- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика обучения русскому языку и литературе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003028 |
Тема: | Методика обучения русскому языку и литературе |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д.УШИНСКОГО» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра педагогики и психологии начального образования КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Методика обучения русскому языку и литературе» на тему: «Методы обучения грамоте» Выполнила: студентка 3 курса, гр. 63 Б Ю.А.Холмова Научный руководитель: Е.И.Мартынова г.Ярославль 2017 г. Введение Актуальность данной темы заключается в том, что обучение грамоте —важнейшая этап в обучении русскому языку, которыйохватывает первые месяцы школьной жизни первоклассников— важный этап в становлении и формировании личности обучающегося. Во времяобучения грамоте решаются значимые воспитательные и образовательные задачи. Образовательные задачи — подведение школьников к систематике изучения языка через организацию наблюдений за лексическим значением слов и их составом (буквенным и звуковым), приобретение опыта речевого общения. Решение данных задач предусматривает знакомство обучающихся с системой языковых понятий: сначала — «слово», "речь", "предложение", затем — фонетические понятия с опорой на фонетический слух. Для формирования определенных навыков и умений в области чтения и письма важно познакомить первоклассников с системой русской графики — буквами как значками звуков и правилами их использования. Период обучения грамоте создает прочные предпосылки для практического освоения учениками всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Предмет исследования: Методы обучения грамоте. Задачи: 1. Изучить методическую и научную и литературу по данной теме. 2. Провести теоретический анализ методов. 3. Изучить сопутствующие вспомогательные материалы, используемые в работе при обучении грамоте (в данном случаи буквари и конспекты уроков) . 4. Разобрать и на конкретных примерах составить конспекты уроков по обучению грамоте. Глава 1. 1.1.Что такое «Метод» Рассмотрим что же такое методы обучения грамоте. Методы обучения как осознанные совместные действия обучающих и обучаемых имеют далекие истоки. Метод (от греч. "metodos" – путь к чему-либо) – способ, при котором достигается цель; последовательно-упорядоченная деятельность. Это деятельности учащихся и преподавателя, которая решает ряд образовательных и воспитательных проблем. Русский педагог М.Н. Скаткин выделил три этапа развития методов обучения грамоте: 1. Догматический. На данном этапе не требовалось понимания и осознания учебной деятельности; 2.Объяснительно-иллюстративный. Данный этап характеризуется стремлением к осознанию и усвоению учебного материала; 3. Проблемно-поисковый (относится к 60-70-м годам ХХ в.). Данный этап направлен на повышение активности обучающихся. ОГ – древняя отрасль методики русского языка. Известные педагоги прошлого активно откликались на проблемы обучения грамоте. Исходя из того, что существовал не один метод обучения грамоте, то споры по обучению не утихают до сих пор. Путь развития методики можно представить как попытки перейти от представлениялтлт, что предметом действий ученика является буква вместе с её названием, к тому, что предметом действий являются звуки языка, которые обозначаются буквами. Методы обучения грамоте классифицируются в зависимости: 1. От единицы языка, которая лежит в основе при обучении (буква, звук, слог, целое слово), 2. От того, какой вид деятельности учащихся является ведущим анализ или синтез). Выбор способа ОГ определяется соотношением между устной и письменной речью, между буквами и звуками. Способ овладения грамотой опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т.е. читать. Исторически способы ОГ сводятся к четырем основным буквослагательному, слоговому, разновидностям звукового и «методу целых слов». 1.2.Виды методов обучения грамоте и их история Буквенный метод. Вплоть до конца XVIII в., в период господства в школе догматических методов обучения, использовался так называемый буквослагательныйметод, опиравшийся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов. Предметом действий ученика выступала прежде всего буква. Обучение начиналось с изучения алфавита. Дети со слов учителя запоминали названия всех букв алфавита: азъ, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Затем детей обучали складывать из названий букв отдельные слоги и слова. При этом учитель называл буквы и результат сложения, а дети повторяли за учителем. Сначала запоминались слоги со всеми согласными и одной гласной (буки + азъ = ба, веди + азъ = ва и т.д.), а затем последовательно со всеми гласными. Заучивалось всего более 400 слогов. После этого начиналось чтение по слогам ("по складам"): учащиеся, называя каждую букву её полным названием, складывали слоги, а затем соединяли эти слоги в слова, например: парта: [покой + азъ + рцы] + [твёрдо + азъ] = пар + та = парта. На всё это затрачивалось не менее года. Завершалось обучение чтением "по верхам", т.е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое чтение затрачивался еще один год. К письму переходили лишь на третьем году обучения. Выдающийся педагог XIX в. Николай Александрович Корф писал, что при обучении по буквослагательному методу умение писать считалось какой-то высшей наукой: "из десяти читающих мальчиков только один пишет". С введением Петром I гражданской азбуки в XVII в. стало входить в употребление упрощенное название букв: а, бэ, вэ и т.д. В это время появилась картинная азбука Кариона Истомина (пр.1), в которой первые звуки названий предметов, изображенных на картинках, соответствовали буквам алфавита, но принцип обучения чтению оставался тем же: дети читали по буквам, не понимая, как из букв получаются слоги и слова: бэ + а = ба и т.п. В церковно-приходских школах церковно-славянская азбука использовалась ещё в ХХ в. Таким образом, метод – это ярко буквенный синтетический (заучивание букв, их в слоги и в слова). Буквослагательный догматичен, направлен на зубрёжку. Существенным метода то, что он не опирался на звуки, на речь, не требовал чтения слога (а в системе графики действует принцип). Сложное букв затрудняло текста. было оторвано от . Звуковые методы На буквослагательному методу другие, образом звуковые , ориентированные на аналитическую, и аналитико-синтетическую деятельность . XIX в. в букваристике борьбой новых , рассчитанных на сознательное , с косными традициями метода. В 40- годы XIX в. в России был аналитический звуковой (на Западе – "метод ", в России – " Золотова"): школьники предложения на слова, – на слоги, а слоги на звуки (в варианте) и на буквы (в ). С такой работы в дни начинается обучение . Традиции периода обучения в методе: заучивались , начертания слов, букв, читались одни и те же и, соответственно, тоже . По звуковому методу бы опираться в очередь на слуховую , развивать умение звуки в произносимом (фонематический ); но в методике Золотова анализ слова после того, как зрительно начертания этого , а следовательно, преобладали упражнения. Несмотря на , аналитический метод для своего был шагом вперёд. этого метода в XIX в. был синтетический метод (создатель его в (Германия) – Г. Стефани, в метод разрабатывал и Николай Корф). Обучение начиналось с изучения звуков, а затем – букв. накапливалось некоторое звуков и букв, синтетические упражнения: сливали в слоги, составляли из слоги и слова; усваивались новые и т.д. Чтение по методу – это называние звуков, обозначаемых (такое чтение называется ). В целом принцип оставался прежним, теперь при изучении алфавита показывал звуковое букв, произнося их. с самого начала не единицей , а отсюда – трудности . Таким образом, шло по линии сокращения букв – от к бэи от бэ к б. Но от этого суть не менялась, предметом оставалась буква и её . Слоговые В 1872 г. вышла "" и в 1875 г. "Новая " Л.Н. Толстого, составленные по "" методу. уделял очень внимание слоговой : разложению слогов на , соединению в слоги, чтению , их произношению. Развивался слух детей. ста лет назад писатель расположил в таблицу: ба-ва-га-да-за-ка и т.д. на оси, а также ба-бо-бу-би-бы и т.д. – на вертикальной. Это и в основу " метода", заключавшегося в и раскладывании слогов. были составлены образом, трудность читаемых и слов нарастала . Так, вся первая часть "" была из слов, не превышающих 2 и 6 букв. Но метод не был чисто слоговым: он был объединить, по автора, то лучшее, что в различных направлениях обучения грамоте. Л.Н. ввёл упражнения в разложении на звуки, уделял слуховому восприятию и упражнениям; одновременное обучение , печатание букв, , добивался сознательного . Остальные методы, применявшиеся в школе в XIX в., также не чисто слоговыми: не становился с начала единицей . Сначала учащиеся все буквы алфавита, заучивали из двух букв: ра, ка, ны – и слова, состоящие из слогов; из трёх : но-с, ро-т, , а затем читались с этими слогами.Звуковой и синтез не проводился, начинали лишь после навыком чтения. в слоговых методах: зазубривание и огромного количества , сложение слов из элементов. Положительное: слоговых и упражнений. Метод слов В начале 20- годов в России совершенно для русской школы целых слов. Он широкое распространение в США и англоязычных . Единицей чтения, этому методу, с начала становится . Дети за 2-3 месяца занятий зрительно, почти без звукового и буквенного , до 150 слов. Они их , читали по общему , угадывали по картинкам.Затем буквенный анализ слов: из букв разрезной слово "раздвигалось", и усваивали буквы. целых применялся в советской 13 лет с 1922 по 1935 г., место испытанному аналитико-синтетическому . Почему же метод слов не оправдал в русской школе? правописание : фонема, независимо от её звучания, т.е. от сильной или позиции, обозначается и той же буквой: стол – , гриб – грибы и т.д. в звуковом анализе и , проводимые по звуковому методу, вырабатывают у детей "слышать" фонему в слабой позиции на сопоставлений: лестный – . В русском языке позиционные чередования, фонематический слух основой грамотного письма. же целых слов не развития фонематического у учащихся, что сказывалось на орфографической . Недостатком этого было и то, что его нельзя к методам, мышление учащихся. целых слов на зрительную, механическую . В этом он был к догматическому буквослагательному , поэтому советская отказалась от него. и споры по обучения грамоте к середине XIX в. большинство к выводу о том, что, во-первых, методы преимуществами перед , так как более соответствуют природе речи; , аналитическая (а не один синтез!) лучшее мыслительное ; в-третьих, невозможно мириться с обучением чтению и , а также с чтением детям текстов. В обстановке и звуковой аналитико-синтетический , который в различных его используется в школе уже 100 лет. В России был введён К.Д. Ушинским. Сам указывал на то, что его метод не без влияния со стороны и швейцарских (в Западной Европе разрабатывали в XIX в. Грезер, А. , Фогель). В 1864 г. "Родное " К.Д. Ушинского, куда и его "Азбука", а также " к преподаванию по "Родному ". Свой Ушинский назвал письма-чтения. Он считал, что отделять письмо от : письмо, на звуковой анализ, идти впереди . По "Азбуке" Ушинского сначала с рукописным шрифтом, и через 10-15 вводятся печатные . Но и тогда буква после звука даётся в письменном варианте. образом, в обучении чтению не от буквы к звуку, а, , от звука к букве, его . К.