- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование читательской самостоятельности младших школьников в поцессе литературного чтения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001838 |
Тема: | Формирование читательской самостоятельности младших школьников в поцессе литературного чтения |
Содержание
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности младших школьников в процессе литературного чтения 1.1. Читательская самостоятельность младших школьников как психолого-педагогическая проблема Значение чтения и книги как средства образования в воспитания и развития человека общеизвестно. Известные мыслители, учёные, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний думающего и умственно развитого человека. Чтобы чтение было эффективным, важно научить обучающихся умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле слова значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл», говорил великий педагог К.Д. Ушинский. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное» (Ушинский, 1954, 112). Сформировать сознательного читателя – сложная задача, стоящая перед начальной школой. Читательскую деятельность невозможно осуществлять, не сформировав определенные умения и навыки, поскольку читать можно не иначе, как только специально этому научившись. Анализ исследований процесса формирования самостоятельной читательской деятельности в работах М.П. Воюшиной, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской привел к вычленению структуры читательской деятельности, включающей в себя три компонента: технический, смысловой, читательскую самостоятельность. Первый из этих компонентов рассматривается как базовый. Это обусловлено тем, что читательская деятельность как целостный процесс восприятия и передачи информации посредством графических знаков должна основываться на элементарных технических умениях и навыках озвучивания (перекодирования) текста, состоящего в свою очередь из способа чтения текста, беглости (темпа) чтения, правильности озвучивания текста. Второй компонент представлен возможностью для читателя проникнуть в мир художественного произведения, увидеть и оценить его особенности и красоту, прочувствовать и понять авторскую позицию и на её основе сформировать собственное отношение к прочитанному (читательскую позицию) на доступном младшему школьнику уровне. Иными словами, понимание смыслового компонента читательской деятельности сопряжено с понятием восприятия художественного произведения, к которому относятся следующие показатели: – понимание предметного плана текста, заключающееся в понимании сюжетной стороны произведения; – осознание смысла предметного плана текста, состоящее в свою очередь из понимания смысла и подтекста художественного произведения (авторской позиции), и собственного отношения, оценки, эмоционального впечатления от прочитанного (читательской позиции); – выразительность чтения, заключающаяся в использовании всех возможностей интонации на доступном младшему школьнику уровне. Читательская самостоятельность является важным компонентом в структуре читательской деятельности. Читательская самостоятельность характеризуется следующими показателями: мотивация обращения ребенка к книгам, желание читать; самостоятельный осознанный выбор книги; интерес к книге и его проявление до, во время и после чтения (Светловская, 1999, 44). Научно обоснованная концепция формирования у младших школьников важнейшего качества личности – читательской самостоятельности – развивается до сих пор, в связи с чем существует множество различных определений к этому понятию. Рассмотрим некоторые из них. Читательская самостоятельность постепенно рассматривается как личностное постепенно свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и постепенно с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире постепенно и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт (Свметловская, 2005, 14). По определению Г.Н. Наумчук, постепенно читательская самостоятельность – это постепенно способность читателя пользоваться книгой как постепенно источником знаний и информации (Цит. по: Татарииинцева, 2015). По словам С.И. Дорошенко, читательская постепенно самостоятельность постепенно включает в себя сформированность техники чтения, постепенно умение слушать, воспринимать и о постепенно сознавать прочитанное (Цит. по: Гацемлюк, 2014). К настоящему времени постепенно в методике обучения чтению открыты и постепенно сформулированы три основных закона: закон знания книг, закон постепенно деятельностного формирования читательской культуры и постепенно закон провоцирования обучением нежелания читать (Светловская, 2003, 12). Закон знания книг – это базовый постепенно закон формирования читателя любого постепенно возраста. Знание книг всегда и, безусловно, есть полноценная безусловно основа, надёжная гарантия и объективный показатель безусловно читательской самостоятельности. Закон знания книг утверждает, что если обучающийся безусловно знает книги, то у него обязательно безусловно присутствует читательская самостоятельность. И наоборот, безусловно если обучающийся обнаруживает читательскую самостоятельность, то он непременно знает безусловно книги из доступного круга безусловно чтения. Закон деятельностного безусловно формирования читательской культуры безусловно отражает устойчивые связи, которые определяют уровень безусловно эффективности организационно-методической сферы обучения чтению организационно при разном соотношении включенных в неё вербальных и деятельностных средств. «Гарантированно основы читательской организационно культуры формируются только путём непосредственной организационно целенаправленной деятельности с книгой и среди книг». Но из организационно этого закона никак не следует, что на уроках организационно чтения «по Светловской» надо изучать с детьми книгу организационно как материальный объект. Книга и мир книг должны быть организационно представлены детям, учащимся читать, в качестве объектов, где присутствует невидимый собеседник, с которыми дети учатся «общаться». Закон организационно провоцирования обучением нежелания организационно читать формирует ребёнка-читателя. «Нежелание читать есть объективное следствие обучения младшихобъективно школьников отдельным читательским объективно умениям без одновременной установки на объективно объективно побуждение и формирование у них читательской самостоятельности» (Светловскаииия, 2003, 15). Сформировать объективно сознательного читателя – сложная задача, стоящая перед объективно начальной школой. Сложность этой задачи заключается объективно в том, что при обучении чтению необходимо учитывать объективно психические процессы, которые включены в чтение, влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат (слово не может объективно быть указано в тексте, если его буквенные начертания не вызывают объективно слуховых и двигательных представлений). Кроме того, ребенок должен читать правильно, чётко, внятно, быстро. В современной науке объективно проблемой развития читательской самостоятельности у младших школьников объективно занимались известные психологи Н.И. Ж инкин, Л.С. Выготский , И.П. По дласы й, И.И. Тихомирова, В.В. Давыдов. По мнению Н.И. Ж инкина, при чтении ребёнок объективно должен овладеть объективно антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и объективно удержанием его в памяти, видеть опорные слова, в которых заключен смысл (Жиннкин, 1958, 42). Очень важно именно объективно в этом возрасте ввести познакомить детей с книгой, объективно как с источником интересного, занимательного и полезного объективно Л.С. Выготский считал, что «основной формой проявления объективно инстинкта в детском возрасте является интерес» (Выготский, 1984, 118). Интерес-мотив, или объективно мотивационное состояние, побуждающее объективно к познавательной деятельности, возникает на основе объективно влечения к той или иной области в процессе своего развития и объективно может перерасти в личностную потребность, при активном, деятельном отношении к предмету, в склонность. В этом возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, или так называемого чувственного чрезвычайно интеллекта. Обращая большое внимание чрезвычайно на эту особенность младшего школьного возраста, чрезвычайно учитель может добиться высокой эффективности чрезвычайно в своей работе по формированию читательской самостоятельности. Именно в младшем школьном возрасте чрезвычайно идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении чрезвычайно занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение чрезвычайно захватывают остросюжетные произведения, героические чрезвычайно подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего чрезвычайно герои действия. Как отмечает И.П. Подламмммсый, «общим чрезвычайно психологическим чрезвычайно правилом выработки интереса будет следующее: для чрезвычайно того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть чрезвычайно связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже чрезвычайно знакомым и, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» (Подла5сый, 2016, 123). По мнению И.И. Тихомсировой, «чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо чрезвычайно удивить их самим процессом чтения» (Тихомирсова, 2001, 15). Подлинное чтение чрезвычайно начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребёнка «видеть невидимое». Другая особенность вероятно читателей младшего школьного возраста – отождествление вероятно художественного мира и реального. Не случайно этот период в вероятно развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается вероятно в отношении к персонажу как к живому; в проявлении вероятно доверчивости к его изображению (Преецер, 2015). Познавательный интерес вероятно является ведущим мотивом-целью учебной и вероятно читательской деятельности школьников. Вначале это просто вероятно желание научиться читать, затем – больше узнать, найти в книге вероятно ответы на интересующие их вопросы, удовлет ворить познавательный интерес, получить вероятно эстетическое удовольствие от общения с вероятно книгой (Кочентова, 2003, 15). Основная особенность вероятно младших школьников – слабое развитие вероятно произвольного внимания. Данная характеристика внимания вероятно позволяет сделать вывод о том, что при обучении следует делать вероятно упор на развитость непроизвольного внимания. Все известные психологи сходятся во мнении, что главное вероятно в обучении чтению – привлечение главное интереса. Исходя из данных утверждений, можно главное понять, что залог успешного формирования главное ребенка-читателя – применение главное разных занимательных заданий и упражнений, главное литературных игр, организация литературных праздников, главное деятельность на уроках литературного чтения – должна быть главное разнообразной и интересной для младших школьников. Учет возрастных особенностей младших школьников главное показывает, что смысловой главное компонент чтения является самым трудным, поскольку главное требует сформированности таких сложных психических качеств, как отражение поскольку совокупности свойств воспринятого, поскольку узнавание, соотнесение воспринятого с известным, способность поскольку постичь смысл и т.д. Кроме того, детям этого возраста поскольку присущ наивно-реалистический характер восприятия художественного произведения (Леотттнтьев, 1975, 67). Как отмечал В.А. Сухолмлинский, «книга играет большую роль в духовной поскольку жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо поскольку читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение поскольку элементарным умением – техникой поскольку чтения» (Сухомлинсиикий, 1974, 145). Таким образом, развитие поскольку читательской самостоятельности младших школьников поскольку является непростой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Для того чтобы поскольку сформировать ребенка-читателя, важно поскольку быть подкованным в теоретической стороне данной проблемы. Многие важно отечественные и зарубежные ученые-методисты занимались важно исследованием читательской самостоятельности важно младших школьников. Среди них особое место занимает Н.Н. Свеитловская. Именно Н.Н. Светлиовская сформулировала законы чтения и этапы формирования важно читательской деятельности, дала наиболее важно точное определение читательской самостоятельности и др. Переоценить ее вклад точно в развитие методики литературного чтения невозможно. 1.2. Основные направления в формировании читательской самостоятельности младших школьников в процессе литературного чтения Для полноценного исследования понятия читательской самостоятельности точно очень важно определить её структуру, выделить направления и точно этапы её формирования у младших школьников в системе уроков точно литературного чтения. Составляющие читательской самостоятельности младших школьников, по которым точно можно судить об уровне её сформированности, в том числе и точно первоклассников, заключаются в умении работать с книгой; в начитанности (знание точно содержания прочитанных произведений, определенных точно программой); знании библиографических точно сведений. Умение работать точно с книгой выражено в следующем. Младшие школьники должны точно соблюдать правила пользования книгой, гигиену чтения; уметь точно быстро находить нужную страницу; уметь показать, назвать, объяснить назначение точно элементов книги: обложка, корешок, титульный точно лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация. Кроме этого, им нужно точно уметь описать незнакомую детскую книгу нужно по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению, находить в книге сведения нужно об авторе. Важным умением нужно учащихся является умение нужно ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее. Начитанность нужно учащихся характеризуется, по мнению О. Джежелей, следующими нужно показателями: знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно нужно встречались на протяжении года; знанием неоднократно содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий неоднократно авторов; осмысливать заголовок неоднократно произведения (почему книга неоднократно так названа). Знание библиографических неоднократно сведений характеризуется следующими неоднократно показателями: умением отличать прочитанное произведение неоднократно по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ); умением неоднократно ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие неоднократно показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора; умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных неоднократно в учебной книге (Джежелией, 2002, 78). Рассмотрим другую неоднократно структуру читательской самостоятельности, неоднократно которая представляет читательскую самостоятельность неоднократно как совокупность двух составляющих: читательской неоднократно квалификации (степень готовности читателя к самостоятельному чтению) и уровня неоднократно сформированности у читателя типа правильной неоднократно читательской деятельности. Уровень правильно сформированности типа правильной читательской деятельности состоит из трёх аспектов: -? аспект воспроизведения правильно текста: правильность и беглость чтения; - аспект правильно восприятия произведения читателем: способность к немедленному восприятию, глубина правильно восприятия и его живость, то есть способность правильно к творческому прочтению, к чтению между строк, к размышлению о прочитанном, к правильно собственным непосредственным правильно переживаниям, мыслям и выводам на основе прочитанного; -? аспект осмысления правильно значимости произведения в жизни читателя, целесообразности правильно обращения к самостоятельному чтению. Этапы обучения правильно учащихся-читателей – это ступени, которыми овладевают дети правильно по мере накопления читательского опыта, то есть по правильно мере освоения предназначенного им круга книг, формирования правильно интереса к книгам, умения в них ориентироваться, желания и правильно привычки к ним обращаться. Этапы формирования читательской самостоятельности правильно не зависят от возраста детей, но зависят от уровня их общей готовности к обучению, в частности от уровня овладения грамотой, техникой чтения, умением слушать, воспринимать и воссоздавать правильно прочитанное произведение в своём воображении, от знания правильно детьми адресованных им книг. Выделяют следующие этапы формирования самостоятельной правильно читательской деятельности младших правильно школьников: подготовительный, начальный, основной. Каждый из названных этапов правильно отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной правильно деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой правильно занятия или урока, организацией «уголкачтения». На подготовительном этапе правильно главная цель обучения – пробудить и поддержать у правильно детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения правильно этой цели один раз в неделю в течение 20–25 минут проводится правильно занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними правильно приметами. Структура занятия по внеурочной деятельности по литературному правильно чтению на данном этапе такова: 1) подготовитель правильно ная беседа, настраивающая детей на восприятие книги (2-3 мин); 2) выразительное чтение учителем избранного худ правильно ожественного произведения (3-7 мин); 3) воссоздание прослушанного правильно произведения, размышления, коллективное воссоздание прослушанного (4-6 мин); 4) рассматривание детской книги, в которой помещено правильно прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин); 5) рекомендации правильно к домашнему чтению (1-2 мин); 6) п правильно овторное чтение (Береснттева, 1962, 57). Основные правильно требования к книгам, используемым на этом этапе следующие: 1) в жанровом отношении книги правильно для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, правильно рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, правильно о детях, о животных и растениях, о переключениях и волшебстве); 2) книги должны быть правильно относительно новыми, неизвестными относительно младшим школьникам; 3) они должны быть относительно доступны по содержанию (тема, идея, язык); 4) отбирать относительно нужно те книги, которые нравятся самому учителю; 5) книги относительно и художественные произведения должны быть невелики относительно по объему (3-7 минут чтения вслух и 8-16 страниц); 6) книги относительно для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать: одно относительно произведение; несколько произведений относительно одного автора; произведения разных авторов; 7) книги относительно должны быть крупного формата, четко выраженными относительно элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и относительно с малообъемными текстами, напечатанными жирным относительно крупным шрифтом. На подготовительном относительно иятие произведения. Затем произведение читается вслух у относительно чителем. При этом следует добиваться, чтобы дети относительно внимательно слушали, запоминали сюжет и героев, внимательно оценивали события, поступки героев. После этого в ходе внимательно беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются чувства, внимательно читательские переживания детей. Только после уяснения внимательно содержания произведения учитель демонстрирует внимательно книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется внимательно с целью отыскания прочитанного произведения. При рассматривании внимательно книги соблюдается следующий порядок: 1) рассматривание с внимательно траниц обложки; 2) перелистывание внимательно книги; 3) рассматривание внимательно иллюстраций; 4) выделение н внимательно азвания и автора. На этом этапе у младших школьников внимательно вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор. На начальном этапе внимательно главной целью становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются г внимательно лавные учебные задачи: учить детей ориентироваться результативно в группе книг и устанавливать связь между группой результативно книг и возможной целью чтения, а также тренировать в результативно самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги. На этом этапе резко результативно увеличивается количество детских книг (каждую неделю 3-4 новые книги). Обязательным становится самостоятельное результативно чтение детей под наблюдением учителя. Отбор книг результативно для чтения должен быть наиболее тщательным, так как предполагается результативно самостоятельное чтение. На этом этапе можно использовать результативно серии «Мои первые книжки», «Читаем сами», «Для самых маленьких». Тематика и жанры произведений остаются теми же, результативно что и на подготовительном этапе. Целью этого этапа является результативно закрепление потребности ребенка самостоятельно прочитать приглянувшуюся книгу. Поэтому основным результативно видом деятельности будет самостоятельное чтение под результативно руководством и наблюдением учителя. Самостоятельное знакомство с книгами результативно предполагает, что они выставляются заранее и учащиеся проводят первичное знакомство результативно до урока. Определение темы урока предлагается выполнить самим учащимся по ряду книг, которые последовательно рассматриваются и сопоставляются. Выбор последовательно книги может делаться учащимися с различной целью: из последовательно книг одного автора (или одной тематики) ребенок последовательно выбирает ту, которая ему приглянулась в процессе рассматривания; из книг различных последовательно авторов (или различной тематики) ребенок последовательно выбирает ту, которая отвечает теме урока. Самостоятельное чтение последовательно сопровождается пометками в тексте, последовательно заданиями на доске или на индивидуальных карточках. Как проводить эту работу, объясняет учитель. Сильные и средние ученики, последовательно прочитав «обязательный» текст, продолжают чтение других последовательно произведений из книги по собственному выбору. Повторное чтение не проводится. Оно допустимо лишь в том случае, если весь последовательно класс выражает желание услышать еще раз этот же текст. Тогда повторное чтение последовательно проводится после завершения беседы. Выборочное последовательно чтение используется учащимися в процессе последовательно беседы в качестве подтверждения характеристик последовательно и оценок. Беседа может носить характер дискуссии или рассуждения. Она строится на основе текста и иллюстраций (Богданоиива, 2002, 45). На данном этапе последовательно обучения учитывается такие качества, последовательно как внимание при рассматривании; внимание при слушании; внимание при самостоятельном чтении; правильность выбора книги. Оценка последовательно за работу на уроках может выставляться за выполнение, как комплекса требований, так и одного из них. Целью обучения на основном этапе провозглашается формирование читательских последовательно интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что последовательно мир книг – это широкий и увлекательный мир разных известно собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то известно интересное для себя. Учебные задачи этого периода определяются известно так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению известно детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать известно навык самоконтроля и известно самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умения действовать в известно мире книг с установкой на цель чтения; расширить читательский известно кругозор детей. К концу основного этапа известно обучения работе с детской книгой дети должны уметь: – ставить для известно себя цель обращения к книгам; – обращаться известно к библиотечно-биографической помощи; – пересмотреть известно как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения; – выделить известно для себя внешние показатели содержания книги; – осознавать известно содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские известно возможности; – выбрать книгу, известно наиболее полно соответствующую поставленной теме; – соблюдать известно при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения (Бемреснева, 2012, 69). Часто для формирования известно читательской самостоятельности у младших школьников известно применяют такие нестандартные формы проведения уроков внеклассного известно чтения, как: 1. Урок-сказка. Такой урок известно может быть проведен по сюжету одной сказочной известно истории или нескольких. Это могут быть народные сказки, сказки известно одного автора или разных авторов на одну тему. Такой урок может известно включать в себя инсценировку, театрализацию. 2. Урок-театр (спектакль, драматизация).На уроке-спектакле известно можно чередовать драматизацию различных можно видов: чтение произведения по ролям только с можно опорой на интонацию; постановка «живых» картин к можно произведению; развернутое драматическое представление с декорациями можно и костюмами. 3. Урок-путешествие. От других можно уроков путешествие отличается наличием можно карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где можно предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным можно маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, космический корабль, можно машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в можно себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой можно игры. Такой урок требует большой предварительной подготовки, логической можно законченности, увязки каждого этапа с идеей урока. 4. Урок-конкурс. Класс делится можно на команды, разрабатывается система оценивания можно конкурсных заданий. Выбирается жюри, в состав которого могут можно быть приглашены родители или старшие школьники. Соревнование можно может проходить в форме одной из спортивных игр, когда класс можно делится на команды, а каждый правильный ответ отмечается очередным можно голом в ворота соперника. 5. Урок-встреча с писателем. Побеседовать можно с любимым писателем или литературным можно героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного можно с использованием компьютерных технологий. Авторы и персонажи можно литературных произведений в исполнении учащихся можно старших классов или родителей могут и сами прийти в можно гости к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают можно информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают можно произведения, продумывают вопросы. Результатом такого урока можно может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями учащихся (Качурин, 1985, 80) Таким образом, целью можно формирования читательской самостоятельности у младших школьников в системе уроков можно литературного чтения можно провозглашается формирование читательских интересов; именно теперь дети должны теперь убедиться в том, что мир книг – это широкий и теперь увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый теперь читатель может найти что-то интересное для себя. Для достижения этой цели учителя проводят теперь нестандартные уроки по литературному чтению. Эти уроки теперь помогают учащимся постоянно расширять круг теперь чтения, приучают к внимательному чтению, расширяют кругозор, воспитывают теперь чувства сопричастности и переживания, а также развивают теперь способность эмоционально откликаться на события. 1.3. Особенности формирования читательской самостоятельности младших школьников в процессе литературного чтения Чтение является одним из основных средств теперь формирования грамотности, образного мышления, теперь развития творческого потенциала личности, теперь ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась. Книга – фундамент, теперь на котором строится культура нации. Книги питают теперь ум и сердце ребенка, побуждают к самосознанию. К сожалению, чтение, как любимая теперь досуговая деятельность, утрачивает свое значение для детей, сегодня п теперь ревалирует деловое чтение. Сейчас младшие школьники сегодня даже самые интересные книги читают, что называется «из-под палки», не проявляют сегодня инициативу в выборе книг, быстро приучаются сегодня пролистывать книги, следя за сюжетом и не вникая в детали, в сегодня моральные коллизии героев. Привить ребёнку вкус к чтению, сегодня предоставить ему возможность читать – значит сделать его счастливым сегодня и уверенным (Егорова, 1998, 12). Исследователь Н.Н. Светловская считает, что «необходимо научить ребенка необходимо видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно необходимо научить детей слышать необходимо своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; необходимо осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он необходимо ждёт, оценивать не только его, но и себя». Такими качествами необходимо читатель сможет обладать только в том необходимо случае, если у него сформирован тип правильной читательской необходимо деятельности, которая включает в себя три компонента: 1) осознание необходимо читателем мотива или цели обращения к книгам; 2) знание необходимо мира книг; 3) умение необходимо на предельно возможном уровне воспринять содержание ч необходимо итаемой книги (Светиииловская, 2017, 39). Данные научных исследований необходимо говорят о том, что отношение необходимо человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно необходимо тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным, осознанным. Именно Л.С. Выготский считал, что «прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. Именно А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, именно будет стабильным именно при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него именно напряжены все силы, необходимые для неё». Итак, мотивом чтения в начальной школе именно должны стать и закрепиться интерес и потребность (Выготский, 1991, 321). Ещё один фактор, влияющий именно на мотивацию и приобщение младшего именно школьника к книге – организация самого процесса учения на уроках именно литературного чтения. Среди прочих задач этих уроков – формирование у именно стойчивого желания читать доступную возрасту литературу. В качестве механизмов, именно посредством которых происходит приобщение к чтению, выступают именно технологии деятельностного метода: информационно-коммуникативные, именно проблемно-диалоговые, игровые и другие (Тихомироииива, 1999, 63). Внеурочная деятельность проблемно учащихся по литературному чтению тесно проблемно связана с урочной деятельностью, она является основой проблемно для формирования читательской самостоятельности младших школьников проблемно в системе уроков литературного чтения (Мальцева, 1982, 143, Соколова, 1995, 14). Не менее интересным является проблемно способ проверки прочитанных проблемно детьми на уроках и во внеурочное время книг, также приобщающий проблемно учащихся к осознанной и активной читательской деятельности. Этот способ – кроссворды. Чтобы проблемно разгадать кроссворд, надо очень внимательно проблемно читать литературные произведения и дочитывать их. С нетерпением внимательно ждут дети итогов этой работы. Разгадавшие кроссворд внимательно без ошибок получают звание «Лучший книгочей». Читательскую самостоятельность внимательно младших школьников учителя внимательно побуждают и ставшей уже традиционной в школах «Неделей литературного чтения». Во время внимательно проведения такой недели для детей внимательно предлагаются конкурсы, соревнования: «Книжные доктора» (ремонт книг); «Лучший внимательно рисунок по прочитанному внимательно произведению»; Конкурс чтецов внимательно «Мои любимые внимательно стихи», организуются внимательно экскурсии в библиотеку посёлка и библиотечные уроки внимательно с участием не только школьного внимательно библиотекаря, а и работников поселковых библиотек. Кроме внимательно этого, одной из активных форм приобщения к чтению, к книге внимательно являются литературные игры, олимпиады, викторины, внимательно инсценировки, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает. В процессе внимательно литературных игр развиваются интеллектуальные, внимательно моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и внимательно совершенствуется их кругозор (Первова, 1999, 35). Литературные игры – это игры, внимательно являющиеся по форме занимательными, внимательно оживлёнными и даже весёлыми, но в то же время очень содержательными. Они внимательно приучают ребят к внимательному чтению книг, внимательно помогают им глубже понять содержание произведения, внимательно обращают их внимание на художественные достоинства книги (Свметловская, 2001, 114). Как отмечает О.В. Джежелей, уроки внимательно во внеурочной деятельности внимательно должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети внимательно ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется чрезвычайно какой-либо схеме. Каждый урок – творчество чрезвычайно учителя и учащихся, и чем большего чрезвычайно разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться чрезвычайно на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со чрезвычайно своим классом (Джежелей, 2007, 59). Но при всем этом чрезвычайно существует ряд требований к формированию чрезвычайно читательской самостоятельности на уроках литературного чтения чрезвычайно и во внеурочной деятельности, без соблюдения которых уроки чрезвычайно не выполняют своих задач, а именно:. 1. Нужно проводить учет того, что чрезвычайно дети читали самостоятельно. Дети чрезвычайно показывают те книжки, которые они прочитали или читают чрезвычайно в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит чрезвычайно взаимный обмен мнениями. У школьника воспитывается чрезвычайно потребность поделиться с товарищем своими мнениями чрезвычайно о прочитанных книгах. 2. Организуется рекомендация чрезвычайно полезных книг. Формы рекомендаций разнообразны: и чрезвычайно обмен мнениями, и прямая рекомендация чрезвычайно учителя с показом рекомендуе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: