации действуют два вида мест содержания под стражей:

- следственные изоляторы;

- изоляторы временного содержания.

Они имеют различия, обусловленные функциональным назначением и правовым статусом.

С 1 января 2006 г. основным видом следственных изоляторов являются только изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном Министром внутренних дел РФ и главнокомандующим Пограничными войсками ФСБ.

Изоляторы временного содержания финансируются за счет средств федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов может осуществляться их дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение.

Согласно действующему законодательству уголовное наказание назначается судом. Уголовным кодексом РФ, предусмотрены конкретные виды наказаний, условия их назначения, а также установлен перечень учреждений, в которые могут быть направлены осужденные.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей).

Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены УК РФ и УПК РФ.

В качестве основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера согласно ст. 7 УИК РФ называется не только приговор суда, вступивший в законную силу, но и судебные определения и постановления, изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу, а также акты помилования и амнистии.

Настоящий ФЗ подчеркивает правозащитную функцию прокуратуры, нацеливает ее на всемерную охрану прав и законных интересов осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обязывает вскрывать и своевременно устранять допущенные в отношении их нарушения закона. К предмету прокурорского надзора относится соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Одно из главных прав подозреваемых и обвиняемых - право знать, в чем он обвиняется, поскольку объем, содержание и характер обвинения определяют линию поведения обвиняемого и выбираемые им средства и способы защиты. При изменении обвинения следователь обязан в срок не более трех суток известить путем предъявления ему нового обвинения или постановлении о прекращении уголовного преследования в части обвинения.

Государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

Подозреваемые и обвиняемые, осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Администрация места содержания под стражей и исполнения наказания обязана предоставить подозреваемым и обвиняемым указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и режима. В доступных местах в камерах и общежитиях вывешивается подобная информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, осужденных. Также такие сведения доводятся в письменном или в устном виде, по радио, телевидению, во время посещения камер и общежитий сотрудниками мест содержания под стражей и исполнения наказаний, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых, осужденных начальниками мест содержания под стражей и исполнения наказания и уполномоченными ими лицами.

Подозреваемым и обвиняемым, осужденным разъясняются сведения о режиме содержания под стражей и дисциплинарных требованиях. Они включают в себя разъяснение правил поведения, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции, охраны и надзора, поддержания внутреннего распорядка содержания под стражей, обращения к персоналу. Доводится также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности и оружия, технических и иных средствах охраны и надзора, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

Необходимую информацию подозреваемые и обвиняемые могут получать самостоятельно. Для чего по их просьбе из библиотеки доставляются необходимые нормативные акты.

Личная безопасность подозреваемых и обвиняемых, осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии со ст. 13 УИК РФ, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами юстиции, внутренних дел, прокуратуры и иными правоохранительными и судебными органами по месту обращения осужденного с просьбой об обеспечении безопасности.

В ходе надзора прокурор должен помнить, что не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых, осужденных по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Подозреваемые, обвиняемые, осужденные имеют право обращаться в органы прокуратуры лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Это их конституционное право как граждан России.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки.

Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверяются с выездом на место.

При этом работники прокуратуры располагают как уголовно- и административно-процессуальными, так и гражданско-процессуальными возможностями, а также процедурой протеста и представления.

Предметом прокурорского надзора является также исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми, осужденными и иными лицами, подвергнутыми по решению суда мерам принудительного характера.

Основные права и обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и регламентированы Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 20 (с изменениями и дополнениями от 15 марта 2001 г., 5 марта 2004 г.), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденными Приказом Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, другими нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв. Приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. N 41 (согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 3 января 1996 г.)).

Подозреваемые и обвиняемые, осужденные обязаны выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Под законными понимаются те требования, которые прямо предусматриваются нормами Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых приказов и указаний. Законность предъявляемого требования следует определять исходя из его общей характеристики, а не из суждения о том, компетентен или нет данный сотрудник администрации требовать выполнения осужденным конкретных действий. В ИУ устанавливаются единые режимно-педагогические требования, выполнение которых осужденными обеспечивается всем персоналом УИС, независимо от занимаемой конкретным работником должности. Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником УИС требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (например, требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и т.п.).

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные обязаны также соблюдать правила гигиены и санитарии. Основные принципы поддержания санитарии и гигиены закреплены в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. и в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 апреля 1993 г. и конкретизированы применительно к местам содержания под стражей в ряде ведомственных нормативных правовых актов, включая Правила внутреннего распорядка.

Законодательство предполагает различные формы ответственности осужденных за невыполнение возложенных на них обязанностей.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных подлежит проверке также выполнение администрацией ИУ требований законодательства.

К предмету прокурорского надзора наряду с соблюдением прав и обязанностей подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, закон относит соблюдение порядка и условий содержания названных лиц. При проверке условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы прокурор должен обращать внимание на законность представления возможности осуществить следующие права: приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости, свидания осужденных к лишению свободы, получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей, переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов, телефонные разговоры осужденных к лишению свободы, прогулки осужденных к лишению свободы, просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей, условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения, выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.

Большого внимания требуют обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы, материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей, медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, материальная ответственность осужденных к лишению свободы.

В Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах" (с изменениями от 4 февраля 2004 г.) прокурорам предписывается при проверках соблюдения законности в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, в местах лишения свободы своевременно и принципиально реагировать на нарушения законности, режима содержания задержанных, арестованных и осужденных, в том числе на послабления опасным преступникам. Особое внимание необходимо обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных группировок.

Режим отбывания наказания, являясь одним из основных средств исправления, в котором заключается сущность наказания, присущая ему кара, вместе с тем создает необходимые условия для успешного применения других средств исправления осужденных. Поэтому соблюдению режима отбывания наказания отводится столь важное место в предмете прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы. Основные условия и порядок осуществления мер изоляции при содержании под стражей, исполнении наказания предусмотрены настоящим Федеральным законом, УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка мест содержания под стражей.

Режим определяет степень изоляции осужденных от общества, количество правоограничений карательного и некарательного характера, суровость и тяжесть наказания в целом.

Режим обеспечивает не только реализацию прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, но и безопасность персонала. Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются, в частности, обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция подозреваемого, обвиняемого осужденного от общества и вытекающие отсюда ограничения его прав и свобод, постоянный надзор и контроль за ним и его поведением, в чем, прежде всего, выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции определяется видом режима и поведением осужденного. Изоляция осужденных осуществляется в соответствии с Инструкцией по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной Приказом Минюста России от 6 августа 1999 г. N 236. Наиболее полная изоляция достигается в СИЗО, тюрьмах и ИК особого режима (всех видов), наименьшая - в колониях-поселениях, где даже отсутствует вооруженная охрана осужденных.

УИК существенно усилил возможность дифференциации условий отбывания наказания в одном виде ИУ (следовательно, и степень изоляции) в зависимости от поведения осужденных, введя обычные, облегченные и строгие (а в ВК еще и льготные) условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции может быть усилена за счет применения таких строгих мер дисциплинарного наказания, как водворение в ШИЗО и ДИЗО, одиночную камеру либо в ПКТ или ЕПКТ. Возможны переводы осужденных из ИК в тюрьму или из колонии-поселения в ИК общего или строгого режимов.

Наряду с охраной в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. N 83, за осужденными ведется круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом ИУ, реализующим единые режимно-педагогические требования, разработанные и установленные в данном ИУ. В надзоре за осужденными участвует и служба охраны, которая находится в полном ведении ИУ.

В целях задержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, защиты от нападений, угрожающих жизни и здоровью граждан и сотрудников уголовно-исполнительной системы, предотвращения иных общественно опасных действий со стороны осужденных закон предусматривает возможность применения к ним физической силы, специальных средств и оружия. Сотрудники мест содержания под стражей и исполнения наказания применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.

Правовой основой применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками мест содержания под стражей, а также сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, являются:

- Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (ст. ст. 44, 45, 46, 47);

- Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 86);

- Закон РФ "О милиции";

- Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. с последующими изменениями;

- Закон РФ "Об оружии".

Основ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.