VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011620
Тема: Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры
          
          
      Фетисов Иван Сергеевич
          (ФИО обучающегося)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

      44.03.02 Психолого-педагогическое образование   
          
      профиль «Психология и социальная педагогика»
          
      
      Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации
          (тема ВКР)



Утверждена приказом от «__» __________ № ________

Руководитель ВКР
      
      
      
      
      И.Г. Маракушина
Консультант
      
      
      
      
      А.Н. Быстров
Нормоконтроль
      
      
      
      
      
Руководитель ОПОП
      
      
      
      
М.А. Брутова, к.п.н., доцент
      
          (дата)
          
          (подпись)
          

Постановление ГЭК от «___» ________________20____ г. 
Признать, что обучающийся (-аяся) _ И.С. Фетисов______________________________
          (инициалы, фамилия)
выполнил(-а) и защитил(-а) ВКР с отметкой    
      
      
          (отметка прописью)
      
      Председатель ГЭК
      ___________________
      Н.Б.Буланова
      
          (подпись)
      
      Г.А. Ципилева
      Секретарь ГЭК
          _____________________________
          
     
         (подпись)
     


      
Архангельск 2018
     РЕФЕРАТ
     Фетисов И.С. Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации.
     Руководитель ВКР – Маракушина И.Г.
     Выпускная квалификационная работа объемом 93 с. содержит 15 рисунков, 7 таблиц, 30 источников, 4 приложения.
     Ключевые слова: мышление, особенности, мыслительные операции, социализация, младший школьный возраст, уровень развития.
     Цель работы – изучение особенностей развития мыслительных операций в процессе социализации младших школьников.
     Структура ВКР: состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников, приложений.
     В первой части представлено понятие мышления, его типы и виды, индивидуальные особенности мышления, рассмотрено понятие социализации.
     Во второй части рассмотрены особенности и формы развития мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации.
     В третьей части приведено описание эмпирического исследования мышления младших школьников.
     Данную работу могут использовать учителя начальных классов, студенты педагогических колледжей, родители младших школьников, а также все те, кто интересуется проблемой развития мышления в младшем школьном возрасте.
     
     
     
     
     _____________                        _____________         __________________
     


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры 


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
__________________________________________
(код и наименование направления подготовки / специальности)


Тема ВКР:	Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации



Утверждена протоколом заседания кафедры от «_____» _____________ 20 ___ г. № _____

Обучающемуся (-ейся):
	Фетисов Иван Сергеевич
(Ф.И.О.)


Курс: 5	Группа:  533343



Срок сдачи выпускником законченной работы:  «____»_______ 20 ___ г.
Исходные данные к работе
Литература 
1.	Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] : учеб. пособ. / М. К.Акимова ; –Обниск, 2013. – 364 с.
2.	Аракелова, Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] : учеб. пособ. / Г. Г. Аракелова ; – Москва : Высшая школа, 2015 г. – 304 с.
3.	Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] : учеб. пособ. / П. П. Блонский ; – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 357 с.
4.	Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : учеб. пособ. / Л. И. Божович ;и – Москва : АСТ-Пресс, 2015. – 462 с.
5.	Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : в 6 т. Т. 1 / Лев Выготский; – Москва: Лабиринт, 2014. – 273 с.
6.	Гальперин, П. Я. Исследования мышления в советской психологии [Текст] : учеб. пособ. / П. Я. Гальперин ; – Москва : Педагогика, 2014. – 914 с.
7.	Гилфорд, Дж. Психология мышления [Текст] : учеб. пособ. / Дж. Гилфорд ;  – Москва : Прогресс, 2015. – 534 с. 
8.	Голованова, Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : учеб. пособ. / Н. Ф. Голованова ; – Санкт-Петербург: Специальная литература, 2012. – 472 с.
9.	Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособ. / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – Москва : Изд. Центр «Академия», 2012. – 280 с.
10.	Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения [Текст] : учеб. пособ. / В. В. Давыдов ; – Москва : ЭКСМО, 2013. – 377 с.
11.	Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учеб. пособ. /  И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – Москва : Академия, 2014. – 464 с.
12.	Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология : [Текст] : учеб. пособ. / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
13.	Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Александр Запорожец. – Москва : Педагогика, 2016. – 488 с.
14.	Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки [Текст] :пособ. для родит. и педагогов. /  М. А. Калугин ; – Ярославль : Академия развития, 2017. – 224 с.
15.	Ковинько, Л. В. Воспитание младшего школьника [Текст] : учеб. пособ. / Л. В. Ковинько; – Москва : Академия, 2015. – 288 с.
16.	Липкина, А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения [Текст] : учеб. пособ. / А. И. Липкина ; – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 452 с.
17.	Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника Текст] : учеб. пособ. / А. А. Люблинская ; – Москва : Просвещение, 2015. – 224 с.
18.	Менчинская, М. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] : учеб. пособ. / М. А. Менчинская ; – Москва : Знание, 2013. – 369 с.
19.	Менчинская, Н. А. Мышление в процессе обучения [Текст] : учеб. пособ. / М. А. Менчинская ; – Москва : Знание, 2012. – 372 с.
20.	Монина, Г. Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками [Текст] : учеб. пособ. / Г. Б. Монина ; – Санкт-Петербург : Изд-во «Речь», 2015. – 200 с.
21.	Мышление. Логика [Текст] : учеб. пособ. / сост. Г. Н. Губанова. – Москва : Ранок, Веста, 2012. – 334 c.
22.	Патопсихология [Текст] : Хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 289 с.
23.	Пиаже, Ж. Мышление и речь ребенка [Текст] : учеб. пособ. / Ж. Пиаже ; – Москва : Педагогика-Пресс, 2014. – 422 с.
24.	Рубинштейн, С. Л. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] : учеб. пособ. / С. Л. Рубинштейн ; – Москва : ЭКСМО ПРЕСС, 2014. – 415 с.
25.	 Симонов, В. П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе [Текст] : учеб. пособ. / В. П. Симонов ; – Москва : Педагогика, 2015. – 349 с.
26.	Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление [Текст] : учеб. пособ.  / А. Н. Соколов ; – Москва: Просвещение, 2013. – 348 с.
27.	Тихомиров, O. K. Психология мышления [Текст] : учеб. пособ. / O. K. Тихомиров ;и – Москва : Изд-во МГУ, 2014. – 361 с.
28.	Тульвисте, П. Культурно-историческое развитие вербального мышления [Текст] : учеб. пособ. / П. Тульвисте ; – Таллинн : Валгус, 2013. – 343 с.
29.	Чекалина, А. А. Гендерная психология [Текст] : учеб. пособ. / А. А. Чекалина ; – Москва : Ось-89, 2016. – 256 с.
30.	Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] : учеб. пособ. / Д. Б. Эльконин ; – Москва : Знание, 2016. – 324 с.
Основные разделы работы с указанием вопросов, подлежащих рассмотрению
1 Анализ психолого-педагогической литературы о мышлении младших школьников	_____________________________________________________________
1.1 Общее понятие мышления. Мыслительные операции	______________________
1.2 Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления___________
1.3 Особенности социализации младших школьников_________________________
2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте в процессе социализации____
2.1 Особенности развития мышления в процессе социализации__________________
2.2 Формы развития мышления в процессе социализации	______________________
3 Эмпирическое исследование мышления младших школьников_________________
3.1 Организация эмпирического исследования особенностей мышления детей в младшем школьном возрасте_______________________________________________
3.2 Анализ результатов исследования	_______________________________________
3.3 Программа занятий по развитию логического мышления____________________
3.4 Оценка результативности проведения программы занятий___________________
3.5 Рекомендации родителям по развитию мышления детей младшего школьного возраста________________________________________________________________
База проведения исследований МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Коряжмы»_____________________________________________________________
Перечень обязательных приложений к работе 
Приложение А Список детей, принявших участие в исследовании	____________
Приложение Б План реализации проекта	_________________________________
Приложение В Интерпретация результатов методик на начальном этапе исследования	_______________________________________________________
Приложение Г Интерпретация результатов методик на заключительном этапе исследования___________________________________________________________	
Перечень графического материала 
Рисунок 1 – Уровень мышления детей на начальном этапе исследования по результатам первой методики
Рисунок 2 – Уровень развития интеллектуальных способностей детей на начальном этапе исследования 
Рисунок 3 – Уровень способности к логическому мышлению детей на начальном этапе исследования 
Рисунок 4 – Уровень сформированности операции сравнения у младших школьников на начальном этапе исследования
Рисунок 5 – Средние показатели по итогам всех четырех методик на начальном этапе исследования
Рисунок 6 – Уровень мышления детей на заключительном этапе исследования
Рисунок 7 – Сравнительные данные уровня мышления детей на заключительном этапе исследования
Рисунок 8 – Уровень развитости интеллектуальных способностей детей на заключительном этапе исследования 
Рисунок 9 – Сравнительные данные уровня интеллектуальных способностей детей на заключительном этапе исследования
Рисунок 10 – Уровень способности к логическому мышлению детей на заключительном этапе исследования 
Рисунок 11 – Сравнительные данные уровня логического мышления детей на заключительном этапе исследования
Рисунок 12 – Уровень сформированности операции сравнения у младших школьников на заключительном этапе исследования
Рисунок 13 – Сравнение уровня сформированности операции сравнения у детей на заключительном этапе исследования
Рисунок 14 – Средние показатели по итогам всех четырех методик на заключительном этапе исследования
Рисунок 15 – Сравнение средних показателей у детей по итогам всех четырех методик на заключительном этапе исследования
Таблица 1 – Список методик на определение уровня развития мышления детей
Таблица 2 – Средние показатели по итогам всех четырех методик на начальном этапе исследования
Таблица 3 – Сравнение показателей уровня мышления детей на начальном и заключительном этапах исследования
Таблица 4 – Сравнение показателей уровня интеллектуальных способностей детей на начальном и заключительном этапах исследования
Таблица 5 – Сравнение показателей уровня логического мышления детей на начальном и заключительном этапах исследования
Таблица 6 – Сравнение показателей уровня логического мышления детей на начальном и заключительном этапах исследования
Таблица 7 – Средние показатели по итогам всех четырех методик на заключительном этапе исследования
ТаблицаА – Списокисследуемых детей


Консультанты по работе
по разделу 








(дата)

(подпись)

(ФИО, должность)
     
     
Дата выдачи задания  «____» ________________20 ___ г.

Руководитель ВКР

(подпись)	(инициалы, фамилия)




Задание принял к исполнению «____» ________________20 ___ г.

Обучающийся (-аяся)
(подпись)	(инициалы, фамилия)


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
     В настоящем текстовом документе применяются следующие определения, обозначения и сокращения:
     Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов   суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.
     Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
     Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
     Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, навыков, знаний, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе.
     Результат социализации – это степень социальной зрелости растущего человека, то есть накопление им в себе социального человеческого свойства.
     Социальная адаптированность – активное приспособление ребёнка к условиям общественной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;
     Социальная автономизация – реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
     Социальная активность – реализация готовности к социальным действиям в сфере общественных отношений, которая направлена на общественно значимое преобразование окружающей среды, самостоятельность, творчество, результативность действий.
     ВКР – выпускная квалификационная работа.
     МОУ – муниципальное образовательное учреждение
     
     
     
     ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
11
1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О МЫШЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…..…………………………
14
   1.1 Общее понятие мышления. Мыслительные операции	
14
   1.2 Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления..........................................................................................................
18
   1.3 Особенности социализации младших школьников	
22
2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ	

28
   2.1 Особенности развития мышления в процессе социализации	
28
   2.2 Формы развития мышления в процессе социализации	
30
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ	

38
   3.1 Организация эмпирического исследования особенностей мышления детей в младшем школьном возрасте	
38
   3.2 Анализ  результатов исследования……..…………………………..
40
   3.3 Программа занятий по развитию логического мышления	
52
   3.4 Оценка результативности проведения программы занятий	
62
   3.5 Рекомендации родителям по развитию мышления детей младшего школьного возраста	

72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	
81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей, принявших участие в исследовании….
84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План реализации проекта	
85
ПРИЛОЖЕНИЕ В Интерпретация результатов методик на начальном этапе исследования	

87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Интерпретация результатов методик на заключительном этапе исследования	
91
ВВЕДЕНИЕ
     Тема данной работы достаточно актуальна, поскольку в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в мышлении детей. В этот период начинается постепенный переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Развиваются мыслительные операции. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа. Но постепенно совершенствуется. Младшие школьники усваивают причинно-следственные связи и отношения. В процессе обобщения ребенок начинает опираться на более существенные признаки. Совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения.
     Особенности развития мыслительных процессов на данном возрастном этапе у каждого ребенка разные. Недостаточное их развитие отрицательно сказывается на успеваемости школьника. Много затруднений возникает по той причине, что ребенок не умеет анализировать, сравнивать и обобщать.
     Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Jean William Fritz Piaget, B?rbel Elisabeth Inhelder, RadomsGaison и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др.) исследователи.
     Объект исследования: развитие мышления детей в процессе социализации.
     Предмет исследования: особенности развития мышления детей младшего школьного возраста в процессе социализации 
     Целью работы является изучение особенностей развития мышления младших школьников в процессе социализации. 
     Для реализации цели поставлены следующие задачи.
1) Изучить особенности мышления младших школьников.
2) Рассмотреть понятие «Социализация»
3) Определить особенности развития мышления детей в процессе социализации
4) Провести эмпирическое исследование и проанализировать особенности мышления младших школьников.
     В настоящее время формирование мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью. Объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Перед обществом стоят огромные проблемы. Нужны талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением, которые смогут их решить. Поэтому проблема формирования мышления весьма актуальна. Развитие мышления является одной из основных задач современно образования. 
     Исследование? проходило? на? базе? муниципального? общеобразовательного? учреждения?«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Коряжмы». В рамках? данного? исследования? нами? было? опрошено? 40? учащихся,? из? них? 18? девочек? и? 22? мальчика в? возрасте? от? 8? до? 9? лет.?
     Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, методика «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой, методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», методика «Последовательность событий» С.Л. Рубинштейна, методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова, математические методы обработки полученных опытно-экспериментально данных исследования. 
     Гипотеза: Развитие мышления младших школьников в процессе социализации имеет ряд особенностей: во-первых требуются специально направленная работ на развитие ключевого вида мышления – логического мышления, определяющего в данный период возможности социализации; во-вторых, имеются индивидуальные и возрастные особенности развития мыслительных операций, учет которых необходим для оптимального возрастного развития. 
     Результаты данной работы можно использовать на практике. При работе с младшими школьниками учитель может спланировать индивидуальные и групповые занятия на развитие данных особенностей мыслительных операций.
     Данная работа может быть использована учителями начальных классов, студентами педагогических специальностей, родителями, чьи дети обучаются в младших классах школы.
     
     
     
     
     


1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О МЫШЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общее понятие мышления. Мыслительные операции
     Мышление характеризуется как познавательная деятельность «высшего уровня» (поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации), однако, мысль, «симметричная» этой – что восприятие, распознавание паттернов и память составляют «низкий уровень» деятельности – верна исключительно в том смысле, что в последовательности обработки информации эти феномены возникают ранее.
        Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит в сложном взаимодействии мысленных атрибутов   суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач [9].
     Мышление – наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса, и оно характеризуется скорее всеобъемлемостью, чем исключительностью.  Когда мы читаем книгу, информация последовательно передается от сенсорного хранилища к хранилищу памяти. Но затем эта новая информация преобразуется, «переваривается», и в результате появляется оригинальный продукт.
      Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях». Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
     Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.
     Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [10].
     Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
     Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера  [25].
     Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления [1]. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов [27].
     Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
     Мышление – функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы  [9].
     Мыслительные операции
     Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
     Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке  [18].
     Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека [8].
     Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое   [18].
     Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления  [18].
     Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими  [18].
     Обобщение, таким образом, есть  выделение в предметах и явлениях общего, которое  выражается  в  виде  понятия,  закона,       правила,  формулы  и  т.п.
1.2 Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
     В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развёрнутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
     По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента. Теоретическое в то же время делится на понятийное и образное, а практическое мышление на наглядно-образное и наглядно-действенное   [14]. 
     Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
     Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
     Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нём непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может  [15].
     Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа.
     Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
     Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.
     Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
     Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.
     Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию  [24].
     Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.
     Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.
     Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
     Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
     Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
     Широта – способность видеть проблемы многосторонние, во взаимосвязи с другими явлениями.
     Быстрота – скорость решения задач, лёгкость в воспроизведении идей.
     Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
     Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
     Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
     Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из неё лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений [8].
     Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
     Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитие формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощёнными собственным формально-логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека. По мнению Д. Гилфорда  [7], творческое мышление имеет следующие особенности:
? оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
? способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;
? образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
? семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
     Серьёзным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным и агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряжённость.
     Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций; сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы  [26].
1.3 Особенности социализации младших школьников
     Определений социализации на данный момент существует довольно много. 
     Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, навыков, знаний, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе. Социальная жизнь детей проходит ряд изменений на разных этапах развития.
     Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44