VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Музыка и символика в поэзии А. Цветаевой.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001236
Тема: Музыка и символика в поэзии А. Цветаевой.
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Анастасия Ивановна Цветаева родилась в 1894 году. Она происходила из интеллигентнойсемьи, еёмать – Мария Александровна, была пианисткой, а отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, филолог, основавший Музей изобразительных искусств. А.И. Цветаева младшая сестрапоэтессы Марины Ивановны Цветаевой. С детства сёстры обучались языкам, музыке, рисованию. В их доме часто гостили поэты и музыканты. Мать очень хотела, чтобы девочки полностью посвятили себя музыке, в том числе и их сводную сестру Валерию, которая была талантлива в исполнении романсов. Анастасия Ивановна на протяжении большого отрезка своей жизни общалась с Б.Л. Пастернаком, талантливейшим поэтом и музыкантом, Б.М.Зубакиным, поэтом-импровизатором и художником.Также в её жизни были встречи с такими поэтами, как Эллис, Бальмонт, Брюсов, Чурилин, Парноки др. Всё детство и юность Анастасия Цветаева провела среди поэтов, в том числе и в обществе любимой сестры, которая сочиняла стихотворения с раннего детства, но сама Анастасия стала сочинять стихотворения только в возрасте 47 лет.
     А. Цветаева никогда не считала себя выдающимся лирикоми часто повторяла: «Самое любопытное то, что в моих стихах – никакого сходства с Мариной. Марина – гений, а я только талантливый человек, каких много»1.
     В 1937 году писательницу арестовывают вместе с сыном за причастность к «Ордену Розенкрейцеров», созданному Б. Зубакиным и отправляют в БАМлаг.
     До отправления в лагерьбыли написаны сказки, новеллы, роман «SOS, или Созвездие Скорпиона» (дата утеряна) и книгу «Голодная эпопея» (1927),произведения не были напечатаны, сотрудники НКВД уничтожили все её работы (при аресте в 1937 году был изъят и впоследствии, по-видимому, уничтожен её писательский архив).В этом же году А. Цветаеву отправили в БАМлаг, где она провела десять долгих и мучительных лет. Именно там начинается её стихотворное творчество. «Стихи в лагере я сочиняла в уме2»–вспоминалапоэтесса. Именно поэтому зачастую невозможно определить даты создания многих стихотворений, но, по заявлению самой писательницы, можно установить примерные рамки. Первое стихотворение было написано в 1941 году,когда поэтесса стала глубоко изучать английский язык(первые стихотворения на английском языке). Все стихотворения были созданы до 1943 года, момента, когда поэтесса узнала о смерти Марины (в лагере от А. Цветаевой два года скрывали известие о смерти сестры).Все поэтические произведениясобраны только в одном сборнике стихотворений А. Цветаевой, который вышел в 1995 году под простым и незамысловатым названием «Мой единственный сборник».
     Тексты стихотворений, написанных в лагере, восстанавливались и редактировалисьв конце 1980 – начале 1990 гг., при составлении сборника стихотворений. Необходимо учитывать и тот факт, что человеческая память несовершенна, и в течении прожитой жизни взгляды на собственное творчествомогли измениться.
     Установить приблизительные даты создания стихотворений помогаютописание мест нахождения поэтессы, её воспоминания.
     Работать над выходом книги писательнице помогал её литературный секретарь Станислав Айдинян. Он способствовалА.И. Цветаевой подготовить к выходу в печатьроман «Amor».С. Айдинян являлся редактором, составителем, автором вступительных статей к книгам А.И. Цветаевой «О чудесах и чудесном» (1991), «Непостижимые» (1992), «Неисчерпаемое» (1992), «Сказки» (1994), «Мой единственный сборник», «Александров» (2001).Помимо этого, он написал несколько статей о жизни и творчестве сестёр Цветаевых.
     
     
     
     1 Музыка и символика в поэзии А. Цветаевой
     А. Цветаеву часто называют одним из последних поэтов серебряного века. Писательница впитала в себя и воплотила в своихстихотворениях ряд традиций этого литературного периода.А.И. Цветаева считала, что искусство – это одно целое. Её стихотворному творчеству присуща связь литературы с музыки (цикл сюит, «Два полонеза», «Вальс» и др.), а также с живописью (стихотворения «Натюрморт», «Портрет» и др.)Создавая свои стихотворения А. Цветаевапродолжила мотивысимволистов.
     Поэтычасто объединяют в своем творчестве музыку и литературу. Однако и до ХХ в., начиная с эпохи романтизма, музыка занимает главенствующие позиции и является первоосновой для лирики.
     О.В. Соколов заметил интересную вещь: «Союз музыки и слова – один из наиболее органичных в художественном мире, так как предполагает контакт двух временных искусств, максимально близких друг другу. Музыка и поэзия родственны благодаря регламентированному ритму и звучанию своих художественных текстов, проявляющемуся в интонации и фонизме3».
     Категория музыки занимает второе место после символов в творчестве поэтов–символистов. А. Цветаеваунаследовала некоторые традиции и использовала их в своих стихотворениях. Символистами музыка воспринималась в двух разных аспектах, первый, это универсальная метафизическая энергия, являющаяся первоосновой для всего творчества. Второй–использование музыки в техническом течении. Символистымногократно использовали музыкальные мотивы в своих произведениях, перенимая из музыки ритмические и звуковые сочетания. Порой стихотворения символистов состоят из завораживающего потока словесных созвучий и перекличек,именно они расширили ритмические возможности русского стиха, создали более тесную связь поэтического творчества и музыкального искусства.
     
     А. Цветаевавстречалась несколько раз с А. Блоком, который искусно использовал в своём творчестве музыкальные мотивы.Блок считал, что музыка в поэзии, путь к совершенству и именно она является основой всех искусств.
     Помимо Блока, большое влияние на творчество Цветаевой оказал Б.Л. Пастернак. Хоть он и не принадлежал к символистам, но многие его стихотворения имеют музыкальное начало. С Пастернаком А.Цветаеву связывала дружба, он заходил к ней на службу, когда она работала в Музее изящных искусств, писал ей в лагерь, посылал свои стихотворения и переводы.
     Для большинства символистов первоосновой в жизни являлась музыка и близкая к ней поэзия, потому что музыка связывает весь мир гармонией. Вся поэзия символистов является невероятно музыкальной. Музыкальный жанр как поэтический активно использовали почти все символисты.
     Одним из ярких представителей «младшего» поколения символистов являлся Андрей Белый. Литературный жанр симфонии, который создал писатель, демонстрирует нам синтез слова и музыки (ритмизация прозы, перенесение законов музыкальной формы в стихотворные композиции). «Симфонии» Белого имеют конкретные аналогии с музыкальными формами и даже поддаются исследованию с использованием терминологии, применительно, например, к музыкальной сонате. Подобно своим музыкальным прототипам, три из четырех «симфоний» Белого состоят из четырех частей; каждая из частей «симфонии» обладает определенной образно-тематической самостоятельностью и завершенностью и в то же время входит неотчуждаемым элементом в единый общий замысел, сочетает множественность разнохарактерных мотивов с цельностью всей художественной композиции.
     
     
     
     
     2. Сюита в лирике А.И. Цветаевой
     В сборнике стихотворений представлено 110 стихотворений, многие из них имеют отношение к музыке.Первые стихи, связанные с музыкальным направлением,встречаются вавторском цикле стихотворений «Феб».
     В цикл «Феб» входит четыре произведения, отмеченные поэтессой как сюиты: «Сюита оконная» (1937), «Сюита тюремная»(1937), «Сюита призрачная»(1937), «Сюита ночная»(1937).Эти стихотворения были написаны поэтессой в Бутырской тюрьме и связаны с временем проведённым там.
     Название цикла «Феб» неслучайно. Феб, или Аполлон, греческий бог, который был покровителем искусств, музыки и поэзии. Его сыновья – музыканты (Лин – великий музыкант, и сын его Орфей,игравший на кифаре). Именно Феб является покровителем музыки и живописи. Он один из первых объединил в себе эти два начала.
     Чтобы понять всё то, что хочет сказать поэтесса в своих музыкальных стихотворениях, нужно иметь представление о музыкальной терминологии. 
     Сюита – музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, состоящее из нескольких контрастирующих частей; исторически тесно связано с песней и танцем4.
     Музыкальный словарь даёт более развёрнутое определение сюиты. Сюита– название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно сюита представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда –извлечение из крупного музыкально-драматического произведения.Для сюиты характерна картинная изобразительность, образность5.
     Сюиты, по воспоминаниям А. Цветаевой, были созданы приблизительно в 1937 году. Они не были зафиксированы на бумаге и записывались по памяти в конце 80-х.
     Использование жанра сюиты, его архитектоники являются важными элементами поэзии А. Цветаевой, что обусловлено влиянием творчества и личности Б.М. Зубакина – друга юности А.И. Цветаевой.
     Одним из первых к жанру сюиты в литературе приходит Б.М. Зубакин в произведении «Медведь на бульваре»(1929г.). Б. Зубакин делает сюиту литературным жанром.
     А. Цветаева с мастерством применяет правило образного контраста и принцип объединения отдельных кусочков путем варьирования общих мелодических или ритмических оборотов. Поэтическая сюита, в каждой из частей цикла «Феб» соответствует музыкальному жанру сюиты в ХХ веке. Композиторы XIX – XX веков сохраняли главные приметы жанра, а именно, цикличность построения и контрастность частей, что ярко представлено в творчестве А. Цветаевой. Танцевальность для композиторовХХ в. перестала являться основным направлением, эта тенденция потеряла свою актуальность и использовалась лишь в крайне редких случаях. В сюите используется разнообразный музыкальный материал, но, как правило, ее содержание решается определённой программой. Данные тенденции можно проследить и в стихотворениях А. Цветаевой, не отстающей от современных музыкальных течений её времени.
     Архитектоника в стихотворениях во многом соответствует музыкальным сюитам на уровне ритмического рисунка и количестве сюитных частей.
     Стихотворения циклатесно связаны между собой. Первое музыкальное произведение в сборнике «Феб» –«Сюита оконная». Как и в музыке, цветаевская сюита делится на несколько частей. Первая часть стихотворения связана с творчеством:
     
     …Как странно начинать писать стихи,
     Которым, может, век не прозвучать…6
     
     Вторая часть посвящена заточению:
     
… в нераскрывающееся окно,
Куда я телом слабым горько рвусь[25].

     Лирической героине,заточённой без вины и следствия, тяжело находится в душном и замкнутом помещении. В этой камере лирическая героинячувствует себя одинокой.Она завидует мухе, которая может в любой момент взлететь, и направиться туда, куда пожелает. Подчёркивается «осени невиданной руно», она заключена здесь и не видит мира, не знает того, что происходит за окном и решёткой. Тело ослабело, но тем не менее, лирическая героиня желаетвновь оказаться вне этого помещения.Текст написан ямбом. Ямб Цветаевой яркий, лёгкий, виртуозный. У поэтессы есть надежда на свободное будущее.
     Образом-символомв данном стихотворении становится «окно».Оно олицетворяет для поэтессы свободу.Этот небольшой проём единственная связь с внешним миром, отдушина в маленькой, затхлой камере. Окно и свет, выходящий из него, для лирической героини имеет важное значение, свет – нить, связующая её и мир, окно – то пространство, через которое происходит соединение со светом.Неслучайно сюита называется «оконной». В окно можно наблюдать белый свет, жизнь вне заточения. Через оконный проём допускается возможность увидеть небо, солнце, всё то, чего так не хватает в тюремной камере. Так же окно является для лирической героини символом надежды. Через него она показывает, что даже в заточении человек остаётся человеком, и нужно верить в жизнь. Благодаря этому свету из окна у лирической героини есть надежда на будущее. Но помимо солнечного света, он несёт в себе связь с Богом и высшими силами, это помогает ей не сдаться перед трудностями, в этом свете лирическая героиня находит веру и надежду. В пятой строфе присутствуют библейские образы: плач Рахили и Книга Царств. Стихотворение заканчивается фразой: «… А к солнцу нет пути, как через мрак![25]»Лирическая героиня продолжает бороться и не опускает руки перед трудностями жизни.
     Следующим стихотворением в этом цикле является «Сюита тюремная». Так же, как и в музыке, она состоит из нескольких, противопоставленных частей. Стихотворение начинается с описания тюремной жизни:
     
Убоги милости тюрьмы
Искусственного чая кружка,
И как же сахар любим мы,
И чёрный хлеб с горбушкой [27]!
     
     Как и в«сюите оконной», стихотворениекомпозиционно построено на антитезе, переходе от безобразного к прекрасному. Стихотворение похоже на музыкальную кульминацию, когда в основу положена грусть, но к концу музыкального произведения происходит нечто светлое, затмевающее и позволяющее пережить то, что было раньше. Начинается стихотворение с печальной картины:люди голодают, за радость – ломоть хлеба.Заключённые не всегда получают его, и вынуждены насыщаться духовной пищей, в частности беседами. Текст написан ямбом, одним из самых распространённых размеров. А. Цветаевой этот стихотворный размер дал свободу мысли.
     Помимо этого, музыкальную и стихотворную сюиту связывает построение, основанное на резком контрасте.В стихотворении показана жизнь на свободе и жизнь в тюрьме. А. Цветаева вспоминает своё счастливое детство:
     
                    А в живописи – высоты
                    Такой лишь достигает – Детство,
                    Воздушны замки видишь ты?
                    –Сырой стены наследство[27]!
     
     У лирической героини есть мечты и желания, но они разбиваются о тюремную стену. Но, несмотря на несчастье, лирической героине доставляет радость видеть «сребристых пташек». Она находит прекрасное даже в тюремной жизни. Этоодна из немногих радостей жизни и приносит счастье даже через решётку. Лирическая героиня заперта, но главным для неё остаётся высокое и вечное. В пташках за окном она видит светлое и обнадёживающее будущее. Именно этот миг затмевает убогости тюрьмы.
     В стихотворении поэтесса обращается к своему детству. Как и у любого человека у А. Цветаевой были свои «воздушные замки». Будущее казалось интересным. Но все эти мечты разбились о сырую стену тюрьмы. Тема детства проходит и через другие стихотворения А. Цветаевой («Гитара», «Муха», «Чума и пир» и др.).
     В книге «Воспоминания»А.И. Цветаевой подчёркивается связь детства и музыки: «Детство наше – пропитано музыкой. В детской… мы засыпали под мамину игру, доносившуюся снизу из залы, игру блестящую и полную страсти. Всю классику мы, выросшие, узнавали как “мамино”, это мама играла… Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шопен, Шуман, Григ…»7.
     Далее в цикле следует «Сюита призрачная». Она посвящена Михаилу Дурбеневскому. Выяснить кем он был и какую роль сыграл в судьбе Цветаевой не удалось. В сюите противопоставлено высокое и безобразное. В начале стихотворения идёт описание ужасного («граничит с призрачным, как Дантов ад»), через которое лирическая героиня приходит к прекрасному («я реки призрачные вижу в небе, Я церкви горней слышу дальний звон»).
     В поэтическом произведениипроисходит синтез искусств: литературы, живописи и музыки.
     
                    Жён, матерей – ночи тюремной чад
                    Являет чудо мне Чурляниса палитры… [28]
     
     МикалоюсКонстантинасЧюрлёнис – литовский композитор и художник. Поэтесса используетегоимя что бы показать, что он соединил живопись и музыку, используя в названии своих картин музыкальную терминологию. В частности, особый интерес имеет широко знаменитая «Соната моря»– состоящая из 3 картин-сюит. Он верил, что его картины передают звуки, так же какЦветаева верила, что через стихотворения можно воплотить живопись и музыку.
     В стихотворении использована метафора:
     
     Храп хором Скрябинским зовёт оркестр [28].
     
     Скрябин – русский композитор, который впервые использовал в своих музыкальных произведениях светомузыку. В его творении чувствуется нервность, импульсивность.
     Образы великих композиторов не случайны в стихотворении. Эти композиторы оставили большой след в искусстве, увлекались смешиванием искусствоведческих направлений, и поэтесса ставит себя на одну ступень с ними, ведь её стихотворения неслучайны, многие из них имеют отношение к синтезу искусств.
     Жизнь просвещённого,образованного человека, выросшего среди людей, связанных с искусством, не может забыться даже в тюрьме.А. Цветаева была образованным человеком. Всё, что она слышала, видела, читала, находясь на свободе, она переносит на жизнь в заточении:
                   
                   А бреды здесь и там звучат строфой Гомера,
                   И Фиогнида пафосом – цветут!
                   Изгибы тела – Ропс! И имена Бодлера
                   И Тихона Чурилина встают [28].
     
     Называя данные имена А. Цветаева с горечью вспоминает вольную жизнь.Свобода имеет ассоциации с картинами Т. Чюрляниса, с мятежной музыкой Скрябина, с бессмертными поэмами Гомера, с пафосом Фиогнида и с именем Шарля Бодлера и Тихона Чурилина. Эти великие люди и их произведения оставили след в душе поэтессы, она не забывает о них, не изменяетсядуховно, а продолжает верить в лучшее.
     Сюита названа «призрачной», так как в ней видно, чтостихотворениесоздавалосьпоэтессой на грани сна и реальной жизни:
     
                    Молю – на веки сходит лёгкий сон,
                    Я реки призрачные вижу в небе,
                    Я церкви горней слышу дальний звон…
                    О горькой жизни рок! Между землёй и небом
                    Разомкнуты начала и концы[28]!
     
     Лирическая героиня устала, но существовать в этом мире ей помогает вера в Бога. В тексте этому свидетельствуют такие слова как: «молю», «реки призрачные», «церкви горней», «чудо». 
     В поэтическом тексте присутствует образ Горненской церкви, находящейся в Иерусалиме. Этот образ возникает ещё в Евангелии от Луки, и А. Цветаева вводит его в своё стихотворение, показывая веру в христианство. 
     Кульминация трагедии героини-узницы заключается в последних четырех строках стихотворения:
     
     О горькой жизни рок! Между землей и небом 
     Разомкнуты начала и концы! 
     Как часто Сон и Явь в часы забвенья Феба
      Меняют ощупью свои венцы[28].
     
     Далее следует«Сюита ночная», она была написана в камере на сорок мест, где проживало сто семьдесят заключённых женщин.
     Из четырёх представленных, данная сюита является самой большой по объёму и самой сложной по восприятию. Эту сюиту условно можно разделить на четыре смысловых отрезка. Первая часть является введением, гдепоказываются реалии тюремной жизни:
     
                    И снова ночь! Прохладою летейской
                    Как сходен с кладбищем тюремный этот храм!
                    Не спит, как и всегда, в своей тоске библейской
                    Больная Хана Хейм, химера с Нотр-Дам [29].
     
     В первой части идёт плавный переход ко второй, более объёмной, посвящённой «Химере с Нотр-Дам», темп повествования изменяется, он становится быстрее.
     Третий композиционный отрезок повествует о «смертной тишине» в камере, времени предрассветного, самого крепкого и сладкого сна. Заключённым снится дом и воля:
     
     Предрассветный сон. Я знаю, что он значит-
     О воле и о доме сны
     Сошли на дно души, как корабли порою
     Без сил смежив пустые паруса, 
     Спит смертным сном душа перед трубою
     Архангела. А света полоса – 
     Звонок, подъем. Уже! О, как весенне, 
     Как победительно борение со сном [29].
     
     Из метафор «сошли на дно души» и «пустые паруса» видно, что заключённые могут только мечтать о спокойной жизни. В реальной это может и не случится, все заключённые понимают это. Все эти люди, находящиеся за решёткой, верят в Бога, мечтают и ждут свободную жизнь, им всем хочется вновь оказаться дома с близкими и родными людьми.
     Последняячасть произведения является своеобразной доминантой как в стихотворении, так и во всём цикле в целом. Здесь вновь идёт обращение к божественным силам, вспыхивает надежда:
     
     Из мертвых к жизни вечной воскресенье,
     О руки над кладбищенским холмом.
     О трепет век и дрожь ресниц! Туманы
     Над прахом тел развеялись. Земле конец.
     Преображенье плоти[29].
     
     Помимо того, что каждая отдельная сюита соответствует музыкальному жанру, все сюиты из цикла стихотворений «Феб»образовывают одну цельную сюиту. Большинство музыкальных сюит состоят из четырёх частей: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.Первая «Оконная сюита» написана пятистопным ямбом.Эта сюита является вводной частью, умеренной, её можно соотнести с музыкальной частью – аллемандой.Вторая «Тюремная сюита» представлена четырёхстопным ямбом, темп ускоряется, эта сюита самая простая как в понимании, так и в архитектонике.Она соответствует второй музыкальной части, куранте. Вторая часть произведения всегда незатейливая и простая. Третья часть, «Сюита призрачная» наиболее медленная, сонная. Её размер – шестистопный ямб, он подчёркивает грусть и протяжность стихотворения. В музыке третья часть является самой грустной и унылой, имела минорное звучание. Это настроениесовпадает и с поэтической сюитой. Данное стихотворение одно из самых печальных, нет положительного заключения стихотворения. И последняя в цикле «Сюита ночная», четвёртая, соответствует музыкальной части под названием жига. Эта часть в музыке является самой быстрой, неоднозначной иимеет различный размер. В стихотворной четвёртой сюите нет единого стихотворного размера, здесь разностопный ямб. Эта часть является финальной, последним аккордом.
     Сюиты А. Цветаевой имеют смысл как в частности, так и в совокупности.У каждой сюиты есть свой смысл, но вместе они единое целое, которое даёт представление об ужасе жизни в заточении, о надежде, о вере в Бога, об эмоциях и лишениях, которые испытывают все заключённые.
     Жанр поэтической сюиты, каждой из частей цикла «Феб» соответствует музыкальному жанру сюиты ХХ века, и А.И. Цветаева использует в своей поэзии архитектонику музыкального произведения сознательно.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     3 Жанр колыбельной песни в лирике А.И. Цветаевой
     Взаимосвязь стихотворений и музыки несколько веков является предметом размышлений и исследований композиторов, писателей, поэтов.  Музыке присущее свойство сливаться с разными видами искусства: танцем, представлением, живописью и т.  п.  Однако самая тесная связь чувствуется в песне.
     Колыбельные песни имеют продолжительную историю. Зачатки этого фольклорного жанра появились ещё в древнее время и до сих пор являются популярным песенным жанром.
     Колыбельная– лирическая, задумчивая песня, сопровождающаяся укачиванием ребёнка8.
     В поэзии Серебряного века мотив убаюкивания часто встречается для разворачивания нового сюжета. Привлекает эта жанровая разновидностьтем, что она одна из самых мелодичных форм в песенном фольклоре, отличающаяся особым ритмическим рисунком, формальностью, изобилующая повторами, специальными протяжными словами.Этот жанр использовали многие поэты начала ХХ века:К. Бальмонт,В. Брюсов, А. Блок, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Ахматоваи др.
     А. Цветаева также обращается к этому жанру в своём творчестве. Одно из её стихотворений носит название «Колыбельная». Возможно, что на создание этого стихотворения А. Цветаеву вдохновили колыбельные, которые были написаны М. Цветаевой. Одна из колыбельных посвящена А. Цветаевой и носит название «Колыбельная песня Асе» (1910-е).
     Колыбельная у сестёр Цветаевых поддаётся изменениям, у них она частопредстаёт через призму трагического события, мотив убаюкивания ребёнка отходит на второй план. В некоторых колыбельных можно увидеть трансформированный сказочный сюжет.
     У А. Цветаевой в сборнике стихотворений всего одна колыбельная песня.Жанр стихотворения поэтесса определяет как колыбельную, он выносится в название стихотворения. Произведение мелодичное, написано хореем. М.Л. Гаспаров заметил в своей работе, что хорей традиционно ощущается как размер народный, песенный (4-стопный– больше, 5-стопный — меньше)9. В стихотворении присутствует рефрен («баю-баю-бай»), чётко прослеживается тема сна («Пусть Марусе снятся кошки»).
     Это стихотворение адресовано подруге-поэтессе М.Н. Яковлевой (как и весь цикл стихотворений):
     
Пусть Марусе снятся Кошки
Даже здесь… Ведь рай
Не синее, чем в окошке…
Баю – баю – бай[37]!
     
     Возможно, что здесь скрыто двойное обращение, изначально, к М.Н. Яковлевой, а возможно, ещё и к сестре Марине, которую дома в детстве все ласково звали Марусей.
     В стихотворении А. Цветаевой встречается образ котов. Писательница очень любила этих животных, они сопровождали её всю жизнь, в её романе «Моя Сибирь» (1988г.) встречается образ кошки, в фильме «Мне девяносто лет, ещё легка походка», видно, что на стенах висит календарь с кошками. Цветаева очень любила этих животных. Такжекот по древнейшемурусскому поверью связан с потусторонним миром, с миром снови видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии и «носит сон в рукаве», бережет малых деток и гонит прочь от них нечисть10.
     В начале стихотворения присутствует отсылка к сказке Братьев Гримм «Госпожа Метелица», в которых есть образ фрау Холлы, волшебницы, наказывающей ленивых и поощряющей трудолюбивых девушек.
     Лирическая героиня не исключает, что Господь может отнять у неё ребёнка:
     
     А когда Господь отнимет
                                             Девочку мою,
                                             Я его прославлю имя
                                             В горестном краю [37].
     
     Наблюдается мотив смерти, который свойственен народным колыбельным. Здесь нет радости и счастья, стихотворение пропитано тревогой и тоской.
     В стихотворение присутствуютправославные мотивы («А когда Господь отнимет…»; «Я благословлю на чудный…»). Образы Бога и ангела так же встречаются в народных песнях, считалось, что использование этих слов в колыбельной приносит ребёнку защиту.
     У А.И. Цветаевой колыбельная песня трансформируется,становится сложным произведением, как и у её сестры.
     В творчестве М. Цветаевой колыбельная занимает особое место. Она не случайный жанр, в этой форме написано несколько стихотворений. Традиционным для колыбельных песен является двусложный хорей. Цветаева сохранила в колыбельной песне элементы заговора-оберега:
     
     Дыши да не дунь,
     Гляди да не глянь.
     Волынь-криволунь,
     Хвалынь-колывань11.
     
     В стихотворении возникает образ скифской женщины, которая баюкает ребёнка. Также несколько раз употребляется слово «глуша», но каждый раз оно изменяется под действующей градацией: «Синь подушками глуша», «Шаг - подушками глуша», «Смерть подушками глуша».
     В стихотворении А. Цветаевой видно соединение русского фольклора, веры в Бога, лагерной жизни. У М. Цветаевой прослеживается восточный мотив, некая таинственность, присутствуют элементы убаюкивания. М.И. Цветаева использует элемент заговора более явно, в отличии от младшей сестры. Так же у М. Цветаевой присутствует градация, что не характерно для народной колыбельной. Поэтесса создаёт неологизмы для описания особого состояния, на грани реальной жизни и иномирья. В цветаевском цикле слово-символ «Хвалынь» выступает как своего рода заклинательная формула, соответствуя околдовыванию и одновременному снятию чар.
     Оба текста написаны хореем, как и большинство колыбельных. По мнению М.Л. Гаспарова, «в русской традиции хорей близко напоминал ритмы некоторых народных песен (об этом писал еще Тредиаковский) и сложных силлабических кантов. Поэтому неудивительно, что основной областью этих размеров у авторов стала легкая поэзия, а из серьезной — те жанры, которые были ближе к музыке12».
     Тексты,с одной стороны,очень близки к фольклорному жанру. Они небольшие по объёму, общая цель исполнения, наличие заговаривающих слов и др. Но помимо сходства, каждая поэтесса внесла что-то новое в колыбельную песню, вложила новые мотивы и смыслы. Для обеих сестёр этот жанр был важен, и через него они выразили свои мысли и чувства, переживания.
     
     
     
     
     4 Другие музыкальные жанры в лирике А. Цветаевой 
     4.1 Полонез в стихотворениях А. Цветаевой
     Следующим, в цикле стихотворений, посвящённый М.Н. Яковлевой, «музыкальным» произведением является «Два полонеза» (?).
     В этом стихотворении сравниваются два полонеза, Шопена и Огинского. Это произведение делится на два композиционных отрывка. Первая часть посвящена Шопену. Она основана на его полонезах, торжественных и грациозных. Второй отрывок распадается ещё на две части: полонез Огинского, «Прощание с Родиной», музыкальные впечатления и убийство композитора.
     Музыкальный словарь даёт следующее определение полонеза:«Полонез – польский танец, носит характер торжественного блестящего шествия; размер три четверти. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на третьей четверти каждого такта. Полонез был весьма распространен в XIX в. как бальный танец и получил широкое отражение в музыкальной литературе13».
     В данном стихотворении полонез Шопена представлен как красивое, яркое музыкальное творение:
     
                  Полонез Шопена! Пышущее пеной
                  Как шампанское через хрустальный край[47]!
                  
     Его полонез изящен и быстр, завораживает читателей, ассоциируется с чем-то простым, с весельем и радостью. Для передачи лёгкости А. Цветаева использует эпитеты «пышущею пеной», «безумств арена». У поэтессы он ассоциируется с раем:
     
     Где ты дремлешь, древних предков рай[47]?
     
     Полонез Огинского принимает у Цветаевойтёмные и смертельные краски. На протяжении всей второй частистихотворения полонез проникнут траурным настроением:
     
                     Труб червонных взлёты,
                     Маршевые роты,
                     В бой последний шляхтичей ведут.
                     Смертною икотой 
                     Реквиема ноты 
                     Полонез «Прощай, отечество» поют[47].
     
     У А. Цветаевой в стихотворении представлены именно шляхтичи. Танец полонез (буквальный перевод с французского – польский), а в последствии музыка для него зародилась именно в Польше. Также известно, что полонез является танцем-шествием, степенным и торжественным. Именно Ф. Шопен своим творчеством популяризировал эту музыку, поэтизировал и внес определенный драматизм.
     Поэтесса сгущает краски с помощью таких оборотов, как «смертною икотой», «реквиема ноты». Этим она подчёркивает траурность происходящего.
     Полонезы для А. Цветаевой – две полные противоположности. Где полонез Шопена – легкий и возвышенный, а полонез Огинского наполнен тяжестью, ассоциируется для поэтессы с реквиемом.
     К музыкальному жанру «Реквием» обращались некоторые поэты и художники.
     Ярким примером реквиема в литературе является «Реквием» А. Ахматовой. Она писала его с 1935-1940гг. в Ленинграде в годы самых трагических событий для всей страны и для самой поэтессы. Идея – показать масштабность горя русского народа. Реквием – это заупокойная месса. Выбрав такое название поэмы, поэтесса хочет показать нам жизнь тех, кто страдал в то время, боль как заключённых, так и людей, которые ждут решения их судьбы за стеной. А. Ахматова посвящает это произведение всем, кто пострадал от сталинских репрессий. Это произведение – погребальная песнь по всем невинным, замученным людям в эти страшные годы. Возможно, что А.И. Цветаева в своём стихотворении имела схожую идею. Поэтесса,как и многие другие, бессмысленно была отправлена в заключение на долгие годы, многие погибли и увидели страшную, незаслуженную жизнь с полным лишением всего, что дорого сердцу.
     А. Цветаева, как и её сестра Марина, на протяжении всей жизни находились под очарованием польской дворянской крови. Упоминания польской нации и композитора М. Огинского, который воспел победу поляков в своём музыкальном произведении подчёркивает её любовь к данной нации.
     Стихотворный размер – хорей, однако он является вольным (в каждой строфе меняется количество стоп). Стихотворение имеет прерывистый, разговорный оттенок.
      Упоминание полонезов в стихе носит только содержательный характер. Поэтесса не хотела перенести на него ни архитектонику, ни тематику конкретного музыкального произведения.
     Поэтесса называет стихотворение «Два полонеза» основываясь на своих впечатлениях от полонезов двух композиторов, новаторов в этом жанре. Основываясь на своих чувствах и истории этих великих композиторов, было создано это стихотворение.
     4.2 Вальс в творчестве А. Цветаевой
     Стихотворение названо обычно, без намёка на музыкальность жанра. Но, читая первые строки, можно увидеть музыкальную установку:
     
     Музыка. А где-то, часовые, –
     Всё ли там спокойно, на Амуре? 
     Обухом – вальс. И покорную выю 
     Под вальс «На сопках Манчжурии» [129]…
     
     Этот первый отрывок можно выделить как вступление, потому что он расположен отдельно от всего остального текста, и в тоже время отличается по структуре от большей части стихотворения.
     Вероятней всего, находясь в лагере,А. Цветаева услышала вальс «На сопках Манчжурии» и, вдохновлённая этим музыкальным произведением, пишет стихотворение «Мы». Поэтесса использует музыкальные наименования в своём тексте (вальс, такт, музыки), но и сам текст стихотворения стилизует под ритм и метр вальса, имитируя вальс с размером три четверти.
     
     Лодочкой месяц двурогий
                                            В звёздную вью за другом 
                                            Ввысь, по небесным дорогам
                                            Тяжкой ногой по разлукам [129].
     
     Для передачи большей конкретности А. Цветаева переносит ритм вальса «На сопках Манчжурии» в своё произведение, возможно, что это стихотворение – вариант текста для самого вальса.
     
     Вечера свиданий робких
     Давно прошли и скрылись во тьму…
     Спят под луною маньчжурские сопки
     В пороховом дыму14.
     
     А. Цветаева часто делает в тексте акцент на том, что это именно маньчжурский вальс, на что указывают многократные повторы: «по вальс «На сопках Манчжурии», «Вальс. Что Манчжурская тень», «Вальсом, как солнцем, трубы…» (вальс исполняется исключительно духовым оркестром).
     Слово «вальс» встречается в тексте пять раз, что свидетельствует о том, что жанр вальса был выбран не случайно.К сожалению.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44