VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исторический обзор развития дополнительного образования в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016889
Тема: Исторический обзор развития дополнительного образования в России
Содержание
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТУДИЙ НХТ И ДПИ
       1.1 Исторический обзор развития дополнительного образования в России
      Актуальность  воспитания и развития будущего поколения существует с момента появления человечества. Результатом  воспитания является подготовка детей к определенному виду деятельности, в зависимости от места личности в жизни общества. Жизнь государства и его процветание напрямую зависит от деятельности тех, кого оно воспитывало [№ ?Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. // Педагогика, 1989].
      История появления и развития дополнительного образования в России уходит своими корнями в далекое прошлое. Древние философы считали, что воспитание должно проходить в двух направлениях - эстетическое и физическое. Платон (427-348 до новой эры) считал - воспитание должно быть для души и для тела. А Демокрит (460–370 до новой эры) утверждал, что природа и воспитание подобны: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу. Он считал, что хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы. 
       В России  в XVIII веке стали появляться формы внешкольного образования для детей. В 30-х годах XVIII в. воспитанник Шляхетского  кадетского корпуса в Петербурге, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. Они собирались вместе читали свои литературные пробы, затем стали издавать свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». [7, с. 30 Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с. ] 
       Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) считал, что одной из основных задач учителя является развитие у ребенка желания и способности приобретать новые знания. [ Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11 томах. т.6 // Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950,  15 с.254].
       Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. У истоков развития внешкольных форм работы стояли представители прогрессивной интеллигенции – П. Ф. Лесгафт, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатов, С. Т. Шацкий, Н. Вентцель и другие. Они ставили перед собой цель создать благоприятные условия для индивидуального развития личности, формирование у ребенка ответственности, солидарности, товарищества [№? 5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию// Школа- Пресс, 1995.].
      Русский и советский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) в своих трудах и на практике уделял серьезное внимание созданию «особой среды» обучения, воспитания и развития личности ребенка. Он считал, что педагог внешкольного образования должен быть внимателен к индивидуальным особенностям развития каждой личности. 
      В 1905 г. в г. Москве  под руководством С.Т.Шацкого с целью удовлетворения культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения было создано  культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс). Затем в 1909 г. им  было создано общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в Калужской губернии - создана первая детская летняя колония «Бодрая жизнь». Так же в это время для детей на летний период создавались палаточные лагеря.
      До 1917г. основными функциями внешкольного образования являлись: образовательная и культурно-досуговая. Организационная структура внешкольных учреждений была простой, деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления [1. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.]/
      В ноябре 1917 года в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён Iпервый Всероссийский съезд по внешкольному образованию
      После революции С. Т. Шацкиим была открыта первая опытная станция по народному образованию -  «открытая» школа. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения.[Смольников Е. В. Становление и разви-тие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагоги-ческий анализ: дис…канд. пед. наук. – Ульяновск, 2006. – 229 с. (стр 220) ]
     В 20-30 г. шел процесс формирования государственной системы внешкольных учреждений. Во всех республиках и областях организовывались дворцы и дома творчества, специализированные центры детского творчества, спортивные школы, пионерские лагеря, в которых для  обучения детей основным трудовым умениям рабочих специальностей создавались кружки по интересам. Внешкольная деятельность учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая, массовая работа, методическая работа [13, с. 4512.Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 2005. 589 с. ]Постепенно внешкольная работа стала составной частью коммунистического воспитания. Появилис новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры. [3 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. М.И. Калинина, 1976. – 122 с. (на 36 стр) ]
      Особый вклад в развитии теории внешкольного образования внес Евгений Николаевич Медынский (1885-1957). Он проанализировал и обобщил накопленный практический опыт, сформировал цели  и задачи внешкольного образования. По мнению Е. Н. Медынского,  внешкольное образование - это, непрерывный процесс развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека, основанный на принципах: общественность, самостоятельность, общедоступность, систематичность, планомерность, территориальность; при планомерном создании учреждений  внешкольного образования следует учитывать традиции конкретной местности.  [9 Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: В 3-х т. Т.1. -М.; Пг.: Госиздат, 1923.]. Оно должно быть обеспечено профессионально подготовленными кадрами, а не обслуживаться самоучками [11,с.10 Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е. Изд. М.: Наука, 1918.]. Суть внешкольного образования более всего определяется принципами развития, всеобщности, гибкости, добровольности, индивидуальности, духовной самостоятельности и широкой самодеятельности со стороны населения. Работники внешкольного образования, должны: быть основательно знакомы с общей теорией внешкольного образования и ясно осознавать его задачи, сущность и значение; знать основные методы внешкольной работы и уметь связать в стройную систему деятельность различных учреждений; знать психологию для того, чтобы уметь отвечать запросам и интересам каждого, учитывать индивидуальность обучающегося; иметь широкое общее образование и быть готовыми  ответить на любой вопрос, так как  приходится руководить образованием большого количества людей, у которых степень развития и направление интересов различны; владеть техникой и методикой проведения мероприятий. [11,с.13-15 Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е. Изд. М.: Наука, 1918.]. 
      Существенную лепту в развитие внешкольной работы внесла  Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). По её мнению внешкольная работа – это самостоятельное направление, не зависящее от школьной программы, которое способствует развитию индивидуальной творческой личности. Посещение детьми должно строиться на добровольных началах и способствовать в дальнейшем с определением профессии.  [5,с. 77/// Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009.] Однако Надежда Константиновна постоянно говорила о том, что «очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким – то самотеком…» [8,с. 345/// Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948. ].\
      В 40-50-е г.г. шло  интенсивное развитие системы внешкольного воспитания. По мнению исследователя О. Е. Лебедева, оно характеризуется реализацией социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. В деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников [13, с. 5312.Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 2005. 589 с. ]. Приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах [5, с. 8 Грибов Д.Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1998. 21 с. ]. Педагоги стремились осмыслить накопленный опыт внешкольного образования и дать научно-методическое обоснование.
      Во второй половине XX века основой во внешкольной работе было добровольное объединение детей по интересам, доступность и разнообразие направлений работы в соответствии возраста и индивидуальных способностей, разработаны принципы взаимосвязи всех сторон учебно-воспитательного процесса - школа должна была стать не только местом обучения, но и местом детской жизни. Для организации деятельности детей в свободное время от школьных занятий в школах были созданы группы продленного дня. 
      В 70-80-е г.г. XX века  были определенны основные  направления социально-педагогической деятельности, и создана собственная  система работы с детьми, имеющая   четкие задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Усилилась роль внешкольных учреждений в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми [10, с. 173 Катукова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы // Ракурс. 1994. №4. С. 12-17. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1994. 62 с. //]. Интерес к изучению  дополнительного образования как социально-педагогического явления, наряду  с педагогами-практиками проявили и ученые, [6, c.77 Донина О.И. и др. Теоретические основы социализации личности в учреждении дополнительного образования детей. Монография. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. 188 с.]. Исследователи характеризуют дополнительное образование как: особое образовательное пространство, где объективно задаются множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована; целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартов образования; специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения; образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени [4, c.121-122 Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с. ]. Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности. 
      После 1991 г. система внешкольного воспитания не смотря на сложную ситуацию не распалась, а продолжила свое развитие. В 1992 г.был принят  Закон РФ «Об образовании» ( [21 Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ) // Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ ]. Был введен новый термин (внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей) и дано правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей, определенны задачи дополнительного образования - творческое развитие личности ребенка. 
     Как отмечают исследователи, в конце ХХ – начале XXI вв. в  системе дополнительного образования произошли изменения. Функции учреждений дополнительного образования: образовательная; выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности; самоопределение, формирование духовного образа жизни, реализация коммуникативных потребностей. Появились авторские программы по созданию условий для развития творческой активности детей и реализации профессионального и личностного потенциала педагогов [9, c.35 Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996. 202 с. ]. В нашей стране стали появляться новые типы учреждений дополнительного образования детей -  школы (группы, центры) раннего развития дошкольников. Работа была направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Дети в возрасте  от 5 до 7 лет посещали конкретные занятия  под руководством специалистов по авторским методикам в  различных направлениях художественного творчества (музыку, художественное чтение, изобразительное искусство и др.) [16, c.49 Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: (историко-педагогический анализ): дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 229 с. ]. Перед педагогами стояла задача посредством творческой художественно-эстетической деятельности развить в ребенке интеллектуально-творческий потенциал, познавательный интерес, адаптационные способности, познавательные процессы (мышление, речь, внимание и пр.). [17, c.132 Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2008. 187 с. ]. 
      В настоящее время дополнительное образование в России опирается на «Закон об образовании в Российской Федерации» [16 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»](дополнительном) и «Концепцию развития дополнительного образования детей» [17«Концепция развития дополнительного образования детей», Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р] Оно осуществляется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, однопрофильных или многопрофильных [2 Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// Внешкольник. 2013- №1, с.6-10.]. Система дополнительного образования включает  в себя взаимодействие: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы. У ребенка и его представителей  есть возможность выбрать вид деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, время и темп их освоения.  Дополнительное образование является самостоятельным и самодостаточным видом образования. 
      Ценность дополнительного образования определяется направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям, поэтому образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления с учётом интересов детей, общества и государства, чтобы удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности.
       Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции [12 Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 24.09.2007 № 06-1549).].
       Актуальность проблемы дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей [Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011, c.28] 
Сложившаяся в нашей стране система дополнительного образования уникальна  и не имеет аналогов в других странах мира.

















1.2. Историко-методологические основы  работы в технике бумагопластики.
    История возникновения бумаги
 Из древних летописей известно, что бумагу изобрели в Китае, а тайну её изготовления жители Поднебесной хранили не одно столетие. 
    При археологических раскопках в пещере Баоця, северной провинции Китая - Шаньси, была обнаружена древняя гробница в которой среди  артефактов были найдены небольшие обрывки бумаги. 


    Исследования показали, что найденные образцы листов бумаги были изготовлены во II веке до н.э. Эта находка подтвердила, что две тысячи лет до н.э. в Китае существовало производство бумаги. Но как и из чего её делали, до наших дней эти сведения не дошли.
           

            
Образец древней бумаги
                Китая

     Документально  подтверждён тот факт, что в 105 году нашей эры Цай Лунь - китайский сановник восточной династии Хань, предоставил императору доклад об усовершенствовании технологии изготовления бумаги. По предложенной технологии надо было растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Затем всё это смешать с водой, получившуюся массу выложить на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, эту массу необходимо было разгладить с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги пригодной для письма.      
       История вырезания из бумаги

      С момента создания бумаги в Китае во втором веке н.э., началась и история вырезания из бумаги.

      Из-за большой цены на бумагу, позволить себе заниматься вырезанием могли только очень обеспеченные люди, представители знати. Вырезанные узоры  использовались в религиозных ритуалах, во время проведения свадеб, похорон. Для украшения интерьера часто вырезались рыбки – знак богатства.       
                                          

        В связи с удешевлением процесса производства бумаги, вырезание  из неё стало национальным видом искусства со своей спецификой и получило название «Цзяньчжи» (охватило разные слои населения).


            Основные сюжеты - растительно-животный мир и изображения богов и духов. В VII веке искусством ажурного вырезания, в связи с распространением технологии изготовления бумаги, были  покорены жители Японии и Кореи.


      Затем в XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе - Польше, Литве, России. Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны.

       Так, для западно-европейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги.

      Мода на миниатюрные силуэты и сюжетные композиции и коллекционирование ажурной вырезки попала в Россию в эпоху увлечения русского дворянства французской культурой. 

      Сохранилось историческое свидетельство о первых работах в жанре силуэт в России: в Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Ф. Сидо. 

          Здесь он создал портретные силуэты императрицы Екатерины II и царской семьи. Своим искусством он увлек аристократов. Силуэтное вырезание было очень популярно в конце XVIII - начале XIX веков. В богатых усадьбах того времени нередко можно было встретить силуэтные портреты на стенах или же силуэтные картинки в альбомах.Ф.Сидо, Императрица Екатерина II

        С изобретением фотографии в середине XIX века популярность силуэта заметно снижается. Но с конца XIX века интерес к вырезанию из бумаги в России возрождается. Большую роль в этом сыграли художники объединения        «Мир искусства» - они активно использовали силуэт в книжной графике. Среди них Г.Нарбут и его знаменитое оформление книги басен Крылова. 
   
          
    Г.Нарбут, Басни Крылова

        Искусство вырезания из бумаги развивалось и в Европе: известным мастером вырезания многофигурных силуэтов был немецкий художник Пауль Коневка.
                                  
                                               П.Коневка, Пасхальное шествие

Таким же умением славился и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.  



                        Г.Х.Андерсен
                

       С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. 

       Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в России, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками, в Литве - popieriaus karpiniai, Польше - wycinanka. 

   


    Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.
                           Рэйзэл

      Принцип создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. 

        В большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве.
       Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой.
        Вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами. 

    
          Польская вытинанка


        Активное развитие этого вида народного творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX веков. Но под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла. 


        Новогодняя снежинка - единственный вид ажурных симметричных узоров, который  по-прежнему популярен в народе. 
        В 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный. Бумага, по-прежнему, самый доступный и очень податливый материал.
        История развития бумагопластики 
        Бумагопластика - это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
        Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой.
        Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
        Существуют самые разные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, аппликации, работа с гофрированной бумагой и многие другие. 
       Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага")  -  древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Родиной оригами является Япония. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания - это и есть техника выполнения оригами. 
        Модульное оригами  - это разновидность оригами, в которой целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
        Киригами (на японском языке означает: "резать + бумагу") - как и оригами,  древнее искусство изготовления из обычного листа бумаги различных фигур и образов. Технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание, скручивание и складывание. Преобладают, как и в оригами, композиции из одной детали, выполняемые из цельного листа бумаги.
         Изготовление бумажных Снежинок, различных цветов, паутинок и других элементов декоративного оформления и декораций – это азы в изучении техники Киригами. 
          Квиллинг -  от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV  -  начале XV  века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.     В XV веке это считалось искусством. В XIX  веке -  дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто, но в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
         Торцевание из бумаги - техника заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (стержень от ручки, не заточенный карандаш, трубочка для коктейля) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок с помощью клея ПВА, нанесённый на плотную бумагу или картон, и вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.          Торцевание из бумаги бывает: контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения); плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка); объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение; многослойное (торцовки вклеивают друг в друга). 
          Айрис фолдинг - можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для выполнения понадобится лист цветного картона или плотной бумаги, тонкая цветная бумага разных цветов (она может быть однотонная или пёстрая), айрис-шаблон, клей. 
          Аппликация -  (от лат. «прикладывание»)  это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы. 
         Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи. 












1.3.Обзор имеющихся художественных студий  НХТ и ДПИ в г. Москве и Московской области 
     Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе: оно социально востребовано, обладает особым потенциалом, позволяющим все большему числу детей с разными способностями, возможностями и интересами успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития современных технологий, самоопределяться личностно и профессионально. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
           Учреждение дополнительного образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности
           Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.     
         «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»   В.А. Сухомлинский.
       В настоящее время идет активное развитие системы дополнительного образования  детей, позволяющее  обучающимся заниматься различными видами художественного творчества согласно их интересам, желаниям и возможностям.
       В Москве и Московской области осуществляют свою творческую деятельность различные студии НХТ, ДПИ, школы искусств. В основном все они  относятся к  государственным бюджетным организациям,   но в последнее время появляются и частные студии. Работа в студиях  ведется для различных целевых аудиторий  (дети  дошкольного и школьного возрастов,  взрослые люди).
      В своей работе  педагоги дополнительного образования используют авторские программы составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учитывают психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности обучающихся.
      С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
      В последнее время активно появляются студии декоративно – прикладного творчества для детей, где особое внимание уделяется  работе с бумагой в различных техниках бумагопластики. Например:
       1.Студия детского творчества "Бумагопластика" на базе ДОУ №58 "Жемчужина" Щелковского муниципального района Московской области.
Деятельность студии целиком посвящена работе с бумагой.
       Программа рассчитана на два года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации программы 5-7 лет ( старший дошкольный возраст).
         Целью деятельности студии является всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
    Программа является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
       2.Студия «Бумажный мир» (бумагопластика), Муниципальное казённое образовательное учреждение  дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» г. Благодарный.
     Деятельность.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44