VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Музыка в творчестве ф

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011197
Тема: Музыка в творчестве ф
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
   



Музыка в творчестве ф.м.достоевского
Курсовая работа по дисциплине: 
Спецсеминар по филологии




Выполнил студент группы: ФО-15
М.М.Марочкина
Специальность / направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Специализация / профиль: Филологическое образование
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: 
Канд. филол. Наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе, Е.Г.Николаева.

______________
_____________
___ ________ 20__г
Новосибирск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ01
ГЛАВА 1. Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского………………..….4
1.1.Музыка в жизни писателя04
ГЛАВА 2.Музыкальность в произведениях Ф.М.Достоевского08
2.1. «Неточка Незванова»……………………………………...……………………8                                                                        
2.20«Преступление и наказание»…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.019
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ020


















ВВЕДЕНИЕ
Произведения многих писателей и поэтов рождались под влиянием музыки. Для одних, она являлась – сильнейшим вдохновителем на протяжении всего творчества, для других – импульсом для написания определенных произведений. Влияние музыки на произведения прослеживается в творчестве М.Ю.Лермонтова, В.Ф.Одоевского, И.С.Тургенева и многих других мастеров слова. Однако менее всего понятие музыкальность ассоциируется с творчеством Ф.М.Достоевского. На первый взгляд его произведения не содержат абсолютно никаких сцен и образов героев, которые можно было бы назвать – музыкальными. Но это суждение будет являться ошибочным.  Разумеется, на Достоевского большее впечатление производила живопись, но и музыка занимала не малую роль в духовной жизни писателя.
Романы Достоевского очень близки к трагедии. Таким образом, образы произведений, их структура, взаимодействие и борьба родственны музыкальной драматургии. При создании новых форм романа, писатель оказывался ближе к законам музыкального искусства. Он понимал и чувствовал музыку, но при этом – не стремился привнести в роман принципы музыкального жанра.
Цель работы – изучить роль музыки в творчестве Ф. Достоевского.
Объект – творчество Ф. Достоевского.
Предмет – музыка в произведениях Ф. Достоевского.
Задачи исследования:
1) Изучить жизненный и творческий путь писателя;
2) Охарактеризовать мировоззрение Достоевского и роль музыки в нем;
3) Проанализировать произведения Достоевского и использование музыки
в кино;
4) Раскрыть использование музыки в произведениях Ф. Достоевского;

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф.ДОСТОЕВСКОГО

 1.1 Музыка в жизни писателя 

Родился Ф.М.Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец работал врачом в Мариинской больнице для бедных, на территории  которой прошли детские годы мальчика. Детство и юность Достоевского небогаты музыкальными и театральными впечатлениями. Одним из развлечений маленького Федора было посещение гуляний на праздниках «под Новинским», где с братьями, в сопровождении дедушки обходили «все балаганы  различных паяцев, клоунов, петрушек»1, там  играли духовые оркестры, предварявшие представление и сопровождавшие действие. Барабанщики состязались с песенниками и шарманщиками.
 Дядя - М.Ф.Нечаев был приказчиком в суконном магазине, его приходы «большею частию сопровождался всегда маленьким домашним концертом. Дело в том, что маменька порядочно играла на гитаре, дядя же ... играл на гитаре артистически, и одна из его гитар всегда находилась у нас. И вот, бывало, после обеда маменька брала свою гитару, а дядя - свою и начиналась игра. Сперва разыгрывались серьезные вещи по нотам, впоследствии переходили на заунывные мелодии, а в конце концов игрались веселые песни, причем дядя иногда подтягивал голосом… И было весело, очень весело». 2
Переезд Достоевского в Петербург положил начало новым и разнообразным музыкальным и театральным впечатлениям. Писатель чаще всего посещал драматический театр и балет, «который он почему-то тогда любил».3 Из опер Достоевский знал «Ивана Сусанина», «Аскольдову могилу»; «Руслана и Людмилу»; и любовь к этому произведению он пронес через всю жизнь.
Именно в 40-е годы определяется особенный интерес Достоевского к музыке и театру.
Доктор А.Е.Ризенкампф, друг Достоевского оставил свои воспоминания :«В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта. Весною 1843 года во время великого поста Достоевский посещал концерты вновь прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и кларнетиста Блаза.»4. Игра Уле Булля бесспорно покорила Достоевского, вызвала отклик в его душе. С концертов норвежского музыканта он уходил в потрясенном состоянии, нередко взволнованный до слез.  Современники Достоевского так же восхваляли Уле Булля, отмечая, что он – гений, когда держит в руках свою скрипку- все становится покорно ему. Так же в эти годы в Петербурге давал свои концерты скрипач Генрих Эрнст. Огромный успех у слушателей имела его Элегия; в петербургских салонах говорили, что она была написана после смерти жены скрипача, возможно, именно поэтому произведение так западало в сердце и вызывало на глазах слезы тихой грусти. Эти концерты, вызвавшие огромный интерес и оживленную полемику в печати между сторонниками и противниками романтизма, едва ли оставили равнодушным молодого Достоевского. 
Очень значимым событием музыкальной жизни России  были выступления Листа. Он исполнял произведения известных композиторов: Бетховена, Шопена, Шуберта. На одном из концертов присутствовал и Достоевский. Спустя несколько лет он присутствовал и на концертах французского композитора Гектора Берлиоза, где исполнялась его драматическая симфония « Ромео и Джульетта». В одном из своих очерков Достоевский писал: «Признаюсь, иногда, как будто нападает тоска. Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение... вы проходите мимо развлеченный, взволнованный; в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите с собой один бледный, бесцветный мотив её, идею, тень, почти ничего. И приходишь, как будто не доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».5
С начала 60-х годов Достоевский был окружен музыкальной атмосферой. Он сблизился с композитором А.Н.Серовым, посещал его музыкальные вечера, а так же сам выступал на литературно-музыкальных вечерах вместе с Рубинштейном. 
В доме писателя постоянно жила музыка. Его жена, Анна Григорьевна, была пианисткой, а племянница М.А.Иванова окончила консерваторию по классу Рубинштейна.
Фон-Фохт Н.Н., воспитанник Константиновского межевого института, где служил врачом муж сестры Достоевского – А.П.Иванов именно на одном из таких вечеров познакомился с писателем: «Федор Михайлович очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа. Музицирование в доме Ивановых оставило след в творчестве Достоевского. С ним связан один из эпизодов «Преступления и наказания».6 Фохт рассказывал, что однажды в присутствии Достоевского он сыграл немецкий роман, который очень понравился писателю. Он поинтересовался, где Фохт его слышал, а тот рассказал, что его играли шарманщики в Москве. Именно слова этого романса позднее произнесет умирающая Катерина Ивановна Мармеладова.	
















ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
2.1. «Неточка Незванова».
Роман, который так и не был завершен, вобрал в себя богатое разнообразие впечатлений писателя под действием музыки и театра. 
После успеха «Бедных людей» все желали быть знакомыми Достоевского. Ему были открыты двери во многие салоны петербургских меломанов, его приглашали дома аристократов. Сам Достоевский писал своему брату : «Я, брат, пустился в высший свет». Большое влияние на писателя произвели встречи с В.Ф.Одоевским. 
Л.П. Гроссман высказал суждение, что образ князя Х-ского в «Неточке Незвановой» был создан благодаря личности Одоевского. Он был прекрасным музыкантом, почитателем творчества Моцарта, Глинки, Бетховена. Общение с Одоевским могло повлиять на формирование музыкальных вкусов Достоевского. Музыка звучала в каждом аристократическом доме, где в ту пору бывал Достоевский.
Воспоминания Л.Ф. Достоевской, которые опираются на рассказы отца и матери, повествуют о замысле « Неточки Незвановой», показывают ту музыкальную атмосферу, которая окружала писателя в те времена. Мемуаристка пишет, что в 40-х годах в Петербурге были очень популярны салоны, « в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского…графа Соллогуба…графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка. Достоевский горячо любил музыку. Но я думаю, он не обладал подлинно музыкальным слухом и неизвестным произведениям предпочитал знакомые. Чем чаще он их слушал, тем больше испытывал наслаждение.
Граф Виельгорский, будучи страстным меломаном, покровительствовал музыкантам и умел отыскать их в самых темных уголках столицы. Возможно, что удивительный тип нищего, пьяного, самолюбивого, завистливого скрипача, которого граф Виельгорский мог отыскать на чердаке, выступавшего на одном из его музыкальных вечеров, произвел впечатление на фантазию моего отца и его роман « Неточка Незванова» связан с графом Виельгорским».7 Даже если образ Ефимова не исходит от Виельгорского, Ф.М.Достоевский черпал материал для создания музыкального фона « Неточки Незвановой». Так же, дом князя Х-ского, где героиня слышит выступление знаменитого скрипача, отсылает нас к богатому дому Виельгорских.
По словам А.Мещерского, М.Виельгорский « страстно любил музыку и собирал у себя лучшие музыкальные силы столицы, как из числа дилетантов, так и из профессиональных артистов и певцов. Все заграничные музыкальные знаменитости, прибывавшие в Петербурге, по приезде своем прежде всего являлись к графу…и все считали за особую честь для себя не только быть принятым на его музыкальных вечерах, но и принимать в них активное участие»8. А.Панаева9 рассказывает, что приезжие знаменитости « сперва играли на его музыкальных вечерах, а потом уже давали публичные концерты». Виельгорский приглашал как именитых музыкантов, так и обычных бедных пианистов, не обращал внимание на то, какое место занимает творец в обществе.
Ефимов- вольнонаемный музыкант, а его барин – добрый и умный человек, который страстно любит музыку. Кажется, что Ефимова к его душевному упадку привели именно внутренние причины- неспособность к улучшению своего искусства, а не внешние обстоятельства.  Но далее становится понятно, что трагедия Ефимова обусловлена именно социальными причинами. Как крепостной раб, герой бесправен,  на основании ложного доноса его бросают в тюрьму. Одной из причин трагедии Ефимова является его колкий характер, который воспитался годами унижений и оскорблений. Что стоит огромная любовь к музыки владельца оркестра, если умелый скрипач вынужден играть на кларнете. Он не может направить свои силы и умения, реализовать свой дар. Таким образом, у него остается лишь иллюзия превосходства над другими музыкантами.
Достоевский демонстрирует, как в условиях крепостничества даже свободный человек превращается в раба. Ефимов пытается разгадать тайну музыкального искусства, самоутвердится, показать собственное превосходство, тем самым он губит и себя, и жену. Любовь к музыке вымещается завистью и ненавистью к талантливым скрипачам. 
Повествование о судьбе Ефимова заканчивается словами, объясняющими причину его краха : « В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал ему его же самого и осудил его навсегда. С последним звуком, слетевшим со струн скрипки гениального С-ца, перед ним разрешилась вся тайна искусства, и гений, вечно юный, могучий и истинный, раздавил его своею истинностью».10
Ефимов возвращается с концерта гениального скрипача подавленный и потрясенный. На своей скрипке он пытается повторить игру скрипача; с помощью звуковых образов Достоевский показывает нам, что испытывает несчастный; игра на скрипке  показывает отчаяние, боль и муки героя. Такси образом, игра Ефимова так же свидетельствует о мощи и гениальности другого скрипача. И только после гибели Ефимова, читатель может «услышать» и великого музыканта. Музыка каждый раз звучит иначе. В первом случае это мелодия отпевающего себя убийцы, а во втором – утверждение трагедийного искусства, его воздействия над людьми.
У двоих музыка говорит о страдании измученной души, показывая дисгармонию мира. Ефимов мог рассказывать лишь о страданиях собственной души, а известный скрипач- о трагедии всего человечества. Именно это и услышала Неточка.
Романтические мотивы так же прослеживаются в романе. Скрипка, которую подарил Ефимову итальянский капельмейстер, фигура известного скрипача С-ца, сама пьеса, которую он исполняет. Образ С-ца предстает в романтических тонах. Это не живой человек, а отражение легенды Паганини. Реальному Ефимову противостоит символ, поэтому краски, какими написан его образ другие.
Прослеживается связь между представлением игры С-ца и тем, как изображен Паганини в « Флорентийских ночах» Гейне. Если сопоставить текст двух произведений можно заметить следующее:
«Я увидела на возвышении высокого худощавого старика. Его бледное лицо улыбалось, он угловато сгибался и кланялся на все стороны, в руках у него была скрипка»( Достоевский)
«На эстраде появилась темная фигура. Длинные руки казались еще длинней, когда он, держа в одной руке скрипку… отвешивал перед публикой свои невиданные поклоны…Паганини кланялся, сгибаясь еще ниже, еще более угловато. Его лицо казалось… мертвенно бледным»( Гейне).
«Скрипка зазвенела сильнее, быстрее и пронзительнее раздавались звуки. Вот послышался как будто чей-то отчаянный вопль, жалобный плач, как будто чья-то мольба вотще раздалась во всей этой толпе и заныла, замолкла в отчаянии…вопли и стоны лились все тоскливее, жалобнее… Вдруг раздался последний страшный долгий крик и все во мне потряслось» ( Достоевский).
«Пронзительными, жалобными воплями звучала его музыка…Звуки [были] все более и более страдальческими…Из скрипки вырывались стоны, полные безнадежной тоски, ужасающие вопли и рыдания …Измученный скрипач вдруг ударил по струнам…с безумным отчаянием» (Гейне).
Стоны и вопли скрипки Паганини « отзываются в сердцах слушателей», то у Неточки  вырывается « отчаянный, пронзительный плач». Сходство двух скрипачей у Достоевского лишь внешнее. Образ гениального скрипача существует не отдельно, а как противоположность Ефимову, олицетворение его рока. Именно поэтому писатель сначала указывает на то , что Ефимов хочет повторить пьесу С-ца. « Музыка началась. Но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем темном жилище…Я твердо уверена, что слышала стоны, крин человеческий, плач; целое отчаяние выливалось в этих звуках и , наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что есть ужасного в плаче, мучительного в муках, тоскливого в безнадежной тоске,- все это как будто соединилось разом».11
Музыка здесь звучит как исповедь открытого сердца, «как вопль отчаяние и невыносимой» муки. Обстановка соответствующая – серая коморка, одиночная свеча, труп матери Неточки, испуганная девочка и единственный слушатель «музыки». С-ц же выступает в ярко освещенном зале, перед богато одетыми слушателями.
Музыка- основа « Неточки Незвановой», это атмосфера, в которой живут герои, голос человеческой души, мыслей, чувств. Такая функция музыки связана с главными героями произведения – Неточкой и Ефимовым. Один из последних эпизодов романа, в котором участвует Александра Михайловна, приобретает символический смысл. Женщина знает, что ей осталось недолго жить. Желая забыться, героиня подходит к фортепиано и берет несколько аккордов, в это мгновение с треском лопается струна и ноет в длинном дребезжащем звуке.
«- Слышишь, Неточка, слышишь?- сказала она вдруг каким – то вдохновенным голосом, указывая на фортепьяно.- Эту струну слишком, слишком натянули: она не вынесла и умерла. Слышишь, как жалобно умирает звук».12 Эта струна – не только предвестник близкой кончины, но и символ всей несчастной жизни женщины.
Так, музыка оказывается не только выражением чувств поющего, но и ответом на невысказанные и тайные чувства слушающего, голосом сердца обоих. Это чисто романтическое представление о музыке очень характерно для Достоевского 40-х годов.






2. 2. «Преступление и наказание»
В произведениях Достоевского, музыка очень часто является отражением мыслей, чувств, переживаний, таким образом создается своеобразная атмосфера, которая помогает понять душевное состояние героев. Диапазон музыка у Достоевского очень широк- от шарманки до оперной и симфонической музыки.
У Достоевского музыка редко используется только для создания оформления каких- либо сцен, она гармонично входит во всю жизнь героев, в их трудности и горести. Потемневшие улицы от тусклого и серого неба, каморки, трактиры, погребки – все это, прежде всего отражение душевных переживаниё персонажей. Музыка красной нитью проходит сквозь произведение, но она не поднимается над жизнью, а скорее подчеркивает горькое одиночество мечтателя или мечтательницы. Возвышенная музыка контрастирует с печальной реальностью и хоть на мгновение поднимает человека над полностью и грузностью мира произведения.
Очень глубока функция уличных музыкантов в «Преступлении и наказании». Здесь музыка (дребезжание шарманки, голос уличной и трактирной певицы, пьяные песни завсегдатаев питейных заведений) – это образ нищего Петербурга, который является отражением внутренней жизни героев. Раскольникова тянет к людям, которые пьют и кричат песни в трактире; Катерина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице. Музыка способствует сгущению атмосферы действия. 
Уже на первых страницах произведения присутствие фигуры пьяного в распивочной, который «подпевал какую – то ерунду, силясь припомнить стихи». Фигура пьяницы предваряет встречу Раскольникова с Мармеладовым и его страшный рассказ, который сопровождается шумом пьяных и бесконечными репликами хозяина. В этот момент музыка образует отвлекающую звуковую среду, которая хотя бы на миг способна  прервать мысли, мучающие Раскольникова. Все скитания по трактирам происходят в сопровождении музыки. В одном « тренькала гитара, пели песни,  и было очень весло. Раскольникова почему – то занимало пение и весь этот стук  и гам, там внизу … Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто – то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками: Ты мой бутошник прекрасной, Ты не бей меня напрасно,- разливался тоненький голосок певца».13
Раскольникову нравятся трактиры, большое количество людей, шум , гам и пьяное веселье. Он очень одинок и хочет растворится в этой толпе. «В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушал и помнил, что ему даже было очень приятно. Но под конец он вдруг стал опять беспокоен, точно  угрызение совести вдруг начало его мутить. «Вот сижу, песни слушаю, а разве то мне надобно делать!»- как будто подумал он».14
Действительность Раскольникова ужасает, но даже во сне он слышит то же пение пьяниц, брань, хохот. Его кошмарный сон сопровождается ударами, криками владельца лошади, звоном бубна, голосами, орущими песню и постепенно грань между реальностью и сном стирается.
Забвения в песне ищет и Свидригайлов. В большом зале трактира « при криках отчаянного хора песенников, пили чай купцы, чиновники и множество всякого люда» в то время, как в номере Свидригайлова « находились еще мальчик- шарманщик с маленьким ручным органчиком и здоровая краснощекая девушка… певица лет восемнадцати, которая, несмотря на хоровую песню в другой комнате, пела под аккомпанемент органчика сиплым контральто какую –то лакейскую песню».15 Данная сцена состоялась перед встречей Свидригайлова и Раскольникова. После объяснения с Дуней Свидригайлов решает покончить жизнь самоубийством вновь погружается в атмосферу хмеля и песен. В одном из трактиров « отыскалась и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто – то «подлец и тиран…начал Катю целовать»…В увеселительном саду, куда вслед попадает Свидригайлов, « хор скверных песенников и какой –то пьяный мюнхенский немец вроде паяца с красным носом, отчего – то чрезвычайно унылый, увеселял публику».16
Фигуры уличной певицы и шарманщика- обобщающие символы в романе. « Не доходя Сенной, на мостовой перед мелочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой –то весьма чувствительный романс.  Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке лет пятнадцати. Уличным дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя - тремя слушателями, прослушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой ноте, точно отрезала, резко крикнула шарманщик « будет» и оба поплелись дальше,  к следующей лавочке».17  После этой сцены, в уста Раскольникова Достоевский вкладывает монолог о призрачности и нереальности жизни в мрачном и темном городе. 
«Любите ли вы уличное пение?- обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки…- Я люблю,- продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе не об уличном пении говорил,- я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица, или еще лучше , когда снег мокрый падает совсем прямо без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают».18
Данные музыкальные эпизоды обретают  печальное разрешение в сцене с обезумевшей Катериной Ивановной, которая угрожает невидимым врагам пойти на улицу  с шарманкой. Измученная женщина выводит детей на улицу и заставляла их плясать и петь. Таким образом, она считала, что их деяния будут выражать протест против жестокости и оскорблений, являться источником существования. В больной голове Катерины Ивановны всплывают обрывки романсов, какие она пела в молодости. Стоит отметить верность деталей  у Достоевского. Все песни, которые называет героиня – действительно звучали в  репертуаре той поры, но так же они определяли этапы ее горькой жизни : детство( «Мальбрук»), дни обручения с Мармеладовым («Путь су» и « В полдневный жар»), первые годы замужества(« Гусар»). Романс на слова Гейне,  повествующий о молодости, радости, красоте подчеркивает безысходность и трагизм ее существования.
Музыку «Преступления и наказания» можно охарактеризовать словами Неточки Незвановой: это музыка, которая была не музыкой- сиплые и визгливые, уличные голоса « солистов», отчаянные крики пьяного хора песенников, звуки балалайки и шарманки.  Стоит отметить , что ни разу в произведении не раздается народная песня, она не может существовать в этом городе, для него больше характерны звуки пьяных посетителей, колотящих по клавиатуре ногами.
Свободная народная песня появляется только в эпилоге, в Сибири, являясь символом новой жизни Раскольникова. Мрачный Петербург сменяется огромными просторами степей, появляются другие звуки. «С высокого берега открывалась широкая окрестность.  С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних. Там как бы самое время остановилось».19
Он увидел людей, не знающих пороков современного капиталистического общество, что помогло герою обрести себя.
Разумеется, музыка выполняет небольшую роль в общей концепции романа. Но она сопровождает Раскольникова на протяжении всей его жизни: в его хождении по мукам, обретении надежды и верой в лучшую жизнь.


















Заключение

Достоевский был музыкально одарен. Подмечено также родство композиции многих произведений писателя и принципов музыкальной драматургии. Средствами словесного искусства писатель описывает музыкальное произведение, впечатления музыкантов и передает вокальное впечатление. Музыкальная восприимчивость человека – одна из граней уникальности личности Достоевского.
Музыка взыскует к идеалу и выражает его емко и явно в несколько
большей степени, чем литература, что связано с самим фактом бытования
исполнительского искусства. 
Музыка дает ощущение гармонии, как вера, что также оказывалось в поле
зрения писателя, ведь его волновала проблема как максимального проявления
религиозного чувства, так и отступления от него ,отстраненность от веры в бога
из-за эгоизма и гордыни
Музыка сама собой проросла в прозе Достоевского, что показательно и наряду
с данным конкретным произведением , и в размышлениях о том, как
удивительно выражает себя творческая личность, наделенная великим
талантом.
Созвучие литературы и музыки здесь указывает не только на талант и
мастерство, как степень его реализации, не только на культуру и
информированность писателя в вопросах исполнительского искусства, а и на
то, что в поистине замечательном произведении нет ничего фальшивого, нет
пустот и пропусков, а все служит достижению максимального выражения
авторской мысли.





Список использованной литературы

1. Абель И. Музыкальный аспект повести "Неточка Незванова"
[Электронный ресурс]. Способ доступа: http://www.topos.ru/article/literaturnayakritika/
muzykalnyy-aspekt-povesti-netochka-nezvanova
2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929.
244 с.
3. Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с.
4. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
5. Цицишвили, Ю. Г. О музыкальности романов Ф. М. Достоевского
[Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Актуальные проблемы современных наук – 2012:
сб. материалов междунар. научн.-практ. конференции. – Пшемысль, 2012. – С.
102-105.
6. Цицишвили, Ю. Г. Музыка как драматургический фактор в жанре экранизации [Текст] / Ю. Г. Цицишвили, Т. Ф. Шак // Искусствознание и
гуманитарные науки современной России: параллели и взаимодействия: сб.
материалов междунар. научн.-практ. конференции. – М., 2012. – С. 32-37.
7. Цицишвили, Ю. Г. Музыкальные цитаты в экранизации романа Ф. М.
Достоевского «Идиот» [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Проблемы подготовки
режиссеров мультимедиа: сб. материалов IV Всероссийской научн.-практ.
конференции. – СПб., 2012. – С. 80-82.
8. Цицишвили, Ю. Г. Адаптация композиционных приемов письма
современной музыки в медийных формах текста [Текст] / Ю. Г. Цицишвили //
Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: сб. материалов V
Всероссийской научн.-практ. конференции. – СПб., 2013. – С. 79-81.
9. Цицишвили, Ю. Г. Экранизации романов Ф. М. Достоевского в
жанровом аспекте [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Кайгородовские чтения: наука,
культура, образование в информационном пространстве региона: сб.
материалов 12-й региональной научн.-практ. конференции. – Краснодар, 2012. –
С. 17-22.
10. Цицишвили, Ю. Г. Принципы функционирования музыки в
киноинтерпретациях романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» [Текст] /
Ю. Г. Цицишвили // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история
и современность: межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар, 2013. –
С. 255-262.
1 «Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников», т.1.М., 1964, стр.53.
2 «Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников», т.1, стр. 49.
3 «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского», стр. 49.
4 Коган Г.Ф.«Ф.М.Достоевский. Новые материалы и исследования», стр.203.
5 Ф.М.Достоевский .  Собрание сочинений. Л., «Наука», 1988, Том 2.
6 С.И.Фудель «Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. 1991, 377-378 стр.
7 «Dostojewski geschildert von seiner Tochter», S.54.

8 «Русский архив», 1901, т.1, стр 103

9 А.Панаева. Воспоминания. ., 1956, стр.91.

10 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.2, стр.123
11 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.2, стр.118.
12 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т 2, стр.216.
13 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 164-165.
14 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 460.
15 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 485.
16 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 521.
17 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 163.
18 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 163.
19 Ф.М.Достоевский. Собр. Соч., т.5, стр. 572.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

13


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.