VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Место и роль Германии в мировом хозяйстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004107
Тема: Место и роль Германии в мировом хозяйстве
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Федеративная Республика Германия – индустриальная страна, которая входит в состав ведущих держав мира. Германия обладает значительным экономическим и научно-техническим потенциалом; по объему промышленного производства занимает третье место после США и Японии; является главным экспортером товаров и услуг. 
     После второй Мировой войны Германия первой вступила на путь преобразований. Это  было вызвано потребностями научно-технического прогресса, развитием МРТ (международного разделения труда), а также расколом Германии на два государства. 
     Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности германских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях – есть свидетельство того, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги как в промышленности, так и в торговле, что находит свое отражение в структуре товарного экспорта Германии.
     Особенно сильные изменения происходят в машиностроительном комплексе, а он является основой международной специализации Германии и имеет большое значение для всей экономики страны.
     Внешнеэкономические связи ФРГ и РФ достаточно обширны. Россия является большим рынком сбыла германской продукции. 
     Германия играет очень большую роль во внешнеэкономических связях России – занимает вторую строчку (после Китая) в списке крупнейших торговых партнеров России. 
     Таким образом, исследование внешнеэкономических связей Германии с Россией и другими странами мира на современном этапе, выявление динамики их развития, а также проблемы, препятствующие их нормальному развитию, является весьма актуальным.
     Также стоит отметить, что в современной литературе вопросам внешнеэкономических связей Германии, а также вопросам развития отношений с Россией уделяется большое внимание – существует достаточно большое количество научных трудов и публикаций. Данными вопросами занимаются такие специалисты, как Шлагер А., Фамински	й И.П., Шаховская Л.С., Джабаев А.П., Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. и др.
     Целью данной работы является комплексное изучение внешнеэкономических связей Германии и выявление динамики их развития.
     Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
     - выделить особенности экономического развития Германии на современном этапе;
     - выявить динамику внешней торговли Германии;
     - рассмотреть перспективы развития российско-германского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
     Объектом исследования являются внешнеэкономические связи Германии.
     Предметом исследования является роль и место стран в мировом хозяйстве, проблемы и перспективы развития экономики и ВЭС Германии.
     Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, характеризует степень изученности проблемы, а также раскрывает значимость работы.
     В первой главе дается характеристика, место Германии в мировом хозяйстве и особенности ее экономического развития. Вторая глава раскрывает динамику внешней торговли Германии, а также российско-германское торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Третья глава посвящена развитию российско-германского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
     В заключении подводятся итоги исследования, а также формулируются окончательные выводы по теме работы.
     
     
     Глава 1. Предпосылки развития ВЭС Германии
     
     1.1 Место и роль Германии в мировом хозяйстве
     
     
     Федеративная Республика Германия – федеративная парламентская республика, состоящая из 16 равноправных субъектов – федеральных земель. Население Германии составляет 81,5 млн. чел., в т.ч. более 6 млн. иностранных граждан. Доля населения старше 65 лет – более 21%. С 2002г. денежной единицей является евро. ФРГ не имеет значительных запасов нефти и газа. Является крупным экспортером транспортных средств, химических изделий, станков, электротехнических и электронных товаров, медицинских товаров и фармацевтики.
     Доля ФРГ в мировом ВВП составляет 3,4% и страна занимает 5 место. Доля Германии в общемировом ВВП по ППС по данным МВФ в 2016 г. составила 3,32%. Темпы роста объема промышленного производства Германии составляет 1,5%. Германия занимает второе место (после США) по объемам импорта и экспорта. Объем экспорта составляет 1283 млрд. долл. США (доля в мировом экспорте – 11%); объем импорта – 987,6 млрд. долл. США (доля в мировом импорте – 9%). 
     Экономика Германии является крупнейшей, а также, как показал финансовый кризис 2008-2009 гг., это наиболее устойчивая и конкурентоспособная экономика в Европе. Ее основу составляют частнопредпринимательские инициативы (порядка 70% постоянных рабочих мест обеспечиваются малыми и средними предприятиями) и эффективная
коммерциализация научно-технических разработок. Продвижение по этим
важнейшим направлениям обеспечивается посредством паритетного участия в финансировании перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), то есть на основе хорошо организованного
и структурированного частно-государственного партнерства, где обе стороны
реально заинтересованы и прилагают необходимые усилия для экономического роста и повышения благосостояния граждан страны. ФРГ
обладает большими конкурентными преимуществами практически во всех
важнейших отраслях экономики, в том числе, в автомобилестроении, авиастроении, электротехнике и производстве медицинской техники, специального оборудования и транспортных средств, химической и фармацевтической промышленности, станкостроении, производстве сельхозтехники, оборудования для пищевой промышленности, двигателей и приводов, различных аппаратов и измерительных приборов.
     Машиностроение - представляет собой крупнейшую отрасль обрабатывающей промышленности ФРГ, в которой работает около 6 млн.
человек. Отрасль включает в себя не менее 150-ти самостоятельных, преимущественно наукоемких и высокотехнологичных подотраслей с общим
числом предприятий, находящихся в частной собственности, около 6,4 тыс.
     Второе место по числу занятых занимает электротехническая промышленность (около 850 тыс. рабочих мест), третье место – автомобильная промышленность (более 710 тыс. рабочих мест), четвертое место – химическая промышленность (порядка 400 тыс. рабочих мест).
     По объемам экспорта машин и оборудования ФРГ (удельный вес – около 20%) занимает первое место в мире (второе – США, третье – Япония). Наиболее важные зарубежные рынки сбыта машинно-технической продукции ФРГ: Китай, США, Франция, Италия, Великобритания, Россия и Австрия.
     Ежегодные расходы германских предприятий на НИОКР составляют в среднем 40-45 млрд. евро. В целом уровень текущих затрат на НИОКР и инновации в Германии составляет 2,9% ВВП (целевой ориентир Федерального правительства – 3% ВВП). Занимая первое место в Европе (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2%), Германия уступает США, Японии и Китаю.
     Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европейского Союза. Доля промышленности в германской экономике с типичными для нее предприятиями среднего бизнеса составляет 23,8% (2015 г.) и позволяет ей занимать ведущее место на рынке. В других крупных промышленных странах Европы (Франция, Италия, Великобритания) в последнее время шли мощные процессы деиндустриализации, а потому их доля в данном секторе
значительно меньше.
     Германия является одним из наиболее технологически продвинутых в
мире производителей чугуна, стали, угля, цемента, химикатов, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков,
судостроения, текстильных изделий. Она также является ведущим мировым
экспортером машин, транспортных средств, химических веществ, а также
бытовой техники.

Рисунок 1. Структура ВВП Германии в 2015г.

     ФРГ тесно связана с мировой экономикой и сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка. Экспортные квоты большинства концернов,
входящих в биржевые индексы, достигают в среднем 50% и больше (Adidas,
Bayer, Daimler и т.д.). Фирмы среднего бизнеса и так называемые «hiddenchampions», высокоспециализированные предприятия, очень часто
выходят за счет своих успешных нишевых продуктов на уровень 80% экспорта.
     Новые возможности для роста эксперты Германии усматривают в секторе услуг. В то время как в Германии 2/3 всей экономики формируется
за счет сектора услуг, в случае экспорта услуги составляют всего лишь 15%.
     Несмотря на постепенное смещение центра тяжести мировой экономики в направлении Азии, ЕС по-прежнему остается крупнейшим в мире внутренним рынком и главным покупателем германских продуктов и услуг.
     ФРГ является одним из лидеров в области инноваций в ЕС. Из 3-х критериев оценки (наличие интеллектуального капитала; способность внедрять на практике получаемые технологические знания; наличие развитой инфраструктуры национальных научно-исследовательских учреждений) Германии удается сохранять высокие позиции по всем. В качестве негативных обстоятельств, требующих корректировки, при этом отмечается сравнительно низкий уровень оплаты труда научных работников, а также финансирования научно-исследовательских учреждений в ФРГ.
     Германия – не только один из ведущих экспортеров в мире, но и лидер в сфере инвестиций. Объем ежегодных прямых германских инвестиций в последние годы превышает 1трлн. евро, примерно половина суммы приходится на зарубежные рынки. В то же время, Германия активно привлекает к себе зарубежные инвестиции. Европейские инвесторы (прежде
всего, из Нидерландов) делают выбор в пользу Германии ввиду развитой
инфраструктуры и высокого образовательного уровня рабочей силы, интерес
китайских инвесторов связан с know-how, а для японских концернов инвестирование привлекательно с точки зрения курса йены.
     Фокус германских инвесторов и экспортеров смещается на растущие рынки государств BRICS – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Эти пять
стран являются региональными лидерами экономического развития и рассматриваются как равные партнеры германского бизнеса.
     Основные макроэкономические показатели ФРГ (см. приложение 1).
     Германия является мощным с экономической точки зрения государством мира, а также она играет ведущую роль на международной политической арене. С 1973 г. Германия является членом ООН, а также состоит в ряде учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, МАГАТЭ, МБРР, МВФ и др.). Также с 1955 г. Германия является членом НАТО, с 1957 г. – членом ЕС, а также - «Большой восьмерки», ОБСЕ, ВТО, ОЭСР, ЕБРР, Интерпола и других.
     Развитие внешних связей Германии во второй половине XX века было успешным – ее авторитет на международной арене постоянно рос: Германия вошла в НАТО, занимает значимое место в ЕС и смогла преодолеть настороженное отношение к себе со стороны Франции и России, которые на сегодняшний день являются важными партнерами ФРГ. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов). 
     Федеративная Республика Германия – одна из основательниц Европейского Союза. Основные цели ее членства: 
* Дальнейшее развитие ЕС;
* Углубление интеграции в экономической, во внутри- и внешнеполитической сферах, формирование общей внешней политики и политики безопасности;
* Преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток;
* Обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов;
* Укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ;
* Укрепление и уважение прав человека во всем мире;
* Расширение партнерских отношений со странами-соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ;
* Обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф. 
     Центральными остаются задачи разоружения, контроля вооружений и нераспространение оружия массового поражения. 
     В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. К примеру, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Греции, Португалии и других стран ЕС.
     Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Германия показывает наибольший интерес к сохранению политической стабильности в странах, расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион направляется 53% ее экспорта. Достаточно быстро создаются совместные предприятия с Польшей, Венгрией, Чехией, другими странами. Однако, в Германии в последнее время раздается все больше голосов против такой политики правительства, которая, по мнению многих экспертов и рядовых граждан, приведет к резкому увеличению финансового бремени для экономики.
     Полноправное членство в ООН – одна из центральных опор германской политики. Германия активно поддерживает деятельность организации во всех ее аспектах с момента своего вступления в ООН (18 сентября 1973г.). Доля взносов Германии в регулярном бюджете ООН составляет около 10%, т.е. Германия – третий по значению донор ООН. В Германии расположены 24 структуры ООН – в Бонне, Берлине, Гамбурге и Франкфурте. Центральное представительство («Кампус ООН») расположено в Бонне.
     Основные цели участия Германии в ООН:
* Сохранение мира и безопасности, предупреждение конфликтов;
     На сегодняшний день Бундесвер участвует в десяти миротворческих и гуманитарных операциях за рубежом, имеющих мандат ООН и осуществляемых в рамках НАТО и ЕС. Германия – один из крупнейших поставщиков воинских контингентов, действующий с целью предотвращения кризисов и преодоления конфликтов. 
* Укрепление международного права, защита прав человека и охрана глобальной окружающей среды.
     Также Германия является членом НАТО. Вступление Западной Германии в НАТО произошло более пятидесяти лет назад, 6 мая 1955 г., на фоне конфликта между Востоком и Западом и процесса европейской интеграции. Второй тур расширения НАТО, в результате которого ФРГ стала пятнадцатым членом Североатлантического союза. 
     Германия выступает последовательным сторонником скорейшего завершения идущего с 2001г. Дохийского раунда переговоров и считает эту задачу самой важной в рамках своей текущей деятельности в ВТО. В случае заключения многостороннего торгового соглашения по итогам раунда произойдут следующие изменения: 
> либерализация торговли промышленными товарами и услугами и де-бюрократизация таможенных процедур (это принесет Германии значительные выгоды); радикальное сокращение экспортного субсидирования сельскохозяйственных товаров и поддержки внутри страны аграрного сектора (это окажет негативное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве страны).
     По мнению Правительства ФРГ, успех Дохийского раунда – в интересах не только ЕС в целом и Германии в частности, но и всех стран-членов ВТО, включая развивающиеся страны. Планируемое соглашение обеспечит не только улучшение доступа на рынки развитых стран товаров, экспортируемых развивающимися странами, но и станет сильным стимулом к развитию торговли между развивающимися странами, поскольку львиная доля таможенных пошлин, действующих в этих странах, направлена против самих развивающихся стран.
     Кроме того, Правительство ФРГ считает завершение Дохийского раунда не только важным вопросом торговой политики, но и фактором укрепления многосторонней торговой системы в качестве краеугольного камня мирного международного сотрудничества. Совершенствование правил мировой торговли и эффективный контроль их выполнения внесут вклад в победу над бедностью в развивающихся странах. В случае успеха Дохийского раунда ожидается прибавка к темпам роста мирового валового внутреннего продукта в размере 0,2–0,3% и увеличение объемов мировой торговли как минимум на 150 млрд. евро в год.
     Экономическая история мировой цивилизации и в особенности опыт Великой депрессии 1930-х годов показывают: свобода торговли и инвестиций повышает благосостояние всех участников процесса и становится важным средством укрепления международной безопасности и сохранения мира, тогда как протекционизм и фрагментация мировой торговли ведут к экономической и политической дестабилизации, увеличению безработицы и распространению бедности.
     В качестве важного шага к разрешению трудностей Дохийского раунда
Евросоюз начал предоставлять свободный (без пошлин и квот) доступ на свой рынок товарам, экспортируемым из самых бедных развивающихся стран (кроме оружия).
     Таким образом, можно сказать, что Германия – мощное и достаточно значимое государство и на экономической, и на политической международной арене. ФРГ тесно связана с мировой экономикой и играет большую роль на мировом рынке. 
     
     
     
     1.2 Особенности экономического развития Германии на современном этапе


     Современный этап научно-технической революции, а также переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП сократилась доля материального производства и, прежде всего, сельское хозяйство и промышленность, а доля услуг увеличились.
     Значительные изменения произошли в структуре промышленности. Уменьшилась доля традиционных отраслей - черной металлургии, машиностроения, судостроения, текстильной и швейной промышленности. В то же время резко увеличилась доля авиакосмической промышленности, оргтехники и компьютерной техники, электроприборов и автомобильной промышленности.
     Машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленной структуре. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. Говоря о структуре выпуска – центр тяжести перемещается в область научно-технических производств. Ведущая роль принадлежит автомобильной, машиностроительной и электротехнической промышленности. Их позиция зависит от спроса на внешних рынках. По некоторым видам производства обрабатывающей промышленности Германия занимает ведущие места в мире. В производстве станков она занимает второе место. В основным группах отраслей она занимает третье место.
     В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство  ФРГ по валовому объему уступает Франции и Италии. Затрагивая интенсивность и продуктивность, можно сказать, что ее сельское хозяйство выше среднего уровня стран ЕС, но ниже таких стран, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.
     Не высокий уровень интенсификации производства связан с социально-экономической структурой сельского хозяйства. Большая часть сельскохозяйственных земель в аренду. В собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных земель. В отличие от ряда других стран, здесь преобладает парцельная аренда – форма аренды, при которой дополнительно к собственной земле берутся дополнительные участки. В этом случаем субъектами являются малые и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда Германия меньше, чем Великобритания, Люксембург, Дания, Франция, Ирландия. Средний размер хозяйства - около 17 га. Более 54% ??хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% -  более 50 гектаров. И малые и средние предприятия, как правило, разделены на несколько участков.
     Внедрение научно-технических достижений в производстве в крупных компаниях приводит к увеличению производительности труда и вытеснению мелких крестьянских хозяйств. Около половины хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. С точки зрения доходности, немецкое сельское хозяйство меньше, чем в ряде стран ЕС.
     Аграрная политика федерального правительства направлена ??на изменение экономической и социальной структуры хозяйства.
     Затрагивая кредитные рынки, можно сказать, что Германия по величине финансовых рынков значительно хуже США и других ведущих стран. Значительная часть сделок связана с активами, выраженными в немецких марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.
     Структурная реорганизация, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.
     Многие отрасли экономики Германии характеризуется высокой степенью централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших компаний сосредотачивают 60% от общего оборота и более 50% от общего числа занятых.
     Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, малые и средние предприятия имеют значительный вес. Малые предприятия (до 50 человек) сосредотачивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 человек создают почти 55% валового продукта.
     Многие крупные компании тесно связаны через систему участия, личную унию, кредитные и производственные отношения. Активная роль в переплетении интересов принадлежит кредитным учреждениям. Контрольные пакеты акций 27 и 32 крупнейших компаний страны принадлежат десятке наиболее значительных банков.
     Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37% расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала.
     В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предпри-ятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре. В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов, добычу каменного угля.
     В 2015 году низкие цены на энергоносители и факт ослабления европейской валюты компенсировали негативный эффект внешних и внутренних факторов и обеспечили экономике Германии, которая ориентирована на экспорт, достаточно солидный рост. Как следствие, успехи оказались даже выше прогнозируемых. В 2015 году ожидался рост ВВП в размере 1-1,3%. По данным Федерального Банка ФРГ, ВВП страны в 2015 году увеличился на 1,7%. В 2014 году рост составлял 1,5%.
     
     Таблица 1. Изменение ВВП Германии относительно прошлого года
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
4%
3,3%
0,7%
0,4%
1,5%
1,7%

     Индекс промышленного производства в 2015 году увеличился на 0,64% и составил 108,6 пунктов – на 0,7 пунктов большем, чем в 2014 году (107,9 пунктов). Лучшие результаты связаны с увеличением темпов экономического развития в развивающихся странах, а значит ростом спроса на немецкую продукцию. 
     По итогам 2015 года среднемесячный уровень инфляции составил 0,5% (в 2014г. – 0,9%, в 2013г. – 1,6%).
     Достаточно благоприятная ситуация и на рынке труда Германии. В 2015г численность трудоустроенных граждан в очередной раз достигла рекордного уровня – 43,6 млн человек (+0,9% к показателю 2014г). Численность безработных составила 2,623 млн человек, что на 72 тыс человек (3,2%) меньше прошлого года; уровень безработицы опустился до 4,6%. 
     Германия была вынуждена затратить дополнительные денежные средства на миграционную политику, но отказываться от достигнутого в 2015г нетто-сбалансированного бюджета при отсутствии новых государственных займов она не намерена. Это зафиксировано в утвержденном в июле 2015 г проекте бюджета ФРГ на период до 2019г. Ожидается, что к 2019 г государственные расходы федерального бюджета достигнут 334 млрд евро.
     Возросли и расходы на инвестиции. В 2016 г. они составили 31 млрд. евро (в 2015 г. 30 млрд. евро), к 2018 г. достигнут 31,9 млрд. евро, а в 2019 г. немного сократятся до 30,9 млрд. евро. В целом на бюджетный период с 2016 по 2019 гг. предусмотрены дополнительные инвестиции в размере 23 млрд. евро на развитие инфраструктуры, поддержку земельных бюджетов и цели государственного содействия развитию.
     По данным Федерального статистического ведомства Германии, совокупный государственный долг ФРГ в 2015 г. составил более 2,050 трлн. евро. Из них 1,285 трлн. евро – федеральный долг, 615,5 млрд. евро – земельный, 152,5 млрд. евро – муниципальный.
     По данным Бундесбанка объем золотовалютных резервов в 2015 г. составил 166,666 млрд. евро. Стоимость валютных запасов оценивалась в 33,501 млрд. евро, золотых – в 112, 834 млрд. евро при курсе 1038,03 евро за тройскую унцию. В Германии сосредоточено 35% ее золотого запаса, 43% находится в Нью-Йорке, 13% - в Лондоне, 9% - в Париже. Обращаясь к новой стратегии Бундесбанка, к 2020 г. 50% германских золотых запасов должно будет находиться в ФРГ, 37% - в ФРС (Федеральная резервная система) США и 13% - в Банке Англии. Франция исключена, так как имеет единую с Германией валюту – евро.
     Бундесбанк продолжил поэтапное сокращение учетной ставки, которую он понижает с января 2013 г. с периодичностью в полгода. Так, с января по июнь 2013 г. она составляла минус 0,13 %, с июля по декабрь 2013 г. –минус 0,38 %, в январе-июне 2014 г. – минус 0,63 %, в июле-декабре 2014 г. – минус 0,73 %, в январе-июне 2015 года – минус 0,83 %. Предполагается, что данные действия Бундесбанка способствуют росту объемов кредитования в стране. 
     Германия традиционно остается нетто-экспортером капитала. По данным ЮНКТАД, на начало 2015 г. объем накопленных ПИИ (прямых иностранных инвестиций) ФРГ за рубежом составил около 1,2 триллиона.
     В настоящее время на рынке ПИИ ФРГ насчитывается более 4000 инвестиционных проектов. В 2015 г. Германия превысила «планку» в 700 новых инвестиционных проектов, продемонстрировав тем самым лучший показатель за последние несколько лет.
     По данным ЮНКТАД, наиболее привлекательной для приложения иностранного капитала в ФРГ с 2010 г. по 2015 г. оставалась сфера ИКТ (информационно-телекоммуникационных технологий, 18%) и финансовых услуг (15%). В плане инвестиционной привлекательности сильными были и машиностроение (11%), текстильная (10%), химическая (8%) и пищевая (8%) промышленности. Наименее заинтересованы инвесторы были в транспорте и логистике (5%), энергетике (5%) и автомобилестроении (4%).
     Около 42% всех иностранных фирм, реализующих ПИИ-проекты на территории Германии, являются сбытовыми или маркетинговыми предприятиями. 15% - сосредоточены на оказании коммерческих услуг. 11% ПИИ-проектов приходится на розничную торговлю. Показательно, в то же
время, что доля производственных предприятий здесь не слишком высока (11%).
     По классификации ЮНКТАД, ФРГ занимает 7 место в мире по объему накопленных ПИИ (612 млрд. евро) после Бразилии (622 млрд. евро), Сингапура (751 млрд. евро), Китая (894 млрд. евро), Гонконга (1,3 трлн. евро), Великобритании (1,4 трлн. евро) и США (4,5 трлн. евро). По данным Бундесбанка 56 % всех инвестиций в Германию привлекается из стран Европейского союза (257 млрд. евро). На европейские страны-нечлены ЕС приходится 7 % ПИИ в ФРГ. В то же время растет объем прямых инвестиций из неевропейских стран. Значительная их доля приходится на Северную Америку - 21%. 10% поступающих в ФРГ ПИИ принадлежит азиатским инвесторам.
     Что касается сделок по «слиянию и поглощению» в ФРГ (29% всех ПИИ в Германию), то здесь лидируют инвесторы из США. Из общего количества в 489 сделок в 2014 г. на них пришлось 114. За американскими инвесторами следуют британские (58), швейцарские (44) и голландские (38) компании.
     В рейтинге Всемирного банка «легкость ведения бизнеса 2015» (Doingbusiness 2015) Германия занимает довольно высокое 14-е место из 189 стран, что, тем не менее, на один пункт ниже предыдущего года. Примечательно, в то же время, что, несмотря на хорошие позиции в рейтинге по основным показателям, практически все они снизились в соотношении с 2014г. Так, по показателю «открытие бизнеса» ФРГ занимает не самое лучшее - 114 место (103 в 2014 г.), по «разрешению на строительные работы» - 8 (7), «регистрации собственности» – 89 (80), «получению кредита» - 23 (19), «защите миноритарных инвесторов» - 51 (50), «налогообложению» - 68 (64), «доступности электричества» - 3 (2).
     В 2015 году экспортоориентированная экономика ФРГ дополнительно «выигрывала» за счет таких факторов как низкая стоимость энергоресурсов и слабый евро. По итогам 2015 г. зафиксирован рост основных показателей германской внешней торговли. Динамика изменения объемов экспорта в годовом исчислении демонстрирует рост на 6,4% по отношению к 2014 году (1 195,9 млрд. евро в 2015 г. против 1123,7млрд. евро в 2014 г.). При этом экспорт ФРГ в страны ЕС увеличился на 7,0% и составил 693,9 млрд. евро.
     В 2015 г. продолжился рост германского импорта, который составил
5,2% (948,1 млрд. евро в 2015 г. против 910,1 млрд. евро в 2014 г.). Импорт из
стран ЕС вырос на 3,1% до 543,7 млрд. евро. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ в 2015 г., положительное сальдо внешнеторгового баланса ФРГ составило 247,9 млрд. евро против 213,6 млрд.
евро в 2014 г.
     ФРГ относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество «человеческого капитала», активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
     На протяжении многих лет, одним из традиционных центров притяжения рабочей силы являлась Западная Европа. По оценке Международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост рабочей силы составляет здесь 600 тысяч человек. В 80-х годах произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х стала наблюдаться тенденция понижения. ФРГ по масштабам иммиграции лидирует.
     Для ФРГ типично высокое качество «человеческого капитала», которое определяется образовательным уровнем, профессиональной структурой, социальным составом, состоянием здоровья, способностью к восприятию нововведений. В условиях научно-технического прогресса доля высококвалифицированных рабочих в ФРГ одна из самых высоких в мире и составляет около 50%.
     Весьма важным фактором экономического развития выступает для ФРГ научно-технический прогресс. Германия обладает развитой базой научных и технических знаний, начало которой было положено еще в 19 веке. Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие преимущества в конкуренции. Германские промышленные фирмы владеют большим числом патентов, чем фирмы других западноевропейских стран ЕС, вместе взятые, впрочем, уступая лишь американским и японским.
     С точки зрения обеспеченности природными ресурсами ФРГ нельзя отнести к числу богатых стран. Она располагает немногими видами топлива и сырья. К их числу относятся каменный и бурый уголь, калийная соль, небольшие запасы железной руды, легирующих и цветных металлов. Подавляющая часть топлива – нефти и газа, а также атомного сырья ввозится из-за рубежа.
     Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии.
     Основой этой политики стал следующий принцип: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты.
     Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом, то есть новым либерализмом.
     За пятидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад. Первый кризис в 1966-1967 гг. и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. Следствием стала смена неолиберальной политики неокейнсианством.
     70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства 1974 - 1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5 %, промышленного производства на 12 %, внутренних частных инвестиций на 18,5.
     В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства. Все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства, был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ - ее «смягченный» вариант.
     Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась как важный фактор укрепления рыночных сил, способ решения проблем занятости, экономического роста и упорядочения государственных финансов. Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста.
     Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан, зато косвенные налоги возросли.
     С кризисом 1992-1993 гг., одним из самых глубоких за послевоенную историю страны кризисов, объединенная Германия справилась. Этот кризис выявил проблемные сферы, где определенные элементы концепции СРХ требуют своего реформирования.
     Когда в 199.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%