- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методологические основы анализа и оценки финансовых
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000580 |
Тема: | Методологические основы анализа и оценки финансовых |
Содержание
Введение Переход экономики России на рыночные отношения, а так же, связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства основанного на разных формах собственности, развития и становления инфраструктуры рынка и хозяйственного механизма, существенным образом изменили экономическую, информационную, и правовую среду функционирования предприятия. Изменения эти также затронули все стороны деятельности предприятий. Они получили не только независимость в управлении и ведении хозяйства, но и право распоряжаться ресурсами и результатами труда, в результате этого, предприятия несут полную ответственность за все свои действия и решения. От того насколько эффективна деятельность предприятия зависит коммерческий успех. При переходе к рыночной экономике предприятиям необходимо повышать эффективность производства, конкурентоспособность продукции на основе использования научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства. На этапе становления рыночной экономики предприятиям необходимо мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы. Важную роль в процессе играет анализ финансовых результатов предприятия. Финансовый результат деятельности коммерческой организации является очень сложной экономической категорией, правовым институтом. Установка правил и процедур создания финансового результата возможна с помощью нормативно-правового регулирования. Правовое регулирование вопросов, связанных с формированием финансового результата коммерческой организации, очень важно, так как финансовый результат влияет на уровень благополучия не только хозяйствующих субъектов, но и государства. Государство имеет право претендовать на часть полученных хозяйствующими субъектами прибылей в виде обязательных платежей. Финансовый анализ используется для изучения экономических процессов и отношений. Он выявляет сильные и слабые стороны предприятия и использует результат для принятия оптимального решения. С помощью анализа финансовых результатов работы предприятия можно выявить необходимые способы использования ресурсов и сформировать структуру предприятия. Анализ выступает в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и всей финансовой деятельности. Также он позволяет контролировать движения финансовых потоков, денежных средств предприятия, проверять соблюдение норм и нормативов расходования материальных, финансовых ресурсов и целесообразность осуществляемых затрат. В системе целей формулируемых собственниками предприятий, задача генерирования прибыли занимает центральное место. Прибыль – это доход от деятельности компании или предприятия за вычетом совокупных издержек: - эффект хозяйственной деятельности предприятия; - конечный результат; - вознаграждение за риск предпринимательской деятельности; - чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия. Прибыль – воспроизводимый ресурс хозяйственной деятельности предприятия. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников, следовательно, выше уровень самофинансирования, обеспечения реализации стратегических целей развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. Актуальность изучения особенностей анализа финансовых результатов заключается в том, что он позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов предприятия и деятельности в целом. Объект данного исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Розарио». Предметом исследования являются финансовые результаты деятельности ООО «Розарио». Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений и рекомендаций по повышению финансовых результатов деятельности ООО «Розарио». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть теоретические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности предприятия. 2. Проанализировать и оценить финансовые результаты деятельности ООО «Розарио». 3. Разработать и обосновать предложения по повышению финансовых результатов деятельности ООО «Розарио». Анализ финансовой деятельности считается важнейшим средством руководства и контроля производственной, хозяйственной деятельности предприятия в любой из отраслей хозяйства. В современной литературе достаточно широко освещены теоретические аспекты анализа финансовой деятельности предприятий такими авторами, как Савицкой Г. В, Грищенко О.В., Пястоловым С.М., Алексеевой А.И. Практическую основу выпускной квалификационной работы составили документы и бухгалтерская (финансовая) отчетность за три года деятельности ООО «Розарио. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. 1. Методологические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности предприятия 1.1. Понятие и сущность финансовых результатов деятельности предприятия Для принятия решения, имеющего не спонтанный характер, необходимо обоснование, опирающееся на некоторые аналитические процедуры. Смысл подобных процедур выходит за рамки простых арифметических действий или расчета бессистемно отобранных аналитических показателей. Под анализом подразумевается обширное понятие, лежащее в основе практической и научной деятельности человека. Он выступает в различных формах, как естественных, так и в общественных науках (химический анализ, математический анализ, экономический анализ). Анализ подразумевает под собой процедуру познания, мысленного или реального расчленения объекта на части.1 На рисунке 1 представлена классификация анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансового состояния отдельно взятого хозяйствующего субъекта, позволяющий выявить недостатки организации финансов, помогает ответить на вопросы о стабилизации финансово-экономического положения страны в целом2. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Рисунок 1. Классификация хозяйственной деятельности3 Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления финансовых отношений со всеми партнерами коммерческого дела. К ним можно отнести: • выручку от продаж и прочие доходы; • себестоимость реализованной продукции и прочие расходы; • прибыли и убытки организации. Эффективность функционирования предприятия определяется его способностью приносить достаточную выгоду, независимо от организационной и правовой формы, видов деятельности в условиях рынка, Прибыль – это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получает прибыли, тем лучше его финансовый результат. Прибыль является одной из форм денежных накоплений, создаваемых в предприятиях, отраслях экономики, это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности предприятия. На финансовый результат сильное влияние оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль является разницей между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в результате реализации. Если не подписан акт о выполнении работы, хотя работа принята и ее результат используется, то доход можно не признавать реализацией. Товары и продукция могут быть нереализованными, если не выполнены все условия договора: товары не оплачены. В отношении расходов, влияние учетной политики на прибыль гораздо выше. Связано это с тем, что расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат может значительно меняться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается цены товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. На рисунке 2 отражены виды прибыли, предлагаемые Н.Н. Селезневой. Рассмотрим каждый вид прибыли подробно: 1. По порядку формирования прибыль подразделяется на валовую, прибыль или убыток от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Валовая прибыль – это разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов: Ппр = Пв – Ру – Рк, (1) где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные: Пдо н/о = Ппр Содр Свдр, (2) где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы. В число операционных доходов входят поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия, поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности. Так же поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам). Поступления от продажи основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Рисунок 2. Классификация прибыли 4 Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; * расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; * расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); * расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов: Пч = Под Чдр , (3) где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы. Чрезвычайными доходами являются поступления, которые возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации). К таким обстоятельствам относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению, дальнейшему использованию активов. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, образовавшиеся как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества). 2. По источникам формирования подразделяют прибыль от реализации услуг, имущества, реализации продукции. Внереализационная прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Из определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, формирующимся на основе спроса и предложения. Каждое предприятие в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности сбывает не только товары, ранее приобретенное имущество, но и работы, услуги собственного производства, Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации является выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества, включая ценные бумаги и имущественные права. Все доходы от реализации имущества при налоговом учете формируются согласно общим правилам. Внереализационная прибыль – это основная часть балансовой прибыли (убытков) предприятия, отражающая финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), продажей основных средств, иного имущества. Определяется как доходы (убытки) за вычетом расходов по внереализационным операциям. 3. По видам деятельности можно выделить виды прибыли: * от обычного вида деятельности (операционная прибыль); * от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности. Доходом предприятия от обычного вида деятельности (операционная прибыль) является выручка от продажи товаров (работ, услуг). В «Отчете о финансовых результатах» показывается выручку за минусом НДС, акцизов и экспортных пошлин. 4. По характеру использования можно выделить следующие виды прибыли: направленная на дивиденды и нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль - это конечный финансовый результат, полученный по итогам деятельности предприятия за отчетный год. Такой вид прибыли характеризует увеличение капитала за отчетный год и за весь период деятельности предприятия (накопление капитала за этот период). Различают нераспределенную прибыль без учета решения о выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками) и нераспределенную прибыль с учетом решения о выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками) - первая показывается в «Отчете о прибылях и убытках» форма №2 как чистая прибыль, вторая — в бухгалтерском балансе. 5. По периодичности получения прибыль бывает чрезвычайная и регулярная. Термин "чрезвычайная" прибыль широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой. Он характеризует несвойственный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли является прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия. От цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц зависит использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль. Для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции - прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов. Для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная (реинвестированная) прибыль. Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов: * обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; * накопление собственного капитала; * выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике большая часть прибыли изымается в форме налогов, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.5 Согласно Главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации предприятиям предоставляется право направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. После уплаты налогов остается чистая прибыль. Она является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляется: - инвестирование капитального строительства; - расширение и реконструкция существующих основных фондов; - покрытие потребности в оборотных средствах; - создание финансовых резервов. Следует помнить, что направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.6 Таким образом, важнейшим финансовым показателем, определяющим способность предприятия обеспечивать необходимое для его нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения предприятием прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы: - насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы; - какие элементы в «Отчете о прибылях и убытках» могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; - насколько производительны осуществляемые затраты; - насколько эффективно управление предприятием. Сумма прибыли является основным показателем, характеризующим финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Следовательно поиск способов увеличения прибыли - это основная задача в любой сфере бизнеса. 1.2. Методика анализа и оценки финансовых результатов деятельности предприятия В процессе анализа используются различные методы и приемы с учетом поставленных целей и задач, а также имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных ресурсов, технического обеспечения. Метод экономического анализа – это способ познания хозяйственных процессов в их взаимосвязи, изменении и развитии. За долгое изучение анализа учеными и практиками были составлены стандартные методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиции отчетности с предыдущим периодом, которое позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей. Такой анализ заключается в построении аналитических таблиц, где абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста. При общей оценке динамики балансовой прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с балансовой прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение: Пб = Пб1 – Пб0, (4) где Пб - абсолютное отклонение по балансовой прибыли, тыс. руб.; Пб1, Пб0 – балансовая прибыль за отчетной и базовый периоды соответственно, тыс. руб. Затем определяют относительное отклонение. Это может быть темп роста: , (5) где Jб – темпы роста балансовой прибыли, %. Другой вариант – темпы прироста: , (6) Сравнение темпов изменения таких составляющих элементов балансовой прибыли, как прибыль от реализации продукции, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности представляется весьма важным. Оно позволяет определить факторы, оказавшие большее или меньшее влияние на конечный финансовый результат – балансовую прибыль. Вертикальный (структурный) анализ - в его основе лежит другое представление отчетности: в виде относительных величин, характеризующих структуру актива и пассива баланса с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Анализ каждого слагаемого балансовой прибыли позволяет оценить поступления и направления финансовых ресурсов. Так рост операционных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачей имущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущими периодами и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, – временной интервал. На основании этого строится линия, отражающую теоретическую динамику показателя. Подставив в уравнение регрессии порядковый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное значение показателя. Сравнительный анализ – основывается на сопоставлении значений аналогичных показателей. Это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - это главный элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей. Основывается он на расчете соотношения различных абсолютных показателей деятельности предприятия между собой, в процессе этого определяются относительные показатели, характеризующие отдельные результаты деятельности и финансового состояния предприятия. Наибольшее распространение получили следующие группы показателей: * коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; * коэффициенты оценки платежеспособности предприятия; * показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выражаемые в оценке их оборачиваемости; * коэффициенты оценки рентабельности; * показатели рыночной характеристики общества7. Этот метод занимает важное место в анализе, являясь наиболее эффективным, но и самым проблемным. Эффективность коэффициентов заключается в том, что они наиболее точно позволяют определить слабые и сильные стороны предприятия, выявить основные направления развитие показателей, степень воздействия факторов на результативный показатель. Но существуют проблемы с интерпретацией коэффициентов, необходим учет отраслевой и региональной специфик предприятия. А множественность коэффициентов, используемых в анализе, затрудняет однозначную оценку. В данном параграфе рассмотрим более детально показатели рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и позволяют дать наиболее обобщающую оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала в различных позициях. Все показатели рентабельности условно можно объединить в три группы8: * рентабельность продукции – соотношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; * рентабельность производства – отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции). Коэффициент рентабельности затрат характеризует окупаемость издержек производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции; * рентабельность капитала – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам. Коэффициент рентабельности собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень доходности собственного капитала, вложенного в данное предприятие, поэтому наибольший интерес представляет для существующих и потенциальных владельцев и акционеров, является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности предприятия, так как его уровень показывает верхнюю границу дивидендных выплат. Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о снижении уровня спроса на продукцию предприятия и о перенакоплении активов. Для расчета основных показателей рентабельности используются данные сводного баланса и отчета о прибылях и убытках (см. табл. 1). Далее нужно изучить методику факторного анализа рентабельности, так как центральным блоком анализа относительных показателей финансовых результатов является анализ рентабельности. Показатели рентабельности более плотно, чем прибыль, описывают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными потребленными ресурсами. Схема анализа показателей рентабельности предусматривает расчет и сравнение бюджетного и отчетного показателя, определение отклонения и оценку влияния различных факторов на это отклонение. Для этого необходимо показатель рентабельности изобразить в виде формулы зависимости от анализируемых факторов. Таким образом, показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Факторный анализ. Основными задачами факторного анализа являются следующие: 1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. 3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. Таблица 1. – Основные показатели рентабельности Наименование показателя Содержание показателя Формула расчета Рентабельность продаж Прибыль на единицу реализованной продукции стр. 2200 / стр. 2110 отчета Рентабельность основной деятельности Прибыль от реализации на 1 руб. затрат стр. 2200/ (стр. 2120 отчета + стр. 2210 отчета + стр. 2220 отчета) Рентабельность совокупного капитала Эффективность использования капитала. (стр. 1150 отчета - стр. 1170 отчета) / (стр. 1600 - стр. 252 - стр. 244) Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 отчета - стр. 2410 отчета) / (стр. 1300 - стр. 252 - стр. 244) Период окупаемости собственного капитала Число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в данную организацию (стр. 1300 - стр. 252 - стр. 244) / (стр. 1150 отчета - стр. 1170 отчета) Норма прибыли (ROS) Отношение чистой прибыли к валовому объему продаж стр. 2300 отчета / стр. 2110 отчета Доходность активов (ROA) Отношение чистой прибыли к совокупным активам организации стр. 2300 отчета / средняя величина активов (сумма строк 1600 баланса на начало и конец периода / 2) Доходность капитала (ROE) Отношение чистой прибыли к собственному капиталу организации стр. 2300 отчета / средняя величина собственных средств (сумма строк 1300 баланса на начало и конец периода / 2) 4. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями. 5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). 9 Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем внимательнее комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Нужно знать, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. Взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки. Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют следующую формулу: П = ОРП (Цеп-Пз)-Пост.з, (7) где Пз - переменные затраты на единицу продукции; Пост.з - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции. Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. С ее помощью можно определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 2. По этим данным проведем факторный анализ прибыли, используя следующие формулы: Таблица 2. - Данные для факторного анализа прибыли Наименование показателя Значение показателя По плану (п) По факту (ф) Объем реализации продукции (ОРП), шт. Цена единицы продукции (Цеп), тыс. руб. Себестоимость изделия (С), тыс. руб. В том числе переменные затраты (Пз) Сумма постоянных расходов (Пост.з), тыс. руб. Прибыль (П), тыс. руб. Пп=ОРПп(Цепп - Пзп) - Пост.зп, (8) где ОРПп - объем реализации продукции в плановом периоде. В следующей формуле используется объем реализованной продукции отчетного периода: П1=ОРПф(Цепп-Пзп)- Пост.зп, (9) П2=ОРПф(Цепф-Пзп)- Пост.зп, (10) П3=ОРПф(Цепф-Пзф)- Пост.зп, (11) Пф=ОРПф(Цепф-Пзф)- Пост.зф. (12) В формуле (10) используется значение переменных затрат планового периода, в то время как в формуле (11) рассматриваются переменные затраты отчетного периода, т.е. по факту. Общее изменение прибыли составляет: Побщ=Пф-Пп. (13) В том числе произошли изменения за счет: 1) количества реализованной продукции П1-Пф; 2) цены реализации П2-П1; 3) удельных переменных затрат П3-П2; 4) суммы постоянных затрат Пф-П3. Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя10. Методика, которая была рассмотрена, позволяет более точно вычислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли. 1.3 Факторы и резервы увеличения финансовых результатов деятельности предприятия Для того чтобы управлять прибылью, нужно знать механизм ее формирования, знать степень влияния и долю каждого фактора ее роста или унижения. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства. Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые. Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д. Коммерческие факторы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. Точность прогноза коммерческих факторов опирается на страхование рисков (риски утраты имущества, срыва поставок, отсрочка или отказа от платежа), так же опирается на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.). * Финансовые факторы, охватывающие выручку от реализации продукции и услуг, предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: * формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); * ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; * применение штрафных санкций; * изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; * стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь важен принцип «время - деньги»: от быстроты и величины поступление доходов зависит эффективность деятельности. Из этого следует, что не стоит пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия. К факторам, не з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: