- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002500 |
Тема: | Методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ») Факультет математики, информатики, физики и технологии Методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся Курсовая работа Направление: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность (профиль): физическое образование Дисциплина: физика Выполнила: магистрант 1 года обучения Рыбакова Анастасия Александровна _______________________ (подпись) Научный руководитель: Беляева Татьяна Алексеевна , к.ф.-м.н, доцент Оценка ________________ «__» _______________ 2017г. _______________________ (подпись) Омск, 2017 Содержание Введение Глава 1. Научно-исследовательская деятельность учащихся 1.1. Понятие научно-исследовательской деятельности учащихся……………………. 1.2. Цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся........................ 1.3. Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся по физике…………………………………………………………………………. 1.4. Диагностика способностей учащихся к участию в научно-исследовательской деятельности…………………………………………… Выводы по главе ……………………………………………………………. Глава 2. Методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся 2.1.Классификации методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся………………………………………………………. 2.2.Планирование научно- исследовательской работы……………………… 2.3.Организация опытно-экспериментальной работы……………………. Выводы по главе 1………………………………………………………. Заключение……………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………………. 1.1 Понятие научно-исследовательской деятельности учащихся На сегодняшний день достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, которые желают заниматься научно-исследовательской деятельностью. Именно научно-исследовательская деятельность наиболее доступна для разрешения вопросов мотивации школьников к учению и профессионального самоопределения. Остановимся подробнее на вопросе о понятии научно-исследовательской деятельности. Под научно- исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [2, С.32]. По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, научно-исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности». А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте научно-исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [11, с.315]. Под самостоятельностью учащихся в научно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Результаты ученических исследований узкоприкладного, экспериментального характера в таких областях как психологии, социология, экология, вполне могут нести в себе определённую объективную новизну (например, работа, посвящённая изучению взаимоотношений в классном коллективе или исследование экологической ситуации в небольшом водоеме) [6, С.83]. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель научно-исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе научно-исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования [5, С.43]. При проектировании научно-исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие научно-исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности [6, С.85]. Перед тем, как начинать с учащимися исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Поэтому очень опасно ставить еще какую-либо цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить. Вообще отличительная черта любой ложной цели та, что ее можно достичь довольно быстро, тогда как цель истинная – узнать новое, остается всегда, каких бы успехов не достиг ученик [3, С.78]. Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов [4, С.142]. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии научно-исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности [11, С.37]. С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность учащихся – это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся [15, С.531]. Ключевой фразой является «относительно самостоятельное изучение», потому что, как бы учащийся ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда курировать будет учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором. Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Ученикам обходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности – решить исследовательскую задачу [3, С.102]. В данном случае, под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью научно-исследовательской деятельности, нормой ее проведения [9, С.12]. Главным результатом научно-исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции: - мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; - информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации; - контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков [7, С.267]. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель научно- исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Таким образом, научно-исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. Кроме того, научно-исследовательская деятельность способствует профессиональному самоопределению учащихся. 1.2 Цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся Вопрос определения целей, постановки задач научно-исследовательской деятельности учащихся является современным и актуальным. Это социальный заказ школы, включающий подготовку школьников, способных самостоятельно овладевать новейшими достижениями науки и техники, обладающих потенциалом творческого саморазвития. Выполнение этого заказа нацелено на выработку у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, что предполагает повышение уровня мотивации учащихся к активному участию в научных программах, овладение методами научного исследования, непрерывное совершенствование знаний. Целью научно - исследовательской деятельности всегда является получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от объяснительно – иллюстративной деятельности. Новое знание может иметь как личный, так и обобщающий характер , являясь либо закономерностью , либо знанием о детали , о её месте в той или другой закономерности . [3] Помимо новых знаний , целью исследований в рамках научно-исследовательской деятельности являются поиск новых методов и способов деятельности , а также отработка умений и навыков их использования . О двойственной цели научно-исследовательской деятельности часто забывают , акцентируя внимание только на результате. Часто в условиях телекоммуникационных инициатив можно встретить требования практической значимости, границ применимости итогов исследования, характеристику социального эффекта исследования . Такая деятельность , хотя часто именуется организаторами научно - исследовательской , преследует другие цели ( сами по себе не менее важные ) — социализации , наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности . Руководитель научно - исследовательской работы должен давать себе отчет в единении проводимой работы. [7] Также необходимо отметить, что научно - исследовательская деятельность в процессе образования, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира , строится на научном подходе , то есть его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели , средств исследования , ориентацию на презентативность итога, как для личной деятельности , так и для иных людей. Научно - исследовательская деятельность учащихся – особенный тип деятельности, который направлен на изучение глубины научной проблемы , имеющей интерес для школьников. Нужно отметить, что само понятие «научно - исследовательская деятельность учащихся» достаточно относительно , так как чаще всего учащиеся не получают объективно новый итог как в «большой науке» и не производят новое знание . Цель научно - исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности . Задачи научно - исследовательской деятельности : 1 . совершенствование познавательных интересов учащихся . 2 . совершенствование навыков исследовательской деятельности . 3 . совершенствование общеучебных умений , навыков и способов познавательной деятельности , в числе которых : • навыки осознанного , беглого чтения текстов разных жанров и стилей , их логико - смыслового анализа ; • составление плана , тезиса , конспекта ; • определение структуры объекта , выделение важный функциональных связей и отношений между частями единого; • сравнение , сопоставление , оценивание , классификация объектов по одному или нескольким основаниям , критериям ; • разделение процесса на этапы , выделение характерных причинно - следственных связей • логическое обоснование и аргументирование личных рассуждений; • выдвижение гипотезы необходимости ее проверки на практике ; • умение действовать по алгоритму ; • умение использовать разные источники информации ; и др . В результате выполнения исследовательской работы учащийся должен показать наличие умений вести исследовательскую деятельность. С этой целью необходимо: · научиться пользоваться алфавитным указателем по теме; · изучить определенный спектр литературы по теме и зафиксировать необходимую информацию; · грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; · обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его; · сделать самостоятельные выводы.[2] Научно-исследовательская работа школьников может осуществляться на базе разных компонентов системы образования, но при этом для эффективной реализации должны соблюдаться цели и задачи. 1.3 Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся по физике Научно-исследовательская деятельность учащихся, которая осуществляется в рамках изучения физики, обладает некоторыми особенностями. Содержание дисциплины позволяет создавать условия для формирования научно-исследовательской деятельности, повышать уровень культуры учащихся в процессе, формировать адекватную научную картину мира в процессе учебных исследований, развивать понимание влияния науки физики на окружающую среду, приобщить учеников к решению научных проблем, применять полученные знания на практике, в нестандартных ситуациях, развить мотивацию. Согласно требованиям Государственного общеобразовательного стандарта 2012 года изучение предметной области «Физика» предполагает: – формирование основ целостной научной картины мира; – развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, технологическую, экономическую, этическую социальную сферы деятельности человека; – создание условий для формирования навыков учебной деятельности, проектно-исследовательской деятельности, творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию и самовоспитанию; – развитие умений обобщать научную информацию, оценивать и анализировать полученные результаты в ходе экспериментальной работы, проверять их на достоверность; – формирование навыков безопасной работы во время проведения лабораторных опытов, лабораторных работ, исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, при использовании в ходе работы лабораторного оборудования [11, С.33-40]. Изучение дисциплин естественнонаучного цикла, согласно требованиям Государственного общеобразовательного стандарта, предполагает, что, учащийся должен получить определенные знания и развить умения в процессе изучения каждой дисциплины. В частности, в процессе изучения физики: Физика (базовый уровень): 1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; 2) знание основных физических понятий, закономерностей и законов, фундаментальных физических теорий; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений и принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность умения анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности, связанной с физическими процессами. Физика (профильный уровень) – требования к результатам освоения курса физики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать: 1) сформированность умения обобщать знания и обосновывать выводы о различных физических закономерностях; 2) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; 3) владение умениями описывать и объяснять демонстрационные и самостоятельно провед?нные физические эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность полученного результата; 4) сформированность умения применять теоретические знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств объектов, принципов работы и характеристик приборов и устройств; 5) сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности [11, С.31-32]. Таким образом, содержание предметной области «Физика» предоставляет широкие возможности и перспективы для организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Практика показала, что «проблема вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность означает необходимость спланированной, целенаправленной систематической образовательной деятельности, научно обоснованного определения структуры и содержания такой работы, поиск новых организационных форм взаимодействия учащихся и проблем учащихся и научных руководителей, юных исследователей друг с другом»[2, С.75-79]. Выявляя особенности научно-исследовательской деятельности при изучении физики прежде всего, необходимо коснуться личностной значимости содержания дисциплины для учащихся и практикоориентированный характер исследуемых проблем: возможность влияния физических процессов на жизнедеятельность человека и другие. Предлагаются темы для исследований учащихся: Акустический шум и его воздействие на человека; анизотропия кристаллов; аномальные свойства воды и другие. Подобная тематика исследований позволяет формировать мотивацию к деятельности и познавательные интересы учащихся, обеспечивает всестороннее развитие личности, усиливает обобщающий характер содержания учебного материала. Основными методами научного познания, которые применяются при изучении физики, являются: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Овладение каждым из этих методов познания проходит параллельно с формированием основных понятий во взаимосвязи их друг с другом. Оперирование научными понятиями позволяет учащимся глубже изучать теоретические аспекты, пользоваться научными источниками, фактами, анализировать и объяснять наблюдаемые явления. Еще одной особенностью научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики является возможность формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, многообразии и единстве объектов и явлений природы. Знания, которые учащиеся получают, осуществляя научно-исследовательскую деятельность, составляют мировоззрение человека. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках изучения физики дает возможность развития научного мышления, мировоззрения учащихся. Учащиеся на уроках физики изучают явления природы, их вредное воздействие на окружающую среду, границы применимости явлений, фундаментальные законы, ученых, которые внесли вклад в развитие физики как науки. В учебном процессе между физикой и биологией, физикой и химией установлены тесные межпредметные связи, что дает возможность организации научно-исследовательской деятельности учащихся по единой программе, а также проведение межпредметных исследований, направленных на решение проблем, требующих привлечения знаний из нескольких учебных дисциплин. Результаты, которые получает учащийся в процессе выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельной учебной дисциплины и не могут быть получены в процессе только ее изучения. Такое исследование направлено на углубление знаний учащихся по различным дисциплинам, что способствует решению локальных или глобальных межпредметных задач.[3, С.10-12]. Учебно-исследовательская деятельность по предмету физика имеет экологическую направленность. Мы проводили проблемные уроки, на которых предлагали учащимся разрешить экологические ситуации местного значения, глобальные экологические проблемы. Интегрированные уроки позволили проводить дискуссию по различным темам, например: Вещество - без которого невозможна жизнь, электрическое поле и защита от него. При этом актуализируется и формируется понимание необходимости экологической безопасности. Данная особенность научно-исследовательской деятельности по физике реализуется в процессе развития умений учащихся предвидеть, анализировать, оценивать экологические последствия, которые могут быть связаны с деятельностью человека на производстве. Следующей особенностью научно-исследовательской деятельности учащихся является формирование основ здорового образа жизни. Учащимся предлагается проблемы для обсуждения и поиска их решения, которые связанны с изучениям влияния факторов окружающей среды на организм человека, рекомендаций направленных на сохранение здоровья. В ходе осуществления научно-исследовательской деятельности по физике ведущая роль отведена проблемному обучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения. Такое обучение способствует повышению интереса к предмету. Оно обеспечивает постоянную интеллектуальную активность, развивает творческую самостоятельность и способствует осуществлению обратной связи между учащимся и учителем, что позволяет судить об особенностях усвоения знаний. Для осуществления результативной учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии и биологии применялись различные технологии обучения: развивающее обучение, проблемное обучение, блочномодульное обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, исследовательское и проектное обучение и т.д Внедрение исследовательского подхода в обучении физике способствовало возрастанию мотивации учебной деятельности. Так на уроках проводились проблемные лекции, работа в проектной группе, коллоквиумы, конференции. Внеурочная деятельность включала работу над индивидуальной исследовательской темой; участие в предметных олимпиадах; работу в химико-биологическом кружке; конкурсы рефератов, статей; Всероссийские, региональные, краевые, городские конкурсы научных работ учащихся общеобразовательных школ; школьные научно-практические конференции. Еще одной особенностью научно-исследовательской деятельности является формирование практических исследований: выдвижение гипотезы, ее осуществление и проверка экспериментальным путем, овладение методикой проведения эксперимента с соблюдением правил безопасности. В процессе научно-исследовательской деятельности по физике развиваются умения обобщать научную информацию, оценивать и анализировать полученные результаты в ходе экспериментальной работы, проверять их на достоверность. Следующей особенностью научно-исследовательской деятельности по физике является необходимость соблюдения техники безопасности, т. е. формирование навыков безопасной работы во время проведения исследовательской деятельности (лабораторных опытов, лабораторных работ). Таким образом, выделенные особенности учебно-исследовательской деятельности по физике, способствуют профессионализации, позволяют учащемуся ориентироваться в научных проблемах, помогают реализовать потенциально заложенные качества каждого ученика. В условиях современного образования организация научно-исследовательской деятельности является актуальной. Одной из важной педагогической задачи выступает именно организация научно-исследовательской деятельности. Для успешной реализации научно-исследовательской деятельности должны быть созданы диагностики способностей учащихся в научно-исследовательской деятельности, рассмотрению которых посвящен следующий параграф. 1.4 Диагностика способностей учащихся к участию в научно-исследовательской деятельности На сегодняшний день, мы все чаще слышим об участии большинства учеников в телекоммуникационных инициативах: конкурсы, викторины, блиц-опросы, научно-практические конференции на региональном, всероссийском уровнях. В научно-исследовательских работах принимают участие, не только ученики старших классов профильного уровня, но и ученики младшего школьного возраста. Становится актуальным вопрос: какие диагностики существуют для определения способностей учащихся в научно-исследовательской деятельности, насколько готов ученик к написанию работы научно-исследовательского направления. Рассмотрим их более подробно. Теоретические и экспериментальные основы диагностики научно-исследовательских способностей разрабатывали А.И. Савенков, А.Н. Поддьяков, М.Н. Жафярова, Т.А. Егорова, Е.М. Раздульева [15, 16, 24, 18 17]. Например, А.Н. Поддьяков предлагает для диагностики научно-исследовательских способностей использовать наблюдение, природный и лабораторный эксперименты, тесты, анкетирование, компьютерное моделирование [15]. Так, М.Н. Жафярова [16] рассматривает взаимосвязь и соотношение: научно-исследовательского мотива и научно-исследовательских способностей. В основе техники «исследования себя» устанивливаются проявление внутреннего «я»: характер, мотивы поведения, самооценка, направленность деятельности, взаимосвязи с окружающей средой. Учащимся предлагается написать рассказ на тему «Что я думаю о себе и что думают обо мне другие».Рассказы оцениваются по пятибалльной шкале, в которой учитывались такие критерии, как самостоятельность, умение «удивлять», противоречия и проблемы собственного «я», объем информации, глубина осознания и обобщения собственного опыта. Так, Е.М. Раздульева [17] особое внимание уделяла вопросами динамики развития научно-исследовательских способностей учащихся. Она предлагает использовать комплекс диагностических методик который включает: опросник для выявления познавательного интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности; наблюдение за проявлением развития интереса и познавательной активности на протяжении определенного периода времени; анкетирование по изучению уровня специальных знаний о теории и методике научно-исследовательского поиска; изучение и анализ продуктов деятельности студентов для выявления уровня развития исследовательских умений и навыков. В основу работ Т.А. Егоровой [24] положены основы научно-исследовательских способностей дошкольников. Она выделяет следующие параметры развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста: интерес и склонность к экспериментированию, самостоятельность, критичность, настойчивость, высокая концентрация внимания. Для диагностики исходного уровня и динамики развития научно-исследовательских способностей использовался комплекс диагностических методик, среди которых: опросник для педагогов и школьных психологов по оцениванию уровня научно- исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста; наблюдение за проявлениями научно-исследовательского поведения в разных условиях; анкетирование родителей для выявления отношения родителей к поддержке и развитию научно-исследовательских способностей их детей. Проанализировав выше обозначенные и другие исследования можно сделать вывод, что существует много способов диагностики уровня развития научно-исследовательских способностей, в основе которых содержится комплекс различных методик и средств исследования, подобранных с учетом возрастных особенностей и поставленных задач. А.И. Савенков к основным компонентам научно-исследовательских способностей относит поисковую активность, мотивацию. Методы измерения данных компонентов известны и широко используются в практической психологии. Для диагностики уровня развития научно- исследовательских способностей необходимо использовать комплекс методик, согласно выделенным параметрам: Поисковая активность и любознательность, развитость и тип мышления, мотивация, Степень самостоятельности, развитие исследовательских умений, критичность. Важно отметить, что методы измерения каждого отдельного параметра уже хорошо разработаны в психологии и методологии. Так, существуют анкеты для измерения уровня мотивации, поисковой активности (например, анкеты В.С. Юркевича, Г.И. Щукиной) [20],критичности индивида; для диагностики качеств мышления можно использовать тесты Дж. Брунера,Е.П. Торренса и др. [16, 10]; степень самостоятельности при выполнении исследований и развитость научно-исследовательских умений отслеживает учитель путем наблюдения за деятельностью учащихся при выполнении исследовательских заданий. Выделим 3 уровня выполнения учащимися научно-исследовательской деятельности: начальный, средний и достаточный, каждый из которых характеризуется различной степенью самостоятельности учащихся и отличающимися видами деятельности. Описание характера научно-исследовательской деятельности учащихся, находящихся на различных ступенях развития исследовательских способностей, и деятельности учителя приведено в таблице 1. Таблица 1. Уровни проведения научно-исследовательской деятельности. Уровни Деятельность учителя Деятельность учащихся Начальный 1. Предлагает конкретное задание по исследованию некоторого объекта или явления 2. Предоставляет подробное описание (инструкцию) выполнения этапов исследования 3. Определяет вид представления результатов 4. Осуществляет проверку результатов исследования 1. Сверяясь с инструкцией проверяет исследование. 2. Представляют результаты исследований в заданном виде. Средний 1. Представляет исследовательское задание в виде проблемной ситуации. 2. Представляет частичное описание этапов проведения исследования и инструкцию 3. Обсуждает все действия по решению проблемы с учениками. 4. Предоставляет право выбора формы результатов исследования. 5. Осуществляет проверку результатов исследования. 1. Предлагают способы решения проблемной ситуации. 2. Продумывают ход исследования. 3. Обсуждают с учителем, сверяются с инструкцией. 4. Проводят исследование. 5. Выбирают форму представления результатов. 6. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: