- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование половых различий в саморегуляции психических состояний
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005959 |
Тема: | Исследование половых различий в саморегуляции психических состояний |
Содержание
2 2 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы саморегуляции отрицательных психических состояний 11 1.1. Понятие отрицательных психических состояний 11 1.2. Понятие регуляции и саморегуляции 15 1.2.1. Саморегуляция активности 16 1.2.2. Саморегуляция в системе функционирования психики 19 1.2.3. Саморегуляция психических состояний 21 1.2.4. Способы саморегуляции и копинг-стратегии поведения 27 1.3. Исследование половых различий в саморегуляции отрицательных психических состояний 29 Глава 2. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи гендерной идентичности с поведением 34 2.1. Гендер и культура 34 2.2. Понятие гендера и гендерный подход 37 2.3. Понятие гендерной идентичности 40 2.4. Формирование гендерной идентичности с позиций различных подходов современной психологии 45 2.5. Половые различия и гендерные стереотипы в регуляции поведения 54 2.6. Проблема гендерных исследований: ограничения 56 2.7. Современное состояние гендерной психологии и перспективы 58 Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи регуляции психических состояний и гендерной идентичности 62 3.1. Разработка программы исследования: этапы, методика, процедура исследования, характеристика выборки 62 3.2. Методы анализа данных 75 3.3. Встречаемость негативных психических состояний 78 3.4. Репертуар способов саморегуляции негативных психических состояний 81 3.4.1. Описание достоверных различий по параметрам типа гендерной идентичности и пола в репертуарах способов саморегуляции негативных психических состояний (мелкие кластеры) 82 3.4.2. Описание достоверных различий по параметрам типа гендерной идентичности и пола в репертуарах способов саморегуляции негативных психических состояний (крупные кластеры) 85 3.4.3. Анализ и обсуждение достоверных различий по параметрам типа гендерной идентичности и пола в репертуарах способов саморегуляции негативных психических состояний 88 3.5. Широта репертуара способов регуляции негативных психических состояний 93 3.6. Субъективная оценка эффективности стратегии регуляции негативных психических состояний 97 Заключение 1000 Список литературы 106 Приложения 114 Введение Гендерная идентичность – очень популярное понятие, но в современных психологических исследованиях оно не получает достаточной эмпирической разработки. Несмотря на усилия многих ведущих специалистов в области гендерной проблематики, всё ещё широко распространено понимание гендера как биологического пола, что принципиально неверно. Эта терминологическая неясность, в сущности, создает иллюзию, что гендерные различия сегодня очень активно изучаются. На самом деле, под грифом «гендерных исследований» часто рассматриваются половые различия, а понятие «половых различий» часто расширяется за счет социально обусловленных феноменов. В реальности, достоверных половых различий существует ограниченное количество, эти феномены традиционно исследуются в психологии половых различий. Большинство же различий между полами имеют, по мнению сторонников гендерного подхода, социальную природу. Гендер – это пол социальный, поэтому гендерный подход не только к интерпретации результатов, но уже на этапе формирования выборки (разбиение выборки на группы в соответствии с типом гендерной идентичности), является одним из базовых принципов современного грамотного психологического исследования. Наша работа – один из шагов на пути к изучению гендерно специфических стилей саморегуляции. Исследование основывается на предположении, что при наличии универсальных способов саморегуляции, каждый тип гендерной идентичности располагает своеобразным репертуаром регуляторных способов, которые и считаются почвой гендерных стилей саморегуляции. Проблема сознательного управления физическим и психическим состоянием человека давно интересовала ученых, остается актуальной она и в настоящее время. Ароматерапия, телесно-ориентированные техники, молитва, йога, медитация – всё это способы, которые помогают людям справиться со стрессом и напряженностью, вызванными объективной ситуацией. Они используются в религии, спорте, медицине, являясь, по сути, эмоциональными способами саморегуляции. В 2017 г. нами было проведено исследование с целью выявления связи между гендерной идентичностью личности и спецификой регуляции негативных эмоциональных состояний. Одним из важных аспектов нашего исследования было решение задачи: определить достоверные различия во встречаемости отрицательных эмоциональных состояний у различных гендерных групп испытуемых. Здесь мы имеем в виду не биологический пол испытуемых, а тип гендерной идентичности личности. В известных нам более ранних исследованиях регуляции психических состояний не учитывался фактор гендерной идентичности личности, хотя рядом исследователей накоплен обширный эмпирический материал по анализу различий регуляции эмоциональных состояний у мужчин и женщин. В частности, исследования казанской группы ученых под руководством проф. А. О. Прохорова выявили два типа эмоциональных состояний по уровням эмоциональной активности: а) относительно равновесные, устойчивые состояния, имеющие средний (оптимальный) уровень эмоциональной активности: оптимальность проявляется в эффективном, предсказуемом поведении, длительной продуктивной деятельности, а также комфортности переживаний; б) неравновесные, неустойчивые состояния, характеризующиеся более высоким или низким уровнем активности [см. 51]. В этой же научной школе рассматривается взаимосвязь эмоциональных процессов, переживаний и эмоциональных состояний с позиций системно-функциональной модели регуляции эмоциональных состояний [53, 68]. Каждый человек на поведенческом уровне стихийно и фрагментарно осуществляет саморегуляцию собственных состояний, но эффективность этого процесса во многом зависит от степени развития интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения, которые имеют значение в регуляции не только внешней, но и внутренней, собственно эмоциональной деятельности человека. Согласно концепции структурно-функциональной организации психических процессов проф. А. В. Карпова, в структуре психических процессов, кроме класса интегральных процессов (процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, прогнозирования и др.), занимающего мезоуровень в общей иерархии, существует и макроуровень, включающий рефлексию как максимально обобщенный психический процесс [19]. Следовательно, в процессе саморегуляции большое значение имеет уровень развития рефлексивной способности, наряду с наличием внутреннего локуса контроля и других личностных характеристик. Кроме личностных особенностей, определяющих поведение человека, большое значение имеют социальные характеристики, которые влияют на выбор тех или иных стратегий поведения, а также помогают выявить социальную обусловленность поведения. Одной из таких характеристик является гендерная идентичность личности. Научную значимость нашего исследования мы видим в обосновании недоказанных научно, но работающих на практике гендерно специфических способов саморегуляции. Кроме того, под грифом гендерных исследований часто изучаются половые различия (в том числе и в психологии психических состояний, и в психологии саморегуляции). Нам же более интересным и логичным кажется исследование указанных феноменов в свете типов гендерной идентичности. Мы предполагаем, что при наличии универсальных способов саморегуляции, представители разных типов гендерной идентичности располагают специфическим репертуаром регуляторных приемов. Наше исследование призвано определить, какие именно способы регуляции неравновесных эмоциональных состояний используют представители различных типов гендерной идентичности, и как часто они применяют различные техники. Таким образом, целью нашей работы является выявление взаимосвязи между гендерной идентичностью личности и спецификой проявлений негативных эмоциональных состояний. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: Провести теоретический анализ проблем гендерной идентичности и регуляции негативных эмоциональных состояний. Определить достоверные различия в частоте встречаемости негативных психических состояний у разных гендерных групп испытуемых. На основании достоверных различий в репертуарах регулятивных техник у разных гендерных групп испытуемых описать гендерные стили саморегуляции. Оценить репертуары регулятивных техник каждой гендерной группы испытуемых по параметрам широты репертуара и субъективной оценки эффективности стратегии регуляции. В соответствии с задачами нашего исследования мы изучали негативные эмоциональные состояния, характеризующиеся как высоким (гнев, раздражение, злость, волнение, ярость, ненависть, страх), так и низким уровнем эмоциональной активности (тоска/грусть, апатия, одиночество, депрессия, разочарование, зависть, утомление). Объект исследования – мужчины и женщины студенческого возраста (от 18 до 30 лет), учащиеся московских высших и средних специальных учебных заведений. Предметом нашего исследования является взаимосвязь типа гендерной идентичности и проявлений негативных эмоциональных состояний личности (встречаемость и способы регуляции). В соответствии с нашими задами были сформулированы следующие гипотезы: Существуют достоверные различия в частоте встречаемости негативных эмоциональных состояний у испытуемых с разными типами гендерной идентичности. Существуют достоверные различия в репертуарах регулятивных техник у разных гендерных групп испытуемых. Репертуары регулятивных техник каждой гендерной группы испытуемых достоверно различаются по параметрам широты репертуара и субъективной оценки эффективности стратегии регуляции. На практике результаты нашего исследования можно использовать при комплектовании малых закрытых групп: армейские подразделения, коллективы полярных экспедиций, экипажи судов и др. Также перспективным направлением является дальнейшее более детальное исследование проявлений негативных психических состояний у представителей различных видов профессий. Особенно в этом отношении выделяется группа профессий системы «человек-человек» и профессия руководителя, эмоциональное состояние которого во многом определяет успешность деятельности коллективов и организаций. Взаимосвязь эффективности стилей руководства с личностными особенностями руководителей является достаточно хорошо исследованной сферой, в то же время такая характеристика как тип гендерной идентичности, являющийся аспектом самосознания и во многом определяющий саморазвитие личности, нуждается в более пристальном изучении. Глава 1. Теоретический анализ проблемы саморегуляции отрицательных психических состояний 1.1. Понятие отрицательных психических состояний Эмоциональные состояния относятся к категории психических явлений, которые до настоящего времени недостаточно изучены, как в теоретическом, так и в прикладном, практическом аспекте. Слабо разработана категория состояний по сравнению с другими психологическими категориями: не определено соотношение эмоционального состояния с эмоциональными процессами и свойствами, его место, роль, функции и т.д. В то же время прикладные исследования отличаются разноплановостью и фрагментарностью – накоплены разнообразные факты, разработаны частные методики, подходы и положения в рамках отдельных отраслей психологии. Как отмечает А. О. Прохоров, это обусловлено, прежде всего, наличием «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик. [51, с. 5] В соответствии с целями нашей работы, классификация эмоциональных состояний по уровням эмоциональной активности, предложенная казанскими исследователями. В соответствии с ней все психические состояния можно разделить на: Относительно равновесные, устойчивые состояния, имеющий средний (оптимальный) уровень психической активности: оптимальность проявляется в эффективном, предсказуемом поведении, длительной продуктивной деятельности, а также комфортности переживаний. Неравновесные, неустойчивые состояния, характеризующиеся более высоким или низким уровнем активности. Таким образом, в понятие «неравновесные состояния» включена такая «группа состояний их общего континуума, проявления которой (поведение, общение, деятельность) зависят от уровня психической активности субъекта (высокой или низкой энергетической составляющей состояний), а сами состояния актуализируются вследствие личностной значимости ситуаций, определенного содержания последних и высокой информационной насыщенности». [51, с. 7] С позиций системного подхода и концепции самоорганизации неравновесные состояния возникают при нарушении симметрии между организмом и средой. Нарушение симметрии происходит вследствие внесения информации и энергии в открытую систему, которой является человек. [см. 51, с. 10] Структурно-функциональная организация неравновесных состояний детально описана А. О. Прохоровым [51, с. 103-136], им же разработан метод измерения неравновесного состояния (рельеф психического состояния личности) [51, с. 141-149]. Основные структурно-функциональные компоненты неравновесных состояний перечислены ниже. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям. Четкость, осознанность восприятия. Особенности представлений. Память. Мышление. Воображение. Речь. Эмоциональные процессы. Волевые процессы. Внимание. ШКАЛА ПЕРЕЖИВАНИЙ: Радость – печаль. Тоскливость – веселость. «Грустность» – оптимистичность. Печаль – задорность (страстность, запальчивость). Активность – пассивность переживаний. Пассивность – активность. Сонливость – бодрость. Вялость – бойкость (живость, проворность, оживленность). Интенциональность (направленность) переживаний. Опускает (погружает) – поднимает (возвышает). Напряжение – расслабление переживаний. Напряженность – раскрепощенность. Тяжесть (трудность) – легкость. Скованность – раскованность (свобода). ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ: Температурные ощущения. Состояние мышечного тонуса. Координация движений. Двигательная активность. Сердечно-сосудистая система. Проявления со стороны органов дыхания. Состояние потоотделения. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта. Состояние слизистой оболочки полости рта. Окраска кожных покровов. ПОВЕДЕНИЕ: Пассивность – активность. Непоследовательность (хаотичность) – последовательность (целеустремленность). Импульсивность – размеренность (равномерность). Необдуманность – продуманность. Неуправляемость (бесконтрольность) – управляемость (контроль). Неадекватность (несоответствие) – адекватность. Расслабленность – напряженность. Неустойчивость (сомнение) – устойчивость (стабильность, равновесность). Неуверенность (сомнение) – уверенность. Закрытость (замкнутость) – открытость. В целом, в результате системного анализа проф. А. О. Прохоров выделяет следующие базовые функции всех эмоциональных состояний: Функция отражения Функция интеграции-дифференциации Функция формирования (развития) Регуляторная функция [51, с. 6] Неравновесные состояния, в свою очередь, выполняют и специфические функции, ведущей из которых является функция формирования новообразований в структуре личности и ментальности субъекта. Важно заметить, что неравновесные эмоциональные состояния по модальности бывают двух видов: положительные (например, счастье, восторг, воодушевление и др.) и отрицательные (например, ненависть, гнев, страх и др.). Как отмечает А. О. Прохоров, «положительные состояния, по сравнению с отрицательными, характеризуются более высокими значениями эмпирических показателей, низкой вариативностью, меньшими числом значимых связей в структуре и, соответственно, меньшим числом и напряженностью отдельных показателей в целостной структурной организации». [51, с. 133] А. О. Прохоров [50, с. 31-32] предлагает несколько классификаций эмоциональных состояний: Деятельность Взаимоотношения и общение Личность (характер, система отношений к действительности) Биологические структуры личности Эмоциональные компоненты характера Волевые черты характера Интеллектуальные черты характера Исходя из этой классификации, отметим, что одни и те же состояния могут отрицательно влиять на одни параметры и положительно на другие. Таблица 1 Шкала уровней психической активности сознания и общая систематика состояний (создана на основе шкалы В. А. Гензена и В. Н. Юрченко, 1991) [см. 51, с. 11] Уровень психической активности Состояние психической активности Неравновесные состояния Повышенная психическая активность Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушевление, мобилизация, дистресс, негодование и др. Равновесные состояния средняя (оптимальная) психическая активность Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность, сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др. Неравновесные состояния Пониженная психическая активность Грёзы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, прострация, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др. Примечание. Состояния частичного сознания (при переходе от бодрствования ко сну), а также редуцированного сознания (при сне со сновидениями) и сна не рассматриваются, т. к. в этих состояниях практически невозможен отчет об их проявлениях. В нашем пилотажном исследовании 2017 г. мы рассматривали следующие наиболее часто встречающиеся отрицательно окрашенные состояния. Подробно анализировалось 15 состояний – 8 состояний высокого уровня эмоциональной активности: страх, ненависть, раздражение, волнение, агрессия, злость, гнев, ярость; и 7 состояний низкого уровня психической активности: утомление, зависть, апатия, тоска/грусть, разочарование, депрессия, одиночество. Список отрицательных эмоциональных состояний мы составили, основываясь на работе И. Х. Мирзиева [см. 36], где именно эти состояния приведены как типичные отрицательно окрашенные состояния мужчин и женщин. В данной работе мы будем рассматривать только 6 состояний: 3 состояния высокого уровня психической активности: раздражение, волнение, злость; и 3 состояния низкого уровня психической активности: утомление, тоска/грусть, разочарование. Наш выбор обусловлен результатами пилотажного исследования – данные состояния указывались испытуемыми как наиболее часто переживающиеся. Частоты встречаемости (по результатам исследования 2017 г.) приведены в Приложениях 2 и 3. 1.2. Понятие регуляции и саморегуляции В нашей работе мы рассматриваем проблему проявлений неблагоприятных эмоциональных состояний. Обобщая под данным термином трудности встречаемости состояний и методов их регуляции (или вернее, саморегуляции). Место и роль психической саморегуляции очевидны, если принять во внимание, что практически вся человеческая жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов поведенческой активности, в осуществлении которых непременно участвуют процессы саморегуляции. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого поведенческого акта. Исходя из анализа литературы, возможно отметить по меньшей мере 3 понимания термина саморегуляция: Саморегуляция активности Саморегуляция деятельности Саморегуляция психических состояний Рассмотрим каждый из них подробнее. 1.2.1. Саморегуляция активности Саморегуляция целенаправленной энергичности выступает как более общая и сущностная функция целостной психики человека. В процессах саморегуляции реализуется согласие психики во всём её богатстве символически выделяемых её отдельных значений, сторон, вероятностей, функций, процессов, возможностей и т.п. Этим образом, неувязка психологической саморегуляции считается одной из более совокупных и базовых задач совместной психологии. О. А. Конопкин под саморегуляцией подразумевает «сознательный, системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей». [30] Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) в понимании исследователей этого направления (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, Е. М. Коноз, Г. С. Никифоров, Ю. И. Филоменко, В. М. Нестеров и др.) – целесообразное, сознательное и произвольное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Эмоциональная саморегуляция осуществляется в единстве её энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. [56] При всём многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру [см. 30, 41]: Принятая субъектом цель его произвольной активности. Именно цель является тем звеном саморегуляции, которое постоянно остается осознаваемой. Модель значимых условий деятельности. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учёт которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Программа собственно исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющем характер, последовательность, способы и другие характеристики действий, направленных на достижение цели. Изменение субъективной модели условий деятельности является предпосылкой для соответствующих трансформаций программы действий. Система критериев успешной деятельности. Она несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, «остронаправленного» регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели. Информация о реально достигнутых результатах. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха. Это звено несет функцию оценки текущих и конечных результатов относительно систем принятых субъектом критериев успеха. Решение о необходимости и характере коррекции деятельности. При сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т.д. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме. [56] Как пишут В. И. Моросанова и Е. М. Коноз, общий уровень саморегуляции характеризует общий уровень сформированности индивидуальной активности человека. При этом они выделяют понятие индивидуального стиля саморегуляции. «Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных её видах». [40, с. 118] Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, как человек планирует и программирует достижение целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознаны. [40, с. 118] В работе В. И. Моросановой приведены следующие факторы стиля саморегуляции [20, с. 61]: Индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей; уровень сформированности осознанного планирования деятельности. Индивидуальная развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Индивидуальная развитость осознанного программирования человеком своих действий. Индивидуальная развитость и адекватность оценки личностью себя и своей деятельности и поведения. Уровень сформированности регуляторной гибкости. Развитость регуляторной автономности. Соответственно указанным факторам диагностируется шесть параметров саморегуляции и строится профиль индивидуального стиля саморегуляции, кроме того, определяется общий уровень саморегуляции. Высокий показатель общего уровня саморегуляции определяет успешность овладения новыми видами деятельности и легкость адаптации к новым для личности ситуациям. Таким образом, в данном подходе процессы регуляции (планирование, целеполагание, моделирование, программирование, оценка и контроль) «возвышаются» до уровня личностных свойств, детерминирующих регуляцию всей произвольной активности человека. В нашей работе мы планируем ввести понятие гендерного стиля саморегуляции, предполагая обнаружить типичные для трех классических гендерных типов идентичности репертуары (или наборы) проявлений (способов саморегуляции) негативных состояний психики. И описать стили саморегуляции разных гендерных групп испытуемых, выявив достоверные различия. 1.2.2. Саморегуляция в системе функционирования психики Проф. А. В. Карпов рассматривает общую организации системы эмоциональных процессов в русле системного подхода как иерархию пяти основных уровней, каждый из которых соотносится с определенным значением общесистемного критерия дискриминатора. Таблица 2 Общая организация системы психических процессов по А. В. Карпову [20, с. 103] Значения критерия-дискриминатора Уровень организации психических процессов Метасистемное Сознание Системное Рефлексивные процессы Субсистемное Интегральные психические процессы Компонентное Основные классы психических процессов (когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные) Элементное Психические функции Таким образом, все эмоциональные процессы можно разделить на три класса (уровня): Процессы первого (низшего) порядка: направлены на ориентировку и познание (когнитивные процессы), на активацию и оценивание (эмоциональные процессы), на стабилизацию активности (волевые процессы), на побуждение, инициацию этой активности (мотивационные процессы) Процессы второго порядка (интегральные процессы): направлены на построение, организацию и регуляцию активности (поведения и деятельности) – процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, прогнозирования, программирования, планирования, контроля, самоконтроля. Рефлексия как процесс третьего порядка сложности (макроуровень): базируется на синтезе интегральных процессов: направлена на решение задач саморегуляции. В рамках данного подхода важнейшее значение придается рефлексии (как процессу) и рефлексивности (как свойству, качеству – «данность сознания самому себе», способность сознавать). Двойственность принадлежности рефлексии системному и метасистемному уровням определяет основной механизм функционирования сознания индивида – способ «выхода в надличностное». «Психика тем и уникальна, что в ней (как в системе) заложен такой механизм, который позволяет ей преодолевать собственную системную ограниченность, постоянно выходить за свои собственные пределы, делая саму же себя предметом своего же исследования». [20, с. 102-103] По мнению проф. А. В. Карпова и И. М. Скитяевой, «рефлексия «над деятельностью», «над собой», «над своим положением в социальной среде»… – это, конечно, не только и не столько констатация чего-либо, а средство развития деятельности и личности, изменения её статуса». [22, с. 112] Рефлексия может рассматриваться не только как психический процесс, но и как состояние психики. Проявления такого рода состояний «обращенности на самого себя», «самососредоточения», «ухода», «отключения от ситуации» разнообразны и широко представлены. Они варьируют в очень широком диапазоне – от элементарного рефлексивного самоконтроля, включенного в повседневное поведение, до глубокой медитации. «Сам процесс рефлексии, как никакой иной процесс (в силу своей предельной интегративности, обобщенности), развертывается на фоне соответствующего состояния – состояния рефлектирования; он требует этого состояния и в значительной степени совпадает с ним как по феноменологии, так и по механизмам. [20, с. 131] Как отмечают А. В. Карпов и В. В. Пономарева, рефлексия традиционно рассматривается в следующих аспектах [см. 21, с. 35]: Кооперативный аспект рефлексии: проектирование коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, кооперации их совместных действий. Рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его выход во внешнюю позицию по отношению к ней. Коммуникативный аспект рефлексии: размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие, и осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Личностный аспект рефлексии: построение новых образов себя в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка адекватных знаний о мире. Интеллектуальный аспект рефлексии: умение субъекта выделять, анализировать и соотносить собственные действия с предметной ситуацией. Таким образом, по мнению этих авторов, субъект может рефлексировать [см. 21, с. 35-36]: знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия; представление о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; свои поступки и образы собственного «Я» как индивидуальности; знание об объекте и способы действия с ним в ситуации. По функциям, которые выполняют рефлексивные процессы в той или иной ситуации, выделяют несколько видов рефлексии [см. 21, с. 36]: Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Ретроспективная рефлексия служит для анализа уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексия в данном случае затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности, находящиеся в прошлом, и может служить для выявления возможных ошибок. Перспективная рефлексия включает размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов. Итак, рефлексивные процессы определяются как произвольный сознательный контроль, базовыми для существования которого выступают следующие способности: способность планировать; способность предвосхищать последствия принимаемых решений; способность оценивать этапы собственной деятельности; способность прекращать или притормаживать деятельность на любом этапе её выполнения; способность выбирать или модифицировать стратегию собственного поведения. Общепринято, что наряду с рефлексией как психическим процессом и состоянием рефлектирования существует рефлексивность как некое свойство, как особая качественная характеристика субъекта и его психики. Но рефлексивность – не рядовое качество психики и личности; это свойство, уникальное для людей, присущее только человеку. Именно оно выделяет человека среди всех иных известных живых существ, придает специфику и исключительность человеческой психике. [20 с. 391-396] В данной работе мы рассматриваем рефлексию как процесс произвольного сознательного самоконтроля при регуляции неравновесных эмоциональных состояний, а именно негативно окрашенных эмоциональных состояний. Процесс саморегуляции эмоциональных состояний включает следующие аспекты самоанализа: размышление о причинах, анализ и оценка ситуации, пересмотр своих взглядов и поведения, поиск ошибок, новой цели, идеалов, самокритика. Наша работа позволит определить, существуют ли гендерные различия в рефлексии как способе саморегуляции эмоционального состояния. 1.2.3. Саморегуляция психических состояний В соответствии с результатами исследований отрицательных эмоциональных состояний, проф. А. О. Прохоров [51, с. 36-37] выделяет два пути управления ими: Приобретение индивидуального опыта преодоления кризисных или трудных состояний и формирование способов саморегуляции в ходе онтогенеза. К этому подталкивает кризисная ситуация, неадекватность и дискомфорт неравновесного состояния. В результате в психологической структуре личности возникают новообразования, новые обобщения в виде знаний, изменяется отношение, появляются новые способы самоуправления и приемы саморегуляции. Другой путь – сознательное овладение субъектом научно-обоснованными способами и приемами саморегуляции (аутотренинг, медитация и др.), приводящее к снижению продолжительности и интенсивности неравновесных состояний. Итак, мы придерживаемся определения А. О. Прохорова: саморегуляция – это процесс внутренней психической активности субъекта, направленный на приведение неравновесных состояний к состояниям, имеющим оптимальный уровень эмоциональной активности. [см. 51] Интересен подход А. О. Прохорова к регуляции неравновесных эмоциональных состояний через переходные состояния. [52] Так, например, «путь» от печали к радости может быть такой: печаль – безразличие – утомление – спокойствие – радость; от тревоги к спокойствию: тревога – страх – расслабленность – спокойствие или тревога – отчаяние – решимость – спокойствие. Это новое и перспективное направление в исследовании эмоциональных состояний. Опишем некоторые негативные эмоциональные состояния и способы их регуляции. Тоска/Грусть. [52, с. 184; 54, с. 272] Это душевное уныние, тревога, соединенная с грустью. В состоянии тоски у девушек превалирует грусть, душевный дискомфорт, желание плакать и жаловаться, а для юношей характерны желание остаться одному, сонливость, молчаливость и скука. Приёмы регуляции: переключение, волевая регуляция, музыка, плач, прогулки, уединение и др. Печаль. [52, с. 151] Семантическое пространство состояния печали: апатия, отсутствие желания что-либо делать, пессимизм, неверие в свои силы, разочарование, неудовлетворенность, плохое самочувствие, физическая боль, плохое настроение. Разочарование. [42, с. 652; 17, с. 197] Это состояние неудовлетворенности, вызванное не оправдавшими себя ожиданиями, несбывшимися мечтами, крушением надежд, потерей веры в кого-то или во что-то. Иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Утомление. [52, с. 151-152, 184] Утомление у девушек предполагает сонливость, апатию, усталость, стремление отстраниться от всех и расслабиться, раздражение, усиление/понижение аппетита, у юношей кроме со....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: