- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005898 |
Тема: | Методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» факультет искусств Кафедра декоративно – прикладного искусства Допущена к защите «22» июня 2017 г. Зав. кафедрой: к.п.н, доцент Сухарев Андрей Иванович ______________________ (подпись) Методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа по специальности 050602.65-Изобразительное искусство Выполнил: студент 52 группы очной формы обучения Выдрина Ирина Анатольевна _____________________ (подпись) Научный руководитель: доцент Белоусова Ирина Васильевна _____________________ (подпись) Выпускная квалификационная работа защищена «3»июля 2017г. Оценка____________ Председатель ГЭК______________ (подпись) Омск, 2017 Аннотация. Тема - Методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования. Цель - методическая разработка уроков в технике батик, с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Создание творческой композиции в виде панно (триптих). Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи: - освоены основные приемы росписи ткани; - проанализирована методика проведения занятий в технике художественной росписи ткани; - изучен теоретический материал по художественной росписи ткани; - закреплены психолого - педагогические знания о возрастных особенностях детей среднего школьного возраста. Дипломная работа выполнена на 81странице, включает 2 таблицы, 30 литературных источников, 38 рисунков в тексте, 10 в приложении. Состоит из введения, трех глав, списка литературы, заключения и приложения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам декоративно – прикладной деятельности. Вторая глава поэтапное выполнение творческой работы. Третья глава методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования. Современность и актуальность данной работы заключается в том, что был разработан и проведен комплекс уроков по эстетическому воспитанию школьников с помощью художественной росписи ткани. И создано творческое панно (триптих) в технике холодного батика, которое можно в дальнейшем использоваться в качестве наглядного пособия при проведении уроков в технике художественной росписи ткани. Оглавление Введение…………………………………………………………………………….. 4 Глава 1. Теоретические аспекты декоративно прикладной деятельности. 1.1 История художественной росписи ткани ………………………………6 1.2 Выразительные возможности декоративной росписи ткани………… 12 1.3 Виды, техники и технологии художественной росписи ткани……… 16 1.4 Оборудование, инструменты, материалы ……………………………. 22 Глава 2. Творческая работа. 2.1 Описание творческой работы………………………………………….26 2.2 Последовательность выполнение творческой работы………………27 Глава 3. Методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования. 3.1 Особенности возрастных проявлений детей среднего школьного возраста в декоративно – прикладной деятельности…………………………… 30 3.2 Методические рекомендации проведения занятий художественной росписи ткани для детей среднего школьного возраста………………………. 31 3.3 Содержание и программные требования по технике художественной росписи ткани на уроках декоративно прикладного искусства в системе дополнительного образования…………………………………………………… 33 3.4 Разработка уроков по художественной росписи ткани……………… 49 Заключение………………………………………………………………………… 74 Список литературы……………………………………………………………….. 75 Приложение………………………………………………………………………... 78 Справка на антиплагиат…………………………………………………………... 82 Электронная версия ВКР Введение Тема - «Методические основы изучения техники холодного батика системе дополнительного образования». Она содержит две части: теоретическую, которая дает обоснование использованию народного ремесла в педагогической практике и экспериментальную методическую разработку проведения системы уроков по изучению особенностей художественной росписи ткани. Актуальность - заключается в том что, изучению декоративно - прикладного искусства уделяется огромное внимание, а художественную роспись ткани преподают во многих школах. Так для эффективнoгo осуществления работы пo эстетическому воспитанию учащихся путем техники художественной росписи ткани, был разработан и проведен комплекс уроков по холодному батику. Так как художественная роспись формирует в ребенке мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное. Способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Цель - методическая разработка уроков в технике батик, с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Создание творческой композиции в виде панно (триптих). Задачи: - углубить знания о декоративно - прикладном искусстве; - освоить основные приемы росписи ткани; - изучить теоретический материал по художественной росписи ткани; - закрепить психолого - педагогические знания о возрастных особенностях детей среднего школьного возраста. - развить у детей чувственно – эмоциональные проявления: внимание, память, воображение, фантазию; - развить умения и навыки в технике художественной росписи ткани; Объект – литература по художественной росписи ткани, программы художественных школ и методические пособия по художественной росписи ткани. Предмет – методика преподавания холодного батика учащимся в художественной школе. Практическая значимость - приложения, используемые в данной дипломной работе, могут найти применение в качестве наглядного пособия на уроках декоративно – прикладного искусства в художественных школах. Методическая значимость - заключается в том, что теоретический материал данной дипломной работы может быть использован в дальнейшем как пособие для учителей изобразительного искусства в художественных школах на занятиях декоративно – прикладного искусства. Структура дипломной работы - состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрываются исторические аспекты художественной росписи ткани; выразительные возможности декоративной росписи ткани; виды, техники и технологии художественной росписи ткани; оборудование, инструменты, материалы. Во второй главе раскрывается творческая работа; описание творческой работы; поэтапное выполнение творческой работы. В третьей главе раскрываются методические основы изучения техники холодного батика в системе дополнительного образования; особенности возрастных проявлений детей среднего школьного возраста в декоративно – прикладной деятельности; методические рекомендации проведения занятий по батику для детей среднего школьного возраста; содержание и программные требования по технике художественной росписи ткани на уроках декоративно прикладного искусства в системе дополнительного образования; разработка уроков по художественной росписи ткани. Методы исследования: анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, учебных программ по данной теме. Глава 1. Теоретические аспекты декоративно – прикладной деятельности. 1.1 История художественной росписи ткани. С давних времен человека сопровождают текстильные народные промыслы, и в настоящий момент, они занимают важное место в современном обществе. Своеобразный и интересный вид декоративно - прикладного искусства – художественная роспись ткани. Самыми древними были различные приемы нанесения резерва, т. е. состава, который предохранял отдельные участки ткани от окрашивания. Ручная роспись тканей известна в Индонезии, Китае, Японии и Африке. Эти техники украшения были известны также и на Руси. На Востоке они получили название «батик». На Яве, к примеру в обиходе есть слово «анбатик», которое переводится как «гравировать», «рисовать», «писать». Мастера острова достигли необыкновенных высот и изыска в крашении тканей, и в короткие сроки художественная роспись ткани превратилась в настоящее искусство. Символическое значение батика у индонезийцев проявляется в его классической сине-коричневой гамме, в изображении орнаментальных мотивов. [6, с.5] Рисунок 1. Яванский орнамент Рецепты приготовления синей краски и самих рисунков были большой тайной каждой семьи мастеров. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят при помощи бамбуковой палочки. Ткань берется исключительно ручного прядения, а краска приготавливается из корня растения Morinda citrifolia. Подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для ее размягчения, позже стирали и высушивали. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным молотком. Окрашивание ткани проходит несколько стадий и длится несколько дней. Подготовка ткани также занимала несколько дней. После удаления рисовой пасты с ткани на ней остаются простые геометрические и фигуративные изображения. А вот классический горячий батик делают с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга". В него наливали расплавленный горячий воск и тонким концом прибора, проводили по ткани создавая, при этом неповторимый узор. Ткань, с нанесенным рисунком, погружали в раствор с красителем на несколько часов. Во время крашения ее осторожно переворачивали, чтобы восковой слой не потрескался. Позже высушивали и опять наносили воск на остальные элементы рисунка. Окрашивание происходило от самого светлого цвета к более темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Выполненные композиции носили самую различную тематику, от геометрических и растительных узоров, до разнообразных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. А вот на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Известно, что по росписи можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские мотивы. [4, с.3] Рисунок 2. Нанесение горячего батика при помощи прибора чантинг Родиной шелка принято считать Китай в 8 в. до н.э. там изготовляли и расписывали тончайшие шелковые ткани искусственного происхождения, с последующим нанесением воскового рисунка и дальнейшего окрашивания. Орнамент тканей может быть не только тканым и вышитым, но и набивным, нанесенным при помощи трафарета. Самым обычным и распространенным украшением набивных тканей считается, изображение цветов и птиц. Подобное искусство широко распространено по всей стране. Особенно оно распространенно в Шанхае, а также в Сучжоу, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Изделия провинции Хунань отличаются динамичностью узор, а в Чжэцзян изяществом. Набивка выполняется двумя способами. Первый способ - при помощи трафарета из прессованной бумаги, пропитанной тунговым маслом. В этом способе изображение покрывается по трафарету клеевой смесью, состоящей из извести и бобовой муки, опускается несколько раз в чан с краской. Когда краска высохнет, клей счищается и остается тонкий светлый узор. Второй способ - при помощи воска. Данный способ распространен в основном среди национальных меньшинств Китая. Ткани с рисунком, выполненным при помощи воска, называют «лажань». Изготавливают такие ткани следующим способом: ткань натягивают в горизонтальном положении и покрывают слоем воска, растопленного в специальном сосуде с горячей золой. Воск на ткани выравнивают специальной ложечкой из круглой выпуклой медной пластинки. Как только воск затвердеет, в нем нагретым ножом выскабливают узоры, а затем всю поверхность покрывают горячей водой. Узорные композиции разнообразны и включают изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. [10] Рисунок 3. Китайский узор Роспись ткани в Японии во все времена отличалась высочайшим мастерством исполнения. Предположительно с 7 в. н.э. здесь существовал способ окраски, именуемый «юхата» - прошивание ткани нитками перед окрашиванием. Данный способ применяется и в наше время и относится к узелковой окраске. Кроме этого возник и другой способ «рокети» - нанесение рисунка горячим воском, который потом удаляли. Воск при остывании образовывал на поверхности трещины, которые и делали работу уникальной. Этот способ используется и сегодня и называется «горячим батиком», а необычные трещинки получили название - эффект «кракле». Наряду с ткаными разноцветными узорами, особой популярностью пользуются различные способы окрашивания. В одних случаях либо изображение, либо фон закрывают, накладывая рисовый клей или мягкий воск и окрашивая при этом остальную свободную поверхность. В других случаях покраска ткани выполняется при помощи бумажного трафарета. Данные способы знакомы с 8 века. Придворные мастера окрашивали подобными способами узорчатый шелк. Позже в Японии также как и в Китае, появилась роспись шёлка, на нем изображали сложные сюжетные композиции и ландшафты. Данные произведения, представляли собой самостоятельные работы, которые можно сравнить с современной техникой «свободной росписи». Таким образом, от мастеров того времени требовалось не только мастерство, но знания в различных сферах культуры и летописи. [11] Рисунок 4. Японский узор Первыми европейцами, которые стали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. В скором времени и немцы принимаются за производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления. В этот же период Россия стала родиной холодного батика. Несмотря на все это, формирование художественной росписи ткани происходило очень медленно, и это связано с тем, что произошел спад на спрос платьев с асимметричным рисунком и шелковые шали с узором в восточном стиле. Приблизительно с XII в., в России возникает так называемая «набойка» и «выбойка». Набойка выполнялась при помощи резных дощечек - «манер». Такая дощечка смачивалась сверху краской, затем накладывалась на ткань которая была разложена на столе, дальше пристукивалась - деревянным молотком с целью пропечатки рисунка. Изначально выполнялась ручным способом, красными или оранжевыми красками по белому либо окрашенному фону. В дальнейшем используют так называемые смывные краски, а также более прочные — «заварные». Набойка могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно. Поскольку фон оставался не закрашенным, такая набойка называлась «бело земельной» в отличие от кубовой, при которой ткань после нанесения резерва опускалась в чан с синей краской. Таким образом, появлялся равномерный повторяющийся узор который называется раппортным. Рисунок 5. Набойка «Выбойкой» называлась ткань с рисунком естественного цвета по окрашенному фону, а «набойкой» — с однотонным или многоцветным рисунком по не закрашенному фону. Эти названия обусловлены тем, что при подготовке печатной доски для «выбойки» мастер-резчик «выбирал» рисунок, оставляя фон выпуклым. А для «набойки» художник «выбирал» фон, оставляя выпуклым рисунок. Выбойка всегда была однотонной, но время от времени дополнялась рисунком выполненным масляной краской, которая наносится ручным способом. Как правило, это был «горох». [4, с.8] На Руси искусство набойки было развито довольно сильно. Расцвет данного вида оформления тканей относится к XVIII—XIX вв. Набойка также была широко распространена в Центральной России (в основном в Костромской, Ивановской, и Московской губерниях), также в Азербайджане и Армении. Значительному распространению набойки способствовало то, что она имела большое применение как в женской, мужской и детской одежде, так и в интерьере. Из набивных тканей шились сарафаны, душегрейки, юбки, кофты, мужские рубахи. Помимо этого известность получили также ивановские и костромские набойки, набойки Трехгорной мануфактуры. На протяжении долгого времени отбирались и отшлифовывались узоры, главным орнаментальным мотивом которых стали цветы и листья. В каждом растении прибывала его декоративная характеристика, прорисовка, и колорирование. Особенно следует отметить Павлово-Посадскую набойку (Московская область). Павлово-Посадская ткацко-отделочная фабрика была основана в 1812г. Здесь основным декоративным мотивом была роза, в прорисовке которой мастера фабрики достигли высокого совершенства. В это же время достаточно широко были распространены узоры восточного вида, получившие название «турецкие огурцы». Особенно прославились и были любимы на Руси Павлово-Посадские шали. Они были необычайно разнообразны по композиционным построениям. Орнамент в них образовывался цветочными гирляндами, как бы подвешенными на небольших букетиках и плавно изгибавшимися к углам и краям платков. Между большими элементами узора и гирляндами, а также в центре шали, как правило, располагались мелкие, изящно прорисованные бутоны цветов и листьев. А вот фоны шалей были черными, вишневыми и зелеными. Наряду с этим много шалей печаталось по светлым фонам — желтым и золотистым. Искусство художественной росписи тканей продолжает развиваться и совершенствоваться и в наши дни. Усложнилась и улучшилась технология, появились более разнообразные художественные и технические приемы. [20]. Рисунок 6. Павлово - посадские шали 1.2. Выразительные возможности декоративной росписи ткани. В изобразительном искусстве композиция – это создание художественно – образного произведения, которое обусловлено его содержанием, назначением и необходимостью передать основной замысел, идею. Основа композиции – создание художественного образа. Художественный образ – это выражение создателем собственного «Я», своего индивидуального видения предмета, действа окружающего мира. Это также передача внутреннего состояния и душевного настроя художника, который пропускает все через себя и передает это зрителю. Художественный образ также подразумевает, единство объективного и субъективного, логического и эмоционального, рационального и иррационального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, доли и целого, сущности и явления, содержания и формы. [5, с.6] А вот композиция декоративно - текстильного произведения – обуславливается ритмом и членением его плоскости, когда все орнаментальные либо декоративные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены единому замыслу. [6,с.12] Создание композиции обуславливается ритмом — одним из художественных средств создания произведений декоративно-прикладного искусства. Ритм - это закономерное чередование пропорциональных частей рисунка, которые способствуют достижению четкости и выразительности композиции. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными способами: а) раппортным повторением рисунка, при котором все элементы равномерно чередуются на плоскости, это повторение получается за счет различных сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов либо прямоугольников, расположенных в определенном порядке. б) расположением элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритму. Этот способ можно проследить в старинных образцах народного искусства: в тканых и вышитых фартуках, полотенцах, рукавах, подолах мужских и женских рубах. в) симметричным построением рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Может также иметь диагональное направление либо произвольный наклон. г) свободным распределением узора по всей плоскости. Равновесие здесь достигается цветовым решением и четкой прорисовкой деталей и общего силуэта. Если ритм – это обязательное изменение или движение, то повторение без перемен считается «метром». Метричность – это равномерность которая выполняется с помощью механического движения. Если создание ритма в композиции имеет границы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. И наглядным примером метрического ряда служит орнамент. Здесь используются волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и другие, все они могут выстраиваться в полосе на плоскости либо в объеме, рождая тем самым орнамент. Также метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. И это связано не только с потребностью человека окружать себя вещами, которые формируют определенный общепсихологический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. С давних времен такие ткани назывались набивными, или «набойками». На деревянной дощечке вырезался рельеф или набивались гвоздики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань ,отпечатывалось изображение. Такая дощечка и считается метром: то есть один раз отпечатали, затем опять нанесли краску и снова повторили наложение рядом, и так дальше. Изображение задумывалось таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Безусловно, сегодня технология изготовления художественной росписи ткани, обоев, оберточной бумаги значительно изменилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, необходимо продумывать пластические связи одного метра со следующим. Подобный вид метрической композиции также называют раппортом. Различают три вида раппортных композиций: сетчатый, полосообразный и шахматный. Для них свойственна статика. Статикой считается состояние покоя либо равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и клетки), а также композиции с геометрическим и растительным орнаментом. Узор которых в основном располагается на прямоугольной сетке, и все элементы лежат на вертикальных либо горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия, а другие мотивы изображены фронтально и их месторасположение в композиционной схеме четко определено. Основой композиций построенных на ритмическом сочетании полос и клеток, служит линейный либо цветовой ритм, а также соотношение ширины полос и расстояний между ними. Интервалы между полосами не должны быть одинаковыми по ширине, потому что это создаст монотонность и однообразие. Узор может быть построено как к центру изделия, так и по краям. Суживающиеся полосы и постепенно увеличивающееся между ними расстояние, формирует облегчение рисунка и мягкий переход от яркой каймы к нейтральному цвету середины, либо от легкой по цвету каймы к яркой, насыщенной по цвету середине. Динамика – обуславливается закономерным чередованием