- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы и технологии обучения русскому языку с учётом региональных языковых особенностей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011525 |
Тема: | Методы и технологии обучения русскому языку с учётом региональных языковых особенностей |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Среди современных исследований, посвященных изучению региональных проблем в области гуманитарных наук, особое место занимают вопросы социальной лингвистики, в число которых входит лингвистическое краеведение. О важности лингвокраеведческой работы, необходимости использования местного языкового материала (топонимики, антропонимики, диалектной лексики и т.п.) в процессе преподавания родного языка стали говорить ещё в XIX столетии, когда в русском обществе пробудился интерес к жизни народа, его быту, обычаям, фольклору. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений в походах и экскурсиях под руководством учителя. В конце 90-х гг. ХХ века предпринимаются попытки введения специальных краеведческих предметов в системе общего образования. Так, в Москве с 1996 года введён спецкурс «Москвоведение» для учащихся школ столицы. Аналогичные курсы введены в Омске, Рязани, Санкт-Петербурге и других субъектах Российской Федерации. В Республике Башкортостан был также введён курс, который носит название «Уфаведение». На этой основе стало возможным в ряде учебных заведений города ввести новый предмет «Уфаведение» в рамках регионального образовательного компонента. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств ещё не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе. В государственном образовательном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы. Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный, который, являясь обязательной частью курса русского языка, должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России. Нами предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, Республики Башкортостан. Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Однако Республика Башкортостан имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Поэтому, как нам кажется, необходимо учитывать эти особенности в обучении русскому языку на данной территории. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о регионе и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых людей Башкортостана, исторические очерки местных писателей). Объект исследования – процесс обучения русскому языку в условиях региона. Предмет исследования – методы и технологии обучения русскому языку с учётом региональных языковых особенностей. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что преподавание русского языка с использованием местного материала будет способствовать более глубокому усвоению грамматического материала, а также будет прививать любовь к родному краю, уважение к прошлому и настоящему как России в целом, так и региона. Целью работы является обоснование теоретической и практической значимости использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в общеобразовательной школе. В работе решались следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические основы изучения и использования лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку. 2. Рассмотреть лингвокраеведение как одно из направлений учебной деятельности в школе и обосновать необходимость лингвокраеведческого подхода в обучении русскому языку в условиях конкретного региона. 3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы введения (использования) регионального языкового материала на уроках русского языка. 4. Подготовить методические рекомендации по проведению уроков с использованием лингвокраеведческого материала. Научная новизна работы: С учётом негативного влияния массовой культуры западного образца на традиционные культуры народов, осуществлена теоретическая реконструкция исторических парадигм научных представлений о традиционности и традиционной культуре и выявлены ее эвристические ценности в условиях современного общественного развития. Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение ценностных оснований лингвокраеведения позволит значительно обогатить палитру теоретического анализа этого феномена в рамках исследования лингвистического краеведения регионов Российской Федерации. Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы при подготовке к урокам русского языка в школе, при подготовке специальных и элективных курсов. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению лингвокраеведения, а также могут быть использованы для подготовки вузовских лекционных курсов по лингводидактике, методике преподавания русского языка, исторической лексикологии, этнолингвистике и т.д. Достоверность исследования обусловлена опорой на основополагающие теоретические положения философии, истории, педагогики, психологии, на нормативные документы по народному образованию, архивные материалы; применением комплекса методов исследования, адекватных цели, задачам, поставленным в диссертации; соотнесением выводов и результатов исследования с научными позициями учёных-педагогов и практикой развития образования. На защиту выносятся следующие положения: – краеведение как неотъемлемая часть деятельности общеобразовательных учреждений, дающая возможность формирования знаний, умений и навыков, развития творческих сил, формирования мировоззрения на материале, близком и понятном ученику; – этапы становления регионального школьного краеведения, каждый из которых имеет свои закономерности и определяется специфическими факторами их развития; – особенности системы краеведения в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан, определяемые местными, этническими условиями, спецификой развития образования в поликультурном социуме. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на научно-практических конференциях: «Акмуллинские чтения – 2017», «Язык. Коммуникация. Культура». «Непрерывное образование: школа – педколледж - вуз». Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1.1. Становление и развитие краеведения Башкортостана Родимый край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши предки, землю, за которую сражались, за которую погибали. Без этой земли непонятно и слово «Родина», могучие корни которой способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают его с семьёй, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально значимой деятельности. И как бы мы сегодня ни относились к значительной работе по осуществлению регионального подхода к школьному образованию, приходится признать: мы далеко не в полной мере осознаём важность педагогического опыта отечественной школы ХIХ – начала ХХ веков в решении данной проблемы. Совершим экскурс в прошлое. В ХIХ веке, когда развивающаяся Россия искала новые внутренние объекты для приложения капитала, возник интерес к познанию своей страны (отечества). Конкретное выражение этого интереса вылилось в движение, названное «отечествоведение» (отечество – страна, в которой человек родился). Центром его стало создание в 1845 году Русского географического общества, которое добилось огромных результатов в изучении России. На основе «отечествоведения» возникло «родиноведение», как движение, преследующее те же цели, но в расчёте на малую территорию. М.С. Семенко написал первое краеведческое пособие для средних школ «Уроки географии», где доказал всю необходимость активного познания местного края силами учителя и обучающихся. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений в походах и экскурсиях под руководством учителя. В конце ХХ века предпринимаются попытки внедрения специальных краеведческих предметов в системе общего образования. Так, в Москве введён спецкурс «Москвоведение» для школьников столицы. В Республике Башкортостан был также введён курс, который носит название «Уфаведение». Рассмотрим становление и развитие краеведения Башкортостана. Научное краеведение зародилось здесь, так же как и в России в целом. Начало было положено благодаря деятельности Оренбургской экспедиции Академии наук: именно тогда появилась самая первая карта Южного Урала, были собраны и опубликованы историко-этнографические и иные материалы о Башкирии. Особый этап исследований на территории Башкирии связан с экспедицией, в результате которой впервые были обследованы и описаны многие реки и пещеры края. В первой половине XIX в. проявили себя разносторонние исследователи и местные краеведы. Их стараниями преобладавшее до сих пор естественно-научное изучение Башкирии дополнили работы по её истории, экономике, культуре. Существенно повысился уровень местного краеведения с созданием ряда организаций и обществ, регулярно занимавшихся краеведческими исследованиями. Массовое краеведческое движение получило организационное оформление лишь в 1927 г., которое координировало в масштабах республики работу краеведческих кружков, секций, обществ. Значительное развитие получило краеведение в школе, направлявшееся школьными секциями областного бюро и Башкирского центрального музея. В 50-60-е годы краеведческие общества в их прежнем виде прекратили свою работу. В это время краеведение сохранялось благодаря усилиям отдельных энтузиастов. С конца ХХ в. окончательно сформировалась и заявила о себе такая самостоятельная отрасль краеведения, как уфаведение. На этой основе стало возможным в ряде учебных заведений города ввести новый предмет «Уфаведение» в рамках регионального компонента. Освоение специальной программы развивает у школьников уважение к историко-культурному наследию Уфы, её истории и значению в жизни республики и страны, воспитывает любовь к родной местности. Это ещё одно свидетельство возрастающей роли краеведения в современном Башкортостане. Что касается природы края, то всесторонние, комплексные знания о нём могут быть получены только в результате исследования огромного множества объектов краеведения. Их необходимо систематизировать, объединить в группы. Первой из них является природа местного края – объект природного краеведения. Оно включает ряд базовых характеристик. 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности. Геологическая история региона объясняет наличие (или же отсутствие) полезных ископаемых. 2. Гидрологические условия. Краеведческое изучение охватывает все виды природных вод: реки, озера, водохранилища, источники (ключи) и др. Оно включает данные обо всей озерно-речной системе края, ее особенностях. 3. Климатические условия. Климат рассматривается как характерный для данной местности многолетний режим погоды. Выясняется общий климатический характер местности – продолжительность времён года, весенние и осенние заморозки, самые жаркие и холодные дни; число ясных, пасмурных и дождливых дней; количество атмосферных осадков; господствующие ветры и др. 4. Почвенный покров как один из базовых элементов природного краеведения. От него зависит растительность края, с ней связан животный мир. Изучаются характеристика и структура почв, возможности их хозяйственного использования. 5. Растительность – одна из важнейших характеристик края. Отдельными объектами изучения выступают леса, луга, степи, растительность водоемов. 6. Животный мир также требует пристального внимания краеведа. Он предстает как фауна края, в которой устанавливается, какие животные являются типичными для данных природных условий. Всё это даёт полное представление о живой природе края. Особо выделяется как объект краеведения население края. Его полная характеристика включает численность жителей, динамику населения, его плотность и степень заселенности края, естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграцию, которая также изменяет население края (механический прирост или убыль). Чрезвычайно важна и социально-демографическая структура населения. Населенные пункты определяют формы расселения людей. Они делятся на поселения городского типа и сельского типа. Любое поселение отличается от других своей историей, географическим положением, экономикой, застройкой и т.д. Первейшей задачей краеведческого изучения поселения и является раскрытие его своеобразия, характерных особенностей. История и культура как объекты краеведческой деятельности – это один из самых объемных и значительных объектов краеведения, имеющих неоценимое познавательное и воспитательное значение. Краеведение вообще невозможно без исторического подхода. Историческое краеведение – область прикладной истории и характеризуется локальностью изучаемых процессов, событий. Однако этот материал по хронологическому размаху, как правило, столь же велик, сколько существует человеческое общество на данной территории. Конкретными объектами краеведения являются памятники истории и культуры, представляющие научную, художественную ценность. Виды памятников, находящихся под охраной государства: памятники истории; памятники археологии; этнографические памятники; памятники градостроительства и архитектуры; документальные памятники. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разную информацию о крае. Источников существует огромное множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Письменные источники подразделяются на: Печатные как основной источник краеведческих сведений – различные книги, периодика, научная и художественная литература, мемуары, публицистика, справочные издания, в т.ч. многочисленные энциклопедии, словари, путеводители, адресные и памятные книги и т.д. Статистические с важнейшими данными о крае – материалы переписей населения, статистические ежегодники по народному хозяйству в целом и по отраслям, а также по территориям, дореволюционные издания земской статистики и др. Картографические, без которых невозможны исследования края – карты общегеографические и специализированные (физико-географические, включая рельеф, полезные ископаемые, почвы, климат, растительность и др.), социально-географические (население, промышленность, транспорт, с/х зоны, политико-административное деление и иные), исторические. Архивные источники – документальные материалы системы государственных архивов РФ с единым государственным архивным фондом в центральных и местных архивных учреждениях; особенно много дают краеведу местные архивы. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Устные источники включают в себя: – фольклор, в основном предания, сказания, былины, эпосы с историческим содержанием, которые о многом могут рассказать краеведу; – воспоминания, рассказы ныне живущих местных жителей, среди которых много интересов, людей, сохранивших сведения о последних десятилетиях истории своего села, города, предприятия и т.д.; – географические названия, которые изучает топонимика, появляются в различные времена, живут веками и тысячелетиями и дают ценную информацию о развитии данной местности, ее природы, экономики, социальной жизни и т.д.; – собственные имена, фамилии, прозвища людей, которые изучает антропонимика, также содержат информацию о крае, поскольку в них отражается история страны и региона; антропонимика помогает выявить родословную человека, принадлежность к этнической и социальной группе, исторический период его жизни и т.п.; имена говорят о миграции населения, помогают датировать письменные памятники и др. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Вещественные источники: – археологические памятники (являясь объектами исторического краеведения, они одновременно предстают и как источники уникальной информации об образе жизни далеких предков, их занятиях, орудиях труда, вооружении и т.д.); – этнографические материалы; – памятники природы: отдельные участки природы с их растительным и животным миром, объявленные заповедниками, заказниками, национальными парками; отдельные элементы природы, имеющие особое научное и культурное значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, озера и др.); – памятники истории и культуры несут огромную информацию, совмещая в себе две функции: они являются объектами краеведческой деятельности и выступают как источники информации; сюда же относятся произведения искусства как художественная летопись своего времени, памятники архитектуры как каменная летопись истории и др. Всё это – овеществленная память народа, позволяющая знать минувшее. 1.2. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков. Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счёт коммуникативного и культурологического аспектов. В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта. До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку. В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы. Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России. Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ. На сегодняшний день разрабатываются региональные стандарты в разных областях и республиках нашей страны. Сложились даже определённые технологии разработки. Многие методисты предлагают исследовать региональный компонент как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Было предложено следующее содержание регионального компонента курса русского языка. Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определённой местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, учёных и т.п. Определяя место регионального компонента в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики республики Башкортостан проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: «Говоры башкирского края», «Топонимы Уфы», «Топонимия Башкирии», «Языковые особенности республики Башкортостан». Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определённости. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования представляется делом общественно важным, а главное – актуальным. 1.3. Лингвокраеведение как направление учебной деятельности в школе В целях оптимизации процесса обучения родному языку и достижения большей эффективности усвоения лингвистического материала учителю необходимо подходить к отбору лексического и грамматического материала строго с учётом темы уроков. Рассмотрение лингвокультуроведческих понятий невозможно без обращения к социокультурным условиям жизни общества. «Культуроведческий аспект формируется в школе под несомненным воздействием лингвистики и социолингвистики» [24, 134]. В методическом аспекте под лингвокраеведением понимают ознакомление учащихся с региональными языковыми особенностями, т.е. с региональной лексикой и фразеологией, речевым этикетом, творчеством местных писателей и поэтов. Идея использования местного языкового материала в практике школьного обучения русскому языку согласовывается с таким понятием, как «региональный компонент языкового образования». Традиционно основу лингвокраеведения представляют русские народные говоры. Продолжительное время приоритетом лингвокраеведения было изучение местных говоров. Считалось, что региональная диалектология – самый благодатный материал, который может представить специфику народной речи региона или населённого пункта. На сегодняшний день содержание лингвокраеведения расширилось и стало определяться особенностями существования языка/языков в пределах того или иного региона. Языковая жизнь отдельно взятого региона проявляется в разных формах функционирования языка: территориальных (говоры) и социальных диалектах (например, региональный вариант молодёжного дискурса), региолекте как форме устно-речевого общения посёлков и малых городов, сложившихся формах билингвизма, региональных топонимических системах и т.д. Исследуя язык как проявление национальной культуры, можно говорить о разных аспектах регионального существования языка, изучение которых может дать то или иное представление о языковом пространстве региона. Следует сказать, что в данном случае языковое пространство соотносится с языковой ситуацией. Отсюда лингвокраеведение можно показать в широком смысле как науку о региональном культурно-языковом пространстве. Это пространство отражает региональную языковую ситуацию и имеет неоднородную и многокомпонентную структуру. В настоящее время лингвокраеведение активно развивается в научных исследованиях и вузовском образовании, однако школьный опыт лингвокраеведческой работы представлен крайне мало. Кроме этого, школьное лингвокраеведение является необходимой частью филологического образования. Необходимо подчеркнуть, что методисты считают краеведческий принцип как самостоятельный, полнокровный принцип обучения, который отвечает всем педагогическим требованиям и направляет учащихся на познание истории и культуры своей малой родины. Традиционная основа школьного курса – структурно-семантический аспект изучения языка, необходимый для формирования языковой компетенции. Изучение курса лингвистического краеведения помогает учащимся углубить, помимо культуроведческой, другие виды компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную. Как мы считаем, учащиеся, освоив программу, получат более яркое представление об устройстве единого национального языка, его развитии и функционировании, о сферах использования форм языка; глубже осознают необходимость совершенствовать свою речь; углубят знания об истории и культуре родного языка. В целом краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы и хозяйства, а также истории и этнографии, фольклора, литературы, особенностей речи, географических названий и любых других аспектов местности. На наш взгляд, краеведческая работа способствует более глубокому пониманию изученных в школе материалов, учит учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Как уже было отмечено, традиционно объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь. Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии. Работа по изучению генезиса географических названий как раздел краеведения не получила пока широкого распространения, хотя должна занимать явно не последнее место в изучении своего края. Данный раздел языкознания (топонимика) изучается сейчас только на уроках русского языка, но не выделяется в отдельный курс. В сферу лингвистического краеведения входит изучение диалектной лексики, выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных с географическими названиями данного края, с событиями и людьми, давшими жизнь новым словам и оборотам (краеведческая этимология), наблюдение различных случаев использования языковых особенностей в местной литературе. Выводы по первой главе Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на этих уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика. Региональный компонент помогает понять, что такое Родина, и воспитывает бережное отношение к национальному богатству и культурным ценностям, к которым относятся памятники письменности всех эпох. Обращение к региональному компоненту в образовании как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции – в частности. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2.1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка Построенная концепция образовательной области «Филология» для 12-летней школы основывается на выделении регионального, школьного и ученического компонентов содержания обучения, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал должен занять своё достойное место, как на уроках родного языка, так и на уроках русского языка. Язык – одна из наиболее показательных и самобытных проявлений национального духа, национального мировоззрения и национальных традиций. Как мы уже отмечали, современная педагогика ориентирована на составление и реализацию программ местной региональной значимости, на изучение языковой ситуации в регионах и использование лингвокраеведческого материала в практике школьного преподавания. В последнее время усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на улучшение методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное. Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении. Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает? Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает и обучает. В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык). На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью. Пожалуй, не секрет, что для большинства учащихся русский язык не является любимым предметом. К 7-9 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека. Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения. Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью. В настоящее время о важности включения регионального материала в школьный курс русского языка говорят многие лингвисты и методисты. Под региональным компонентом в данном случае понимают «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом» [14, 122]. Обычно региональный компонент используется как материал для внеклассной работы, например, на дополнительных после урочных занятиях по лингвистическому краеведению, где изучается топонимика региона, ономастика и диалектный материал [14, 122]. Предлагаемый материал имеет значение для комплексного изучения языка и речи в аспекте....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: