- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исторический материал на уроках математики как средство развития у детей младшего школьного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014210 |
Тема: | Исторический материал на уроках математики как средство развития у детей младшего школьного возраста |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Бюджетное учреждение высшего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования На правах рукописи ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование направленность Инновационная начальная школа уровень магистратура Исполнитель: Демина Полина Сергеевна студентка группы М-6021 очного отделения ___________________________________________ Научный руководитель: Алексеева Ольга Владимировна, к.п.н., доцент__________________ Заведующий кафедрой: Толмачева Вера Владимировна, к. п. н., доцент ________________ Дата допуска к защите: «___» ___________20__г. Оценка ____________________________________ Протокол № __ от «___» _______________ 20__г. Председатель ГАК Казаева Евгения Анатольевна, д.п.н., доцент________________________________ Сургут 2018 г. Оглавление Введение .................................................................................................................... Глава I. Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста познавательной активности посредством использования исторического материала на уроках математики ................ 1.1. Особенности развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. .................................................................................................. 1.2. Потенциалначального курсаматематики для развития познавательной активности обучающихся посредством использования исторического материала на уроках .................................................................................................. 1.3. Педагогические условия использования исторического материала на уроках математики в процессе развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста ................................................................................. Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированиюу детей младшего школьного возраста познавательной активности посредством реализации на уроках математики комплекса заданий, содержащих исторический материал ........................................................................................ 2.1. Исследование исходного уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возрастаОшибка! Закладка не определена. 2.2. Совершенствование процесса формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста посредством реализации на уроках математики комплекса заданий, содержащих исторический материал Ошибка! Закладка не определена. 2.3. Исследование уровня сформированности у детей младшего школьного возраста познавательной активности после апробации на уроках математики комплекса упражнений, содержащих исторический материал…………………. Заключение ............................................................................................................... Список литературы ................................................................................................. Приложения .............................................................................................................. Введение Актуальность темы исследования. Современный образовательный процесс осуществляется по образовательным программам, в основе которых лежит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В ФГОС НОО отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций [51 с. 6]. Образовательный процесс, основывающийся на ФГОС НОО, должен быть ориентирован на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность. Поскольку познавательная активность в своей основе является критерием развития личности в сфере мотивов деятельности, в ходе нашего исследования мы изучали как педагогическую, так и психологическую литературу. Вопрос мотивации учебно-познавательной деятельности личности широко изучен в трудах таких ученых как: Г.И.Щукина («Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе», «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся»); Л.И.Божович( «О мотивации учения», «Личность и ее формирование в детском возрасте»); Т.И.Шамова («Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения»). Использование заданий с историческим компонентом подробно изучала Д.В. Смолякова («Теория и методика обучения математике: конструирование учебных заданий с элементами истории математики»). При изучении педагогической литературы мы пришли к выводу, что для развития познавательной активности у обучающихся используются различные методы работы. Одним из способов развития познавательной активности в процессе обучения математике в курсе начальной школы является применение исторического материала. Использование учителями данного материала встречающегося в учебно-методических комплектах должно быть сопряжено с осознанием того потенциала для развития познавательной активности, который этот материал в себе заключает. Вышесказанное позволяет констатировать противоречие между необходимостью формировать познавательную активность у обучающихся при обучении математике и отсутствием работы на системном уровне с историческим материалом на уроках математики. Выявленное противоречие выводит нас к формулированию проблемы исследования: «Как формировать познавательную активность у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством применения учебного материала с элементами истории математики?» Объектисследования: процесс развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста посредством использования историческогоматериала на уроках математики. Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста будет эффективно, если: использовать комплекс заданий, включающих в себя исторический материал (историческая справка, старинные задачи, исторические задачи, «задание – освоение математической символики», «задание – значение термина»); каждый вид задания с историческим материалом должен формировать конкретный компонент познавательной активности. Цель исследования: теоретическое обоснование педагогических условий использования исторического материала в процессе развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках математики и создание комплекса заданий, включающих в себя исторический материал. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач: 1. Описать особенности развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. 2. Выявить потенциал начального курса математики для развития познавательной активности обучающихся посредством использования исторического материала на уроках 3. Определить педагогические условия использования исторического материала на уроках математики в процессе развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. 4. Выявить исходный уровень сформированности у детей младшего школьного возраста познавательной активности. 5. Разработать и реализовать комплекс упражнений с использованием материала с элементами истории математики, направленных на развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста. 6. Выявить уровень сформированности у детей младшего школьного возраста познавательной активности после апробации на уроках математики комплекса упражнений, содержащих исторический материал. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы; эмпирические: изучение, анализ, обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Теоретическая значимость исследования: заключается в обобщении основных понятий, позиций ученых-исследователей по проблеме исследо?ания: «Как формировать познавательную активность у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством применения учебного материала с элементами истории математики?», определены педагогические условия использования исторического материала в процессе формирования познавательной активности у обучающихся начальной школы. Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования комплекса заданий, содержащих в себе исторический материал, в работе учителей в процессе формирования у детей младшего школьного возраста познавательной активности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе частного образовательного учреждения «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца» г.Сургута. В исследовании принимали участие учителя начальных классов (10 человек) и обучающиеся 2 класса в количестве 19 человек. Основные положения результатов исследования изложены в авторских статьях: «Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста»[25]; Потенциал учебных заданий с элементами истории математики как средства развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста [26 с. 192]; Условия использованияисторического материала на уроках математики в процессе развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста[11 с. 79]. Структура и объемдиссертации: работавключает в себявведение, 2 главы (гл. I - теоретическая, гл. II – опытно-экспериментальная), заключение, список литературы (61 источник), приложения (21 приложение). Глава I. Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста познавательной активности посредством использования исторического материала на уроках математики 1.1. Особенности развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста Идея активности обучающихся в процессе обучения как таковая не является новой, она давно известна в педагогике. Стимулирование активности усвоения знаний применялось еще Сократом. Он побуждал к активности, ставя перед учениками наводящие вопросы. Проблема изучения активности обучающихся вызывала интерес многих исследователей, в частностии зучением занимались: Г.И.Щукина, Л.И.Божович, Т.И.Шамова и другие. Современное понимание вопроса о развитии интереса к учению, познавательной активности обучающихся, находится в центре внимания педагогов и психологов, поскольку частные мнения ученых, изучающих вопрос, были преобразованы в систему работы педагогов по формированию и развитию познавательной активности, подкрепленной разработанными документами, которыми регламентируется образовательный процесс, предусматривающими развитие познавательной активности необходимым условием современного образования. Вопрос формирования познавательной активности ученые рассматривают, основываясь на психологических знаниях, поскольку само понимание активности индивидуума в деятельности подразумевает изучение мотивационной сферы, мотивов деятельности, что является психологическими категориями. Психологи, в частности Божович Л.И. разделяет мотивы учения на две категории: мотивы, которые связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (познавательная активность, потребность в интеллектуальной активности, овладение новыми для ребенка навыками, умениями и знаниями); мотивы, связанные с расширяющимися взаимоотношениями с окружающей средой (потребности детей в общении с другими людьми, потребность занять место в системе доступных ребенку общественных отношений, потребность в оценке и одобрении других людей). Автор считает, что познавательные мотивы у обучающихся неустойчивы: познавательная активность присутствует у детей, поступающих в первый класс, параллельно с ярко выраженными социальными мотивами. Но в среднем, к третьему классу, по результатам исследований Л.И. Божович, познавательная активность снижается, становится ситуативной, зависящей от формы работы, представления материала. Но не смотря на наличие познавательных мотивов учения, по мнению Божович Л.И. в системе мотивов, которыми побуждается учебную деятельность детей младшего школьного возраста, социальные мотивы преобладают над познавательными настолько, что способны определять положительное отношение обучающихся к деятельности, даже в ситуации, если она не представляет для них непосредственно познавательного интереса [3]. Исследования, описанные Л. И. Божович в своей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте», в которой содержатся сведения как об отечественной статистике, так и об американских школьниках, показывают, что у большинства детей действительно наблюдается диссонанс в развитии личности ребенка. По прошествии некоторого времени с момента начала обучения (от нескольких месяцев до двух лет), психические процессы и функции (память, внимание) совершенствуются и активно развиваются, а вот система мотивов обучения претерпевает некий регресс, в связи с пресыщением новой для них школьной жизнью. Ученые указывают одной из причин этого явления недостатки содержания и организации школьного обучения [ 6 с. 196]. Несмотря на то, что все источники, которые были изучены в ходе написания работы, связывают познавательную активность обучающихся с мотивационной сферой, в определении понятия познавательной активности у различных авторов нами были замечены расхождения. Мы рассмотрели различные определения данного понятия. Таблица 1 Определения понятия познавательная активность Автор Определение познавательной активности Источник Т.И. Шамова - качество деятельности личности, которое [57 с.38] проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей Г.И. Щукина - качество личности, которое включает [59] стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания Э.А. - проявление всех сторон личности школьника: [9 с. 17] Красновский это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения Е.Б.Зеленина –сложное личностное образование, которое [22 с. 36] складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания) Анализ литературы по теме исследования показал, что термин познавательная активность ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность и деятельность, другие считают, что активность есть результат деятельности. Мы в свою очередь будем придерживаться позиций авторов, рассматривающих познавательную активность как свойство личности, за основу возьмем определение познавательной активности, которое дает Г.И.Щукина: познавательная активность - качество личности, включающее в себя стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность явление структурное, включающее в себя несколько компонентов. В.В. Щетинина определяет следующие компоненты познавательной активности[57 с. 27]. Таблица 2 Компоненты познавательной активности Компонент Проявления, определяющие компонент познавательной познавательной активности активности когнитивный наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность мотивационный целенаправленность деятельности, ее завершенность эмоционально-волевой проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач действенно- инициативность в познании; проявление уровней практический познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка Расходясь в определении понятия, авторы (педагоги и психологи) однозначно говорят о необходимости целенаправленной работы по развитию познавательной активности и о том, что это является задачей непосредственно педагога. Следующие пути формирования активности в процессе познания предлагает Г.И. Щукина: - стимуляция интереса и активности за счет содержания учебного материала: здесь и чувство удивления от открытия новых знаний, и осознание возможности практического применения только что полученных знаний; - самостоятельная деятельность обучающихся: самостоятельные работы: организация самостоятельной работы учащихся на уроке как главного стимулятора познавательного интереса, активности и развития личности ученика требует от учителя очень тонкой и глубокой работы по отбору содержания самостоятельной работы, ее формы, соответствия дидактическим назначениям и психологическим особенностям познавательных процессов, а также определения места в общей структуре учебного процесса; проблемное обучение, элементы исследования и поиска в учении: ценность этого подхода в обучении, по мнению автора, заключается в переживании интеллектуального напряжения и эмоционального подъема, свойственного этим видам деятельности [59 с. 41]. И.Б.Зеленина также считает, что стимулирует, активизирует познание, прежде всего, учитель. Автор рассматривает познание как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Автор считает, что активизация познавательной активности может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах познания , но может возникнуть и на каком-то одном. Действия учителя по активизации познавательной активности заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании [22 с. 35.]. Изучение периодической педагогической литературы и позиций различных авторов показало, что процесс развития у обучающихся познавательной активности не только требует от учителя организации работы с детьми определенным образом, но и учета некоторых особенностей процесса развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Авторы Махметова А., Ертаева Л.М., Керимбекова М.А. и др. выделяют некоторые особенности развития познавательной активности обучающихся в начальной школе: познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира; она проявляется в разных видах деятельности, как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере – ребенка интересует все, что его окружает; познавательная активность младшего школьника ярко проявляется в вопросах, раздумье, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений; в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания; в начале учебы в школе наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контроле за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата; в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей [36]. Выделенные авторами особенности развития познавательной активности представляют познавательную активность как психологическое образование личности, которое отражает общий уровень ее развития (накопленные знания, направленность интереса) и предполагает наличие эмоционального компонента, позволяющего данному виду активности личности ребенка проявить себя в деятельности. В данном параграфе нами было рассмотрены определения понятия познавательная активность, которые предлагают различные авторы, в результате чего мы остановились на определении, которое дает Г.И.Щукина. Познавательная активность - качество личности, включающее в себя стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания . Так же, изучая авторские позиции (таких авторов как Г.И.Щукина, Л.И.Божович, Т.И.Шамова) о природе познавательной активности личности, мы пришли к выводу, что в основе своей познавательная активность имеет мотивационною сферу развития личности и эмоциональный контекст, необходимый для ее развития. Были описаны компоненты познавательной активности, которые выделила В.В. Щетинина. Так же авторы, занимающиеся изучением познавательной активности обучающихся начальной школы считают, что процесс формирования и развития ее зависит от организации учителем учебного процесса и видят несколько путей развития познавательной активности обучающихся: стимуляция интереса и активности за счет содержания учебного материала; организация самостоятельной деятельности обучающихся; организация таких форм работы, которые будут способствовать развитию познавательной активности через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании (развивающее обучение). Основываясь на педагогической литературе и периодике можно сказать, что формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте в большинстве случаев является продолжением развития познавательных интересов обучающихся, присущих детям с более раннего возраста, это необходимо учитывать как особенность процесса развития познавательной активности обучающихся. Так же еще одной ярко выраженной особенностью является «единство интеллектуального и эмоционального отношения к предмету познания». Следовательно, обучение должно проходить в ситуации, дающей обучающимся эмоциональный контекст, необходимый для формирования познавательной активности. 1.2. Потенциал начального курса математики для развития познавательной активности обучающихся посредством использования исторического материала на уроках Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью образовательного процесса. Прежде всего, развитие познавательной активности обеспечивается реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В ФГОС НОО прописана необходимость осуществления образовательной деятельности через системно-деятельностный подход, который, по мнению авторов стандарта, помимо других характерных особенностей организации обучения предполагает «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся» [51 с. 4]. Развитие познавательной активности так же выделяется А.Г. Асмоловым в пособии для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». Авторы пособия одним из главных ценностных ориентиров образования выделяют «развитие широких познавательных интересов и инициативы» [22 8 с.]. Рассматривая различные инновации начального общего образования, авторы выделяют несколько подходов к организации обучения. Среди прочих, которые способствуют достижению целей современного образования, выделяется ими проблемно ориентированное развивающее обучение. Оно базируется на принципах развивающего обучения по системе Л.В. Занкова, среди которых есть и такой принцип как «быстрый темп изучения материала, обеспечивающий высокую познавательную активность обучающихся»[22 с. 13]. В смысловой педагогике вариативного развивающего образования, которая так же включаетсяется А.Г. Асмоловым в перечень подходов, реализуемых в современном образовании, формирование познавательной активности происходит через становление активной жизненной позиции учащихся [22 с. 14]. Примерная программа начального общего образования в свою очередь так же предполагает развитие познавательной активности обучающихся, так как в перечне личностных универсальных учебных действий, которые формируются программой, есть учебно-познавательный интерес, активность в познавательной деятельности[46 с. 12]. Авторы примерной программы предполагают формирование познавательной активности и интереса у обучающихся при освоении ими всех предметных областей. Поскольку в предыдущем параграфе мы рассматривали способы формирования познавательной активности, мы изучили примерную основную образовательную программу с точки зрения способов формирования познавательной активности. Конкретных видов деятельности, направленных на формирование познавательной активности обучающихся в программе не прописано. Так же мы анализировали содержание учебногокурса математика. Это связано с тем, что формирование познавательной активности, по мнению Г.И. Щукиной, возможно не только за счет форм организации деятельности, но и за счет содержания учебного предмета. Анализ содержания программы по математике показал, что программа содержит базовые, обязательные для изучения темы, и содержание курса не предполагает разнообразия изучаемого занимательными по своему содержанию темами, заданиями. Не предполагается изучения истории возникновения математики как науки. Программа рассмотренная нами является примерной, содержащей необходимый минимум, мы проанализировали некоторые авторские программы, составленные на основе примерной основной образовательной программы, по которым реализуется обучение математике в начальной школе. Первой из программ, которые мы анализировали, стала программа «Школа России» по курсу математики. Авторами данной программы являются М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Авторы программы предусматривают всестороннее развитие личности обучающихся, в том числе одной из задач программы авторы ставят развитие познавательной сферы обучающихся и стремления, активности к расширению знаний[35 с. 4]. Большое внимание авторы уделяют работе с задачами, считая, что именно такой вид работы как решение задач обеспечивает восприятие предмета в связи с другими предметными областями, выстраивать взаимосвязи с жизнью самих обучающихся, страны, города, семьи. Так же авторы предполагают развивать интерес к обучению через содержание курса и формировать целостное восприятие мира, во всех взаимосвязях [35 с. 9]. Мы рассмотрели содержание учебников по данному учебному курсу и выявили, что при изучении тем у обучающихся не формируется целостного восприятия математики как науки. В учебниках, предлагаемых данями авторами для изучения в начальной школе не содержится исторического материала, за исключением магических квадратов. Задания располагаются на полях учебника как дополнительный материал к уроку, но нигде не встречается объяснения их происхождения. Следующей программой, анализ которой мы произвели, стала программа учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Авторами данной программы являются А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова. В пояснительной записке программы обозначено, что разработана она на основе ФГОС, а значит в соответствии со стандартом направлена, в том числе, и познавательной активности обучающихся. Программа, по утверждению авторов, направлена на формирование представление о математике как о целостной науке, тесно связанной с окружающим миром[33 с. 4]. Содержание курса распределяется таким образом, что объяснение понятий и математических явлений проводится в связи с понятными для обучающихся моделируемыми ситуациями. В программе так же представлена информация, которая дает представление обучающимся о развитии математики в исторической ретроспективе. Второй год обучения по данной программе предусматривает изучение римской системы нумерации чисел и записи при их помощи дат. Еще одной программой, которая была нами изучена, стала программа «Перспектива». Авторами программы по математике в данном учебно-методическом комплекте являются Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова. Авторами программы заявлено, что она, как и предыдущая, предполагает реализацию обучения в соответствии с ФГОС, формирование УУД. В том числе предполагается и развитие познавательной активности[34 с. 3]. Содержание курса отличается от двух предыдущих программ тем, что в нем приводится больше материала связанного с историей математики. Так, например, на втором году обучения обучающимся предлагается к ознакомлению тема «старинные меры длинны». Тема включает в себя не только теоретические сведения, но и практические задачи с историческим содержанием. Проведя анализ некоторых программ, которые реализуются в современных школах, мы пришли к определенному выводу. Анализ показал, что, дополняя содержание примерной программы, авторы для формирования у обучающихся интереса к математике как науке и развития активности в познавательной деятельности, используют исторический материал. 1.3 Педагогические условия использования исторического материала на уроках математики в процессе развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста В предыдущих параграфах нами были рассмотрено понятие познавательной активности и способы ее формирования. Изучение педагогической методической и периодической литературы позволило нам выявить потенциал для формирования познавательной активности, которым обладают задания, включающие в себя элементы истории математики как науки. По мере выяснения роли формирования познавательной активности обучающихся на уровне начального общего образования и выявления возможностей, которые открываются перед педагогом для формирования данного качества личности учащегося посредством включения в процесс обучения исторического материала, перед нами встал вопрос: « Каким образом необходимо работать с историческим материалом на уроках математики, для достижения максимального эффекта, раскрытия и использования содержащегося в нем потенциала с целью развития познавательной активности?». Изучая данный вопрос, мы анализировали позиции различных авторов. Так, например, Н.И. Зильберберг считает, что ключ к эффективному использованию исторического материала на уроках математики заключается в грамотной предварительной подготовке учителя к работе с такого рода материалом. В своей книге «Урок математики. Подготовка и проведение» автор описывает схему действий педагога при подготовке урока математики, на котором будет использоваться исторический материал: определить место исторического материала при изучении темы; установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала; определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно; отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке; наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно обсуждены данные вопросы [23 с. 48]. А.Н. Сендер и Т.В. Ничишина авторы пособия «Исторический материал на уроках математики в начальной школе» педагогическими условиями для эффективного использования исторического материала на уроках математики в начальной школе считают: Отбор содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся и изучаемым по программе материалом; Варьирование форм включения исторического материала в ход урока (краткая беседа, экскурс, решение задачи, лаконичная справка, проблемные задания, задания на смекалку и т. д.); Продумывание возможности дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках [47 с. 45]. Не ограничиваясь исключительно методической литературой, мы так же изучали опыт педагогов-практиков, занимающихся исследовательской деятельностью и публикующих результаты своих научных изысканий в периодической профессиональной литературе. Приведем примеры изученных нами статей. А. В. Обуховская в своей статье «Роль исторического материала при изучении величин в начальной школе» приводит большой спектр необходимых условий, для развития познавательной активности средствами исторического материала. При этом автор выделяет не только собственно условия использования исторического материала, но и требования к заданиям, через которые будет преподноситься исторический материал, а так же перечень действий учителя, обеспечивающих, по мнению автора, готовность к работе с историческим материалом на уроках математики. Рассмотрим более подробно позицию А.В. Обуховской. Использование познавательных заданий приводит к положительным результатам тогда, когда имеет место: систематическая постановка заданий; постепенное и последовательное их положение; осознание учащимися роли и значения заданий для развития их познавательных способностей; максимальное приближение заданий к потребностям и основным тенденциям интеллектуального развития учащихся. Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся: глубокая научность материала заданий; органическая связь с программой по математике; направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на развитие умений и навы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исторический материал на уроках математики как средство развития у детей младшего школьного возраста познавательной активности
- Исторический материал на уроках математики как средство развития у детей младшего школьного возраста познавательной активности
- Проект «как зовут тебя, мой край» как средство развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста