VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Межпредметные связи в предметной области «Математика и

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007797
Тема: Межпредметные связи в предметной области «Математика и
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»



Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования





Курсовая работа

Тема: Межпредметные связи в предметной области «Математика и 

информатика»











Руководитель			       _________________	   Л. П. Терентьева 

                                                                                          подпись, дата		       инициалы, фамилия



Студент _____________	       _________________ 	   Н. Н. Григорьева

номер группы, зачетной книжки                   подпись, дата 		                    инициалы, фамилия





Чебоксары 2017

Содержание



Введение 

  3

Глава 1.

Теоретические основы использования межпредметных

связей в предметной области «Математика и информатика»



1.1.

Понятие и классификация межпредметных связей

  6

1.2.

Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики 



14

Глава 2.

Методика осуществления межпредметных связей в процессе

обучения информатике



2.1.

Методика проведения интегрированных уроков по информатике

19

2.2.

Межпредметные связи во внеурочной деятельности

27

Заключение

34

Список использованной литературы

38






Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определяет следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образованность: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимания своего места в поликультурном мире[21].

Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленному требованию. Современные представления человека о мире конструируются в сложной системе наук, каждая из которых занимает определённое место в общей научной картине мира. Естественно, каждая наука не может развиваться изолированно от других. То или другое явление или определённый предмет природы может быть объектом изучения различных наук. Следовательно, в знании об одном предмете взаимосвязаны различные науки.

Поскольку учебные предметы строятся в основном в логике той или иной науки, поскольку они не могут быть изолированы друг от друга, в этом выражается основная необходимость реализации межпредметных связей.

В соответствии с ФГОС, одно из направлений поиска системы новых способов организации учебного процесса связано с организацией познавательной деятельности учащихся, которая решает задачи, недоступные традиционному обучению и позволяет достичь главных целей процесса обучения. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся могут стать межпредметные связи, так как они способствуют лучшему формированию, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.

Рассмотрим межпредметные связи в предметной области «Математика и информатика».

С учетом вышеизложенного, мы определили следующую проблему исследования: каковы возможности применения межпредметных связей при обучении предметной области «Математика и информатика»? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – процесс обучения предметной области «Математика и информатика».  Предмет исследования – межпредметные связи в предметной области «Математика и информатика».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, связанную с данной проблемой исследования.

2. Определить значение межпредметных связей в предметной области «Математика и информатика» в активизации познавательной деятельности учащихся.

3. Разработать рекомендации по проведению интегрированных уроков в предметной области «Математика и информатика».

4.  Привести примеры реализации межпредметной связи во внеурочной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы и материалы наблюдений позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: планирование и проведение уроков и внеурочных занятий с использованием межпредметных связей развивает у учащихся интерес к учебным предметам, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предметной области «Математика и информатика», так и по другим предметам.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения. Во введении прописаны актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрен теоретический аспект исследования, раскрываются теоретические основы использования межпредметных связей в предметной области «Математика и информатика». Во второй главе рассматривается методика осуществления межпредметных связей  в процессе обучения информатике. В заключении содержатся основные выводы теоретического исследования. 

Работа содержит библиографический список и приложение.






Глава 1. Теоретические основы использования межпредметных

связей в предметной области «Математика и информатика»

1.1. Понятие и классификация межпредметных связей

Понятие межпредметных связей в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения, каждый автор старается дать свое понимание сущности термина. И. Д. Зверев, В. Н. Максимова отмечают: «Многообразие межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно… Исследователи принимают ту или иную точку зрения на определение термина «межпредметные связи», но не всегда выдерживают ее, и нередко данное понятие трактуется в нескольких значениях. Причину мы видим не столько в небрежности оперирования термином, сколько в объективно существующем многофункциональном характере самих межпредметных связей» [6, с. 6].

Первое официальное определение появилось в 1961 г. в двухтомном педагогическом словаре, где межпредметные связи истолковываются как «взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями». Многие авторы (Ш. И. Ганелин, М. Я. Голобородько, И. К. Турышев, Б. А. Гохват, Г. Г. Гранатов, В. Ю. Гуревич, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. М. Монахов, Н. М. Черкес-Заде, Н. М. Бурцева, В. Н. Федорова и др.) определяют межпредметные связи как дидактическое условие успешного обучения, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: 

– межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения наук в школе [14, с. 13]; 

– межпредметные связи – дидактическое условие, обеспечивающее отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе; 

– межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса; 

– межпредметные связи – дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков; 

– межпредметные связи – дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах учения; 

– межпредметные связи – дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся, роли обучения и развития их мышления, творческих способностей, формирования познавательных интересов; 

– межпредметные связи – дидактическое условие повышения научно-теоретического уровня обучения, развития творческих способностей учащихся, оптимизации процесса усвоения знаний, в конечном итоге, условие совершенствования всего учебного процесса; 

– межпредметные связи – дидактическое условие, способствующее отражению в учебном процессе интеграции научных знаний, их систематизации, формированию научного мировоззрения, оптимизации учебного процесса и, наряду с этим позволяющее каждому учащемуся раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности, опираясь на ценностные ориентации каждого [4, с. 121].

Н. М. Черкес-Заде, признавая межпредметные связи как дидактическое условие, подчеркивает, что при правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний учащимися, но и вызывает усиление познавательного интереса школьников к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях, теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике [18, с. 24]. 

Анализируя определения межпредметных связей как педагогической категории (В. Н. Федорова, П. Г. Кулагин, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, И. М. Василькова, Г. Ф. Федорец и др.), мы также приходим к выводу, что нет единой точки зрения по данной проблеме, и многие авторы дают свое понятие. Например:

– межпредметные связи – комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами [29, с. 16];

– межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками [20, с. 9]; 

– межпредметные связи – это закономерность, которую необходимо учитывать при проведении, определении содержания, форм, методов и приемов обучения школьников, как на уроке, так и во внеклассной работе [2, с. 35]; 

– межпредметные связи – это отражение взаимосвязи всех основных элементов целостной системы знаний о природе, обществе и человеке [13, с. 23]; 

– межпредметные связи в логическом завершенном виде представляют собой выраженное во всеобщей форме осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов [30, с. 14]; 

– межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве [6, с. 38].

Становится понятным, что одни из исследователей (М. М. Левина, А. В. Усова, Н. М. Бурцева, Н. М. Черкес-Заде и др.) рассматривают межпредметные связи как дидактическое условие, способствующее повышению научности и доступности обучения, положительно влияющее на основные компоненты процесса обучения: содержания учебного материала, методы преподавания, используемые учителем, и методы обучения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Другие ученые (П. Г. Кулагин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, И. Д. Зверев, В. Н. Федорова и др.) определяют межпредметные связи как дидактическое условие, а также – как педагогическую категорию, требующую изучения программного материала с учетом содержания смежных учебных дисциплин и в силу этого оказывающий особое влияние на все стороны учебного процесса. Например: Н. А. Лошкарева указывает на необходимость выделения в содержании термина двух значений, которые условно можно трактовать как теоретическое и конкретное. «Теоретическое значение – межпредметные связи понимаются либо как принцип дидактики, либо как одно из проявлений принципа систематичности и последовательности, либо как дидактическое условие. … Конкретное значение – межпредметные связи понимаются как выражение фактических связей, устанавливаемых в процессе обучения или в сознании ученика – между различными учебными дисциплинами» [17, с. 41]. 

Если говорить о подходе к межпредметным связям как проявлению дидактического принципа систематичности, который отражает общее философское понятие о связи явлений и согласуется с физиологическим и психологическим понятием о системности в работе мозга. То он, как и все другие дидактические принципы, обусловливает определенную структуру содержания образования, систему методов, средств и форм обучения, направленных на формирование мировоззрения школьников, их убеждений, личностных качеств. Применение принципа систематичности в обучении нельзя ограничивать рамками одного предмета. Он предполагает установление межпредметных связей, преемственность и перспективу развития знаний, поскольку через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека. По мнению Г. И. Вергелес, «межпредметные связи включают взаимосвязи между умениями, навыками, способами деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, между методами и приемами преподавания знаний, между действиями учителей по отношению к школьникам» [3, с. 62]. 

Некоторые исследователи рассматривают межпредметные связи как проявление дидактических принципов системности и научности. Так, И. Д. Зверев считает, что принцип системности – основной дидактический принцип, а межпредметные связи являются одной из сторон этого принципа: «Межпредметные связи представляют собой одну из конкретных форм общего методологического принципа системности, который детерминирует особый тип мыслительной деятельности – системное мышление» [6, с. 47].

	Как мы видим, определений «межпредметных связей» множество. В данной курсовой работе, как наиболее точное, будем использовать такое определение межпредметных связей: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности».

	Рассмотрим классификацию межпредметных связей. Наиболее известной является классификация В. Н. Максимовой. Она выделяет следующие виды межпредметных связей: 

1. По составу (показывают, что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы):

– содержательные (по фактам, понятиям, законам, теориям);

– операционные (по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям);

– методические (по педагогическим методам и приемам); 

– организационные (по формам и способам организации).

2. По направлению действия (источником информации для конкретной темы является один, два или несколько учебных предметов):

– односторонние (охватывает один учебный предмет);

– двусторонние (охватывает два учебных предмета);

– многосторонние (охватывает несколько учебных предметов).

Все эти виды связей могут быть прямыми или обратными, в зависимости от того, как используется межпредметная информация: только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные связи).

3. По способу взаимодействия связеобразующих элементов (временной фактор): 

– хронологические (связи по последовательности их осуществления: какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем);

– хронометрические (связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов: как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей) [19, с. 156].

Относительно какого-либо предмета «необходимые» межпредметные связи разделяют на: межпредметные связи «как цель» (предшествующие) и межпредметные связи «как результат» (перспективные). Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета. 

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы в том числе и с математикой. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей. Например, понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсе математики, знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в рамках курса математики. Реализация межпредметных связей «как цель» при разработке курса на основе технологического подхода заключается в выявлении дидактических целей по другим предметам на этапе определения вспомогательных целей.

 Межпредметные связи «как результат» должны инициироваться предметами, нуждающимися в элементах содержания информатики. В этом плане на сегодняшний день потенциал курса информатики практически не востребован. В основном такие связи ограничиваются разделом «Аппаратные и программные средства компьютера». Рассмотрим примеры межпредметных связей «как результат». Основу межпредметных связей по темам «Алгоритмы» и «Программирование» составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме «Программирование» могут развиваться некоторые представления о численных методах, изучаемых в курсе математики [28, с. 119]. 

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет: 

1. снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем; 

2. сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук; 

3. осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников;

4. формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве; 

5. осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися; 

6. изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью. 

В этих преимуществах находит свое выражение главная цель межпредметных связей.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:

1. Методологическая функция: только на основе межпредметных связей возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

2. Образовательная функция: с помощью межпредметных связей учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

3. Развивающая функция: межпредметные связи играют большую роль в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы, межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

4. Воспитывающая функция: межпредметные связи содействуют всем направлениям воспитания школьников в обучении информатике. Учитель информатики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

5. Конструктивная функция: с помощью межпредметных связей учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения [19, с. 202].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что на современном этапе развития педагогической науки и практики нет единого толкования понятия «межпредметные связи»: многие педагоги определяют межпредметные связи как дидактическое условие, ряд других авторов рассматривают межпредметные связи как педагогическую категорию, другие исследователи рассматривают межпредметные связи как проявление принципов научности и системности. Но тем не менее, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Межпредметные связи оказывают всестороннее влияние на процесс обучения – от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов. Это в определённой мере объясняется известной полифункциональностью рассматриваемого феномена, которому свойственны такие функции, как: образовательная, координирующая, развивающая, воспитывающая.

1.2. Межпредметные связи как средство активизации 

познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

В быстро изменяющихся социально-экономических и информационно-технологических условиях необходимо постоянно пополнять знания и умения, причем чаще всего самостоятельно. Залогом того, что учащиеся смогут самостоятельно продолжить свое обучение, будут обновлять знания и совершенствовать умения, может стать познавательная мотивация учащихся, развитию которой необходимо уделять особое внимание. 

Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении/ Проблема развития познавательной активности учащихся связана с тем, что у большинства из них так и не сформированы потребности в пополнении своих знаний, познавательные мотивы находятся на втором плане [31, с. 119].

Средством активизации познавательной деятельности учащихся сможет стать использование межпредметной связи на уроках. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимуле. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. 

Информатика представляет собой, по мнению многих ученых (К. К. Колин, А. А. Кузнецов, И. А. Мизин, Н. Н. Моисеев и др.), комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер, и сегодня призвана выполнять интегративные функции. Информатика открыла для систематического научного исследования одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике [23, с. 7]. Она развивает единый подход к изучению этих процессов, который вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире. Значительное расширение информатикой сферы научного познания, формирование нового подхода к изучению действительности имеет огромное мировоззренческое значение. Следует отметить, что специфика образовательной области «Информатика и информационные технологии» обусловлена рядом факторов, к числу важнейших из них можно отнести следующие: 

1) интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания при изучении практически всех предметов; 

2) значение информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда; 

3) исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира; 

4) интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин [16, с. 32].

Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам. Следовательно, повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи информатики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов учащихся [15, с. 9].

Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит учащимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, но и окажет положительное влияние на общее развитие учащихся и на развитие их познавательной деятельности.

Проблему выделения межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, для изучения теоретических основ информатики желательны определенные знания из других учебных предметов, например, основные информационные процессы, протекающие в технических системах, т. е. хранение, обработку, передачу информации, целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах; тему «Кодирование звуковой информации» целесообразно рассматривать после того, как учащиеся изучили понятие «волна» на уроках физики. Кодирование числовой информации, системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, решение задач на нахождение количества информации в сообщении требуют от учащихся определенных математических знаний, позволяющих выполнять арифметические операции, работать со степенями.

Во-вторых, изучение таких содержательно-методических линий, как информационные технологии, алгоритмизация и программирование, основы формализации и моделирования вполне могут не затрагивать знания учащихся из других областей. Но изучение данных разделов станет для учащихся максимально интересным и приобретет личностно значимый смысл, если им будут предложены задачи из той сферы, которая составляет круг их интересов. Например, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» важную роль играет совокупность самых разнообразных математических задач. Тем самым учащимся демонстрируется значимость информатики и возможность применения ее методов в данном случае в области математики. Знание основ алгоритмизации позволяет учащимся решать задачи из предметной области математики, тем самым осуществлять проверку собственных решений, использовать возможности компьютера и его производительности в случае однотипных, громоздких вычислений [24].

Изучение текстовых, графических редакторов и процессоров, конструирование сайтов, создание презентаций возможно как с использованием учебных материалов информатики, так и других учебных дисциплин. Изучение процессов формализации и моделирования в силу их универсальности целесообразно изучать на примере задач из различных предметных областей.

«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового, «межпредметного» вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней. Познавательная потребность в установлении межпредметных связей включает ученика в новый вид познавательной деятельности синтетического характера. Взаимодействие внутренних предпосылок и внешних условий деятельности детерминирует ее саморазвитие, которое на определенном этапе создает устойчивую потребность в межпредметных связях как условии развивающего обучения, в котором проявляются их формирующие функции [17, с. 32].

Прежде всего, умственная активность ученика направляется на то, чтобы вспомнить, когда, в связи с какими вопросами программы другого предмета изучались привлекаемые из него знания. Затем ученику необходимо отобрать именно те элементы знаний из разделов, учебных тем другого предмета, которые требуются для изучения нового вопроса данного предмета; воспроизвести их, что требует значительного напряжения памяти; как бы «вынуть» эти знания из привычной системы связей того предмета, в котором они были усвоены, и перенести, включить в новую систему связей изучаемого предмета. При этом активно протекают мыслительные процессы анализа и синтеза, совершается тот механизм активного мышления, который С. Л. Рубинштейн назвал анализом через синтез.

Таким образом, межпредметные связи являются важным фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Именно межпредметные связи способствуют углублению, обогащению и систематизации знаний, оказывают активное влияние на эмоциональную сферу учащегося, способствуют развитию интереса к предмету. Кроме этого, они повышают научный уровень знаний учащихся, развивают их логическое мышление и творческие способности.




Глава 2. Методика осуществления межпредметных связей в процессе

обучения информатике

2.1. Методика проведения интегрированных уроков по информатике

Эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. Этот этап включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

– Планирование урока. Сначала следует определить, с каким предметом будет проводиться интеграция. Уроки информатики – это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Неоспорима связь информатики с математикой и физикой. Взаимосвязь математики и информатики сложилась исторически: информатика возникла как раздел прикладной математики и лишь постепенно выделилась в самостоятельную науку, но двусторонние связи между этими предметами по-прежнему актуальны. Это послужило объединению двух дисциплин в предметную область «Математика и информатика». Связь физики и информатики с каждым годом усиливается всё больше. Прорыв в технике невозможен без знания физики, но в то же время невозможен прогресс в развитии без мощного устройства обработки информации, т. е. компьютера. А преподавание физики, в первую очередь электродинамики, связано с изучением вычислительной техники и современных технологий сбора, хранения, обработки и передачи информации. Связь и гуманитарных школьных предметов, не так прослеживается как связь информатики с физикой или информатики с математикой, но всё же эта связь есть. На данный момент выявлены связи информатики со всеми учебными предметами. Изучение Microsoft Office Word можно совмещать с изучением русского языка, литературы, географии и истории, Web-дизайн связан с изобразительным искусством. Также информатика неразрывно связана с английским языком: изучение информатики невозможно без знания английского языка. Таким образом, информатика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом.

 	Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это избавит от элемента случайности в проведении интегрированных уроков, позволит четко определить их роль и место в системе уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока - достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания (вводно-обзорные) в начале изучения темы или раздела программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно, сочетание того и другого подходов одновременно, т.е. вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела дать урок обобщения знаний по пройденному материалу. По мнению А.И. Пайгусова, последний вариант является наиболее приемлемым, так как он наиболее полно соответствует логике познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему [5, с. 78].

Педагогические наблюдения показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у учащихся должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из различных цветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе, как правило, не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознании целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментарность видения, сформирует у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. При таком способе основной дидактической единицей становится не урок, а раздел программы. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На за.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%