Д. Ушинский в методике объединил и синтез, ввёл аналитическо-синтетических упражнений со , слогами и . Ушинский говорит о развития различных восприятия звуковой языка, от элементарных (слышание и отдельного звука в ) до сложных (звуковой слов, в уме). Тем самым возводит в принцип ознакомление детей со стороной . Этот метод развивает речевые ребёнка. С первых же дети с народными пословицами, с . Для звукового анализа предложения и слова, из речи учащихся. Вся педагогическая К.Д. Ушинского была на всестороннее развитие , на развитие его и речи. разработанный им обучения грамоте был звеном его системы. В Ушинского место принадлежит , беседам, рассказам . Учение начиналось не с названий или незнакомых образцов слов, а с анализа самих учащихся, с знакомых, слов на слоги и . В методе Ушинского преодолён догматизм метода. пользоваться периодизацией М.Н. , то звуковой аналитико-синтетический может быть к методам . В нём заключены некоторые исследовательского метода, полное своё получил в наши дни. К.Д. Ушинскому обязана тем, что он ввёл анализ как средство, , познания стороны языка и со звуковым значением и, во-вторых, складывания , следующего за на звуки. В силу второй функции анализа К.Д. Ушинского и родоначальником метода обучения . Однако не все нововведения удовлетворили его последователей. В " слове" отказался от алфавитного изучения звуков и ; сначала дети восемь , включая йотированные, согласные, причём согласные изучались с твёрдыми. Его изменили этот , руководствуясь стремлением звуки по принципу нарастания их выделения из слов. того К.Д. Ушинский не качественных особенностей я, ю, е и некоторых изменений согласных: , что звук [ж] в конце переходит в глухой [ш]. . Глава 3. уроков по обучению . Тема: Алфавит. : познакомить с русским (азбукой), его в жизни людей, умение пользоваться . Тип урока: Урок и первичного новых знаний описание: Планируемые : Предметные результаты: с этимологией алфавит, азбука, со алфавита в жизни . Возможность научиться буквы в порядке. УУД Регулятивные: результаты выполненного . Познавательные: классифицировать по сходству в их . Применять знания при пользовании справочниками, . Коммуникативные: высказываться о изучения . Осуществлять сотрудничество в при выполнении учебных . Личностные результаты: представление о этнической принадлежности, уважение к русскому и языкам. 1. Организационный .Здравствуйте( 1) __Мы начинаем русского языка, друг другу, свои мне, друг другу и гостям. Настроимся на – откроем ладошки знаниям и нашу волшебную : « Я ХОЧУ МНОГО !» Ведь вокруг нас так интересного, . Но мы должны помнить, в деле необходимо определённые правила. нашего (слайд 2) 1. Не выкрикиваем. 2. Не друг друга. 3. Мы друг друга. 4. работать . - Я желаю вам успехов! вас правильно рассуждать на : «Я думаю…», «Я считаю…» ( 3) 1. Мобилизация . На вас надеюсь я, друзья! Мы дружный класс, И всё у нас. 3.Самоопределение к деятельности НА : Л Ф А Т В А И (слайд 4) * Что на доске? (Буквы). * На две группы можно буквы? (Гласные и ). * Назовите . (Л Ф Т В) * Назовите гласные (А И). * я вам загадаю загадку, и вы её отгадаете, то узнаете , букву мы писать на минутке . В море плавала Ела всё, что в нём тонуло. К нам акула – Превратилась в ... (А) (слайд 5) чистописания. 19-ое . Классная работа. ( 6 Напишите в по образцу заглавную А и строчную букву а строчку. * Соберите в слово и тему нашего .( слайд 7)(АЛФАВИТ). , тема нашего алфавит) 4. целей и задач . Как вы думаете, какова цель нашего ? _ Узнаем , что алфавит ? Для чего знать алфавит?( 8) 5.Изучение нового. На план: 1. такое алфавит? 2. чего он нужен? * .Что алфавит? ( Буквы, в определенном детей). - , алфавит это когда располагаются в строго порядке. В каждая буква своё место и (слайд 9). * Работа по : 1) правила на стр. 39.(Чтение про ) 2) Чтение хором. 3)Давайте буквы , повторяя их за мной.По и слайдам (Слайд 10.) 4) алфавита: Назовите буквы ( 11) 3.Происхождение слов. алфавит пришло к нам из языка. Первые две назывались «» и «Вита». Из этих названий получилось – алфавит.(слайд 12) * работа У на столах карточки с . По первой букве предметов, изображенных на составить и записать их в тетрадь. словоАЗБУКА: - Это первые две из старославянского письма «» и «Буки». Из двух названий слово – Азбука. ( 12 ). - Русское слово и греческое алфавит – обозначают и тоже понятие. алфавит и азбука - . А знаете ли, вы кто алфавит? (Предположения ) * Для того чтобы в правильности наших , мы должны задание которое в конвертах у вас на парте. в парах: раскодируйте , используя с номерами букв 12 10 18 10 13 13 14 6 22 16 5 10 11 * , что у вас получилось. Кто же создал азбуку? (Кирилл и ) ((Проверка - слайд №13). * Это учителя, которые славянскую азбуку. ту, которую мы . Конечно, написание сильно изменилось, буквы исчезли , но основа . 24 мая в России праздник славянской и культуры. * Ребята, нам от пришло ! Прочитать его? ( №14). Физкультминутка А – алфавита, Тем она и знаменита. А её легко: ставит широко. ( должны стоять расставив ноги. На счёт поочерёдно:на пояс, на , вверх, два хлопка, на , на пояс вниз – два . (Темп убыстряется.) Дети на свои места. -сравнение А вы знаете, кто основателем алфавита? ( Предположения ) _Чувашский алфавит российский педагог, чувашского И.Я.Яковлев.(Слайд 15) В чём русский и чувашские ?(Предположения детей). буквами они ?(Предположения детей). признаком служат все буквы: А,Е,У,С. (Показываю) В алфавите –33 , а в чувашском алфавите -37. с текстом: 1)Чтение про себя(упражнение 2, стр.40) 2) произведение вы ?(Рассказ,стихотворение,сказка) 3)Назовите сказки? Кто они? ( картины барана, , гуся и ) 4)В какой школе они ? 5)Кто правильно название буквы? 6) на сказки. Кто лишний? ?(Предположения детей). 7) сказки по ролям * подумаем, для нужен алфавит? ( детей). * Посмотрите , вопрос один, а много. * С целью слова в словаре в алфавитном ? (Для удобства нужного ). * Значит, алфавит для составления словарей, справочников, каталогов. ( №16). * к классному журналу. Вы наблюдали, как учитель находит фамилию . Как вы думаете, ?(Высказывания детей). * , он использует алфавит. ( №17). * Ребята, вы все библиотеку и заметили, что библиотекарь находит ту или иную . Почему?(Предположения ). * Конечно, в библиотеке стоят в порядке, для удобства книги.(Слайд 6.Закрепление 1) немного побудем и разложим книги в порядке. Слайд № 19 ( пользование ). 2)Запиши в алфавитном имена обучающихся класса). (Слайд №11).( написание собственных). Самостоятельная учащихся (Проверка – слайд №12). 7. задание : алфавит, письменно упр. 3 на с. 40 9.Рефлексия * Что такое ? * Сколько букв в алфавите? * Кто уже алфавит? * Кто правильно буквы? * Кому ещё потренироваться? * Оцените работу на . (Сигнальные карточки) , ребята! Вы очень поработали. Предлагаю игру « – художник». Соедините все алфавита по порядку - и у вас картинка. ( , закончившие начинают раскрашивать ). УРОК ОБУЧЕНИЯ . Тема урока. . Деление на слоги. Задачи . * Ввести понятие “” опираясь на наличие звуков в . * Учить ребят слова на слоги, гласные и согласные, поисковую детей. * Развивать у умение доказывать, ; воспитывать интерес к . Оборудование. “Азбука” (авт. Н. В. ), касса букв и , слоговая таблица, “Я читаю?” (. Н. Нечаева). ХОД УРОКА I. класса – Сегодня чудесное осеннее . Вы пришли в с хорошим настроением. Я рада вас видеть. улыбнемся друг . II. Постановка задачи – Сегодня мы работу над важной и темой. Что это за тема вы мне сами. зам в пути наша — Красная Шапочка. (На – иллюстрация с изображением Шапочки). – Кто из вас автора этой ? – Верно, автор – Перро. III. Работа над 1. Тренировочные . – У нашей гостьи в множество интересных . Для того чтобы мы отправиться в , нужно решить грамматические задачи. 1. Даны все изученные , надо их на две группы. На доске из кассы букв: а и й л м н о р у ы э – варианты у вас получились? ( две группы: и согласные.) – Давайте отдельно гласные и . (Вызвать слабых .) – Чем гласный отличается от согласного? ( детей.) Задача 2. со слоговой таблицей. На : – Красная приготовила небольшой . Он называется: “Кто ?” Нужно составить как больше из данных букв и . луна налим лимон Роман и т.д. – ! А теперь отдохнем. 2. Дыхательные . – Встаньте; распрямите ; положите руку на пресс; глубокий вдох; на выдохе каждый произнесите точное звуков: . . . . . а . . . . о ооо . . . . . . и иииии IV. Открытие знания – Идем мы с Шапочкой дальше в “Знаний”, По мы должны сделать “”, чтобы получить ключик от замка в наш . Поможет нам эту задачу “Азбука”. – буквы в таблице Что сказать? (Мнения .) – Букв в строчке дано – из них можно составить . Попробуйте составить из букв строчки. (Не получается.) – ? Ведь здесь не повторяющихся букв. ( спорят.) к третьей строчке. Что ? Мила пила и т.д. (Получилось!) – Почему в случае вы составить слова? вывод можно ? (Слова не могут из одних букв, кроме : В, С, К. В словах обязательно быть гласные.) – , ребята! “” сделано, значит, наш. Входим в “Знаний”, но сначала . V. Физминутка мы дружно, А теперь нам нужно. Тише-тише, В нашу комнату . Деткам сладкий сон, Нравится он. VI. Открытие нового (продолжение) Вот мы с вами, и в Городе . Наши открытия еще не . То-то удивится Шапочка! – Кто прочитает вверху ? (Слог.) – Сейчас мы , что это слово обозначает. – слова из букв Р Л М Н. У вас не ? Почему? ( нет гласных.) – А теперь слова из букв У Л Н А. (.) – Какой вывод сделать? ( гласные, есть .) – Позови: Мама!! Ирина! – На сколько распалось слово? (Сколько , столько частей.) – , почему. Такие называются . Правильно, ребята, в слове гласных, и слогов. Выучим стихотворение, приготовила для нас Красная . VII. Физминутка Сколько в гласных – Столько и , Это знает ый Из учеников. VIII. нового знания. слов на слоги – А Шапочка новое задание. простым карандашом , а слоги дополните до : УМ РО МИ ОН МИР МНО НИ (РОЛИ, , МНОГО, НИНА) – , сколько в данных слогов. Докажите . – Зачем нам ? – По слогам переносятся с одной строчки на – Разделите слова для : луна, , лимон, налимы. в словах ударение. того, со слогами играть. – Мы помочь Красной дойти до бабушки. Для нужно разгадать : – Молодцы, ! Теперь Красная отправится к бабушке, а мы почитаем. IX. Дополнительная Мирон Ирина Минина Минина Анна Роман Ларин Ларина и индивидуальное чтение . – Что заметили? (Все написаны с большой .) – А еще? ( две семьи, здесь и фамилия.) – Как можно эти слова на группы? ( — фамилии; ) X. Итог работы – спасибо, ребята! Вы – молодцы! А кого бы вы отметить из ? Что вам запомнилось больше ? Тема: Выделение звуков в односложных . Цели : закрепить умение артикулировать гласные [а], [у], [и], [ы] [о]; совершенствовать навык анализа и ; учить выделять звук в слове; производить слухо- дифференциацию [а], [у], [и]; [ы], [о]; закрепить графические букв А, У, И, О,ы. УУД Коррекционно-развивающие: фонематического восприятия и на материале [а], [у], [и]; [ы] [о]; развитие общей, и артикуляционной моторики. уметь формулировать мнение, использовать речевые уметь взаимодействовать с другом, работать в Регулятивные учебную задачу контроль своей оценивать правильность Познавательные речевое высказывание в форме осуществлять объектов с выделением признаков рассуждения в форме высказываний ХОД ЗАНЯТИЯ * . Установка на работу. к нам пришли . Поэтому мы должны особенно внимательно. слушаем и слышим, , отвечаем , полным предложением. А все ли хорошо трудиться? посмотрим отрывок из . Подумаем, что некоторым хорошо , учиться? (слайд 1) - продавал тюлень? - такое ? -Лень- когда не хочет трудиться, ничего не делать. - ли нам этот ? Почему? --Давайте , что мы не любим лениться! 2. гимнастика. (слайд 2) - -часики - -чашечка Скороговорка. ( 3) - Лежебока рыжий кот, себе живот. 3. гласного . Определение темы . -Посмотрите на картинки . \ , утка, индюк, \ слайд 4 - слова, выделяя 1 . -Можем ли мы назвать словом? Кто это? - слово ? Почему? -Правильно, слон начинается с звука, а остальные с гласных . - Кто догадался , о чём мы будем на занятии? - Сегодня мы говорить о гласных , будем слышать и выделять звуки в словах, их с , писать слоги, , предложения. 4..(слайд 5) -Что мы о гласных звуках? \, произносятся с голосом / - Мы артикуляцию звуков, т.е. положение губ. вспомним, как мы обозначаем . ( слайд 6 ) -А сейчас, смотрим на . Догадайся, какой я произнесла. Покажи . -Что я произносила ? -Что вы ? -Чем отличается от буквы? 5. Воспроизведение ряда. Выделение звуков. НА –ЛА - СА УТ – УМ - УН ЛО –КО -РО ИМ _ ИР_ ИН ДЫ - СЫ - ТЫ ПЫ _ ЛЫ _ КЫ 6. гласных звуков на -Я называю слово. в слове гласный ? Назови его. Суп, сын, , ком, руль, бык, пил, час, лил рад, трон, . -Что вы делали ? 7. гласного звука и . - В конвертах у вас листочки. Что на них изображено? Это буквы. Возьмите и допишите буквы. - по порядку. у соседа по парте. - буквы у вас получились? - руку у кого , без ошибок. ! 8.Выделение гласных в словах. Запись . (слайд 5,6) -Посмотрите на . Зашифруйте , записав только букву. Не ошибитесь, по порядку. ТАНК, , ПЛОТ, КОТ, , ЖУК. -Проверьте себя! Кто без ошибок? Молодцы. - всех слов вам ? ПЛОТ – брёвна для переправы по РЫСЬ – самая дикая кошка, в густых в дупле дерева, . ДУПЛО- пустота , в стволе дерева.. Что вы ? -Мы очень работаем. А давайте , может кто-то лень? (слайд 7) - случилось с ? Он купил лень и ленивым, ничего не делать, спит, дом . Хотели бы вы такими, как этот ? А что для этого нужно ? Нужно трудиться. мы продолжим , и сначала немножко . 9. Физминутка. (слайд 8) 10. загадки. У каждого на картинка. - внимательно, думайте . 1) В зоопарке он теперь. хищный зверь () 2) Сидит дед в одет, кто его раздевает, тот проливает (лук) 3.) Кто холодной, ходит , голодный () 4) Живёт в норке, корки. Короткие , боится кошки () 5)Чудо , чудо хвост. по лугу, словно . Прокачу, садитесь, ! (конь) 6) Под живёт он, прячет ус под воду. ( сом) -Назовите звук, который в вашем . - Составьте предложение со словам (картинки по выставляются на наборное ) -Можем одним словом? Что ? -Какое количество называют слова? - слово, что бы оно много предметов? - ласково? - Что вы делали? 11. пропущенные буквы в (слайд 9) К…ст, з…б, шк…ф, м…шь, с..р. - слова, которые на вопрос - какой? это признаки. Зелёный, , деревянный, , вкусный. Составь . -Что вы делали? 12. предложение. Подчеркни в нём буквы, о мы сегодня говорили. кормит, а лень . Без труда не вынешь и из пруда. - понимаете эту пословицу? - первую пословицу. гласные, о которых мы говорили. - же случилось с ленью в истории? 13.Итог. . - Вот и закончилось наше . Понравилось вам. себя, всё ли вам было , интересно. Может , вы не совсем довольны работой на . Рисуют смайлики. группового логопедического 1 класс Тема: слов на , составление слов из . Цели: * Упражнять в слогов и слов. * понятие об и закрытых слогах. * ученикам представление о роли гласного, в выделении из слов. * Упражнять в односложных слов в суффиксальным способом. * делить слова на слоги. * в придумывании слов по слогу. * Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой. * Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики. * Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание. * Развивать мелкую моторику. * Развивать память. * Развивать интерес к логопедическим занятиям. Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать). Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки). – Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах) II. Понятие о закрытых и открытых слогах – Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ. Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов: Замок и полуоткрытая дверь. – Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ. – А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ. – Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык). III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов). – Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА,КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ. V. Составление слова из слогов Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог). – Вам понятно, что я произнесла? Почему? Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова. Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО. VI. Работа со словом. Штриховка – Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки). – В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной) Апрель, апрель! На дворе звенит КАПЕЛЬ. Звонко капают КАПЕЛИ Возле нашего окна, Птицы весело запели: «Чив-чив-чив, пришла весна!» Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках. VII. Работа с карточками – Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО. 1)ДРО 2)СКИ 3) ШУБ СНЕГ ГОД ЛУЧ 4)ЛИСТ 5) САД 6)ЦВЕТ ЖУР ЛЫВ БРО Физкультминутка «Танец в кругу» Мы сейчас пойдём направо дружно. А потом пойдём налево дружно. В центре круга соберёмся дружно. И на место все вернёмся дружно. Мы тихонечко присядем дружно. Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом. И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой. Мы поднимемся тихонько дружно. И попрыгаем легонько дружно. Выполнять движения в соответствии с текстом. И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши. Повернёмся мы направо дружно. Поворот направо. Не начать ли нам сначала дружно? Дети снова берутся за руки. Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок). Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами. VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов – Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков. Логопед показывает, как разделить слово ЖУК(один хлопок) – 1 гласная У. – Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2слога. ________________________ __________________________ У У О __________ _________ ________ ЖУК ЖУ- ЧОК Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков). – Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ). Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова. – Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК). IX. Работа с карточками Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги: ЛУ-ЧИ РЕ-КА ТУ-ЧА РО-ЗА ВО-ДА Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко» 1) ЁЛ …(КА) СКВО-…(РЕЦ) ЦВЕ-…(ТЫ) ТРА-…(ВА) СЛО-…(ВА) ГНЕЗ-…(ДО) 2) РУ-… (ЧЕЙ) ПАЛЬ-…(ТО) КУРТ-…(КА) РУ-… (КА) ЛА-…(ПА) ДЕ-…(ТИ) 3) ВЕС-… (НА) ВЕТ-…(КА) ЗОН-…(ТИК) ШАП-… (КА) ЧЕР-…(ВЯК) КУС-…(ТЫ) X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги. Лиза взяла зонтик. Мама вела Машу. Вова видел жука. Птицы пили воду. Вика рвала цветы. Весной была капель. XI. Изготовление игры: работа с ножницами У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части. – Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ) – Разрежьте слова на слоги! Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК. – Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова! XII. Итог – Что нового вы узнали на занятии? – Что такое СЛОГ? – Что такое СЛОВО? – Какое задание вам было интересно выполнять? В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: