VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика расследования взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012826
Тема: Методика расследования взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России
Содержание

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ 
(ФКОУ ВО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ)
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
     
Выпускная квалификационная работа

Тема «Методика расследования взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России»

Выполнил:
курсант 41 учебной группы
младший лейтенант внутренней службы
Васильев Александр Александрович


Руководитель:
профессор кафедры 
профессиональных дисциплин
доктор юридических наук
Каминский Александр Маратович


Решение о рекомендации к защите
_______________________________
              (рекомендована, не рекомендована)

Начальник кафедры                      ______________
                                                                                           (подпись)



Дата защиты     ________________                       Оценка ______________

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I. Криминалистическая характеристика взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России	7
1.1.	Содержание и структура криминалистической характеристики взяточничества	7
1.2.	Обстановка совершения взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России	14
1.3.	Способы совершения взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России	19
1.4.	Данные о личности типичного преступника	24
ГЛАВА II. Особенности возбуждения уголовных дел и первоначального этапа расследования по факту взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России	31
2.1. Проверка сообщения о преступлении	31
2.2. Проведение осмотра места происшествия	43
2.3. Обстоятельства, подлежащие установлению	55
ГЛАВА III. Особенности тактики производства следственных действий на последующих этапах расследования уголовных дел о взяточничестве в органах и учреждениях ФСИН России	60
3.1. Проведение обыска	60
3.2. Особенности назначения и производства судебных экспертиз	63
3.3. Особенности допроса обвиняемого(подозреваемого) при расследовании уголовного дела о взяточничестве в органах и учреждениях ФСИН России	75
3.4. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями и другими службами УИС при расследовании уголовных дел о взяточничестве в органах и учреждениях ФСИН России	81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	92



ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность. Коррупция в Российской Федерации на государственном уровне признана одной из основных угроз национальной безопасности страны1. Проявления коррупции делают уязвимыми различные достижения политической, социально-экономической, научной сфер деятельности общества, самым негативным образом оказывают влияние на развитие социально-правовых государственных институтов, выступают тормозом достижения главной цели современной уголовной политики – обеспечения безопасности общества. 
     Распространение коррупции отмечается во всем мире. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией она определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях. В международных документах обращается внимание на серьезность проблем, создаваемых коррупцией, которые могут поставить под угрозу стабильность и безопасность общества, подорвать демократические и моральные ценности и нанести ущерб социальному, экономическому и политическому развитию2. 
     Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию подчеркнул, что в 2016 году при выборах в Государственную Думу в программах депутатов основное место будет уделено место вопросам противодействия коррупции. «Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция – препятствие для развития России»3. 
     Коррупция в системе государственной службы определяется как использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для получения материальных и иных благ, и преимуществ. 
     Федеральная служба исполнения наказаний, являясь федеральным органом исполнительной власти, от лица государства делегирует сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, выполнение множества функций, в ходе исполнения которых они подвержены риску удовлетворять не только интересы государства, но и свои собственные. Именно в таких случаях и стоит говорить о возникновении коррупционных рисков, под которыми следует понимать такие обстоятельства, которые побуждают сотрудника на использование служебного положения в своих личных, а не публичных целях. 
     Корыстная и коррупционная преступность представляет собой распространенное криминогенное проявление в мире и имеет большие количественные показатели в странах с развивающейся экономикой. Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) не стали исключением в этом негативном процессе, так по итогам 2015 г. было возбуждено в 1,5 раза больше коррупционных дел, чем в предыдущем году, причиной такого роста является активная работа подразделений собственной безопасности территориальных органов. Как показывает анализ статистических сведений, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция к росту количества преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно – исполнительной системы. В то же время проблема коррупции в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы до настоящего времени остается малоизученной, статистические данные по этому вопросу не публиковались в открытых источниках, специальные научные исследования не проводились. 
     Таким образом, актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью устранения пробелов в системе криминологических знаний о коррупции в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы и необходимостью совершенствования мер предупреждения данного явления. 
     В специальной литературе, проблемы борьбы со взяточничеством освещаются достаточно подробно. Учеными юристами рассмотрены различные уголовно правовые и криминологические аспекты противодействия взяточничеству. Среди современных отечественных исследователей проблем борьбы со взяточничеством можно выделить работы С.А. Алтухова, В.В. Астанина, А.Н. Варыгина, Б.В. Волженкина, К.В. Головановой, А.И. Долговой, А.В. Куракина, В.В. Лунеева, А.Ф. Ноздрачева, А.З. Нурутдинова, Л.В. Петелиной, О.А. Плеховой, А.Д. Сафронова, Р.В. Скоморохова, А.А. Тирских, Т.А. Хабибуллина, В.А. Шабалина, П.А. Шурыгина, П.С. Яни.
     Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ организационно-тактических основ расследования взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России.
     Задачи:
     1. Анализ криминалистической характеристики коррупционных преступлений, совершаемых в УИС;
     2. Рассмотрение особенностей возбуждения уголовных дел;
     3. Изучение особенностей первоначального этапа расследования;
     4. Анализ особенностей последующего этапа расследования;
     5. Рассмотрение предупреждения коррупционных преступлений.
     Объектом данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникли при возникновении коррупционных отношений в сфере деятельности уголовно – исполнительной системы и методики их расследования.
     Предметом данного исследования являются нормы права, регламентирующие общественные отношения, возникшие при возникновении коррупционных отношений в сфере деятельности уголовно – исполнительной системы и методики их расследования.
     Методология выпускной квалификационной работы. В данной работе нами были использованы такие методы, как:
     * логический метод;
     * метод анализа;
     * иные методы.
     Теоретическая значимость данного проведенного исследования состоит в обобщении теоретических научного данных в сфере расследования и предупреждения коррупционных преступлений в УИС.
      Практическая значимость выпускной квалификационной работы выражается в возможности использования результатов исследования в сфере расследования и предупреждения коррупционных преступлений в УИС и проведении лекционных занятий в ВУЗах.
     Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. Криминалистическая характеристика взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России

1.1. Содержание и структура криминалистической характеристики взяточничества
     
     В современных условиях социально-экономических и политических преобразований, непростой политической обстановки, в том числе внешнеполитических угроз, особая роль принадлежит органам государственной власти и управления. Представляется очевидным, что для жизнеспособности государства, стабильности системы управления, недопущения роста преступности и других негативных явлений необходима слаженная, четкая и эффективная работа государственного аппарата, поддержка и доверие населения к органам власти. В этой связи особую тревогу вызывают факты получения взятки работниками органов власти и управления, а также ошибки в правоприменительной практике относительно квалификации взяточничества. Таким образом, вышеуказанные факты определяют актуальность данного исследования. 
     Получение взятки – одно из самых опасных и распространенных преступлений против интересов службы. Изучение и анализ литературы позволяет сделать вывод, о том, что взяточничество это - интернациональная проблема. Она свойственна всем странам. 
     Согласно докладу Министерства внутренних дел Российской Федерации «О мерах по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за 6 месяцев 2017 года» в I полугодии 2017 года поставлено на учет в ФКУ «ГИАЦ МВД России», 1656 (+4% к предыдущему периоду) сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления. Из них 1010 человек (+5,4% к предыдущему периоду) совершили должностные преступления и преступления против правосудия, число которых составило 1784, что на 23,8% выше показателя предыдущего периода. Судами различных инстанций осуждено за I полугодие 2017 года 912 сотрудников органов внутренних дел (что на 33,5% выше показателя предыдущего периода). Из них – 159 (+11,2%) за преступления категории «взяточничество»4. Данные факты, на наш взгляд, свидетельствуют о тревожной ситуации, так как взяточничество в системе правоохранительных органов является наиболее опасной формой. 
     По данным Федеральной службы государственной статистики в 2016 году зарегистрировано 11,9 тысяч преступлений категории «взяточничество», что на 2,5% выше показателя 2015 года. В свою очередь, показатель 2015 года выше показателя предыдущего года на 18,1%. 
     В настоящее время получение взятки предусмотрено ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, закрепленной в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». На сегодняшний день взяточничество проникает в современное общество в самых различных видах и формах. Взятка всегда существует в материальном аспекте. Взятки могут предоставляться в виде каких-либо услуг, в материальном виде, то есть это деньги, различные земельные участки, ценные бумаги. Формы взяток бывают двух видов – открытые взятки и завуалированные. 
     Самыми распространенными открытыми взятками могут быть деньги, в том числе и иностранная валюта, ценные бумаги, различное имущество. Завуалированные взятки могут представлять собой заключенные трудовые договоры, являющиеся фиктивными, прощение долга, занижение стоимости передаваемого имущества. По этому поводу в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 24 сказано, что: «Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)».
     Различают также взятку – благодарность, взятку – вознаграждение, взятку – подкуп. Взятка – благодарность. Данная взятка характеризуется тем, что она передается должностному лицу уже после совершения определенных действий. Следует отметить, что такие действия являются правомерными, то есть лицо выполняло свою работу, за что впоследствии получило какую-либо благодарность и заранее не обговаривается между сторонами. Взятка – вознаграждение. Имеет место после совершения должностным лицом определенных, заранее оговоренных действий. Взятка – подкуп. Передается взяткополучателю до момента совершения им определенных действий. Иными словами, как бы подталкивает и стимулирует его. 
     Отталкиваясь от сфер нашей современной жизни, взяточничество можно разграничить на политическое и экономическое. Экономическое взяточничество определяется подкупом, с целью получения определенного выгодного результата. Касаемо взяточничества политического, то оно находит свое место, так сказать, в политической элите, верхушке власти. Например, чиновники распределяют между собой какие-либо блага, давая взятку кому-либо за молчание, а также действия, направленные на удержание власти, например, вброс бюллетеней на выборах. При таких обстоятельствах нанимаются люди, которые за определенное вознаграждение выполняют такие действия, а другие закрывают на это глаза. На сегодняшний день имеет место быть огромное количество таких выходящих из ряда вон ситуаций. По телевидению и в прессе наглядно демонстрируются случаи вброса бюллетеней. 
     По масштабам взяточничество можно подразделить на крупное и мелкое. Мелкое взяточничество в умах людей является некой нормой. Оно позволяет решать какие-то незначительные бытовые вопросы между людьми, мелкими организациями. Крупное взяточничество охватывает более весомые сферы жизни людей, оно отличается суммами и размерами различных благ, предоставляемых определенным лицам. 
     Обратимся к опыту другим стран. В.М. Рейсмен в своей работе выделял три вида взяток: 
     1) деловая взятка, то есть это платеж государственным служащим с целью обеспечения или же ускорения выполнения должностными лицами своих обязанностей по службе;
     2) тормозящая взятка, это плата должностному лицу непосредственно за приостановление определенных действий или неприменение каких-либо мер там, где они должно быть применены;
     3) прямой подкуп – это, как уже приводилось в пример в работе ранее, подкуп именно должностного лица, в целях дальнейшего с ним сотрудничества5.
     Анализируя приведенные виды взяток, можно провести параллель и с Россией. На мой взгляд, в России имеют место быть такие же взятки. Н.П. Яблоков производит следующее деление: «По особенностям передачи взятки обычно выделяют два основных способа взяточничества: без посредников; с посредниками. По второму основанию – наличию давления – выделяют взяточничество: с вымогательством; без вымогательства. По характеру служебных действий можно выделить взяточничество, связанное с совершением: незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя; законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя. 
     По наличию сговора различают взяточничество: с предварительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; с предварительным сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода от неопределенного круга лиц; получение систематических взяток в разных формах, но от организованной преступной группы»6. Все описанное автором также встречается в судебной практике. В свою очередь А.И. Долгова определяет такие виды коррупционной сделки, как двусторонняя сделка по обоюдному желанию, вымогательство взятки должностным лицом и активный подкуп служащих7. 
     С развитием общества и новых технологий на сегодняшний день существует огромное количество способов передачи предмета взятки, а именно:
     1) Замаскированной передачей денежных средств;
     2) Использованием банковских счетов третьих лиц;
     3) Фиктивной работой, деятельностью; 
     4) Под видом пожертвований. 
     Установление всех обстоятельств, в частности способа передачи предмета взятки является важным аспектом доказывания. Очевидно, что на сегодняшний день способы передачи предмета взятки стали наиболее замаскированными.
     Предмет преступления – взятка, которая может быть в форме денег, ценных бумаг или иной материальной выгоды. Предметом также могут быть услуги имущественного характера (например, ремонт квартиры). 
     А.И. Долгова в своей работе высказывает интересное мнение о том, что: «Слово «взяточничество» отражает такое положение дел, когда подкупающая и подкупаемая стороны заранее договариваются не о конкретных деяниях, которые следует совершить одной стороне за вознаграждение, а о покупке лица как бы на корню. При этом данное лицо получает регулярное вознаграждение и даже не догадывается, какое задание ему придется выполнять и когда именно. Субъект взятки оказывается в этом случае зависимым от покупателя: он продается – «закладывает» свои полномочия, возможности, связи и т. п. Им осуществляется своеобразная «сделка с дьяволом», и трудно бывает предсказать, что может потребовать «дьявол». Да и сама подкупающая сторона не всегда это знает заранее. Нередко она поначалу просто привязывает к себе «клиента» подачкой». Трудно не согласиться, что и такие ситуации возможны и не редки. Действительно, возможно такое поведение взяткополучателя и взяткодателя, при котором предметы взятки поначалу передаются без выполнения другой стороной определенных действий. В последующем же, когда у взяткодателя возникнет ситуация, требующая разрешения, он обратиться к должностному лицу за «помощью». 
     Подводя итоги и исходя из принципов необходимости, общности и целостности, выражающих сущность системы преступного деяния как реального явления, можно выделить следующие элементы криминалистической характеристики коррупционных преступлений в сфере деятельности УИС России: 
     а) субъекты взяточничества;
     б) предмет взятки;
     в) физическая деятельность субъектов взяточничества; 
     г) психическая деятельность субъектов взяточничества;
     д) факты — последствия взяточничества; 
     е) время совершения взяточничества; 
     ж) место совершения взяточничества и др.
     Как показывает практический опыт, перечисленные системные элементы определяют круг обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории, а также элементы преступного посягательства, которые необходимо учитывать при планировании проведения оперативно-розыскных мероприятий и оценке полноты, всесторонности и объективности, собранных по делу доказательств.
     


1.2. Обстановка совершения взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России
     
     Важная криминалистическая информация обычно содержится в обстановке совершения преступления. Под обстановкой совершения преступления в криминалистическом аспекте понимается система взаимодействующих между собой объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические и иные условия окружающей среды, особенности поведения непрямых участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления. 
     Среди ученых не выработано единой точки зрения по данной проблеме, существует несколько концептуальных подходов к пониманию обстановки преступления. Так В.К. Гавло трактует обстановку совершения преступления как особенности связи субъекта преступления с той средой, в которой оно подготавливается, совершается и скрывается, не конкретизируя, однако, элементы этой обстановки, в связи с чем предлагаемое им определение носит абстрактный характер.8
     Представители другой точки зрения под обстановкой совершения преступления понимают совокупность пространственно-временных, производственно-бытовых и поведенческо-психологических факторов, характеризующих место, время, объект и предмет совершения посягательства, состав участников и характер их взаимоотношений с потерпевшим и иными лицами, а также материальные элементы окружающей среды, которые влияют на способ и механизм совершения преступления.  
     С.Г. Евдокимова определяет обстановку преступления, как систему взаимодействующих между собой до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления объектов, явлений и процессов, определяющих возможность, условия и иные обстоятельства его совершения. 
     Н.П. Яблоков определяет обстановку совершения преступления как систему взаимосвязанных между собой до, в момент совершения преступления, характеризующих место, время, особенности поведения участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности.9
     Как правило, время и место передачи взятки избираются самими участниками преступной деятельности, поэтому они зависят от субъективного усмотрения взяткодателя, взяткополучателя, соучастников. Условия же совершения взяточничества, носят, как правило, объективный характер.  
     Для взяточничества существенное значение имеют экономическое положение взяткодателя, в связи с этим можно выделить следующие условия, характеризующие обстановку взяточничества10: 
     1) Правовой статус, структуру 	органа, в котором работает взяткополучатель; 
     2) Полномочия 	должностного 	лица; 
     3) Осуществляемый учет и контроль; 
     4) Договорные, деловые, производственные связи с другими органами и организациями; существующие недостатки; 
     5) Система документооборота, сопровождающего деятельность органа или учреждения, а также принятие решений. 
     Важнейшими элементами обстановки совершения взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России являются место и время рассматриваемых посягательств. Знание о месте и времени передачи взятки и выполнении служебных действий в интересах взяткодателя служит основанием для выдвижения версий о субъектах преступления, способах его совершения, предмете взятки11.
     При расследовании взяточничества место передачи взятки определяется в зависимости от того, какой характер она имела: овеществленный или документальный. 
     Передача взятки, имеющая овеществленный характер может осуществляться в следующих местах: 
     - Служебный кабинет должностного лица; 
     - Квартира, дача или машина взяткодателя, или взяткополучателя; 
     - Общественные места: на улице, в кафе, общественном транспорте в которых происходят, как запланированные, так и незапланированные встречи взяткодателя и взяткополучателя; 
     - Номера гостиниц либо служебных помещений, о встрече в которых договаривались субъекты взяточничества. 
     Местом передачи взятки, носящей документальный характер, как правило, является та организация, ведомство, в которой происходит оформление той или иной документации, характер которой имеет форму взятки. 
     Время как философская категория обладает такими основными свойствами, как длительность, последовательность, становление времени. 
     В зависимости от времени передачи предмета взятки и выполнения служебных действий (бездействия) взяткополучателем взятки могут быть подразделены на два вида12:  
     1) взятки, передаваемые безотносительно ко времени выполнения служебных действий (бездействия) в интересах взяткодателя;  
     2) взятки, передаваемые в зависимости от времени выполнения служебных действий в интересах взяткодателя.
1.3. Способы совершения взяточничества в органах и учреждениях ФСИН России

     В настоящее время проблемам борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми сотрудниками правоохранительных органов, уделяется достаточно большое внимание, поскольку они представляют собой существенное препятствие на пути преодоления криминогенной обстановки в России. Не является исключением и уголовно-исполнительная система, где также ежегодно регистрируются факты коррупционных преступлений. Следует отметить, что в отношении сотрудников УИС ежегодно возбуждается значительное количество уголовных дел, практически половина из которых по преступлениям коррупционной направленности. Так, в 2013 г. в отношении 336 сотрудников УИС было возбуждено 325 уголовных дел, из них 146 коррупционной направленности, в 2014 г. – 414 уголовных дел всего, из них 177 коррупционной направленности, в 2015 г. – 441 и 178 соответственно, в 2016 г. – 357 и 160, в 2017 г. – 362 и 165.13
     Как показывает практика, выявление, быстрое раскрытие, эффективное расследование и предупреждение преступлений коррупционной направленности в современных условиях практически невозможны без знания наиболее типичных и распространенных способов их совершения.
     Под способом совершения преступления в криминалистической литературе традиционно понимается объективно и субъективно обусловленная система поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления, оставляющая различного рода характерные следы, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобразии преступного поведения правонарушителя, его отдельных личностных данных и соответственно определить наиболее оптимальные методы решения задач раскрытия преступления14.
     Анализ практики раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, в том числе совершаемых в УИС, позволил прийти к выводу о многообразии способов их подготовки, совершения и сокрытия. В то же время следует подчеркнуть, что практически все способы совершения преступлений коррупционной направленности в УИС имеют свои индивидуальные, присущие только им признаки, по которым их можно распознать и классифицировать в отдельные общие группы по тем или иным основаниям.15
     1. Способы совершения преступлений в зависимости от пределов должностных полномочий: в пределах предоставленных полномочий; с превышением служебных полномочий.
     2. Способы (группы способов), характерные для конкретных преступных посягательств: способы подготовки, совершения и сокрытия взяточничества; способы подготовки, совершения и сокрытия злоупотребления служебным положением или превышения должностных полномочий; способы подготовки, совершения и сокрытия служебного подлога; способы подготовки, совершения и сокрытия доставки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при совершении этих действий лицом с использованием своего служебного положения; иные (нецелевое расходование бюджетных средств).
     3. Способы, выражающиеся в активных действиях и проявляющиеся в форме бездействия. К ним можно отнести следующие: внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; издание незаконных приказов и распоряжений; сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий; временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды; осуществление закупок товаров, работ, услуг с нарушением установленной процедуры; злоупотребления сотрудников в связи с оформлением документов на условно-досрочное освобождение осужденного; доставление на территорию исправительного учреждения за определенное вознаграждение предметов, запрещенных правилами внутреннего распорядка.
     При бездействии коррупционные преступления могут заключаться, например, в укрывательстве начальником совершенных на территории исправительного учреждения преступлений (правонарушений) за незаконное вознаграждение.16
     Таким образом, с учетом анализа практики борьбы с преступлениями коррупционной направленности в УИС следует выделять три основных общих группы способов их совершения. Вместе с тем в зависимости от вида и обстоятельств совершения конкретного коррупционного преступления можно выделить и частные способы. Например, способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений коррупционной направленности, связанные с доставкой запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений, в свою очередь, достаточно разнообразны и зависят от ряда факторов (от выбора предмета преступления, от наличия конкретных возможностей сотрудника исправительного учреждения по использованию своего служебного положения и проч.).
     В частности, способы доставки наркотических средств и психотропных веществ на территорию исправительного учреждения могут быть классифицированы по ряду оснований: 
     1) в зависимости от субъекта, осуществляющего доставку: 
     – аттестованными сотрудниками УИС; 
     – лицами из числа вольнонаемного состава УИС; 
     2) в зависимости от способа передачи: 
     – контактным способом; 
     – бесконтактным способом; 
     3) в зависимости от механизма доставки: 
     – путем переброса через основное ограждение. Перебросы осуществляются в местах, наиболее уязвимых с точки зрения охраны. Их могут совершать как лица из подразделений, охраняющих исправительные учреждения, так и лица из числа вольнонаемного состава; 
     – с использованием транспортных средств, имеющих право проезда на территорию исправительного учреждения. Провоз осуществляется в грузах, с использованием транспортных средств как самими сотрудниками учреждения, так и гражданскими лицами в соучастии с сотрудниками исправительного учреждения; 
     – с использованием тайников в одежде и обуви, сопутствующих предметах при прохождении через контрольно-пропускной пункт исправительного учреждения.17
     Кроме того, следует отметить, что способы совершения коррупционных преступлений, связанных с доставкой запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения, могут, на наш взгляд, совершаться как посредством действия, так и путем бездействия, имеющего место в тех случаях, когда сотрудник в силу своих служебных обязанностей не занимается их предотвращением.
     Таким образом, приведенный перечень групп и видов способов совершения преступлений коррупционной направленности, безусловно, не является исчерпывающим, однако в настоящей статье основное внимание было акцентировано лишь на способах, являющихся наиболее типичными и имеющими значительное распространение в УИС.

     1.4. Данные о личности типичного преступника
     
     Понятие личности преступника является социально-правовым. Это означает, что к личности преступника нельзя подходить только с позиции представлений о ней как о совокупности социальных свойств отдельного индивида18. Носителем личности преступника может быть только человек, который обладает таким важнейшим правовым признаком как состояние с государством в уголовных правоотношениях. Таким образом, по формальному основанию существование понятия личности преступника по отношению конкретному индивиду ограничено во времени19.
     В литературе иногда указывается, что о личности преступника можно говорить лишь при официальном признании лица по приговору суда виновным в совершении преступления20.
     Правовой признак понятия личности преступника особых проблем не вызывает, поскольку суть его достаточно проста и сводится в основном к совершению конкретным лицом преступления. Гораздо сложнее обстоит дело с социальным признаком этого понятия.
     Данную проблему можно четко сформулировать в виде следующего вопроса: есть ли такие социальные свойства личности преступника, которые отличают его от личности законопослушного гражданина?21
     Развитие криминологических исследований показало, что негативные социальные свойства есть не только у лиц, совершивших преступления, но и ряда законопослушных, не совершавших преступление, но предрасположенных к этому. И, наоборот, многие преступники после совершения преступления в силу глубокого морального раскаяния утрачивали имевшиеся у них ранее социально негативные качества. В результате криминологи пришли к выводу, что нет не только черт личности, фатально определяющих преступное поведение, но нет и единственного свойства или группы свойств, отличающих преступника от законопослушного гражданина. Этот вывод явился отправным для дальнейшего разделения позиций криминологов22. 
     Одна группа исследователей совершенно справедливо предложила расширить предмет криминологии и включить в него не только изучение преступников, но и лиц, предрасположенных к совершению преступлений23. Другая группа криминологов посчитала, что личность преступника — это собирательное, статистически значимое правовое понятие, которое означает, что лицо совершило преступление и не более того. В связи с этим, по мнению этих криминологов, исследования должны быть сосредоточены на изучении социально-психологического механизма индивидуального преступного поведения, отражающего взаимодействие свойств личности с ситуацией совершения преступления24. 
     Таким образом, во многом понятие личности преступника было сведено к понятию субъекта преступления и предлагалось отказаться от изучения такой личности.
     По мнению Л.М. Прозументова и А.В. Шеслера, сторонники этой точки зрения преподнесли нам наиболее важное решение. Так как обществу в целях профилактики всегда будет необходим среднестатистический «портрет» преступника, содержание которого будет наполнено не только правовыми, но и социальными свойствами.
     И так, личность преступника — это совокупность негативных социальных и социально-психологических свойств и качеств человека, которые во взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией привели его к совершению преступления25.
     Объектом криминологического изучения являются: 
     - конкретные лица, совершившие преступления; 
     - определенные социальные типы преступников и их статистические совокупности; 
     - взаимодействие отдельных преступников, социальных типов преступников с социальной средой, детерминирующее преступное поведение на индивидуальном, групповом и массовом уровне.
     По мнению некоторых исследователей, большое значение для характеристики личности преступников, совершивших коррупционные преступления, является возраст, поскольку он во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов и образ жизни, и это не может не сказаться на противоправных действиях. Наибольшее количество коррупционных преступлений совершается лицами в возрасте от 31 года до 40 лет 36% и от 41 года до 50 лет – 36%. Лица моложе не имеют соответствующего должностного положения. Для более старших лиц, характерны осторожность и законопослушность26.  
       Сегодня преступления против интересов службы представляют особую опасность для общества. Они составляют стержень коррупции, способствуют «загниванию» аппарата власти, подрывают принцип верховенства права, дискредитируют авторитет власти в глазах обычных людей, порождая недоверие к ней27.
     Стоит подчеркнуть, что преступления коррупционной направленности характеризуются особенным специальным субъектом, которым выступает должностное лицо. Портрет преступника с криминологической точки зрения – мужчина в возрасте 30–49 лет. Обычно должностное лицо различных учреждений УИС, с высшим образованием, как правило, ранее не судим, положительно характеризуется по месту работы, оценивается коллегами как квали.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44