- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Международные споры в международной экономической системе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002738 |
Тема: | Международные споры в международной экономической системе |
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДЕПАРТАМЕНТ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ» Допущена к защите _________________2017 г. Руководитель Департамента мировой экономики и мировых финансов Проф. Звонова Е. А. Курсовая работа по дисциплине: «Международный бизнес и основы международного предпринимательства» на тему: «Международные споры в международной экономической системе» Курсовая работу выполнил: Станчев Анатолий Александрович, 3 курс группа МЭ3-7, факультет МЭО, направление подготовки – «экономика», форма обучения - очная Научный руководитель: д.э.н., проф. Стрелкова И. А. Дата поступления работы на кафедру __________________2017 г. Подпись студента ____________ Курсовая работа защищена __________________2017 г. Оценка _______________ Подписи членов комиссии: __________________ Москва 2017 План ВВЕДЕНИЕ 3 1. Понятие и классификация международных споров 4 2. Средства мирного разрешения международных споров 8 2.1 Система мирных средств разрешения международных споров 8 2.2 Дипломатические средства мирного разрешения международных споров 9 2.3 Судебные средства мирного разрешения международных споров 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Одной из самых актуальных тем является мирное урегулирование межгосударственных споров. В зависимости от своевременного, полного и окончательного достижения консенсуса зависит сохранение мирных отношений, a так же обеспечение безопасности на региональных и глобальных уровнях. На сегодняшний день довольно популярен вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. Следовательно, достаточно важной становиться проблема выбора пути разрешения данных ситуаций. В зависимости от интересов сторон и определяется данный выбор, который должен основываться на принципах международного права. Несомненно, что на мировой арене споров невозможно избежать. Причинами таких споров являются: экономика, политика, религия, территория. В условиях постоянно возникающих конфликтов, необходимо выработать эффективные механизмы урегулирования споров. При помощи этих механизмов конфликты должны решаться с наименьшими ресурсными потерями, в кратчайшие сроки, с наибольшей эффективностью для сторон, учитывая характер спора, и особенность обеих сторон. В данной работе подробно рассмотрены понятия международного спора, принципы мирного урегулирования спора, a так же средства достижения мирного урегулирования спора: добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство, переговоры. Цель работы заключается в изучении способов и методов мирного разрешения споров, a так же выявление наиболее эффективных относительно сегодняшних реалий и отдельных конфликтных сфер. Объект исследования – международные споры в международной экономической сфере и мирные средства их урегулирования. 1. Понятие и классификация международных споров Согласно уставу ООН, существуют два основных понятия международных конфликтов: «ситуация» и «спор» (рис.1)1. Рисунок 1 – Основные понятия международных конфликтов Основными чертами международного спора являются следующие признаки2: * Наличие двух и более сторон * Существование разногласий между сторонами, выраженное в предъявлении взаимных претензий друг другу * Признание возникновения спора между сторонами * Определение предмета спора * Существование отношений между сторонами до появления спора Ситуация является более широким понятием, чем спор. Спор возникает из определенной ситуации. Противоречия между государствами не являются спором. Разница спора и ситуации заключается в том, что спор подразумевает под собой конкретных участников, а также совпадение интересов этих участников относительно предмету спора. Ситуация может иметь место до возникновения, во время спора, и после урегулирования спора. Приведенное различие спора и ситуации устанавливает процедуру их рассмотрения в Совете Безопасности ООН: во время рассмотрения спора сторона, которая участвует в нем, не может голосовать, a при рассмотрении ситуации данный запрет отсутствует. В Уставе ООН споры разделяются на две категории: * особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34) * любые другие споры Уставом ООН не устанавливается четкого разделения ситуаций и споров на указанные категории. В соответствии с Уставом ООН «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Из этого следует, что разделение международных конфликтов на ситуацию и спор является условным. Споры и ситуации в равной степени могут угрожать миру и безопасности. Рассмотрение споров и ситуации входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН. Характерной чертой системы международных отношений является наличие международных споров и ситуаций между государствами. В связи с большим количеством международных споров и ситуации, a так же с целью упорядочения их и выбора наиболее эффективного мирного урегулирования вопроса, необходимо создание классификации споров. В таблице 1 приведена классификация споров3: Таблица 1 Классификация споров Предмет спора Споры разделяют по областям международного права. Можно выделить территориальные споры, юрисдикционные споры, споры о дипломатической защите и т.д. Природа спора Выделяют споры о фактах (споры на поводу произошедших событиях); споры о праве (споры о применении норм и принципов международного к конкретной ситуации); процедурные споры (споры о том, как и каким методом должны быть урегулированы споры о фактах или праве). Природа отношений между сторонами спора В большинстве случаев затруднительно определить, существует ли спор между сторонами, имеющими длительную практику взаимных отношений, или между сторонами, которые взаимодействуют только время от времени. От этого фактора зависят средства мирного разрешения спора. Стороны, которые имеют постоянные и взаимовыгодные отношения, в большинстве случаев решают спор путем переговоров, консультаций и т.д. У сторон, которые не имеют таких отношений чаще наблюдаются решение споров, прибегая к услугам международных судов или арбитража. Степень важности спора для сторон Существует огромное различие в ситуациях, при которых для одной из сторон урегулирование спора в свою пользу является жизненно важным для своих интересов, или, когда одна из сторон согласна пойти на компромисс для сохранения дружественных отношений с другой стороной. Влияние спора на интересы других субъектов международного права или на международное сообщество в целом В ситуациях, когда спор затрагивает интересы других сторон, не участвующих в споре, очень важным является выбор средств его разрешения. В Уставе ООН предусмотрены особые процедуры для споров, которые могут угрожать международному миру и безопасности. К примеру, в отношениях таких споров Совет Безопасности ООН наделен особыми полномочиями. Он имеет права на расследование любого из таких споров, a также определять процедуру их разрешения по своей инициативе. Правовой характер спора Существуют различия между «правовыми» или «подлежащими рассмотрению в суде» спорами и «политическими», «неправовыми» или «не подлежащими рассмотрению в суде» спорами. В Уставе ООН существуют процедуры для регулирования различных разновидностей международных споров. Среди них: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33); «международные споры» (п. 3 ст. 2); «любой спор», т.е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); «местные споры» (пп. 2 и 3 ст. 52); «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36). Не существует разделения между юридическими и политическими спорами в Уставе ООН. В Статусе Международного Суда ООН содержится перечень критериев, которые характеризуют юридические споры. «Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, в силу очевидного факта, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: * толкования договора * любого вопроса международного права * наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства * характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства»4 Важную роль играют политические споры, так как они являются наиболее сложными и важными в международной практике. Такие споры могут сопровождаться вооружёнными конфликтами, политическими кризисами и т.д., например, споры, связанные с территориальными проблемами, определением границ. 2. Средства мирного разрешения международных споров 2.1 Система мирных средств разрешения международных споров Средства мирного разрешения международных споров – это международно-правовые процедуры и способы, которые урегулируют споры в рамках международного права без использования принуждения сторон в какой-либо форме. Средства разрешения споров изменчивы и постоянно развиваются. Их развитие зависит от исторической эпохи, a также от особенностей соотношения сил на международной арене. В таблице 2 представлены различные способы разрешения конфликтов5. Таблица 2 Способы разрешения споров в разное время Промежуток времени Средства Древнейшие времена Добрые услуги, посредничество Конец XIX в. - начале XX в. Согласительная процедура, арбитраж Вторая половина XX в. международные суды, примирительные комиссии, разрешение споров с помощью международных организаций Стоит отметить, что формирование системы таких способов стало возможно только после признания обязанности урегулирования конфликтов и споров только мирными средствами. Данная система закреплена в Уставе ООН. «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору»6. Так же можно добавить еще несколько средств разрешения конфликтов таких как7: * добрые услуги * разрешения споров при помощи органов ООН * механизмы урегулирования конфликтов, которые предусмотрены специальными соглашениями Выделяют основные виды мирного урегулирования споров: дипломатические, юридические и разрешения споров в международных организациях8. 2.2 Дипломатические средства мирного разрешения международных споров Дипломатические средства являются важнейшими в мирном разрешении споров и конфликтов между сторонами. Основная идея данных средств заключается в разрешении конфликта путем прямого контакта и соглашения. Дипломатическими средствами являются переговоры, консультации, следственные комиссии, добрые услуги, посредничество, примирение9. Переговоры - это процесс взаимодействия сторон с целью достижения решения, которое стороны готовы выполнить. Переговоры ведут при помощи обычных дипломатических каналов или формате специально созываемого совещания. Бывают случаи письменной формы переговоров, обмен посланиями между сторонами. В коммюнике отражают результат переговоров. Среди всех средств урегулирования конфликтов переговоры используются в первую очередь. Переговоры являются самым эффективным средством урегулирования споров. Этому свидетельствуют такие факторы, как: легкость организации, минимальные денежные расходы, переговоры в большинстве случаев не оказывают отрицательное влияние на взаимоотношения сторон. С помощью переговоров решаются большинство споров между государствами. Прежде чем использовать различные способы разрешения конфликтов, стороны обычно прибегают к переговорам. Так же и завершение урегулирования конфликтов могут заканчиваться переговорами. В международном праве нет четкого порядка ведения переговоров. Но за долгое время использования переговоров сложились основные стадии проведения переговоров10: * Стороны спора высказывают желание о проведении переговоров * Стороны договариваются о переговорах (время, место, уровень и т. д.) * Выработка процедуры ведения переговоров * Проведение переговоров * Составление согласованного во время переговоров акта Помимо стадий переговоров, их разделяют по предмету спора и количеству участников (рис.2)11. Рисунок 2 – Классификация переговоров В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 53/101«Принципы и установки для ведения международных переговоров»12. Согласно этому документу переговоры должны соответствовать следующим правилам: * Должно соблюдаться добросовестное ведение переговоров * Цель и предмет переговоров не должны выходить за рамки международного права * Государства должны соблюдать рамки, установленные сторонами, для ведения переговоров * Стороны переговоров должны отказаться от шагов, которые могли бы сорвать или помешать проведения переговоров. * Если сторонам не удается добиться консенсуса, они должны приложить все средства для достижения справедливого решения спора. В конце 2000 г. в столице Малайзии, т.е. в третьем государстве, были проведены трехдневные переговоры между представителями КНДР и США относительно будущей ракетной программы КНДР. Последней было предложено отказаться от разработки и экспорта ракетных технологий в обмен на экономическую компенсацию. При этом Вашингтон дал понять, что в случае достижения согласия Президент США будет готов посетить Пхеньян. Консультации – это одна из разновидностей переговоров, которая отличается простотой в организации и меньшей формальностью. Консультация является новым способом урегулирования международных конфликтов, который появился в XX столетии. В международном праве предусмотрено два вида консультаций: обязательные и факультативные. Обязательные консультации предусматриваются в двусторонних и многосторонних договорах. Факультативные консультации – это консультации, организованные по обоюдному согласию сторон. Целью консультаций в большинстве случаев является определение совместного подхода к разрешению спора. Существуют случаи консультаций, на которых вырабатывается совместный совет, согласованная констатация вопросов, фактов. Основная цель консультаций заключается в предотвращении возникновения спора. Консультации принято считать методом, способным предотвратить возникновение спора. Так же используют консультации для решения вопросов международной жизни, которые затрагивают интересы сторон. В Уставах международных региональных организаций предусмотрена возможность использования консультации (например, в Межамериканском договоре о взаимной помощи). Обследование (следственные комиссии) – одно из средств мирного разрешения спора, к которому прибегают в ситуации, когда спорящие стороны по-разному оценивают фактические обстоятельства, вызывающих спор. В Конвенции о мирном разрешении международных столкновений (1907) сформирован порядок формирования и функционирования следственных комиссий. Чтобы произвести обследование спорящие стороны должны создать международную следственную комиссию. Во главе может выступать представитель третьего государства. При формировании следственной комиссии создается специальное соглашение между сторонами. Данное соглашение содержит информацию13: * о фактах, подлежащих расследованию * о порядке и сроке образования комиссии * об объеме полномочий членов комиссии * о месте нахождения комиссии и ее правах перемещения * о сроках, когда все стороны должны будут изложить свою точку зрения Спорящие стороны в назначенное время представляют комиссии факты, все необходимые документы, стороны должны предоставить списки свидетелей и экспертов, которых должны выслушать. В случаи необходимости комиссия в праве запросить у сторон дополнительные материалы. Во время разбирательство комиссия допрашивает свидетелей, все допросы фиксируются в протоколе. Следственная комиссия проводит совещания при "закрытых дверях", так как они являются секретными. Все решения комиссии принимаются большинством голосов. Следствие считается оконченным только тогда, когда все стороны предоставили все доказательства, когда все свидетели выслушаны. После этого комиссия составляет доклад. «Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами»14. При рассмотрении примирения (согласительной комиссии) в качестве одного из средств мирного разрешения конфликтов можно сказать, что примирение схоже с обследованием. Но примирение, помимо выяснения фактов, также включает в себя и конкретные рекомендации для спорящих сторон. Заключение согласительной комиссии не является юридически обязательным для спорящих сторон. В Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года представлена подробная информация о порядке создания и функционирования согласительных комиссий. В 1949 году акт был пересмотрен Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно Общему акту, споры могут рассматриваться в постоянной или временной согласительной комиссии, которая создается участниками спора на паритетных началах. Согласительная комиссия состоит из пяти членов, два члена от спорящих сторон и еще три члена избираются с согласия сторон спора. Оставшиеся три члена должны быть резидентами третьих государств. Решения согласительной комиссии также как в случаи состязательной комиссии принимается большинством голосов. Примирительные комиссии – это комиссии, которые создаются в рамках мирного урегулирования международных конфликтов, предусмотренные отдельными международными договорами. Примирительные комиссии создаются в случаях, когда спор не удалось решить во время консультаций. Стороны, которые участвовали в консультациях, имеют право передать спор в примирительную комиссию. В состав комиссии входят три участника: по одному представителю от спорящих сторон и председатель комиссии. Комиссией устанавливаются собственные правила процедуры, принимаются свои решения и рекомендации большинством голосов. В случаи, когда комиссия не может достичь консенсуса между сторонами относительно разрешения спора в течении двух месяцев с момента, когда был назначен председатель комиссии, комиссия составляет доклад о проведенной работе и отправляет его спорящим сторонам. В докладе должны быть изложены заключение комиссии относительно фактов и вопросов права и те рекомендации, которые комиссия подготовила для каждой из сторон, которые помогут в разрешении спора. Рекомендации носят факультативный характер, но если обе стороны примут их, то тогда они будут обязательными. Стоит отметить, что любая из сторон спора в праве заявить, что она выполнит рекомендации, адресованные ей комиссией. Примирительные комиссии отличаются от следственных комиссий тем, что дают пояснение фактам и дают рекомендации с целью содействия разрешения спора. Добрые услуги и посредничество – еще одно средство мирного урегулирования международных конфликтов. Особенностью данного способа является наличие третьей стороны, или посредника. Добрые услуги и посредничество имеют много схожих сторон, но есть и отличия. Они оказываются государством или международные организации. При оказании добрых услуг третья сторона в переговорах не участвует (она может участвовать, если об этом попросят спорящие стороны). A при посредничестве имеет право участвовать в переговорах, a также предлагать устные и письменные предложения относительно разрешения спора. Добрые услуги представляют собой установление контакта третьей стороной между участниками спора. Добрые услуги предоставляются по просьбе одной из сторон спора, либо могут предоставляться по инициативе самой третьей стороны. Стороны, которые оказывают добрые услуги не участвуют в процессе разрешения спора. Существует множество случаев, когда добрые услуги перерастали в посредничество15. Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в процессе урегулирования международного конфликта. Принимая участие в переговорах, посредник должен содействовать поиску приемлемого для обеих сторон разрешения спора. Посредник имеет право предлагать свои пути урегулирования спора, но они не носят обязательный характер. «Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре»16. Посредник, в силу своих возможностей, является важным участником разрешения спора. Поэтому для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон. 2.3 Судебные средства мирного разрешения международных споров Средствами международного разрешения споров в юридической сфере являются: международный арбитраж, судебное разбирательство в Международном суде ООН. Судебные средства отличаются от дипломатических тем, что решение спора судебным способом является юридически обязательным для сторон. Международный арбитраж (третейское разбирательство) – это способ урегулирования спора, отличительной чертой которого являются то, что стороны высказывают согласие на урегулирование спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон. Со времен рабовладельческих государств был известен арбитраж как одно из средств разрешения международных конфликтов. В средние века ими были папы и германские императоры. Современную историю арбитража можно проследить с образования в 1794 году договора Джея17. В XIX в. было создано более чем 200 арбитражных судов. Важнейшим прецедентом для современной юрисдикции третейских судов является Алабамский спор, рассмотренный в 1871-1872 годах между США и Великобританией. В 1872 году арбитражным судом было вынесено решение о компенсации в пользу США Великобританией 15,5 млн. долл. за причинённый ущерб продажей южанам крейсеров, который уничтожили более 60 американских судов в ходе Гражданской войны в Америке в 1861-1865 годах. Особенный вклад в развитие института арбитража внесли Гаагские конвенции о мирном урегулировании международных столкновений 1899 и 1907 гг. «Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суду влечёт за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению. В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путём. Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суду, поскольку то позволят обстоятельства»18. На основе данных конвенций была создана Постоянная палата третейского суда в Гааге. Структура Палаты состоит из двух постоянных органов: Международного бюро и Административного совета. Функции Международного бюро схожи с функциями канцелярии: спорящие стороны сообщают в бюро об обоюдном решении обратиться к третейскому суду. Также бюро обеспечивает связь между спорящими сторонами, если дело передано в Постоянную палату. Административный совет ведет наблюдение за выполнением функций Международным бюро. Административный совет состоит из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств. Председателем Административного совета является министр иностранных дел Нидерландов19. К компетенции Административного совета относятся: все административные дела, все финансовые дела, назначение и увольнение служащих Международного бюро. Третейский суд представляет собой список судей. Каждое государство, которое является участником Гаагской конвенции, назначает на срок 6 лет не более 4 лиц, «которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи»20. Спорящие государства выбирают арбитров из данного списка. В качестве примера представляю достаточно громкое дело в нефтегазовом секторе за последние годы. Международный спор между ОАО «НК ЮКОС» и Российской Федерацией. Летом 2014 Гаагский Третейский суд вынес решение в пользу ОАО «НК ЮКОС» об уплате Россией около 50 млрд долл. трем дочерним структурам гибралтарской компании Group Menatep Limited в качестве компенсации за экспроприацию Россией ОАО «НК ЮКОС». Судом было признано нарушение Российской Федерацией ст. 13 Энергетической Хартии21. Данной статьей запрещается национализация и экспроприация без справедливых целей и аналогичной компенсации. В ноябре 2014 года Россия обратилась в окружной суд Гааги и подала три ходатайства об отмене решений Гаагского арбитражного суда. Российская сторона указывала, что суд не имел компетенции на разрешение этого спора, потому что на момент вынесения решения Российская Федерация не ратифицировала Договор к Энергетической хартии. В апреле 2016 года Окружной суд Гааги удовлетворил жалобу России на решение арбитражного суда о выплате 50 млрд долл. по иску бывших акционеров НК "ЮКОС". На сегодняшний день существует два вида арбитражных органов: 1. Временный арбитраж. Учреждается при помощи соглашения спорящих сторон относительно конкретного дела. Такие соглашения называют третейской записью. В таком соглашении стороны обозначают предмет спора, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись подразумевает под собой и взаимное соглашение сторон на исполнение третейского решения. 2. Постоянный арбитраж. Постоянный арбитражный орган, в который передаются споры только по взаимному согласию. Выделяют две юрисдикции постоянных арбитражных органов – добровольную и обязательную. Под добровольной юрисдикцией понимают совместное обращение спорящих сторон в арбитражный орган. Под обязательной юрисдикцией понимают ситуации, когда только одна сторона обращается за помощью в урегулировании спора. Обязательный арбитраж оформляют, включая в международный договор арбитражной оговорки. Исполнение арбитражного решения является обязательным. Выделяют три основных способа для передачи дела на международное арбитражное разбирательство (рис.3)22: Рисунок 3 – Основные способы для передачи дела на международное арбитражное разбирательство Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве примера международного арбитражного разбирательства хочу привести следующий случай. 8 апреля 2010 года Национальным банком Кыргызстана был введен в «Манас Банке» режим временного управления. Аргументами стали подозрения в крупномасштабных незаконных операциях. В последствии ЗАО «Манас Банк» обанкротился. 2 августа 2011 года Валерий Белоконь, единственный акционер ЗАО «Манас Банк» обратился в Международный арбитражный суд в Париже на основании Латвийско-Кыргызского соглашения о взаимной защите инвестиций23 с требованиями о взыскании с Кыргызстана компенсации за «экспроприацию» ЗАО «Манас Банк». 24 октября 2014 года Международным арбитражем a Париже было вынесено решение, о том, что Республика Кыргызстан должна выплатить компенсацию за «экспроприацию» ЗАО «Манас Банк» в размере 16,5 млн долл., a так же выплатить компенсацию за юридические расходы В. Белоконя и проценты на эти суммы. 22 января 2015 года представители Республики Кыргызстан обратились в Апелляционный суд Парижа. Представители Кыргызстана требовали отменить предыдущее решение, так как Белоконь нарушил французский международный публичный порядок, a именно занимался преступной деятельностью и "отмыванием" преступных доходов через ЗАО «Манас Банк». В связи с этим решение о присуждении компенсации не является правомерным. 21 февраля 2017 года Апелляционный суд Парижа отменил вынесенное им в пользу Белоконя арбитражное решение. Более того, суд также взыскал с В. Белоконя сумму в размере 300 тысяч евро в пользу Кыргызской Республики на покрытие расходов по отмене решения. Суд, в частности, постановил: "В течение двух лет и восьми месяцев общий оборот операций в "Манас банке" составил 5,2 миллиарда долларов, больше, чем валовой национальный продукт Кыргызской Республики в 2008 году, из которых 80%, или $4,2 млрд долларов приходилась на оборот компаний-нерезидентов. Молниеносный успех «Манас Банка» в столь короткий срок в развивающей стране не может быть объяснен обычной банковской практикой. На основании вышеизложенного имеются серьезные, точные и согласующиеся индикации того, что "Банк Инсан" был приобретен г-ном Белоконем для того, чтобы развить практику по отмыванию преступных доходов в государстве, в котором его привилегированные отношения с имущей экономической властью обеспечили бы ему отсутствие реального контроля над его деятельностью – практику, которая не могла бы процветать в менее благоприятных условиях в Латвии. Принимая во внимание, что признание и приведение в исполнение арбитражного решения, которое присуждает в пользу г-на Белоконя доход от преступного предприятия, явно, по существу и конкретно противоречит международному публичному порядку; поэтому удовлетворение ходатайства об отмене арбитражного решения является обоснованным". Судебное разбирательство – это урегулирование споров между субъектами международного права, которое основывается на согласии спорящих сторон. Постоянный судебный орган, состав и процедура не зависят от воли спорящих сторон. Решения основываются на международном праве и являются обязательными для сторон спора. У международного судебного разбирательства и международного арбитража есть много схожих черт. Например, обязательность выполнения решений. Решения международного суда и решения третейского суда с точки зрения международного права имеют одинаковую силу. Различие между ними заключается в организационных вопросах. В таблице 3 представлены различия в организационных вопросах между третейским судом и Международным судом ООН24. Таблица 3 Третейский суд Международный суд ООН 1) Стороны назначают арбитров 1) Суд уже учрежден 2) Стороны согласуют процедуры 2) Процедуры определены заранее в его Статусе и Регламенте 3) Стороны выбирают официальные языки 3) Официальными языками являются английский и французский 4) Заседания являются закрытыми 4) Заседания в большинстве случаев являются открытыми 5) Все расходы несут стороны 5) Расходы Суда покрывает ООН В 1920 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия, которая считается первым международным судебным органом в истории мирного урегулирования споров. Палата не существует с 1946 года. На сегодняшний день основным судебным органом в международном сообществе является Международный суд ООН. Международный суд ООН выполняет следующие функции: * Урегулирование в соответствии с международными правыми спорами, которые передаются ему на рассмотрение государствами * Предоставление консультативных заключений по юридическим вопросам, которые запрашиваются должным образом органами ООН и её специализированными учреждениями Организация Международного суда ООН25: * Суд состоит из 15 членов, наличие двух членов одного и тоже государство невозможно * Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда. * Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий ещё пяти судей - через 6 лет. * Члены Суда не в праве исполнять никаких политических или административных обязанностей, a так же не в праве заниматься другими делами профессионального характера * Члены суда при выполнении ими судебными обязанностями пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами * Суд заседает в полном составе, за исключением случаев, которые специально предусмотрены в настоящем Статусе. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия Компетенция Суда26: * Суд разбирает только дела, сторонами которого являются исключительно государства * К ведению Суда относятся те дела, которые передаются сторонами споров, a все вопросы должны быть предусмотрены Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями * Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; д) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства». За время существования Международного суда ООН было рассмотрено более 90 спорных дел, связанных с такими вопросами как: толкование и применение международных договоров, суверенитет над территорией, вопросы, связанные с морским пространством и континентальным шельфом и т. д. Огромный вклад в повышение авторитета Суда сыграло решение от 27 июня 1986 г. По иску Никарагуа против США. Международный суд ООН вынес вердикт в пользу Никарагуа и признал незаконными военные действия США. Также суд постановил возместить США в пользу Никарагуа причинённый ущерб. Еще одним очень известным делом, был спор, рассмотренный в 1957, между Францией и Норвегией. Предметом спора стали норвежские займы. Из решения суда вытекает, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства, и, соответственно, к обязательствам по займам должно применяться право страны, выпустившей заем. В Международном Суде решаются споры, переданные ему и связанные с международным правом. При урегулировании споров Суд применяет: * международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами * международные обычаи как доказательство всеобщей практики, которая признана в качестве правовой нормы * общие принципы права, признанные цивилизованными нациями * судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательног....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: