- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика исследование волевой саморегуляции А
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001520 |
Тема: | Методика исследование волевой саморегуляции А |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.И. Невельского МОРСКОЙ ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ОПП Герасимова И.В. / ____________ «22» февраля 2017г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки 37.03.01 Психология СТРАТЕГИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ Выполнил: Ю.А. Колесникова / И.О.Ф. Руководитель: Доцент кафедры ОПП ________________/ И.О.Ф. Владивосток 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 1.1. Теоретические основы изучения саморегуляции личности в психологии 7 1.2. Понятие совладающего поведения личности (копинг-поведения) в психологии 20 1.3. Особенности профессиональной деятельности педагога 24 1.4. Эмоциональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития 27 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ 36 2.1.Метод тестов 39 2.2. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко 41 2.3. Методика исследование волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана 42 2.4. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный Т. Л. Крюковой вариант методики Н. Эндлера и Д. Паркера) 46 2.5. Копинг-тест Лазаруса 47 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ 52 3.1. Объект, предмет, цель, процедура исследования 52 3.2. Исследование уровня эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы по методике В.В. Бойко 54 3.3. Исследование волевой саморегуляции у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана 59 3.4. Исследование копинг-поведения в стрессовых ситуациях у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы по методике Н.С. Эндлера и Д. Паркера 63 3.5. Исследование копинг-поведения у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы по методике Лазаруса 68 Заключение 79 Список литературы 83 Приложения 89 ВВЕДЕНИЕ Само психологическое выгорание в сфере специальностей типа "человек-человек", как следствие психологического переутомления от вынужденного профессионального межличностного общения существует так давно, как давно появились эти профессии. Однако, внимание исследователей этот феномен привлек только во второй половине ХХ века. Одной из причин этого явилось усилении тенденции индивидуализации в обществе, когда для человека становилось важным личное самоосуществление, получение удовольствия от работы. "Психологическое выгорание" стало социальной проблемой. В течение последних трех десятилетий проблема исследования синдрома эмоционального выгорания встала особенно остро. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Исследования профессионального и эмоционального выгорания представлены в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Е.С. Старченкова и др. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия воспитателя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств воспитателя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими эмоциональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию (эмпатии) признается одним из профессионально важных качеств воспитателя. Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. На уровень эмоционального выгорания влияет так же тип саморегуляции деятельности личности (М.В. Борисова). К рассмотрению проблемы психической саморегуляции обращались в своих трудах С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова - Славская, А.В. Брушлинский. Теория саморегуляции функциональных состояний человека наиболее эффективно разрабатывается Л.Г. Дикой, проблемы осознанной саморегуляции деятельности отражены в работах О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, Г.С. Прыгина, В.И. Степанского и др. В связи с актуальностью, целью данной работы является исследование стратегий саморегуляции у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы. Задачи исследования: 1) проанализировать литературу по данной теме; 2) исследовать стратегии саморегуляции у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы; 3) сформулировать выводы. Объект исследования: саморегуляция личности. Предмет исследования: стратегии саморегуляции у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы. Гипотеза исследования: стратегии саморегуляции у педагогов с разным стажем работы имеют отличия. Эмпирическая выборка: в исследовании приняли участие педагоги дошкольного образования из трех МБДОУ «Детских садов» г. Владивостока в количестве 30 человек, возраст от 22 до 74 лет, стаж работы от 5 до 48 лет. Методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались научные труды представителей деятельностного и субъектно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М. Гальперин, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др). Также работы, посвященные проблемам профессиональной деятельности и личности педагога (Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова, Э. Зеер и др); а так же проблемам эмоционального выгорания (Х.Дж. Фрейденберг, Т.В. Форманюк, К. Маслач и др). Методы исследования. В исследовании стратегий саморегуляции у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы использовался психодиагностический метод. Психодиагностический метод представлен следующими методиками: * Методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко; * Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; * Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный Т. Л. Крюковой вариант методики Н. Эндлера и Д. Паркера); * Копинг-тест Лазаруса. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Теоретические основы изучения саморегуляции личности в психологии В настоящее время в психологии есть огромное количество подходов и определений «саморегуляции». Для такого чтоб ориентироваться в этом обилии, обратимся к «Словарю русского языка» под ред. Е. И. Евгеньевой, в котором дается надлежащее объяснение слова «регулировать»: 1) подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать; 2) влиять на работу механизма и его частей, достигать подходящего протекания какого-нибудь процесса. Саморегуляции означает направленность воздействия на того, кто его производит. Объектом регуляции для человека в предоставленном случае считается его собственные поступки и деяния, свойственные ему психические проявления (процессы, состояния, свойства). Конкретно когда человек регулирует личную психическую сферу, мы имеем дело с саморегуляцией[1]. Охарактеризовывая функции психических процессов употребительно к деятельности человека, Б. Ф. Ломов заявлял о регуляции как об универсальном механизме настраивания психической жизнедеятельности на адекватное отблеске и отношение к реальности [2, С. 215]. Сообразно концепции интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения А. В. Карпова, структурно-функциональная организация психических процессов вносит некоторое количество уровней интеграции. Наравне с ведущими психическими процессами (когнитивными, эмоциональными, волевыми, мотивационными), какие обозначены автором как микроуровень, есть особая группа психических процессов мезоуровня, обладающая качественной спецификой и самостоятельностью статуса, – интегральные процессы. К данной группе относятся процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, прогнозирования, программирования, планирования, контроля, самоконтроля и др. Регулируя работу, они «обслуживают» различные формы ее существования – как наружно наблюдаемую деятельность, так например и внутреннюю, именно психическую деятельность. Макроуровень включает рефлексию как максимум обобщенный процесс, в котором представлено процессуальное содержание психики. Интегральные процессы мезоуровня определяют высококачественную оригинальность регулятивной подсистемы психики [3]. Кроме собственно регулятивных процессов, А. В. Карпов выделяет еще более трудные и комплексные процессы, обозначаемые им как регулятивные процессы, которые обеспечивают не только координацию деятельностных и поведенческих актов именно, но и аналогичную координацию и организацию других – также регулятивных процессов. Их особый признак состоит в том, собственно, что все они выступают продуктом «удвоения» самих интегральных процессов, то есть итогом реализации по отношению к любому из них операционных средств самих данных процессов [2, С. 440]. Содержание психической саморегуляции, по мнению множества научных работников (К. А. Абульханова - Славская, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин, А. В. Карпов, А. О. Прохоров, Г. Ш. Габдреева и др), отличается системным характером ее организации [4]. Говоря о биологической регуляции, мы, до этого, подразумеваем нейрогуморальную регуляцию психической деятельности [5]. Огромный вклад в изучение проблемы биорегулирования привнес Б. Г. Ананьев [6]. Он считал, собственно, что каждая биологическая система, в том количестве и мозг человека, представляет собой трудную организацию контуров регулирования, и огласил идею «многоэтажной иерархической системы» биорегуляции. Данная мысль содержит параллель с концепцией физиологии активности Н. А. Бернштейна. В ее базу была положена схема рефлекторного кольца, в котором есть сенсорные «входы» (рецептор), моторные «выходы» (эффектор), рабочая точка, или же объект, а еще некоторое количество центральных блоков – блок перешифровок, программа действий, задающий устройство и прибор сличения. Представление о рефлекторном кольце легло в базу концепции биологической активной системы П. К. Анохина, размещенной в 1975 году. Сообразно данной концепции, человек, оказавшийся в той или другой ситуации, подвергается совокупности всевозможных воздействий, которая в концепции носит заглавие «обстановочной афферентации» [7]. До того как вызвать поведенческую активность, информация воспринимается человеком в облике ощущений, восприятий, которые, взаимодействуя с предыдущим опытом (памятью), порождают образ. Сформировавшись, сам по себе образ поведения не вызывает. Он в обязательном порядке обязан быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая сохраняется в памяти, на базе данных сложных системных процессов происходит формирование цели («акцептора действия», по П. К. Анохину). Сравнение образа цели с памятью и мотивацией приводит к принятию решения, появлению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких вероятных разновидностей действий, которые в представленной обстановке имеют все шансы привести к удовлетворению имеющейся потребности. Когда он задан и популярная программа воздействия, начинается процесс осуществления воздействия. Ведущее правило саморегуляции, сформулированное П. К. Анохиным, заключается в запуске системы корректировочных действий при выработке акцептором итога воздействия сигнала рассогласования меж тем, что надлежит быть, и тем, что собственно вышло. В случае если параметры выполненного воздействия не соответствуют цели, то появляется отрицательное эмоциональное состояние. Оно создает вспомогательную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока приобретённый результат не совпадет с установленной целью. В случае если это совпадение случилось с первой попытки выполнения воздействия, то появляется положительная эмоция, прекращающая его [8]. Первый тип бессознательной саморегуляции – отреагирование излишней активности нервной импульсации мозга на периферию нервной системы, пробирающую нервную ткань. Происходит в двух вариантах: по принципу центробежного и центростремительного отреагирования. Случается, что мозговая активность так высока, собственно, что не имеет возможности быть уравновешена в собственных системах мозга, то большая ее часть переключается на наружные двигательные и речевые реакции (по принципу центростремительного отреагирования). Возбужденный человек не может отыскать для себе пространства, судорожно и беспорядочно движется, оскорбленный, в ярости – кричит, громит все и вся. Кое-какие люди снимают напряжение делая тяжелую работу: колют дрова, выбивают ковры. Основная масса людей, соблюдая жесткие правила поведения, остаются внешне размеренными, сдерживаются от проявления тяжелого состояния. В данном случае избыток нервной энергии посылается к внутренним органам (по принципу центробежного отреагирования). Подобный вариант отреагирования посильнее «бьет» по слабым органам и системам, например появляются предпосылки для возникновения психосоматических заболеваний[8]. Второй в неосознаваемой саморегуляции реализуется с привлечением вспомогательного притока в мозг нервной импульсации. В данном случае применяются распространенные средства тонизирования – физическая нагрузка, действие на органы чувств, рецепторы кожи (музыка, душ, массаж) [4]. Третий тип неосознанной саморегуляции уровня бодрствования – саморегуляция психического тонуса посредством изменения внешних условий – является наиболее известным способом коррекции самочувствия и состояния. Содержит многочисленные формы влияния человека на внешние обстоятельства, что в свою очередь с помощью обратных связей оказывают активирующий либо тормозящий эффект на психическую деятельность. К данному типу саморегуляции принадлежат виды церемониального обряды людей (поведения) перед приходом значимых и ответственных событий. Все три типа неосознанной саморегуляции высшей нервной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Четвертый тип неосознанной саморегуляции применяется в то время, когда первоначальные три типа саморегуляции делаются недостаточными. Данное происходит в моменты мощного эмоционального дискомфорта, переломных ситуациях (стрессах, фрустрациях, конфликтах и др.), когда личность стремится к отыскиванию и разрешению сложных трудностей [9]. Сущность данного понятия состоит в более эффективной адаптации человека к требованиям ситуации, а с точки зрения превентивного преодоления – в формировании и поддержании ситуации (содержании задач, условий и организации жизни и деятельности субъекта) в согласовании с функциональными, конституциональными, психологическими и иными возможностями человека. Назначение копингов заключается в том, чтобы посодействовать человеку совладать с ситуацией – снизить, смягчить, исключить либо свыкнуться с условиями ситуации и подобным способом одолеть, справиться со стрессом либо предохранить себя от напряженной ситуации. Методы преодоления трудных переломных ситуаций находятся в зависимости от личного опыта человека, а кроме того от объективных условий ситуации [10]. Созданная О. А. Конопкиным структурно-функциональная модель процесса саморегуляции предполагает процесс саморегуляции как целую, закрытую по структуре, открытую информационную систему, реализуемую взаимодействием функциональных звеньев, основой для выделения коих становятся свойственные им особые регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем ходе регуляции, самостоятельно от определенных психических средств и способов их осуществления. В таком случае очевидно, что в отношении определенного лица регуляторные процессы обязаны обладать индивидуальной спецификой, что определяется как персональные психические особенности, так и требования окружающей действительности. В. И. Моросанова акцентирует внимание на две формы индивидуального стиля: индивидуальный стиль реализации «действия», т. е. различных вариантов инициативности, и особый стиль функционирования «сознания», т. е. саморегуляции данной активности [11]. Реакции, перемещения, поступки, действия в соотнесении с особенностью определенного человека, с особенностями его профессиональной деятельности и жизненными обстоятельствами они получают черты индивидуально специфической системы способов и приемов реализации инициативности, т. е. личного стиля поведения, познания, деятельности, общения и т. д., в зависимости от того, какая активность исследуется [13]. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется индивидуально типическим комплексом ее стилевых специфик. К индивидуально-типическим, либо стилевым, отличительным чертам саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих главные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование и оценка результатов). Главные линии индивидуальных различий состоят в неравномерной развитости данных процессов либо в специфических особенностях индивидуального профиля» регуляции; стилевые особенности, что характеризуют функционирование абсолютно всех звеньев системы саморегуляции и в то же время представлены регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность). Процесс саморегуляции содействует выработке гармоничного, слаженного поведения, на данной основе развивается способность управлять собой согласно осуществлению поставленной цели, направлять собственное поведение в согласовании с требованиями жизни и профессиональными либо учебными задачами. Индивидуальные характерные черты саморегуляции делятся на следующие категории [12]. 1. Индивидуальные особенности планирования целей. 2. Особенности моделирования, т. е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели. 3. Особенности программирования предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели. 4. Особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. Данные регуляторные процессы пронизывают целый процесс саморегуляции, равно как на каждой стадии достижения цели совершается контроль актуального состояния системы и результатов действий посредством их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и установление решения о коррекции исполнительских (управляющих) действий либо о переходе к последующей стадии осуществления деятельности [13]. Были описаны индивидуальные отличия в осуществлении регуляторных психических функций. К подобным стилевым особенностям саморегуляции относятся: адекватность (условий деятельности субъективно принимаемой модели условий, программы, критериев успешности и других блоков регуляции, способов контроля); осознанность (представлений о контролируемых параметрах, о критериях удачливости, об условиях и о программе действий и т. д. в соответствии с их соотносительной значимостью для достижения цели); гибкость (процесса регуляции, возможность внесения коррекций в функционирование различных регуляторных блоков, если данного требуют условия деятельности); надежность и устойчивость (функционирования регуляторных блоков и их структуры в обстоятельствах психической напряженности) В. И. Моросанова. Стилевые особенности приобретают черты определенного стиля саморегуляции работы в том случае, если под влиянием требований определенной деятельности и личностных, характерологических переменных складывается индивидуально-типический комплекс стилевых особенностей регуляторных процессов, т. е. реализуется интегративная функция стиля саморегулирования [11]. Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции В.И. Моросанова нарекает подобные характерные черты саморегуляции человека, которые стабильно проявляются в различных видах свободной активности, в практической деятельности и поведении. В их числе она различает индивидуально-типические особенности моделирования, планирования, программирования и оценки результатов. Развитость данных процессов, реализующих разнообразные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции. При сравнительно одинаковой развитости всех компонентов саморегуляции диагностируется гармоничный регуляторный профиль, при наличии явных различий в уровне сформированности компонентов сообщаем об акцентуированном профиле [13]. В модели регуляции психической деятельности Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина психическая активность делится на три типа: текущая, ситуационная и долгосрочная. Текущая активность определена необходимостью обеспечения прямого реагирования на события; ситуативная – поиском выхода из какой-либо ситуации; долгосрочная формированием общей стратегии поведения во всяких видах произвольной активности [15]. Источники психической активности лежат в трех различных сферах, они должном уровне отличаются между собой и никак не могут быть сведены друг к другу. Характеристика типов психической активности связана со степенью несоответствия между беспристрастной реальностью и ее субъективным отражением. Человек старается дать оценку и понять происходящие изменения, т. е. преодолеть показанное несоответствие, что и ориентирует его дальнейшую активность. Исходя из положения, что осознанное (отрефлексированное) знание о возможностях самоуправлении становится опорой для человека в разработке собственных стратегий жизнедеятельности и решения текущих задач, А. К. Осницкий предложил концептуальную модель регуляторного опыта человека [2]. Данный опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Главными элементами опыта, входящими в систему саморегуляции, представлены, в согласовании с моделью А. К. Осницкого: опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, операциональный опыт, опыт обычной активизации, опыт сотрудничества. Равно как показано автором, формирование системы саморегуляции как оказывается в близкой взаимосвязи с овладением знаковыми средствами (речью, письмом, счетом). В сознании компоненты саморегуляции представлены в виде целей, изученных умений и образов управляющих влияний, ошибочности действий и обычных оценок переживания успеха. А. К. Осницкий показывает, что формы репрезентации саморегуляции в сознании никак не ограничиваются словесными формулировками, кроме того вводят и результаты чувственных оценок. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. Механизмом, содействующим синтезу в сознании непосредственно логических интерпретаций и чувственных оценок, выступает рефлексия, а сам по себе процесс переживание как психический феномен в данном контексте рассматривается равно как чувствование, проживание, претерпевание, преодоление ситуации, пересмотр ее и др. Переживание соединено с осознанием образующих саморегуляции, попытками оценки возможностей и приемов саморегуляции и итогов применения способов [14]. Под жизнедеятельностью человека Г. Ш. Габдреева предполагает все вероятные проявления его активности. В иерархической системе регуляции жизнедеятельности автором выделяются два блока: 1. Внешний блок регуляции раскрывая часть функциональной системы, обеспечивающая подбор подходящих межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния личности [2]. 2. Внутренний блок обусловливает процессы, направленные на сохранение гомеостазиса в условно прикрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма. Первый и высочайший уровень системы регуляции уровень социально-психологический, на данном уровне осуществляется регуляция межличностных отношений. Второй уровень в этой иерархической системе личностный; важнейшим объектом исследования на данной степени является регуляция поведения личности. Третий уровень - уровень психических процессов. На данном уровне исследованию подлежат характерные черты управления и регуляции деятельности. Четвертый уровень - уровень психических состояний. Объектом изучения предстают управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний. Пятый уровень - уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной каких являются представлены периферической нервной системы (соматического отдела, и вегетативного иннервирующего внутренние органы, иннервирующего внутренние органы) [15]. Всякий уровень в целостной системе регуляции жизнедеятельности объединен со всеми остальными, в зависимости от них и системы в целом. Чем больше уровень, тем наиболее интегрированы его свойства, тем более значительный вес» он имеет в целостной системе. Так как все уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменение на всяком из них неизбежно ведет к изменению всей системы в целом. Из этого следует, что, исполняя целенаправленную регуляцию процессов, проистекающих на уровне психических состояний, допустимо оптимизировать состояние всей системы. Психические состояния в данном случае, помимо показанной функции, обретают функцию регулятора поведения, отношений, деятельности и в том числе функционального состояния организма [2]. Изучение психической саморегуляции представляется одним из главных направлений в изучении надежности человека оператора. Согласно мнению Л. Г. Дикой, психическая саморегуляция функциональных состояний предполагает собою своеобразный вид деятельности субъекта. Для нее свойственны предопределенные отношения с профессиональной деятельностью, продвижение психической саморегуляции объясняет развитие адаптивных индивидуальных свойств субъекта, которые обеспечивают работоспособность, надежность, эффективность и прочие характеристики профессиональной деятельности в экстремальных условиях была изобретена и сформулирована концепция психофизиологической саморегуляциикак специфической психической деятельности, обращенной на оберегание либо преобразование текущего состояния в требуемое. На основании проведенных исследований Л. Г. Дикая [16] формулирует двухуровневую модель индивидуального стиля саморегуляции состояния: первый, физиологический, представляет собой вегетативный тип саморегуляции; второй, психодинамический, обеспечивает поведенческую и эмоциональную активность личности. Уровни саморегуляции состояния назначаются Л. Г. Дикой по отношению к таковым характеристикам активности, как произвольность/непроизвольность, целенаправленность, сознаваемость/неосознаваемость. Выделено 4 уровня саморегуляции, для каждого из которых определены ведущий компонент структуры саморегуляции и способы саморегуляции, приуроченные тому или иному компоненту психологической структуры деятельности. На непроизвольном и неосознаваемом уровне саморегуляции состояния основным является активационный компонент, за который ответственны механизмы неспецифической активации. На данном уровне происходит неосознаваемая и поэтому неконтролируемая субъектом подстройка уровня активации к условиям деятельности. На данном этапе саморегуляция состояния как бы вплетена» в деятельность и представляется частью активационного компонента деятельности[17]. На произвольном, но еще недостаточно осознаваемом уровне в саморегуляции состояния преобладают активационно - эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, используемые субъектом, соотносимы с операциями в структуре деятельности. В данных положениях субъект невольно исполняет мышечные движения, удерживает либо учащает дыхание, у него повышается двигательная и речевая активность, учащается смена поз, в поведении наблюдаются неконтролируемые эмоциональные реакции. Все-таки данные способы приспосабливаются автоматически и не отвращают внимание субъекта от основной деятельности. В затрудненных положениях деятельности, когда несоответствие между нынешним психофизиологическим положением и требуемым ради данных положений профессиональной деятельности резко увеличивается, появляется нужда осознанного включения произвольных способов саморегуляции состояния. На этом уровне саморегуляции используются такие способы, будь то волевые усилия, эмоциональная репродукция, самоконтроль, психофизические упражнения, аутотренинг, в том числе элементы йоги, какие относятся к целенаправленным действиям [2]. На осознаваемом и целенаправленном уровне саморегуляции осознаваемом и направленном уровне саморегуляции доминирует когнитивно -коммуникативный элемент. В связи с важности исполняемой деятельности и трудности неблагоприятных состояний, если субъект понимает, что в данном состоянии он отнюдь не может качественно исполнять деятельность, пред ним возникает задача подбора между деятельностью согласно саморегуляции состояния и выполнением профессиональной деятельности. Совершается изменение целевых установок, мотивов, изменение ориентированности сознания, и личность начинает использовать такие же способы самовоздействия, равно как самовнушение, самоприказ, самоубеждение, анализ, самопрограммирование [15]. Л. Г. Дикой определено, что вероятность и целесообразность совмещения профессиональной деятельности и деятельности согласно саморегуляции зависят от ряда факторов: вида деятельности и способности распределения внимания среди ее исполнением и действиями согласно саморегуляции, уровня профессиональной подготовки субъекта, характера и степени соотношения несоответствия состояния и деятельности, избираемых способов регуляции. В концепции регуляции психических состояний, разрабатываемой А. О. Прохоровым равно как личностно-ориентированной концепции регуляции психических состояний, основным представляется исследование системно-функциональных механизмов регуляции психических состояний – многофункциональных строений. Целая функциональная структура регуляции психических состояний представляет внешне иерархическую организацию, в основе каковой находятся функциональные механизмы регуляции отдельного психического состояния. Переход от состояния к состоянию сопутствуется актуализацией нового» состояния, что же выражается в переживании другого психического состояния. Включение механизмов регуляции гарантирует переход с состояния к состоянию [16]. А. О. Прохоров акцентирует образующие функциональной структуры регуляции: рефлексия переживаемого состояния, представление желанного состояния (осознанный образ), актуализация мотивации и индивидуального смысла, психорегулирующие средства. Данное основной уровень в функциональной структуре регуляции состояний, в котором особенное положение отводится осмысленному образу актуального состояния и его рефлексии. Акцентируют оперативный образ равно как образ объекта в процессе исполнения определенного воздействия и образ-цель равно как отношение образа к предлагаемому итогу деятельности. Рефлексия подразумевается равно как направленность субъекта в себя и собственную деятельность, представляется универсальным механизмом процесса саморегуляции она останавливает процесс деятельности, отчуждает и объективирует его [19]. Акцентируют две формы рефлексии: предметную и индивидуальную. Предметная рефлексия ориентирована в осмысление предметных оснований либо начальной модели реальности. Индивидуальная рефлексия может обладать либо не обладать направленность на перестройку начальных предметных оснований и существующих смысловых структур. В соответствии с данным акцентируют контрольную и конструктивную функцию рефлексии. Контрольная функция предметной рефлексии ориентирована на понимание начальной предметной модели и организацию действий в соответствии с принятым эталоном. Плодотворная функция индивидуальной рефлексии ориентирована в перестройку взаимоотношений и смыслов равно как неадекватных сформировавшейся ситуации. Контрольная функция индивидуальной рефлексии ориентирована на понимание внутренних оснований, которые обеспечивают направленность деятельности в согласовании с установленным решением [18]. Иерархическая система регуляции состояний гарантирует адаптацию субъекта к общественным условиям функционирования и требованиям предметно-профессионального характера деятельности. Интегрирующая функция психических состояний гарантирует единство психического, содействует формированию психологического строя личности: свойства состояния процессы, гарантирует взаимодействие психических процессов и психологических свойств личности, образуя целую психологическую структуру личности. Регуляция состояний осуществляется с помощью использования разных средств регуляции, способов и приемов. Значимым звеном процесса регуляции представляется образ ожидаемого состояния. Данные элементы составляют основной (исходный) функциональный механизм регуляции [2]. Таким образом, в основе регуляции располагается интегрирующая функция психических состояний, вследствие которой совершается образование психологической структуры из процессов и свойств. Регуляция состояний осуществляется с помощью применения разных средств регуляции, способов и приемов. Значимым звеном процесса регуляции представляется образ ожидаемого состояния. Данные элементы составляют основной (исходный) функциональный механизм регуляции [2]. 1.2. Понятие совладающего поведения личности (копинг-поведения) в психологии ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: