VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Музыкально-литературный клуб «Прекрасное рядом» как средство формирования у детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001464
Тема: Музыкально-литературный клуб «Прекрасное рядом» как средство формирования у детей младшего школьного возраста
Содержание
                          
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики 
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования


Музыкально-литературный клуб «Прекрасное рядом» как средство формирования у детей младшего школьного возраста 
познавательной деятельности 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование 
Профиль «Начальное образование»


Исполнитель: Березина Яна Викторовна,
студентка группы Б-02021 заочного отделения 
											
Научный руководитель: Вера Леонидовна Синебрюхова,  к.п.н., доцент 

Заведующий кафедрой: Вера Владимировна Толмачева, к.п.н., доцент 

Дата допуска к защите «___»________2017г.

Оценка 	

Протокол № ___ от «____»_________ 2017г.

Председатель ГАК 	




Сургут,  2017 год
Оглавление
Введение………......................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности посредством музыкально-литературного клуба......................  10
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность»………..…………….10
1.2. Возможности интеграции внеурочной деятельности в начальной школе с учётом разных предметных областей…………………….………………….24
1.3. Условия организации работы музыкально-литературного клуба по формированию познавательной деятельности младших школьников……..35
Выводы по первой главе………………………………………………...…...43
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по совершенствованию процесса формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе организации работы музыкально-литературного клуба..45
2.1. Диагностика исходного уровня формирования познавательной деятельности младших школьников ………………………………………...45
2.2. Совершенствование процесса формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе организации работы музыкально-литературного клуба «Прекрасное рядом»………....60
2.3. Результаты исследовательской работы ...................... ……………………72
Выводы по второй главе…………………………………………………...…81
Заключение .........................................................................................................85
Библиографический cпиcoк литерaтуры.......................................................89
Введение
     Актуальность исследования. Формирование познавательной деятельности в младшем школьном возрасте является одной из актуальных, общественно значимых проблем в современных условиях, так как согласно Закону «Об образовании в РФ» и Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, главной целью школы является целостное развитие личности ребёнка и подготовка к дальнейшему совершенствованию после окончания образовательной организации [53].
     В этой связи формирование познавательной деятельности требует иного подхода, соответствующего новой социальной реальности: формирование школьника как субъекта познавательной деятельности, способного осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения. Поэтому особая роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочной деятельности [23, c. 74].
     В нормативных документах, психолого-педагогической и методической литературе последних лет отмечается, что ведущей задачей начального общего образования становится формирование у детей младшего школьного возраста универсальных учебных действий, что в свою очередь должно обеспечить обучающимся умение учиться, стремление к саморазвитию [55]. 
     В Федеральном государственном образовательном стандарте и Концепции развития универсальных учебных действий начального общего образования подчёркивается значимость сознательного и активного присвоения детьми нового социального опыта, что определяет необходимость построения образовательного процесса в начальной школе таким образом, чтобы обучающийся становился активным субъектом познавательной деятельности и развития личности [53, с. 7].  
     Полагаясь на работы Б.С. Гершунского, З.И. Слепкань, Н.Ф.Талызиной и других, можно утверждать, что каждому ребёнку необходимо привить интерес к познанию, но вызвать устойчивую потребность непрерывно учиться достаточно сложно, если не закладывать и целеустремленно не формировать основ этой потребности, начиная со ступени начального образования  [1, c. 4]. 
    Проблематика формирования познавательной деятельности младшего школьника достаточно освещена в педагогике и психологии, на сегодняшний день практически общепризнанно, что познавательная деятельность - образование, требующее комплексных психолого-педагогических исследований. 
     Учёные обращались к выявлению психологических закономерностей формирования познавательной деятельности (Л.И. Божович, И.Я.Лернер, Г.И.Щукина и др.), к связи интересов и потребностей (Б.Г. Ананьев,  Г.К.Гумницкий,  С.Л. Рубинштейн и др.), склонностей ребенка (А.Г.Ковалев,  А.Я. Савченко и др.). 
     Способы формирования познавательной деятельности с учётом возрастных особенностей школьников и возможностей содержания учебных предметов исследовали В.И.Агарков, Ф.К.Савина, Г.И.Щукина и др. Сложились определённые представления о характере познавательной деятельности младших школьников в зависимости от условий обучения (В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий,  В.В. Репкин и др.).
     Согласно исследований О.А. Куревиной, познавательная деятельность предполагает единство интеллектуальных и волевых характеристик личности, способствующее овладению общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами приобретения знаний [24, с.16].
     Детальный анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать ряд проблем в формировании познавательной деятельности современных школьников, рассматриваемых в трудах Я.С. Коваля, Ю.Н.Кулюткина, О.П. Липецкого, И.О. Люблинской, Н.И. Щербаня и др. 
     Анализ существующих научных разработок показывает, что в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования актуальным становится переосмысление содержания и форм работы педагога с младшими школьниками, которые должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности их познавательной деятельности, на становление субъектов педагогического взаимодействия.
     В свете вышеизложенного, проблема формирования основ познавательной деятельности обучающихся является одной из центральных в психологии и педагогике, поскольку каждая личность должна получить образование и развитие. 
     Формирование познавательной деятельности как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить младшему школьнику в ситуацию познания. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать,  синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является внеурочная деятельность. 
     Анализ coвременных исследований по проблеме формирования внеурочной познавательной деятельности показывает, что они посвящены различным её аспектам. Большой вклад в изучение формирования личности во внеурочной деятельности внесли П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Л.М.Зеленина, А.Д. Солдатенков и др.  Внеурочная воспитательная работа, по утверждению данных авторов, обладает преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации разных видов деятельности, оптимального сочетания традиционных и инновационных формы и методов педагогического воздействия [35, с. 38].
     Для настоящего исследования важны работы, раскрывающие особенности интеграции учебных предметов во внеурочной деятельности младших школьников, в том числе как форма успешной организации данного вида образовательной деятельности выделяются клубы по интересам (И.И.Баннов, Н.М.Конышева, Н.В. Матяш и др.). Однако в данных исследованиях недостаточно отражены все потенциальные возможности организации школьного музыкально-литературного клуба, его роль в развитии познавательной деятельности младших школьников. 
     Диссертационные работы за последние годы свидетельствуют о том, что исследователи обращаются к проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время (П.И. Семенова), в учебно-воспитательном процессе школы на основе построения учебного процесса в форме творческой познавательной деятельности (Е.Г. Кайдаш), в процессе личностно-ориентированного обучения (Э.А. Бараз).
     Отечественными исследователями И.А.Киршиным, А.А. Нестеренко, Е.Г.Речицкой и др. отмечается, что младший школьник поэтапно овладевает познавательной деятельностью – от репродуктивной к частично-поисковой, а при целенаправленной организации обучения – творческой. 
     Для успешного формирования познавательной творческой деятельности, согласно утверждению М.Р.Львова, С.Л.Лысенковой, М.И.Махмутова и др., необходимо развитие познавательных процессов школьников (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) в процессе интеграции учебных предметов [35, с. 38]. 
     Познавательная деятельность, являясь основной для школьника, не всегда личностно значима. Требования, предъявляемые в настоящее время к выпускникам школы, переводят познавательную деятельность в актуальный вид деятельности для всех участников педагогического процесса. 
     Внеурочная деятельность предполагает в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования должна организоваться по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)  [52]. 
     Однако, согласно публикациям педагогов-практиков, до сих пор недостаточно раскрыты условия организации музыкально-литературного клуба на основе интеграции во внеурочной деятельности учебного материала, влияющие на развитие познавательной деятельности младших школьников, принципы отбора и условия применения такого материала на уроках в начальной школе [35, с. 38].
     Анализ школьной практики показывает, что зачастую разработка интегрированных курсов внеурочной деятельности строится на основе инициативы, личного опыта и пристрастий педагогов, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке обучающихся начальной школы. 
     Исследования Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова и др. констатируют присутствие рассогласования в организации внеурочной деятельности в массовых российских школах, проявляющегося между возросшими требованиями к  уровню развития познавательной деятельности и недостаточным использованием  педагогом - практиком  уникальных возможностей детского творчества и интегративных связей в образовательном процессе [4, с. 79].
     С одной стороны, ставится задача достижения у всех младших школьников глубины, прочности, действенности тех знаний, умений и навыков, которые являются основой их дальнейших успехов в обучении, а с другой - необходима оптимизация воспитывающего и развивающего влияния обучения на личность ученика, который в этом возрасте наиболее восприимчив к педагогическим воздействиям [42, с.24].
     Недостаточная разработанность проблемы формирования познавательной деятельности младших школьников в процессе работы музыкально-литературного клуба во внеурочной деятельности, а также трудности в практической деятельности учителей начальных классов в этом направлении определили выбор области исследования. 
     Вышеизложенное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, познавательную деятельность младших школьников во внеурочной деятельности необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию такой деятельности в рамках современной образовательной организации, исследован недостаточно.
     Актуальность и противоречие обусловили проблему: «Каковы условия организации работы музыкально-литературного клуба в процессе формирования познавательной деятельности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?».
     Цель исследования: теоретическое обоснование условий организации работы музыкально-литературного клуба, направленного на формирование познавательной деятельности младших школьников.
     Объект исследования: процесс формирования у детей младшего школьного возраста познавательной деятельности. 
     Предмет исследования: условий организации работы музыкально-литературного клуба в процессе формирования у детей младшего школьного возраста познавательной деятельности.
     Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач исследования:
     1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» и особенности процесса её формирования у детей младшего школьного возраста.
     2. Охарактеризовать специфику внеурочной деятельности в начальной школе и возможности ее интеграции с учетом разных предметных областей.  
     3. Выявить и экспериментально проверить комплекс условий организации работы музыкально-литературного клуба в процессе формирования познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
     4. Разработать программу интегрированного клуба  внеурочной деятельности, направленного на развитие познавательной деятельности младших школьников.
     Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ педагогического процесса в начальной общеобразовательной школе; интервьюирование учителей, родителей; анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ данных.
          В исследовании использовались диагностические методики: диагностическая методика «Оценка уровня сформированности учебно-познавательной деятельности и интересов» Г.В. Репкиной, Е.В. Заика, модифицированная «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной.
     Методологической основой исследования явились теоретические положения личностно-ориентированного обучения и концепции саморазвития личности (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков, и др.), теоретические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии  личности (А.Н. Леонтьев, Р.С.Немов, С.Л. Рубинштейн и др.); вопросы развития воспитательных систем в учреждениях образования (В.С.Кукушкин, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова и др.); конкретно-педагогические исследования современных авторов по проблеме формирования активной познавательной деятельности школьника и организации интегрированной внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, Н.А.Менчинская, П.В. Степанов, Л.Н. Стригун, Г.И. Щукиной и др.).
     Теоретическая значимость состоит в обобщении современных научных представлений по проблеме исследования: конкретизирована и уточнена сущность понятия «познавательная деятельность», раскрыты и обоснованы условия организации интегрированного курса внеурочной деятельности «музыкально-литературный клуб», направленного на формирование познавательной деятельности младшего школьника.
     Практическая значимость исследования заключается в возможности  использования материалов в работе по развитию познавательной деятельности обучающихся начальной общеобразовательной школы.
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

     Глава 1. Теоретико-методические основы формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности посредством музыкально-литературного клуба
     1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность»
     Основу современных взглядов на образовательный процесс составляет понятие деятельности. Выстраивая логику рассмотрения сущности данного понятия и особенностей процесса формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, можно определить следующую последовательность: опираясь на труды учёных ? педагогов и психологов, принимая во внимание, что основой развития и воспитания растущего человека является деятельность и общение (А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и др.), в которых выражена социальная сущность человека, рассмотрим сущность и структуру познавательной деятельности, основные компоненты и особенности, важные для педагогического процесса [52, с. 33].
     Существуют различные точки зрения исследователей на определение понятия «деятельность». 
     В работах Р.С. Немова деятельность понимается как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира [18, с. 657]. 
     И.А. Зимняя определяет деятельность как динамическую систему взаимодействий с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [22, с.133]. 
     А.Н. Леонтьев считал деятельность системой, имеющей строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие [29, с.84].
     Обобщив данные определения, можно заключить, что деятельность является основой психической жизни человека, имеющей системное строение и главную функцию ориентирования в предметном мире. 
     В психолого-педагогической науке определены различные виды деятельности: предметная, игровая, учебная, изобразительная, коммуникативная, трудовая, среди которых выделены три ведущих вида – игра, учение, труд. 
     Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн делали акцент на социально- историческом характере деятельности отдельно взятого человека, ее производности от материального и речевого общения людей [26, с.94].
     К настоящему времени исследователи Д.Б. Эльконин, Д.И.Фельдштейн и др. сходятся во взглядах на такие положения деятельности, как: 
     ? реальность данного явления и необходимость его изучения; 
     ? предметный характер деятельности; 
     ? деятельность как системное образование; 
     ? связь деятельности с потребностями, мотивами и целями человека; 
     ? наличие внешних и внутренних средств деятельности [54, с.84].
     В трудах психологов В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и др. представлены общепризнанные наукой положения о том, что деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, действия и операции, результат  [29, с.84]. 
     При рассмотрении деятельности как познания, возникает необходимость в рамках данной работы раскрыть понятие познавательной деятельности. 
     Согласно утверждению Р.С. Немова, познавательная деятельность – это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний  [29, с.84].
     По мнению А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Ребёнок не обладает врожденными готовыми формами поведения, логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, или музыкальными способностями. Переходя этапы от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, он развивается не путём развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путём усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями [38, с.74].
      Главную роль в этом процессе играет учитель, общественная функция которого и состоит в передаче опыта предыдущих поколений.
     Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина констатируют, что познавательная деятельность младшего школьника в процессе обучения представляет собой учение, в котором отражаются предметный материальный мир и его активная преобразующая роль как субъекта этой деятельности  [48, с.63; 52, с.19].
     С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Т.И. Шамова утверждают, что предметом познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения являются действия, выполненные им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом, а под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности, любую деятельность человек совершает с большим пристрастием, более эффективно, если одухотворён познавательным интересом [4, с.51].
     В трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, познавательная деятельность выделяется важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой). И в то же время, познавательная деятельность способствует развитию умения ребенка познавать окружающий мир, являясь продуктом и предпосылкой усвоения социального опыта [24, с.32].
     Согласно теоретических положений А.Н. Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, познавательная деятельность представляет собой деятельность обучающего и обучающегося, где именно обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе познания и учения. А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина утверждают, что в учебном процессе познавательная деятельность ученика - учение, представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений почерпнутых в опыте жизни к системе познания [45, с.82].
     В настоящее время, как утверждается в трудах Е.Н. Кабановой,        В.Н. Решетникова, широко распространенное понятие «познавательная деятельность», обычно несёт дидактическую нагрузку и по содержанию тождественна учению [39, с.77].          
     Основываясь на утверждениях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И.Щукиной и др., можно сделать вывод, что познавательная деятельность обучающегося в школе - необходимый этап подготовки к дальнейшему образованию и жизни в обществе. Данное положение логически подводит нас к рассмотрению особенностей познавательной деятельности младшего школьника.
     В работах Н.Ф.Добрынина, А.Г.Ковалева отмечается, что познавательная деятельность школьника в современном обществе представляет собой обязательную, систематически совершаемую деятельность. Обязательность учения для ребёнка школьного возраста определена законодательством и его социальная роль определяет характер формирования познавательной деятельности, задач, действий и результата [18, с.51].
     В этом и состоит основная особенность познавательной деятельности младшего школьника, которая находится в зависимости от социальных целей, но, согласно утверждению Н.А. Менчинской, Г.И. Щукиной, не утрачивает своего субъективно-личностного основания [45, с.51].
     Ещё одной отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является активный характер её протекания. Так,  Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон и другие справедливо отмечают, что познавательная деятельность активизирует все психические процессы младшего школьника, на высоком уровне своего развития по02буждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности, через изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон [15, с.63].
     Особенностью познавательной деятельности, по мнению А.Г.Асмолова, Д.Н.Богоявленского и др., является и её структура, включающая те же компоненты, что и любая деятельность, но ограниченные целенаправленностью и программным характером учения, что требует системности, последовательности, а осуществление познавательной деятельности школьника определяется  компонентами учебного процесса- содержанием, методами, организацией [4, с.51].
     В трудах А.Н. Леонтьева отмечается ещё одна особенность познавательной деятельности - обобщённость, отчетливо проявляющаяся в ситуации, когда сам обучающийся необязательно непосредственно соприкасается с областью действительности, знания, которую изучает [29, с.87].
     Важным признаком и особенностью познавательной деятельности младшего школьника Н.Ф. Талызина, Г.И.Щукина и др. выделяют взаимодействие обучающегося с окружающей средой и преобразующий характер деятельности, когда приобретенные знания, умения преобразуют самого обучающегося, его способы мышления и восприятия действительности  [48, с.45].
     Исследуя специфику познавательной деятельности младшего школьника, Н.С. Горчинская, Н.Ф.Талызина, Г.И. Щукина и другие дополняют вышеперечисленные особенности: 
     - субъектом познавательной деятельности выступает ученик, в центре учения стоит его личность ? сознание, отношение к окружающему, к процессу познания;
     - познавательная деятельность младшего школьника может носить исполнительский, активно-исполнительский, творчески-самостоятельный характер;
     - восприятие младшего школьника в процессе познания носит преимущественно непроизвольных характер, дети замечают в предметах не главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов;
     -значительную роль в познавательной деятельности младшего школьника играет эмоциональный фактор [48, с.19; 52, с.32].   
     Выделив особенности, уместно перейти к рассмотрению структурных компонентов познавательной деятельности младшего школьника. 
     Структура познавательной деятельности по своим компонентам отражает построение любой деятельности, согласно утверждению Г.И.Щукиной, и направлена не только на процесс познания, но и на результат, что проявляется в стремлении к цели, в реализации её, преодолением трудностей с волевым напряжением и усилием [52, с.32].   
     Цель деятельности определяет довольно длительный процесс познания, учения младшего школьника, но Н.Ф. Талызиной конкретизируется, что для школьника цели обучения трансформируются в мотивы познавательной деятельности. Поэтому смыслообразующим началом деятельности ученика являются его внутренние побуждения [48, с.32].
     Раскрывая структуру познавательной деятельности, необходимо выделить значимость мотивации, как основы любой успешной деятельности. В связи с этим, с первых лет обучения в школе ребенку необходимо пробуждение мотивов, которые лежали бы в самом процессе обучения, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения [50, с.67].
     Исследования Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина в этой области подтверждают, что познавательная деятельность младшего школьника побуждается не одним, а множеством мотивов, одни из которых играют доминирующую роль, другие - подчинённую, третьи - едва заметны. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, от их значимости для обучающегося зависит и мера значимости для него познавательной деятельности [54, с.32].
     Среди мотивов выделяют социальные (широкие, отдалённые, перспективные) мотивы, познавательные (выражающие прямое отношение к познанию, убеждение в необходимости разностороннего образования) и группу мотивов самовоспитания, общения, престижа [14, с.56].
     Особая значимость мотивации в структуре деятельности становится более ясной, если обратиться к такому компоненту познавательной деятельности, как предметные действия. 
     Каждый учебный предмет выдвигает перед учеником множество задач и определяет множество предметных действий в виде серии самостоятельных работ самого различного характера, требующих оперирования приобретенными навыками, специальными практическими и познавательными умениями [14, с.56].
     В структуре познавательной деятельности особо выделяются умения, необходимые для решения познавательных задач, получившие в теории педагогики название познавательных умений. Данные познавательные умения, согласно концепции П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной получили название умственных действий. Е.Н. Кабанова, В.Н. Решетников называют их приёмами мыслительной деятельности, Д.Н. Богоявленский, Н.А.Менчинская – интеллектуальными умениями. Несмотря на различные формулировки по своей сути они аналогичны [50, с.67].
     Условно данные познавательные умения делят по степени обобщённости на конкретные, отражающие специфику того или иного учебного предмета и проявляющегося при усвоении конкретных знаний, и обобщённые или интеллектуальные, обеспечивающие протекание познавательной деятельности при изучении всех учебных дисциплин, так как характерной особенностью их является независимость структуры этих умений от содержания, на основе которого совершается умственная задача [34, с.27]. 
     К общим познавательным умениям относят: умение работать с книгой, наблюдать, составлять план к усвоению которых учащиеся приходят через усвоение предметных и процессуальных умственных действий [50, с.92].
     Среди обобщённых познавательных умений Е.Н. Кабанова, В.Н.Решетников выделяют умение анализировать и синтезировать, умение сравнивать, умение выделять главное, умение обобщать, умение классифицировать и выделять причинно-следственные связи [22, 53]. 
     Эти умения предполагают владение и оперирование обобщёнными способами действий, относящимся к широкому кругу факторов и явлений. Формирование учебных умений – непременное условие для формирования творческой познавательной деятельности [24, с.32].
     В процессе совершенствования действий происходит акт познания, который находится в прямой зависимости от мотива с одной стороны, и от степени владения умениями, с другой [18, с.39].
     Успех решения любой задачи зависит, прежде всего от того, принята она учеником или нет, видит ли он смысл ее осуществления, представляет ли она для него личный интерес, испытывает ли он потребность в ее разрешении. 
     Как утверждается в работах Н.Г.Морозовой, А.Г.Ковалева, структура познавательной деятельности ученика и ее механизмы выражаются не только в мотивах совершаемых им действий, а и в том, как принимает и понимает он задачу, которая поставлена, в какой мере он владеет нужными для ее выполнения способами, умениями, с каким настроение совершается им процесс деятельности (увлеченно, инертно, самостоятельно или с подсказками), каков результат выражения в речи, в материализованных, практических формах речи [18, с.39].
     Н.Ф. Добрынин констатирует, что в основе познавательной деятельности лежит познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [18, с.39]. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. 
     Как утверждается в работах Л.И. Анцыферовой, Л.С. Рубинштейна, выделяя в структуре познавательной деятельности процессуальную основу, в качестве завершённого акта выступает учебное действие, в которое включается комплекс элементов ? познавательная, практическая задача, мотивы действия, способы его выполнения (умения и навыки) и реальный результат (выполнено сочинение, решение задачи, составлена таблица и т.д.) [35, с.38].
     Младший школьник поэтапно овладевает познавательной деятельностью – от репродуктивной к частично-поисковой, а при целенаправленной организации обучения – творческой. Для успешного формирования познавательной деятельности необходимо учитывать особенности развития познавательных процессов учащихся начальных классов, таких как восприятие, память, мышление, внимание, воображение. Именно развитие этих психических процессов, по мнению М.Р. Львова, С.Л.Лысенковой, М.И. Махмутова и др. обеспечивает успешное формирование познавательной деятельности  [35, с.38].
     Рассмотрев структурные компоненты познавательной деятельности, целесообразно перейти к характеристике особенностей процесса формирования данной деятельности в младшем школьном возрасте. 
     Психологами М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, К.Л. Патриной и др. процесс формирования познавательной деятельности младшего школьника характеризуется постепенным переходом от ситуации передачи педагогом ученику отдельных звеньев познания, контроля и оценки к развитой форме учебной деятельности с постановкой самим учеником задач собственного изменения [35, с.38].
     Выделяя особенности процесса её формирования у детей младшего школьного возраста, Б.С. Волков, В.Г. Степанов отмечают следующие:
а) процесс формирования познавательной деятельности  младшего школьника есть процесс социальный (ребенок занимает социальную позицию школьника);
б) формирование познавательной деятельности осуществляется в процессе разнообразной активной деятельности самого школьника;
в) с поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер;
г) познавательная деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками [35, с.38].
     Знаменитый отечественный психолог Н.Ф. Талызина отмечает, что в младшем школьном возрасте у обучающихся постепенно формируются умение определять цель предстоящей деятельности, способы ее достижения: добиваться результата; самоконтроль, проявляющийся при сравнении полученного результата с образцом, эталоном, умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат [35, с.38].
     В работах М.Р. Львова отмечается, что формирование познавательной деятельности во многом зависит от мотивов, которыми она побуждается (познавательная деятельность младшего школьника часто побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями, ребёнок не чувствует интереса и потребности к знаниям, но старается выполнить все задания, чтобы получить хорошую отметку, избежать порицания). Внутренняя же мотивация вызывается познавательным интересом ребёнка, когда постепенно знания становятся не средством достижения какой-либо цели, а целью самой познавательной деятельности [35, с.38].
     Л.С. Выготский указывал, что основные изменения в процессе формирования познавательной деятельности ребёнка младшего школьного возраста - осознание и овладение психическими процессами - обязаны своим происхождением именно обучению [35, с.38].
     Учебная познавательная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д.Б. Эльконин [54, с.38].
     Отличие результата учебной познавательной деятельности от других наиболее ярко обнаруживается при её сравнении с деятельностью продуктивной. Результат познавательной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие, приобретение ребенком новых способностей, новых способов действий [54, с.38].
     Поэтому можно сделать вывод, что процесс формирования познавательной деятельности младшего школьника — это деятельность по самоизменению, самосоверш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.