VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы обучения, формирующие культуру здоровья учащихся

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K005958
Тема: Методы обучения, формирующие культуру здоровья учащихся
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Естественно-географический факультет



Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии



Направление  44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Биология





Шагидулина Зульфия Тагировна



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА



Методы обучения, формирующие культуру здоровья учащихся





	           «Допустить к защите в ГЭК»

	Декан факультета, к.г.н, 

	            доцент ______ О.В. Климова

	«____»__________2016 г.

	Заведующий кафедрой

	к.б.н., доцент

	___________ Е.Г.Воронков

	«____»__________2016 г.

	

	Научный руководитель

	к.б.н., доцент

	__________ О.И. Симонова

	Работа защищена

	«____»__________2016 г.

	с оценкой____________________

	председатель ГЭК_____________

	           (подпись)









Горно-Алтайск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

























































































ВВЕДНИЕ



Актуальность проблемы здоровья  и здорового  образа жизни подрастающего поколения на современном этапе развития школы всё больше возрастает. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Разрабатывать методы формирующие культуру здоровья начали внедрять в учебный процесс не так давно. Когда обратили внимание на данные медицинских осмотров засвидетельствовавших  о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно - сосудистой системы.  

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются  привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в  понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является  общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований   уровень тревожности и негативных  эмоций значительно превысил норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели  психологического и физического здоровья учащихся.

	На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается  состояние тревожности.  Все это обуславливает необходимость в формировании особой, здоровьесберегающей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и  предлагается квалифицированная психолого-педагогическая поддержка.

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Поэтому воспитание культуры здоровья и основ ЗОЖ школьника является важной задачей педагогики.

	Проблема формирования культуры здоровья и основ ЗОЖ особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.

	Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны. Реализовать здоровье сберегающий потенциал личности посредством одного предмета проблематично. Поэтому валеологизация базовых учебных дисциплин начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников.

В Законе РФ «Об образовании» одних из главных ведущих выделяются задачи сохранения и укрепления здоровья, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни детей и подростков. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Здоровье человека становиться одной из первой проблем для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводиться педагогической науке и практике, призванным через систему образования развивать и сохранять здоровье подрастающего поколения.   

Цель: Изучить методы, формирующие культуру здоровья.

Исходя из цели были выведены следующие задачи:

1. Проследить историю развития методов обучения направленных на здоровьесбережения учащихся.

2. Сделать анализ современных методов обучения формирующие культуру здоровья.

3. Определить какие методы формирующие культуру здоровья, внедряемые в учебный процесс в наши дни наиболее эффективны.





















































ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методы обучения, формирующие культуру здоровья учащихся, ни чем не отличаются от основных методов обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Прием- это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся  с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели  может выступать элементом  как методом работы с учебником, или книгой, так и элементом другого метода-объяснение преподавателем нового материала , когда учащиеся  составляют схематическую модель (опорный конспект ) нового материала урока.  

Один и тот же способ обучения  в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а  в других- как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы  для разъяснения ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения , входящий  в метод практической работы. 

Метод и прием могут меняться местами. Например: преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения , в  процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Таким образом, различные способы обучения могут выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.

Методы обучения- сочетание методов преподавания и учения. Методы познавательной деятельности  учащихся относятся к  методам учения, которая подразделяется на репродуктивную и продуктивную.

Классификация методов обучения

Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода  к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Е.И.Перовский   и Д.О.Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения, по источникам получения знаний. Они выделили 3 группы методов: словесные, наглядные, практические.

Наиболее практичной  в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой  способы организации учебной деятельности учащихся  по решению дидактических целей   и задач, то , следовательно, их можно разделить на следующие группы: 

- методы приобретения новых знаний;

-методы формирования умений  и навыков и применения знаний на практике;

- методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Весьма интересную организационную классификацию предложил Ю.К. Бабанский  Все методы обучения им были подразделены на три большие группы:

- методы организации учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности ;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Поддерживая в целом классификацию  методов, предложенную Ю.К.Бабанским, С.А.Смирнов внес в указанную классификацию дополнения:

-методы организации взаимодействия учащихся  и накопления социального опыта ;

- методы развития психических функций, творческих способностей  и личностных качеств учащихся .

М.Н.Скаткин  и  И.Я.Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения  в продуктивную ( творческую ) деятельность.(или по характеру познавательной активности учащихся.)

Ученые выделили  следующие методы:

-  объяснительно-иллюстративный или информационно-рецепривный (рецепция-восприятие)  Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в  памяти. Сюда относят такие приемы  как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с учебником.

- репродуктивный . Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

- проблемного изложения материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему  и сам показывает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся следят при этом за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

- частично-поисковый( эвристический) Суть заключается  в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Иными словами, это метод поэтапного решения проблемных задач, которые осуществляются в форме эвристической беседы. Она состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы.

- исследовательский . В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого приемы . Этот метод призван обеспечить  развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного  мышления и накапливают опыт исследовательской , творческой деятельности.

Кроме этого выделяют методы обучения 

 -по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

 -по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключения от частного к общему), дедуктивный (умозаключения от общего к частному ), традуктивный ( логическое умозаключение, в котором посылки и заключения   являются суждениями одинаковой общности).

Ни один метод в чистом виде не суще¬ствует, например, нет чисто проблемного или чисто репродуктивного метода, постольку все эти классификации, построенные на оценке не всех, а какого-то одного доминирующего свойства метода.Прежде всего потому, что каждый метод обучения одновременно onределяется и по характеру источника учебной информации, и по уровню самостоятельности учащихся в познавательном процессе, и по форме мыслительной деятельности. Иными словами, метод обучения представляет собой  сложное, системное образование, которому свойственны все знаки, лежащие в основе классификации.

В самом деле, какой бы метод мы ни рассматривали с позиций npeподавания и учения, он всегда и одновременно будет или словесным, или наглядным, или практическим. Но в то же самое время он будет проявляться в конкретных формах: или в объяснении, или в беседе, или в демонстрации, и упражнениях и т.п. Одновременно с этим, по характеру движения мысли  незнания к знанию он будет или индуктивным, или дедуктивным, или традуктивным. Следовательно, оценивать метод обучения можно поэтому только.после того, как разнообразие его признаков будет сведено в систему 

Нередко самое понятие «многообразие методов» трактуют поверхностно и примитивно. Многообразие - это неограниченная смена методов и приемов, опирающихся на одни и те же психологические функции, и в  иных  случаях утомляющая учащихся больше, чем повторность и однообразие.

Многообразие методов должно образовываться на основе сочетания процессе обучения различных психических функций. Так, если учитель уроке, используя соответствующие формы организации познавательной, деятельности учеников, применяет методы или приемы, возбуждающие эмоциональные переживания,вводит приемы, способствующие конкретизации знаний, упрочению умений, опирается на работу воображения, упражняет способности памяти, воздействуя на целостную личность учащегося - он paционально использует многообразие методов, ставя и познавательный, и трудовой  процессы в наивыгоднейшие условия. Такое многообразие не утомляет, не распыляет энергию учеников, а связывает воедино активность психических  функций, экономит рабочие усилия.

Главное же назначение такой «разнообразной системы» методов  состоит в том, что она позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал, увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами.

Некоторые методы я использовала при провождении внеклассного часа «познай себя и вредные привычки». Когда проходила педогогическую практику в Республике Алтай, Усть-Коксинский район, с. Талда в «Талдинской СОШ» 18.01.2014г.

«Познай себя и вредные привычки» 

Задачи: формировать потребность в познании своего организма, в заботе о здоровье;            развивать элементарные представления о структуре и функциях тела.

Первый этап. «Это Я». К доске крепится лист бумаги,соответствующий приблизительно размерам тела первоклассника. Один из ребят становится возле листа, другие с помощью учителя обводят его тело по контуру. Полученный силуэт используется в качестве учебной модели «Строение тела человека».

С помощью шаблонов, заготовленных учителем,  дети рисуют внутренние органы: головной мозг, легкие, сердце, печень, желудок, почки, кишечник.

    По мере знакомства с функциями каждого из органов дети дополняют модель этими органами.

    Таким образом учащиеся получают элементарные представления о строении своего тела.

  Второй этап. «Познайка приходит в гости». В гости к детям приходит барсучонок Познайка. Он сообщает им, что ему известно их желание по больше узнать о строении тела человека и предлагает свою помощь – рассказать о работе, выполняемой каждым из органов.

   Мозг -  вроде начальника над всеми органами. Он все знает, за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб , от всех органов постьупают сигналы, а он обратно посылает прниказы. Прикажет ногам – они пойдут, прикажет легким – они вздохнут. Но главное, благодаря мозгу человек может мыслить.

Познайка предлагает проверить, как работает мозг – решить несколько задач – шуток.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?(Четверо)

Как разделить пять яблок между пятью девочками  так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( Одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной.)

Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, их разделяет ночь.)

   После решения задач дети вместе с Познайкой укрепляют подготовленный рисунок мозга на модель «Строение тела человека».

Третий этап. «Чтоб дышалось легко». Познайка предлагает ребятам загадки:

Вот гора , а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Дети отвечают на вопросы:

Что значит дышать?

Делается вывод, что дышать – это значит вдыхать кислород и выдыхать из организма углекислый газ.

С помощью чего (как) мы дышим?

Учитель делает обобщение: когда мы вдыхаем воздух, он поступает в организм через несколько трубок, которые называются «верхним дыхательным трактом». Начинается дыхание с носа. Здесь воздух очищается и поступает в легкие. Легкие похожи на мешочки. Они растягиваются, когда мы вдыхаем воздух, и сжимаются, становятся меньше по размеру, когда воздух выдыхается. Через легкие кровь получает кислород. Это такой газ. Его не видно, но жить без него нельзя.

На модели добавляется рисунок легких.

Четвертый этап. «Слышишь звук: тук, тук, тук». Познайка загадывает загадку:

 День и ночь стучит оно,

 Словно бы заведено.

 Будет плохо, если вдруг

 Прекратится этот стук. (Сердце)

После отгадывания Познайка предлагает детям тихо-тихо посидеть и послушать главный звук человеческого тела – биение сердца. Учащиеся прикладывают руку к груди и слушают, как бьются их сердца.

 С помощью барсучонка ребята прикрепляют рисунок сердца на учебную модель, затем по его просьбе делятся своими знаниями о работе сердца.

Познайка кратко обобщает ответы детей. Рассказывает, что наше сердце похоже на большой насос. Оно заставляет кровь двигаться по эластичным трубкам – сосудам. Кровь разносит по всему телу питание и кислород; крошечные частички питания попадают в печень. Печень сортирует пищу так, чтобы она была готова к употреблению организмом.

  Детям показывают, где находится печень человека, и ее рисунок прикрепляется к модели.

Пятый этап. «Чудесный котелок». Познайка пересчитывает детей считалочкой.

Ученику, на котором закончена считалочка, предлагается назвать продукты, необходимые для приготовления щей. Остальные дети могут помогать.

Познайка говорит, что пища должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Нельзя питаться всухомятку.это вредно для желудка и может стать причиной его болезни.

Детям предлагается ответить на вопрос:

- Что происходит в нашем организме с пищей, которую мы едим?.

Барсучонок Познайка подытоживает ответы детей:

- мы измельчаем пищу зубами, и она смешивается во рту со слюной. Это помогает ей проскользнуть вниз, в желудок.

 Особые соки в желудке измельчают пищу. Это называется пищеварением.

 Затем пища попадает в кровь через стенки извилистой трубки – тонкой кишки. Отходы идут в другую трубку – толстую кишку, через которую будут выведены из организма. Другие отходы удаляются, когда кровь проходит через почки.

Познайка показывает детям расположение желудка, почек и кишечника, укрепляя их рисунки на модели.

Шестой этап. «Как хорошо все знать». Дети повторяют названия внутренних органов, по просьбе Познайки их показывают на модели и рассказывают о функциях, которые они выполняют.

Седьмой этап. «Враги здоровья» Детям загадываются загадки про вредные привычки, они отгадывают и лепят, за ранее подготовленные мной, черные кружочки на органы которые они пагубно влияют.

1. вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм. (наркотики).

2. важный орган человека, обеспечивающий жизнедеятельность (сердце).

3. выделяется при курении, сжигании чего либо (дым).

4. болезнь вызванная пьянством. (цирроз печени).

5. Болезнь заядлого курильщика (туберкулез легких)

6. Возбудители инфекционных заболеваний (бактерии, вирусы)

7. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека (здоровье)

Вывод по исследованию: В ходе формирующего эксперимента мной были использованы активные методы обучения – это игровой метод, метод беседа, учебная дискуссия и др., включающие детей в деятельность по воспитанию культуры здоровья, формирующие умения и навыки здоровьесберегающей деятельности. По результатам контрольного эксперимента отмечено достоверное повышение уровней культуры здоровья по всем её компонентам у всех категорий детей и подростков: мальчиков и девочек, с различной успеваемостью. Это позволяет говорить об эффективности предлагаемых нами подходов.

В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, поскольку здоровье детей – это, без преувеличения, сохранение жизни последующих поколений, дальнейшее здоровое развитие цивилизованного общества. К сожалению, на протяжении длительного времени наше образование не уделяло достаточного внимания развитию, сохранению, укреплению здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Печален тот факт, что лишь малую часть выпускников школы можно назвать полностью здоровыми. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе обусловила задачу нашего исследования, которой является поиск оптимальных способов и средств здоровьесбережения на уроке. 

Здоровье – основной критерий жизни и жизненных ресурсов ребенка. Укрепление и сохранение здоровья школьников в большинстве случаев зависит от условий образовательной среды. Особое место среди основных задач совершенствования образования занимает создание системы сохранения и укрепления здоровья на уроке учащихся [4]. В последнее время специалисты в области охраны здоровья и гигиены детей отмечают следующие отрицательные влияния на учеников в образовательном процессе: - снижение числа здоровых детей; - увеличение количества нарушений органов пищеварения, почек, опорно-двигательного аппарата; - рост числа учащихся, имеющих несколько заболеваний. Приведенные факты говорят о том, что необходимо эффективное формирование культуры здоровья на уроке, а также приобщение учеников к здоровому образу жизни [1; 4]. Здоровьесбережение в образовательном процессе понимается как деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся [3]. 

Изучение источников, посвящённых различным аспектам сохранения здоровья учащихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке: - применение педагогических технологий, учитывающих психологические особенности ребенка, а также разные учебно-познавательные возможности детей; - здоровьесберегающая организация урока; - воспитание у школьников стремления к здоровому образу жизни, развитие здоровьесберегающих компетенций учеников; - формирование на уроке благоприятного социально-психологического климата как условие сохранения психического здоровья ребёнка. Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления работы [1].

	Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходимо высокое мастерство педагога, реализующего проектирующего и реализующего образовательный процесс на уроке на основе следующих ключевых принципов здоровьесбережения. 

1. Индивидуализация, учитывающая динамику работоспособности учеников, биоритмов организма. 

2. Наглядность, позволяющая наиболее полно использовать возможности восприятия, памяти и воображения не перегружая ребёнка однообразной утомительной работой. 

3. Ответственность и сознательность, формирующая мотивацию ребенка к укреплению и  здоровья. 

4. Гармоничное и всестороннее развитие личности. 

5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учеников. 

6. Связь теории с практикой, которая может позволить использовать теоретические знания в формировании у ребёнка здорового образа. 

7. Системность и последовательность, помогающая школьнику соблюдать оздоровительно-воспитательный режим. 

8. Повторение, то есть выработка динамического стереотипа здоровьесберегающей организации познавательного процесса. Знание и применение данных принципов положительно влияет на здоровье детей, позволяет педагогам сделать обучение для школьников более эффективным и легким [2]. 

Понимая под здоровьесбережением сохранение и укрепление здоровья, предупреждение болезней, а также поддержание общественной гигиены и санитарии [1; 5], на основании проанализированной литературы мы выделяем следующие правила здоровьесбережения на уроке: 

1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски, соблюдение температурного режима,  чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей. Утомляемость у учеников  непосредственно  зависит от соблюдения данных условий.

2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительная норма – 8-10 минут). 

3. Количество видов учебной деятельности, которые использует учитель. К их числу относятся: письмо, практические занятия, опрос учащихся, слушание, решение примеров задач,  пересказ, изучение наглядных пособий. 5-8 видов за урок считается нормой. Однообразность урока приводит к утомлению учеников. С другой стороны слишком частые смены видов учебной деятельности требуют у школьников дополнительных адаптационных затрат, а это также способствует повышению утомляемости. 

4. Количество видов преподавания, используемых учителем: наглядный, самостоятельная работа, словесный и т.п. (норма – не менее 4-х за урок) [1]. 

5. Чередование видов преподавания (через 12-15 минут).

6. Благоприятный психологический климат, служащий одним из показателей у спешности проведения урока. А наличие  психофизическое напряжения показывает, что на уроке преобладают разрушающие здоровье тенденции.

 7. Физкультминутки являются обязательными (норма – на 10-20 минут урока по 2 минуты из 4-х легких упражнений с 5-6 повторениями каждого).

 8. Включение в урок вопросов, связанных со здоровым образом жизни и здоровьем:  выработка понимания необходимости здорового образа жизни, формирование понимания ребенка о том, что здоровье - высшая ценность. Умение учителя подчеркнуть вопросы, касающиеся  здоровья  является одним из показателей его педагогического мастерства. 

9. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут за урок). 

10. Использование  видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привитие интереса к предмету. 

11. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников. К таковым относятся активные методы: ролевая игра, семинар, дискуссия в группах), методы свободного выбора (выбор приемов взаимодействия, свободная беседа, свобода творческой мысли и т.д.), методы, направленные на развитие и самопознание (взаимооценка, самооценка и др.). 

12. Грамотное пресечение на уроке конфликтов между учителем и учениками, возникающих из-за несогласия с отметкой, нарушения дисциплины и т.д. Умение учителя нейтрализовать подобные конфликты без нарушения работы всего класса – проявление его способности управления учебным процессом. 

13. Момент наступления снижения учебной активности учащихся из- за утомления (не ранее чем за 10-15 минут до конца урока). Наблюдается в ходе возрастания пассивных и двигательных отвлечений учеников на уроке. 

14. Количество времени, затраченного детьми на учебную работу (норму составляет диапазон от 65% до 83%). 

15. Особенности и темп окончания урока. К негативным показателям относятся нехватка времени на вопросы для учеников, слишком быстрый темп заключения урока, запись домашнего задания без необходимых комментариев и объяснений, задержка учащихся после звонка на перемену. 

16. Желательно, чтобы окончание урока было спокойным, чтобы ученики могли задать интересующие  вопросы учителю, учитель мог объяснить задание на дом. 

17. Важным показателем эффективности проведенного урока можно считать вид учеников после урока: либо умеренно-возбужденное, спокойно-деловое, либо агрессивное, растерянное, утомленное, фрустрированное [5]. 

Таким образом, на правильно организованном с позиции здоровьесбережения уроке весь процесс обучения проходит в значительной степени эффективнее, ученики получают знания без лишнего стресса, усталость возникает на последних минутах урока.   









	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

	

	2.1 Материалы и методы исследования

	При определении методов формирующих культуру здоровья у школьников Республики Алтай был проведён опрос педагогов школ республики применяющих эти методики, при реализации, в учебном процессе, здоровьесберегающих технологий. При анализе ответов педагогов, за основу бралась классификация методов обучения по Е.И. Перовскому (практические, словесные, наглядные и видеометоды).

	Для оценки уровня сформированности культуры здоровья у обучающихся, проводилось тестирование. Определяли ценностный компонент культуры здоровья по методу С. Дерябо и В. Ясвина. Шкала баллов позволяет определить уровни сформированности культуры здоровья: высокий, средний и низкий. 

	Низкий или репродуктивный - учащиеся имеют представление о принципах здорового образа жизни, но здоровье не является приоритетной ценностью, на практике не соблюдаются основные его компоненты. Средний или конструктивный - учащиеся владеют информацией об основных компонентах здорового образа жизни, считают здоровье одной из приоритетных ценностей, стараются придерживаться его принципов  на практике.  Высокий или творческий - учащиеся могут аргументировано доказать необходимость ведения здорового образа жизни, строят жизнь согласно его правилам, являются его активными пропагандистами.

	Оценить эффективность работы по формированию культуры здоровья позволяет следующая методика. 1. Определение степени сформированности культуры (ССК) здоровья можно по формуле (1): 1) ССК = ((3n1)+(2n2)+(1n3))/10  где: N - множитель 3 соответствует творческому уровню; - множитель 2 соответствует конструктивному уровню; - множитель 1 соответствует репродуктивному уровню; - n1; n2; n3 – количество человек, относящихся к определенному уровню; - N – количество исследуемых. 

	В исследовании участвовали учащиеся школ Республики Алтай и г. Горно-Алтайска. В исследуемые группы входила свободная выборка оценивали 40 обучающихся.  Всего было обследовано 80 обучающихся  и 8 педагогов- предметников.

	В школах Республики Алтай и Алтайского края,  в которых проводилось исследование, разработаны и внедрены здоровьесберегающие технологии и комплексные программы по формированию культуры здоровья. Школы имеют партнеров позволяющих осуществлять работу по формированию культуры здоровья из Роспотребнадзора и медицинских учреждений республики, а также других социальных институтов и родительского комитета. Тем самым, организационно-методически, в комплексе реализуется система формирования личности ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью окружающих.

	В процессе проведения исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, педагогических и психологических, по проблеме исследования; анкетирование и педагогическое наблюдение; статистический анализ полученных данных.

	

	2.2 Методы формирования культуры здоровья, применяющиеся педагогами в образовательной деятельности

	Создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от  педагогов, т.к. они формируют это пространство и  должны являть собой пример для  своих учеников по ведению здорового образа жизни.

	Методы, формирующие здоровье обучающихся, входят в комплекс здоровьесберегающих технологий, наряду с приёмами и мероприятиями, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья школьников.

	

	Рисунок 1 - Методы обучения, применяемые педагогами для формирования культуры здоровья

	В большинстве случаев опрошенные педагоги применяли словесные методы совместно с наглядными при привитии навыков здорового образа жизни, что привело к объединению в одну группу этих методов. Словесно-наглядные методы используются педагогами  в 55% случаев во время занятий здоровьесберегающей направленности. Также большой процент применения (27%) в учебном процессе по темам здоровьесбережения, имеют видеометоды, что объясняется  доступностью и разнообразием видеоматериалов по исследуемой теме в сети интернет, и в торговых точках с учебной литературой.

	Для развития высокого уровня сформированности  культуры  здоровья обучающихся необходимо мотивировать обучающихся на проведение собственных исследований, доказывающих, что  здоровый образ жизни  необходим для сохранения и укрепления здоровья и успешной адаптации в социокультурной среде, однако педагоги неохотно используют практический метод (18%), для формирования культуры здоровья, в связи с его сложной организацией и недостатком необходимого оборудования позволяющего проводить исследования  по тематике здоровьесбережения.

	

	

	2.3 Анализ уровня сформированности культуры здоровья у обучающихся 

	Образовательная система должна обеспечивать формирование у школьников культуры здоровья и здорового стиля жизни.

	Здоровый образ жизни у обучающихся их отношение к своему здоровью и здоровью близких формируется в результате совместных усилий семьи, школы, системы здравоохранения, средств массовой информации и государства.

	Роль школы в формировании культуры здоровья является одной из важнейших в решении проблемы здоровьесбережения.

	Исследование уровня сформированности культуры здоровья в зависимости от пола, у обучающихся Горно-Алтайска приведены в таблице ….

	Высокий уровень сформированности составляет  35% у юношей и 45% у девушек. Средний уровень также несущественно выше, чем высокий и составил у юношей – 40% и 45% у девушек. Низкий уровень выражен незначительно и выявился больше у юношей – 25%.

	Девушки имеют большую мотивацию к сохранению своего здоровья, осознание важности навыков здорового образа жизни.

	Таблица …  – Уровень  сформированности культуры здоровья у школьников в Горно-Алтайске 

	Школьники

	

	Уровни

	Юноши

	(%)

	Девушки

	(%)

	

	Оба пола

	(%)

	Высокий

	35

	45

	40

	Средний

	40

	45

	42

	Низкий

	25

	10

	18

	

	Исследование уровня сформированности культуры здоровья в зависимости от пола, у обучающихся в районных школах республики приведены в таблице ….

	Высокий уровень сформированности составляет  38% у юношей и 43% у девушек. Средний уровень также несущественно выше, чем высокий и составил у юношей – 44% и 47% у девушек. Низкий уровень выражен незначительно и выявился больше у юношей – 18%.

	Девушки имеют большую мотивацию к сохранению своего здоровья, осознание важности навыков здорового образа жизни.

	Таблица …  – Уровень  сформированности культуры здоровья у школьников обучающихся в районах республики

	Школьники

	

	Уровни

	Юноши

	(%)

	Девушки

	(%)

	

	Оба пола

	(%)

	Высокий

	38

	43

	41

	Средний

	44

	47

	45

	Низ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.