- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика организации дополнительного образования по робототехнике
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013749 |
Тема: | Методика организации дополнительного образования по робототехнике |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им.В.П.Астафьева) Институт математики, физики, информатики Кафедра технологии и предпринимательства Кременецкий Евгений Игоревич Выпускная квалификационная работа Тема: Методика организации дополнительного образования по робототехнике. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Руководитель ВКР Бортновский С.В. _________________________ Обучающийся Кременецкий Е.И. Красноярск 2018 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 1.1. Анализ нормативных документов по организации обучения учащихся в основной школе 8 1.2 Возможности дополнительного образования в обучении технологии. Дистанционные технологии в школьном образовании 24 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 35 2.1 Описание методики организации обучения технологии в основной школе на примере курса «Образовательная робототехника» 35 2.2 Методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода изучения технологии в рамках интеграции дистанционного курса «Образовательная робототехника» 41 2.3. Опыт введения в практику дополнительного образования курса «Образовательная робототехника" 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71 2 Введение Изменения в современной системе образования, предполагают повышение требований к качеству подготовки учащихся в школе. Задача образования состоит в том, чтобы знания приобретались с учетом будущей деятельности и способствовали развитию надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования и среднего (полного) общего предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия формируются через использование системно-деятельностного подхода, который является методологической основой обучения и обеспечивает: • Проектирование и создание развивающей образовательной среды образовательного учреждения; • Построение образовательного процесса с учетом характерных, возрастных, психологических и физиологических особенностей. • Выстраивание готовности к саморазвитию и постоянному образованию; • Активную учебно-познавательную деятельность учащихся; Реформы образования, в концепции реализации личностно-ориентированного подхода, меняет обычную для педагогов практику обучения, и требуют значимых изменении: • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие и самореализацию личности. • обновление курса образования Эти преобразования влияют на деятельность учреждений. Содержание образования в них претерпело значительные изменения, а образовательные технологии обновляются медленно. 3 В нормативных документах вводится право каждого учащегося на внеурочную деятельность, призванную приоритетно развивать личность обучающегося. Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего призвано расширить компетентностную составляющую общего образования. Таким образом, характеристики дополнительного образования, такие как добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории необходимо максимально перенести в область общего образования, поскольку в данных условиях возникает мотивация на учебную деятельность. Педагогические технологии дополнительного образования сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с окружающими, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности обучающихся и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. В системе дополнительного образования обучающихся необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания. Однако, эффективных технологий межпредметных связей и интеграции основного и дополнительного образования предложено недостаточно. Все выше изложенное позволяет сделать вывод о существовании противоречий: -с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности интеллекту человека, его общей культуре, а с другой стороны - фактическим уровнем подготовленности педагогического состава, к выполнению этих требований; 4 - с одной стороны необходимостью формирования УУД, а с другой стороны - недостаточной разработанностью современных технологий организации обучения для их формирования. Эти противоречия, а также все вышеизложенное, обуславливают актуальность исследования на тему «Технология организации дополнительного образования по робототехнике». Цель исследования: разработать методику организации дополнительного образования по робототехнике в основной школе. Объект исследования: процесс дополнительного образования учащихся в школе. Предмет исследования: методическое обеспечение дополнительного образования по робототехнике в основной школе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Задачи исследования: • Проанализировать Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования и среднего (полного) общего образования; • Проанализировать основные подходы в преподавании технологии в учебных заведениях в условиях новых образовательных стандартов и выявить особенности преподавания технологии в условиях системно-деятельностного подхода; • Проанализировать учебно-методическую литературу по теории и методике обучения технологии; • Разработать методические рекомендации и специальную систему диагностических заданий для реализации системно-деятельностного подхода в рамках модели интеграции общего и дополнительного образования, апробировать технологию организации обучения дополнительного образования по робототехнике и специальную систему диагностических заданий с учащимися. 5 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности: -теоретические методы исследования (анализ методической литературы); -экспериментальные методы и формы работы (исследования констатирующего и поискового характера с использованием анкетирования, наблюдения педагогических явлений, опытная проверка и частичное внедрение предлагаемых методических решений). Исследование осуществлялось в три этапа: На первом этапе были сформулированы цель исследования и задачи для ее реализации, выдвинута гипотеза, проводился сбор информации по проблеме исследования, а также анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, был проведен констатирующий эксперимент, в задачу которого входило изучение и анализ проблемы формирования УУД при обучении технологии. На втором этапе была разработана технология организации дополнительного образования по робототехнике и система заданий, с помощью которых можно определять уровни сформированности не только УУД. На третьем этапе, введен в практику дополнительного образования курс «Образовательная робототехника». Научная новизна результатов выпускной квалификационной работы: - Разработана методика (технология) для реализации системно-деятельностного подхода в рамках модели интеграции общего и дополнительного образования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - расширены представления о теоретических основах формирования УУД, о необходимости интеграции дополнительного образования на разных этапах обучения технологии; 6 - разработана методика определяющая уровень формирования УУД учащихся при обучении технологии в рамках интеграции дополнительного образования. Практическая значимость исследования состоит в следующем: -разработаны технология организации дополнительного образования и методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода изучения технологии в рамках интеграции дистанционного курса «Образовательная робототехника»; -разработана система формирующих и диагностических заданий для выявления уровней сформированности УУД, в рамках курса дополнительного образования. На защиту выносятся: Разработанная технология организации дополнительного образования, которая включает в себя: -систему разноуровневых заданий межпредметного характера; -экспериментальное обоснование формирования УУД при обучении технологии в рамках интеграции дополнительного образования. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, четыре приложения, библиографический список. Выпускная квалификационная работа состоит из 68 страниц, 2 таблиц, четырех приложений, 16 источников литературы. Общий объем составляет 72 страницы. 7 Глава 1. Интеграция общего и дополнительного образования как механизм реализации ФГОС 1.1. Анализ нормативных документов по организации обучения учащихся Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ провозглашает образование основой духовного, социального, экономического и культурного развития общества и государства. В законе РФ сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В связи с изменениями, происходящими в Российском Государстве в последние годы, в отечественной педагогике углубляется поиск инновационных технологий, определения совокупности условий, обеспечивающих адекватное и всестороннее развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Обобщенные результаты обучения технологии метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология»: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; – проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; 8 – мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; – самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов; – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; – выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; – использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; – согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; – объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; – диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. – обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; 9 – соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология». В познавательной сфере: ? рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ? оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ? ориентация в имеющихся и возможных технических средствах, технологиях создания объектов труда; ? владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; ? классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; ? распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; ? владение кодами и методами чтения, способами графического представления технической и технологической информации; ? применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; 10 * владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; ? применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: ? планирование технологического процесса и процесса труда; ? подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; ? проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; ? подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; ? проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; ? выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; ? соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; ? соблюдение трудовой и технологической дисциплины; ? обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; ? выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; ? подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; 11 ? контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; ? выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; ? документирование результатов труда и проектной деятельности; ? расчет себестоимости продукта труда; ? экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере: ? оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; ? оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; ? выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; ? выраженная готовность к труду в сфере материального производства; ? согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; ? осознание ответственности за качество результатов труда; ? наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; ? стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: ? дизайнерское проектирование технического изделия; ? моделирование художественного оформления объекта труда; ? разработка варианта рекламы выполненного технического объекта; 12 ? эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; ? опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: ? формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; ? выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; ? оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов; ? публичная презентация и защита проекта технического изделия; ? разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; ? потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. В психофизической сфере ? развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; ? достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение: – трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; – умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; 13 – навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, по смыслу базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Сравнивая их, особенностями системного подхода являются: • Определять процесс обучения технологии как систему основных понятий, законов, теорий и т.д.; • Исследовать каждый элемент основных понятий, законов, теорий и т.д. в целях определения и обеспечения полноты их состава; • Определять всю совокупность структурных связей в изучении основных понятий, законов, теорий и т.д. и в случае необходимости изменять, делать структуру их изучения с учетом современных научных достижений по технологии; • Определять конечные результаты обучения технологии и предвидеть возможные шаги достижения этих результатов и уровни развития 14 системы образования как важнейшее условие совершенствования процесса обучения технологии в школе. Особенности деятельностного подхода: • Выявление характерных свойств личности современного ученика как гражданина, и опоре на эти свойства при моделировании основных направлений и содержаний его процесса обучения. • Образование (воспитание, обучение и развитие) учащихся может быть обеспечено только путем овладения ими деятельностью в процессе обучения технологии; • Моделирование целевой структуры учебной деятельности, в процессе обучения и воспитания учащихся на уроках технологии; Системно-деятельностный подход предполагает: • Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира на уроках технологии; • Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности в процессе обучения технологии с помощью специальной системы задач; • Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук) в процессе обучения технологии; • Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности; • Соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям; • Разнообразие особых образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, включая одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 15 В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями. Деятельностный компонент системно-деятельностного подхода реализуется через универсальные учебные действия (далее УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности [19]. Универсальные учебные действия подразделяются на группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия. Одной из основных задач ФГОС является развитие в личности способности к самореализации. Преподавание технологии в школе должно быть ориентировано на развитие личности ученика, ценностного и личностного отношения учащихся 16 к окружающим, к предмету «технологии» и к себе. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира. У учащихся формируется умение самостоятельно приобретать новые знания, практические умения, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к технологии, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать на уроках технологии при решении экспериментальных задач, при выполнении лабораторных работ, при решении количественных и качественных задач. В процессе обучения технологии, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя наблюдение, планирование, моделирование, подбор приборов и построение установок, выдвижение гипотез, измерение и представление обобщенных результатов. Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД. • Общенаучные УУД включают в себя: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. На уроках технологии школьники учатся воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке технологии учащиеся приобретают с помощью использования, вывода и преобразования физических формул. • Универсальные логические УУД. В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). 17 Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа над проектами, подготовка к выступлению на открытых уроках, конференциях и т.д. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке технологии. Системный компонент системно-деятельностного подхода реализуется через системность выполнения заданий, формирующих УУД. Говоря о формировании УУД обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Системность обучения постоянно находится под воздействием социальной среды как системы, подобные изменения необходимо учитывать. Представление о содержании и видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса. Формирование УУД в системно-деятельностном подходе обучения реализуется через применение различных образовательных технологий: 18 информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии и др. Информационно – коммуникационная технология Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Достижение поставленных целей планируется через реализацию следующих задач: • использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе; • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию; • формировать и развивать коммуникативную компетенцию; • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению; • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути Технология критического мышления Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. 19 Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: • На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. • На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. • Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Проектная технология Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной 20 жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Технология проблемного обучения Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве 21 проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. • строят гипотезу • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности • аргументируют,проводятэксперименты,наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Игровые технологии Игра ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Пути совершенствования деятельности организации дополнительного профессионального образования
- Организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»)
- Исторический обзор развития дополнительного образования в России