VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методическое сопровождение управления развитием профессиональной компетентности учителя

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008399
Тема: Методическое сопровождение управления развитием профессиональной компетентности учителя
Содержание
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

123

1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА	



1.1Теоретические  и методологические аспекты профессиональной компетентности педагога современной образовательной организации



1.2 Концептуальные основы системы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательной  организации



1.3 Совокупность компетенций педагогов	образовательной организации для успешной реализации ФГОС	



1.4 Формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении



2. РАЗРАБОТКА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



2.1 Методическое сопровождение управления развитием профессиональной компетентности учителей	



2.2 Анализ системы деятельности школы по управлению развитием профессиональной компетентности педагогов



2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении



2.4Экспериментальная проверка эффективности реализации модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов с привлечением внутренних ресурсов общеобразовательной организации



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ПРИЛОЖЕНИЯ

















	




ВВЕДЕНИЕ

   Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания исследований в области образования. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности учителя. 

    В нашей работе на первый план выдвигается проблема эффективности управления  и развития профессиональных компетентностей в условиях школы. В связи с этим была определена актуальность работы.

   Актуальность. В условиях новой системы аттестации педагогических и руководящих кадров, введения реализации ФГОС общего образования второго поколения возникает проблема соответствия профессионального уровня работников образовательной организации современным требованиям по той или иной занимаемой педагогической должности, которые на сегодня предъявляются со стороны государства к работникам образования. Одно из решений этой проблемы возможно через обновление и совершенствование структуры и содержания методической работы на уровне образовательной организации в соответствии с нововведениями и изменениями в системе общего образования Российской Федерации. 

    Таким образом, актуальность проекта обусловлена: 

     во-первых, система развития профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении, выполняет ряд функций, осуществление которых во многом определяет эффективность этой организации. Правильно смоделированная и реализуемая на практике система развития профессиональной компетентности педагогов может многократно повысить устойчивость и конкурентно способность общеобразовательной организации.

Во-вторых, в настоящее время, когда на образовательные организации государством и обществом возлагаются задачи обеспечения воспитания и обучения активных членов общества, имеющих стремление к саморазвитию, новаторству, инициативности, а к педагогическому персоналу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартами общего образования предъявляются новые требования относительно профессионализма, компетентности, особо важное значение приобретает механизм управления развитием профессиональной компетентности.

В-третьих, на доктринальном уровне механизм развития профессиональной компетентности персонала образовательной организации разработан недостаточно, а на практике он часто встречает к нему формальный подход со стороны руководителей системы образования и самих образовательных организаций. Между тем, осознание руководством образовательной организации особенностей работы механизма управления развитием профессиональной компетентности персонала и учет их в практической деятельности открывает далеко идущие перспективы в профессиональном плане.

Таким образом, важность, сложность и мало разработанность проблемы развития профессиональной компетентности педагогов образовательной организации определили актуальность настоящего исследования.

 Степень разработанности темы исследования. Говоря о степени разработанности исследуемой проблематики, следует сказать, что система развития профессиональной компетентности педагогов образовательной организации давно находится в поле зрения исследователей. Проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности в частности рассматривается как одна из центральных в психолого–педагогических исследованиях. Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются И. Д. Багаевой, А. И. Жуком, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным и др. Изучение профессионально компетентного учителя в зависимости от его творческих способностей раскрывается в трудах Т. В. Кудрявцева, Я. А. Пономарева, И. В. Страхова и др. Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В. В. Загвязинским, В. А. Кан–Каликом, М. М. Поташником, В. С. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. Жук, Н.В.Кухаревым,М.Н. Скаткиным, Г. И. Щукиной и др.

Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в современной теории менеджмента, в науке и практике уделяется недостаточное внимание развитию профессиональной компетентности педагога в условиях образовательных учреждений, что обусловило выбор темы исследования.

Проблема исследования. Все вышеизложенное позволяет обозначить проблему исследования: основные направления совершенствования системы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательной  организации, которые позволяют повысить ее эффективность. 

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в обосновании необходимости, разработке и доказывании социально экономической эффективности проекта мероприятий по совершенствованию системы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательной  организации. 

    Для достижения цели исследования, были поставлены и решены следующие его задачи:

- определение понятия, сущности и принципов профессиональной компетентности педагога общеобразовательной организации;

- выявление и анализ цели, задач развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации;

- характеристика основных функций и методов развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации;

- анализ персонала образовательной организации Отрадненская средняя школа;

- разработка мероприятий по совершенствованию системы управления развитием профессиональной компетенции педагога;

- формулирование путей внедрения и использования современных мероприятий и технологий по совершенствованию системы развитияпрофессиональных компетенций педагогов Отрадненской средней школы;

- определение социально-экономической эффективности проекта мероприятий по совершенствованию системы развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации.

Объект исследования. Объектом исследования настоящего исследования выступила образовательная организация как управляемая система,

   Предмет – система развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации 

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в предположении, что совершенствование системы развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации,  позволяет повысить как профессионализм педагогического коллектива данной организации в рамках новой концепции общего образования, так и постоянно достигать поставленных перед нею цели и задач.

Опытно-экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя школа», период проведения исследования – 2016–2017 гг.

Научная новизна исследования. В данной работе научная новизна заключается в том, что в ней на примере системы школьного общего  образования выявляется роль развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации в повышении эффективности деятельности образовательной организации, выявляются недостатки и предлагается авторский проект совершенствования системы развития профессиональной компетентности педагога  образовательной организации. 




1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

1.1Теоретические  и методологические аспекты профессиональной компетентности педагога современной образовательной организации	

      В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание школы, основанной на принципах гуманной педагогики, отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.

Выполнить поставленную задачу призваны такие мероприятия, как введение ФГОС в систему общего образования, реализация инклюзивного образования, развитие региональных систем оценки качества образования и т.д.

Как следствие, введение государственных образовательных стандартов влечёт за собой существенные изменения профессиональной деятельности педагогов, касающиеся, прежде всего методики обучения и способов оценивания учебных достижений обучающихся.

Рассмотрим более подробно специфику деятельности педагога общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС.

Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования (Приказ Mинздрава и соцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности, оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) [21]. Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности. В связи с этим одной из основных является задача формирования профессионально компетентного специалиста. 

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать  образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.

 Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

 В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. 

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

- компетенции, качающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;

- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении» [17, 234]. Ожегов С.И.,   Ш ведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Язь, 1994. Вопросы профессиональной компетентности и профессионализма педагога являются предметом пристального внимания психологической науки (Е.А. Климов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Ю.П. Поварёнков и др.). В большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Не до конца ясным остается вопрос, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, в чём отличие мастера от других людей. Часто отождествляют понятия профессионализма и профессиональной компетентности. Необходимой	составляющей	профессионализма	педагога	является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности педагога рассматриваются в работах отечественных (В.А. Болотов, Е.В. Профессиональная компетентность педагога - понятие, близкое к педагогическому мастерству, но понятие педагогическое мастерство шире. Педагогическое мастерство проявляется и в уровнях профессиональной подготовленности, и в степени осознания им совокупности определенных личностных качеств, влияющих на достижение прогнозируемых результатов деятельности, и в его умениях решать педагогические задачи.

В большинстве исследований выделяются два варианта толкования соотношения понятий «компетентность» и «компетенция»: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

							А.С. Белкиным и В.В. Нестеровым выделяются основные позиции существующей прямой и обратной зависимости между компетентностью и компетенциями: -компетенции предоставляются человеку	в зависимости  от его
профессионального и социального статуса, стажа работы, уровня образованности, и т.д.; а компетентность достигается самим человеком в процессе накопления жизненного и профессионального опыта, в зависимости от его усилии и целей;

	-	компетентность не может возникать без предоставления соответствующих
компетенций;

					-	успешная	реализация	компетенций	обеспечивается	компетентностью
профессионала, а достижения в реализации компетенций сказываются на
успешности, характере и скорости формирования компетентности в этом
проявляется их инверсионная зависимость;

	-	при определенных условиях компетенция приобретает характер компетентности, а компетентность - характер компетенции;

	-	не все компетенции можно рассматривать равнозначно с точки зрения их
значимости для становления компетентности [183].

Шитовым С.Е. компетенция рассматривается, как общая способность специалиста привлекать свои умения и знания для профессиональной деятельности, а также обобщенные способы выполнения действий. Педагог проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Непроявленная компетенция представляется как скрытая возможность [278].

Необходимость введения в профессиональное образование понятия компетенций всесторонне рассмотрена в работе Э.Ф. Зеера. Он считает, что компетенции проявляются в конкретных ситуациях. С определенной долей допущения Зеер Э.Ф. считает, что компетенции - это интеграция умений, знаний, опыта с социально-профессиональной ситуацией. Знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности. Автор сводит все предлагаемые составляющие в три группы: компетентности, компетенции и социально-профессиональные качества. Он рассматривает   профессиональную    компетентность    как    интегративное    качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [89].

			Шахматова О.Н. рассматривает профессиональную компетентность - как
одну из составляющих профессионализма. Структура профессионализма:
профессиональная	востребованность,	профессиональная	пригодность,

			профессиональная удовлетворенность и профессиональный успех. Под
профессиональной	компетенцией	подразумевается	совокупность

профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [276].

Таким образом, на настоящий момент нет единого понимания содержания термина «компетенция/компетентность». Равноправно используются два термина. По-видимому, должны иметь место оба термина, поскольку компетентность трактуют как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций.

В   исследованиях   этого   феномена   предпринимались   попытки   группировки компетентностей. Так Зимней И.А. выделяются три группы компетентностей:

	-	компетентности, относящиеся к самому себе как личности, субъекту
жизнедеятельности;

	-	компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

	-	компетентности, относящиеся к деятельности человека во всех ее типах и
формах [94].

Общим для всех попыток дать определение компетенции и компетентности является понимание их как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимые для выполнения конкретной работы [19].

Проведенный анализ различных подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет нам сделать следующие выводы:

						-	в	исследованиях	отмечается	деятельностная,	актуальная	сущность
компетентности, подчеркивается, что в отличие от знаниевой характеристики, то
есть характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как»
(И.Д. Багаева, В.Н. Введенский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зязюн, Н.Н. Лобанова, О.Н.
Шахматова, С.Е. Шитов);

	-	ряд исследователей отмечают личностную, в частности мотивационную
характеристику компетентности (Л.М. Митина, Т.Г.Браже);

	-	некоторые авторы фиксируют сложный характер этого явления, как в его
определении, так и в оценке (И.А. Зимняя, А.К. Маркова).

Наряду с понятием «компетентность», в настоящее время пересматривается и понятие «квалификация». Понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональная квалификация» рассматриваются с разных точек зрения. Например, в материалах многих американских исследований понятие «компетентность» и «квалификация» употребляются как синонимы. Но большинство исследователей отмечают, что в свое содержание квалификация включает объем теоретических знаний и практических умений и навыков, а профессиональная компетентность - это более широкое понятие.

1.2 Концептуальные основы системы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательной  организации

Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным.

В общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога–профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы. Для меня как руководителя встал вопрос о разработке  системы управления развитием профессиональной компетентности учителя. Для решения данной проблемы были сформулированы следующие задачи:

1.  Определить концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

2. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

3. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональной компетентности педагогов.

4. Разработать систему управления развитием профессиональной компетентности педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

    В практике работы школы формирование и стимулирование развития профессиональной компетентности осуществляются через следующие направления деятельности: практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса); система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность; научно-методическая деятельность; экспериментальная и инновационная деятельность.  Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональной компетентности учителей представлены следующими критериями: владение педагогами технологическим циклом управления собственной профессиональной деятельностью;  умение учителей самостоятельно ставить цели самообразования; положительная динамика количества учителей с первой квалификационной категорией;  знание учителями нормативных требований к деятельности школы; освоение педагогами способов нормативного управления: целеполагания, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса, собственной деятельности.  Новое направление в методической работе заключается в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью учащихся, создавать условия для развития учащихся, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности. 

				1.3 Совокупность компетенций педагогов	профессиональной

образовательной организации для успешной реализации ФГОС

Изменения, происходящие в современном обществе, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство потребовали новых подходов образовательной политике России и в системе общего образования. Так в педагогической науке появился принципиально новый подход - компетентностный, в основе которого - целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Новый подход потребовал нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. Важнейшим из таких документов является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Стандарт трансформирует предмет стандартизации от минимума содержания к минимуму результата как набора компетенций. Государственные образовательные стандарты образования нового поколения имеют существенные отличия от предыдущих:

- переход на компетентностный формат описания стандарта образования. 

-В стандартах нового поколения акцент перенесён от описания минимума
содержания образовательных программ к описанию результатов. Главное -
результат. Это вторая важная особенность стандартов.

						В стандартах появился раздел - требования к условиям реализации основных образовательных программ. Он включает ряд позиций, которые важны для достижения конечных	результатов	образования. В требованиях прописан порядок разработки и обновления программ. Даётся перечень документов, которые составляют основную образовательную программу. В требованиях прописано обеспечение воспитательного компонента обучения, использование интерактивных форм и методов проведения занятий. Важное место занимает раздел, связанный с требованиями к оценке качества освоения основных образовательных программ.  Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения диктует серьезную перестройку образовательного процесса, всех его компонентов. В этих условиях возрастает роль методической работы, появляется необходимость научно-методического обеспечения введения новых стандартов и совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Реализацию      стандартов	должны      обеспечивать      педагогические      работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, и владеющими необходимыми компетенциями. 

						      В результате изучения и анализа федеральных государственных
образовательных стандартов, а также других нормативных документов,
специальной	литературы,	квалификационных	характеристик, определены следующие группы компетенций, которыми должен владеть педагогический работник (Рис.1)

 Структура  педагогической компетентности





Под компетентностью, как уже отмечалось, в данной разработке понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения. 

В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:  

Компетентность в области личностных качеств.

Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

Компетентность в организации педагогической деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет нам ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки в процессе аттестации. Иными словами, становится понятным, что в процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы о том, как педагог осуществляет целеполагание, мотивирует учеников, разрабатывает программы и принимает педагогические решения,  организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение.  Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно.

1. Компетентность в области личностных качеств

Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической  деятельностью. Чаще всего сами педагоги и студенты педагогических вузов среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Результаты опросов участников образовательного процесса позволили определить общий смысл, конкретное содержание указанных качеств и раскрыть компетентность в области личностных качеств через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.

1.1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи, медицинские работники и др.). Особое место в этом ряду занимают педагоги, так как они имеют дело с той возрастной группой, которая наиболее чувствительна и ранима.

Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося (воспитанника). Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

	Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

	Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.

	Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.

	Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося

	Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

Для других категорий педагогических работников показатель «Эмпатийность и социорефлексия» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности. 

	1.2. Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе. Такой педагог – хороший организатор. Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение. Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм. Он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

	Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока

	Рабочее пространство учителя хорошо организовано.

	Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.

	Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.

	Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

Для других категорий педагогических работников показатель «Самоорганизованность» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности. 

	1.3. Общая культура,  уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога  проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44