- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы и приемы воздействия на аудиторию через ТВ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008945 |
Тема: | Методы и приемы воздействия на аудиторию через ТВ |
Содержание
8 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1. Телевидение как средство воздействия на общественное сознание………..4 2. Методы и приемы воздействия на аудиторию через ТВ…………………...10 2.1. Внушение……………………………………………………………………11 2.2. Убеждение…………………………………………………………………..15 2.3. Манипулирование сознанием….………………………………………......17 3. Противодействие негативному манипулятивному влиянию телевидения.……………..……….………………………………………………19 Заключение ………………………………………………………………………24 Список используемой литературы…...…………………………………………25 ВВЕДЕНИЕ Все мы знаем, что различные СМИ концентрируют внимание своей аудитории на предлагаемый материал по-разному. Исходя из этого, различается влияние каждого из средств на потребителей. Газетная информация отличается тем, что человек может бесконечное множество раз перечитывать один и тот же материал. Это дает возможность глубже изучить и проанализировать выданную информацию. Самые важные заголовки обычно анонсируются на первой полосе крупным шрифтом и яркой иллюстрацией. То есть читателя привлекают, используя его зрительные возможности. На радио, наоборот, аудитория привлекается исключительно звуковыми методами. Человек запоминает звук особенным методом: он ничего для этого не делает. Именно поэтому реклама на радио пользуется высоким спросом. Телевидение же воздействует одновременно и на зрение, и слух. А это, как известно, наиболее важные каналы восприятия. Благодаря этой специфике, сила влияния ТВ лидирует среди других СМИ. Телевидение оказывает мощное влияние на поведение человека. Использование в его работе новейших высокоэффективных средств, методов и технологий воздействия на сознание и подсознание позволяет манипулировать, создавать симпатии и антипатии, формировать общественное мнение. Цель данной курсовой работы – перечислить и проанализировать телевизионные приемы убеждения. Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: -рассмотреть телевидение как средство воздействия на аудиторию; - отдельно рассмотреть такие методы воздействия на аудиторию как внушение и убеждение; - подумать о способах противодействия манипуляции телевидения. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы. 1.ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Из всех средств массовой информации наибольшее влияние на общество оказывает телевидение. Одна из существенных проблем сегодняшнего общества – склонность человека «вестись» на манипуляции СМИ. Можно уверенно утверждать, что все, кто постоянно смотрит телевизор, находятся в некой зависимости от него. Они не могут отказаться от просмотра телепередач, потому что, в случае избегания просмотра, у этих индивидов может начаться состояние, напоминающее по своим характеристикам симптомы невроза. Если говорить откровенно, то порой люди не знают, чем занять себя вне работы и отдают предпочтение потреблению легкой информации из телевизора. Информация из ТВ действует на психику через различные формы передачи информации. В этот момент одновременно одинаково остро работают органы слуха и зрения, что оказывает мощное воздействие на подсознание человека. После нескольких десятков минут просмотра телевизора мозг начинает поглощать любую информацию, поступающую через телетрансляцию. А самое главное, он перестает ее «фильтровать». Внушение является одним из принципов манипулирования массами. На этом принципе основано действие рекламы на телевидении. Например, человеку показывается рекламный ролик. Первоначально его представление о рекламируемом товаре одно. Он смотрит, слушает и оправдывает себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Рассмотрим на примере. Человек на протяжении долгого времени каждый день смотрит рекламу средства для мытья туалетов, потому что она идет во время рекламных пауз его любимого сериала. И каждый день ругается над этим бедным утенком на экране. И вот настал момент, когда это средство потребовалось купить и нашему любителю сериалов. Что он купит? Конечно, этого надоевшего утенка. Такое ощущение, что тот просто его ждал. Объяснить это просто: в информационное поле человека попадает какой-нибудь сигнал, и он тут же откладывается в подсознании и при необходимости всплывает в памяти, как ассоциация. Знакомая и положительная. В результате, когда человек становится перед выбором товара, о котором он ничего не знает, и товара, о котором ему уже «где-то говорили», подсознательно он обращается к уже знакомому продукту. При телевизионном сигнале, в частности, во время рекламы используются основные принципы гипноза: концентрация внимания, релаксация и внушение. Еще один нюанс - телевизионная реклама часто повторяется. В этом случае применяется еще один важный принцип гипноза. Повторение резко усиливает силу внушения, низводя поведение людей до уровня обычных рефлексов нервной системы. Сегодня телевидение является самым действенным инструментом для формирования пассивности аудитории и, следовательно, через него проще всего внушать населению нужные установки. Поэтому так популярна и дорога телевизионная реклама. Во время просмотра телевизора зритель как бы уходит в транс. После у него появляется навязчивое желание сделать покупку. Можно предположить, что именно поэтому сегодня появилось и обострилось новое психическое заболевание — мания покупок. К ней склонны люди чаще всего одинокие, недооценивающие себя, расстроенные в чем-то и не чувствующие смысла жизни. Попав в магазин, такой человек начинает испытывать желание купить буквально все, пытаясь этой покупкой закрыть свое недовольство миром. Позже сам покупатель начинает задаваться вопросом, зачем ему все то, что он купил. Особенно часто страдают этой болезнью женщины: они более внушаемы и чувствительны. Особую опасность представляет телевидение для детей. Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач заключается в том, что во время просмотра ТВ человек расходует много энергии. При видимой расслабленности, его подсознание постоянно работает и запоминает множество образов, сменяющих друг друга с огромной скоростью. Это требует постоянного осознания материала, то есть - определенных интеллектуальных и эмоциональных трудов. Нервная система (особенно детская), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс, уже спустя пару десятков минут включает защитную реакцию в виде гипноидного состояния. С его помощью человек перестает воспринимать и перерабатывать информацию восприятие, чтобы не загружать сознание, при этом удар на себя берет бессознательное. Именно поэтому наибольшее влияние телевидение оказывает на женщин-домохозяек, а также мужчин и женщин, которые после рабочего дня приходят домой и включают телевизор. Это та часть населения, которая предпочитает включать телевизор «для фона» и, тем самым, подвергает себя влиянию со стороны ТВ. Можно сказать, это – главная аудитория телевидения. Во время просмотра телевизора у человека функционирует правое полушарие головного мозга. Оно мыслит образами и ассоциациями, образует эмоциональную картину взаимоотношений хозяина и окружающего его мира. Когда работает правое полушарие, левое, мыслящее рационально и аналитически, помалкивает. Человек заставляет здравый смысл, чтобы почерпнуть чистых эмоций. Таким образом вся увиденная посредством просмотра телевизора информация беспрепятственно проникает в подсознание, где формирует соответствующие психологические установки и «нормы» поведения. И получается, что именно хозяева телеканалов, диктующие редакционную политику, подталкивают население страны на выполнение заданных действий, не оставляя выбора. Что касается воздействия ТВ на детей (значительное количество телепередач), здесь нужно сказать, что у ребенка еще не умеет осмыслять информацию, которая подается ему посредством телепоказа. Быстрая смена изображений, невозможность вернуться назад и еще раз просмотреть непонятые кадры. В этом случае чтение книг работает гораздо эффективнее, здесь работает преимущественно левое полушарие. Поэтому читающий ребенок имеет интеллектуальное преимущество перед теми, кто смотрит телевизор. Фактически, любая информация, поступающая в психику в детстве, откладывается в подсознании, и поэтому с течением времени начинает влиять на сознание. Таким образом, с помощью СМИ манипуляторы от бизнеса и власти программируют сознание масс на долгие годы. Говоря о современном воздействии СМИ на аудиторию, мы должны говорить о сочетании рекламы и сми. Воздействуя на подсознание людей, реклама приводит к тому, что человек больше не принадлежит себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно он еще противится некоторым из них, подсознательно он уже сделал выбор в пользу установки со стороны манипуляторов. Кроме того, манипуляторами формируется комплекс неполноценности у определенных групп населения, не имеющих возможности купить тот или иной товар. Например, телевидение посредством передач определенной направленности формирует образ успешных людей, имеющих средства, чтобы покупать себе любые товары. Люди хотят приблизиться к такому же уровню потребления, отсюда рост кредитов со стороны банков и рост невротических зависимостей и озлобленности в обществе. Мы уже заметили, что телевизионная трансляция служит некой ежедневной дозой духовного наркотика, позволяющей на время снимать невротическую зависимость. Избавиться от зависимости можно, подключившись к коллективному разуму. Если определенное количество людей делает одно и то же, то они объединяются в массу. А значит такие люди подчиняются законам толпы - управлять такими людьми можно из единого "командного центра". Какое-то противостояние манипуляциям со стороны СМИ практически невозможно. Таким образом, с детства в психике человека формируются механизмы, которые позволяет объединять людей в массу и подчинить лидеру. Подчинение, в свою очередь, представляет собой удаление невроза. Делая как все, человек не подвергается давлению со стороны лидера. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующий в психике различного рода невротические зависимости. Устранение таких зависимостей происходит путем объединения отдельных индивидов в единую массу, когда человек начинает играть по правилам, принятым в обществе, перестает выделяться, а значит у него исчезает и симптомы невротической зависимости. В итоге мозг человека запоминает, как можно избавиться от невротической зависимости. И позже, когда ему хочется сделать что-то отличное от других, он становится перед выбором: делать это осознанно и идти по пути противостояния обществу (и получить невроз), или делать как все, (что значит счастливо жить дальше). Большинство выбирает последнее. Именно поэтому, после работы люди смотрят развлекательные программы по ТВ, потому что знают, что другие, придя вечером домой, смотрят те же передачи. Таким образом, телевидение вместе с другими каналами сми изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки. Происходит некое «промывание мозгов» массового сознания. И поэтому люди начинают действовать в интересах правящей элиты, даже не подозревая этого. Выделяют три уровня воздействия средств массовой информации: 1) Усиление нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках. Например, в эти выборы больше, чем в другие, действует пропаганда важности выборов. 2) Частные и малые изменения взглядов на событие, которое может оказать воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению. Например, некоторые террористические акты не освещают в классических сми. Как случай с отрубленной головой маленькой девочки, продемонстрированной в центре Москвы няней-сторонницей ислама (вообще-то она была сторонница группировки ИГИЛ). СМИ затушили этот конфликт, поскольку велик был риск, что массовое сознание будет негативно реагировать на всех мусульман, ставя в угрозу не только спокойную жизнь тысяч невинных людей, но и некоторые пункты в Конституции РФ. 3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных. Вспомним, насколько меняется отношение к безопасности авиарейсов после каждого падения самолета. Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику. 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ ЧЕРЕЗ ТВ В СМИ имеются свои собственные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность и массовые группы. В них учитываются возможности программы, с какими проблемами они сталкивается, аудитория, для которой они предназначены. Кроме того, существуют специальные методы воздействия, основанные на психологических эффектах. К наиболее типичным методам относятся следующие: Эффект искажения восприятия реальности. К примеру, девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... Это будет повторяться, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. По итогу зритель с облегчением вздыхает, когда видит перед собой убитую героиню. Ведь с ее смертью рвется и череда пугающей его картины. Таким образом, человек начинает склоняться к агрессии. Интересно, что такие методы используются в предвыборных роликах. 2. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в пего кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты, обеспечивающие сильное направленное влияния на психику зрителя. Влияние сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением. Такие методы активно используются в создании видеоклипов (нарезка планов с наименьшей продолжительностью) и фильмов ужасов. 3. Эффект постепенного, ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана. 2.1. Внушение Внушение – почти то же самое, что заражение. Выдержит только сознание с «крепким иммунитетом». Это - особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие массы людей. Внушение можно определить как бессознательную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Возникает усвоение образцов чужого поведения или мнения, и оно же усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Внушение – это метод целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, который ведет к изменению его поведения в соответствии с заданной программой. Люди используют СМИ для формирования определенных моделей поведения. Это достигается за счет демонстрации людям действий тех или иных лиц, которые пользуются доверием и влияют на общество. Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта, который включает в себя: - сообщение; - коммуникатора; - каналы передачи; - носителя эффекта воздействия - аудиторию. Коммуникатор - это звено, осуществляющее связь с массовой аудиторией. Это может быть и конкретный журналист, и комментатор, и ведущий, и целое издание, и конкретный канал. Они или он оказывают влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который сложился о них / о нем у читателей, зрителей или радиослушателей. В силу этого обстоятельства аудитория по разному относится к информации, поступающей из различных источников: одним верит безоговорочно, других подвергает сомнению. Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что аудитория часто воспринимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу. В деятельности конкретного коммуникатора реализуется несколько типов воздействия на аудиторию. Наиболее подходящими являются типы, выделенные коллективом авторов во главе с Л.В. Матвеевой при изучении телевизионной коммуникации: " 1. Вторжение - тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории... 2. Уход - тип воздействия, который характеризуется взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории, где зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя... 3. Самораскрытие - самовыражение коммуникатора, где позиция адресуется зрителю, но не как другому (человеку), а, скорее, как самому себе. В результате такого авторского монолога зритель отстранен... 4. Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего". Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массовой коммуникации. Первые три вида имеют типичный для массовых коммуникаций субъектно-объектный характер. Четвертый является особенным: направленный на изменение установок и реакции массовой аудитории, он выступает как субъект-субъектное воздействие. Такое общение характеризуется отсутствием однонаправленности и манипулирования и предполагает совместную выработку сторонами единых духовных значений. Здесь подразумевается диалог, в котором одинаково важны позиции обеих сторон. Стремясь выстроить акт общения, коммуникатор стремится к тому, чтобы получатель открывался и вовлекся в производство новых установок, отказавших от старых. При использовании вовлечения коммуникатору хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы в той мере, в какой значимой для него является необходимость меняться. Вовлечение является самым эффективным типом воздействия, поскольку видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, который возникает у людей при ощущении принудительного воздействия на них (в случае ярко выраженной субъект-объектной модели). Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, с помощью которых он налаживает необходимый контакт с аудиторией, кажется ей "своим" человеком, его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов), особенности голоса (в радио это часто имеет решающее значение, так как является единственным способом установления эмоционального контакта), а также внешность, манеры и другие элементы имиджа. Немалую роль играет язык коммуникаторов. Применение оценочно окрашенных высказываний, которые производят впечатление нейтральных, усваивается аудиторией как оценка того или иного события или проблемы. Еще одним приемом речевого воздействия является употребление синонимов (близких, но не полностью совпадающих по значению слов). В цепочке коммуникативного акта выделяется само сообщение. Применительно к нему определяющее значение имеют два момента - отбор событий для сообщения и расстановка акцентов на том или ином аспекте события. Отбор событий производится либо строго с целью реализации ценностных установок субъектов социальных интересов, либо с целью извещения о нейтральных событиях, производящих на массовую аудиторию впечатление объективности деятельности массовых коммуникаций, либо с целью освещения событий, которые выглядят оппозиционными по отношению к принятой линии канала или издания. Заключительным звеном массово-коммуникативного акта выступает эффект, произведенный на массовую аудиторию. Он же является основной задачей всего производимого действия. Для достижения необходимого эффекта аудитория с помощью описанных выше способов приводится в психологическое состояние готовности (илиД«несопротивляемости») к восприятию транслируемой информации.. 2.2. Убеждение Еще одним средством влияния на установки является убеждение. Оно представляет собой один из вариантов целенаправленного воздействия через логическую аргументацию. Процесс убеждения направлен на то, чтобы человек принял конкретную информацию как собственное убеждение. В основе этого способа лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, достигает доверие человека чере логическое обоснования, с помощью которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективен, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием. Телевидение как канал убеждения может оказаться эффективным при обсуждении не очень важных тем, или малоизвестной информации. Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой, правдоподобностью и уверенностью аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели. Вместе с тем факторы, от которых зависит результативность убеждения, не исчерпываются особенностями аргументации. Для убеждения СМИ используют следующие техники: 1. Привлечения людей, компетентных в различных областях знаний. Техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения. 2.Апелляция к фактам и документации. Техника основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели просто словам. В данном случае эффект убеждения происходит в результате мелких отклонений, используемых при подаче материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях — стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип. 2.3. Манипулирование сознанием Популярный метод управления сознанием зрителей - манипулироание. Само по себе это - договоренность СМИ между собой о подаче единой информации, но различными словами. Для этого телевидение может применять так называемый принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение становится незаметной крохой под мощным выбросом другой информации. СМИ стремится превратить граждан нашей страны в единую массу, для общего регулирования ими и для упрощения и ускорения распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. Единое массовое сознание будет с интересом читать конкретные новости и примерно одинаково и ожидаемо на них реагировать. Безусловно, такой толпой гораздо легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям, которые можно было бы и оспорить, если включить разум. Но утверждение на то и нужно, чтобы исключить всякие обсуждения. Поскольку идея, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В сознании человека сложился «мозаичный» тип культуры. Средства массовой информации являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любую информацию