- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика использования народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010071 |
Тема: | Методика использования народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста |
Содержание
очень ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………… 1.1 Понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе: теоретический аспект…………………………………………………………. 1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста…….. 1.3 Виды народных игр, особенности использования в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения…………………………. Выводы по первой главе…………………………………………………… ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ИГР………………………………………………………………. 2.1 Критерии, показатели и уровни процесса социализации детей дошкольного возраста…………………………………………………………….. 2.2 Методика использования народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста…………………………………………………….. 2.3 Результаты экспериментального исследования……………………. Выводы по второй главе…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ линь Актуальность исследования. Дети дошкольного возраста активно познают окружающую среду и приобщаются к реальному миру через деятельность. Основной, или, как говорят, ведущей, деятельностью у детей трех-шести лет является игра. Через игры со сверстниками осуществляется социализация ребенка, развивается его аффективная сфера, познавательные процессы. Не только память, внимание, воображение активизируются игрой. Последнее имеет важное значение для преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, для развития произвольного поведения, дает возможность для проявления детской активности и самостоятельности. Кроме того, через игру дети получают знания о предметном мире и социальных отношениях, ценностях своей культуры. Но главное в том, что дети познают самих себя, свои возможности. Они начинают понимать, что могут сделать сами во внешнем мире, в чем сильны и в чем слабы и как через ряд неудач подойти к успеху. Можно сказать, что игра способствует развитию самосознания, дает возможность формировать позитивное самоотношение. Важно отметить, что игра вносила важный вклад в социализацию детей, которые приобретали опыт сотрудничества, умение отстаивать свою позицию и принимать во внимание интересы окружающих. Когда ребенок создает воображаемую ситуацию в игре, он учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт и эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от многого. Как складываются его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он играет в том коллективе, кем ощущает себя в нем. Правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки — вот задача семьи, воспитателей и педагогов. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи. Она включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания; воспитывает у него ответственность, аккуратность. И этим у ребенка развивается способность к самоорганизации. В процессе игры вырабатываются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. В игре важным является именно иллюзия превращения. Следующая важнейшая характеристика игры — роль и способы вхождения в нее, т.е. игровое перевоплощение. Народные игры — это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который характерен народностям и регионам. Русских народных игр много: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры с давних пор служили средством самопознания. В них проявлялись самые лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Движения в игре (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) являются характерной особенностью русских народных игр. Эти двигательные действия мотивируются сюжетом игры. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, которая направленна на достижение условной цели, установленной правилами игры. Эта деятельность складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии. А именно как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно так, через игру. Народные игры актуальны и интересны и в наше время, несмотря на существование большого количества соблазнов в наш технократический век. Исследователи детской игры отмечают народную игру как важное средство социализации ребенка. Основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности. Эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений. Такие затруднения связанны именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок пытается всему подражать. Он копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых видел, о которых слышал. Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории. Она сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции: развлекательную, социализирующую, самореализующую, коммуникативную и др. В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важное значение – воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Проблема социализации детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. В настоящее время можно выявить противоречие между необходимостью процесса социализации ребенка дошкольного возраста и недостаточно предоставленными ему условиями в дошкольном учреждении. Проблема исследования заключается в поиске методических путей, средств и форм по использованию народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Данный аспект и определил тему выпускной квалификационной работы: «Влияние народных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста». Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Объект исследования – процесс социализации детей дошкольного возраста. Предмет исследования – методика использования народных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятия: «социализация». 2. Выявить специфику влияния народных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста. 3. Определить критерии, показатели и уровни социализации детей дошкольного возраста. 4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику влияния народных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социализации дошкольников будет способствовать включение детей в специально организованный игровой процесс, включающий в себя народные игры. Методологической основой исследования являются основные положения о социальной природе деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; концепция социального развития детей дошкольного возраста. Исследование народной игры как важной составляющей культуры представлено в трудах Т.А. Апиян, М.М. Бахтина, B.C. Библера, И.С. Кона, А.Ф., Лосева, Ю.М: Лотмана, А.И. Мазаева, М. Мид, B.C. Мухиной; Г.П: Черного и др. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: * теоретические: изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования, анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы; * эмпирические: целенаправленное наблюдение за детьми, анкетирование родителей; * статистические: математическая обработка результатов экспериментальной работы и их интерпретация; * экспериментальные: педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 1 «Космос» города Евпатории Республики Крым. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в определении путей влияния народных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования – разработанный комплекс народных игр может быть использован в воспитательной практике дошкольных образовательных организациях. Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: представления и обсуждения результатов исследования на кафедре методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»; Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов к ним, заключения, списка литературы (__ источника), приложений на __ страницах. Общий объем работы – __ страниц, из них __ страниц основного текста. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе: теоретический аспект В.С.Торохтий из учебника «Социальная педагогика» описывает социализацию так: «Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения» [60; с. 28] . Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности осуществляется во взаимодействии с окружающим миром. Он оказывает на этот процесс решающее воздействие посредством разнообразных общественных факторов. Наиболее важное значение для социализации человека имеет социум. Эту ближайшую социальную среду он осваивает постепенно. Если, когда ребенок рождается, он развивается, в основном в семье, то в будущем он осваивает все новые и новые среды – детский сад, потом школу, внешкольные учреждения, компании с друзьями, дискотеки и т.д. «Территория» социальной среды, которую осваивает человек, с возрастом расширяется все больше и больше. На каждом возрастном этапе на человека воздействуют все новые и новые явления окружающей среды в разных отраслях его жизнедеятельности. Американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон раскрывают социализацию через термин «адаптация».Он является одним их центральных понятий биологии. Адаптация – это приспособление живого организма к условиям среды. Затем этот термин экстраполировали в обществознание. И он стал обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Таким образом возникли понятия социальной и психической адаптации. Проблема социализации в социально-педагогическом ее понимании, которая излагается в книгах, на сегодняшний день не может быть растолкована ни в теории, ни на практике. Она принадлежит многим предметам. И этим проблема социализации путает деятельность большинства педагогов и имеет три проявления, которые наиболее выражены: опредмечивание, расширенно толкование и отождествление. Социальный педагог Ю.В.Василькова пишет, что опредмечивание социализации проявляется в стремлении превратить динамичную, творческую природу социализации в некоторое статическое состояние, приспособленческие операции в онтогенезе [11; с. 112] . В педагогике такое явление проявляется в выборе правильных решений в виде овладения суммы знаний, навыков или умений и т.д., которые унижают роль «живого» конфиденциального взаимодействия индивида и общества. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Социализация - это непрерывный процесс, который длится в течение всей жизни. Социализация распадается на определенные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении круга определенных задач. Без проработки этих задач последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке определяя этапы социализации исходят из того, что она проходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности. Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. Автор А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство – адаптация индивида, которая выражается в овладении нормами социальной жизни; отрочество – индивидуализация, которая выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность – интеграция, которая выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития [30, с. 56]. В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет всевозможные роли, которые называют социальными. Через эти роли он имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности. Социализация – это один из процессов, который нужен для нормального функционирования и развития общества, в целом. Ее можно отнести в число старейших объектов социологического, этнографического и педагогического исследований. Особый интерес к проблемам социализации возникал в обществе, когда были переломные моменты в истории. Он всегда отражал качественный сдвиг в развитии идеи образования и воспитания, переход к поиску новых решений, принципиально актуальных педагогических задач. Требования к человеку со стороны общества с каждым днем растут. Все это происходит в условиях усложненной социальной структуры. Поэтому, чтобы решить современные проблемы социализации, важно сделать анализ исторического опыта осмысления проблем социализации в отечественной и зарубежной науках. Учение о социализации оформилось как самостоятельное научное направление в XIX веке. В конце XIX века социализация изучалась в основном двумя научными дисциплинами - социологией и антропологией. Представители этих областей знаний предприняли попытку объяснить, применить и научно описать это понятие в исследовательских целях [58, с. 25]. Известный исследователь Д. Росс в 1896 году в статье под названием «Социальный контроль» употребил понятие социализации. В 1897 году американским социологом Ф.Г. Гуддинсом была опубликована книга «Теория социализации». В 1916 году Э. Буржесс опубликовал книгу «Значение социализации в социальной революции». Одновременно изучение социализации ребенка в разных примитивных культурах развернулось в антропологии (Р. Бенедикт, Ф. Боас, М. Мид). Особенность этих исследований заключалась в том, что социализация ребенка они рассматривали на фоне классовой, религиозной, кастовой структуры общества, системы ценностей и половой морали примитивных обществ. В начале XX века процессы социализации уже были изучены во многих странах мира. В 1956 году термин «социализация» был внесен в реестр американской социологической ассоциации. В отечественной литературе термин «социализация» появился в 60-е годы XX века. Б. Д. Парыгин - один из первых, кто его употребил. Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И.С. Кона. Для педагогики идеи И.С. Кона о ценности индивидуально-личностного в процессе социализации означают обращение к воспитанию способности личности к жизненному самоопределению, выработку навыков самовоспитания, социальной активности. В нашем исследовании мы будем исходить из определения понятия социализации, которая была предложенна Г.М. Андреевой. «Социализация - это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей». Автор указывает, что существует проблема «разведения» понятий социализации, развития и воспитания. Воспитание по мнению Г.М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова - как «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на «целенаправленность, планомерность процесса воздействия». В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание» [3, с.335]. Ряд авторов придерживается именно такого понимания. Оно заключается в том, что социализация личности шире понятия «воспитание». Так А.А. Реан и белорусский психолог Я.Л. Коломинский указывают, что воспитание, по существу, представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. Авторы подчеркивают, что не всегда в официальных институтах социализация имеет целенаправленный характер. Возможно одновременное существование социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса [24, с. 132]. В «Психологии человека от рождения до смерти» указывается, что социализация - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание) [37, с. 79]. Советский психолог Б.Г. Ананьев рассматривал социализацию расширенно как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности. Выделяют пять сторон социализации: 1) формирование знаний о людях, обществе и о себе; 2) выработка навыков практической деятельности; 3) выработка норм, ролей, позиций; 4) выработка аттитюдов, ценностных ориентаций; 5) включение в практическую деятельность [2, с. 169]. Данные, которые приводятся в исследованиях этнографов, социологов, педагогов, психологов свидетельствуют о том, что социализация подрастающего поколения в отдельных странах и различные исторические эпохи происходит по-разному. Характер воздействия на личность ребенка со стороны институтов и агентов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится семье, которую с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основной институт социализации детей. Именно в этом и проявляется специфика социализации. Процесс социализации никогда не заканчивается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1) Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2) Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их. 3) Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца и матери. 4) Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Психолог Р. Гоулд считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, которые сложились в детстве. Хотя Р. Гоулд разделяет точку зрения З. Фрейда о том, что травмы, перенесённые в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что их возможно частично преодолеть. Р. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу [10, с. 245]. Результатом социализации является социальная адаптированность, признаками которой служат: 1) Личная автономия как потребность в утверждении своей индивидуальности. 2) Адекватность как соответствие поведения условиям. 3) Толерантность как терпимость в принятии других, как признание их права на свои особенности. 4) Пластичность как готовность к изменениям, «приспособляемость» личности. Таким образом, социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучение и воспитание, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие всё окружение индивида: семья, соседи, школа, средства массовой информации и т.д. Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида. С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта. Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений. Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения. Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности. 1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Воспитание и обучение ребёнка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям, так как именно там происходит активное формирование личности. Важным аспектом развития ребёнка-дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. В отечественной психологии социальное развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый. Становление ребёнка как члена человеческого общества происходит на протяжении всего его детства, но начинается очень рано, практически с первых недель жизни. Решающую роль в этом играет семья, позиция родителей, их готовность выпустить ребёнка в мир человеческих отношений, оказывая при этом всю необходимую помощь и поддержку. Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние на ребёнка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то, что взрослый воспринимается ребёнком как субъект, как личность, как представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников, в общении преобладает личностный мотив. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребёнка тем, что ставит перед ним задачи на познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребёнка. В-третьих, общение ребёнка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребёнком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. Общение ребёнка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребёнок—взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребёнком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребёнком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребёнка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребёнка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям. Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [17, с. 36]. Автор Л.Р. Болотина писала, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. Вопросы развития и социализации воспитанников должны рассматриваться на четырёх уровнях: * социальном - затрагивающем коренные интересы всего общества как целостной системы, интегрирующей население страны, того или иного региона и социальную политическую общность; * институциональном - касающемся определённых социальных организаций, ведомств, учреждений, в чьи прямые функции входят социализация, воспитание, обучение, охрана здоровья, рекреация и другие вопросы развития и формирования подрастающих поколений; * межличностном (внутригрупповом) - проявляющемся в семьях и других малых социальных группах смешанного возрастного состава, а также и сугубо детских, подростковых; * индивидуальном - возникающим перед развивающейся личностью отдельного ребёнка[7, с. 79] . Социализация — процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. Однако начинается она очень рано, одновременно с тем моментом, когда ребёнок физически отделяется от матери. Чем старше становится ребёнок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабдить ребёнка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято себя вести в нём. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребёнка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребёнка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребёнка, расценивая его как подготовительный к будущей, «настоящей» жизни, которая, по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьёзные требования к ребёнку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идёт стихийно, как бы сама по себе и её качество редко становится предметом родительского внимания и переживаний. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируйся индивидуальный стиль поведения человека. Поэтому необходимо помочь ребёнку ещё до школы приобрести те социальные навыки, на которые он мог бы опереться при вхождении в новую общественную структуру. Учитывая объективную ограниченность социальных возможностей дошкольника, можно назвать лишь одну сферу, где он может накопить необходимый для поступления в школу и адекватный его возрасту индивидуальный социальный опыт — детские школьные учреждения различного типа. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно строить отношения с другими детьми и посторонними взрослыми. Жизнь среди других детей и взрослых непроста, но безопасна для малыша: ведь взрослые пока ещё постоянно рядом и к ним всегда можно обратиться за помощью, если не удается самим разрешить ту или иную проблему. Воспитатель является носителем социальных нормативов поведения и общения, он же помогает детям соблюдать их. Несмотря на достаточно жесткую регламентированность жизни детских дошкольных учреждений, вся сфера межличностных отношений в них принадлежит детям. Они самостоятельно приобретают весьма богатый опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу такие дети обладают целым рядом социальных навыков, позволяющих им установить адекватные отношения с учителями и одноклассниками. В отличие от них так называемые «домашние» дети начинают испытывать трудности с самого первого дня пребывания в школе. Им зачастую бывает сложно познакомиться с детьми, обратиться к незнакомым взрослым в школе, они не всегда умеют ладить с другими и разрешать конфликты без помощи взрослых. Более опытные в социальном отношении одноклассники отнюдь не стремятся оказать психологическую по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации
- Психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
- Методика развития способности к литературно-словесному творчеству у детей старшего дошкольного возраста