- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение мотивационно-волевой сферы больных туберкулёзом
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008281 |
Тема: | Изучение мотивационно-волевой сферы больных туберкулёзом |
Содержание
Введение «Одно из условий выздоровления – желание выздороветь» Сенека Туберкулёз, на данный момент развития нашего общества, - это достаточно распространенная болезнь. Многие, в том числе и я раньше, думали, что туберкулез поражает лишь лёгкие. И если человек постоянно кашляет, вероятно, он болеет. Многие никогда и не задумывались о том, что бывают разные формы туберкулёза, так же и внелёгочный. Костный туберкулёз намного опаснее, нежели обычная его форма – легочный. Ведь попадая в синовиальную жидкость, болезнь проникает через кровоток во все органы и поражает целые системы. В связи с этим, в разных научных обществах излечение, реабилитация и профилактика больных туберкулёзом является достаточно актуальной темой. Так же, немаловажна роль диагностики. Чем быстрее удастся диагностировать заболевание, тем быстрее человек получит необходимое для него лечение, тем быстрее он станет здоровым. Действительно важным является готовность человека принимать то или иное лечение. Его мотивация, воля к выздоровлению. Ведь достаточно сложно объяснить ребенку, что вот эти горькие таблеточки необходимо принимать, если у него ничего не болит. А туберкулёз относится именно к такому виду заболевания, при котором, порой, человек и не догадывается о том, что он болен. И так люди живут многие годы до тех пор, пока, например, не появится необходимость пройти медкомиссию для устройства на работу или сделать флюорографию, чтобы допуститься до операции по удалению желчного пузыря. Эта работа является достаточно актуальной в сегодняшние дни. Так как во многих заведениях, которые оказывают фтизиатрическую помощь, до сих пор нет служб оказания психологической помощи больным. В связи с чем лечение приобретает длительный и тяжелый характер, так как врачи не имея данных о причинах отказа или об эмоциональном состоянии больных, стараются изменить ход лечения, его программу, в то время как, необходимо влиять на самого больного. Помимо этого, данная тема является мало изученной в научных рядах. Есть лишь отдельные работы по изучению проблемы туберкулеза и по изучению мотивационной сферы соматических больных. Объектом исследования являются больные туберкулёзом. Предмет исследования – мотивационно-волевая сфера больных туберкулёзом. Целью нашего исследования является изучение мотивационно-волевой сферы больных туберкулёзом. Что движет людьми, когда они соглашаются на лечение или наоборот – отказываются от него. В связи с этим, перед нами возникают такие задачи, как: Знакомство с понятием и заболеванием «туберкулёз» Изучение путей диагностики Изучение путей излечения и реабилитации Беседа с больными Изучение мотивационно-волевой сферы у больных туберкулёзом Гипотеза исследования: мотивационно-волевая сфера больных туберкулезом отлична от мотивационно-волевой сферы условно здоровых людей. Актуальность данного исследования заключается в помощи по излечению и реабилитации больных туберкулёзом путём диагностики их эмоционального состояния и мотивационно-волевой сферы, а также в составлении программ коррекции мотивов отказа от лечения или его прерывания. В исследовании нами используются такие методы как: 1. беседа 2. наблюдение 3. тестовые методики: Тест мотивации достижения Мехрабиана [29]. Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности (В. Петрушин) [29]. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М.Орлова [29]. «Самооценка силы воли» Обозова [29]. Практическая значимость Данная тема исследования довольно подробно рассматривается в работах Е. М. Богородской (НИИ фтизиопульмонологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова). По ее мнению, на основании некоторых научных источников, недостаточное стремление пациентов к выздоровлению будет являться ведущей проблемой для достаточное количество медицинских отраслей. Исходя из некоторых соображений, несерьезное отношение к назначенной врачами терапии, будет являться серьезной проблемой, которая оказывает разрушающее действие на успех лечения. Нарушение хода выполнения предписанного лечения и потребность в повышении мотивации к принятию лечения часто отмечается у больных гипертонией, пульмонологических больных и др. Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ 1.1. Понятие туберкулёз. Виды туберкулёзa По информации из нескольких научных источников, туберкулёз-это одна из первых болезней, с которой столкнулась медицина, называвшаяся ранее «сухотной болезнью», а позднее «чахоткой». На латыни данная болезнь звучит как phtisis, что в переводе означает «истощение». Phtisis дало начало направлению в медицинской науке, которое занимается изучением проблемы туберкулёза – фтизиатрия. [4]. В данный период развития нашего общества, а также медицинской науки, Россия занимает двадцать второе место по числу заболеваний туберкулезом, что в свою очередь приводит к летальному исходу. Но, не смотря на этот факт, за последний период становления науки и медицины в целом стали возможными в реализации некоторые пути борьбы с этим тяжелым заболеванием [36]. Известно, что туберкулёз возникает из-за микобактерии вида “Mycobаcterium tuberculоsis cоmplex”. Основным очагом поражения являются дыхательные пути, при этом также известны и другие виды туберкулёза: воспаление в лимфатической, мочеполовой и нервной системе, заболевание опорно-двигательного аппарата, кожи или более сложная форма – поражение организма в целом (милиарная форма)[4]. Сложности в лечении туберкулёза можно объяснить следующими фактами: Почти всегда заболевание имеет бессимптомный характер, в связи с чем, состояние человека может оказаться крайне тяжелым. Этот факт влияет на длительность и сложность прохождения больным лечения. Микобактерии туберкулёза имеют достаточно устойчивый характер к проявлениям внешней среды. Благодаря этому факту они долгое время могут сохраняться в организме человека в активном состоянии, подвергая заражению окружающих людей. Туберкулёзные микобактерии быстро начинают мутировать , после чего они приобретают устойчивость к различным видам антибиотиков, что осложняет процесс лечения и выздоровления. Виды туберкулёза: Помимо легочной локализации имеются костные, кожные, мозговые, мочеполовые, кишечные, милиарные разновидности заболевания, в связи с чем, выделяют такие формы туберкулёза, как: Лёгочную Внелёгочную Также учитывается тот факт, заболевает человек впервые или туберкулёз активируется после ремиссии, после чего переходит в стадию активности. На этом фоне выделяются: Первичный Вторичный Первичный туберкулез – особая форма заболевания, возникающая при попадании в кровь микобактерий. Чаще данной формой туберкулёза болеют дети в возрасте до пяти лет, это связано с несовершенной сформированностью их иммунной системы, которая не может сопротивляться агрессивной атаке возбудителя. При этом, факт того, что болезнь имеет тяжелую форму течения и ярко выраженное проявление симптомов не имеет под собой никакой опасности для окружающих[4,20]. Вторичный туберкулез – туберкулёз, при котором когда-то переболевший человек вновь заражается иной формой туберкулёза, либо выход из ремиссии перешел в обострение. Данному виду туберкулёза более подвержены взрослые пациенты, нежели дети. Около 30% больных данным видом туберкулёза в запущенной стадии, даже при активной помощи медиков, умирают по истечении двух-трёх месяцев. При этом лишь у одного пациента на сотню больных вторичный туберкулез незаметно затихает, так же, как и появился [20]. Таким образом, по теоретическим данным о понятии «туберкулез», мы можем сказать, что это одна из древнейших болезней, истощающая организм человека. Россия занимает двадцать второе место по числу заболеваний туберкулезом. Но, не смотря на этот факт, за последний период становления науки и медицины в целом стали возможными в реализации некоторые пути борьбы с различными видами этой болезни, что существенно сократило процент заболеваемости. 1.2. Диагностика, лечение и реабилитация людей больных туберкулёзом При диагностике используют данные виды методик, как: Туберкулинодиагностика (проба Мaнту); Рентгенологическое исследование; Бaктериологический анализ; Иммуноферментный анaлиз; Проба Манту Туберкулинодиагностика проводится каждый год, впервые в возрасте одного года. При помощи специального оборудования под кожу на руке вводится 0,1 мл раствора, соотношение количества возбудителя будет определяться из учета возраста и веса исследуемого. Данная проба – это специальный тест, который помогает нам диагностировать туберкулезный статус исследуемого. [23,27]. Рентгенологическое исследование Рентгенологическое исследования является основным методом первичной диагностики заболевания у пациентов. Флюорографическое исследование производится раз в год. Данный вид диагностики подразумевает под собой более простой вариант рентгенологического исследования. Пациент становится перед флуоресцентным экраном, через его тело проникают рентгеновские лучи, по окончании чего оборудование воспроизводит фотоснимок. На этом снимке будут видны очаги поражения туберкулёзом, если имеется их наличие. Данные виде кода вносятся в журнал учёта, после чего производится компьютерная обработка, которая необходима для получения фтизиатрической статистики, на основании которого будет производится разработка путей борьбы с данным заболеванием [23]. Бактериологические методы Начиная с 1995 года бактериологическое исследование является обязательным во время обращения больного в поликлинику специализированную клинику, а также в учреждения медицинского профиля, с жалобами на продолжительный кашель. Поясним, что если вы кашляете, и при этом обратились за помощью к участковому терапевту или врачу любого другого профиля общей практики (лору, например), то у вас должны взять анализ мокроты и произвести диагностику по Цилю-Нильсену для выявления туберкулезных микобактерий [23]. На ряду с этой методикой, бактериальный посев по Левштайну-Йенсену, не является обязательной диагностикой, но на правах дополнительного метода помогает определить наличие туберкулезной микобактерии. От результатов диагностики будет зависеть выбор фармакологических препаратов и определение схемы лечения заболевания[21,23]. Иммуноферментный анализ Не смотря на все виды и методы диагностики заболевания, так же показательным является и метод диагностики по крови. Во время этого метода производят анализ, который не несет в себе данных о статусе заболевания, но он предоставляет информацию о присутствии в организме исследуемого возбудителя. Иммуноферментный анализ выявляет у человека антитела к микобактериям туберкулёза. Данный метод диагностики является актуальным только для стран с низким уровнем заболеваемости[21]. Учитывая тип и тяжесть заболевания, программа лечения туберкулёза может продолжаться до двух лет и будет включать в себя такие виды лечения, как: Химиотерапия; Медикаментозная терапия; Хирургическое вмешательство; Реабилитация в санаторно-куpортных учреждениях; Таким образом, в помощь диагностике, лечению и реабилитации было создано несколько методов, каждый из которых несет в себе значимые показатели для раннего установления диагноза и применения действий к его излечению. К таким методам относятся: Туберкулинодиагностика (проба Мaнту); Рентгенологическое исследование; Бaктериологический анализ; Иммуноферментный анaлиз; 1.3. Понятие мотивационно-волевой сферы Мотивационно-волевая сфера включает в свой состав компоненты потребностей, интересов, целей, мотивов, реализуемых с помощью волевой составляющей. Воля, в свою очередь, подразумевает под собой умение человека к свершению своих задач и поставленных перед ним целей. Также воля – сознательные регулировка и контроль человеком действий и поступков, которые он совершает, но при этом ему приходится преодолевать различные внутренние и внешние барьеры. Регулировка поведения с помощью волевой компоненты определено некоторыми условиями, в окружении которых он проживает и работает. При этом воля-это не изолированное свойство психики, на основании чего может рассматриваться во взаимной связи с различными другими сторонами сознания человека. Физиологические механизмы волевой сферы можно представить в следующем виде: в теменной части КБП располагается двигательная область. Эта область имеет связь со всеми отделами коры больших полушарий, в число которых входят и корковые концы анализаторов. Данная связь определяет возможность появления возбуждения, которое может возникнут в любом участке КБП, достигнуть двигательной области коры и образовать в ней похожий процесс. Таким образом происходит элементарный процесс передачи информации, но человек имеет свойство накопления поступившей информации и на ее основе предпринимать какие-либо действия. По показаниям различных исследований, существенными в реализации волевой регуляции являются лобные доли коры больших полушарий. Поражение данных отделов коры может приводить к различным видам расстройств, например абулии ( безволие). Не маловажную функцию в процессе волевой регуляции играет ретикулярная формация. Ретикулярная формация представляет собой фильтр, который в свою очередь пропускает одни импульсы и блокирует другие. Также ретикулярная формация имеет свойство накопления и управления энергетическим питанием коры мозга [7,16]. Все составляющие мотивационно-волевой сферы помогают человеку ориентироваться в его познавательной деятельности, в ходе чего волевая компонента устанавливает цели для реализации внутренней деятельности, которая является необходимой для достижения поставленной цели. Воля связывает между собой познавательную и эмоциональные сферы, учитывая то, что одна зависит от другой. Активность познавательной деятельности помогает человеку в приобретении новых знаний и навыков. Контроль над эмоциональной, познавательной, эмоционально-волевой сферами осуществляет рациональная составляющая мышления. При этом все сферы сознания человека оказываются взаимосвязанными [16]. Психическая деятельность человека включает в себя бессознательное поведение человека, которое представлено совокупностью психических явлений, при этом человеком они не осознаются. К таким психическим явлениям можно отнести, например сновидения и инстинкты, которые определяют тип поведения человека, имеющий под собой биологическую основу. Наследственный тип поведения оказывает негативное влияние на процесс лечения человека. Важным является умение показать человеку, что выписанные ему лекарственные средства и прописанный вид лечения не принесут ему вреда.[7,16]. Базовые составляющие мотивационной сферы: разнообразие мотивов; множественный характер; гибкий характер; существование определённой иерархии; наличие структуры; устойчивый характер мотивов; динамичность мотивов; мотивационная сила Волевые свойства характеризуются: настойчивостью; выдержкой; самостоятельностью; смелостью; стойкостью; дисциплинированностью. Эти факторы формируются в процессе становления человека и подвергаются множеству изменений в процессе деятельности [7]. Таким образом, мотивационно-волевая сфера характеризуется установлением мотивов, интересов, потребностей, которые ориентируют человека в его познавательной деятельности. При этом, воля образует связующий компонент между познавательной и эмоциональной сферой, выделяя активный характер познавательной деятельности, что обеспечивает человека способностью на приобретение новых знаний и умений. 1.4. Мотивация больных туберкулёзом к лечению Мотивация больных туберкулёзом имеет под собой несколько оснований: Отношение к болезни; Отношение к лечению; Отношение к врачу; Также не стоит забывать о том, что на один миллион заболевших приходится 100 тысяч детей. Для ребёнка сложно понять необходимость принимать те или иные лекарства при отсутствии проявления каких-либо симптомов. Поэтому зачастую маленькие пациенты с большой неприязнью относятся к проводимым процедурам, что физически и эмоционально препятствует их быстрому восстановлению [26]. При этом, если говорить о взрослых, то перед медицинским персоналом встают задачи сложнее, по сравнению с детьми. Если еще к ребенку можно найти подход с помощью его родителей, то взрослый же пациент несет за себя ответственность сам, и сам в праве решать, нужно ему то или иное лечение или он справится и без него. Здесь уже необходима помощь специалистов-психологов, психотерапевтов. Уделяя достаточно мало внимания эмоциональному состоянию больных, врачи допускают огромную ошибку. Так как этот фактор оказывает значительное влияние на ход лечения. Работа с пациентами, с их целями и убеждениями вносит огромный вклад в программу излечения и реабилитации, что существенно облегчает работу врачей [28,31]. В связи с возникновением такой сложности на пути к излечению не только взрослых, но и детей, в учреждениях, занимающихся диагностикой, лечением и реабилитацией больных туберкулёзом (например, Туберкулёзный диспансер) создаются службы психологической помощи и поддержки больных. В зависимости от возраста пациентов возникают разные мотивы их обращения за помощью и прохождения лечения: Страх; Брезгливость; Родные (внуки, дети, супруги и т.д.); Мнение общества и многое другое. На этой почве, больные либо пускают все на самотек, либо верят в сверхъестественные силы, либо начинают активно выполнять рекомендации врачей, вести здоровый образ жизни и стараться сделать все так, чтобы как можно быстрее вылечиться и избавиться от бремени данного заболевания [26,28]. Порой случается так, что информация о наличии у человека той или иной формы туберкулёза «ставит крест» на его профессиональной деятельности, круг общения сужается, что негативно влияет на эмоциональное состояние человека и на процесс излечения. Таким образом, говоря о мотивации больных на излечение, важно учитывать факторы, которые оказывают непосредственное влияние на образование мотивов обращения за помощью и прохождения лечения. К таким мотивам могут относиться: Страх; Брезгливость; Родные (внуки, дети, супруги и т.д.); Мнение общества и многое другое. Выводы по первой главе Таким образом, можно сделать выводы о том, что огромное влияние как на ход заболевания, так и на ход лечения и реабилитацию оказывает не только непосредственная установка самого больного, но и положительное или отрицательное влияние окружающего его общества. В связи с этим, для помощи, как самим больным туберкулёзом, так и врачам, создаются службы психологической поддержки, на базе которых проводится не только непосредственная диагностика мотивации на излечение, но и информирование, поддержка и обучение больных и их родственников. Также важной составляющей является профилактика распространенности данного заболевания и реабилитация больных. Глава II. ЭМПЕРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ 2.1. Процедура организации и этапы проведения исследования Объектом исследования являются больные туберкулёзом. Предмет исследования – мотивационно-волевая сфера больных туберкулёзом. Целью нашего исследования является изучение мотивационно-волевой сферы больных туберкулёзом. Задачи исследования: Знакомство с понятием и заболеванием «туберкулёз» Изучение путей диагностики Изучение путей излечения и реабилитации Беседа с больными Изучение мотивационно-волевой сферы у больных туберкулёзом Гипотеза исследования: мотивационно-волевая сфера больных туберкулезом отлична от мотивационно-волевой сферы условно здоровых людей. Выборку исследования составили 60 человек. Экспериментальную группу составили 30 человек с первично поставленным диагнозом туберкулёз различного вида ( костный, лёгочный, кожный и т.д.), которые проходили лечение на базе ГБУ РО ОКПТД. И контрольную группу составили 30 условно здоровых людей. Данное исследование проводилось на базе ГБУ РО ОКПТД с 12 октября 2016 года по 2 декабря 2016 года. Ход исследования строился по следующей программе: Знакомство с базой ГБУ РО ОКПТД Знакомство с отделениями организации и больными Подбор контингента исследуемых Беседа с пациентами Наблюдение Тестирование Статистическая обработка полученных данных За это время в исследовании приняли участие 30 пациентов (30 – 60 лет) с первично установленным диагнозом туберкулёз (14 женщин и 16 мужчин). В ходе исследования активное участие приняла Заместитель главного врача по организационно-методической работе Долженко Е. Н. Исследование проводилось с помощью блока тестовых методик: Тест мотивации достижения Мехрабиана (см. Приложение 6) Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности (В. Петрушин) (см. Приложение 5) Тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М.Орлова (см. Приложение 8) «Самооценка силы воли» Обозова (см. Приложение 7) Обработка полученных данных производилась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Описание U-критерия Манна-Уитни В наличии у психодиагностики есть несколько способов использования критерия, а также несколько вариантов таблиц критических значений, которые соответствуют данным способам (Гублер Е. В., 1978; Рунион Р., 1982; Захаров В. П., 1985; McCall R., 1970; Krauth J., 1988). Этот метод расчета должен определять величину зоны перекрещивающихся значений между двумя выборками (рядами). В первом ряду указываются значения, которые по нашей предварительной оценке выше, чем во второй выборке. Достоверность различий будет зависеть от величины области перекрещивающихся значений, при этом, чем меньше область, тем более достоверны различия. U эмпирическое показывает в своих значениях как велика зона совмещенности среди двух выборок. В связи с этим, чем меньше будет значение Uэмп, тем больше существует вероятность, что различия будут являться достоверными. Гипотезы U – критерия Манна-Уитни H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1. H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. Ограничения U-критерия Манна-Уитни 1. В каждом ряду должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2 ? З; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5. 2. В каждом ряду должно быть не более 60 наблюдений; n1, n2 ? 60. Статистическая обработка данных производилась вручную в соответствии с формулами и алгоритмами, приведенными в пособии. Расчёт U-критерия Манна-Уитни производился автоматически в соответствии с рекомендациями справочника Сидоренко [22, 41]. В исследовании можно выделить три этапа. Первый этап исследования. На данном этапе исследования проводилось изучение проблемы данного заболевания и структуры работы заведения, на базе которого строилась вся исследовательская работа. По результатам освоения данного материала определялась выборка подходящего контингента больных, в число которых вошли пациенты с первично установленным им диагнозом «туберкулёз», проходившим лечение как амбулаторно, так и в дневном стационаре. Исследованию подвергались мужчины и женщины от 30 до 60 лет, находившиеся в подвижном и обездвиженном состоянии. Параллельно этому исследованию была отобрана контрольная группа условно здоровых людей, которые проходили исследование по тому же комплексу методик, что и экспериментальная. Второй этап исследования. По первично полученным данным производилась доработка тестового комплекса, в связи с чем, батарея тестов сократилась от изначальных шести тестовых методик до четырёх. Была произведена обработка части полученных данных, на основании результатов которых, начали строиться выводы о том, что мотивационно-волевая сфера людей больных туберкулёзом не имеет особых отличий от отивационно-волевой сферы условно здоровых людей. В связи с этим, можно предположить, что изначально установленная нами гипотеза не имеет подтверждения. Третий этап исследования. По полученным нами данным была произведена беседа с медицинским персоналом, по результатам которой, были сделаны выводы о том, что мотивационно-волевая сфера больных туберкулёзом имеет отличия от мотивационно-волевой сферы условно здоровых людей, что наглядно подтверждается в Приложении 1. Основным критерием отбора экспериментальной группы послужил факт впервые выявленное заболевание туберкулеза легких. Таким образом, экспериментальную группу составили 30 пациентов противотуберкулезного диспансера г. Рязани с различными формами легочного туберкулеза. Главным критерием формирования контрольной группы являлось отсутствие тяжелых хронических заболеваний и ежегодное прохождение профилактических медицинских осмотров. Выборку относительно здоровых респондентов составили 30 человек. В связи с этим, можно говорить об индивидуальных особенностях личности соматического больного, в нашем случае больного с диагнозом туберкулёз, которые влияют на его отношение к методам и ходу лечения. Например, глубокая осведомленность больных о каких-либо лекарствах, побочных действиях и их назначениях, может негативно отразиться на его отношении к врачу и к лечению в целом. Поэтому в учреждениях с фтизиатрической помощью необходимо создавать службы психологической поддержки, задачей которых будет в свою очередь, правильное информирование больных о лечении, индивидуальный подход к каждой личности. Результатом работы данных служб будет являться помощь медицинскому персоналу, а также помощь больным в быстром излечении и реабилитации. 2.2. Результаты исследования. Данный этап практической работы предполагает первичную и статистическую обработку полученных данных, интерпретацию результатов и составление объективных выводов Для выявлений различий исследуемых признаков на протяжении всей статистической обработки применялся непараметрический критерий для двух несвязанных выборок U-критерий Манна-Уитни. Полученные сырые баллы в соответствии с зонами распределения представлены в Приложении 2. По результатам проведенного нами тестового исследования, направленного на изучение мотивационно-волевой сферы у больных туберкулезом, мы смогли получить статистически значимые данные, представленные в Таблицах 1-8. Таблица 1 Обобщенный результат по методике Орлова Исследуемые особенности Среднее значение Uэмп Р Экспериментальная группа Контрольная группа Общая сумма 11,6 10,4 367 p?0.05 В Таблице 1 представлены средние данные по значениям исследуемой особенности всей методики в целом. Все данные оценивались по 5 значимым критериям данного теста. На основании чего мы получили следующие результаты: Таблица 2 Значимость различий по параметрам выделенных критериев теста «Потребность в достижении» Орлова Показатели Низкие Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокие Значения 2-10 11-12 13-14 15-16 17-21 Экспериментальная группа 12(40%) 6(20%) 9(30%) 2(6,6%) 1(3,3%) Контрольная группа 17(56,6%) 10(33,3%) 3(10%) 0 0 В Таблице 2 представлены результаты оценки данных по 5 критериям, которые в общей сумме описывают исследуемую нами особенность - потребность в достижении. Исходя из полученных нами данных, общее значение, по шкале, выше у экспериментальной группы, которое в свою очередь попадает в зону незначимости. На это нам указывает расположение суммарного значения по экспериментальной группе в зоне незначимости р ? 0,05. Результаты по всем испытуемым представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1. На основании результатов в Таблице 2 мы можем построить следующую диаграмму, которая наглядно отображает выраженность различий по 5 критериям в двух группах. Таким образом, потребность в достижении выше у экспериментальной группы, а в контрольной группе преобладает низкий уровень выраженность данной особенности. Рисунок 1. Сравнительные данные эксперименальной и контрольной групп по тесту Орлова Таблица 3 Обобщенный результат по методике Мехрабиана Исследуемые шкалы особенностей Среднее значение Uэмп P Экспериментальная группа Контрольная группа Общая сумма 116,06 98,4 262,5 p?0.01 В Таблице 3 представлены обобщенные результаты оценки по экспериментальной и контрольной группе. Полученные нами значения оценивались по 2 основным критериям: стремление к успеху и избегание неудач. В связи с этим мы получили следующие данные: Таблица 4 Значимость различий по параметрам выделенных критериев теста «Мотивации достижения» Мехрабиана Критерии Стремление к успеху Избегание неудач Экспериментальная группа 1(3,3%) 26(86,6%) Контрольная группа 0 28(93,3%) В таблице 4 представлены результаты статистического анализа значимости различий по 2 критериям в экспериментальной и контрольной группах. Эти данные в совокупности своих значений описывают мотивацию достижения в целом. На основании полученных нами данных, мы имеем следующие параметры: общее значение по исследуемой особенности выше у экспериментальной группы. Оно попадает в зону значимости. На это нам указывает расположение суммарного значения по экспериментальной группе в зоне значимости р?0,01. Результаты по всем испытуемым представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Учитывая данные по Таблице 4 , мы можем построить следующую диаграмму, где наглядно представлены различия между выборками Рисунок 2. Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп по тесту Мехрабиана Таблица 5 Обобщенный результат по методике Обозова Исследуемые шкалы особенностей Среднее значение Uэмп Р Экспериментальная группа Контрольная группа Общая сумма 18,2 21,2 312,5 0,01 ? p ? 0,05 В Таблице 5 мы видим разницу значений обобщенных результатов оценки исследуемой нами особенности по экспериментальной и контрольной группам. Полученные данные оценивались по трем критериям значимости: Таблица6 Значимость различий по параметрам выделенных критериев теста «Самооценка силы воли» Обозова Критерии Слабая сила воли Средняя сила воли Большая сила воли Значения 0-12 13-21 22-30 Экспериментальная группа 2(6,6%) 21(70%) 7(23,3) Контрольная группа 5(16,6%) 9(30%) 16(53,3%) В Таблице 6 представлена сравнительная разница полученных данных оценки по 3 критериям в экспериментальной и контрольной группах. Исходя из представленных нами данных, мы можем говорить о наличии значимых различий между экспериментальной и контрольной группами. Общее значение по исследуемой нами особенности выше у контрольной группы и оно попадает в зону неопределеннсти. Эти данные говорят нам о том, что самооценка силы воли у контрольной группы имеет высокие показатели в сравнении с экспериментальной группой. Данные показатели, находясь в зоне неопределенности, несут в себе статистически значимую оценку. Об этом нам свидетельствует расположение суммарного значения по контрольной группе в зоне неопределенности 0,01 ? p ? 0,05. Результаты по всем испытуемым представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2. На основании данных в Таблице 6 мы выстраиваем следующую диаграмму, в которой наглядно видны различия по описываемым критериям в сравниваемых группах. В экспериментальной группе показатели силы воли имеют высокое значение в средней степени выраженности, в то время как в контрольной группе самое высокое значение приобретает показатель в высокой степени выраженности. Рисунок 3. Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп по тесту Обозова Таблица 7 Обобщенный результат по методике Петрушина Исследуемые шкалы особенностей Среднее значение Uэмп Р Экспериментальная группа Контрольная группа Общая сумма 48,8 58,5 212,5 p?0.01 В Таблице 7 представлена разница значений обобщенных результатов оценки исследуемой нами особенности. Общее значение по группам выше в контрольной. Данные по этим результатам попадают в зону значимости, что о говорит о доминирующей выраженности признака в данной выборке. Далее полученные нами значения оценивались по 5 шкалам: Таблица 8 Значимость различий по параметрам выделенных критериев теста «Сформированности волевых качеств» Петрушина Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа Uэмп Р Целеустремленность 9,7 11,4 331,5 0,01 ? p ? 0,05 Настойчивость и упрямство 9,9 11,7 272 p?0.01 Решительность и смелость 9,6 11,7 293 0,01 ? p ? 0,05 Выдержка и самообладание 9,7 11,5 325,5 0,01 ? p ? 0,05 Самостоятельность и инициатива 9,7 12,1 214,5 p?0.01 В Таблице 8 представлены результаты статистического анализа значимости различий по шкалам, совокупность которых показывает нам данные по сформированности волевых качеств личности. Исходя из полученных нами результатов, мы видим, что значения по шкалам целеустремленность и самостоятельность и инициатива попадают в зону значимости p?0.01, а остальные три шкалы приобретают данные, которые в свою очередь оказываются в зоне неопределенности 0,01 ? p ? 0,05. Данный факт несет под собой значимые различия показателей по группам исследуемых. Результаты по всем испытуемым представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2. На основании данных, зафиксированных в Таблице 8 выстраиваем следующую диаграмму: Рисунок 4. Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп по тесту Петрушина На Рисунке 4 мы наглядно можем наблюдать статистически значимые различия представленные по экспериментальной и контрольной группе. В каждой группе значения по всем 5 шкалам имеют приблизительно равные значения, что указывает на практически равномерную сформированность всех шкал, которые в совокупности дают характеристику сформированности волевых качеств личности. Но контрольная группа имеет статистические значимые различия в несколько единиц в сравнении с экспериментальной группой, что указывает на более высокий уровень сформированности этих качеств в данной выборке. Полученные нами данные во время исследованияя могут быть связаны со снижением у пациентов эмоционального фона, что в свою очередь связано с условиями стационарного лечения, экстренной госпитализацией или с длительным временем лечения. Исследование проводилось по 4 тестовым методикам. Статистически значимыми из них оказались лишь ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: