VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Региональная политика в области повышения уровня жизни населения (на примере тюменской области)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007139
Тема: Региональная политика в области повышения уровня жизни населения (на примере тюменской области)
Содержание
5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ







Допущено к защите в ГЭК

И проверено на объем заимствования

Заведующий кафедрой

государственного 

и муниципального управления,

канд. юрид. наук, доцент

________________А.В. Ларионов

_______________________2016 г.







 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Региональная политика в области повышения уровня жизни населения  (на примере тюменской области)

080504.65 Государственное и муниципальное управление







Выполнил работу							Регина

студент 6 курса						Мухлетдиновна

заочной формы обучения					Штрахова

		

Научный руководитель		                                                                             Валентина

кафедры ГМУ							                                 Михайловна

                                                                                                                                 Осинцева		

Рецензент									                                  Турок

Начальник Межрайонного                                                                                       Андрей

управления социальной                                                                                        Иванович

защиты  Омутинский,                                                                

Армизонский,                                                              

Юргинский районы                                                                             

Тюмень 2016



Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления

Института государства и права ТюмГУ 

по специальности «Государственное и муниципальное управление»

специализация «Муниципальное управление»









































































Защита в ГЭК

протокол от «___» ____ 2016 г. №___

оценка __________________________


СОДЕРЖАНИЕ



	СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ	4

	ВВЕДЕНИЕ	5

	Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ  УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ	8

	1.1 Сущность качества жизни населения как социально-экономической категории	8

	1.2 Методики оценки качества жизни	21

	1.3 Государственная политика в области повышения качества жизни населения	28

	ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ  НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ	39

	2.1 Динамика основных социально-экономических показателей Тюменской области	39

	2.2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения Тюменской области	49

	2.3. Проблемыи перспективы повышения уровня и качества жизни населения Тюменской области	58

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	68

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	70





















СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ



РФ – Российская Федерация

ООН – Организация Объединенных Наций

ИЧР – Индекс человеческого развития

ВПМ – Величина прожиточного минимума

ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ

ЯНАО – Ямало Ненецкий автономный округ

УрФО – Уральский федеральный округ






























ВВЕДЕНИЕ



Осуществляемая в последние годы системная модернизация правительственной  экономики содействовала формированию новейших социально-экономических критерий, при которых главным аспектом экономического совершенствования страны является высокий уровень жизни населения. Именно уровень жизни отображает эффективность труда в обществе, служит показателем национального богатства, представляет собой индикатор выхода из социального и экономического кризисов. Повышенный энтузиазм к проблеме сохранения и повышения уровня жизни населения связан еще и с переходом мирового сообщества в новейшую стадию – «стадию качества». 

Сегодняшний уровень жизни населения нуждается в существенной корректировке, поскольку деструктивные последствия проводимых вначале 1990-х гг. реформ содействовали не только существенной дифференциации населения, понижению качества жизни большей части жителей страны, но и появлению такой категории, как бедность.

Одной из важнейших проблем современности является существенное расслоение общества по уровню благополучия и качеству жизни, затрудняющее социально-экономическое совершенствование страны в целом и ее регионов в отдельности. 

Для своевременного выявления перечисленных проблем требуется эффективная система мониторинга уровня жизни. 

Определение «уровень жизни» рассматривается как много аспектное. Поскольку уровень жизни (научный термин «качество») является одним из основных факторов социального устройства и деятельности людей, то его суть и содержание рассматривают с позиций не только экономики, социальной психологии, но и культурологи, философии, и остальных наук. 

В России делемами оценки и выбора способов повышения качества жизни населения, ведущие ученые и экономисты не уделяют достаточного интереса. Со стороны государства существуют отдельные программы и внедрения, но однако не нет  точной политики и механизма их регулирования. Решение данных проблем нуждается в проведении базовых научных изучений, которые, в свою очередность, требуют значительных финансовых, интеллектуальных и остальных ресурсов. Поэтому нужным является определение причин воздействия на жизнь населения, уточнение способов оценки ее качества, разработка целевых региональных программ, обоснование выбора направлений повышения качества жизни населения и уточнение самого понятия, что является основой для разработки механизма повышения качества жизни населения. 

Существенный вклад в формирование и развитие научных основ качества жизни сделали Айвазян С. А., Казим Н. А., Мосякина Е.А., Щеткин А.В. и т. д. Все вышеупомянутые авторы уделяли внимание развитию понятия "качество жизни" как экономической категории, но мало кто обращал внимание на оценку качества жизни населения с точки зрения ее интегральной характеристики. 

Таким образом, интерес к проблемам качества жизни растет, но в научной среде еще не сложился единый подход к содержанию самого понятия "качество жизни", нет признанной методологии и способа его измерения. Кроме того, проблема все более делается  общественной, междисциплинарной и на сегодня нуждается в дополнительном изучении. Поэтому выбранная тема является актуальной на сегодня, особенно в условиях глобализации международных экономических отношений.

Целью дипломной работывыступает анализ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения Тюменской  области.

В процессе выполнения дипломной работы решены следующие задачи, раскрывающие цель исследования:

- даны основные понятия уровня и качества жизни населения;

- проведен анализ уровня и качества жизни населения России и Тюменской  области;

- изучена система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России;

- сформулированы основные проблемы бедности населения;

- сформулированы основные проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России.

Объект работы -  качество жизни населения РФ.

Предметом работы является - проблемы и пути повышения качества жизни населения в РФ.

Методологической и теоретической основой работы являются Конституция Российской Федерации; ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и другие законодательные акты, определяющие основные положения государственной социально-экономической политики; Методологические положения по статистике Госкомстата России, а также труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам статистического исследования качества жизни населения.

Информационной базой исследования являются официально опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики, информационные ресурсы Internet.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ИКАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Сущность качества жизни населения как социально-экономической категории



Повышение качества жизни населения является важнейшей целью развития современного общества. Государству неоходимо создавать благоприятные условия для здоровой, благополучной, долгой и безопасной жизни населения, гарантируя тем самым экономический рост и социальную стабильность в обществе. 

Деструктивные последствия проводимых преобразований на стадии переода России к рыночным экономическим отношениям привели к значительному росту дифференциации населения, снижению качества жизни и, как следствие, увеличению уровня бедности. 

В последние десятилетия в экономической науке изучению проблем качества уделяется особое внимание. Это связано, прежде всего, с тем, что качество затрагивает практически все стороны жизни и является одним из главных приоритетов социально-экономического развития, играет важную роль при понимании сущности человеческого бытия, а также для развития духовных ценностей общества. Взаимосвязанное развитие науки, техники и высоких технологий дает возможность человечеству достичь наилучшего уровня качества услуг и продукции, а также социальных, материальных и культурных условий жизнедеятельности. В развитых странах независимо от менталитета населения, вероисповедания, политического устройства, уровня благосостояния всегда отмечалось стремление к исследованию материальных и духовных благ с целью установления какого-либо стандарта их потребления населением. В последнее время существует вероятность замены идеи «материального потребления населения» концепцией человеческого благосостояния в связи с пересмотром приоритетных жизненных ценностей, их равномерного распределения в обществе. Очевидным стало то, что понятие уровень жизни, характеризующееся достигнутым уровнем доходов, не в полной мере отражает условия жизнедеятельности населения, особенно в связи с кризисами, безработицей, прогрессирующим загрязнением окружающей среды. 

В связи с этим возникла необходимость введения в научный лексикон более широкого понятия, отражающего степень удовлетворения базовых потребностей и реализации интересов социального субъекта, такого как «качество жизни». 

В экономической науке понятие «качество жизни» возникло в начале 1960-х годах (далее – гг.). Оно впервые появилось в работе экономиста Д. Гэлбрейта, в которой отмечалось, что в обществе, в котором люди страдают от болезней, плохо одеты, голодают, важной задачей экономики является увеличение доходов. В этот же период времени начали формироваться стандарты качества материальных благ, окружающей среды. Возникли стандарты здорового образа жизни, образования, пищи, экологичного жилья, одежды. В научный и политический лексикон это понятие ввел президент США Дж. Кеннеди в 1963 году (далее – г.) («Доклад о положении нации»). Он считал, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров». 

Концепция «качества жизни» как степени удовлетворенности человека своим положением долго расценивалась многими как лишенная действенного содержания. Тем не менее, в 70-е годы прошлого века, после утверждения в зарубежной науке о том, что экономический рост сам по себе не является гарантом устойчивого социального и демографического развития, категория «качество жизни» заняла приоритетное место в социально-экономических исследованиях. 

В эти же годы начали проводиться эмпирические исследования, в которых оценка качества жизни основывалась на мнениях респондентов в удовлетворении их своей жизнью. Так, в 1976 г. в работе А. Кэмпбэлла, Ф. Конверса и К. Роджерса «Качество американской жизни» были представлены результаты одного из таких исследований. 

Существует мнение, что качество жизни необходимо определять, основываясь на феномен удовлетворения своих разнообразных потребностей населением. При этом под удовлетворенностью населения понимается соотношение текущей ситуации в обществе с некоторым эталоном, с изменением которого и происходит социальное развитие. Эталоном в этом случае является ситуация удовлетворенности всех или большинства потребностей населения. 

При исследовании качества жизни у зарубежных ученых возникли трудности с его идентификацией и определением критериев. Так, Э. Эпплер подчеркивал, что важной задачей будущего является улучшение качества жизни. Он отмечал, что сегодня говоря о качестве жизни мы не знаем в чем оно заключается и как его осуществить. 

Такого же мнения придерживался американский ученый С. Маккол: «Даже при достаточно ясных целях исследования качества жизни непонятно, что же именно исследуется. Поэтому предпосылкой дальнейшей работы по качеству жизни должно стать понимание того, что означает «качество жизни». 

Интерес к исследованию качества жизни, по мнению С. Маккола, вызван тем, что «многие люди считают, что, несмотря на достижение значительных результатов в изобилии, отдыхе, коммуникации, современное индустриальное общество не сделало значительного прогресса в улучшении человеческой судьбы в целом, что перспективы человечества сейчас не так привлекательны, как они были 25 лет тому назад». 

Концепция качества жизни включает совокупность условий, отражающих умственное, физическое и социальное благополучие населения. Здесь учитываются не только объективные факторы, определяющие качество жизни (жилище, питание, образование, занятость и т. д.), но и субъективные, отражающие восприятие индивидом своего уровня удовлетворенности в благополучии, счастье. Так, необходимыми компонентами для достойной жизни являются удовлетворенность состоянием здоровья, возможностями получения образования, семейным статусом, работой, финансовым состоянием, условиями проживания, способностью созидания и т.д. 

Концепция качества жизни отражает все взаимосвязи индивида с окружающей средой, определяющие уровень удовлетворения потребностей и уровень соответствия реальных возможностей ожиданиям. 

В последнее время понятие «качество жизни» воспринимается в двух интерпретациях. В широком толковании «качество жизни» понимается как удовлетворенность населения своей жизнью, в том числе различными потребностями и интересами, и характеризуется показателями уровня жизни, условиями труда и отдыха, жилищными условиями, социальной обеспеченностью и социальными гарантиями, охраной правопорядка и соблюдением прав личности, природно-климатическими условиями, сохранением окружающей среды, наличием свободного времени и возможности хорошо его использовать, субъективными ощущениями покоя, комфортности и стабильности. 

В узком смысле понятие «качество жизни» включает в себя перечисленные параметры без «уровня жизни» в его экономическом толковании (стоимость жизни, доходы, потребление). 

Отсутствие в научной литературе единого определения качества жизни и единой общепризнанной методики его оценки обусловлено рассмотрением этого термина с различных сторон: философской, экономической, социально- психологической, медицинской, экологической и т.д. 

Представители философского подхода, такие как Аристотель, Сократ, Платон, отождествляли качество жизни с моральным совершенством человека, его духовной свободой. Для философского подхода характерна связь качества жизни с нравственностью, духовностью, справедливостью, образованностью и счастьем. По мнению Аристотеля, достижение высокого качества жизни возможно через просвещение и развитие добродетелей в человеке. И. Кант под качеством жизни понимал высшее благо, которое представляет собой единство благополучия и добродетели. Реализация высочайшего блага, по его мнению, заключается в стремлении, достижении к нравственному совершенству и использовании его как необходимого следствия совершенной добродетели. 

Сторонники экономического подхода (Р. Арон, Д. Гэлбрейт, Д. Белл, П. Дракер, Э. Тоффлер, У. Ростоу, М. Гийом, Т. Аттали и др.) качество жизни рассматривали как необходимую детерминанту постиндустриального общества и самодостаточную, комплексную характеристику социальных, экономических, психологических и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе. Они связывали качество жизни с достижением определенного уровня показателей материального благосостояния: стандарт жизни, уровень доходов, демографические показатели, загрязнение сферы и др.

В концепции постиндустриального общества Д. Белл отмечал, что «индустриальное общество характеризуется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, а постиндустриальное общество – качеством жизни, определяемым различными удобствами и услугами (здравоохранение, образование, отдых и культура), которые становятся желанными и доступными для каждого». Он считал, что политика будущего общества должна быть направлена на удовлетворение «потребности в обеспечении более дифференцированной и интеллектуальной системы просвещения, больших удобств, красоты и лучшего качества жизни в устройстве городов, совершенствования характера культуры». 

Представители экологического подхода (Дж. Форрестер, У. Бек, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, Д.М. Гвишиани и др.) качество жизни рассматривали как создание таких условий, при которых не ухудшается состояние окружающей среды и сохраняется ресурсная база, которая необходима для существования будущих поколений. По их мнению, продолжающийся экономический рост без согласованности с законами природы неизбежно приведет к исчерпанию природных ресурсов, разрушению окружающей среды и гибели человечества. Выход они видят в восстановлении нарушенного равновесия между человеком и природой, создании условий для удовлетворения потребностей индивидов, улучшении их благосостояния, снижении нагрузки на среду обитания и сохранении ее для будущих поколений. 

Сторонники социально-психологического подхода (К. Роджерс, Ф. Конверс, А. Кэмбелл) рассматривали качество жизни как субъективное удовлетворение индивида своей жизнью, выражающееся в его оценке степени реализации своих потребностей. В то же время они не отрицают целесообразности использования объективных оценок качества жизни, полагая, что в исследованиях необходимо учитывать взаимосвязи как объективных условий, так и их субъективную оценку, поскольку условия жизнедеятельности населения отражаются в его сознании, поведении, что в результате влияет на комплексную оценку качества жизни. Восприятие человеком дефиниции «качества жизни» обусловлено взаимосвязанным воздействием четырех главных психологических факторов: мотивации, восприятия, установок и убеждений. Один из представителей данного подхода Н. Далки под «качеством жизни понимает ощущение благосостояния индивидом, удовлетворение или неудовлетворение его жизнью, счастье или несчастье». 

По мнению ученого-социолога XX века Питирима Сорокина, критерием качества жизни является счастье людей, т.е. характеристика достигнутых успехов, удовлетворенность своим социальным положением, статусом, условиями жизни, семейной жизнью, профессией, трудом, специальностью, зарплатой, в целом благополучие человека. 

В медицине впервые о качестве жизни стали говорить в 1947 г., после опубликования работы профессора Д. Карнофского «Клиническая оценка химиотерапии при раке». Он попытался оценить некоторые составляющие качества жизни у больных и предложил методы нефизиологического  исследования характеристик болезни. В развитии учения о качестве жизни важным моментом явилась биопсихологическая модель медицины, разработанная G. Engel в 1980 г., предполагающая оценку психосоциальных аспектов заболевания. Предпосылкой к развитию учения о качестве жизни, связанном со здоровьем, послужили клинические наблюдения за больными, когда объективное улучшение физикальных и лабораторных показателей не всегда сопровождались положительной динамикой в самочувствии больного. Работа врача с пациентом, направленная на нормализацию объективных признаков, не учитывала влияние заболевания и лечения на психосоциальное благополучие больного. Современные исследователи (Ионова Т.И., Новик А.А.) выдвигают категорию качества жизни как интегральную характеристику психологического, физического, эмоционального и социального функционирования, основанную на субъективном восприятии. При этом указывается, что качество жизни изменяется во времени в зависимости от состояния пациента, обусловленного рядом эндогенных и экзогенных факторов. 

Параллельно с изучением категории качества жизни ряд ученых разработали концептуальные модели качества жизни. 

Представителями концепции постиндустриализма (Т. Сакайя, Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт и др.) разработана «Знаниевая» модель качества жизни, основой которой являются: 

1. Знания – главный источник новых технологических нововведений. 

2. Информация и знание – новая производительная сила общества, переход от производства товаров к производству услуг. 

3. Повышение значимости образования, переход власти к «классу интеллектуалов». 

Особая роль в разработке моделей качества жизни принадлежит представителям Римского клуба, за период осуществления деятельности которого было разработано около 20 моделей (М. Месаревич, Э. Пестель, Д. Медоуз, Дж. Форрестер и др.). Повышение качества жизни представители клуба связывали с отказом от идеологии потребительства, что отражалось в концепциях «органического роста» и «нулевого роста». Согласно теории «нулевого роста», выдвинутой Дж. Форрестером и Д. Медоузом, для повышения качества жизни в современных условиях необходимо прекращение экономического роста, роста рождаемости, роста потребления и чрезмерного использования природных ресурсов. Впоследствии данная теория была заменена на теорию «органического роста», которая строилась на принципе компенсации продолжения роста там, где это будет признано необходимым. 

В 1972 г. Н. Терлецкий предложил прогностическую модель качества жизни в виде совокупности 31 показателя видов деятельности, необходимой для достижения 22 социальных целей, с оценкой требующихся для этого ресурсов. Он попытался довести квантификацию качества жизни в прогностических целях до требований, предъявляемых обычно только к уровню жизни, а именно выразить в долларах каждый из основных компонентов предлагаемой им концепции. В результате проведенных расчетов он установил, что программа повышения средней продолжительности жизни населения США с 71 года в 1971 г. до 72,4 в 1981 г. (важная переменная качества жизни в концепциях американских авторов) обойдется правительству примерно в 66 млрд. долл. по курсу 1971 г. Тем самым доводился до логического конца процесс эволюции термина «качество жизни» от простого сочетания до строгой социологической категории и, наконец, операционального использования этой категории в качестве инструмента системы принятий решений в системе управления социальными процессами. 

Анализ существующих моделей позволил выявить различия между ними, при этом общим для всех является понимание качества жизни как совокупности условий жизнедеятельности, позволяющих обеспечить комфортность, удобство, безопасность, самовыражение индивида. 

Качество жизни рассматривается как характеристика социальных, экономических, культурных факторов, определяющих положение индивида в обществе. В связи с этим можно выделить три типа модели качества жизни населения: объективистская модель основана на статистических данных, отражающих развитие всех сфер жизнедеятельности общества; субъективистская модель – на оценке человеком объективных условий существования, раскрывающихся через степень его удовлетворенности или неудовлетворенности; комбинированная – совмещает в себе объективистскую и субъективистскую модели. 

В научной литературе к основным теоретическим подходам исследования качества жизни относят теории идеалов, персонально- утилитарные, теории изобилия, теории базовых потребностей. В теории идеалов основным элементом качества жизни является реализация определенных идеалов. Идеалом может быть самореализация индивида. 

Персонально-утилитарные теории основаны на этике, построенной на принципе гедонизма, который соединяет нравственное добро с удовольствием, счастьем, наслаждением, исполнением желаний. Основоположник данного направления И. Бентам отмечал, что общество – это сумма индивидов, при этом задачей экономической науки, учитывающей стремление людей к удовольствию, является определение момента, когда необходимо вмешательство государства, а когда нет. 

В теориях изобилия внимание концентрируется на реальных доходах и произведенных товарах. В данных теориях качество жизни населения пытаются оценить через показатели уровня жизни. Часто эти теории критикуют в связи с неспособностью объяснять изменения в образе жизни. 

В основе теории базовых потребностей лежат потребности, при удовлетворении которых будут созданы условия для комфортного существования человека. Американский ученый А.Г. Маслоу в своей теории потребностей выделил пять иерархически построенных ступеней. Иерархия потребностей по А.Г. Маслоу представлена на рисунке 1.1.



Рис. 1.1 – Иерархия потребностей по А. Г. Маслоу

Он считает, что имеется главная закономерность, единая для всех людей, побуждающая от физиологических потребностей низшего уровня постепенно подниматься вверх по ступеням до самовыражения, самореализации, т.е. до высшего уровня. Следует отметить, что потребности следующего уровня могут возникнуть и при неполном удовлетворении потребностей предыдущего уровня, так как их реализация может происходить одновременно. 

По мнению Эрика Алларда, для достижения качества жизни необходимо удовлетворение таких систем базовых потребностей как: любить, иметь, быть. Любовь относится к потребностям, заключающимся в общении с другими индивидами и образовании социальных идентичностей. Потребительские потребности раскрываются через материальные условия, необходимые для выживания и недопущения нищеты. Потребности в бытии – это интеграция в обществе и жизнь в гармонии с природой, политической активностью и т.д.

Одним из аспектов изучения категории «качество жизни» является рассмотрение ее с точки зрения индивида и общества. В первом случае качество жизни рассматривается как достижения индивида в различных сферах и характеризуется степенью удовлетворения своих потребностей. Во втором случае достижения и интересы индивида рассматриваются во взаимосвязи с его социальными функциями. 

В отечественной литературе термин «качество жизни» получает распространение после 90-х гг. ХХ столетия, что совпадает с тенденцией приобщения отечественной экономической науки к достижениям мировой науки. Однако, в связи с идеологическими соображениями и относительно невысоким уровнем качества жизни данный термин не получил широкого распространения, несмотря на теоретические исследования его содержания. «Качество жизни» рассматривалось с критических позиций как идеология капиталистического образа жизни. В соответствии с преобладавшими материалистическими представлениями, доминировавшей концепцией технократического развития и низким жизненным уровнем населения советские ученые-экономисты акцентировали внимание на уровне жизни, а социологи – на образе жизни. Таким образом, непосредственно проблематика качества жизни находилась за границами перечисленных наук. 

В отечественных научных исследованиях советского периода встречались противоречивые точки зрения по понятию «качество жизни». Так, С. И. Попов считал правомерным ставить понятие «качество жизни» в один ряд с «образом жизни», «уровнем жизни». А. С. Ревайкин же был уверен в том, что «вводить новое понятие «качество жизни» – значит нарушать принцип единства количественных и качественных сторон, во взаимном переходе которых происходят изменения в уровне жизни. П. Я. Октябрьский считал, что понятие «качество жизни» применяется для отражения в широком смысле слова понятия «уровень жизни». 

Большому количеству «буржуазных концепций качества жизни» была противопоставлена «марксистская концепция образа жизни». Методологический подход к явлениям общественной жизни с позиций исторического материализма, заложенный в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, предусматривал анализ, прежде всего, качественных особенностей форм и условий жизнедеятельности. К. Маркс отмечал, что «… люди в первую очередь должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, прежде чем заниматься наукой, религией, политикой, искусством и т. д…». 

С. И. Попов, понимая под образом жизни «нормы поведения индивидов, метод их повседневной деятельности в сфере быта и труда, в потреблении материальных и духовных ценностей», выделял две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны: качественную и количественную. При этом количественная сторона концентрируется в системе показателей благосостояния и сводится к уровню жизни. Качественная же сторона рассматривалась им как схожая по содержанию с термином «качество жизни», а именно как интегральная, комплексная характеристика положения индивида в различных социальных системах, отражающая степень его социальной свободы, совокупность духовных и культурных ценностей, возможности всестороннего развития. 

Исследование зарубежной и отечественной литературы позволило автору выделить три основных подхода к определению понятия «качество жизни населения» и предложить четвертый «комплексный» подход, предполагающий удовлетворение потребностей человека (общества в целом) и непрерывное улучшение качества его жизни. Данный подход характеризуется признанием знаний, информации, интеллектуальных способностей как движущей силы развития общества. Как отмечал С. Глазьев: «Знания можно уподобить философскому камню в экономике – они дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения». Знания не расходуются и не исчезают, а напротив, приумножаются при объединении усилий всех участников, а также за счет получения индивидом практического опыта или навыка. С развитием информационных технологий и все большим использованием информации во 23 всех социально-экономических процессах и явлениях происходит трансформация в структуре факторов производства, центром которой становится информация. Эта уникальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служит проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества. Ценность информации заключается в дополнительной свободе действий потребителя, расширении набора возможных альтернатив и правильной оценке их последствий. 

Основные подходы к определению понятия «качество жизни населения» представлены в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 

Основные подходы к определению понятия «качество жизни населения»

Период

Подход

Описание подхода

Конец 50-х гг. - середина 60-х гг.

Эмбриональный

В США концепция качества жизни складывается как параллель американскому образу жизни в аспекте социально-бытовых и социально-культурных сфер уровня жизни. Смысл понятия качества жизни раскрывался как возможность потребления благ и услуг, характеризующая социальную действительность при помощи экономических показателей-индикаторов. 

Конец 60-х гг.

Квантификационный

Характеризуется тенденцией построения системы количественных оценок. Социально-экономические проблемы рассматриваются не только в рамках экономических, но и социальных категорий. К индикаторам качества жизни автор относит «социальное благоденствие», «обеспеченность», «справедливость», «свободу», «вежливость», «спокойствие».

Начало 70-х гг.- конец 80-х гг.

Концептуальный

Образование двух основных направлений изучения понятия «качество жизни» – глобального моделирования и субъективного качества жизни. Концепция первого направления основана на методологии технологического детерминизма. Его приверженцы Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский выработали теорию, согласно которой «новое качество жизни» может выразиться в каком-то особом социальном климате, формирующемся в прямой зависимости от развития науки и техники. Техника выдается ими за носителя новых социально-экономических и человеческих ценностей. Субъективистский подход к качеству жизни сводит его к состоянию сознания субъекта, к его ощущениям, представлениям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью.

Начало 90-х гг. – по наст. время

Комплексный

Оценка качества жизни населения осуществляется с помощью объективных и субъективных показателей. Включает в себя индикаторы качества жизни, которые отражают развитие всех его компонентов, таких как качество населения, уровень доходов, обеспеченность жильем, услугами здравоохранения, образования, условия труда, безопасность населения, качество экологической системы. Данный подход характеризуется признанием знаний, информации, интеллектуальных способностей как движущей силы развития общества и предполагает удовлетворение потребностей человека и непрерывное улучшение качества его жизни.

[составлено автором]

Таким образом, исследование концепций качества жизни позволило выявить, что все они предполагают многостороннюю оценку условий и процессов человеческой жизнедеятельности с целью повышения качества жизни населения. В настоящее время концепции качества жизни являются предметом исследований многих отечественных и зарубежных теоретиков и практиков. Качество жизни является всеобъемлющей мультидисциплинарной концепцией, возлагающей ответственность за создание и развитие возможностей на каждого индивида общества (группы).



1.2 Методики оценки качества жизни



Проблемы уровня и качества жизни в настоящее время находятся в центре внимания международной научной общественности. Об этом свидетельствует тот факт, что анализом состояния и разработкой способов повышения качества жизни в различных странах занимаются многие международные организации. Среди них такие как: Организация объединённых наций, McKinsey&Company, Международная организация качества жизни, а также отечественные – Институт экономики и организации промышленного производства Российской академии наук, фонд «Институт экономики города», Институт демографии, миграции и регионального развития и другие организации.

Качество жизни и уровень жизни - понятия разные, в первую очередь по своей «объемности». Уровень жизни – это показатель, отражающий благосостояние населения (уровень доходов, возможность удовлетворения базовых потребностей граждан в еде, жилье, лекарствах и т. д.). 

Изначально «уровень жизни» объясняла теория благосостояния, которая была всегда популярной, иногда она сводилась в ранг социальной политики правительств, но никогда не была абсолютно определенной и до сих пор нуждается в основательных исследований, которые бы позволили: четко установить параметры и условия достижения благосостояния; связать между собой проблемы и цели экономического рост и благосостояния общества; показать пути реализации целей через конкретные хозяйственные механизмы, определить перспективы решения этих проблем в условиях глобализации. 

Теория благосостояния касается изучения методов организации хозяйственной деятельности, направленных на максимизацию богатства. Ее принято относить к нормативной экономике, поскольку истинность этого .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44