- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008822 |
Тема: | Психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ») Институт социальных наук, психологии и педагогики Факультет психолого-педагогический Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Составление рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации старших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление: Педагогическое образование Профиль: Начальное образование Исполнитель: Маркова Н. Н. студентка ___ курса заоч. обуч. Научный руководитель: Зав.кафедры ТМДНО д.н.п Улзытуева А.И Допущен к защите Зав. Кафедрой ________ А.И. Улзытуева «______»________________20___г. Чита,2018 г. Содержание Введение………………………………………………………………….....3 Глава 1.Теоретические основы исследования проблемы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста………………………………….7 1.1. Психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………7 1.2. Рассказывание из личного опыта как вид речевого творчества детей старшего дошкольного возраста…………………………………………17 1.3. Анализ средств позитивной социализации по составлению рассказов из личного опыта детьми старшего дошкольного возраста...28 Выводы по первой главе………………………………………………….37 Глава 2. Экспериментальная работа по составлению рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации старших дошкольников……………………………………………………………38 2.1. Диагностика уровней речевых умений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………38 2.2. Методическое обеспечение и организация работы по составлению рассказов из личного опыта………………………………………………43 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования…………55 Выводы по второй главе…………………………………………………59 Заключение………………………………………………………………...60 Список литературы…..……………………………………………………63 Приложение………………………………………………………………68 Введение Актуальность исследования. В современной педагогике проблема социализации ребёнка старшего дошкольного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности [14, с. 115]. Актуальность исследования обусловлена также и тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Социализация предполагает приобретение собственного социального опыта, ценностных ориентаций, культурных ценностей. Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Социальным заказом общества на данный момент являет воспитание творческой личности. Именно в дошкольном возрасте предполагается формирование творческого начала. Развитие умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач современной педагогики. Это объясняется тем, что именно речь в воспитании ребенка рассматривается как основа воспитания и обучения. Именно от нее зависит будущая успешность ребенка в школе, а также главные социальные навыки, такие, например, как свободное общение с людьми и интеллектуальное развитие. Именно в старшем дошкольном возрасте дети обладают наибольшими способностями к речевому развитию. Дети в возрасте 5-6 (некоторые 4) лет могут сочинять сказки и небылицы, но для того, чтобы сформировать такое творчество, нужно создавать условия, которые способствуют более полному развитию творческого потенциала ребенка. В данном случае, старший дошкольник должен уметь вносить в свой рассказ и элементы фантазии, и умение говорить, т.е. составлять рассказ [12].Воспитатель должен уметь применять важнейшие способы и овладеть известными науке методами, которые могут позволить детям тренироваться в таких приемах обучения, как самостоятельный творческий рассказ из личного опыта. Во ФГОС ДО одним из компонентов речевого развития обозначено «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [47]. В научных исследованиях Л.А.Венгер, Л.С.Выготский и А.В.Запорожец подчеркивают, что дошкольный возраст является периодом творческого развития детей. В этом время совершенствуются и развиваются практически все психические процессы. Многие ученые говорят о том, что в этом возрасте у детей можно наблюдать интерес к словесному творчеству (М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая, О.С.Ушакова). Е.И. Тихеева,Н.А. Орланова, Л.А. Пеньевская, Е.А.Флерина и ряд других ученых разработалитематику и виды творческого рассказывания, а также приемы и последовательность обучения. Есть ряд ученых, которые видят смысл творческого рассказа старших дошкольников в самостоятельном рассказывании и свободной фантазии детей из своего личного опыта. Особую значимость составление рассказов из личного опыта приобретает в связи с социализацией детей дошкольного возраста. Несмотря на некоторое количество литературы, посвященной проблеме социализации детей старшего дошкольного возраста посредством рассказывания, в практике работу ДОУ наблюдаются противоречие между необходимостью социализации детей старшего дошкольного возраста посредством рассказывания из личного опыта и отсутствием условий и рекомендаций для организации данного процесса. Исходя из данного противоречия можно определить проблему нашего исследования, которая заключается в рассмотрении условий позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказов из личного опыта. Тема нашего исследования: «Составление рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации старших дошкольников». Объектом исследования является процесс социализации детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является составление рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации старших дошкольников. Цель исследования: рассмотреть теоретические основы и провести практическое исследование проблемы позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказов из личного опыта. Гипотеза: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста возможна при соблюдении следующих педагогических условий: - разработаны и реализованы занятия по обучению детей составлению рассказов из личного опыта; - в образовательной деятельности используются различные методы и приемы, развивающие речевую активность детей, мышление и воображение. Задачи исследования: 1) рассмотреть психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста; 2) описать рассказывание из личного опыта как вид речевого творчества детей старшего дошкольного возраста; 3) проанализировать средства позитивной социализации по составлению рассказов из личного опыта детьми старшего дошкольного возраста; 4) провести диагностику уровней речевых умений у детей старшего дошкольного возраста; 5) рассмотреть методическое обеспечение и организацию работы по составлению рассказов из личного опыта; 6) провести анализ результатов экспериментального исследования. Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных. База исследования: детский сад «Полянка» Этапы работы: 1 этап – изучение научной литературы по теме исследования, вычленение основных идей и направлений исследования, теоретическое осмысление проблемы; 2 этап – опытная работа по проблеме исследования; 3 этап – проверка и анализ полученных результатов, систематизация материала и оформление работы, определение перспектив исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации материала по вопросу позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказов из личного опыта. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данного материала воспитателями в их практической деятельности в детском саду. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста 1.1. Психологические основы составления рассказов из личного опыта как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста В начале параграфа обратимся к исследованиям ученых, изучающих понятие «социализация». В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов [49, с. 593]. Результатом социализации становится социализированность [51, с. 758]. Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования. Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья. Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность [14, с. 70]. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений. Таким образом, под социализацией понимается непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Рассмотрим далее факторы социализации. Для решения данной задачи обозначим, во-первых, группы факторов социализации согласно классификации А.В. Мудрика, а во-вторых, определим влияние различных факторов на процесс социализации личности. В начале напомним, что социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы [32, с. 54]: макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. Определяя далее влияние различных факторов на процесс социализации личности, отметим, что социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например: способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др. Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос[32, c. 59]. В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homosapiens [37, с. 57]. Социализация детей дошкольного возраста – это фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере. Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов. Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими. Далее в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает. В этот период актуализируются ролевые игры, помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации. Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности. Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома. Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса. Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане[31, c. 90]. Одним из средств социализации детей старшего дошкольного возраста является составление рассказов из личного опыта. Рассмотрим далее психологические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Роль связной речи в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Это оправдывается тем, что от уровня овладения связной речью, зависит развитие умение рассказывать и успешность обучения детей в школе, а также умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящим, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [1, с. 45]. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания. Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения [18]. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [9, с. 67]. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности. На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Главное – обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого. Таким образом, под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. В заключении параграфа сделаем следующие выводы. В качестве признаков успешной социализации старших дошкольников можно выделить следующие: - Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми. - Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. - Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу. Одним из средств социализации детей старшего дошкольного возраста является составление рассказов из личного опыта. 1.2. Рассказывание из личного опыта как вид речевого творчества детей старшего дошкольного возраста Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [10, с. 86]. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [1, с. 25]. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [38, с. 168]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность и результат этой деятельности, т. есть определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл [15, с. 153]. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного речевого воспитания. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества. [5, 6,7]. Чтобы показать роль овладения языком и развития речи для детей старшего дошкольного возраста, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные,б) интеллектуальные и в) личностные функции человека [19, с.14-15]. Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде таблицы (табл. 1). Таблица 1 Функциональные характеристики родного языка №/№ п/п Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека Средство общения, форма социального взаимодействия. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка). 2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата. Средство опосредствования высших психических функций человека. Средство развития познавательного интереса. Средство решения коммуникативных, познавательных задач 3. «Личностные» характеристики языка Средство осознания собственного «Я», рефлексия. Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке» [25, с. 78]. Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения. Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. Развитие связной речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке [26, с. 8-12]. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский) [8, с. 45]. Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально-смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать название рассказу, соблюдать логическую последовательность повествования, владеют навыками синтаксического оформления фразы. Однако в высказываниях дошкольников встречаются отдельные случаи нарушения связности высказывания, неправильного лексико-грамматического оформления фразы, недостаточной ее информативности. Эти факты лишний раз доказывают, что связная речь является наиболее сложным видом речевой деятельности, подтверждают необходимость специальной систематической работы над контекстной монологической речью. Обратимся далее к характеристике детского рассказывания. Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе. «Творческие рассказы», как термин, появилось благодаря Оксане Семеновне Ушаковой. Условное название стало профессиональным термином, оно означает элемент творчества в устных рассказах детей, которыми могут быть, как отдельные факты, так и сказки, легенды, былины. От педагога требуется, в данном случае, умение заинтересовать маленького человека в истории. Особенности творческого рассказывания з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: