VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика обучения учащихся старших классов математической логике с использованием ИКТ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007483
Тема: Методика обучения учащихся старших классов математической логике с использованием ИКТ
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»



Институт (факультет) заочного обучения 

Кафедра прикладной математики и информатики 

Направление подготовки/специальность 44.04.01 Педагогическое образование (математика) 



Допустить к защите

Заведующий кафедрой

С.И. Кадченко / __________

«_____» _____________ 20 17 г.











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Обучающегося: Пащенко Киры Николаевны

(фамилия, имя, отчество)

На тему: Методика обучения учащихся старших классов математической логике с использованием ИКТ

(полное наименование темы)



ВКР выполнена на __ страницах

Графическая часть (указать при наличии) на ___ листах



Руководитель________________доктор пед.наук,профессор Романов П.Ю.             

(подпись, дата, должность, ученая степень, ученое звание, Ф.И.О)



Консультант(ы)(при наличии)______________________________________                                           



_______________________________________________________________

(подпись, дата, должность, ученая степень, ученое звание, Ф.И.О)



Рецензент (ы)(при наличии) _______________________________________



_______________________________________________________________

(подпись, дата, должность, ученая степень, ученое звание, Ф.И.О)



						  



Нормоконтроль и проверка



Обучающийся________________

на антиплагиат выполнены.



                                      (подпись)

Оригинальность текста________%



«_____» _____________ 20 ___ г.

______________ / ______________ /

             (подпись, дата)          (Ф.И.О.)	

			                 





Магнитогорск 2017


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»





Кафедра прикладной математики и информатики





УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

С.И. Кадченко / __________/

«_____» _____________ 20 17 г.











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



ЗАДАНИЕ

Тема: Методика обучения учащихся старших классов математической логике с использованием ИКТ

(полное наименование темы)

Обучающемуся: Пащенко Кире Николаевне

(фамилия, имя, отчество)





Тема утверждена приказом № ___ от __________20__ г.

Срок выполнения «___» __________20__ г.

Исходные данные к работе: __________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе:

Графическая часть (при наличии):

	Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов) (при наличии):	

	Руководитель: ____________________________ / ____________________________

	                                                                (подпись, дата)

	Задание получил: ____________________________ / ____________________________

	                                                                (подпись, дата)








Отзыв



на выпускную квалификационную работу,

выполненную обучающейся группы зФПОм-15-1

Пащенко Кирой Николаевной,

На тему «Методика обучения учащихся старших классов математической логике с использованием ИКТ»



Проблема подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы. Цель работы – разработать и внедрить элективный курс подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике, сделав акцент на изучении темы «Основы алгебры логики».

Выпускная квалификационная работы выполнена в соответствии с заданием и отличается грамотностью, логичностью изложения, что подтверждает глубину проработки материала и усердием обучающегося при ее написании.

В первом разделе дан теоретический анализ особенностей преподавания информатики и ИКТ и в частности темы «Математическая логика». Во втором разделе особый интерес вызывает подборка программного обеспечения для изучения темы «Математическая логика». Эксперимент, представленный во втором разделе проводился с помощью непараметрического критерия знаков G.

Считаю, что Пащенко К.Н. в выпускной квалификационной работе успешно удалось решить все поставленные задачи, среди которых на мой взгляд наиболее значимой является разработка и внедрение элективного курса. 

Методика преподавания курса апробирована в учебном процессе «Санаторной школы-интерната № 2» г. Магнитогорска.

Выводы, сделанные обучающимися, являются четкими и обоснованными, результаты достоверными.

Все вышеуказанное позволяет заключить, что работа носит выраженный практический характер, представляет собой законченную выпускную квалификационную работу, в которой изложены научно-обоснованные результаты повышения обученности учащихся курсу подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Выпускная квалификационная работа, выполненная Пащенко Кирой Николаевной, заслуживает оценки «Отлично», а сам выпускник заслуживает присвоения квалификации «Магистр» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (математика).







Руководитель выпускной квалификационной работы           д.п.н.,профессор Романов П.Ю. 




Реферат



Выпускная квалификационная работа содержит 63 страницы А4, 21 рисунок, 12 таблиц, приложение, 31 литературный источник. 

Информатика, единый государственный экзамен, математическая логика, психолого-педагогичсекие особенности старшеклассников, элективный курс, информационно-коммуникационные технологии.

Объект исследования - подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ обучающихся старших классов. 

Целью работы является разработка и внедрение элективного курса подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике. 

Выпускная квалификационная работа содержит две главы. В первой главе рассмотрены особенности изучения предмета «Информатика и ИКТ» и в частности темы «Математическая логика», обоснована необходимость изучения элективного курса по подготовке к ЕГЭ по информатике, во второй главе разработан и апробирован элективный курс, даны методические рекомендации по преподаванию данного элективного курса

Данная выпускная квалификационная работа была апробирована в сборнике статей XXVII международной конференции «Современные тенденции в научной деятельности», г. Москва, ноябрь 2017г.








Оглавление

	ВВЕДЕНИЕ	6

	ГЛАВА I. Изучение математической логики в старших классах	9

1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 классов	9

1.2. Особенности изучения математической логики в школьном курсе информатики	13

1.3. Теоретические основы разработки элективных курсов в основной школе	18

1.4. Возможности использования ИКТ в обучении	22

Выводы по первой главе	33

	ГЛАВА II. методика РАЗРАБОТКи и применения ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ	34

2.1. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по информатике» с применением ИКТ	34

2.2. Результаты и анализ  экспериментальной работы по внедрению элективного курса в учебный процесс	50

Выводы по второй главе	58

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59

	список использованных источников	61

	Приложение А	64








ВВЕДЕНИЕ

Резкое ускорение процесса обновления информации и компьютеризация многих сфер жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общеучебных умений. 

Анализ школьных учебников по различным предметам показал, что в них содержатся задания, для выполнения которых требуется выполнить то или иное логическое действие (сделать вывод, обосновать, разбить на группы и т.д.). Следовательно, определенные логические знания и умения нужны школьникам для успешного усвоения ими различных учебных предметов. 

Особое внимание математической логике уделяется Единым Государственным Экзаменом по информатике и ИКТ. Информатика и ИКТ является одним из предметов по выбору. Но с каждым годом число учащихся, сдающих единый государственный экзамен по информатике, растет, так в 2017 году участвовало 52,8 тыс. человек, что на 3,5 тыс. больше, чем в 2016 г. 

Результаты выполнения заданий экзаменационной работы 2017 года показали, что с заданиями раздела «Основы алгебры логики» справились только 43,2% учащихся. Хочется отметить, что задания этого раздела оцениваются выше, чем многие другие, поэтому именно их решение определяет конкурентоспособность абитуриента при поступлении в ВУЗы. 

В обычной школе на изучение информатики отводится один час в неделю. Но для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ, нужны дополнительные знания и, соответственно, дополнительные занятия с целью наиболее глубокого изучения определенных тем. Это может быть самостоятельное изучение или факультатив в школе.

Актуальность обусловлена важностью изучения основ математической логики в общеобразовательной школе и недостаточным количеством часов, которые отводятся на изучение данной темы.

Объект исследования – подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ обучающихся старших классов.

Предмет исследования – подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ обучающихся старших классов с использованием ИКТ.

Цель работы – разработать и внедрить элективный курс подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике, сделав акцент на изучении темы «Основы алгебры логики».

Гипотеза – если при изучении учащимися элективного курса активно применять информационные технологии, то уровень обученности повысится.

В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

разработать элективный курс;

подобрать приложения для изучения и отработки темы «Основы алгебры логики»;

внедрить элективный курс и провести эксперимент;

осуществить количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Для решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и специальных методов, адекватных предмету исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по теории обучения, обобщения, наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента, разработки образовательных материалов. 

Практическая значимость элективного курса заключается в возможности использования его при подготовке обучающихся 10-11 класса, изучающих базовый курс информатики, к Единому Государственному Экзамену по информатике.

Апробация результатов:

публикация статьи «Использование элективного курса для подготовки школьников к ЕГЭ по информатике» в сборнике статей XXVII международной конференции «Современные тенденции в научной деятельности», г. Москва, ноябрь 2017г.

элективный курс и методика его использования прошли практическую апробацию в образовательном процессе «Санаторной школы-интерната № 2» г. Магнитогорска.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографического списка используемой литературы и содержит 21 рисунок и 12 таблиц.










ГЛАВА I. Изучение математической логики в старших классах

1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 классов

Положение учителя в школе за последние годы довольно резко изменилось. Еще не так давно учитель мог ограничивать свою работу изложением на уроке программного материала, сообщением учащимся заданий на усвоение содержания, проверкой и оценкой их выполнения. Новые стандарты вносят свои коррективы.

Одним из требований профессионального стандарта педагога, который планируется принять в 2019 году, является умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

Средний школьный возраст (от 14-15 лет) называют отроческим, или подростковым.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».

Центральное новообразование отрочества – чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. 

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. 

Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется, как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. 

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность.

У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие с взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности.

Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе, родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка в немалой степени зависит от преодоления взрослыми своего стереотипного отношения к нему как к ребенку.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»: 

НЕ хотят учиться так, как могут; 

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ убирают за собой; 

НЕ делают домашние дела; 

НЕ приходят вовремя.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В этом возрасте дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся. Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков.

Центральное место в учебной мотивации занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях, развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.

Нововведение во взрослении: продолжение активного самопознания, начало работы по самопринятию.

Психофизиологические особенности в возрасте 10-11 класса таковы, что происходит центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение.

Особенности возраста: 

завершение физического развития организма, полового созревания; 

замедление темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности; 

быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей; 

развитие самосознания; 

развитие индивидуальности; 

выбор профессии; 

начало формирования взаимных отношений между полами.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 10-11 классе: 

обретение личностной тождественности и целостности (идентичности); 

осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; 

профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; 

развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.



Все эти возрастные особенности должны учитываться при создании элективного курса.




1.2. Особенности изучения математической логики в школьном курсе информатики

«Информатика» – один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».

С введением в старшей школе профильного обучения (БУП 2004 г.) предмет «Информатика» может изучаться на одном из двух уровнях – базовом или профильном.

Преподавание предмета «Информатика» на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Преподается предмет из расчета 4 часа в неделю, всего - 280 часов за два года обучения.

Преподавание предмета «Информатика» на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального профиля из расчета 1 час в неделю, всего - 70 ч. за два года обучения.

За последние годы количество выбравших «Информатику» в качестве предмета для сдачи ЕГЭ в 11 классе значительно увеличилось. Это продиктовано условиями приема ВУЗов, зачисляющих студентов по итогам сдачи ЕГЭ по «Информатике», а также с желанием обучающихся связать дальнейшую свою деятельность с IT-ориентированными специальностями. 

Проблема в том, что для сдачи экзамена информатику выбирают обучающиеся не только профильных классов, для таких обучающихся остро стоит вопрос нехватки времени для подготовки.

Контрольными измерительными материалами (КИМ) экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. 

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, которыми охватываются следующие содержательные разделы курса информатики: 

информация и ее кодирование; 

моделирование и компьютерный эксперимент;

системы счисления; 

логика и алгоритмы;

элементы теории алгоритмов;

 программирование;

архитектура компьютеров и компьютерных сетей;

обработка числовой информации;

 технологии поиска и хранения информации.

Анализ результатов сдачи ЕГЭ за последние 3 года показывает, что сложность вызывают задания, содержащие анализ предложенных данных и включающие программирование, а также задания углубленного уровня по темам «Системы счисления», «Математическая логика», «Комбинаторика». 

В табл. 1 приведены результаты выполнения заданий экзаменационной работы по укрупненным разделам школьного курса информатики. 



Таблица 1 - Результаты выполнения заданий ЕГЭ по информатике

Раздел курса

Средний процент выполнения по группам заданий

Кодирование информации и измерение ее количества

54,7

	Информационное моделирование

75,3

Системы счисления

64,7

Основы алгебры логики

43,2

Алгоритмизация и программирование

46,4

Основы информационно-коммуникационных технологий

68,2



Как видно из таблицы, наиболее низкие результаты участники экзамена продемонстрировали по разделам «Основы алгебры логики» и «Алгоритмизация и программирование», а ведь именно эти разделы дают наибольший максимальный первичный балл.



Таблица 2 - Максимально возможный первичный балл

№

Содержательные разделы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного была за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 35

1

Информация  и ее кодирование

4

4

11

2

	Моделирование и компьютерный эксперимент

2

2

6

3

Системы счисления

2

2

6

4

Логика и алгоритмы

6

8

23

5

Элементы теории алгоритмов

5

6

17

6

Программирование

4

9

25

7

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей

1

1

3

8

Обработка числовой информации

1

1

3

9

Технологии поиска и хранения информации

2

2

6



Итого

27

35

100



На уровне среднего общего образования для базового уровня рекомендуются к использованию учебники следующих издательств (таблица 3): 

Таблица 3 - Список учебников рекомендуемых к использованию при реализации предметной области «Информатика»



Автор учебника

Название учебника

Класс

Издательство

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др

Информатика (базовый и углубленный уровень)

10

Издательство "Просвещение"

Гейн А.Г., Сенокосов А.И.

Информатика (базовый и углубленный уровень)

11

Издательство "Просвещение"

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса

10

БИНОМ. Лаборатория знаний

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса

11

БИНОМ. Лаборатория знаний



Обратимся к содержанию данных рекомендуемых учебников.

Базовый уровень изучения информатики призван обеспечить поддержку других предметов того профиля, в котором информатика и информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых установок изучения информатики на базовом уровне является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов.

Содержание курса по учебнику Гейна А.Г. охватывает следующие темы: «Информация и её представление средствами языка», «Телекоммуникационные системы», «Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера», «Информатика в задачах управления», «Создание и обработка информационных объектов с помощью компьютера. Мультимедиатехнологии», «Системы хранения и поиска данных».

Семакин И.Г. предлагает для изучения в 10-11 классах следующие разделы:  «Информация», «Информационные процессы», «Программирование», «Информационные системы и базы данных», «Интернет», «Информационное моделирование», «Социальная информатика».

Мы остановили свой выбор на учебнике Семакина И.Г.. На наш взгляд его УМК более полно охватывает вопросы, интересующие обучающихся при подготовке ЕГЭ по информатике. Тем не менее, раздел «Основы алгебры логики» в данном курсе не изучается.

Проанализировав содержание учебников, рекомендуемых к использованию в 2017-2018 Министерством образования и науки РФ, мы пришли к мнению, что ни один из них не охватывает все темы, проверяемые единым государственным экзаменом, поэтому обучающимся, изучающим информатику на базовом уровне необходим дополнительный элективный курс.




1.3. Теоретические основы разработки элективных курсов в основной школе

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Курсы по выбору способствуют созданию условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения математике старшеклассников.

Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В отличие от факультативов, участие или неучастие в которых полностью зависит от желания школьников, элективные курсы обязательны для посещения. Выбор конкретных элективных курсов предоставляется учащимся. Количество курсов, которые должен выбрать школьник, зависит от количества часов, выделяемых школьным компонентом на элективные занятия, и длительности курса.

К основным задачам предметов по выбору относятся:

«надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный курсом профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым;

развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет развивать и поддерживать интерес к этому предмету, а также получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по данному учебному предмету;

способствование удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба», когда учащиеся приобщаются к самым элементарным основам практической деятельности в рамках той или иной профессии.

В соответствии с этими задачами можно выделить следующие виды элективных курсов:

«углубляющие» курсы, имеющие целью более подробно изучить какой-либо раздел или разделы профильного курса, расширяя его дополнительной информацией;

«коррекционные» курсы, помогающие учащимся, которые по каким-либо причинам решили сменить профиль (т. е. развивающие содержание базового предмета до профильного уровня), а также готовящие к сдаче ЕГЭ по этому предмету;

«общекультурные» курсы, направленные на развитие общего кругозора, повышение культурного уровня учащихся. Подобные курсы создают благоприятные условия для реализации межпредметного характера обучения различным учебным дисциплинам, создания новых интегрированных дисциплин на стыке предметных областей;

«ориентационныe» курсы, приобщающие старшеклассников к основам будущей профессии, предусматривающие так называемые «профессиональные пробы».

Содержание элективного курса должно отражать его качественное отличие от профильного или базового курса. Это значит, что элективный курс не должен дублировать содержание курса из Федерального компонента базисного учебного плана. Отбор содержания элективного курса зависит от задач этого курса: это может быть углубление профильного курса, осуществление междисциплинарной интеграции, реализация прикладной направленности обучения в рамках профиля (т. е. ориентация обучения на освоение элементарных основ будущей профессиональной деятельности) и т. д.

Одна из характерных особенностей содержания элективных курсов – их гибкий характер, возможность их модификации, вариативность. Элективные курсы – лучшая почва для реализации личностно-ориентированного подхода, полноценного учёта интересов учащихся. Если старшеклассники проявляют особый интерес к какому-либо аспекту содержания, то на нём следует остановиться более подробно, не жалеть для этого времени.

Содержание элективного курса должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий – от традиционных классно-урочных до реальной практической деятельности, «выхода в социум».

В рамках элективных курсов предполагается введение некоторых вузовских форм занятий (благодаря чему элективные курсы выполняют функцию связующего звена между профильным и профессиональным образованием): лекции, семинары, лабораторные занятия и др.

При оценивании достижений учащихся возможно использовать один из следующих вариантов:

Зачтено / не зачтено. Отметка о зачёте выставляется, если учащийся относительно полно усвоил материал курса, активно участвовал в выполнении практических заданий, успешно справился с заключительным тестом к курсу (дал правильные ответы не менее чем на 70% вопросов). В качестве зачётной работы может выступать не только тест, но и, например, презентация результатов работы над проектом, разработки собственного материального или интеллектуального продукта и т. д.

Рейтинговая система (при условии, что в 10–11-х классах данной школы функционирует модульно-рейтинговая система). В данном случае материал элективного курса, как и профильного, разделяется на модули, т. е. независимые друг от друга учебные единицы. Оценивание достижений учащихся при подобной форме организации учебного материала может осуществляться в баллах по накопительному принципу. При этом контрольные задания можно распределить по нескольким уровням сложности, в зависимости от которых будет начисляться то или иное количество баллов. Так, к первому уровню могут относиться задания на выявление знания фактов, понятий, теории и т. д. Ясны цель, ситуация и действия для решения задачи. Уровень 2 – это применение полученного знания и / или умения в знакомой ситуации. В задачах есть цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Критерием оценивания служит правильное приложение полученного знания к решению стандартных учебных задач. Уровень 3 – это применение полученного знания в нестандартных ситуациях. В задаче есть цель, но нет указаний на способы её достижения. Критерий: учащийся вычленяет из необычной ситуации элементы стандартных учебных ситуаций, приводит достаточно строгую аргументацию правильности решения нестандартной задачи. Задания 4-го уровня подразумевают, что цель деятельности известна в самой общей форме, а поиску подвергается и подходящая ситуация, и действия, ведущие к достижению цели. Ученик действует «без правил», но в известной ему области. К этому уровню сложности относится исследовательская деятельность. Отбор уровней сложности заданий, используемых в курсе, как и распределение баллов по этим уровням, зависит от особенностей каждого конкретного элективного курса. Максимальный рейтинговый балл для каждого модуля равен 100. При этом модуль считается успешно пройденным, если учащийся набирает 70 баллов.



В зависимости от целей и содержания, курсы могут быть различной продолжительности: четверть, полугодие, год. Длительность элективного курса для 10–11-х классов составляет максимально 72 часа в год (т. е. 2 часа в неделю). 

Элективные курсы - это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.




1.4. Возможности использования ИКТ в обучении

В результате внедрения БУП 2004г. в массовую школу актуальна задача дальнейшей разработки разнообразных моделей профильного обучения. Одним из перспективных направлений, как показал опыт, является комплексное развитие системы элективных курсов для профильного обучения школьников. Роль ИКТ в них не только образовательная, но и во многом ресурсная (Рис.1).



Рисунок 1 - Технологии профильного обучения школьников

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств. 

Среди современных учёных, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать Е.П. Велихова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, B.C. Леднёва, М.П. Лапчика, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монахова, Ю.О. Овакимяна, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Я. Савельева, O.K. Тихомирова, СИ. Шварцбурда, а также создателей учебников по информатике; СИ. Бешенкова, А.Г. Гейна, Ю.М. Горвица, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбиц, И.Г. Семакина, Ю.А. Шафрина.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. 

Компьютерные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.

Можно выделить следующие виды информационно-коммуникационных образовательных технологий:

	технологии формирования информационной культуры;

	технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении;

		технологии компьютерного урока;

		технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения;

		технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе;

		воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации;

		технология медиаобразования;

		использование средств ИКТ в управлении школой.



	Информационно-коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

	использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);

	деятельности учителя, управляющего этими средствами;

	повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиадополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%