без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания такая информация когда-нибудь все-таки переходит в сознание. К способам манипулирования относятся: - Дробление и срочность. В данной методике манипулирования, используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы человек не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. Разрывая информацию о событии на фрагменты, удается резко снизить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла. Например, история про ульяновских курсантов. Материал про них на протяжении нескольких недель возникал в СМИ маленькими порциями. В итоге тема курсантов надоела, кажется, абсолютно всем. А самое главное, в итоге публичные танцы с элементами стрип-пластики в чисто мужском общежитии население полностью оправдало. - Упрощение, создание стереотипов. Данный вид управления сознанием основан на том, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под уже имеющийся стереотип, для того чтобы человек воспринимал информацию без особых усилий и внутреннего анализа. Например, когда появляется материал, что пропала молодая девушка, часть населения прямо и открыто скажет, что знает, по крайней мере, зачем она потерялась. Беспокоться вряд ли кто-то начнет. - Сенсационность. В данном случае информация преподносится так, чтобы выделялась какая-либо псевдо-сенсация. А под ее видом — замалчивается действительно важная новость (если новость по каким-то причинам опасна для кругов, контролирующих СМИ). Например, недавно в сети появлялся заголовок, что «в ООН сказали, что станет «мостом» между Россией и ЕС». Как оказалось, речь шла о съезде совета безопасности ООН в Австрии. В случае подписания запланированных договоров, ЕС и Россия хорошо сблизятся друг с другом. Мостом назвали именно эту встречу в Австрии. А подробностей переговоров так и не было. - Изменение смысла слов и понятий. В этом случае журналисты вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется их значение, оно часто принимает форму прямо противоположную или как минимум искаженную. Например, когда римского папу во время визита в одну из стран спросили, как он относится к домам терпимости, тот спросил, разве они есть. После этого газеты пестрили сообщениями: «Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?» 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНОМУ МАНИПУЛЯТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ ТЕЛЕВИДЕНИЯ Способы противостояния влияния СМИ, а конкретно - телевидения: — Работа над созданием критического мышления к полученной информации. Нужно ли кричать о вредности ГМО, если человек слышит о нем только на одном канале из уст человека с образованием журналиста, а не биолога или врача. — Формирование индивида как личности (ощущение ответственности за свои и иногда чужие поступки, желательно - отчет перед коллективом). Когда поднимаешь темы политики и обсуждаешь информацию, полученную из СМИ, а на выборы не идешь, потому что «все равно ничего не изменится». — Воспитание одной главной идеи (например, об элитарности, собственной избранности, важности положения коллектива, в котором он находится). Например, идея о демократии, которая в нашей стране всегда была на уровне идеи. Вполне возможно, что мы могли бы от нее и отказаться, но это – идеал, навязанный историей. Мы не можем отступить. — Совместные обсуждения негативного влияния СМИ для обретения навыков умения анализировать информацию и выделять в ней направленность интересов СМИ. Тут имеются ввиду и специальные тренинги, и простое обсуждение материала в кругу друзей. - Изучение материалов по информационной безопасности, формирование представления о влиянии информационных потоков на психику человека. НЕ только в компании, но и наедине с собой человек должен рассуждать об информации, которая приходит из внешнего мира. — Занятия психологией, изучение основ массовой психологии и манипулятивного воздействия на психику человека и общество. - Знание основ гуманитарных наук, расширяющих кругозор человека (история, литература, политология, психология, философия и т.п.); — Внимание к дисциплинам, которые рассказывают об информационно-психологическом воздействии, о влиянии СМИ на психику, на массовое сознание и поведение, изучение знаний о подсознании и его роли. Нужно не забывать, что СМИ – это единая система подачи информации массовой аудитории. И, одновременно, самостоятельный член общественной коммуникации. На каждый материал нужно смотреть и как на неповторимый творческий продукт, и как на элемент системы. Необходимо не забывать отдельно рассматривать особенности влияния на массовое психическое сознание таких направлений средств массовой коммуникации как уличная реклама, поп-музыка, видео, интернет, пресса, телевидение, кино, радио. Любые исследования должны быть направлены на поиск механизмов влияния на подсознание, их последствий, примеры такого влияния. По необходимости нужно помогать себе статистическими данными, полученными в ключе знаний о подсознании. Изучение теории средств массовой информации, сопровождаемые практическим усвоением материала, играют важную роль. В этой работе много внимания уделено возможности на примере показать механизмы деятельности того или иного СМИ с закреплением теоретической базы. Среди перечисленных выше способов снижения манипулятивной способности СМИ один из самых действенных, на наш взгляд, - совместный просмотр материалов СМИ с последующим анализом и обсуждением увиденного. При этом необходимо, чтобы как во время просмотра, так и при обсуждении обучающиеся могли общаться с экспертом (преподавателем), который помогал бы вскрывать механизмы манипулятивного воздействия. Преподаватель (эксперт) должен был бы на глазах учащихся создать манипулятивный текст и предоставить такую возможность каждому ученику. Специально подготовленным педагогам необходимо заниматься с детьми, подростками и молодежью в сфере знаний о воздействии информации на мозг. Необходимо с самого начала рассказать о психике человека (о его внимании, воле, инстинктах, памяти, подсознании, привычках, сознании, установках и так далее), дать представление о подсознании и его роли, раскрыть механизмы деятельности (архетипы, личное и коллективное бессознательное, образцы поведения, психологические установки, функции левого и правого полушарий и прочее). Необходимо привести примеры провокации психики на вызывание невротической симптоматики, благодаря которым манипулятор достигает запланированного результата. Пробуждение в психике человека причин невротического состояния дают контроль над человеком, потому что у объекта манипуляций в результате подобного воздействия отключается критическое мышление, а значит происходит прямое воздействие на подсознание. К дополнительным методам противодействия негативному манипулятивному влиянию телевидения относятся: 1) Нет просмотру утренних тв-передач. Человеку нужно запретить себе утренние просмотры телевизора. Все дело в том, что утром, сразу после пробуждения, какое-то время человек пребывает в сонном состоянии - транс (сразу после пробуждения) и полутранса (примерно полчаса после пробуждения). В полусонном состоянии мозг человека активно поглощает любую информацию из внешнего мира, которая сразу поступает в подсознание, где и откладывается в глубинах бессознательного. Таким образом, необходимо оградить свой мозг от какой-либо информации сразу после пробуждения. Сознание еще не включилось, человеку необходимо какое-то время чтобы «прийти в себя». Он не тратит время на размышление над полученной информацией, поэтому она сразу уходит в подсознание, откуда через время начинает оказывать влияние на сознание человека. В просоночных состояниях можно влиять на привычки, зафиксированные в подсознании, принуждая индивида совершить конкретный поступок. Если человек, едва проснувшись, идет к телевизору, то он сам выбирает кодировку мозга, а значит, сам хочет, чтобы ненужная информация прочно закрепилась внутри и сформировала дальнейшее поведение. Тот же самый эффект оказывает просмотр телевидения перед сном (в том случае отложенную в подсознании информацию мы можем проследить по характеру наших снов, потому что любые сновидения всегда бессознательны). С помощью сновидений становится возможным получать информацию о содержании психики. Также увидеть проявления бессознательного можно в поведении человека, когда он уставший, пьяный, выведенный из себя. Во всех этих состояниях человек никогда особо не думает, его поступками управляет правое полушарие мозга. В таких состояниях обычно никому нет дела до логики и анализа. Поэтому очень часто человеку позже становится стыдно. Однако выведенному из себя гораздо продуктивнее говорить свои претензии, поскольку он не фильтрует информацию и принимает все сказанное за чистую монету. 2) Умеренная дозировка просмотра ТВ. Это достаточно мощный метод противодействия манипулятивному влиянию телевидения. Хотя бы потому, что человек в тот момент настроен мыслить критически. Например, после работы он смотрит только один выпуск новостей или две серии любимого сериала. А дальше начинает заниматься полезными делами: работа по дому, тренировка, готовка и прочее. Также при просмотре нужно: 1. Не смотреть рекламу, на время ее показа устраивать себе передышку. В принципе, на отдых зрителя реклама на ТВ и настроена. 2. Строгий отбор ТВ-программ. Если не хватает терпения смотреть долгие просветительские передачи, лучше отказаться от просмотра. 3. Когда хочется отвлечься или включить телевизор «для фона» — к просмотру рекомендуются мультфильмы. Кстати их также нужно уметь различать на «хорошие» (положительные, нейтральные для психики) и «плохие». Представителями первых являются почти все мультфильмы советских времен и многие иностранные мультфильмы. Обычно федеральные каналы показывают картины, прошедшие общественную цензуру. Однако ряд небольших частных каналов иной раз показывает исключительно вредные и в художественном, и в нравственном, и в психически-негативном смыслах мультики, которых лучше не просто опасаться, но полностью отменить их показы взрослым и детям любых возрастов. Особенно прославились такими «запрещенными» мультфильмами популярные сегодня японские аниме. Конечно, не все. Точно также нужно подходить и к выбору фильмов. Большинство картин из середины 20 века смотреть строго рекомендуется, причем, совершенно не важно, какая страна произвела эту картину. Они поднимают и пропагандируют общечеловеческие ценности, работают на уничтожение жестокости. Хотя некоторые фильмы из того же СССР являются откровенной пропагандой советского образа жизни и политических идей, глядя на которые становится стыдно. К сча....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: