- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Инновации в системе экономической безопасности страны
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006104 |
Тема: | Инновации в системе экономической безопасности страны |
Содержание
48 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Инновации в системе экономической безопасности страны» Студентки 3 курса специальности «Экономическая безопасность» Фёдоровой Татьяны Научный руководитель Петушкова Г.А., к.п.н., доцент кафедры финансов, экономики и управления Смоленск 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ…………………………………………………………………….. 1.1.Экономическая безопасность: сущность и виды………………………….. 1.2.Инновационный фактор в системе обеспечения экономической безопасности страны……………………………………………………………… 1.3. Теоретические модели исследования взаимосвязи инвестиций и инноваций ………………………………………………………………………. ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ……………... 2.1.Проблемы экономической безопасности инновационной деятельности 2.2.Инновационные стратегии экономической безопасности, их применение……………………………………………………………………….. 2.3. Приоритеты инновационной политики в современной России……………. Заключение………………………………………………………………………... Список литературы………………………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Уровень экономической безопасности государства и поддержание его в стабильном уровне в основном определяется эффективным функционированием реального сектора национальной экономики, степенью восприимчивости различных его предприятий к инновациям. Развитие экономики в сфере инноваций в нашей стране в 90-е годы резко затормозилось, и к настоящему времени накопилось довольно много нерешенных проблем, что негативно отражается на конкурентоспособности отечественной продукции, а также на экономической и национальной безопасности страны. Стабильное, устойчивое и поступательное развитие российской экономики, ее безопасное состояние, в том числе и на региональном уровне - важнейшие цели экономической политики. В данном случае назревшей является проблема эффективного государственного регулирования инновационных процессов в контексте обеспечения экономической безопасности страны. Объектом исследования является инновационная составляющая экономической безопасности России. Предметом исследования является экономическая безопасность России и роль инноваций в ее обеспечении и повышении. Целью курсовой работы является изучение основ инновационной составляющей экономической безопасности России и путей ее обеспечения в условиях современного мира. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи: осуществление комплексного анализа инновационной составляющей экономической безопасности; раскрыть место инновационной безопасности в системе экономической безопасности России; показать влияние инноваций на состояние экономической безопасности РФ; определить пути обеспечения инновационной составляющей экономической безопасности; раскрыть стратегии инновационного развития экономической безопасности. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования. В первой главе «Экономическая безопасность России в сфере инноваций» представлено само обоснование экономической безопасности, содержание и классификация инноваций и инновационного процесса, влияние инноваций на состояние экономической безопасности, сравниваются понятия «инновации» и «инвестиции», определяется их взаимосвязь. Во второй главе «Инновационная политика как условие обеспечения экономической безопасности РФ» рассматриваются такие аспекты, как инновационные стратегии экономической безопасности, приоритеты и проблемы инноваций. Теоретической и информационной основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по различным проблемам экономической безопасности и ее инновационной сфере, законодательные и нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ. Глава 1. Экономическая безопасность России в сфере инноваций 1.1. Экономическая безопасность: сущность и виды Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства[27]. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу[26]. Экономическая независимость означает, прежде всего, возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов. Способность к саморазвитию и прогрессу означает способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал. Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам. Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности. Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти[26]. Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами. Важнейшими из них являются: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций; природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны; эффективность использования ресурсов; конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках; темпы инфляции; уровень безработицы; качество жизни, т.е. ВВП на душу населения, степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами; дефицит бюджета и государственного долга; энергетическая зависимость; интегрированность в мировую экономику. В структуре экономической безопасности государства выделяют ряд компонентов: Виды экономической безопасности Финансово-кредитная безопасность Технико-производственная безопасность Минерально-сырьевая безопасность Технологическая безопасность Продовольственная безопасность Энергетическая безопасность Информационная безопасность Экологическая безопасность Рис. 1.1. Виды экономической безопасности Технико-производственная безопасность рассматривается как способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные, в том числе оборонные, потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в максимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства[27]. Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии перехода национального хозяйства на путь инновационного развития[1]. В качестве примера подобной эффективной системы можно привести инновационную систему США, для которой характерны: Четко сформированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; Огромные по сравнению с другими странами расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инновационных технологий; Государственное финансирование значительной части этих расходов; Защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики; Тесные связи между инновационными компаниями и университетами; Высокая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР [8]. Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). К числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны. К факторам экономического характера, определяющим энергетическую безопасность, в первую очередь относятся: Финансовая дестабилизация и банкротство предприятий ТЭК, вызванная обвальным ростом неплатежей за поставленные потребителям топливо и энергию, а также недостаточной эффективностью функционирования производства; Задолженность предприятий ТЭК в бюджеты всех уровней и государственных внебюджетные фонды; Недостаточная конкурентоспособность отдельных видов топливных ресурсов, что не обеспечивает необходимой диверсификации структуры энергобаланса регионов и страны в целом; Острый дефицит энергоресурсов и срывы энергоснабжения в отдельных регионах России (Северный Кавказ, Дальний Восток и северные районы страны); Недостаточное внимание к освоению местных (в том числе нетрадиционных или возобновляемых) источников энергии; Высокая энергоемкость отечественной продукции и её низкая конкурентоспособность в целом; Неустойчивая конъюнктура мировых энергетических рынков; Необоснованно высокие тарифы на транзит российских энергоресурсов через территорию других государств. Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства. Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и прежде всего с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты. Финансово-кредитная составляющая экономической безопасности может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях. Основными сегментами финансово-кредитной безопасности являются: бюджетно-налоговый, валютно-денежный, кредитно-банковский, внебюджетный[29]. Минерально-сырьевая безопасность предполагает обеспеченность экономики страны важнейшими видами сырья и минералов в размерах, необходимых для производства продукции и эффективного функционирования национального хозяйства. Минеральные ресурсы составляют основу существования человечества и определяют будущее развитие мировой цивилизации. Причем объемы использования минерального сырья неуклонно увеличиваются с развитием научно-технического прогресса и ростом уровня жизни населения планеты. В целом, минерально-ресурсный потенциал России характеризуется крупномасштабностью и комплексностью. Ни у одной другой страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра: от нефти, газа и угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых[26]. Продовольственная составляющая предполагает обеспеченность экономики страны продовольствием в размерах, необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства. Продовольственная безопасность должна обеспечивать устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация АПК – от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен, повышение доли нематериальных активов в структуре национального богатства, увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого валового внутреннего продукта, а также тайна технологии производства. Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, в силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество[1]. . Инновационный фактор в системе обеспечения экономической безопасности страны. В настоящее время главным источником экономического роста служит внедрение инноваций. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях[15]. В настоящее время в перспективе развития нашей страны существует множество проблем, связанных с конкурентоспособностью страны и различными инновационными факторами. Внедрение новых технологий играют огромную роль для стабильного и устойчивого развития страны и мира в целом. Поэтому важно сформировать и реализовать инновационную политику в стране, которая будет ориентирована на повышение уровня экономической безопасности. Инновационная политика – это система политических, правовых, экономических и организационных мер на различных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, которые направлены на повышение и стимулирование экономической эффективности инновационной деятельности[21]. Задача инновационной политики государства заключается в создании и регулировании национальной инновационной системы, способной обеспечить эффективное взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимодействующих институтов управления и регулирования инновационной деятельности, хозяйствующих субъектов государственных и частных секторов экономики, образовательных и финансово-кредитных сфер, осуществляющих инновационную деятельность на основе действующих институциональных механизмов[19]. Для создание эффективной инновационной системы необходимо образование эффективной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура – совокупность элементов инновационной системы, которые обеспечивают доступ к различным ресурсам и оказывают услуги участникам инновационной деятельности[2]. Конечный результат инноваций – это материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которого могут выступать как научно-техническая деятельность, так и маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей. Инновации требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить ее уровень, необходимо осуществить вложения в разработку и реализацию инноваций. При этом на практике многими организациями была установлена зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем. Источниками таких вложений служат как собственные средства организаций, так и привлеченный иностранный капитал. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, так как эти отрасли не требуют предварительных значительных инвестиций. В России в настоящее время наиболее привлекательными объектами инвестирования являются предприятия пищевой промышленности и сфера услуг, поскольку при относительно небольших инвестициях они позволяют быстро вернуть вложенные средства. Результативность деятельности по внедрению инноваций оценивают путем анализа конкурентоспособности произведенной продукции, удачного внедрения её как на внутреннем, та и на внешнем рынке. Вследствие деятельности по внедрению инноваций рождаются совершенно новые идеи, изделия и услуги, технологические процессы, формы управления и организации в самых различных сферах экономики и её структурах. Эффективность определяется как отношение уровня финансовой отдачи к начальному уровню инвестиций. Грамотно подобранная стратегия является стержнем инновационной политики государства. Ключевая цель любой инновационной стратегии – достижение состояния, при котором экономика страны будет обладать технико-технологической независимостью. Поэтому одним из основных направлений обеспечения безопасности экономики России выступают достижение и поддержание эффективного функционирования инновационной сферы экономики, от состояния которой во многих зависит реализация всей совокупности национальных экономических интересов страны. Безопасность инновационной деятельности является основой национальной безопасности, так как реализация эффективной инновационной стратегии позволяет достичь состояния устойчивости в экономике, ускорить экономический рост. Конкурентоспособность Экономический рост Устойчивое развитие Инновационная деятельность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Экономический суверенитет Схема 1. Роль инновационного фактора в системе экономической безопасности Важным аспектом успешной реализации инновационной стратегии предприятия должна стать разработка особой системы стимулирования инновационной деятельности. Общепризнанно, что инновации могут осуществлять люди, которые обладают готовностью к такой работе. Для поощрения их инициативы предприятие должно сформировать систему стимулирования, содержащую средства мотивации всех сотрудников, участвующих в инвестиционном процессе. В современных условиях огромное значение приобретает формирование организационных структур, которые направленны на человека. Инновационная культура предприятия должна обеспечивать восприимчивость персонала к новым идеям, их готовность поддерживать и реализовывать нововведения. Она отражает ценностную ориентацию персонала, закрепленную в знаниях, умениях, навыках, а также в мотивах и нормах поведения[12]. Процесс формирования инновационной культуры прежде всего связан с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала человека. Для её становления и последовательного развития необходима должная организация и управление, правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется превращение инновационной культуры в упорядоченный процесс с определенной структурой отношений и правилами поведения. Инновационная культура предполагает тесную взаимосвязь с другими её формами – правовой, управленческой, предпринимательской и организационной. Процесс обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия напрямую связан с управлением и изменениями в предпринимательском поведении, поэтому в последнее время на большинстве фирм промышленно развитых стран Запада стала внедряться инновационная модель предпринимательства, предусматривающая поиск новых путей развития предприятия. Это дает основание утверждать концепцию управления ростом, или инновациями, включающую формирование направлений экономического прорыва, разработку механизмов управления риском и отношениями с потребителями, создание сети обмена технологиями и ноу-хау. В данной модели управления активную роль инновационный настрой управленческих работников всех уровней, стимулирование различного вида инициатив, эффективная организационная структура и т.д. Стратегия развития предприятия в инновационной модели предпринимательства основана на постоянном поиске, стремлению к расширению рынка товаров. Такую рыночную стратегию принято называть агрессивной. Она предусматривает создание и постоянное поддержание выгодного технологического опережения. Подобную конкурентоспособную модель предпринимательской деятельности характеризуют небольшие подразделения, укомплектованные высококвалифицированными специалистами: небольшое число уровней управления, технологические процессы, ориентированные на запросы потребителей и т.д. Вместе с тем в этой модели упор должен делаться на подбор высококвалифицированного персонала, создание передовой научной базы производства и опережающее конкурентное использование результатов науки в обновлении технологии производства товаров. От этого зависят и выбор стратегии предпринимательства, и экономическая безопасность предприятия в целом. Данный подход жизненно важен для российских предприятий[14]. Таким образом, для интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему нужно повысить её инновативность, которая позволит усилить конкурентные позиции российских товаров и услуг на мировом рынке, и, как следствие, произойдет укрепление системы экономической безопасности страны. По мнению Всемирного экономического форума, Российская Федерация занимает лишь 66 место по мировой конкурентоспособности. Такой небольшой показатель является следствием низкой инновационной активности. Финансирование в инновационной области заключаются в том, что предпочтения отдаются работам с глобальной конкурентоспособностью. Одной из причин их низкой конкурентоспособности является устаревшая конкурсная основа выделения финансирования. Сегодня на специалистов инженерно-технического профиля отсутствует необходимый государственный заказ. Кроме того не скоординирована работа и сотрудничество по подготовке кадров между государством и вузами. Порой научная работа не имеет целевых ориентиров, а призвана раздобыть необходимую информацию. Проблема информационной деятельности будет сдерживать инновационный потенциал страны. Исследования показывают, что повышения эффективности производства в современных условиях можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающего конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Актуальной проблемой является поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях. Развитие новых технических и организационно-технологических решений создаёт условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Основоположник теории инновации – Шумпетер, рассматривая инновацию, особенно техническую, как средство предпринимателя для получения прибыли, обосновал, что динамичный предприниматель является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил «новые комбинации изменений в развитии» и дал им характеристику. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений: изготовление продукции с новыми свойствами; внедрение нового метода (способа) производства; освоение новых рынков сбыта; использование нового источника сырья; проведение соответствующей реорганизации производства[16]. То, что Шумпетер подразумевал под понятием «инновация» в 30-х годах ХХ столетия, происходило вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Традиционно все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические. Многие исследователи утверждают, что технологические инновации являются основой интенсивности развития производства. К нетехнологическим инновациям относят инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера. Возникает вопрос: как же возродить отечественное промышленное производство в условиях жесткой конкуренции путем применения инноваций как основного рычага развития? Исследования показывают, что существуют два способа реализации инвестиционной стратегии, которая позволила бы улучшить экономическую безопасность государства. Первый – уделение особого внимания научно-техническому потенциалу страны. Второй – осуществление стратегии переноса имеющегося зарубежного научнотехнического потенциала и нововведений в собственную экономику. Такая стратегия была использована в первую очередь Японией в послевоенный период, когда в таких высокоразвитых странах, как США, Англия, Франция, Германия, она закупала лицензии на разработанные высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, пользовавшейся спросом на международном рынке, и для последующего создания и развития собственного научно-технического и научно-производственного потенциала. Это обеспечило реализацию дальнейшего инновационного цикла от фундаментальных исследований и разработок до внедрения собственных инноваций с целью модернизации производства. Как показывают исследования, в сложившихся условиях, когда производственная и научная сфера пришли в упадок и потеряна связь науки с производством, первый путь проведения инновационной политики практически невозможен. Наиболее обоснованным и результативным является второй, т.е. японский, путь возрождения инновационной промышленной и научно-технической сферы. Такая стратегия была принята не только Японией, но и Китаем и рядом стран Юго-Восточной Азии. Классический пример –это создание конкурентоспособной южнокорейской автомобильной промышленности и промышленности по выпуску высокоэффективных средств вычислительной и бытовой техники, электроники[28]. Стратегия инновационно-технологического прорыва, – если она будет разработана, принята и последовательно внедрена при поддержке государства, – даст Российской Федерации последний шанс остановить падение в технологическую пропасть и возродить производство в народнохозяйственном комплексе до уровня соответствующих международных стандартов. 1.3. Теоретические модели исследования взаимосвязи инвестиций и инноваций В современной экономике произошли серьезные изменения за последние 30 лет. Эти изменения связаны в первую очередь с тем, что возможности использования традиционных ресурсов экономического роста постепенно сокращаются, что вызвано как приближением физических пределов использования данных ресурсов, так снижением их эффективности. В этой связи возрастает интерес не только к инновациям, но и к взаимосвязи инвестиций и инноваций как факторов экономического роста. Среди важнейших разработок в области исследования взаимосвязи инвестиций и инноваций можно выделить следующие работы: «Теория экономического развития» Йозефа Шумпетера, «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны» Николая Дмитриевича Кондратьева, «Экономические циклы и национальный доход» Элвина Хансена, «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» Герхарда Менша, а также «Введение в инновации и экономический рост» Филиппа Агийона. Для начала обратимся к теории инновационных процессов, родоначальником которой является Йозеф Шумпетер. С точки зрения теории инновационных процессов основополагающей была работа «Теория экономического развития» (1911г.). Важную роль в процессе создания новшеств Й. Шумпетер отводил конкретному предпринимателю. Й. Шумпетер отводил банкиру важную роль в финансировании инноваций. Новатору для достижения своей цели необходимо финансирование. В связи с тем, что банкир является тем лицом, которое может предоставить кредит, то, следовательно, от него и зависит, сможет ли новатор действовать. От имени всего общества банкир, предоставляя кредит, «санкционирует» осуществление «новых комбинаций». По мнению Й. Шумпетера, «подъем наступает в первую очередь в производстве основных средств производства», а причиной подъема является то, что «в новые предприятия вкладывается больше капитала, и что исходящий оттуда импульс распространяется через рынки сырья, труда, оборудования и т.д.». Процесс перехода экономики из состояния подъема в состояние спада Й. Шумпетер описывает следующим образом: «если уже в начале подъема повысились издержки старых предприятий, то их доход сокращается, вначале он сокращается у тех предприятий, с которыми конкурирует новое, а затем в принципе у всех предприятий, поскольку спрос потребителей меняется в пользу нового». У старых предприятий имеются лишь временные отсрочки спада в виде возможности вторично воспользоваться новым и наличия достаточных средств и доверия со стороны кредиторов. Лишь поэтому пассивность баланса не сразу губит старые предприятия. Новые предприятия производят во многом аналогичные продукты. «Появление на рынке новых товаров вызывает падение цен, которое в свою очередь кладет конец подъему, может привести к кризису, должно неизбежно привести к спаду сил»[16]. Таким образом, цикл замыкается. В 1922 году была издана монография Н.Д. Кондратьева «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны». Начало грандиозного нового строительства и создания новых производительных сил, в процессе которых находят свое широкое применение накопившиеся технические изобретения, становится возможным при наличии сконцентрированного в достаточных массах относительно свободного и дешевого капитала. Наличие такого капитала делает достаточно рентабельным значительное его инвестирование в крупные сооружения, которые вызывают радикальные изменения условий производства. Начинается общая повышательная волна конъюнктуры. Естественным следствием повышательного движения конъюнктуры и роста производительных сил становится обострение борьбы за новые рынки, в частности, за рынки сырья. Данное обстоятельство вызывает рост количества стран, вовлеченных в функционирование мирового рынка. Спрос на капитал повышается в результате инвестирования в крупные и дорогие сооружения. В результате чего возникает и в дальнейшем усиливается тенденция к удорожанию капитала и к повышению процента на него. Таким образом, создаются необходимые предпосылки для возникновения и дальнейшего усиления понижательной тенденции. Темп инвестирования в капитальные сооружения падает. Сокращается активность всей хозяйственной жизни, цены понижаются. К поиску путей удешевления производства, к поиску новых технических изобретений толкает депрессивное состояние хозяйственной жизни. Именно длительно-понижательная волна конъюнктуры обильна техническими открытиями и изобретениями. Не только приостанавливается рост процента на капитал, но и создаются предпосылки для его понижения. Помимо сократившегося объема инвестиций, ослабевают причины, сдерживавшие накопление, прекращается превышение спроса на капитал над его предложением, что вызывает снижение процента. Постепенно создаются предпосылки аккумуляции капитала в банковских и торгово-промышленных предприятиях. Таким образом, по мере развития понижательной тенденции все сильнее и сильнее начинают действовать факторы, усиливающие его накопление и аккумуляцию. Кривая темпа накопления все значительнее превосходит кривую его инвестирования. Капитал дешевеет. Тем самым вновь создаются условия, благоприятные для подъема. Мощь давления накопляющегося дешевого капитала значительно возрастает и, наконец, преодолев препятствия, вызывает новую длительно-повышательную волну. Цикл замыкается. Н.Д. Кондратьев исследовал динамику крупных инноваций за полтора столетия и пришел к выводу, что в течение примерно двух - двух с половиной десятилетий перед началом повышательной волны большого цикла наблюдается оживление в сфере технических изобретений, при этом широкое применение этих изобретений в сфере промышленной практики совпадает с началом повышательной волны больших циклов. Элвин Хансен внёс большой вклад в развитие теории циклов, а также исследование взаимосвязи между инвестициями и инновациями. В 1951 году вышла его книга «Экономические циклы и национальный доход» . Теория циклов Э. Хансена – инвестиционная теория, согласно которой неравномерность капиталовложений в товарно-материальные запасы, в основной капитал, в строительство порождает колебания циклического характера. Для объяснения инвестиционных колебаний, которые определяют цикличность развития, вводится категория автономных инвестиций, так как они не зависят непосредственно от текущей финансовой конъюнктуры. Главной причиной автономных инвестиций выступает научно-технический прогресс, но были и други....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: