- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Модернизация управления сферой здравоохранения в субъектах Российской Феде-рации на примере Тюменской области
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007708 |
Тема: | Модернизация управления сферой здравоохранения в субъектах Российской Феде-рации на примере Тюменской области |
Содержание
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Допущено к защите в ГЭК И проверено на объем заимствования Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, канд. юрид. наук, доцент ________________А.В. Ларионов _______________________2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Модернизация управления сферой здравоохранения в субъектах Российской Федерации на примере Тюменской области 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Выполнил работу Алина студент 4 курса Андреевна заочной формы обучения Новикова Научный руководитель Наталья старший преподаватель, Юрьевна кафедры ГМУ Краузе Тюмень 2016 Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления Института государства и права ТюмГУ по направлению «Государственное и муниципальное управление» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ …………………………………………………………... 5 1.1. Виды систем здравоохранения и их структура ……………………... 5-13 1.2. Теоретические основы формирования системы управления здравоохранением в регионе ………………………………………………………… 14-19 1.3. Основные направления модернизации сферы здравоохранения ….. 20-27 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………………………………… 28 2.1. Характеристика системы здравоохранения Тюменской области….. 28-36 2.2. Управление системой здравоохранения Тюменской области …… 37-46 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………… 47 3.1. Приоритетные направления развития здравоохранения в Тюменской области ……………………………………………………………………… 47-55 3.2. Направления развития механизма регулирования системы здравоохранения региона ……………………………………………………………… 56-66 3.3. Инновационные походы к управлению системой здравоохранения в Тюменской области …………………………………………………………….. 67-74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 75-77 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………. 78-83 ВВЕДЕНИЕ Здравоохранение в Российской Федерации представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих, деятельность, направленную на удовлетворение разных потребностей населения в медицинских услугах, сохранению и улучшению здоровья граждан. Главная проблема российского здравоохранения – недостаточное финансирование из государственных источников и несправедливое расчисление общественных ресурсов на бесплатную медицинскую помощь между регионами. Кроме того, существуют последующие важные вопросы в здравоохранении: распад в системе управления отраслью и безрезультатное использование средств, несоответствие оказываемых объемов медицинской помощи повышенным потребностям пациентов и современным технологиям предоставления медицинской помощи; в том числе слабое обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях; несовершенная структура коечного фонда – излишнее число коек интенсивного лечения и нехватка коек реабилитации и длительного ухода; неэффективное управление. Преимущественным структурным звеном системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских сотрудников, рост медико-социальной инициативности и установок на здоровый образ жизни среди различных классификаций граждан. Сложности развития социальной сферы российской экономики, в том числе системы здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях посвящены работы авторов Л.И.Ванчухиной, А.И.Вялкова, П.Грузинова, И.В.Дегтяревой, Е.С.Докучаева, Е.И.Дубыниной, К. Егоровой, М.Н. Исянбаева, В.Г. Карпова, Ю.М. Малышева, Х. Махмутова, А.М. Мухамедьярова, А.В.Решетникова, Н.З. Солодиловой, И. Стародубова, Е.А. Тищук, Н.А. Тогунова, В.О. Флек, Т.В. Чубаровой, О.Б. Чертухиной, К.Н. Юсупова и др. А так же, следует взять во внимание, что, несмотря на повышенный интерес со стороны российских и зарубежных исследователей к законам и закономерностям работы системы здравоохранения в общем, от состояния которой не мало зависит уровень и качество населения, региональный аспект системы здравоохранения не изучен в должной мере. Это сформировало цель, задачи и структуру работы. Цель исследования: раскрытие теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по модернизации управления сферой здравоохранения в субъектах Российской Федерации на примере Тюменской области. Объектом исследования является система здравоохранения Тюменской области. Предметом исследования является комплекс отношений, возникающих в работе управления системой здравоохранения. Задачи исследования: Рассмотреть суть современной системы здравоохранения и ее структуру. Узнать и изучить теоретические основы создания системы управления здравоохранением в регионе. Выявить предпосылки модернизации управления сферой здравоохранения. Дать характеристику системы здравоохранения Тюменской области. Выявить перспективы модернизации системы управления региональным здравоохранением. Методы исследования: монографический, методы сравнительного и структурного анализа, исследовательский, экономико-статистический, метод классификации. Составляющая анализа: работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1.1. Виды систем здравоохранения и их структура В последнее время вопросы здравоохранения становятся более важными. Дело не только в, поддержание здоровья людей в стране стало стратегической задачей из соображения обеспечения национальной безопасности в связи с не лучшей рождаемостью и ростом заболеваемости населения. Проблема обеспечения здоровья людей, всегда рассматривается как в социальном, так и в экономическом аспектах. Анализ разных подходов к значению системы здравоохранения дало возможность совместить все имеющие определения таким образом, первая группа авторов уверяет, что система здравоохранения предлагает собой «… все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья». Представители второго аспекта утверждают, что система здравоохранения представляет собой – «… меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг». Третьи авторы в свою очередь отмечают, что это « … более широкий комплекс мер, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды». Таким образом, проанализировав мнения, сделаем вывод, что понимание о представлении системы здравоохранения может быть несхожим. В медицинской и юридической литературе здравоохранение трактуется как система общественных и государственных социально-экономических и социальных мероприятий, предоставляющих не плохой уровень охраны и улучшения здоровья людей. Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов определяют здравоохранение как составляющие государственных и общественных действий только медицинского направления: оказание медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых. А так же меры общего характера: рост материального достатка, санация окружающей среды и прочие меры, устремленные на защиту и укрепление физического и психического здоровья людей. Сюда же относится поддержание их долгой и подвижной, насыщенной жизни, оказание им медицинской помощи в случае утраты здоровья. Валовой Д. В. утверждает, что здравоохранение, являясь социальным институтом, который являет собой систему жизнеобеспечения, и в этом ключе здравоохранение желательно рассматривать как важнейший принцип национальной безопасности страны. Такое утверждение акцентирует важность рассматриваемой отрасли в организации и методическом предоставление государственных структур, ведомств и организаций охранными и профилактическими мероприятиями в области здравоохранения. Лисицын Ю. П. и Полунина Н. В. также полагают, что здравоохранение имеет отношение к отраслям социальной сферы экономики и предлагает собой систему лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных, медицинских мер, а также учреждений государственной и муниципальной собственности, и имеет отраслевую структуру. Поэтому здравоохранение имеет исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, и рекомендуется признать здравоохранение – по подобию с агропромышленным, топливно-энергетическим, военно-промышленным – медико-производственным комплексом. Изучив перечисленные точки, зрения мы сделали вывод, что здравоохранение в Российской Федерации представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих, основную деятельность, направленную на удовлетворение различных нужд населения в медицинской сфере, сохранению и улучшению здоровья граждан. Укрепление системы здравоохранения означает решение главных сложностей, относящиеся к кадровым обеспечениям здравоохранения, его инфраструктурой, предметами, материально-техническим обеспечением, наблюдением развития и эффективным финансированием. Для системы здравоохранения Требуются кадровые источники, денежные ресурсы, информация, предметы снабжения, транспортные средства, коммуникация, а также общее руководство и управление. Необходимо, чтобы такая система с финансовой точки зрения предоставляла услуги по надлежащему качеству и была быстрореагирующей. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) система здравоохранения состоит из шести структурных элементов, представленных на рисунке 1.1. Система здравоохранения Предоставление услуг Лекарственные средства, вакцины и технологии Трудовые ресурсы здравоохранения Финансирование систем здравоохранения Информационная система здравоохранения Лидерство и управление Рисунок 1.1 – Структурные элементы системы здравоохранения Необходимо сказать, что понятие как системы здравоохранения на сегодняшний день, также не зафиксировано ни в одном из существующих нормативных правовых актов, но сам термин «система здравоохранения» можно встретить, например, в п. 2 ст. 41 Конституции РФ, устанавливающем, что «В Российской Федерации (…), принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения…». Схематично структуру системы здравоохранения можно изобразить следующим образом (рисунок 1.2). Научно-исследовательские учреждения Медицинские высшие и средние учебные заведения Врачебно-фельдшерские пункты Стационары Специализированные (диспансеры, роддома, реабилитационные клиники и др.) Станции скорой помощи Центры гос. санитарно-эпидемиологического надзора Частные лечебные организации Органы управления здравоохранением Аптеки Санитарно-оздоровительные учреждения Амбулаторно-поликлинические учреждения Многопрофильные (больницы, поликлиники) Система здравоохранения Рисунок 1.2 – Структура системы здравоохранения в Российской Федерации Система здравоохранения является не скрытой системой. Формирование системы здравоохранения и функционирование оказывают воздействие многие факторы. Важными факторами являются: состояние окружающей среды, степень ее экологического благополучия, условия труда и быта, культурного уровня, развития массового физического воспитания, постановка общественного питания, организация мер по предупреждению развитию и распознаванию эпидемий, социальных болезней, уровень доступности квалифицированной лечебной и лекарственной помощи и т. д. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья граждан обеспечивается системой здравоохранения, развитие которой гарантируется Конституцией. К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, находящиеся в государственной собственности (субъектов РФ) и подчинении ее органам управления лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), научно-исследовательские учреждения (НИУ), образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптеки, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации и иные предприятия и организации, а так же перечисленные учреждения, создаваемые другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации. Предприятия, учреждения и организации в соответствии с Законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ, а так же нормативными актами органов управления здравоохранения осуществляют свою деятельность и являются юридическими лицами. К частной системе здравоохранения относятся учреждения, частной собственности, а так же лица, осуществляющие частную практическую и частную медицинскую деятельность. Основами денежного обеспечения охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются: средства бюджетов всех уровней; средства, направленные на обязательное и добровольное страхование в соответствии с законом РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ». А так же, редства целенаправленных фондов, предопределение для охраны здоровья граждан; ресурсы государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Министерство здравоохранения РФ осуществляет на федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья. Сфера деятельности определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела. Минздрав РФ возглавляет Министр здравоохранения РФ. Скворцова В.И. имеет трех заместителей и одиннадцать помощников. Структурными подразделениями Министерства здравоохранения РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. Органами управления здравоохранения субъектов РФ являются медицинские органы соответствующих администраций субъектов Российской Федерации, Министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, управлений здравоохранения администраций территориальных административных районов. Подчиненные им медицинские учреждения образуют сеть государственных медицинских учреждений, находящихся в государственной собственности. Муниципальные органы управления здравоохранением действуют в составе управления муниципальных органов. В отдельных ведомствах и муниципальных образованиях вопросы управления, в соответствии с ведомственной и территориальной принадлежностью, возлагаются на территориальные медицинские объединения или ведущие лечебно-профилактические учреждения ведомств и территорий с прибавлением к их наименованию определение «Центральная». Сегодняшние тенденции в развитии системы здравоохранения характеризуются: изменением роли государства и рынка; рассредоточением и передачей власти на менее высокие уровни государственного управления с привлечением частного сектора; более высокой независимостью выбора для осуществления прав граждан; переменой роли системы общественного здравоохранения. Номенклатура учреждений здравоохранения Российской Федерации утверждается Министерством здравоохранения. В Российской Федерацииимеются нижеприведенные учреждения здравоохранения: – аптечные учреждения; – учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора; – лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). В том числе к ЛПУ относятся: – больницы – городские, городские скорой медицинской помощи; детские городские; детские областные (краевые, республиканские, окружные); дома сестринского ухода; больницы на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная); больницы на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная); областные (краевые, республиканские, окружные); районные; участковые; центральные (городские, окружные, районные); – госпиталь для ветеранов войны; – санитарно-медицинские части; – специализированные больницы, в том числе – общие и детские восстановительного лечения, инфекционные, психиатрические, туберкулезные; наркологические; офтальмологические; физиотерапевтические; психиатрические специализированного типа с интенсивным наблюдением и психиатрические с усиленным наблюдением; – центральная медико-санитарная часть; – центры: восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; диабетологический; наркологический реабилитационный. Кроме того, к ЛПУ относятся учреждения здравоохранения особого типа: – бюро: медицинской статистики; патологоанатомическое (институт); судебно-медицинской экспертизы; – лепрозорий; – территориальное медицинское объединение (ТМО); – хоспис; – центры: медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; Лечебно-физкультурный диспансер , кардиологический диспансер, кожно-венерологический диспансер, наркологический диспансер, онкологический диспансер, противотуберкулезный диспансер, психоневрологический диспансер, трахоматозный диспансер, эндокринологический диспансер. Следующая группа ЛПУ амбулаторно-поликлиническими учреждения. К ним относятся: – амбулатория; – косметологическая клиника; – линейная амбулатория на железнодорожном транспорте; – поликлиники: реабилитационные лечения, городская общая и детская; стоматологическая общая и детская; консультативно-диагностическая; физиотерапевтическая; центральная районная; на водном транспорте; на железнодорожном транспорте. К ЛПУ так же относятся учреждения скорой медицинской помощи и станции: переливания крови, скорой медицинской помощи. Далее к ЛПУ отнесены: учреждения охраны материнства и детства, включая дом ребенка, специализированный дом ребенка, женская консультация, молочная кухня, перинатальный центр, родильный дом, центр планирования семьи и репродукции, санаторно-курортные учреждения, включая грязелечебницы общие и детские, курорты, санатории и курортные поликлиники и клиники. В их числе клиники высших медицинских образовательных учреждений и клиники медицинских научных учреждений и организаций. К учреждениям Госсанэпиднадзора (ГСЭН) относятся: санитарно-эпидемиологические учреждения, в их числе: дезинфекционные станции; противочумные центры (станции); центры ГСЭН в субъектах РФ, городах, районах, административных округах и городских районах, на транспорте, федеральный и федерального Управления медико-биологических и экстремальный проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. К этим же учреждениям относятся Управления профилактической медицины, иначе центры медицинской профилактики и центр гигиенического образования населения в Москве. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система здравоохранения представляет собой совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и практической деятельности в области здравоохранения, взаимодействующих в целях профилактики заболеваний, сохранения, укрепления здоровья граждан и оказания им медицинской помощи. Необходимы кадровые ресурсы для системы здравоохранения, денежные ресурсы, информационные ресурсы, предметы снабжения, транспортные средства, коммуникация, а также общее руководство и управление. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией РФ. Все системы здравоохранения Российской Федерации имеет свою структуру. 1.2. Теоретические основы формирования системы управления здравоохранением в регионе Прежде чем перейти к рассмотрению организации управления региональной системой здравоохранения, необходимо дать определение термину «управление». Управление – это разные возможности влияния субъекта (не малого числа субъектов) на объект (объекты), меняющие положение, поведение, свойства, качества объекта. Так же под управлением часто понимают воздействие, которое имеет направленную цель при которой объект уступает регулированию. Система здравоохранения определяется основными системообразующими факторами: – совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий); – развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации; – наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением. Здравоохранение является важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором качества жизни и деловой активности людей. В прошедшее десятилетие в нашей стране происходили сложные социально-экономические, политические и демографические изменения. Возникшие трудности существенным образом отразились и на деятельности системы здравоохранения. Здравоохранение представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, исполняющих прежде всего деятельность, нацеленную на исполнение различных потребностей граждан в медицинской сфере, сохранение и улучшение здоровья населения. Действие государственного управления здравоохранением в России определено признанием человека, его жизни и здоровья важными, касательно которых формируются другие ценности и блага всего населения. Управление здравоохранением, поэтому является единой задачей всего общества, в исполнении которой принимают участие большое количество секторов сельского и народного хозяйства, и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления). В данное время развитие Российской системы здравоохранения едино с ее изменением, главной движущей силой которого является совокупность сложностей национальной системы здравоохранения, проблема не высокой социально-экономической результативности и работы в том числе. Не маловажным условием улучшения организации системы здравоохранения является рост доступности и качества, продуктивности функционирования и прогрессирования региональной системы здравоохранения. Понятие «региональное здравоохранение» разграничивают в узком смысле и в обширном смысле следующим образом. В узком смысле региональное здравоохранение демонстрирует соитие разных по мощности, профилю и организационно-правовому статусу ЛПУ, определяющихся единством местоположения, социально-экономической сфеды, социальных потребностей, административной подчиненностью, а также конкретным типом системного взаимодействия на территориальном рынке медицинских услуг. В обширном смысле в концепции системы регионального здравоохранения следует взять во внимание нуждаемость и целевые установки главных заказчиков медицинских услуг (дифференцированных групп населения), и потребителей (покупателей) медицинских услуг (структуру медицинского страхования, предприятия и организации других отраслей народного хозяйства) касательно объемов, видов и качества медицинской помощи, а также территориальные структуры, предоставляющие действие учреждений здравоохранения, организационные и социально-экономические механизмы регулирования взаимной работы структур медицинской отросли, осуществляемые специализированными территориальными органами управления. В зависимости от видов управления здравоохранением в Российской Федерации выделим: государственное управление (наиболее важный и всеохватывающий вид управления, включает управление на уровне Российской Федерации и управление на уровне её субъектов); местное самоуправление (подвид государственного управления, субъектом которого являются жители населенных пунктов и административных территорий); частное управление (руководство медицинских организаций, учреждений здравоохранения). Наглядно это можно представить следующим образом (см. рис. 1.3). Рисунок 1.3 – Виды управления здравоохранением в Российской Федерации Важность системы регионального здравоохранения ростет в связи с осуществлением административных реформ, в соответствии с которыми большая часть функций передается на уровень регионов. Региональная система здравоохранения, являясь составной частью национальной системы, имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, соотношения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование. На практике региональное здравоохранение в большинстве своем рассматривается как сопряжение органов и учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации. В реалии же все не так просто, потому как, учреждения и предприятия муниципальной и частной системы здравоохранения, чаще всего, как полноправных элементов инфраструктуры здравоохранения в официальных документах Минздрава России почти не берутся во внимание. Одним из аргументов, обосновывающих это мнение, является момент отсутствия в важном национальном проекте «Здоровье» программ взаимодействия государства с муниципальным и частным сектором здравоохранения. Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают: разработку комплекса показателей для оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, показателей здоровья и качества жизни населения; определение стратегии и тактики развития системы здравоохранения региона с формированием целевых ориентиров в виде основных показателей и критериев здоровья и качества жизни населения; планирование и практическая реализация мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матерей, рождение здоровых детей, профилактику заболеваний у детей и подростков; организация системы взаимодействия, партнерства и сотрудничества органов власти и общественных организаций с целью призыва к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за действием исполнения органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, выполнением на территории муниципальных образований государственных социальных норм, уровней качества медицинской помощи, а также за точностью медицинской статистики и отчетности. Кроме органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Российской Федерации включены региональные медицинские организации, ведущие средства которых находятся в государственной собственности. Муниципальное здравоохранение находится в тесном взаимодействии с региональной системой здравоохранения и во многом зависит от него, что связано, прежде всего, со сложившимся централизованным управлением, постоянно меняющимся законодательством, недостаточностью у органов местного самоуправления собственных ресурсов (управленческих, финансовых и др.). В Тюменской области органы исполнительной власти в области здравоохранения представлены Департаментом здравоохранения Тюменской области, Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа и Департаментом здравоохранения Ямало-ненецкого автономного округа. Департаменты здравоохранения Тюменской области занимаются: – охрана здоровья и оказание социальных услуг; – государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; – государственное управление общего и социально-экономического характера; На сегодняшний день структура органов управления здравоохранением субъектов федерации и методы управления настолько всевозможные и не похожи друг от друга, что остается только говорить о сходных направлениях их работы и только в разрезе полномочий, наделенных им Конституцией Российской Федерации и законодательством. 1.3. Основные направления модернизации сферы здравоохранения Предпосылками модернизации здравоохранения России являются не высокая конкурентоспособность отрасли, а также не имея способность оказывать населению доступную и качественную медицинскую помощь. Под модернизацией управления в сфере здравоохранения в современных условиях следует понимать процесс реформирования существующего организационно-экономического механизма отрасли. Видно, что на сегодняшний день условия процесса реформирования здравоохранения уже неисполним без реальных институциональных реформ отрасли, направленных на бедующий прогресс основных социальных, политических и экономических институтов российского общества, предполагающих в итоге переход от административно-командной (планово-распределительной) экономической модели к рыночной социальной модели. Модель социально-рыночной экономики вытекает из требования, что ни государство, ни частный бизнес не должен иметь полный контроль над экономикой, а обязаны работать для населения. В этом варианте смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, одни лишь решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм устанавливают структуру размещения ресурсов. Все же при этом экономически сильные субъекты должны оказывать поддержку более слабым субъектам. Обязанность государства является в развитии понимания ответственности всех участников на рынке и во внесении поправки несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Автором понятия социально-рыночной экономики был Людвиг Эрхард, министр экономики, а позже федеральный канцлер Германии. В связи с социальной функциецй, которую исполняет российское здравоохранение, в полном понимании рынка медицинских услуг в отрасли не может быть. Для выполнения задач модернизации здравоохранения, по нашему мнению, необходимо решение таких основных задач, как: Создание идеи модернизации здравоохранения на всех степенях управления (федеральный, региональный, муниципальный). Реконструкция здравоохранения обязана быть едина с системной модернизацией Российской экономики. Увеличение структурной продуктивности системы здравоохранения за счет предоставления хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, рост организационно- правовых форм медицинских организаций, развитие частного сектора здравоохранения, в итоге – создание конкурентной интегрированной многоуровневой неразрывной структурно-функциональной модели здравоохранения на всех уровнях управления. Создание результативной системы производственных отношений (социально-экономических, организационно-экономических технико-экономических), формирование конкурентного организационно-экономического механизма взаимной работы между субъектами управления в здравоохранении (органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения, образовательные и научные учреждения, фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, органы исполнительной и законодательной власти), предоставляющего достижение баланса меж объемами государственных гарантий оказания людям бесплатной медицинской помощи и ресурсным обеспечением здравоохранения в основании преимущественно одноканального финансового обеспечения отрасли через систему обязательного медицинского страхования, нормализации медицинской помощи и перехода к финансированию учреждений здравоохранения на основе финансовых расценок (тарифов), рассредоточенных в соответствии с медико-экономическими стандартами. Подготовка нового поколения управленческих кадров, специалистов финансово-экономической службы системы здравоохранения. Направление действий органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения на итоговый результат и пр. Осуществление названых мер будет оказывать содействие тому, что в здравоохранении станет совершенствоваться система стратегического планирования, в учреждениях здравоохранения края начнут работать механизмы по улучшению уровня управления государственной и муниципальной собственностью; будет исполнена структурная результативность здравоохранения; создана более действенная экономическая модель отрасли; увеличится доступность и качество оказания медицинской помощи. Российское здравоохранение по уровню материально-технического и технологического вооружения, а также профессиональной подготовке специалистов станет конкурентоспособным. К опорным направлениям модерниз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Региональная политика в области повышения уровня жизни населения (на примере тюменской области)
- Становление института омбудсмена в субъектах Российской Федерации (на примере Крыма)
- Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период, результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области)