VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Межбюджетные трансферты и их роль в формировании региональных, местных бюджетов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006305
Тема: Межбюджетные трансферты и их роль в формировании региональных, местных бюджетов
Содержание
Содержание

Введение

1.  iТеоретическиеi  основы  институтаi  i«межбюджетные  трансферты».  i

1.1  Понятиеi  и  формы  межбюджетных  трансфертов.

1.2.Роль  межбюджетных  трансфертов  в  бюджетной  системе  РФ.

1.3  Правовое  регулирование  i  межбюджетных  трансфертов  в  РФ.

2.  Правовое  регулирование  распределения  межбюджетных  трансфертов  федерального  бюджета  РФ.

2.1  Условия  предоставления  i  межбюджетных  трансфертов  субъектам  РФ

2.2  Использование  межбюджетных  трансфертов  для  выравнивания  бюджетной  обеспеченности  на  примере  i  муниципального  образования  «городской  округ  i  Протвино»  i  Московской  области.

2.3  Проблемы  правового  i  регулирования  и  направления  совершенствования  правового  i  регулирования  i  межбюджетных  i  трансфертов.

Заключение.

Список  i  использованной  литературы.





























Введение

B  настоящее  время  в  рыночной  экономике,  в  условия  ограниченных  возможностей  государства  оказывать  влияние  на  экономические  процессы,  возрастает  роль  бюджетной  системы,  как  одного  из  важнейших  инструментов  государственного  регулирования  межбюджетных  отношений.  

На  протяжении  времени  существования  государств  финансовые  ресурсы  обеспечивают  государственным  и  территориальным  органам  власти  выполнение  возложенных  на  них  функций.  Финансовая  система  позволяет  осуществить  регулирование  экономических,  социальных  процессов  в  интересах  общества.  Составной  частью  финансовой  системы,  позволяющей  государству  проводить  экономическую  и  социальную  политику,  является  государственный  бюджет.  Именно  через  государственный  бюджет  производится  направленное  воздействие  на  образование  и  использование  централизованных  и  децентрализованных  денежных  фондов.  

Состояние  бюджета  характеризуется  многими  показателями:  общим  объемом  доходов  и  расходов  бюджета,  величиной  его  дефицита,  частью  собственных  доходов  и  их  динамикой,  размерами  дебиторской  и  кредиторской  задолженности  субъекта  власти.  В  динамике  на  состояние  бюджета  во  многом  оказывает  влияние  способность  органа  власти  обеспечить  в  будущем  платежеспособность  субъекта  в  условиях  изменения  внешней  среды,  а  также  неспособность  грамотно  распределять  финансовые  средства  между  субъектами  хозяйственной  деятельности.  

Межбюджетные  отношения  -  это  отношения  между  субъектами    бюджетных  правоотношений    по  поводу    формирования  и  исполнения  соответствующих  бюджетов.  Несмотря  на  осуществляемыйi  на  протяженииi  более  iдесяти  летi  процессi  бюджетногоi  реформирования,iпроблема  межбюджетных  отношений  в  Российской  Федерации  сохраняет  актуальность  и  остроту.  Широкий  спектр  мер,  предпринятых  для  формирования  базовых  обстоятельств  функционирования  бюджетов  разных  уровней  на    основе  федеративного  устройства,    обеспечивающего  одновременно  стабильность  и  эффективность  власти,  не  обеспечил  действенного  улучшения.

Межбюджетные  правоотношения  представляют  собой  эффективный  элемент  экономики,  характеризуются  свойственными  ей  недостатками,  возражениями  и  незавершенностью,    отсутствиемi  консолидации  мненийi  и  взглядов  по  вопросам  бюджетного  федерализма  и  межбюджетных  отношений,  а  также  бюджетной  и  налоговой  политики,  сохранением  фрагментарного,  неглубокого  характера  улучшения  межбюджетных  взаимоотношений.

В    связи  с  внедрением    бюджетирования,  ориентированного  на  результат,  представляется  необходимым  обеспечение  методологической  и  финансовой  поддержки  механизма  межбюджетных  отношений  на  данном  уровне,  а  также  разработка  и  реализация  качественно  новых  передовых  подходов,  их  создание,  особенно  в  условиях  перехода  к  среднесрочному  финансовому  планированию  бюджетов  всех  уровней,  требующему  определенности  не  только  на  очередной  финансовый  год,  но  и  на  более  длительный  период.

Переход  от  централизации  системы  управления  к  децентрализации  во  многом  зависит  от  адекватных  реформ  в  бюджетной  сфере,  где  ключевая  роль  отводится  сбалансированному  функционированию  всех  звеньев  бюджетной  системы,  использованию  бюджетных  технологий  в  регулировании  территориального  развития.  

Одной  из  приоритетных  целей  государственной  бюджетной  политики  в  ее  территориальном  ключе  в  настоящее  время  является  реализация  принципов  разграничения  доходов  и  расходов  между  уровнями  бюджетной  системы  РФ,  равенства  бюджетных  прав  субъектов  РФ  и  муниципальных  образований,  самостоятельности  и  сбалансированности  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  РФ  (законодательное  обеспечение  всех  региональных  и  местных  бюджетов  доходными  источниками  в  достаточной  мере  для  реализации  ими  возложенных  на  них  расходных  полномочий),  которые  основываются  в  настоящее  время  на  модели  бюджетной  конструкции  и  бюджетного  процесса  федеративного  государства,  получившей  название  бюджетного  федерализма.

В  условиях  кризиса  доходная  база  региональных  бюджетов  резко  сократилась.  Межбюджетные  трансферты  представляют  один  из  основных  инструментов  выравнивания  бюджетной  обеспеченности  субъекта  РФ,  недостаток  внутренних  средств  которых  выражается  в  дефиците  внутренних  источников  собственных  доходов.  Именно  финансовая  помощь  из  федерального  бюджета  в  настоящее  время  позволяет  регионам  выполнять  в  полной  мере  взятые  на  себя  социальные  обязательства.  Коррекция  субфедеральной  системы  межбюджетных  трансфертов  является  актуальной  научно-теоретической  и  организационно-практической  проблемой,  в  полной  мере  коррелирующей  с  проведенной  реформой  бюджетного  законодательства  в  части  регулирования  межбюджетных  отношений  и  переходом  на  трехлетний  цикл  бюджетного  планирования.

Целью  данной  работы  являются  межбюджетные  трансферты  и  их  роль  в  формировании  региональных,  местных  бюджетов.  Для  достижения  указанной  цели  необходимо  решить  следующие  задачи:

рассмотреть  понятие,  виды  и  экономическую  сущность  межбюджетных  трансфертов;

выявить  их  роль  в  бюджетной  системе  РФ;

изучить  нормативно-правовую  базу  и  правовое  регулирование  межбюджетных  трансфертов;

изучить  условия  предоставления  межбюджетных  трансфертов  субъектам  РФ;

выявить  направления  совершенствования  правового  регулирования  межбюджетных  трансфертов.

	При  написании  работы  были  использованы  труды  современных  отечественных  экономистов,  публикации  в  газетах  и  журналах  экономической  направленности,  материалы  из  сети  Интернет.

1.  Теоретические  основы  института  «межбюджетные  трансферты»  

1.1  Понятие  и  формы  межбюджетных  трансфертов  

Наличие  межбюджетных  отношений  определяется  неодинаковым  экономическим  развитием  конкретных  территорий.  Одни  из  них  имеют  богатые  природные  ресурсы,  другие  обладают  важным  стратегическим  положением,  определяющим  их  значение  в  государстве,  еще  одной  категорией  территорий  являются  благополучно  развивающиеся  за  счет  развития  промышленности.  В  условиях  экономического  кризиса  1992-1998  гг.,  сопровождавшегося  падением  производства  почти  на  50%,  неравномерность  развития  конкретных  регионов  значительно  усугубилась.

Межбюджетными  отношениями  являются  финансовые  отношения  между  федеральными  органами  власти,  субъектами  РФ  и  муниципальными  образованиями  по  вопросам  регулирования  бюджетных  правоотношений,  организации  и  осуществления  бюджетного  процесса  с  использованием  различным  финансовых  инструментов.  Межбюджетные  трансферты,  являясь  одним  из  таких  инструментов,  выполняют  следующие  функции:

  возмещают  бюджетам,  находящимся  на  нижних  уровнях  бюджетной  системы,  расходы,  связанные  с  выполнением  задач  общенационального  значения,  если  собственных  поступлений  в  бюджет  недостаточно  для  их  компенсации;

  устраняют  горизонтальные  диспропорции  между  бюджетами,  в  том  числе  позволяют  решить  некоторые  социальные  проблемы,  возникающие  во  время  экономических  спадов  в  регионах;

  стимулируют  местные  власти  к  усилению  налогового  потенциала.

На  практике  осуществление  функций  межбюджетных  трансфертов  может  быть  осложнено  рядом  проблем.  В  частности,  зарождаются  «торги»  между  бюджетами  различных  уровней  при  решении  вопросов  возмещения  расходов  на  общенациональные  задачи.

Решению  подобных  сложностей  способствует  разработка  формализованных  устойчивых  методов  получения  и  выделения  межбюджетных  трансфертов.  

В  статье  6  Бюджетного  Кодекса  РФ  дается  понятие  межбюджетных  отношений:  «межбюджетные  отношения  -  взаимоотношения  между  публично-правовыми  образованиями  по  вопросам  регулирования  бюджетных  правоотношений,  организации  и  осуществления  бюджетного  процесса».

Взаимосвязь  межбюджетных  правоотношений  и  межбюджетных  трансфертов  проявляется  в  том,  что  процесс  передачи  средств,  перераспределение  денежных  средств  от  одних  бюджетных  фондов  в  пользу  других  -  это  и  есть,  по  сути,  отношения  между  бюджетами  различных  уровней.  

В  статье  6  Бюджетного  кодекса  дается  определение  межбюджетных  трансфертов:  «межбюджетные  трансферты  -  средства,  предоставляемые  одним  бюджетом  бюджетной  системы  РФ  другому  бюджету  бюджетной  системы  РФ».

В  переводе  с  французского  и  латинского  языков  трансфе?рт  (фр.  transfert,  от  лат.  transfero  означает  -  перемещаю,  переношу).

Понятие,  закрепленное  в  Бюджетном  Кодексе  РФ,  не  указывает  на  безвозмездность  передачи  средств  из  одного  бюджета  другому,  т.е.  можно  предположить,  что  данные  отношения  имеют  возмездный  характер.  Другими  словами,  трансферты  представляют  определенный  вид  финансовой  помощи  нижестоящим  бюджетам.  С  помощью  трансферта  в  бюджеты  бюджетной  системы  поступают  средства  для  финансирования  обязательных  выплат  населению:  пенсий,  стипендий,  пособий,  компенсаций,  других  социальных  выплат.  Значит,  часть  трансферта  носит  социальный  характер,  другая  часть  трансфертов  поступает  на  выравнивание  уровня  бюджетной  обеспеченности  территорий.  В  бюджетном  законодательстве  данные  трансферты  именуются  как  межбюджетные.

Цели  и  механизмы  предоставления  трансфертов,  как  и  способ  передачи  финансовых  ресурсов,  могут  существенно  различаться.

К  основным  целям  предоставления  межбюджетных  трансфертов  относятся:

обеспечение  вертикальной  сбалансированности  бюджетной  системы;

обеспечение  горизонтального  выравнивания  доходных  возможностей;

выравнивание  обеспеченности  жителей  бюджетными  услугами;

создание  у  органов  власти,  получающих  трансферт,  стимулов  к  проведению  налоговой  политики.

Межбюджетные  трансферты  выступают  как  средство  межбюджетного  контроля,  которое  заключается  в  передаче  средств  в  бюджетной  системе  страны,  из  одного  бюджета  в  другой.  

В  бюджетах  каждого  муниципального  образования  закреплены  доходы,  но  их  материальный  объем  не  всегда  достаточен  для  покрытия  затрат,  поэтому  у  вышестоящих  органов  власти  возникает  необходимость  ежегодного  отчисления  средств  в  нижестоящие  бюджеты  в  целях  сбалансированности  доходов  и  расходов.

Основными  принципами,  на  которых  базируются  межбюджетные  отношения,  являются:

принцип  разделения  и  закрепления  доходов  всех  бюджетов  по  определенным  уровням  бюджетной  системы  государства;

принцип  распределения  и  утверждения  расходов  всех  бюджетов  по  определенным  уровням  бюджетной  системы  государства;

принцип  максимально  эффективного  выравнивания  уровня  минимальной  бюджетной  обеспеченности  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  государства.

Межбюджетные  трансферты  являются  одним  из  наиболее  действенных  инструментов  фискальной  политики.  Можно  выделить  три  основные  задачи  данного  инструмента:  

компенсация  внешних  эффектов,  возникающих  в  виде  перелива  выгод  от  деятельности  властей  одного  административно-территориального  образования  в  другие  административно-территориальные  образования;

выравнивание  доходов  субнациональных  бюджетов;

устранение  недостатков  налоговой  системы.

Межбюджетные  трансферты  бюджетам  других  уровней  предоставляются  в  различных  формах:

из  федерального  бюджета

из  бюджетов  субъектов  РФ

из  местных  бюджетов

дотации  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  субъектов  РФ

дотации  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  поселений  и  дотации  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  муниципальных  районов  (городских  округов)

дотации  из  бюджетов  муниципальных  районов  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  поселений

субсидии  бюджетам  субъектов  РФ

субсидии  местным  бюджетам

субсидии,  перечисляемые  из  бюджетов  поселений  в  бюджеты  муниципальных  районов  на  решение  вопросов  местного  значения  межмуниципального  характера

субвенции  бюджетам  субъектов  РФ

субвенции  местным  бюджетам  и  субвенции  бюджетам  автономных  округов,  входящих  в  состав  краев,  областей,  для  реализации  полномочий  органов  власти  субъектов  РФ,  передаваемых  на  основании  договоров  между  органами  власти  автономного  округа  и  соответственно  органами  власти  края  или  области

субсидии,  перечисляемые  в  бюджеты  субъектов  РФ  для  формирования  региональных  фондов  финансовой  поддержки  поселений  и  региональных  фондов  финансовой  поддержки  муниципальных  районов  (городских  округов)

иные  межбюджетные  трансферты  бюджетам  субъектов  РФ

иные  межбюджетные  трансферты  бюджетам  бюджетной  системы  РФ

иные  межбюджетные  трансферты

межбюджетные  трансферты  бюджетам  государственных  внебюджетных  фондов

  

  

В  соответствии  со  ст.6  БК  РФ:  «дотации  -  межбюджетные  трансферты,  предоставляемые  на  безвозмездной  и  безвозвратной  основе  без  установления  направлений  и  (или)  условий  их  использования»  Каждый  субъект  РФ  формирует  свой  фонд,  который  может  предоставлять  межбюджетные  трансферты.  Как  правило,  они  предназначены  для  финансирования  устойчивой  работы  муниципальных  образований  в  форме  дотаций,  предоставляемых  местным  бюджетам  и  автономным  округам,  опираются  на  конкретные  договоры  и  соглашения  с  вышестоящими  бюджетами.  Сумма  дотации  рассчитывается,  основываясь  на  показатели  численности  населения  конкретного  субъекта.  Местные  бюджеты  также  занимаются  предоставлением  межбюджетных  трансфертов  в  виде  дотаций  на  обеспечение  финансовой  стабильности  нуждающихся  поселений.  Помимо  этого,  направляются  отчисления  в  бюджеты  отдельных  субъектов  РФ  для  формирования  регионального  фонда.  Для  предоставления  дотаций  на  местном  уровне  созданы  фонды  поддержки  поселений  конкретных  районов,  где  средства  из  местных  бюджетов  в  высшие  органы  (бюджет  субъектов  РФ)  перечисляются  только  в  том  случае,  если  доходная  часть  от  налоговых  сборов  превысила  плановый  показатель.

Субсидии  –  это  межбюджетные  трансферты,  предоставляемые  бюджетам  субъектов  РФ  в  целях  софинансирования  расходных  обязательств,  возникающих  при  выполнении  полномочий  органов  государственной  власти  субъектов  РФ  по  предметам  ведения  субъектов  РФ  и  предметам  совместного  ведения  РФ  и  субъектов  РФ,  и  расходных  обязательств  по  выполнению  полномочий  органов  местного  самоуправления  по  вопросам  местного  значения.  Совокупность  субсидий  бюджетам  субъектов  РФ  из  федерального  бюджета  образует  Федеральный  фонд  софинансирования  расходов.

    Субсидии  перечисляются  из  бюджетов  поселений  в  бюджеты  муниципальных  районов  для  решения  вопросов  местного  значения  межмуниципального  характера,  а  также  в  бюджеты  субъектов  РФ  для  формирования  региональных  фондов  финансовой  поддержки  поселений  и  региональных  фондов  финансовой  поддержки  муниципальных  районов  (городских  округов).  Субсидии  носят  исключительно  целевой  характер.

Такая  форма  межбюджетных  трансфертов  как  субвенции  предоставляются  бюджетам  субъектов  РФ  в  целях  финансового  обеспечения  расходных  обязательств  субъектов  РФ  и  (или)  муниципальных  образований,  возникающих  при  выполнении  полномочий  РФ,  переданных  для  осуществления  органам  государственной  власти  субъектов  РФ  и  (или)  органам  местного  самоуправления  в  установленном  порядке.  Совокупность  субвенций  бюджетам  субъектов  РФ  из  федерального  бюджета  образует  Федеральный  фонд  компенсаций.  

Межбюджетные  трансферты  из  бюджетов  субъектов  РФ  бюджетам  бюджетной  системы  РФ  предоставляются  в  форме:

дотаций  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  поселений  и  дотаций  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  муниципальных  районов  (городских  округов);

субсидий  местным  бюджетам;

субвенций  местным  бюджетам  и  субвенций  бюджетам  автономных  округов,  входящих  в  состав  краев,  областей,  для  реализации  полномочий  органов  государственной  власти  субъектов  РФ,  передаваемых  на  основании  договоров  между  органами  государственной  власти  автономного  округа  и  соответственно  органами  государственной  власти  края  или  области,  заключенных  в  соответствии  с  законодательством  РФ;

субсидий  федеральному  бюджету  из  бюджетов  субъектов  РФ;

иных  межбюджетных  трансфертов  бюджетам  бюджетной  системы  РФ.

Формы,  порядок  и  условия  предоставления  межбюджетных  трансфертов  бюджетам  внутригородских  муниципальных  образований  из  бюджетов  субъектов  РФ  -  городов  федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга  устанавливаются  законами  указанных  субъектов  РФ.

Из  местных  бюджетов  межбюджетные  трансферты  предоставляются  в  форме:

дотаций  из  бюджетов  муниципальных  районов  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  поселений;

субсидий,  перечисляемых  из  бюджетов  поселений  в  бюджеты  муниципальных  районов  на  решение  вопросов  местного  значения  межмуниципального  характера;

субсидий,  перечисляемых  в  бюджеты  субъектов  РФ  для  формирования  региональных  фондов  финансовой  поддержки  поселений  и  региональных  фондов  финансовой  поддержки  муниципальных  районов  (городских  округов);

иных  межбюджетных  трансфертов.

Межбюджетные  трансферты  из  бюджета  Федерального  фонда  обязательного  медицинского  страхования  предоставляются  в  форме:

субвенций  бюджетам  территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования;

иных  межбюджетных  трансфертов  бюджетам  территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования.

Межбюджетные  трансферты  из  федерального  бюджета  (за  исключением  субвенций  из  Федерального  фонда  компенсаций)  предоставляются  при  условии  соблюдения  органами  государственной  власти  субъектов  РФ  и  органами  местного  самоуправления  бюджетного  законодательства  РФ  и  законодательства  РФ  о  налогах  и  сборах.

Статьей  130  БК  РФ  определено,  что  средства  из  Федерального  фонда  финансовой  поддержки  субъектов  РФ  и  бюджетные  кредиты  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  РФ,  для  которых  в  двух  из  трех  последних  отчетных  лет  доля  указанных  дотаций  в  общем  объеме  собственных  доходов  превышала  40%,  в  течение  трех  финансовых  лет  начиная  с  очередного  финансового  года,  предоставляются  при  условии  подписания  и  соблюдения  условий  соглашений  с  Министерством  финансов  РФ  о  мерах  по  повышению  эффективности  использования  бюджетных  средств  и  увеличению  налоговых  и  неналоговых  доходов  бюджета  субъекта  РФ.

Приказом  Минфина  России  от  29.12.2014  N  544  определен  порядок  заключения  соглашений  и  контроля  за  их  исполнением.  Соглашения  заключаются  на  3  года  между  Минфином  России  и  органами  государственной  власти  субъектов  Федерации,  у  которых  доля  дотаций  из  федерального  бюджета  в  течение  2  из  3  последних  отчетных  финансовых  лет  превышала  40%  объема  собственных  доходов  консолидированного  бюджета.  Также  предполагается  оценивать  реализацию  мероприятий  по  повышению  эффективности  использования  бюджетных  средств  и  увеличению  поступлений  налоговых  и  неналоговых  доходов  бюджета  региона.

Федеральными  законами  и  принятыми  в  соответствии  с  ними  нормативными  правовыми  актами  Правительства  РФ  могут  быть  установлены  дополнительные  условия  предоставления  субсидий  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  РФ  и  (или)  местным  бюджетам.

При  не  выполнении  органами  государственной  власти  субъектов  Федерации  и  органами  местного  самоуправления  условий  предоставления  межбюджетных  трансфертов  из  федерального  бюджета,  определенных  бюджетным  законодательством,  Министерство  финансов  РФ  вправе  приостановить  предоставление  межбюджетных  трансфертов  (за  исключением  субвенций  из  Федерального  фонда  компенсаций)  соответствующим  субъектам  Федерации  (муниципальным  образованиям).

Межбюджетные  трансферты  бюджетам  закрытых  административных  территориальных  образований  предоставляются  с  учетом  особенностей,  установленных  Законом  РФ  от  14  июля  1992  г.  №  3297-1  «О  закрытом  административном  территориальном  образовании»,  бюджетам  наукоградов  РФ  межбюджетные  трансферты  предоставляются  в  соответствии  с  Федеральный  закон  от  7  апреля  1999  г.  N  70-ФЗ  "О  статусе  наукограда  РФ"  (с  изменениями  и  дополнениями)  и  распределяются  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  РФ  от  22  декабря  2007  г.  N  917  "Об  утверждении  Правил  предоставления  межбюджетных  трансфертов  из  федерального  бюджета  для  осуществления  мероприятий  по  развитию  и  поддержке  социальной,  инженерной  и  инновационной  инфраструктуры  наукоградов  РФ".

Таким  образом,  в  условиях  проведения  бюджетной  реформы  и  переход  на  планирование  бюджета  на  трехлетний  период  межбюджетные  отношения  между  бюджетами  приобретает  важное  значение.  Благополучная  реализация  государственных  программ,  в  рамках  которых  предоставляются  межбюджетные  трансферты,  позволит  повысить  самостоятельность  субъектов,  будет  способствовать  социально-экономическому  развитию,  росту  промышленности,  обновлению  инфраструктуры,  созданию  подходящих  условий  для  проведения  социально-экономической  политики  и  повышению  эффективности  расходования  бюджетных  средств.  



1.2  Роль  межбюджетных  трансфертов  в  бюджетной  системе  РФ.

Предоставление  финансовой  помощи  предопределено  необходимостью  сглаживания  дисбаланса  между  величиной  доходов  и  расходов  в  субъектах  страны.  В  основе  адекватного  распределения  и  перераспределения  расходов  и  доходов  на  основе  сочетания  централизации  и  децентрализации  лежит  бюджетный  федерализм.  Понятие  включает  в  себя  систему  налогово-бюджетных  взаимоотношений  органов  власти  и  управления  различных  уровней  на  всех  стадиях  бюджетного  процесса.  Это  сложный  механизм  регулирования  федеративных  отношений  на  базе  специально  организованных  бюджетно-налоговых  связей.  Идеальная  модель  бюджетного  федерализма  предполагает  соответствие  объема  доходных  полномочий  объему  расходных  полномочий,  закрепленному  за  данным  уровнем  государственной  власти.  Те  не  менее,  это  возможно  только  в  теории,  а  на  практике  между  расходными  полномочиями  и  доходными  возможностями  существует  разрыв  называемый  «вертикальный  дисбаланс»  и  «горизонтальный  финансовый  дисбаланс»,  обусловленный  неравномерным  распределением  доходной  базы  между  субъектами.  Поэтому  бюджетный  федерализм  предполагает  вертикальное  и  горизонтальное  выравнивание  бюджетных  систем,  т.е.  регулирует  бюджетную  обеспеченность.  

Целью  вертикального  выравнивания  является  обеспечение  финансовой  стабильности  для  реализации  бюджетных  полномочий  различных  уровней  власти  для  оказания  полного  спектра  обязательных  государственных  услуг;  выравнивание  финансовых  возможностей  соответствующих  уровней  власти  путем  долевого  участия  разных  уровней  власти  в  национальных  налогах,  при  распределении  налогового  потенциала  страны.

Основной  целью  горизонтального  выравнивания  является  обеспечение  единого  стандартного  уровня  потребления  государственных  услуг  жителями  различных  регионов  страны  посредством  применения  единых  формализованных  методов  распределения  федеральной  финансовой  помощи  нижестоящим  бюджетам

Под  горизонтальной  сбалансированностью  понимается  общее  соответствие  доходов  расходам  бюджетов  разных  уровней.  

Выравнивание  бюджетной  обеспеченности  осуществляется  путем  выделения  дотаций,  общий  объем  которых  определяется  исходя  из  необходимости  достижения  минимального  уровня  расчетной  бюджетной  обеспеченности  субъекта  РФ.

Минимальный  уровень  расчетной  бюджетной  обеспеченности  субъекта  РФ  с  учетом  дотаций  определяется  как  среднее  арифметическое  суммы  показателей  уровня  расчетной  бюджетной  обеспеченности  до  распределения  дотаций  по  субъектам  РФ,  не  входящим  в  число  10  субъектов  РФ,  имеющих  самый  высокий  уровень  бюджетной  обеспеченности,  и  10  субъектов  РФ,  имеющих  самый  низкий  уровень  бюджетной  обеспеченности.  

Для  долевого  финансирования  инвестиционных  программ  (проектов)  развития  общественной  инфраструктуры  регионального  значения  субъекты  получают  финансовую  помощь  в  виде  субсидии.

Цель  выделения  субсидии  определяется  приоритетностью  социально  значимых  расходов  консолидированных  бюджетов  субъектов  РФ  в  составе  федерального  бюджета,  и  предоставляются  из  Федерального  фонда  софинансирования  социальных  расходов.

Диаграмма  1.  Минимальное  и  максимальное  значение  уровня  расчетной  бюджетной  обеспеченности  в  2015  г



Средний  уровень  бюджетной  обеспеченности  по  России  составляет  1,0  значение  показателя,  колеблется  в  2015  г.  от  0,514  в  Чукотском  автономном  округе  и  до  2,553  в  г.  Москве  (таблица  1  Приложения,  диаграмма  1),  большинство  регионов  являются  дотационными,  поскольку  величина  расходов  преобладает  над  объемом  собственных  доходов.

Поскольку  первоочередной  задачей  предоставления  межбюджетных  трансфертов  является  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  регионов  и  стабилизации  дисбаланса  в  уровнях  их  социально-экономического  развития,  необходимо  определить,  какие  виды  межбюджетных  трансфертов  должны  доминировать.  Существует  множество  подходов  к  решению  данной  проблемы.  

Диаграмма  2.  Структура  межбюджетных  трансфертов  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  РФ  в  2015—2017  гг.,  млрд.  руб.



	В  настоящее  время  происходит  сокращение  межбюджетных  субсидий  (таблица  2  Приложения,  диаграмма  2)  в  пользу  дотаций,  однако,  субсидии  и  субвенции  остаются  инструментом,  с  помощью  которого  реализуется  продвижение  национальных  приоритетов  на  региональном  и  местном  уровнях.  Наиболее  важной  представлена  роль  субсидий  в  рамках  реализации  различных  государственных  программ,  в  частности,  в  программах  регионального  развития,  т.к.  долевое  финансирование  направлено  на  мотивацию  адресата  средств  на  принятие  и  исполнение  должным  образом  софинансируемых  расходных  обязательств.  Также  надлежит  отметить,  что  цели  предоставления  субсидий  определяются  на  основе  принципов  достижимости,  конечности,  и,  в  конечном  счете,  стимулирования  преобразований  в  определенной  сфере,  в  соответствии  с  условиями  расширения  самостоятельности  и  ответственности  субъектов  страны  за  эффективность  использования  субсидий.

В  условиях  программно-целевого  финансирования  особую  актуальность  приобретают  вопросы  оценки  эффективности  и  результативности  распределения  и  использования  бюджетных  средств.  Поэтому  в  настоящее  время  вопросы  предоставления  и  использования  межбюджетных  трансфертов  рассматриваются  независимо  от  целей  политики  регионального  развития.  Только  в  результате  комплексного  подхода  к  решению  вопросов  оценки  предоставления  и  использования  межбюджетных  трансфертов  может  обеспечить  реализацию  основных  позиций  бюджетной  системы  РФ,  таких  как  эффективность  использования  бюджетных  средств,  прозрачность,  достоверность  бюджета,  адресность  и  целевой  характер  бюджетных  средств.

Результаты  мониторинга  показывают,  что  использование  межбюджетных  трансфертов  является  результативным  при  условиях  продуманного  направления  использования  средств,  контроля  над  ориентирами  использования  привлеченных  ресурсов  и  подобающим  образом  разработанной  системе  оценки  эффективности  полученных  результатов.

Несмотря  на  использование  государством  таких  эффективных  инструментов,  в  бюджетной  сфере  остается  проблема  отсутствия  объективной  унифицированной  методики  оценки  результатов  государственных  программ,  применение  бессодержательных  формулировок,  несоответствие  целевых  индикаторов  целям  и  задачам  программ,  что  негативно  сказывается  на  конечном  результате  использования  межбюджетных  трансфертов.  Так,  на  примере  реализации  финансово-целевой  программы  развития  Республики  Ингушетия  видны  несоответствия  индикаторов  целям  и  задачам  программы  и  необходимость  их  оптимизации  и  совершенствования  (в  таблице  3  Приложения  отражены  целевые  индикаторы  реализации  программы).  

Итак,  цель  Программы  -  стабилизация  социально-экономического  положения  Республики  Ингушетия,  обеспечивающая  в  долгосрочной  перспективе  платформу  для  устойчивого  экономического  роста,    проведение  оценки  влияния  программы  на  развитие  образования  за  счет  одного  только  показателя  «удельный  вес  учащихся,  занимающихся  в  одну  смену  в  общем  числе  учащихся»  крайне  необъективен.  В  тоже  время,  несмотря  на  то,  что  развитие  системы  здравоохранения  и  обеспечение  социальной  защиты,  выделено  в  качестве  одной  из  основных  задач  программы  социально-экономического  развития  Республики  Ингушетия,  индикаторы,  за  счет  которых  можно  было  бы  охарактеризовать  изменения,  происходящие  в  системе  здравоохранения  за  счет  реализации  программы,  отсутствуют.  Для  успешной  реализации  целей  программы  эксперты  в  области  экономики  предлагают  внести  некоторые  изменения  в  целевые  индикаторы  реализации  программы  (таблица  4  Приложения),  разбить  показатели  по  направлениям,  а  также  осуществлять  их  дальнейшее  совершенствование.

Предложенные  показатели  выбраны  в  соответствии  с  региональными  программами  развития  здравоохранения  и  образования.  Использование  унифицированных  индикаторов  позволит  устранить  противоречия  между  программами  различных  уровней  и  достигнуть  наиболее  высоких  результатов  в  ходе  реализации  программы.  Вопрос  мониторинга  результатов  от  реализации  государственных  программ  также  остается  открытым:  имеется  внушительное  количество  методов  оценки  результатов,  однако  при  отсутствии  унифицированного  подхода,  их  использование  не  будет  столь  результативным  и  эффективным.

Рассмотрение  результатов  реализации  целого  ряда  программ  в  РФ  свидетельствует  о  том,  что  общим  для  большинства  из  них  является  невыполнение  целевых  индикаторов  и,  как  следствие,  недостижение  запланированных  результатов.  Установлен  ряд  факторов,  влияющих  на  результат  реализации  программ.

Во-первых,  комплексный  подход  к  разработке  государственных  программ  определяет  необходимость  правильной  формулировки  цели  (целей),  а  далее  выстраивания  логической  структуры,  поскольку  в  противном  случае,  вне  зависимости  от  того,  расходуются  средства  по  целевому  или  не  целевому  направлению,  результат  от  их  предоставления  будет  достаточно  низким.

Во-вторых,  к  элементам  эффективности  государственных  программ  следует  отнести  установление  порядка  стимулирования  за  достижение  запланированных  показателей  и  устранение  действенной  системы  оценки  эффективности.

На  смену  43  показателям  оценки  эффективности  деятельности  органов  исполнительной  власти  субъектов  РФ  Указом  Президента  утвержден  Перечень  из  8  показателей,  это:

1.  Ожидаемая  продолжительность  жизни  при  рождении.

2.  Численность  населения.

3.  Объем  инвестиций  в  основной  капитал  (за  исключением  бюджетных  средств).

4.  Оборот  продукции  (услуг),  производимой  малыми  предприятиями,  в  том  числе  микропредприятиями,  и  индивидуальными  предпринимателями.

5.  Объем  налоговых  и  неналоговых  доходов  консолидированного  бюджета  субъекта  РФ.

6.  Уровень  безработицы  в  среднем  за  год.

7.  Реальные  располагаемые  денежные  доходы  населения.

8.  Удельный  вес  введенной  общей  площади  жилых  домов  по  отношению  к  общей  площади  жилищного  фонда.

Наряду  с  вышеуказанными  показателями  эффективности  существуют  показатели  оценки  эффективности  государственных  программ  (подпрограмм  и  федеральных  целевых  программ),  инвестиционного  климата,  «дорожных  карт»  и  т.  д.

Многообразие  подходов  и  методов  может  отличаться  формулами,  диапазонами  значений  или  формулировками,  но  суть  остается  одной:  по  определенным  правилам  программа  набирает  некоторое  количество  баллов  и  в  зависимости  от  того,  в  какой  диапазон  попадает  набранная  сумма,  делается  вывод  о  неэффективности  или  эффективности  программы.  Таким  образом,  в  большинстве  случаев  реализация  программы  рассматривается  посредством  следующих  способов:  степень  достижения  результата  (достижение  целевых  индикаторов);  полнота  использования  бюджетных  ассигнований;  выполнение  запланированных  мероприятий.

Помимо  вышеназванных  способов,  необходимо  понимать  то,  насколько  были  экономичны,  результативны  и  производительны  осуществленные  бюджетные  расходы.  При  разработке  способов  оценки  эффективности  программ  следует  учитывать  их,  так  как  это    наиболее  полно  отображает  суть  оценки  эффективности.  Э.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44