VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игровой и соревновательный методы как средство повышения уровня здоровья обучающихся

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015868
Тема: Игровой и соревновательный методы как средство повышения уровня здоровья обучающихся
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

Психолого-педагогический факультет
Кафедра физической культуры и здоровья







Игровой и соревновательный методы как средство повышения уровня здоровья обучающихся

Выпускная квалификационная работа


Выполнил студент 
    П–ZФК131 группы
                      Абаков      _______                                       
        Николай Николаевич ____
___________________________ (подпись)
                                                                                            
Научный руководитель
    канд. пед. наук,  доцент____ 
        Гаврюшкина М.Ю.______
___________________________
(подпись)
Оценка ___________________________
«____» ______________ 2018 г.
___________________________
(подпись председателя  ГАК)





Бийск – 2018

Оглавление
Введение ........................................................................................................

Глава 1. Теоретические аспекты применения игрового и соревновательного методов для  повышения уровня здоровья обучающихся ................................................................................................



1.1. Сущность здоровья, здорового образа жизни и состояние проблемы здоровья современных школьников .........................


1.2. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе ...................................


1.3. Игровая и соревновательная деятельность в повышении двигательной активности и физического развития обучающихся .................................................................................


Глава 2. Организация и методы исследования .....................................

2.1. Организация исследования ..........................................................

2.2. Методы исследования ..................................................................

Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся..............................................................................

3.1. Использование игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры ......................................................

3.2. Оценка эффективности влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся 

Заключение ..................................................................................................

Список используемой литературы ..........................................................

Приложения .................................................................................................

Введение ........................................................................................................






Введение
     Актуальность исследования. Сегодня понятие физической культуры переживает процесс переосмысления. Еще недавно физическая культура в основном рассматривалась в качестве «окультуренной» двигательной деятельности. Современное представление о физической культуре значительно богаче. Оно содержит в себе различные смыслы, вкладываемое в это понятие в разные периоды развития общества, и обусловленное его особенностями. Сегодня физическая культура предстает сложным многоаспектным феноменом, который соотносится с понятием «общая культура». Физическая культура является и проявлением культуры современного общества, и средством развития этого общества и его членов. 
     Сегодня, по данным медицинских и педагогических исследований, в нашей стране сложилась сложная ситуация со здоровьем населения. Особую тревогу вызывает уровень здоровья детей и подростков. Около половины из них имеют хронические заболевания. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. Из-за плохого состояния здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Особую тревогу в динамике заболеваемости вызывает подростковый возраст, который связан не только с мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, но и подверженным влиянию вредных для здоровья привычек. На фоне социальной и соматической акселерации, свойственной современным подросткам, их вегетативные системы жизнеобеспечения оказываются более инертными, что ведет к напряжению их деятельности не только при нагрузках, но и в повседневной жизни. 
     В целях формирования культуры здоровья и повышения двигательной активности детей среднего школьного возраста в настоящее время исследователи рекомендуют самые различные пути: выведение уроков физической культуры за рамки расписания, проведение занятий в режиме динамических поз, использование различных двигательных режимов, сочетание урочных (не менее 3-4 раз в неделю) и внеурочных форм проведения занятий с предпочтением рекреационных форм организации и др. Однако, в связи с самыми различными причинами, подавляющее большинство перечисленных выше рекомендаций остаются нереализованными, в связи с чем для основной массы детей и подростков главным местом получения определенных объемов двигательной активности продолжает оставаться школьный урок физической культуры.
     В педагогической науке накоплен определенный запас знаний для исследования и решения проблемы воспитания ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни. Это и традиционные модели уроков физической культуры, и с применением педагогических методик, таких как игра или соревнование, позволяющие решать не только оздоровительные, образовательные, но и воспитательные задачи. Актуальным является разработка методики повышения уровня физического развития обучающихся на уроках физической культуры с помощью подвижных игр и специальных упражнений, которые содействуют формированию и развитию необходимых двигательных качеств.
     Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области взаимосвязанного формирования культуры здоровья и физической культуры личности и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи воспитания здорового поколения и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможности образовательного учреждения в данном направлении. 
     Цель исследования: оценить влияния игрового и соревновательного методов на повышение уровня здоровья обучающихся среднего школьного возраста.
     Задачи исследования:
     1)	изучить понятие здоровья школьников и проанализировать здоровьесберегающие технологии, их применение на уроках физической культуры в школе;
     2) выявить роль игровой и соревновательной деятельности в повышении здоровья обучающихся;
     3) провести экспериментальное исследование по выявлению влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся среднего школьного возраста.
     Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся средних классов общеобразовательной школы.
     Предмет исследования: игровая и соревновательная деятельность на уроках физической культуры как средство повышения уровня здоровья обучающихся.
     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
     Пра?ктичес?ка?я зна?чимос?ть ис?с?ледова?ния за?ключа?етс?я в том, что полученные результа?ты, выводы по опытно-экс?перимента?льной ра?боте могут быть ис?пользова?ны учителями по физичес?кой культуры с? целью анализа за динамикой развития уровня здоровья обучающихся.
     База исследования: МБОУ «Талдинская СОШ» Усть-Коксинского района Республики Алтай.
     Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты применения игрового и соревновательного методов для повышения уровня здоровья обучающихся
 
1.1. Сущность здоровья и здорового образа жизни и состояние проблемы здоровья современных школьников
     Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
     В литературе существует множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. 
     По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и благополучие как в физическом, психическом и социальном [Масияускене, О.В. Валеология [Текст]: учеб. пособие / О.В. Масияускене. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251 с.].
     Брехман И.И. рассматривал «здоровье человека как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с.].
     В большинстве случаев эти определения исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его жизнедеятельность.
     Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [?].
     Как модель поведения ЗОЖ не возникает сам собой, а формируется с ранних лет. Подростки понимают, что им нужно для сохранения их здоровья, готовы получать информацию на эту тему, как дома, так и в школе. В контексте этого, одной из приоритетных задач школы становится задача воспитания у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Исследователи отмечают, что здоровый образ жизни обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. При обучении здоровому образу жизни нужно учитывать возрастные особенности школьников. В подростковом возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья.
     Вообще здоровье принято рассматривать с точки зрения физического, психического и нравственного (социального) здоровья. Данная классификация является универсальной во всех источниках, посвященных проблеме здоровья.
     Физическое здоровье является естественным состоянием организма, обусловленным нормальной работоспособностью всех его органов и систем. Если функционируют правильно все органы и системы, то и  организм человека (система саморегулирующаяся) хорошо функционирует и развивается.
     Психическое здоровье обусловлено состоянием головного мозга, его характеризуют уровень и качество мышления, развитие внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств.
     Нравственное здоровье – это те моральные принципы, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. К отличительным признакам нравственного здоровья человека относится в первую очередь сознательное отношение к труду, уровень овладения сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, которые противоречат нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным инвалидом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровые люди обладают общечеловеческими качествами, делающими их настоящими гражданами.
     Здоровый и духовно развитый человек стремится к самосовершенствованию. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться» [?].
     В основу формирования культуры здорового образа жизни могут быть положены такие подходы: валеологический, культурологический, инновационный, личностно ориентированный. Из данного положения следуют такие выводы:
     1) Если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
     2)  Для детей и подростков здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования здорового образа жизни [?].
     В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях [?]. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами [?].
     Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок [?].
     Исследование причин ухудшения состояния здоровья обучающихся занимались многие ученые. Так, Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова и другие исследователи пришли к выводу, что большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди детей и подростков и, как следствие, к снижению успеваемости в школе и социальной адаптивности в обществе [?].
     Проблема охраны здоровья детей находит отражение и в публикациях об физиолого-гигиенических исследований сотрудников Института возрастной физиологии РАО под руководством А.М. Антроповой, а также в статьях А. Бойкова, А.А. Борисова, Н.Н. Плахова, Л.А. Сорокиной, Д.В. Сухорукова, А.В. Соловьева, О.В. Савчука, И.А. Хартанович и др. Большинство исследователей рассматривают актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей или же приводятся факты отрицательного влияния обучения на здоровье.
     Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.
     Л.Д. Соломенко в своем исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников [?].
     Основными критериями здоровья растущего организма ребенка служат:
     1) уровень физического развития и его гармоничность;
     2) уровень развития функциональных систем;
     3) способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
     4) хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.
     Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.  К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвертый - патологию сердечно-сосудистой системы. Вероятно, можно полагать, что школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний вместо того, чтобы выполнять оздоравливающую роль [?]. 
     Известно, что физическое развитие является важнейшим показателем здоровья растущего организма. Если в прежние десятилетия наблюдалось увеличение показателей с ускорением процессов роста и развития (акселерация) детей и подростков, то с середины 90-х годов началась стабилизация основных морфологических и уменьшение функциональных показателей, а также резкое снижение темпов роста и развития, то есть отмечается процесс стагнации с последующей децелерацией молодого поколения россиян [?]. 
     По результатам исследований Научного центра здоровья детей Российской АМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, а среди обучающихся в школах с интенсификацией учебного процесса – еще более значительно. Проведенные исследования позволили также установить снижение функциональных возможностей современных школьников по показателям динамометрии и оценке адаптационного потенциала растущего организма, а также замедление биологического развития (примерно на полгода позже отмечается появление менархе).
     В комплексе факторов, способствующих ухудшению состояния здоровья детей и подростков, имеет значение интенсификация образовательного процесса,  несоблюдение гигиенических требований к условиям обучения в школе, среди которых можно назвать переуплотненность классных помещений, неблагоприятные микроклиматические условия, компьютеризация с нарушением требований безопасности при оснащении помещений указанными техническими средствами.
     Учитывая, что, по данным экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (более 50 %), участие системы образования в разрешении данной проблемы является чрезвычайно важным [?]. 
     В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья обучающихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры, и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
     Таким образом, в характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Всемирной организацией здравоохранения, принято определение, в соответствии с которым здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Подводя краткий итог рассмотрению современного состояния проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения, можно констатировать, что, несмотря на факт ухудшения состояния здоровья современных школьников, связанный и с негативным влиянием самой организации процесса обучения, механизмы решения данной проблемы в педагогике не разработаны. В академической педагогической науке происходит абстрагирование от данного факта. Внешний контроль (гигиенический, медицинский) за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях часто формален и низко эффективен. Решение обсуждаемой проблемы педагогическими средствами на научном уровне находится на начальной стадии становления. Таким образом, факт необходимости проведения валеологизации всей образовательной сферы в целом очевиден.

1.2. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры 
в общеобразовательной школе
     Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
     В отношении сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в процессе обучения наиболее перспективными являются здоровьесберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. 
     В настоящее время процесс реализации здоровьесберегающих технологий рассматривается на основе личностно-ориентированного подхода. Наиболее последовательно и научно обоснованно в педагогике в направлении личностно-ориентированного образования развиваются идеи Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, С.В. Кульневич.
     Личностно-ориентированная концепция образования основана не только на принципе культуросообразности, но и на принципе природосообразности, который можно интерпретировать именно как учет валеологического аспекта в педагогике. По мнению Е.В. Бондаревской, «Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании... Принцип природосообразности предписывает учитывать в воспитании половозрастные особенности детей... не перегружать младших школьников... разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем... Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности... за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни». 
     Свое мнение Ямбург Е. высказывает о том, что полный переход школы в настоящий момент на личностно-ориентированное образование, при всей гуманности данного процесса, может оказаться дезадаптивным для ребенка, так как многие социальные институты, сопряженные со школой, продолжают функционировать в парадигме знаний [?]. 
     Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и обучающихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.
     Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
     -	условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
     -	рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
     -	соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
     -	необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [?].
     Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В., 1998) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
     1) Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
     2) Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.
     3) Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
     4) Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [?].
     Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья обучающихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. 
     Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье обучающихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья обучающихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
     Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
     Функции здоровьесберегающей технологии:
     * формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
     * информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
     * диагностическая: заключается в мониторинге развития обучающихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
     * адаптивная: воспитание у обучающихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
     * рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
     * интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [?].
     Типы технологий:
     ? здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
     ? оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
     ? технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
     ? воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [?].
     Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.
     В содержание уроков физической культуры (ФК) должен быть включен учебный материал по овладению обучающимися навыками организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями, самостоятельном выполнении комплексов утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнений на формирование правильной осанки и развитие основных физических качеств. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья обучающихся.
     На уроках ФК необходимо обучать школьников правилам поведения и технике безопасности, умениям коллективного взаимодействия при выполнении физических упражнений (ФУ), спортивных соревнований и развлечений.
     В целях подготовки школьников к учебной деятельности перед занятиями рекомендуется проведение гимнастики (комплекс упражнений продолжительностью 5-7 мин.), направленной на все основные группы мышц, в хорошо проветриваемых коридорах и других помещениях школы.
     Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях. Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.
     Применение кратковременных ФУ способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности обучающихся. Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й, а с обучающимися 5-9 кл. - между 20-й и 25-й минутами. Комплексы физкультминуток могут быть сформированы из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности, обязательно затрагивающие группы мышц, несущих статическую нагрузку (для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук и т.д.). Продолжительность комплекса - 1,5-2 минуты.
     При организации активных перемен (подвижные игры на перемене и активный отдых на перемене), необходимо оборудовать места для занятий (зоны рекреации, спортивные залы, площадки), планировать расписание их проведения по классам. Перемены можно проводить 2 раза в неделю со всем контингентом обучающихся как начальной школы (подвижные игры на перемене-рекреация), так и обучающимися (активный отдых на переменах-спортивные залы и площадки). При подготовке расписания активных перемен для обучающихся основной и старшей школы 2-я, 4-я и 5-я перемены. Являющиеся укороченными, могут быть объединены единым содержанием и включаться в расписание последовательно в течение соответствующего учебного дня.
     Организация физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня строится на основе самостоятельной деятельности обучающихся. При этом контроль за деятельностью обучающихся на каждом из мест занятий осуществляется дежурным учителем. В содержание активных перемен рекомендуется включать только хорошо освоенный учебный материал для обучающихся начальной школы это могут быть подвижные игры и игровые комплексы, система упражнений по методу "круговой тренировки", может вводиться материал по выполнению домашних заданий по ФК. Для обучающихся основной и старшей школы на активных переменах могут включаться элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол), упражнения ритмической и дыхательной гимнастики. Оптимальными здесь считаются те физические нагрузки, при которых у обучающихся ЧСС (пульса) колеблется от 120 до 140 уд/мин. Наиболее организованно будут проходить перемены, если для каждой параллели классов будет сформирован план на неделю или четверть, который вывешивается по месту занятий. Большую помощь педагогическому коллективу в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня может оказать физкультурный актив из числа старшеклассников [?].
     Согласно Письму Минобразования РФ (от 12.08. 2002, №13-51-99/14) «О введении третьего дополнительного часа ФК в образовательные учреждения РФ», в практику школ полного дня рекоменду.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44