VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика развития способности к литературно-словесному творчеству у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013618
Тема: Методика развития способности к литературно-словесному творчеству у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работа
Методика развития способности к литературно-словесному творчеству у детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: студентка 4 курса
Факультета дошкольного и
Начального образования,
Текучева Т.С
Научный руководитель:
Тупичкина Е.А







АРМАВИР,
2018



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС 
1.2	Сущность понятия «творчество», »литературно-словесное творче-ство»
1.3. Педагогические условия развития литературно-словесного творчества у дошкольников……………………………………………………………………
Глава 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИТЕРАТУРНО-СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
2.1Экспериментальное исследование по выявлению возможности сказки развитии литературно-словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста 
2.2. Методы и формы  развития литературно-словесного творчества на примере сочинения сказок.
2.3.Анализ результатов и методические рекомендации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...













ВВЕДЕНИЕ
     В современноевремя одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие необходимо начинать с первых дней жизни малыша.Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для  ребенка  ценности  познания,  преобразования,  переживания,  которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности. Познавая   в   творческой   деятельности окружающую   действительность, ребенок  проявляет  эмоционально-эстетическое  отношение  к  ней,  чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе. Среди  творческих  проявлений  дошкольников  особое  место занимает литературно - словесное  творчество, как  наиболее  сложный  вид  творческой  деятельности. В ряде педагогических исследований, посвященных проблеме формирования литературного творчества, доказывается, что данная деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте в результате направленного обучения творческому рассказыванию (Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и другие).
     Мы проанализировали ФГОС ДОи пришли к выводу, что одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.	В теории и практике дошкольного образования основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно, однако, уровень речевого развития детей, поступающих в школу, очень неоднороден. 

Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ особенностей воспитательно-образовательного процесса в ДОУ показывает, что одними из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений являются произведения художественной литературы для детей, поскольку в процессе ознакомления с ними старшие дошкольники могут не только эстетически воспринимать художественный образ, но и создавать его сами  под влиянием данных произведений.
     Литературное   творчество   рассматривается,   как   детское   творчество, возникающее  под  влиянием  произведений  искусства  и  впечатлений  от окружающей  жизни  и  выражающееся  в  создании  устных  сочинений –рассказов,  сказок,  стихов.  Немаловажное  значение  имеет  использование  сказок,   возможности   которых,   как   показывает   практика, неисчерпаемы.   Многие   современные   ученые-педагоги   и   представители педагогической  общественности  указывали  на  ту  большую  роль,  которую играет сказка в развитии личности дошкольника. За   последние   годы проведено   немало   научных   исследований,   посвященных   рассмотрению возможностей  сказки  в  воспитании  детей  дошкольного  возраста.
     Цель исследования - состоит  в  выявлении  наиболее  эффективных  методов развития способности к  литературно - словесному  творчеству  детей  старшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования - процесс  развития способности к  литературно-словесному  творчеству  старших дошкольников.
     Предмет  исследования–процесс развития способности к литературно - словесному творчеству старших дошкольников в работе со сказкой.
     Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности развития литературно-словесного творчества дошкольников.
2.Определить   педагогические   условия   развития  литературно - словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития речи детей дошкольного возраста.старших дошкольников.
4. Определить методы и формы развития литературно-словесного творчества
   Гипотеза:   мы   предполагаем,   что   сочинение сказок  являетсянаиболее эффективным средствомразвития способности к литературно-словесному творчеству старших дошкольников,при создании необходимых  условий, таких как:
• Предметно-развивающая среда
• Организация эффективных форм работы
• Чтение художественной литературы
• Обогащение опыта дошкольников
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение методического опыта, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
















1.1 Развитие речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
     Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е.И Тихеевой известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду и показала пути решения этих задач. Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
     Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что, к сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
     Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач [51]:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
     Мы проанализировали ФГОС Дошкольного образования и сделали такие выводы: Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. Мы остановимся на речевом развитии. Речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
     Согласно ФГОС ДОречевое развитие включает компоненты [51]:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).			
     Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
     Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.	Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
   В качестве основных компонентов речевой развивающей среды мы выделяем следующие:
* Речь педагога;
* Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
* Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
     Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
Правильность – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
Логичность – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
Чистота – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
     Богатство – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью
Уместность - т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению [50.- c.185].
В практике работы педагогов ДОО по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
• Чтение и рассказывание художественных произведений;
• Заучивание наизусть;
• Пересказ;
• Обобщающая беседа;
• Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
• Дидактические игры;
• Игры-драматизации;
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
Важнейшим средством развития речи является общение.
Особенности речевого развития старшей и подготовительной группы
1. Грамотная речь педагога;
2. Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения)
3. Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
4. Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
5. Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
При перечисленных особенностях речевого развития в каждой возрастной группе:
1 Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
2 Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
3 Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
   Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу. Основными направлениями работы по развитию речи являются [51]:
1 Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2 Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3 Формирование грамматического строя.
4 Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5 Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слов.	
         Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора),творческой деятельности.
     Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. 										Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление. ФГОС определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Эти требования представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в литературном творчестве. Дети, особенно в старшей группе должны знать, что литературно - словесное творчество имеет место в жизни, оно известно, и значимо для речи. Именно при помощи литературного творчества писатели и поэты находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию.	Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи дошкольников. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, зависит успешность деятельности дошкольника. Следовательно, определение компонентов, направлений, методов, и особенностейразвития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
















1.2 Сущность понятия «творчество», »литературно-словесное творчество»
  Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческихвозможностей ребенка.Проблемой развития творческой деятельности занимались многие ученые. Психологи (Л.С.Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Кириенко, А.Г.Ковалев, Л.А.Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчестваН.А.Ветлугина выдвинула показатели качества продукции детского творчества, обработала критерии оценки детского творчества Г.Гилфорда и Т.Торренса.
По определению, творчество — это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию[1, с.312].
	В настоящее время в обществе особое внимание уделяется творческому развитию личности. Это интересует многих, но, прежде всего, психологов, педагогов и родителей, стремящихся развить творческие способности детей. Известный американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия детского творчества (креативности): «Эта способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» следуя этой формулировке, критерием детского творчества является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую способность.Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров определяют творчество как деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений, продуктов. П.И.Пидкасистый рассматривает творчество, как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого, для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до уровня творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы [2, с.112].
     Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:
1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);
2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);
3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами); 
4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и
преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать
действие в последовательности его развития логической связи.[52].
     Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать, но вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.	
     Психологической основой творчества является воображение. Поэтому в центре педагогического процесса должно быть развитие у дошкольников воображения. Нельзя перегружать ребенка буквами и цифрами, при обработке такой информации работает левое полушарие, правое полушарие будет развиваться плохо. Такой ребенок ничего не сможет сотворить, изобрести в будущем. Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.
     В психологии принято различать активно и пассивное воображение. В случае, когда фантазия создает образы, которые не воплощается в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, проявляется пассивное воображение. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Непреднамеренное воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.[53].
         Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, следует выяснить связь, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. 		Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» выделяет 4 формы связи воображения с действительностью. Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший и т.д.). Здесь можно выделить следующую закономерность: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии».
  Второй формой являются более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту.
    Третья форма - эмоциональная связь. Образы фантазии дают внутренний язык для чувства человека «Это чувство подбирает элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов». Однако не только чувства влияют на воображение, но и воображение влияет на чувство. Это влияние можно назвать «законом эмоциональной реальности воображения».
      Четвертая форма заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Приняв материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение становится действительностью[45].
   Благодаря этому создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.Задатки творческой деятельности присуще любому человеку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что творческая  деятельностьхарактеризуется следующими показателями:
   - новизна продукта (субъективная),
   -- оригинальность,
   -- вариативность решений,
   -- интеллектуальная активность,
   -- эмоциональные проявления в процессе деятельности 
   Среди разных творческих проявлений дошкольников словесноетворчество занимает особое место.Словесное творчество является одним из важных этапов знакомства ребенка с окружающим миром. Ребенок овладевает родным языком в короткие сроки, знакомится с правилами и нормами языковой культуры. Термин «детское словотворчество» обозначает широко распространенное  явление детской речи. Словотворчество состоит в том, что при общении с взрослыми, сверстниками дошкольники употребляют слова, которые не используют в речи окружающие. Но можно сделать выводы, что придуманные слова очень схожи по звучанию.Каждое новое слово образуется на основе того, что слышит ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит слов и предложений, то тем больше возможностей для развития фантазий по придумыванию новых слов.Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок бы не смог почувствовать свой родной язык, а значит, и овладеть им в полной мере.
Следующим  направлением развития творчества в дошкольном возрасте является развитие литературно- словесного творчества - «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений» На современном этапе темой литературного словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования литературно-словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,) В отечественной педагогике проблема литературно-словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.УшаковойЕ. А. Флерина О. Н. Сомковаи др. В частности, в исследовании О.С.Ушаковой ,автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприимчивость к художественной литературе, понимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные слова и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова [44, c.112].
           Литературно-словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе, сказке. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.
В основе литературно-словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Литературно-словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.Литературное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: - словотворчество (в узком смысле); - сочинение стихотворений; - сочинение собственных рассказов и сказок; - творческие пересказы литературных текстов; - придумывание загадок и небылиц.Особая роль в развитии литературно-словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества: умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке.
Литературно-словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для сам.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44