отдельных частей и пространства. Узор здесь располагают по диагональным осям либо свободно распределяя, по всей плоскости композиции. В таких композициях выражено движение, нарушение симметрии а также контур рисунка смещен относительно цветового пятна. Цветовое решение в динамических композициях может быть напряженным. При создании произведений искусства необходимо выполнить условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Равновесие – определяется таким состоянием композиции, при котором все элементы композиции связанны меж собой. Равновесие также зависит от расположения основных композиционных масс, от правильного расположения композиционного центра от пластического и ритмического построения, от ее пропорциональных членений, цветовых, тональных и фактурных отношений. Основным компонентом декоративно-прикладного искусства служит хорошо продуманный колорит. Колоритом считают определенную систему соотношений цветовых тонов, которая образует определенное единство. Служит одним из средств психологической выразительности и художественного образа. [5, c. 65]. Цвет имеет разные характеристики такие как цветовой тон, то есть качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. Светлота – степень отличия данного цвета от черного. Насыщенность – степень различия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Из всего цветового многообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета – красный, желтый и синий; а также два ахроматических – черный и белый. Они то и дают художнику богатейшую цветовую гамму. По характеру цветовых сочетаний цвет может быть спокойным либо напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) либо тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности - ярким, сдержанным и блёклым и т.д. [5, c. 24]. Композиционное решение работы строится по законам текстильной графики: - плоскостное решение; - отсутствие планов; - сочетание орнамента и декоративной живописи; - сочетание графического пятна и линии. При создании эскиза необходимо продумать тоновое, цветовое и графическое решение. В основе композиции всегда действуют такие законы как: целостность восприятия, контрасты форм и цветов, выразительность линий и объемов. Также надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная либо легкая ткань, гладкая либо прозрачная, рельефная или хлопчатобумажная, шерстяная ткань либо ворсистый ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет изменяться. Следует учитывать также особенности восприятия цвета: в фактурной ткани или ковре он будет восприниматься плотным, а на прозрачной ткани в расписных изделиях—легким. Важным моментом при создании композиции является выбор масштаба, который должен соответствовать размеру и назначению изделия. При крупном увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Более приемлемы в крупном масштабе так называемые цветочные рисунки. Огромную значимость приобретает также хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов, даже если изделие выполняется от руки приемами кистевого мазка. Ведь неряшливо прорисованные формы цветов и листьев не передают очарования и красоты растения. Поэтому на занятиях с учащимися следует придавать большое значение декоративным зарисовкам с натуры. [8]. 1.3 Виды, техники и технологии художественной росписи ткани. Техника «Холодный батик». Холодный батик получил широкое распространение почти во всех странах в 70-80-е годы. В основном здесь используют натуральный шелк, однако первые опыты можно выполнять и на хлопчатобумажной ткани. В работе с данной техникой используют прозрачный резервный состав. Для его нанесения используют специальную стеклянную трубочку с загнутым носиком и шаровидным расширением для его запаса. Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после чего тюбик или баночку с резервом плотно закрывают. Дальше резиновой грушей либо ртом (очень осторожно), резерв всасывают из стеклянной посуды в трубочку. После чего наносим резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обводим все контуры рисунка. В тех местах, где мы начали движение линии медленнее, обычно получаются капли. Во избежание этого трубочку необходимо вести равномерно, а в начале работы быстро опустить ее на ткань, не дожидаясь образования капли. Если мы все - таки отрываем трубочку от ткани, ее необходимо перевернуть носиком вверх, и резервирующий состав уйдет из кончика. А вот противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резерв не пролился на ткань. После того как контур нанесен, рисунку дают высохнуть. Чтобы проверить замкнут контур или нет, проводят тест на воду. Наносим немного воды вблизи от разделяющих линий, незамкнутые участки контура пропустят воду. [4, c. 84]. Рисунок 7. Холодный батик Техника «Горячий батик». Отличие горячего батика от холодного состоит в том, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин либо их смесь). Горячий воск наносят с помощью кисти из щетины либо специальной медной лейки на те места, которые должны остаться белыми (восковое пятно должно быть прозрачным). После на несения воска вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После того, как ткань с красками подсохла воском закрывают, те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивают в более темные тона. В горячем батике различают следующие способы работы: 1. Простой батик (в одно перекрытие). 2. Сложный батик (в два и более перекрытий). 3. Работа от пятна. 1. Простой батик. Здесь шаблон с изображением композиции наносят на ткань с помощью кистей, штампов, воронок разогретым резервирующим составом. Получается геометрический или растительный узор. Когда нанесенный резерв застынет, он равномерно перекрывается краской при помощи ватного либо губчатого тампона поверх рисунка. 2. Роспись способом сложного батика выполняется в несколько этапов, после первого перекрытия фона и его высыхания, опять наносят рисунок резервирующим составом и снова закрывают всю плоскость. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия следует выполнять от более светлого тона к темному. 3. Роспись от пятна - самая сложная и более увлекательная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, которые украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, вместо постепенных перекрытий всей ткани, здесь наносят расплывчатые пятна разных цветов. Рисунок 8. Горячий батик Помимо всех выше описанных способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует еще один эффектный прием отделки законченного рисунка. Это так называемый эффект кракле. После того, как на ткань нанесен рисунок ее покрывают разогретым резервирующим составом. Когда резерв застынет, ткань с рамы снимают и затем осторожно сминают, чтоб получились трещинки, после этого встряхивают лишний воск, затем опять натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают темной краской. Краска, проникая в эти трещины, оставляет на ткани темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Ждем до полного высыхания. После этого горячим утюгом с множеством газет либо бумаги снимаем воск со всей поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен появляется необычная фактура. [4, c. 96]. Рисунок 9. Эффект «кракле» Техника «узелковый батик» (бандан). Батик в технике «бандан», самый древний вид художественной росписи тканей. Здесь неокрашенную ткань покрывали по схеме узора маленькими узелками, и перевязывали прочно и крепко нитками. После чего ткань окрашивали и удаляли нитки, в результате этого появляется необыкновенный узор. Если окрашивать сухую ткань, то получится резкая граница красителя. А если ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) – то получаются плавные границы перехода. При необходимости можно окрашивать ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. После того, как ткань высохнет убираем перевязочные нити, мы не гладим готовое изделие, а оставляем таким и за счет этого надолго сохранится эффект «жатости». В этом и заключается, одно из преимуществ узелковой росписи - красители закрепляются в процессе крашения и не требуют дополнительной обработки. [4, c. 71]. Рисунок 10. Узелковый батик Техника «Свободной росписи». Свободная роспись на ткани предполагает отсутствие тех или иных резервирующих веществ, которые ограничивают растекание красителей на ткани. Потому, как без резерва тяжело получить четкий задуманный рисунок, как правило, ткань перед работой в технике свободной росписи грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Также используют разные загустители, которыми покрывают ткань, либо загущают сами красители. Первый способ росписи - натянутую на подрамник ткань пропитывают акварельным грунтом, после высыхания ткань расписывают красками по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему. Второй способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли либо мочевины. Здесь ткань также натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. После этого на мокрую ткань, в соответствии с рисунком, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя участки ткани, на которые они наносятся. После высыхания соль удаляется. [4, c. 116]. Рисунок 11. Свободная роспись Техника «Гутта». Данная техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в технике художественной росписи по шелку. В этой технике также используют контурный состав. Для того чтобы выполнить работу натягиваем ткань на подрамник, затем переносим сам рисунок карандашом на ткань. После чего обводим контур рисунка резервом. После того как резерв нанесен выполняем саму роспись с помощью разбавленных анилиновых красителей. Рисунок 12. Техника «гутта» Техника «трафаретная роспись». Эта техника похожа на технику «Штамп». В самом начале работы прописываем фон, в технике свободной росписи светлыми тонами. Затем накладываем шаблон, вырезанный из бумаги или картона. Отверстия шаблона покрываются краской с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним). Рисунок 13. Техника трафаретной росписи Техника витража. Эта техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале. В самом начале работы наносим черный, золотой или серебряный контур на белую ткань согласно задуманному рисунку. После того как он высох, заливаем изображение различными цветными пятнами. Рисунок 14. Техника витража Техника «смещения». Эту технику можно назвать импрессионизм на шелке. Для начала погружаем шелковую ткань в теплую воду, затем хорошо отжимаем. Раскладываем влажную ткань на стеклянную поверхность либо полиэтиленовую пленку. Потом необходимо сдвинуть ткань так, чтобы одни складки ложились на другие. И сверху брызгаем на них краской из пульверизатора, или с помощью аэрографа. Перед каждым н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: